Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Телесно-духовное единство как онтологическое основание субъективности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стенень разработанности темы. Представления о субъективности и ее своеобразной роли в становлении онтологических оснований единства духовно-телесной организации человека складывались, на протяжении истории философии и культуры в неограниченном диапазоне разных областей знания о человеке (философии, теологии, искусства). Научное знание в основном было адресовано исследованию объективного мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания изучения субъективности человека как социокультурного феномена
    • 1. 1. Формирование представлений о субъективности в антропологическом контексте философии
    • 1. 2. Онтологическая природа языка тела
    • 1. 3. Субъективность как источник дискурса телесности
  • Глава 2. Методология исследования телесно-духовного единства и его объективного воздействия на человеческую субъективность
    • 2. 1. Репрезентация телесно-духовного единства как механизма самопознания человека в символической феноменологии
    • 2. 2. Феномен телесности в постмодернистской философии
    • 2. 3. Онтологическая альтернатива опыта построения телесно-духовного единства в русской философии
  • Глава 3. Телесность как единство культурно-исторического, биопсихологического и социального в понятийном комплексе философского знания
    • 3. 1. Телесно-духовное единство как сфера познавательного опыта человека
    • 3. 2. Интерсубъективное пространство телесности как источник ее символической самопрезентации
    • 3. 3. Био-социо-психологический статус человеческого тела

Телесно-духовное единство как онтологическое основание субъективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена действительностью эпохи глобализации, в которой рождается не только новая цивилизация и культура, но и формируется соответствующий тип человека, которому предстоит воссоздавать на очередном историческом перевале новую версию своей многомерной телесно-духовной организации.

Субъективность в понимании постнеклассической эпохи представляет собой явление человеческой самоорганизации, связанное с признанием нелинейности и нестабильности как принципов сопряжения человеком своих внутренних ресурсов посредством смысловых комбинаций структур сознания и его состояний.

Поскольку тело (1е1оз, 1е1еоз) в греческом эквиваленте означает целое (завершенное, цельное, конечное), то это предполагает наличие единства, в котором тело погружено в пространство личной, общественной, культурно-исторической жизни.

В постмодернистской идеологии «тело» становится предлогом для обретения нового категориального статуса в «телесности», в которой отсутствует репрезентативность «тела» как такового (физического объекта). Понимая «мир» как «текст», подлежащий «прочтению» при помощи различных смысловых комбинаций, идеология постмодернизма внесла свой вклад в осознание совместимости человека с нестабильностью окружающего мира.

Одновременно с этим, согласно концепции «живого знания» С. Л. Франка. «Живое» всегда оказывается доминирующим началом установок на человеческое тело. Тело является источником человеческих воплощений, репрезентацией заложенных в нем условий самовоспроизводства смыслов, смены образцов человеческого поведения, знаковых моделей внутренних органических изменений, происходящих с человеком в ходе историко-культурного развития, социального и индивидуального способов жизни. Тело как целое не дано в непосредственно чувственном восприятии, но явлено в тотальном телесно-духовном единстве субъективности.

Предпосылкой данного исследования послужила онтологическая постановка вопроса, связанная с глубинными способами обнаружения активности смысла во внутреннем мире человека. Смысл дает о себе знать человеку в процессе осознавания и понимания им действительности, т. е. обретает статус «идеи» как способа бытия смысла. Присутствие человека в мире в эпоху глобализации требует осознания им необратимости своего существования и подлинности телесно-духовной организации, что делает особенно актуальным внимание к своим онтологическим истокам.

Проблема исследования единства как основания субъективности заключается в доказательстве объективных возможностей человека к телесно-духовной самоорганизации.

При решении поставленной проблемы телесно-духовное единство является общим принципом реализации методологических функций исследования, при помощи которых оно принимается для обоснования субъективности как «живого знания» о человеке. Посредством анализа познавательного опыта открывается возможность преобразовать это единство, как онтологическое основание, в своеобразный «инструмент» установления связи между человеком и миром.

Стенень разработанности темы. Представления о субъективности и ее своеобразной роли в становлении онтологических оснований единства духовно-телесной организации человека складывались, на протяжении истории философии и культуры в неограниченном диапазоне разных областей знания о человеке (философии, теологии, искусства). Научное знание в основном было адресовано исследованию объективного мира, а субъективность проявляла себя в качестве латентного коррелята соотношения субъекта и объекта. Раздельность этих позиций была ведущей линией исследования сущности, существования и возможностей человека на протяжении эпохи Нового времени. Прояснение и осмысление философской проблематики субъективности связано с трудами классической философии Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и др. 4.

Особое значение приобретают работы, связанные с критическим пересмотром подхода к субъективности как субстантивированного центра сосредоточения телесно-духовного содержания. К ним относятся классические труды М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Ж. Делеза, Ж. Деррида, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, М. Фуко, Ж.-Л. Нанси. Среди отечественных философов вклад в переосмысление классического понятия субъективности внесли работы А. Ф. Лосева, Г. Г. Шпета, М. М. Бахтина, М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорского, В. И. Молчанова, В. В. Бибихина, В. А. Подороги, Ф. И. Гиренка М. Н. Эпштейна и др.

Определяющим фактором исследования субъективности является способность человека к Dasein (М. Хайдеггер) как автономной целостности живой самоорганизации, воспроизводящей и конструируемой самое себя и одновременно постоянно направленной на взаимодействие с не менее автономными системами. Тело является образцом, который в своих интерпретациях удерживает целостный образ субъективности (Э. Гуссерль, А. Бергсон, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти).

Впервые такая постановка вопроса была принята Платоном. Затем она определила направление русской философской мысли в трудах В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, А. Белого (Б. Бугаева). Переосмысление концепта духовно-телесной связанности в русле учения о всеединстве, феноменологии, символизма привело к утверждению символической феноменологии и символологии, где телесность является одной из компонент целостного образа человека. Одновременно аналогичные утверждения были характерны для учений С. Кьеркегора, Э. Кассирера, С. Лангер.

Последовательное проведение символической методологии позволило рассматривать различные аспекты единства субъективности в концепциях семиотики (Ю. М. Лотман, Б. Успенский, В. Н. Топоров) — синергетики (И. Пригожин, И. Стенгерс, Д. Бом, Г. Хакен, В. И. Аршинов, С. П. Курдюмов, Я. И. Свирский) — герменевтики (В. Шлейермахер, В. Дильгей, В. Г. Кузнецов) — экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Л. Бинсвангер, Н. А. 5.

Бердяев, С. Л. Франк). Онтологическая идея телесно-духовного единства опирается на наличие языка как жизнеустроительной формы (В. Гумбольг, М. Шелер, А. Гелен, X. Ппесснер, М. Бубер, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет, А. А. Потебня, Л. С. Выготский, А. Н. Портнов).

В современных отечественных исследованиях эти интерпретации объединяет стремление представить образ тела в единстве с духовным содержанием, изучаемым в зависимости от избираемой стратегии (Е. Э. Газарова, И. М. Быховская, Г. Е. Рупчев, Л. А. Колесова, О. В. Лаврова, Н. В. Романовский, Д. А. Бескова, В. А. Подорога и др). Е. Э. Газарова связывает тело с его психологическим воплощением. И. М. Быховская рассматривает «человека телесного» в социально-культурном пространстве. Г. Е. Рупчев следует путем изучения телесного опыта, а Л. А. Колесова представляет телесность как «четвертое измерение» человека. Интерпретации телесности касаются взаимодействия тела и ментальности (О. В. Лаврова), его развертывание в потоках социального познания демонстрирует Н. В. Романовский.

