Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человек как предмет современной философской антропологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К моменту начала данного исследования в отечественной философской антропологии сложилась следующая ситуация. Наряду с активным процессом опубликования и ассимиляции зарубежных антропологических идей, введением философской антропологии в программу высшего образования в первую очередь гуманитарных специальностей, бурного развития конкретных антропологических исследований, обнаружилась весьма слабая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема человека в современной философской антропологии
    • 1. 1. Противоречия современной философской антропологии
    • 1. 2. Методологические основания определения понятия «человек»
    • 1. 3. Основные моменты общей теории человека
  • Глава II. Развитие предмета исследований в классической философской антропологии XX века
    • 2. 1. Постановка проблемы человека в философской антропологии М
  • Шелера
    • 2. 2. Предмет философской антропологии X. Плеснера
    • 2. 3. Развитие предмета в философской антропологии А. Гелена
    • 2. 4. Дифференциация философской антропологии в русле культурантропологии, психологической антропологии и культурной психологии
  • Глава III. Развитие предмета философской антропологии на основе системного подхода
    • 3. 1. Системный подход как современная методология исследования
    • 3. 2. Человек как предмет исследования в общей теории систем
    • 3. 3. Система частных понятий в определении человека
    • 3. 4. Методологическая роль системно организованного понятия «человек» в специальных антропологических исследованиях

Человек как предмет современной философской антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные естественные и гуманитарные науки нуждаются в существенно более содержательном понимании человека. Очевидно, что это связано с потребностью науки и общества. Можно сказать, мы находимся в стадии антропологического бума, который разворачивается на наших глазах. Причины возникновения подобного бума сопряжены с растущим пониманием того, что прежние, сложившиеся в науке и иных интеллектуальных практиках методы и подходы исчерпали себя, и человечество как целое стоит перед необходимостью заново выстраивать способы и методы взаимодействия человека с миром.

Прежде всего, это связано с исчерпанием возможностей господствовавшего на протяжении длительного времени «линейного» способа мыслить. Эта «линейная» методология весьма эффективна в тех ситуациях, когда речь идет о сведении целостного явления или процесса к ограниченному набору функций, механизму. Всегда, когда конкретное явление можно подвести под общий закон, мы, как правило, будем иметь дело с целым рядом условных допущений. В реальности же, все те допущения, которые вводятся теорией, приводят к тому, что поведение реальной системы разительно отличается от предписанного теорией. Понимание этого уже давно является банальной общей мыслью в «практических» естественных и технических науках — инженерии, экспериментальной физике и химии и других, в которых любой профессионал снабжен толстым справочником с эмпирически выявленными поправочными коэффициентами.

Однако существует важнейшая область знания, в которой принципы линейного мышления в качестве интеллектуальной парадигмы оказались изначально порочными и не вполне преодоленными по сей день. Более того, создание тех самых справочников поправочных коэффициентов здесь практически невозможно в силу высокой, сложности объектов. Это область наук о человеке. «Какую бы конкретную задачу антропологии мы ни взяли, попытка решить ее теми же методологическими средствами, какие мы применяем, проектируя и ремонтируя часы, оборачивается провалом.

Как только мы сталкиваемся с тяжелыми многофакторными заболеваниями <.> то, попадая в зоны принципиальной нелинейности, понимаем, что справиться с ними, действуя линейно, процессуально невозможно в' принципе. Предмет нашего исследования может лежать и в другой области — экономики, конфликтологии, педагогики. И тут линейные методы анализа и коррекции ситуации оказываются неэффективными. И дело не в том хороши или плохи линейные технологии, а в том, что они произвольны, обращены на анализ периферической динамики и воздействие на нее. Когда же центр тяжести переносится вглубь, в сферы нелинейности, то действуют либо на основе произвольных и общих рассуждений, либо методом подбора управляющих факторов, который в принципе не может дать устойчивого и повторяемого успеха. Причина — отсутствие средств работы в области нелинейности". 1

Данный вывод авторы приведенного высказывания делают на материале психосоматики, но и они сами, и множество других, понимают, что речь идет и проблемах общетеоретического и, ширеобщеметодологического парадигмального плана.

Это принципиальная проблема и трудность, нерешенность которой ограничивает возможности как совокупности общих и частных наук о человеке, так и философской антропологии, как дисциплины, призванной ассимилировать и постулировать парадигмальные обобщения.

В силу того, что до сих пор остается открытым вопрос о методе антропологии, оказывается невозможным теоретически полно и точно определить и даже описать предмет этой науки, сформулировать сущностное понятие человека.

1 Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. — СПб.: «Ювента», М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001, с. 4.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в ходе широкого внедрения новых и возрождения старых антропологических идей, актуализируется потребность методологического обобщения, поиска общей базы для конструктивного междисциплинарного диалога. Можно сказать, мы находимся в стадии антропологического бума, который разворачивается на наших глазах. Причины возникновения подобного бума сопряжены с растущим пониманием того, что прежние, сложившиеся в науке и иных интеллектуальных практиках методы и подходы исчерпали себя, и человечество как целое стоит перед необходимостью заново выстраивать способы и методы своего взаимодействия с миром. Это требует пересмотра прежних методологических подходов к пониманию человека, как системного предмета исследования.

Прежде всего, это связано с исчерпанием возможностей «линейного» способа мыслить, эффективного при сведении целостного явления или процесса к ограниченному набору функций, к механизму. В тех же «случаях, когда мы сталкиваемся со сложно организованными нелинейными процессами и многоуровневыми системами, данная методология оказывается неэффективной.

Это принципиальная проблема и трудность, нерешенность которой ограничивает возможности как антропологии в целом, как совокупности общих и частных наук о человеке, так и философской антропологии, как дисциплины, призванной ассимилировать и постулировать парадигмальные обобщения, определяется тем, что в ходе широкого внедрения новых и возрождения старых антропологических идей, актуализируется потребность методологического сведения их в теоретическое единство, поиска общей базы для конструктивного междисциплинарного диалога, который очевидно, может и должен проходить в рамках философской антропологии как дисциплины, могущей обозначить принципиальные подходы, приемлемые как для частных научных дисциплин, так и для широких философских обобщений парадигмального плана.

Конечно, исследование личности и процессов ее формирования может рассматриваться в рамках психологии, но рассмотрение человека, как целого уже значительно выходит за рамки этой дисциплины. Из обзора современных публикаций видно, что сложности в самоопределении философской антропологии как самостоятельной области человеческого знания связаны, не в последнюю очередь, с неопределенностью самого предмета этой дисциплины. Человек должен быть специально рассмотрен заново как предмет философской антропологии. Это в свою очередь связано с необходимостью пересмотра прежних методологических подходов к определению человека.

Очевидно, что для плодотворного движения в этом направлении, для введения в науки о человеке новой методологии, объединения гуманитарной и естественнонаучной парадигм, должно быть подвергнуто рассмотрению сама категория «человек».

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что формирование антропологической проблематики началось еще в античный период и фактически все крупнейшие мыслители в той или иной степени внесли свой вклад в ее развитие, окончательное становление и позиционирование философской антропологии как самостоятельной дисциплины, произошло лишь в XX веке. Прежде всего, в трудах таких европейских мыслителей как: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э. Ротхакер, Э. Кассирер и других, в чьих работах предприняты как попытки определения человека^ так и попытки показать его место в ряду других явлений действительности и значимость антропологической проблематики для философского размышления.

Отечественная философия имеет оригинальные и давние антропологические традиции, здесь молено сослаться на таких ярких мыслителей как А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, C.JI. Франк, П. А. Кропоткин и других. В середине и конце XX века весомый вклад в разработку антропологических проблем внесли И.С.

Фролов, Б. Г. Юдин, Б. Т. Григорьян, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, М. К. Мамардашвили. Разносторонний анализ антропологической проблематики в контексте культурологии, социологии и педагогики проделали: Г. В. Стельмашук, М. А. Арефьев, А. Г. Давыденкова, Р. А Зобов, B.JI. Обухов, И. Д. Осипов, А. С. Казеннов, Ф. И. Гиренок, П. С Гуревич, В. Б. Марков, И. Н. Мочалова и многие другие.

Несмотря на бурное развитие антропологических исследований, многие аспекты остаются не в полной мере раскрытыми, и, более того, именно в силу бурного роста числа исследований, растет необходимость более глубокого изучения методологических проблем антропологии для более глубокого понимания ее дискурса.

Цель и задачи исследования

Определение предмета современной философской антропологии предстает как триединая цель:

— раскрыть механизмы формирования понятия «человек», показать их закономерности;

— разработать принципы применения системного подхода к рассмотрению предмета философской антропологии;

— определить основания теории человека, которая могла бы быть использована при формировании аксиоматики философской антропологии.