Среди выбираемых стратегий исследования телесности ставится вопрос о внешних и внутренних границах (Д. А. Бескова). Единство духовного и телесного в указанных стратегиях подтверждает возможность феноменологического анализа субъективности и символической представленности ее воплощений. Так, В. А. Подорога выбирает интерпретацию тела как «порога-потока», имеющего собственную «стратографию».

Идея телесно-духовного единства проходит проверку в философии постмодернизма (Ж. Делеза, Ж. Деррида, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, М. Фуко, Ж.-Л. Нанси), что можно проиллюстрировать на примере творчества бельгийского художника и скульптора Р. Магрита, сербского писателя М. Павича и театральных деятелей XX века (А. Арто, Э. Декру).

В качестве альтернативы постмодернизму принимается стратегия исследования единого образа тела в русской философии, подразумевающего духовное воплощение, где формируется экзистенциальная предрасположенность к пониманию смысла любого взаимодействия посредством экранирования и топологического генерирования переживаний, мыслей, поступков и т. д.

Объектом диссертационного исследования является онтологическое основание субъективности.

Предметом диссертационного исследования выступает телесно-духовное единство познавательного опыта человека.

Методологическая и теоретическая основа исследования обусловлена онтологическим подходом к раскрываемой теме и состоит в привлечении экзистенциальных, семиотических, синергетических, герменевтических учений.

В исследовании интегрируются достижения разных областей гуманитарного знания для построения определенной стратегии, где феноменология выступает в качестве метода, при помощи которого выявляется как онтологическая глубина, так и эпистемологическая репрезентативность ценностно-смыслового восприятия телесной реальности как самодостаточного и вместе с тем незавершенного явления, раскрывающегося в непосредственности усилия самоорганизации. Установление данного явления во внутреннем мире человека имеет равновеликий материалистическому подходу к телу эквивалент «телесности» и идеалистическому — эквивалент «духа».

Целью работы является обоснование возможности философской репрезентации телесно-духовного единства как способа реконструкции целостных оснований субъективности.

Задачи работы:

1) Сформировать целостное представление о субъективности как феномене, связывающем в единый антропологический контекст различные междисциплинарные представления.

2) Выявить онтологические основания субъективности, при помощи 7 которых возможно описание самоорганизующейся целостности человека и генеративного состояния телесно-духовного единства.

3) Выделить репрезентативные конфигурации тела во взаимодействии культурно-исторических, социальных и индивидуальных факторов бытия субъективности.

4) Продемонстрировать объективные возможности исследования телесно-духовного единства и его конструктивного воздействия на субъективность.

5) Выявить особенности русской и западноевропейской интерпретаций единства тела и духа в качестве источников самопознания человека.

6) Показать практическую сообразность дискурса телесно-духовного единства целостному выражению субъективности.

Научная новизна.

1. Предложено рассмотрение идеи телесно-духовного единства как онтологического концепта бытия субъективности.

2. Выявлены пространственные символические структуры (знак, схема, образ), генерирующие культурно-исторические, социальные, индивидуальные связи и сочетания, превозмогающие традиционные представления о теле как анатомическом объекте.

3. Представлена единая концептуальная система методологического расширения пространственного символизма телесности от философии постмодернизма, где (тело — разъятый автономный объект) в направлениик русской философии, где телесность имеет более устойчивый аналог — телесно-духовное единство.

4. Определено, что телесно-духовное единство устойчиво воспроизводит свою целостность благодаря принципу гетерархии. Структурообразование общности тела и духа следует путем распределенной обработки информации на материале культуры, физиологии, психологии, социальной практики и индивидуального самосознания. 8.

5. Доказано, что телесно-духовное единство является онтологическим основанием субъективности, выражающим соотношение прообраза и образа, в котором тело как образ наполняется духовным содержанием прообраза.

6. Выявлено, что телесно-духовное единство может иметь разные символические выражения (архаические, событийные, ситуативные), при помощи которых непрерывно реализуется гетерархический принцип, переводящий субъективность на новые уровни ее организации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимосвязь между ценностно-смысловым представлением о субъективности и телесной организацией человека, несводима к границам анатомического объекта, а достраивается человеком до целого в условиях практического освоения мира.

2. Телесно-духовное единство как онтологическое основание оформляет логику любого человеческого действия в отношениях к миру, выражая ее посредством пространственного символизма.

3. Телесно-духовное единство раскрывается в предельности смысла человеческого существования. Эта предельность имеет свою квазипредметность в отчуждаемости телесности в философских стратегиях постмодернизма с одной стороны и топологическую генеративность смысловой наполненности в русской философии с другой стороны.

4. Телесно-духовное единство, избранное из круга идеальных объектов, прошедших проверку временем и историей воплощается в самовоспроизводстве своих компонент (образов, знаков, доминант, процессов), действующих согласно гетерархическому принципу. Эти компоненты непрерывно взаимодействуют между собой в распределенной обработке информации. Они конституируют различимое единство в интерсубъективной манифестации.

5. Телесно-духовное единство имеет источники своих ресурсов во внешней и внутренней среде, но является живой системой, концептом воспроизводства субъективности в ее цельности. Оно действует в структурном сопряжении с единством человеческого существа, сохраняя свою функциональность в сложных средах.

6. Телесно-духовное единство позволяет идентифицировать самоцелостность человека. Она (самоцелостность) выявляет способы идентификации в высших типах целостности, когда создаются разные формы идеализации и рефлектирующие самоописания. Эта идентификация обладает символической природой в актах взаимодействия человека и мира.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационной работы, положения и выводы, сформулированные в ней, имеют теоретическое и методологическое значение для развития онтологии, теории познания и практики взаимодействия человека с его телесной организацией. Выводы автора могут быть использованы при подготовке соответствующих тем и программ по философии, культурологии, когнитологии. Диссертационное исследование может быть полезно в методологическом плане исследователям, занимающимся проблемами здоровья личности, повышения коммуникативной культуры, углубленного понимания целостной природы человека в контексте отечественной истории и культуры.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Указанная область исследования соответствует формуле специальности 09.00.01 — «Онтология и теория познания», а именно: пункту 4 — «Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критериисоотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности», пункту 30 — «Проблема бессознательного и подсознательного в отражении в соотношении с осознанным мышлением, оперативной и потенциальной памятью, вербальными и невербальными формами мышления», а гак же пункту 44 — «Специфика индивидуального, коллективного и социального познания и творчества в современную эпохуизменение субъекта познания во взаимоотношении со все усложняющимися объектами».

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры Методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева и кафедры философии Ивановского государственного университета. Теоретические положения диссертации прошли апробацию в ходе участия автора в международных и межвузовских конгрессах, конференциях и семинарах, в том числе: X Международный симпозиум Волго-Вятского отделения славянской академии наук, образования^ искусств и культуры «Диалог мировоззрений: Коллективная социально-историческая память и вызовы современности» (Н. Новгород, 2009 г.) — Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново, 2009 г., 2010 г.) — Т Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальных коммуникаций» (Н. Новгород, 2010 г.) — Международная научно-практическая конференция «Модернизационный потенциал российского общества: региональный аспект» (Иваново, 2010 г.) — Международная научно-практическая конференция «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Н. Новгород, 2010 г.), X «Международная научно-практическая конференция «Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций» (Н. Новгород, 2011 г.).

Практически-ориентированные положения диссертации прошли апробацию в ходе научно-педагогической деятельности на базе ННГУ им. Н. И. Лобачевского Н. Новгорода в виде лекционного и практического материала по курсам: «Философия», «Культурология», «Экзистенциально-инициальная работа с телом», «Этические нормы работы с телесностью», «Факторы, влияющие на телесное сознание человека».