Соответственно с этим определяются и задачи настоящего исследования:

• Рассмотреть методологические подходы к анализу понятия «человек».

• Определить действительные формы движения и развития понятия «человек» и разработать основные требования к нему с учетом ситуации в современной философской антропологии.

• Сформировать системное определение человека, выявить его содержательную структуру.

• Проанализировать полученное определение человека.

• Продемонстрировать возможности системной методологии на примерах конкретных антропологических задач.

Объект исследования — понятие «человек», его понимание в философской антропологии, содержательная структура, взаимосвязь и соотнесенность образующих его элементов.

Предмет исследования — внутренние взаимосвязи системы «человек», содержание и структура понятий, используемых при его описании.

Теоретические источники и методологическая основа исследования. Теоретическими источниками диссертации являются труды классиков-основоположников философской антропологии: И. Канта, Л. Фейербаха, Г. В. Ф. Гегеля, А. И. Радищева, Н. Г. Чернышевского, М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера, Э. Кассирера, и примыкающие к ним историко-аналитические работы, в которых рассматриваются различные аспекты антропологической тематики. Это работы: И. С. Фролова, Б. Г. Юдина, П. С. Гуревича, Б. В. Маркова, Г. В. Стельмашука, В. А. Барулина, С. А. Смирнова.

Второй круг источников связан с анализом общеметодологических подходов и исследовательских парадигм в их развитии. Здесь использованы работы таких авторов как: Т. Кун, B.C. Библер, А. С. Арсеньев, Б. М. Кедров, Г. П. Щедровицкий, П. Г. Щедровицкий и многие другие.

И, наконец, третий круг источников объединяет авторов, работавших в области создания и разработки теории систем: Н. Винер, Л. Берталанфи, Ю. А. Урманцев, Б. С. Степин, А. И. Уемов. К ним примыкают видные естествоиспытатели, психологи и физиологи: В. И. Вернадский, И. Пригожин, П. К. Анохин, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Н. П. Бехтерева и другие.

Методология исследования разработана на основе: логико-философских исследований процессов мышления, теории понятия, общей теории систем, работ классиков философской антропологии XX века, психологии мышления, нейропсихологии, психологии личности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: • показано структурное соответствие между логикой реального мышления и системной методологией;

• общее понятие «человек» представлено в виде системы частных понятий в соответствии с требованиями общей теории систем;

• выявлена структура и содержательная наполненность предмета философской антропологии;

• обнаружена содержательная структура прежде абстрактно определяемых понятий: «тело», «душа», «дух».

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «человек» имеет четкую иерархическую структуру, которая может быть описана с использованием современного теоретического аппарата.

2. Человек как предмет философской антропологии предстает как система понятий, которые подчинены требованиям общей теории систем и логики реального мышления.

3. Выявленные особенности структуры понятия. человек позволяют ассимилировать достижения, современного естествознания с гуманитарной проблематикой.

4. Обнаруженные закономерности позволяют использовать системно организованное понятие «человек» в широком спектре исследований.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрены методологические аспекты* формирования понятия «человек», сделаны предложения по логической разработке методологии антропознания. В настоящем исследовании методология системного анализа и общая теория систем, хорошо разработанные для естественнонаучных и практических дисциплин, применены к решению проблем гуманитаристики. Это открывает пути к дальнейшей более глубокой разработке и совершенствованию теории человека.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезными при решении антропологических проблем, при разрешении многих вопросов в частно-антропологических исследованиях, психологии, других гуманитарных дисциплинах. например, при рассмотрении вопросов о взаимосвязи и взаимозависимости между процессами, традиционно относимыми к области физиологии, и явлениями культурного мира. Полученное неявное (аксиоматическое) определение человека, позволяет конструктивно оценивать ситуацию в философской антропологии, корректно определять области и предметы специальных антропологических наук.

В данной работе выделена структура и показана содержательная наполненность предмета философской антропологии. Обнаружена также содержательная структура прежде несколько абстрактно определяемых понятий: «тело», «душа», «дух», что позволяет более строго определять их в научных исследованиях.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в ряде публикаций общим объемом 2,5 печ. листа и выступлениях на международных и межвузовских конференциях: «Философия XXI века» Международная конференция 30 мая — 1 июня 2006 года, ЛГУ им., А.С. Пушкина- «Человек в реалистическом мировоззрении», Международная научная конференция// Дни «Петербургской философии», 16−18 ноября 2006 года, СПбГУ

Выводы.

1. Из анализа современного понимания движения понятия в мышлении следует, что структура понятия «человек» должна отражать структуру организации человеческого мышления, быть структурно изоморфна мышлению, включать в себя как статические, так и динамические моменты, представать и как структура и как процесс.

2. Требования к понятию «человек» включают:

— общее понятие «человек» должно предстать как система частных понятий;

— общее понятие «человек» должно одновременно представать как частное понятие Универсума;

— и понятие «человек», и, соответственно, теория человека должны отражать нелинейность развития и человека как такового, и теории человека.

3. Понимание человека, предложенное в классической философской антропологии, носит ограниченный и противоречивый характер. Но, вместе с тем, содержит и позитивные моменты, открывающие возможность расширения понятийного и методологического аппарата науки о человеке, а именно:

— Человек есть сложное динамическое явление — образующие целостного человека физические, и психологические процессы структурно тождественны, несводимы к механике, носят направленный характер. (М. Шелер)

— Человек способен к измененшо собственного бытияпонятие «человек» предстает как иерархически организованная последовательность определений. (X. Плеснер)

— Человек находится в диалогических отношениях с природой, целостен, системенопределение человека должно предстать как «тотальное понимание системы». (А.Гелен).

— Человек обусловлен не только биологически, но и им же создаваемым миром культуры. (Э.Ротхакер, Э. Кассирер).

— Существует связь между средой, в которой человек находится, и категориями его разумакультура есть специфическое средство человеческой адаптации к природе. (Психологическая антропология).

— Культурные и природные феномены не только взаимозависимы, но и взаимно конституируют друг друга. (Культурная психология).

4. Понятие «человек», представленное как системное единство, учитывает предшествующие достижения философской антропологии. Одновременно открывается возможность системного анализа понятия «человек» в рамках гуманитарной дисциплины — философской антропологии с использованием методологии и алгоритмов исследования, сформированных в общей теории систем,

5. Использование алгоритмов общей теории систем позволяет выстроить конкретные формы общего понятия «человек» в строгую иерархически закономерно организованную последовательность — систему понятий, охватывающих всю феноменологию человека, что, в свою очередь, позволяет предложить данную систему понятий в качестве системы категорий философской антропологии.

6. Определение категории «человек» как системы частных понятий, позволяет рассмотреть его в неразрывной связи с Универсумом. Данная система понятий позволяет при проведении частных исследований не упускать из вида целое, строить предположения об изменениях всей целостной системы при локальных воздействиях. Это, в свою очередь, дает возможность использовать полученное знание при рассмотрении частных антропологических проблем, например, при анализе понятия «личность».

Перспективы. В дальнейшей перспективе предложенная система понятий должна быть уточнена за счет более тщательного изучения и углубления понимания ее элементов. Каждое из понятий, предложенных в ходе построения, может и должно быть, в свою очередь, представлено в виде системы, и получить, тем самым, конкретное развернутое содержание. Полученная структура являет собой развернутое определение сущности человека. В перспективе необходимо раскрыть механизмы, обеспечивающие существование человека, то есть проанализировать и определить человека как процесс, осуществить переход от статики к динамике в гуманитарном исследовании, что является самостоятельной сложной и интересной задачей.

Заключение

К моменту начала данного исследования в отечественной философской антропологии сложилась следующая ситуация. Наряду с активным процессом опубликования и ассимиляции зарубежных антропологических идей, введением философской антропологии в программу высшего образования в первую очередь гуманитарных специальностей, бурного развития конкретных антропологических исследований, обнаружилась весьма слабая разработанность собственного категориального аппарата философской антропологии. Часть терминов и понятий оказалась заимствована из смежных дисциплин, в первую очередь психологии, культурологии и социологии. Естественно, категориальный аппарат этих дисциплин имеет самостоятельный характер и требует как минимум нахождения общей теоретической базы для его объединения. Кроме того, оказался слабо определен сам предмет исследования, в различных областях исследования понятие «человек» имеет различные границы (различно определяется), что приводит к терминологической и методологической путанице и смешению понятий. Неопределенность, переживаемая философской антропологией как дисциплиной, теснейшим образом связана с особенностями парадигмального перехода, происходящего в настоящий момент. Более того, именно в философской антропологии предельно выпукло предстают особенности используемых методологических парадигм.