Всего по теме диссертации опубликовано 15 научных работ общим объемом 5,7 п.л. Лично автору принадлежит 5,7 п.л.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, состоящие из трех параграфов каждая, заключения и списка использованной.

Заключение

.

1. Субъективность как социокультурный, феномен рассматривается в. антропологическом^ контексте истории и культуры. Субъективность показывает самое себя в самодостаточности. Этот феномен раскрывает многомерность человека в его направленности и обращенности на иное. Это модус данности человека" для исследования, в котором язык является указанием на способы его изучения. Также, это" возможность воплощения' целостности человека через онтологическое основание.

2. В истории философской мысли исследование субъективности' осознавалось в качестве особой предметной области. Антропологический контекст истории и культуры, содержащий междисциплинарные представления, о субъективности, фокусирует возможности выявления человеком способов понимания, жизни при помощи парадигмальной представленности развития предметной области субъективности в науке. Соотношение приведенных в первою главе парадигм позволяет рассматривать онтологическое основание субъективности в качестве телесно-духовного единства. В нем выявляется ресурс, определяющий программы исследования субъективности на основе предопределенности человеческого опыта интерсубъективностью, событийностью структур понимания.

3. Понимание основано на признании дистанции между субъектом и миром. Эта дистанция имеет пространственный характер, может быть рассмотрена как символическая, в которой тело играет существенную роль для идентификации субъективности в ее целостности. В истории культуры, социальной практике и индивидуальном развитии субъективности? тело отчуждалось человеком в знаках, символах, схемах, моделях. Отчуждение тела требовало управляющих параметров, которые, возникнув в истории и культуре, генетически нарастали в разных проявлениях субъективности.

4. Телесность заявляет о себе как онтологическая основа развития-субъективности через понимание. Чтобы понимание случилось, человек в истории культуры и социальной практике осуществлял «собирание» самого себя в конкретное единство и активно действующую силу, называемую «дух» (А. ФЛосев). Неразрывность тела и духа осознается в свободном действии понимания как воспроизведения^ и переопределения человеком своих жизненных возможностей.

5. В греческом языке «целое» (1е1оБ, 1е1еоз) удерживается в законченности и: совершенстве своего образа. Тело человека сохраняет целостность на разных информационных уровнях. Онтологическое основание в данном случае является условием понимания, т. е. регулирует и координирует процессы осознания человеком своей целостности. Оно представляет дополнительную к содержанию^ связь целого в конструктивности свободного творческого действия человека и не нуждается в дополнительном объяснении. Онтологическое основание не с чем сравнивать, оно дает человеку возможность, осознать самого себя понимающим что-либо.

6. Проблема понимания возникает в связи с развитием гуманитарных наук и включением в пространственные конфигурации субъективности переживания, образа действия, герменевтических построений, основанных, на теории и практике языка. Понимать, значит выработать язык, на котором следует общаться с собеседником, кто бы им ни.

168 был (мир, другой или сам человек). Субъективность может рассматриваться тождественной самой себе в связи с ценностью языка как тотальностью жизнеустроения.

7. Язык тела как концепт является производным моментом, выраженным в учениях трансцендентальной философии, где он формирует телесную материю (тело языка) в априорных и преднастроечных формах сознания. Также он раскрывает соотношение прообраза и образа в расширительном понимании представлений о субъективности. Человек осуществляет в своей телесности преднастройку на восприятие, некоторый предел, в котором телесность идентифицирует себя как символическую целостность, стоящую «над» противоречием означающего и означаемого. Символизация человеческого тела репрезентирует целостность человеческого бытия и определяет установку на восприятие этой целостности. Язык тела это особая символическая форма, суть, которой в сохранении, воспроизводстве информации при помощи генерирования (способности порождать новые формы и содержания): Это позволяет использовать его в качестве методологической конструкции для исследования телесности, так как тело человека наполнено скрытыми в истории и культуре знаками.

8. Исследование субъективности — многогранный процесс. В русле данной темы важно специфическое использование познания явлений средствами языка, который разделяется согласно неклассической парадигме на язык описания и язык культуры (язык-объект). Язык культуры включает представление о человеческом теле, его строении и выражении в нем различных аспектов существования человека. Тело, во взаимодействии с которым можно обнаружить пространственный' символизм, реализуемый в языке тела и теле языка с логикой взаимозависимых категорий, является культурно-генетическим основанием телесности.

9. Символическая топология как средство феноменологического удержания разнородных смыслов указывает, что телесно-духовное единство выполняет операции управления сетью воспроизводства компонент человеческой целостности. Эта особенность проявляется в ценностно-смысловой реальности языка, тотальность которого распределяется на историю мысли, индивидуальную деятельность и скрытую методологию становящейся идеи самой телесности. В первом случае она реализуется в сомнении, во втором — в одновременности бытия, мышления и действия и в третьем — в том, что поддается анализу научной рефлексии в методологическом расширении проблемных полей телесности.

10. Дискурс телесности обладает свойствами виртуальности, самозавершенности и экзистенциальности. Поскольку он относится к субъективности, то служит источником символизации телесности и демонстрации через нее способностей человека к самоорганизации. Идея соотношения прообраза и образа помогает сопрягать разные явления действительности по единому гетерархическому принципу, что позволяет рассматривать телесно-духовное единство в качестве многогранного феномена.

11. Реальное тело с точки зрения истории и культуры не может быть сведено к границам анатомического объекта. Оно раскрывается* в дискурсе субъективности в качестве символического конструкта. Поскольку символизация раскрывается в процессах отстранения/отчуждения телесности от живой субъективнойосновы, то предполагается, что дискурсы научного знания, основанные на объяснении процессов (физиологических, психологических, социальных), как самодостаточных проявлений человеческого тела, носят ограниченный характер. Они должны быть, объединены единством прообраза и образа в данном случае выступающего в роли телесно-духовного единства. Дискурс телесности связан с обстоятельствами, в которых тело начинает действовать как символический конструкт. Для того чтобы тело обрело динамику движения и осветилось «светом» сознания (например, в совершенствовании телесной формы, в достижении спортивных результатов, в телесно-ориентированной.

170 психотерапии), необходимо отстранить его от себя, представить изобразительно (картиной, схемой или рисунком).

12. Телесно-духовное единство представляет собой сложную относительно устойчивую развивающуюся структуру социального поля, интерсубъективную форму связывания разнородных содержанийЕе действие опосредуется, с одной стороны антропологическим контекстом философии и культуры, духовными практиками, событийной^ средой* и установками познавательного опыта, с другой — феноменами" бессознательного полевого взаимодействия людей на уровне интеракций;

13. Эта работа субъективности, воплощающаяся в символической матрице человеческого тела. Ее особенностью является временное реконструирование образа, человеческого' тела, когда поверхностные слои втягиваются в глубину человеческого устройства. Присутствие социальной коммуникации трансформирует символический" состав* человеческих состояний и способствует настраиванию человека на контакт с внешним миром. Символическая матрица в понимании Ж. Лакана, представляет собой конструкцию, — которую можно уподобить «нервной системе», реагирующей на движение и изменение окружающей человека среды, но при. этом остающейся целостным и системным образованием;

14. С помощью средств символической феноменологии (знак, символ, относительность, приближение, событие, состояние) мы' рассмотрели пространственно выраженную телесность, где символическая матрица выявляется в игровом действии при помощи сюжетов, создаваемых тем или иным состоянием тела. Следует подчеркнуть, что «узлы» символической матрицы соединяют ее по принципу гетерархииесли каждый из ее узлов составляет отдельный сюжет. Каждый сюжет наполняется: знаковыми параметрами, которые можно условно обозначить как «персонажи», «действия», «предметы». Телесно-духовное единство является органом жизни человека, при помощи которого он регулирует свою самоцелостность.