В ходе настоящего исследования, обнаружилось, что само понятие, как оно существует в процессах реального мышления, оказывается достаточно строго структурировано, имеет ограниченное число конкретных форм, в которых может быть представлено без перехода в иное понятие. Приложение этого знания к анализу понятия человек позволило определить человека как предмет философской антропологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? //Вопросы философии 2001, № 6
  2. Ш. Г. Логика, диалектика и реальное мышление. — Тбилиси, «Мецниереба», 1984
  3. П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. //Анохин П. К. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
  4. Г. НЛП в действии. — СПб.: Питер, 2001
  5. Ю.И. Системная психофизиология. // Основы психофизиологии: Учебник./Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М, 1997
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.:1977
  7. Антропологический синтез: религия, философия, образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
  8. Антропология Власти, т.т.1−2 — СПб.: изд-во СПбГУ, 2006.
  9. М.А., Ганусевич Ф. Ф., Давыденкова А. Г. Ментальность современного студента. — СПб, ЛГУ, 2004
  10. Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып1, 3 — Душанбе 1973, 1974
  11. А.С. Переход от старой теории к новой как превращение понятия. //Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия.—-М.: Наука. 1967
  12. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки — М.: 1999
  13. В.И., Буданов В. Г. Когнитивные основания синергетики. // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: 2002
  14. В.И., Буданов В. Г., Войцехович В. Э. Принципы процессов становления в синергетике. //Труды XI международной конференции «Логика, методология. Философия науки. Секция 8, Методологические проблемы синергетики» Москва-Обнинск, 1995, т. УП
  15. В.К. Философская антропология: Смена парадигм. — Екатеринбург, 1998
  16. B.C. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии. —М., 1994
  17. А.А. К философскому обоснованию эниологической антропологии // Проблемы и гипотезы. Вып 4. — Екатеринбург, УГМА, 2002
  18. А.А. Человек как бесконечномерный «субъект-объект» //Человек, 2006, № 6
  19. В.В. Новый ренессанс. — М.: Наука. Прогресс-Традиция, 1998
  20. B.C. Понятие как элементарная форма движения науки. //Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия.— М.: Наука, 1967
  21. B.C. Мышление как творчество. — М., Политиздат 1975
  22. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. —М.: Политиздат, 1990
  23. B.C. О системе категорий диалектической логики — Сталинабад: 1958
  24. Э. Аутистическое мышление. — Одесса, 1926
  25. В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. — М. 2000
  26. В.Г., Юдин Б. Г. Человек как объект комплексного междисциплинарного исследования: методологические аспекты. // Личность. Культура. Общество, т.4. Вып 3−4, — М.: 2002
  27. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988
  28. .С. К проблеме человека в психологии.' // Вопросы психологии, 2000, № 3
  29. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977
  30. B.F. Принципы синергетики //Вопросы философии, 2006 № 5
  31. В.Г. Трансдисциплинарные образование, технологии и принципы синергетики. //Синергетическая парадигма: Многообразие методов и подходов. — М.: 2000
  32. Р.А., Любутин К. Н. Классическая философская антропология. И. Кант и Л. Фейербах. — Екатеринбург, 2002
  33. Г. Н., Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Проблемы индивидуального и коллективного разума. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998
  34. Р.Б. Основания христианской антропологии // Начала христианской психологии. —М.: РГГИ 1995
  35. В.Н. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. — М.: Наука, 1975
  36. Войскунский А. Е, Селинская М. А. Система реальностей: психология и технология. // Вопросы философии, 2006, № 11
  37. А.Е. Метафоры Интернета.//Вопросы философии, 2001,№ 11
  38. А.Е. Представления о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании. // Материалы Интернет конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» — http://www.auditorium.ru 2001
  39. В. Заметки о современном состоянии философии.//Ступени, 1991, № 1
  40. Е.Э. Психология телесности — М.: ИОИ, 2002
  41. М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. — М. 1987
  42. А. О систематике антропологии //Проблема человека в современной западной философии. —М.: Прогресс, 1988
  43. О.И. Культурно-антропологическая перспектива //Иное. Хрестоматия российского самосознания. — М.: Республика, 1995
  44. В.И., Мохаммед Авад. К вопросу о системе принципов современной антропогогики //Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения — СПБ.: СПбГИПСР, 2004