15. Специфический дискурс телесности представляет собой семиосферу, которая инициирует преобразование живых телесных знаков в структурные уровни ее символической матрицы. Семиосфера тела есть возможность рассмотрения сингулярности знаков наполненных различными содержаниями от нейтральности до проблематичности. Они воплощают «кочующую телесность», «коммуницирующую» и «резонирующую» с другими системами.

16. Гетерархический принцип, перенесенный в культуру при помощи феноменологической установки на телесно-духовное единство, затрагивает область социальной-, онтологии. Предметом исследования здесь становится семантическое/символическое пространство, включающее в себя телесный, словесный и вещный миры. При< этом «пространство» понимается в концепции соотношения прообраза и образа как пространство «превращенных форм». К превращенным формам применим принцип устройства и функционирования реальной нервной системы, где заложена способность к распределенной обработке информации, которая осуществляется множеством параллельно функционирующих элементов (например, телесный, словесный и вещный миры), между которыми происходит взаимодействие.

17. Концепции постмодернистского описания телесности, современные ее трактовки «тела без органов» (В. А. Подорога), «гротескное тело» (М. М. Бахтин), «суррогатная кожа» (Н. Шварц-Салант) показывают особую форму становления идеи телесности в рекурсивности и транзитивности семиосферы живых знаков. Выстраивается своеобразная «семиотика жеста», которая является формой отличия не только культур одной от другой, но и субъективности, внося в нее поляризации и некоторое единство. В русской философии выдвигаются жизнеутверждающие принципы, идеи самоорганизации в направлении целостности. Человек представлен как особого рода существо (В. С. Соловьев), способное творить идеальные (интеллигибельные) миры, миры сущностей и смыслов в той же «семиотике жестов», не разрывая дух и тело.

18. Интерсубъективность способствует налаживанию внутреннего порядка гетерархии поскольку «нечто, лежащее внутри системы, выходит из нее и воздействует на систему так, словно оно находится вовне», презентируя себя как нестановящийся символ (бутыль Кляйна) во всей полноте «символического выражения» или «абсолютной диалектики» (А. Ф. Лосев). Она сохраняет в таком способе своей представленности «абсолютную мифологию» (А. Ф. Лосев), объединяя при помощи пентадной конструкции исторические, антропотехнические, культурологические потенции человеческого тела.

19: Символическая репрезентация человеческого тела, его био-социо-психлогический статус разворачиваются в эстетической реальности, где высвечивается определенная грань существования через метафизический и чувственный план восприятия мира. Оказывается, что телесно-духовное единство может преобразовываться в универсальную доминанту единения. Учение о доминанте А. А. Ухтомского подтверждает синергетическую относительность явления телесно-духовного единства как онтологического основания субъективности.

20. Становящееся* телесно-духовное единство как идея изучения субъективностиесть явление среди других явлений, имеющее «природный» квазифизический характер. Его понимание и описание достижимо при помощи символической феноменологии. Телесно-духовное единство определяется как онтологическая идея субъективности, т. е. подвижная гетерархическая конструкция, выявляемая в актах презентативной символизации как самореферентная, самодостаточная основа, обладающая собственной тотальностью. Как идея, телесно-духовное единство является внутренним виртуальным источником формирования био-социо-психологического статуса человеческого тела.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука Жиля Делеза: Учебник для начинающих, подготовленный Клэр Парне / Перевод и вступ. ст. А. В. Дьякова. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2004. 84 с.
  2. , В. И. Синергетика и методология постнеклассической науки / В. И. Аршинов // Синергетика человеческой реальности. Философия науки. Вып 8. М.: ИФ РАН, 2002. — с.15 — 35.
  3. , В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов // М.: ИФРАН, 1999. — 203 с.
  4. , В. Событие и смысл в синергетическом измерении / В. Аршинов // Событие и смысл: синергетический опыт языка. М.: ИФРАН, 1999.-С. 11−37.
  5. , В. И., Буданов, В. Г. Когнитивные основания синергетики / В. И. Аршинов, В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик — М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 67 — 108 .
  6. , В. И., Данилов, Ю. А., Тарасенко, В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Онтология и эпистемология синергетики. М.: ИФРАН — 1997.
  7. , О. Н: Целостность культуры как «единство множественности» / О. Н. Астафьева // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 133 — 156 с.
  8. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр.
  9. Р. Барт // Сост., общ. Ред и вступ. Ст. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.174
  10. В. Ю. Танатотерапия искусство жизни и смерти / В. Ю. Баскаков // Свобдное тело. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — С. 108 — 125.
  11. , М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984−1985. — М.: Наука, 1986. С. 80 — 160.
  12. , М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. / М. М. Бахтин 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.-543 с.
  13. , М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. М.: «Лабиринт», 1998.-608 с.
  14. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
  15. , А. М. Символические аттракторы информационного общества / А. М. Бекарев // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова — М.: Прогресс-Традиция, 2009. -С. 561−570.
  16. , А. Символизм как миропонимание / А Белый. — М.: Республика, 1994. 528 с.
  17. , Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / H.A. Бердяев. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — С. 217 — 227.
  18. , Д. А. Клинико-психологические характеристики внешней и внутренней границ телесности (На модели соматоформных расстройств): дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / Бескова Д. А. М., 2006. — 220 с.
  19. , В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  20. , Л. Бытие в — мире. — «КСП+» / Л. Бинсвангер / Пер. с англ. Е. Сурпиной. — М.: «Ювента», СПб (при участии психологического центра «Ленато», СПб), 1999. — 300 с.
  21. , Л. Феноменология и психопатология / Л. Бинсвангер // Пер. с нем. О. В. Никифорова. Логос (1)1992. — № 3. — с. 125 — 135.
  22. , А. А. Тектология. Всеобщая, организационная наука / А. А. Богданов. М., Экономика, 1989. — кн. 1. — 304 стр.
  23. , Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. -М: «Добросвет», 2000. 387 с.
  24. Бом, Д. Специальная теория относительности / Д. Бом // Пер. с англ. Н. В. Мицкевича. М.: Мир, 1967. — 285 с.
  25. Бубер- М: Два образа веры / М. Бубер. Пер. с нем. Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. — М.: «Республика», 1995. — 464 с.
  26. , В. Г. Когнитивная физика или когнитивная психология. О величии и тщетности языка событий / В. Г. Буданов // Событие и смысл. Синергетический опыт языка / под ред. Л. П. Киященко, П. Д. Тищенко. М.: ИФ РАН, 1999. — с. 38 — 66.
  27. , И. М. Ношо Бота^коБ: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. М.: Едиториал, УРСС, 2000. — 208 с.
  28. , Б. Границы понимания и слушания (способности слышать) Чужого / Б. Вальденфельс // Понимание и. существование: Сб. докл. международного науч. семинара Отв. ред. Т. В. Щитцова. Минск: Пропилеи, 2000. — С. 7 — 20.
  29. , Б. Ответ Чужому: основные черты респонзивной феноменологии / Б. Вальденфельс // От Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии: Сб. докл. / Отв. ред. Т. Щитцова. Мн: «Пропилеи», 1998. — С. 9 -19.
  30. , Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Издательство Московского" университета, 1984. — 200 с.
  31. , В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. -М.: Юристъ, 1995. 688 с.
  32. , В. О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека / В. О. Волкова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. — С. 228.
  33. , В. О. Методологический дисциплинарий символического описания явлений действительности / В. О. Волкова // Материалы международной научно-практической конференции (21−22 октября 2010 года). Иваново: ОАО «Изд-во „Иваново“, 2011. — С. 9 — 27.
  34. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  35. , X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: / X. Г. Гадамер. — Пер. с нем. /Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  36. , Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е. Э.
  37. Газарова // Психология телесности. — М.: — 2004, С. 439 — 453.177
  38. , X. С. Проблема интерсубъективности у Гадамера / X. С. Гафаров // ОТ Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии: Сб. докл / Отв. ред. Т. Щитцова. Мн.: „Пропилеи“, 1998. — С. 79 — 83.
  39. , А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии /пер. А. Филиппова. Сост. и послесл. П. С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988 С. 152 — 201.
  40. , О. И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О. И. Генисареткий. М-: Путь, 2002. — 528 с.
  41. , О. И. Поводы й намеки / О. И. Генисареткий -Центр гум. иссл. и программ „Путь“. М.: 1993. — 132 с.
  42. , Г. А. Образ как концентратор информации / Г. А. Голицын // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -С. 183−190.
  43. , А. А. История философии: Энциклопедия / А. А. Грицанов //. Мн.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2002. — 1376 с.
  44. , В. фон О различии строения человеческий языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Гумбольдт В. фон // Избранные труды по языкознанию — М.: Прогресс, 1984. С. 37 297 с.
  45. А. Я. Исторический синтез и Школа „Анналов“. М., 1993.-328с.
  46. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию./ Э. Гуссерль. М.: Изд-во Дом интеллектуальной книги, 1999.-334 с.
  47. , Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // Логические исследования. Картезианские размышления и др. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — С. 289 — 542.
  48. , Э. Феноменология / Э. Гуссерль // Логос. 1991. — № 1. -С. 12−21.
  49. , Г. Предельность философского дискурса (Замечания по поводу книги „Событие и Смысл“) / Г. Гунтер // Событие и смысл: синергетический опыт языка. -М.: ИФРАН, 1999. С. 257 — 265.
  50. , Р. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1994.-640 с.53- Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез Пер. с фр- Я: Я: Свирского.- М.:"Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998: — 480. с.
  51. , Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф Гватари- (Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина) — Екатеринбург: Iиздательство: У Фактория, — серия: Philosophy, 2007. — 672 с.
  52. , К. X. Эволюция базовых смыслов современной цивилизации в контексте постнеклассической -науки / К. X. Дёлокаров // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова. М.: Прогресс-Традиция, 2009: — С. 16−36.
  53. , Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. Перевод с французского^ и вступительная статья Наталии Автономовой- Издательство «Ad Marginem». Москва, 2000. — 512 с.
  54. , Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Ю. Джендлин. — Пер. с англ. А. С. Ригина. -М.: «Независимая фирма «Класс», 2000. 448 с:
  55. Дильтей, В1 Описательная психология / В. Дильтей. Пер., с нем. Е. Д. Зайцевой, под ред. Г. Г. Шпета. — М.: Алетейя, 1996. — 160 с.
  56. , В. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей // Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. Пер. с нем. под ред. В. Куренного.- М.: Три квадрата, 2004. 419 с.
  57. , И. В. Герменевтика драматургии А. П. Чехова / И В. Дмитревская. Иваново: ФГОУ ВПО ИГСХА, 2008. — 186 с.
  58. , И. В. Логика. Учебное пособие для вузов. /И. В. Дмитревская. М.: Флинта, 2006. — 384 е., гл. 3,4,5.
  59. , И. В. Системные аспекты становления когнитологии как науки / И. В. Дмитревская // Материалы' международной научно-практической конференции (16−17 октября 2008 года). — Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2008. С. 16 — 34.