  45. Ф.И. Антропологические конфигурации философии. //Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. — М., 2002
  46. К. Абстрактное и конкретное поведение. //Хрестоматия' по общей психологии. Психология’мышления. —М.: изд-во МГУ, 1981
  47. Д.П. Определение.//Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983
  48. Д.П. Понятие. //Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983
  49. Т.Н. Биологические основы психики. //Психология: Учебник./под общей ред. Дружинина В.Н.— СПб.: Питер, 2002
  50. .Т. Философия о сущности человека. — М. 1973
  51. .Т. Философская антропология. — М.: 1982
  52. .Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. — М.: Политиздат, 1986
  53. И.А., Стельмашук Г. В. Культура как предмет социально-философского познания. — СПб, ЛГОУ, 2004
  54. С. За пределами мозга. — М.: 1994
  55. С. Области человеческого бессознательного. — М.: Прогресс, 1993
  56. В.Д., Некрасова Е. А. Философская антропология. — М.: 2000
  57. JI.H. География этноса в исторический период. — Л., 1989
  58. JI.H. Древняя Русь и Великая Степь — М.: 1989
  59. JI.H. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации.— М.: «АСТ», 2004
  60. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. —JL: Гидрометеоиздат, 1990
  61. А.Я. Образ человека в Средневековье. — М.: Наука, 1985
  62. А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. //Одиссей. Человек в истории. — М.: Наука, 1989
  63. П.С. Социальная мифология. — М.: 1983
  64. П.С. Философская антропология.—М. 1998
  65. П.С. Философия человека. Ч. 1,2. М.:1999,2001
  66. В. Эксцентрические представления о том, что значит быть человеком. //Материалы XIX Всемирного философского конгресса. ч. З Философия и человек, — М.: 1993
  67. А.Г. Философия личности и культурно институциональные процессы. — СПБ, ЛГУ, 2005-
  68. А.Г. Человек и его потребности. Программа курса. — СПб, ЛГУ, 2003:
  69. А.Г., Яцук Д. Н. Человеческая природа как основа нравственных норм и моральной философии. //Гуманизм и право: Межвуз. сб. научн. тр. — СПБ, 2002
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986
  71. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996
  72. А.Б. Феномены человеческого бытия. — Минск, 1999
  73. М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект).— М., 1977
  74. Д.Ю. Современные философско-антропологические и мистико-антропологические модели. //Антропологический синтез: религия, философия, образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
  75. И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М.: 2002
  76. Житие протопопа Аввакума. — М.: Наука 1960
  77. И.-В. Гете Максимы и размышления. //Избранные философские произведения. —М.: Наука, 1964
  78. О.Е. Самосознание как основа метафизики. — СПб., 2001
  79. Историческая антропология. Зарубежная антропология в обзорах и рефератах. — М.: РГГУ, 1996
  80. Каган М. С. Философия культуры СПб, СПбГУ, 1996
  81. А.С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. — СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 200 282'. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980
  82. З.М. Человек как философская проблема. — Тбилиси: «Мецниереба», 1975
  83. Э. Опыт о человеке- введение в философию человеческой культуры //Проблема человека в западной философии Переводы — М.: Прогресс, 1988
  84. В.Е. Проблема личности: методологии исследования и жизненный смысл. — М.: Политиздат, 1977
  85. Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. —М.1985
  86. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта.— М. Прогресс 1983
  87. С. Теории личности. — СПб.: Питер, 2001
  88. В.В. Мир человека в слове Древней Руси. — Л.: изд-во ЛГУ, 1986
  89. Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Человек, 2000, № 6.
  90. С.В. Философия самосознания и творчества, — М.: 1998-
  91. А.А. Антропология и кризис духовности. // Антропологический синтез: религия, философия, образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
  92. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии, 1998, № 4
  93. М. Механизмы развития. // Вопросы психологии. 1995.№ 3.
  94. В.Л. Онтология человеческой телесности. — Ижевск, 1993
  95. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М.: 1930
  96. В.А. О философском значении работ В.В. Давыдова. //Вопросы философии, 2005, № 9
  97. А.Н. Избранные психологические произведения. —М.:1983. Т. 1,2
  98. Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: изд-во МГУ, 1981
  99. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» //Ad marginem. 1994
  100. К.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 6-е изд. — М.-1. Рус. яз., 2000.
  101. К. Агрессия, 1994 // Сравнительная психология и зоопсихология /Сост. и общая ред. Г. В. Калягиной. — СПб.: Питер, 2001
  102. Д. Пролегомены общественного бытия. — М.: Политиздат, 1991
  103. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М. 1968
  104. С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
  105. Юб.Майер Г. Психология эмоционального мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: изд-во МГУ, 1981
  106. А. После добродетели. — М.: Академический проект. Деловая книга, 2000
  107. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — М.: Мир, 1988
  108. Малая математическая энциклопедия. — Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1976
  109. ПО.Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. —М., Политиздат 1991
  110. .В. Философская антропология: очерки истории и теории — СПб.: «Лань», 1997
  111. Л.А. Нетождественное мысли бытие в философской логике. // Вопросы философии 2001, № 6
  112. Материалы круглого стола «Как возможна единая наука о человеке?» //Человек, 2003, № 6 2004, № 1
  113. .Г. Психологические проблемы антропологизации образования//Вопросы психологии. 1996, № 1
  114. .Г., Мещеряков Н. А. Введение в человекознание. — М. Педагогика, 1994-
  115. А.В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. — СПб.: «Ювента», М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
  116. Ф.Т. Общественное сознание и сознание индивида. — М., 1990
  117. Ф.Т. Самосознание: мое и наше. — М., 1997
  118. М.А. Поэтическое мышление. //Всемирная энциклопедия: Философия XX век. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002
  119. Т. Мыслимость невозможного и проблема души и тела. // Вопросы философии 2001, № 8
  120. B.C. Антропологический принцип в философии истории. (От современности к истории). — Челябинск, 2001
  121. Н. Роль национального языка в духовной культуре в контексте философии реализма. //Материалы международной конференции «Человек в реалистическом мировоззрении» — СПб, 2007,
  122. Обухов B. JL, Зобов Р. А., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. — СПб.: Химиздат, 2004
  123. В.Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения. Человек как микрокосм. — СПб.: Химиздат, 2001
  124. А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы. // Человек, 2002, № 1−3
  125. А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика. // Человек, 2001 № 3−4
  126. З.М. Диалектика как система. — М.: Политиздат, 1973
  127. М.К. Язык, знак, культура. — М.: Наука, 1991
  128. X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. //Проблема человека в западной философии- Переводы. — М.: Прогресс, 1988
  129. В.А. Выражение и смысл. —М.: Ad marginem. 1995-
  130. В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. —М.: Ad marginem. 1995
  131. Е.Б. За семью замками наследственности. — М.: Агропромиздат, 1991
  132. Православное учение о человеке. Избранные статьи. — Клин, Христианская жизнь, 2002
  133. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. —М.- Прогресс, 1986
  134. Проблема человека в современной западной философии, — М. Политиздат, 1995
  135. Э. Понятие. /Философский словарь.— СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1904
  136. Л.М. К определению содержания понятия личность в отечественной психологии. //Вопросы психологии 2005, № 1
  137. Ревич И. М: Человечность как философско-антропологическая проблема. — Хабаровск, 2001-
  138. Ю.М. Интегральная антропология как форма междисциплинарного синтеза наук о человеке. //Личность. Культура. Общество. 2002, т. 4 вып. 3−4.
  139. Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем. // Вопросы философии, 2006, № 2
  140. И.Б. Западноевропейские парадигмы образования. // Антропологический синтез: религия, философия, образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
  141. C.JI. Проблемы общей психологии — М.: «Педагогика», 1973
  142. СЛ. Человек и мир. В кн. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии — М., 1973
  143. . СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. — М.:1957
  144. И.А. Феномен самосознания человека в динамике культуры. Автореферат диссертации.— СПб. Изд. ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006
  145. М.И. На развилке дорог. // Человек, 2004 № 4
  146. Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001
  147. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности. (Материалы круглого стола). // Вопросы философии, 2006, № 9
  148. Синергетическая парадигма: Коммуникативные стратегии современного научного познания. — М.: Прогресс-Традиция, 2004
  149. Синергетическая парадигма: Многообразие методов и подходов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000