  60. , И. В. «Системно-когнитивный анализ концепции «живого знания» С. Л. Франка. / И. В. Дмитревская // Материалы международной научно-практической конференции (15−16 октября- 2009 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2010: — С. 28 — 38.
  61. А. М. Научный поиск как постановка и решение проблем / А. М. Дорожкин. — Н. Новгород: Ниж. гум. центр, 1995. — 108 с.
  62. , X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума / X. Дрейфус. — Пер. с англ. Н. Родман. — М.: Прогресс, 1978. 334 с.
  63. , Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность / Д. И. Дубровский. — М.: Канон+, 2002. — 368 с.
  64. , А. В. Жиль Делез: территория смысла /А. В. Дьяков // Азбука Жиля Делеза: Учебник для начинающих, подготовленный Клэр Парне / Перевод и вступ. ст. A.B. Дьякова. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2004. -С. 4−24.
  65. , А. В. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности. / А. В. Дьяков. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2006. — 246 с.
  66. Евин- И. А. Принципы функционирования мозга и синергетика / И. А. Евин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 307−321.
  67. А. Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями / А. Ф. Ермошин. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-320 с.
  68. , Л.В. Представление о «детском теле в истории культуры / Л. В. Жаров // Человек. 2003. — № 1-. — С. 120 — 130.
  69. , Р. В. Парадокс экзистенциальной коммуникации / Р. В. Зимовец // ОТ Я к Другому: проблемы социальной, онтологии в постклассической философии: Сб. докл / Отв. ред. Т. Щитцова. — Мн.: «Пропилеи», 1998. С. 42 — 52.
  70. , Э. В: Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков. — М.: Росспэн, 1997. — 464 с.
  71. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  72. , И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин М.: Интрада, 1998. — 256 с.
  73. , И. П. Постмодернизм: Словарь терминов / И. П. Ильин -М.: ИНИОН РАН-ШТКАОА, 2001. 384 с.
  74. , Л. Нестареющие тела, счастливые души. / Л. Каас // Человек. 2003.-№ 6. — С. 37 — 95.
  75. , Ю. Т. Коэволюция биосферы и техносферы: проблемы и решения / Ю. Т. Каганов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 447 — 459.
  76. , С., Курдюмов, С., Малинецкий, Г. Синергетика и прогнозы будущего / С. Капица, С. Курдюмов, Г. Малинецкий. М.: УРСС, 2003.-288 с.
  77. , А. О. Дискурс пограничных состояний / А. О. Карпов // Человек. 2008. — № 4. — С.118 — 126.
  78. , Э. Философия символических форм Том 1. Язык / Э. Кассирер Пер. с нем. А. Н. Малинкин, С. А. Ромашко. — М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 271 с.
  79. , Л. Онтология — событие философской мысли / Л. Киященко // Событие и смысл: синергетический опыт языка. — М.: ИФРАН, 1999.-С. 88 -123.
  80. , Е. Н., Курдюмов, С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — М.: Наука, 1994. 238с.
  81. , Е. Н., Курдюмов, С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. курдюмов. — М.: КомКнига, 2007. 272 с.
  82. , С. Р. Развивающее обучение математике как преображающее обучение / С. Р. Когаловский. — Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2010.-208 с.
  83. , А. С. Проблема» субъективности в аналитической философии / А. С. Колесников // Формы субъективности в философской культуре XX века. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.-С. 52−61.
  84. , А. С. Проблема субъективности в постструктурализме / А. С. Колесников // Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 79 — 106.
  85. , A.C., Ставцев, С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века / А. С. Колесников, С. Н. Ставцев. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 112 с.
  86. , JI. А. Четвертое измерение человека / JI. А. Колесова // Институт философии российской академии наук. Философия науки Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М.: ИФ РАН, 2002. С. 239 — 254.
  87. , Н. А. Философская этика Владимира Соловьева. Ч, 1.: Святая гармония / Н. А. Кормин. — РАН, Ин-т философии. М.: Болып. энц., 2001.-187 с.
  88. , Т. Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук / Т. Котарбиньский. Биробиджан: ИП «ТРИВИУМ», 2000. — 159 с.
  89. , X. Восстановление самости / X. Кохут. — Пер. с англ. — М., «Когито-Центр», 2002. 316 с.
  90. , Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева. Избранные труды. — М.: РОССПЭН. — 2004. — 653 с.
  91. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией. Е. С. Кубряковой. -М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
  92. , В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении / В: Л. Круткин // Общественные науки и современность. 1997. — № 4. — С. 143−151.
  93. , Т. Б. Об условиях возникновения идеи в контексте когнитивного подхода / Т. Б. Кудряшова // Материалы международной научно-практической конференции (16 17 октября 2008 года). — Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2008. — С. 52 — 61.
  94. , Т. Б. Онтология языков познания. Ч. 1. / Т. Б. Кудряшова. Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2005. -316 с.
  95. , В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. Mi: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 192 с.
  96. Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун- ил. А. Власовой. -М.: Эксмо, 2009. 240 с.
  97. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. Пер. с англ. И. 3. Налетова. Общая ред. и послесловие С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  98. , Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. Пер. с фр. А. К Черноглазова, М. А. Титовой (Значение фаллоса). -М.: «Русское феноменологическое общество" — издательство «Логос», 1997. — 184 с.
  99. , Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции «Я» Электронный ресурс. / Ж. Лакан // Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997. — С. 7 — 14.: htpp: vmw.gumer.info/bibliotekBuks/Psihol/lakaii/stzerk.php.
  100. , Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. Перевод А. К. Черноглазова. -М.: «Гнозис», 1995. — 192 с.184
  101. , Э. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас // Избранное. Мі- СПб.: Университетская книга, 2000. — 416 с.
  102. , К. Теория поля в социальных.науках. / К. Левин. Пер. Е. Сурпина. — СПб.: Речь, 2000. — 368 с.
  103. , Г. . Новые опыты о человеческом разумении. — Кн. I, гл. 1−3 // Г. Лейбниц. Соч. в 4 т. — Т. 2. — М.: Мысль, 1983 (Философское наследие) С. 70 — 108.
  104. , А. М. Антропология мифа / А. М. Лобок //. — Екатеринбург: Банк культурной информации- 1997. — 688-с.
  105. , А. Ф. Абсолютная диалектика Абсолютная мифология. / А. Ф. Лосев // Миф — Число — Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И- Маханькова. ~М.: Мысль, 1994.-919 с.
  106. , А. Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев. Сост. и ред- А. А. Тахо-Годи-. — М.: Мысль, 1993. — 958 с.
  107. , А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. -М.: «Правда», 1990. — 460 с.
  108. , А. Ф. Дух / А. Ф. Лосев // Философская энциклопедия / Отв. ред- Ф. В. Константинов. — М-: «Советская энциклопедия», 1962. — С. 82 -85.
  109. , А. Ф. Логика символа / Лосев А. Ф. // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 247 275.
  110. , А. Ф- Очерки> античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. Ред. А. А. Тахо-годи и И. И. Маханькова- - М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  111. , А.Ф. Самое само / А. Ф. Лосев // Миф -Число Сущность Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994. — С. 300 — 526.
  112. , Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. / Ю. Mi Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1999. -464 с.
  113. , Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. Спб.: «Искусство — СПБ», 2003. — 624 с.
  114. , Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство — СПБ», 2000. — 704 с.
  115. , А. Биоэнергетика / А. Лоуэн. Пер. с англ. — СПб.: «Ювента», 1998. — 378 с.
  116. , А. Психология тела: биоэнергетический Анализ тела / А. Лоуэн. — Пер. с англ. С. Коледа. М.: Институт, общегуманитарных исследований, 2002. — 208с.
  117. , Н. В. Телесность «комплекса слияния» как потенциальная реальность субъективности / Н. В. Малахова // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки», выпуск 1(13). Н. Новгород, 2009 г. С. 126 — 131.
  118. , Н. В. Субъективные предпосылки дискурса телесности / Н. В. Малахова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Т. 17, № 2 Кострома, 2011. С. 60 — 63.
  119. , Н. В. Идея телесности во взаимодействии русского и западного стилей философствования / Н. В'. Малахова // Материалы международной- научно-практической конференции (21−22 октября 2010 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2011. — С. 86 — 89:
  120. , Г. Г. Моделирование в социосинергетике. Неразрешенные проблемы / Г. Г. Малинецкий // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 184 — 201.
  121. , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. М.: «Лабиринт», 1994. — 90 с.
  122. , М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. / Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1992. С. 375 — 387.
  123. , М. К., Пятигорский, А. М. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 224 с.