  150. Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. —М.: Прогресс-Традиция, 2002
  151. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. —М.: Прогресс-Традиция, 2003
  152. Система. Симметрия Гармония. — М.: Мысль, 1983
  153. Л.В. Культура самосознания. —М., 1989
  154. В.И., Исаев Е. Н. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологи 1998, № 6
  155. С. А. Современная антропология // Человек, 2003, № 4 2006, № 2
  156. Смирнов С А. К вопросу о новой образовательной парадигме. // Дискурс, 1996, № 2
  157. С.А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей //Концепции философии образования и современная антропология.—Новосибирск, 2001 «
  158. И.И. Индивид как зеркало универсума: подходы к постановке вопроса. //Материалы международной конференции „Человек вреалистическом мировоззрении“ — СПб, 2007
  159. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983
  160. Г. В. Теоретико-методологические проблемы исследования культуры в истории философской мысли. — СПБ., ЛГОУ 1998
  161. Г. В. Культурология. — СПб., ЛГОУ, 2000
  162. Н.А. Формирование математической логики. — М., Наука, 1967
  163. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Наука, 1965
  164. Н.Н. Я-концепция. //Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб.: Питер, 1999
  165. Г. А. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. — СПб.: Алетейа 2002
  166. Г. А. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. — СПб.: Алетейа, 2001
  167. B.C. Актуальные вопросы разработки общей теории систем. В сб. Система. Симметрия. Гармония. —М.: Мысль 1988
  168. А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978j 170. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. — СПБ, Институт человека, 1995-
  169. А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. — СПб, Питер, 2005
  170. А.В. Социальный миф как брэнд: философская антропология, эстетика на границах запрета, etc. Т.Т. 1, 2. — СПб., Питер, 2003,2004-
  171. . Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития. В кн. Система, Симметрия. Гармония. — М.: Мысль, 1988
  172. Ю.М. Сумма антропологии. Космо-антропо-социо-природо генез Человека. —Новосибирск, НГУ, 1995
  173. Философская антропология. Учебное пособие/ под ред. С. А. Лебедева. — М.: ИКЦ „Академкнига“, 2005
  174. И.Т. Перспективы человека. — М.: Политиздат, 1983
  175. М. Европейский нигилизм. // Проблема человека в западнойфилософии: Переводы. — М.: Прогресс, 1988
  176. Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003
  177. С.С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии //Совершенный человек: теология и философия образа. — М.: Институт востоковедения РАН, Валент, 1997
  178. С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека. // Вопросы философии, 2005, № 1
  179. С.С. Неотменимый антропоконтур. 2. Кантовьь антропотопики. // Вопросы философии, 2005, № 2
  180. С.С. Человек и три его дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. //Вопросы философии, 2003, № 1
  181. С.С. Человек Картезия. // Точки. Puncta. —М, 2004. № 1−2t
  182. . Альберт Эйнштейн творец и бунтарь. — М-1983
  183. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М. Республика, 1991
  184. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни смерти и 5 бессмертии. XIX век. Редколл.: Фролов И. Т. и др. — М.: Республика, 1995
  185. А.В. Негативная антропология. — СПб.- изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999
  186. В.А. Действующая модель человека. //Человек, 2006, № 1
  187. И.П. Применение системного анализа в геологии. //Система. Симметрия Гармония. —М.: Мысль, 1988
  188. Шелер М Положение человека в Космосе. //Проблема человека в западной философии: Переводы. —М.: Прогресс, 1988
  189. JI.C. Язык земля обетованная (об объекте и предмете лингвистической антропологии). // Материалы международной конференции „Человек в реалистическом мировоззрении“ — СПб, 2007
  190. О. И. IV Фроловские чтения. //Человек, 2005, № 1
  191. П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. — Новосибирск: НГУ, 1996
  192. Г. П. Лекции по психологии. //"Вопросы саморазвития человека». Вып. 3. — Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1991
  193. Г. П. Процессы и структуры в мышлении. Курс лекций. Из архива Г. П. Щедровицкого, т.6. —М.: «Путь», 2003
  194. П.Г. Очерки по философии образования. — М. 1993
  195. М.А. Гуманология. Очертания новой дисциплины.// Науки очеловеке, Альманах. Вып 21. — СПб.: 2002
  196. Г. А. Общая теория жизни. — М.: Мысль, 1985
  197. Юнг К. Г. Айон: феноменология самости //Юнг К. Г. Сознательное и бессознательное. —СПб., 1997
  198. Т.М. Личность и общество. — М., Прогресс, 1973
Заполнить форму текущей работой