  124. М. К. Стрела познания Мамардашвили М. К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии) / М: К. Мамардашвили. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 304 с.
  125. , Б. В. Знаки бытия / Б. В. Марков. СПб.: «Наука», 2001. -566 с.
  126. , Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б. В. Марков. СПб.: Лань, 1997. — 384 с.
  127. , Г. Метафизический дневник / Г. Марсель — Пер, с фр. В: Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2005. — 592 с.
  128. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия (1945) / М. Мерло-Понти Пер. с фр. Под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб: Ювента, Наука, 1999. — 608 с.
  129. , Л. А. Густав Шлет и современная методология социально-гуманитарных наук / Л. А. Микешина // Эпистемология и философия науки 2006. — Т. VII — № 1 — С. 16 — 37.
  130. , В. Н. Дискуссии об эволюции идей Вл. Соловьева и проблема сущего и бытия / В. Н. Миргородский // Вопросы философии. -2008.-№ 12.-С. 115−129.
  131. , М. Техники тела // М. Мосс, Общества, обмен, личность. М.: Наука, 1996. — С. 242 — 263.
  132. , Л. Г П. Флоренский о диалектике как единственно христианском пути к истине / Л. Г. Морина // Русская культура на пороге187третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда: «Легия», 2001. — 300с.
  133. , И. Е. Знание как феномен социальной самоорганизации / И. Е. Москалев // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова М.: Прогресс-Традиция, 2009. -С. 456−467.
  134. , Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л: Шестов). / Н. В. Мотрошилова. М.: Республика- Культур. Революция, 2006. — 447 с.
  135. , А. Н. К вопросу о герменевтическом понимании «целостности»: «презумпция совершенства» Г.-Г. Гадамера / А. Н. Наджафова // Вестник Московского университета. 2008. — № 6. — С. 60 — 67.
  136. , О. А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка / О. А. Назарова // Вопросы философии. 2008. — № 5. — С. 104 — 115.
  137. , Г. М. Портретный метод в психотерапии / Г. М. Назлоян. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 144 с.
  138. , В. В. Самоорганизация как творческий процесс / В. В. Налимов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -С.143 —155.
  139. , Ж. Л. О событии / Ж. Л. Нанси // Философия Мартина Хайдеггераи современность. -М.: Наука, 1991.-С. 91−102.
  140. Нанси, Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. Сост., общ. ред. и вступ. статья Е. Петровской. -М.: Ad Marginem, 1999. — 256 с.
  141. , Е. А. Неосуществленный замысел 1920-х годов создания «Symbolarium'a» (словаря символов) и его первый выпуск «Точка» // Е. А. Некрасова // Памятники культуры. Новые открытая. Ежегодник, 1982. — Л-д., 1984.-С. 99−115.
  142. , В. Н. Психология телесного сознания / В. Н. Никитин.1881. M.: Алетейа, 1999. 488 с.
  143. , Г. Об устроении человека. / Г. Нисский. Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье под ред. А. Л. Берлинского. 2-е изд. — СПб.: Axioma, 2000.-176 с.
  144. , Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Сочинение в 2-х томах, том 2. Перевод В. А. Флеровой. — М.: «Мысль». — 1990. — С. 238 -405.
  145. Ноосферные исследования. Иванов: издательство «Ивановский государственный университет», 2002. — Вып. 1. — 150 с.
  146. Ноосферные исследования. Иванов: издательство «Ивановский! государственный университет», 2002. — Вып. 2.-177 с.
  147. Ортега-и-Гассет, X. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / X. Ортега-и-Гассет // Что такое философия Отв. ред. М. А. Кисель. — М.: Наука, 1991. — 408 с.
  148. Ортега-и-Гассет, X. Человек и люди / X. Ортега-и-Гассет. — Избранные труды. -М.: Весь мир, 1997. 704 с.
  149. ГІави, П: Словарь театра / П. Пави. Пер. с фр: — М.: Прогресс, 1991.-480 с.
  150. , M. Внутренняя сторона ветра: Роман о Геро и Леандре / М. Павич. Пер. с серб. — СПб.: Азбука, 2001. — 192 с.
  151. M. Звездная мантия: Астрологический справочник для непосвященных / М. Павич. — Пер. с серб- СПб.: Азбука, 2001. — 192 с.189
  152. , М. Пейзаж, нарисованный чаем / М. Павич. Пер. с серб. — СПб.: Азбука, 2000. — 266 с.
  153. , М. Хазарский словарь: Роман-лексикон в 100 ООО слов. Мужская версия / М. Павич. Пер. с серб. — СПб.: Азбука-классика, 2005. -384 с.
  154. , М. Хазарский словарь: Роман лексикон. Женская версия / М. Павич. — Пер. с серб. — СПб.: Азбука, 2001. — 352 с.
  155. , М. Ящик для письменных принадлежностей / М. Павич. — Пёр. с серб. СПб.: Азбука, 2000. — 187 с.
  156. Платон. Диалога / Платон — СПб.: Издательство: Азбука — классика- 2009. 448 с.
  157. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. / Платон. — Общ. ред. А. Ф-Лосева* В'. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи- Примеч. А. Ф. Лосева и А. А'. Тахо-Годи- Пер. с древнегреч. — Т. 2. — М.: Мысль, (Филос. наследие). 1993. — 528 с.
  158. , X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 96 — 151.
  159. Плотников- Н. С. От романтической герменевтики, к феноменологии языка: Фридрих Шлейермахер — Павел Флоренский — Густав Шпет / Н. С. Плотников // Вопросы философии 2009 — № 4. — С. 107 — 113.
  160. , В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. А. Подорога. М.: Ас1 Ма^тет, 1995. — С. 9−98.
  161. , В. А. Человек без кожи / В. А. Подорога // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: ИФ РАН, 1995.-С. 126−160.
  162. , А. Н. Когнитивные революции в науке / А. Н. Портнов // Материалы международной научно-практической конференции (16 — 17 октября 2008 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2008. — С. 9 — 14.
  163. , А. Н. Философия языка Г.Г. Шпета / А. Н. Портнов // Г. Г. Шпет. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольдта. -Иваново: Ивановский гос. унив-т., 1999. 305 с.
  164. , А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. / А. Н. Портнов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 1994. — 371 с.
  165. , И. Кость еще не брошена (перевод E.H. Князевой) / И. Пригожин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 15−21.
  166. , И., Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Едиториал УРСС, 2003. -240 с.
  167. , В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. Пер., общ. Ред. и вступ. Ст. А. В. Россохина. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1999. -464 с.
  168. , В. М. Феноменология глазами методолога / В. М. Розин // Вопросы философии. 2008. — С. 117 — 125.
  169. , В. М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) / В. М. Розин // Событие и смысл: синергетический опыт языка. — М.: ИФРАН, 1999. С. 266 — 279.
  170. , Н. В. Тело человека новые горизонты социального познания? / Н. В. Романовский // Социологические исследования. — 2006. — № 4. — С. 16−25.
  171. , С. JI. Проблемы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1973. — 423 с.
  172. Сартр, Ж.-П Трансцендентальность Эгоэ Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр // Перевод А. Кричевского / Логос. — № 2 (37). — 2003. — С.86 — 121
  173. Свасьян, К. A. ROOEMIUM / К. А. Свасьян // Вопросы философии.- 2010. -№. 2. С. 3 — 11.
  174. , Я. Смысл события (на фрактальной кромке безумия) / Я. Свирский. // Событие и смысл: синергетический опыт языка. М.: ИФРАН, 1999.-С. 173−202.
  175. , Я. И. Синергетика смысла, или смысл синергетики / Я. И. Свирский // Онтология и эпистемология синергетики. -М.: ИФРАН, 1997. -159 с.
  176. , Э. Статус лингвистики-как науки / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. — С. 259 — 265.
  177. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -495 с.
  178. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. 688 с.
  179. , В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И Исаев. — 1VL: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  180. , Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: Философские проблемы ноосферного универсума / Г. С. Смирнов. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
  181. Соколова, JL Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти. / JI. Ю. Соколова // «Хора». 2008. — № 3 — С. 9 — 13.
  182. , В. С. Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев. — Соч.: В 2 т. Т 2. Составление, общая ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль — 1988. — С. 582 — 625.
  183. , В. С. Сочинение в двух томах. Том 2 / В. С. Соловьев.- Составление, общ. Ред. и вступ. Ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. — М.: Мысль, 1988. 892, 822 с.
  184. В. С. Философские начала цельного знания B.C. Соловьев. Соч.: В 2 т. Т 2. Составление, общая ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. — М.: Мысль — 1988. — С. 139 — 289.
  185. , С. Н. Проблема субъективности в трансцендентально-феноменологической традиции / С. Н. Ставцев // Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 26 — 51.
  186. , С. Н. Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности / С. Н. Ставцев. // Формы субъективности в философской культуре XX века. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 62 — 78.
  187. А. Ш. Психология телесности. / А. Ш. Тхостов. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  188. , А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. М.: Мысль — 1978. — 272 с.
  189. , Б. Л. Наука и языкознание (О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление) / Б. Л. Уорф // Новое в лингвистике. Вып. 1. -М., 1960. С. 169 182.
  190. , Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Л. Уорф // «Зарубежная лингвистика». 1999. — Вып. 1— С. 58 — 92.
  191. , А. Д., Урсул, Т. А. Информационно-синергетическая интерпретация антропного принципа / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул //
  192. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В.В. Василькова-М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 121 — 132
  193. , О. Г. К определению, понятия «менталитет» / О. Г. Усенко // Русская история: проблемы менталитета. М., 1994 — С. 3 — 7.
  194. , Б. А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Бабенко. — М.: Издательство «Гнозис», 1994. -432 с.
  195. , А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887−1939 / А. А. Ухтомский: СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  196. , А. Н. Философия подвижной иерархии (русский контекст): Монография / А. Н. Фатенков. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. 322 с.
  197. , А. В: Проблема интерсубъективности в работах Витгенштейна / А. В. Филиппович // ОТ Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии: Сб: докл / Отв. ред. Т. Щитцова. — Мн.: «Пропилеи», 1998. С. 79 — 83.
  198. Философский, энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  199. , П. А. Имена / П: А. Флоренский. М.: Т.О. О. Купина, 1993.-320с.
  200. , П.А. Имяславие как философская предпосылка / П. А. Флоренский. Соч. Т.2. — М., 1990. — С. 281 — 321.
  201. , П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: «Правда», 1990. — Т. 1. — Ч. I, П. — (репринт) — 837 с.
  202. , П.А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. -Сочинения. М.: «Правда», 1990. — Т.2, — 447 с.
  203. , С. Л. Гуссерль / С. Л. Франк. // Антология феноменологической философии в России. М.: «Русское феноменологическое общество», Издательство «Логос», 1997, — Т. I. — С.510−511.
  204. , С. Л, Духовные основы общества / С. Л. Франк. — М: Республика, 1992. 511 с. — (Мыслители XX века).
  205. , С. Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк, Сочинения. -М.: изд-во «Правда», 1990, -С. 183−603.
  206. Франк, С, Л, Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. -СПб.: Наука, 1995. 653 с,
  207. Фуко, М, Герменевтика субъекта / М. Фуко // Пер, с франц, И. И4
  208. Звонаревой // Социологос: Социология. Антропология. Метафизика / Сост., общ. ред и предисл. В. В. Винокурова, А, Ф. Филиппова. — Вып. 1. — М.: Прогресс, 1991 Социологос. Вып. 1. — М.: Прогресс, 1991. — С. 284 — 311.
  209. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. Пер. с фр. В. П. Визгин, Н, С. Автономова. — СПб.: А-сас1, 1994. — 406 с.
  210. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — Пер. с нем. Под. ред. Д. В. Скляднева. — СПб.: «Наука», 2000, 380 с.
  211. , Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 35 — 40.
  212. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В. В. Бибихина. — М., Изд-во «Ас1 Ма^тет», 1997 — 452 с.
  213. , М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. Сост., перев., вст. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. — М.: Республика, — (Мыслители XX века), 1993. — 447 с.
  214. , М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Пер. и послесл. Е. В. Борисова. — Томск: Изд-во «Водолей». -384 с.
  215. , Р. Арто и* вслед ему (главы из книги) Электронный ресурс. / Р. Хаймэн. — Пер, с англ. Нестерова А. — режим, доступа: http://www.screen.ru/
  216. , F. Синергетика и. некоторые ее применения-в психологии-(перевод E.H. Князевой) / Г, Хакен // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост, и отв. ред. В. А. Копцик. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 226 — 306.
  217. , Г. Т, О природе сознания: с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г. Т. Хант. — Пер. с англ. А. Киселева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004, — 555 с.
  218. Холл, Мэнли П. Оккультная анатомия Электронный ресурс. / П. Мэнли Холл. Издатель: Сфера, 2008.-448 е.: htpp://www, koob, ru.
  219. Холл, Мэнли П. тД, 2 Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии / П. Мэнли Холл. Новосибирск, 1993. — 794 с,
  220. Хофштадтер, Д, Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. / Д. Хофштадтер. — Пер. с англ. Эскинд, — Самара: Бахрах — М., 2001. — 752 с.
  221. Хюбнер, К, Истина мифа / К. Хюбнер. Пер. с нем. И- Касавина. М.: Республика, 1996. — 448 с.
  222. , В. П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек: современные контексты исторической судьбы человека и общества /
  223. В. П. Шалаев // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 468 — 482.
  224. Шварц-Салант, Н. Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь / Н. Шварц-Салант. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2008. — 237 с.
  225. , Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. -М.ЮОО «Издательство ACT" — Харьков: ООО «Торсинг», 2003. 591 с.
  226. Шелер, Mt Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М: Прогресс, 1988. С. 31 — 95.
  227. , М. Формы знании я и образование / М. Шелер // Человек. — 1992.-№ 5.-С. 63−75.
  228. , В. А. Историческая психология на перекрестках человекознания / В. А. Шкуратов // Одиссей. Человек в Истории. 1991 М.: Наука, 1991.-С. 103−114.
  229. , В. Герменевтика / В. Шлейермахер. — СПб: Европейский дом, 2004. 242 с.
  230. , А. Мир как воля и представление /А. Шопенгауэр. -Пер. с нем. Ю. Айхенвальд, Ф. Черниговец, Р. Красин / Сост., вст. ст., прим- А. А. Чанышева // Собр.соч. в пяти томах. — Том 1. М.: «Московский клуб», 1992.-395 с.
  231. , А. Сборник произведений / А. Шопенгауэр. — Пер. с нем.- Вступ. Ст. и прим. И. С. Нарского- Худ. Обл. М. В. Драко. Мш: ООО «Попурри», 1999. — 464 с.
  232. Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумболта / Г. Г. Шпет. Отв. Ред. А. Н. Потнов. — Иваново: Ивановский198государственный университет, 1990. — 305 с.
  233. , Г. Г Психология социального бытия. / Г. Г Шлет. М.: «Инт. практ. психологии»: Воронеж: НПО «МДОК», 1996.-494 с.
  234. , Г. Г. Сознание и его собственник / Г. Г. Шпет // Философские этюды. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — С. 20 — 116.
  235. , Г. Г. Философские этюды. / Г. Г. Шпет. М.: Прогресс, 1994.-376 с.
  236. Г. Г. Эстетические фрагменты / Г. F. Шпет // Сочинения. — М.: Правда, 1989. С. 345 — 472.
  237. , А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / A.A. Шутценбергер. — М.: Психотерапия, 2009.-240 с.
  238. , А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. М.: ФОМ, 2003. — 336 с.
  239. , Л. Е. Мифологическая анатомия. Издание 2-е, дополненное. / Л. Е. Этинген. — М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2009. — 528 с.
  240. , Л. Е. Орган зрения / Л. Е. Этинген // Человек. 2003. -№ 1. — С. 131−139.
  241. , Л. Е. Органы пищеварения мужчины и женщины / Л. Е. Этинген // Человек. 2010. — № 1. — С. 173 — 178.
  242. , Л. Е. Орган слуха / Л. Е. Этинген // Человек. 2003. — № 2.-С. 119−125.
  243. , JI. Е. Органы чувств мужчины и женщины / Л. Е. Этинген // Человек. 2008. — № 1. — С. 163 — 166.
  244. , А. Читать театр / А. Юберсфельд // Как всегда об авангарде: Антология французского театра. Сост., пер. с франц., коммент. Исаева. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. — С. 191 — 201.
  245. Юнг, К. Г. Бог и бессознательное / К. Г. Юнг — М.: Олимп, ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. 480 с.
  246. Юнг, К. Г. «Mysterium Coniunctionis». Серия: Актуальная психология. Букинистическое издание. / К. Г. Юнг. — Издательства: РЕФЛ-БУК, ВАКЛЕР, 1997. 676 с.
  247. Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л. и др. Человек и его символы / К. Г. Юнг, и др. / Под. общ. ред С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. — 368 с.
  248. , Е. А. Гетерархический принцип устройства познавательного опыта: автореферат канд. дисс. на соиск. уч.ст. к. филос. н. по спец. 00.09.01. Онтология и теория познания / Е. А. Янковская- Иваново, 2009. 24 с.
  249. , Е. И. Человек как интерактивная социально-природная реальность (Природа прирастает человеком) /Е.И. Ярославцев //
  250. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. / Отв. Ред. В. В. Василькова M.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 640 — 654.
  251. , К. Всемирная история философии. Введение / К. Ясперс. М.: Издательство: Наука. — 2000. — 272 с .
  252. , К. Общая психопатология / К. Ясперс. М.: «Практика», 1997. — 1056 с.
  253. Dolto F. Le sentiment de soi aux sources de l’image et du corps / F. Dolto. Paris: Gallimard, 1997. — 360 p.
  254. James, W. The Principles of Psychology / W. James. With introduction by George A. Miller, — Harvard University Press, 1983/ - 1328 p.
  255. Lynd, R. S. Knowledge for What? / R.S. Lynd // Prinston, 1939, P. 38−63.
  256. Oleron, P. Etudes sur le langage mimique des sourds-muets / P. Oleron // Annee psychologique, 1952. T. 52. P. 47 81.
  257. Rogers, N. The Creative Connection. Expressive Arts as Healing / N. Rogers. Science and Behavior Books, Inc. Palo California, 2004. — 262 p.
Заполнить форму текущей работой