Разработка моделей и программных средств для анализа и прогноза развития рынка предприятия на основании маркетинговых исследований
Диссертация
С учетом сказанного актуальной проблемой являются задача создания клиенто-ориентированной маркетинговой информационной системы и формализация процесса моделирования поведения клиента, используемого для создания модели взаимоотношений с клиентом для российских фирм с возможностью подключения к уже существующим ИС. Решение этой проблемы позволило бы: построить клиенто-ориентированную маркетинговую… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРМ
- ТЕХНОЛОГИЯ
- 11. Маркетинговые информационные системы
- 1. 1. 1. Проблемы и задачи маркетинга
- 1. 1. 2. Понятия и структура МИС
- 1. 1. 3. Классификация МИС
- 1. 1. 4. Особенности реализаций МИС
- 12. Клиенто-ориентированные маркетинговые информационные системы
- 1. 2. 1. Сущность клиенто-ориентированного подхода
- 1. 2. 2. Актуальность выбора СКМ — направления
- 1. 2. 3. Информационные процессы СКМ-технологии
- 1. 2. 4. Особенности реализации российских СРМ-решений
- 1. 3. Концептуальная модель и этапы проектирования КОМИС
- 1. 3. 1. Структура и принцип построения КОМИС
- 1. 3. 2. Цели и задачи проекта КОМИС
- 1. 3. 3. Этапы проектирования КОМИС
- 1. 3. 4. Проблемы проектирования КОМИС Основные результаты
- 11. Маркетинговые информационные системы
- 2. 1. Теоретические основы и методики проектирования МИС
- 2. 1. 1. Автоматизированная имитационная модель взаимоотношений с клиентом
- 2. 1. 2. Метод прогнозирования развития ситуации — «сценарий»
- 2. 1. 3. Единый формализм моделирования и функционирования МИС
- 2. 2. Проблемно-ориентированная программная машина, описывающая
- 2. 2. 1. КОМИС как формальная проблемно-ориентированная программная машина
- 2. 2. 2. АС модели взаимоотношений с клиентом в КОМИС
- 2. 2. 3. АС информационных элементов в КОМИС
- 2. 2. 4. АС управляющих конструкций модели взаимоотношений с клиентом в КОМИС
- 2. 3. Графовое представление модели взаимоотношений с клиентом
- 2. 3. 1. Граф и подграф модели взаимоотношений с клиентом
- 2. 3. 2. Свойство правильности подграфа модели взаимоотношений с клиентом
- 2. 3. 3. Операции над элементами подграфа развития взаимоотношений
- ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛИЕНТО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
- 3. 1. Описание технологии проектирования КОМИС
- 3. 1. 1. Проектирование баз данных КОМИС
- 3. 1. 2. Проектирование системы сбора данных и коммуникации КОМИС
- 3. 1. 3. Проектирование системы анализа данных и принятия решения КОМИС
- 3. 1. 4. Проектирование структуры программы КОМИС
- 3. 2. Проектирование модели развития взаимоотношений
- 3. 2. 1. Создание сценария и построение графа развития взаимоотношений
- 3. 2. 2. Разбиение графа развития взаимоотношений на этапы по смыслу и по структуре
- 3. 2. 3. Реструктуризация подграфа развития взаимоотношений
- 3. 2. 4. Преобразование сценария и графа развития взаимоотношений в формальную программу
- 3. 3. Объектно-ориентированный подход при проектировании модели развития взаимоотношений
- 3. 3. 1. Архитектура модели развития взаимоотношений
- 3. 3. 2. Основные классы модели развития взаимоотношений
- 3. 3. 3. Схема взаимодействия объектов классов
- ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛИЕНТО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОМИС
- 4. 1. Создание начальной модели взаимоотношений с клиентом
- 4. 1. 1. Проектирование реального сценария процесса развития взаимоотношений
- 4. 1. 2. Формирование графа развития взаимоотношений из сценария взаимоотношений
- 4. 1. 3. Разбиение графа развития взаимоотношений на этапы по смыслу и по структуре
- 4. 1. 4. Реструктуризация графа развития взаимоотношений
- 4. 2. Проектная реализация модели взаимоотношений с клиентом
- 4. 2. 1. Проектирование модели взаимоотношений с клиентом на основе использования формальной программной машины
- 4. 2. 2. Реализация базы моделей взаимоотношений с клиентом
- 4. 2. 3. Реализация базы операторов переходов взаимоотношений с клиентом
- 4. 3. Программная реализация клиенто-ориентированной маркетинговой информационной системы КОМИС
- 4. 3. 1. Язык программирования и системные требования
- 4. 3. 2. Общая структура программы
- 4. 3. 3. Реализация интерфейса пользователя
Список литературы
- Daniel Е. O’Leary. Knowledge-Management Systems: Converting and Connecting // IEEE Intelligent systems. 1998. № 3. Pp. 30−33.
- Palumbo F. International marketing tool: the Internet// Industrial Management & Data Systems. 1998. Vol 98. № 6.
- Poon S. and Jovons C. Internet-enabled international marketing: a small business perspective// Journal of Marketing Management: Special Edition on Internationalization. 1997. Vol. 13. No 1−3.
- Samiee S. Exporting and the Internet: a conceptual perspective// Internatiorial Marketing Review. 1998. Vol. 15. № 5.
- Агапова Т.А. Экономические инструменты формирования культуры потребления // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1991. N3. С. 31−34.
- Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N1. С. 27−28.
- Алексеев А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. N3. С. 12−14.
- Алешина И.В. Поведение потребителей. Учеб. пособие. М., 1999. 56 с.
- Алихашкина Е. Рынок информационных систем поддержки бизнеса (оценка состояния российского рынка программного обеспечения) // Практический маркетинг. 1997. N4. С. 12−16.
- Ангелуш А.Ф. Технология машинной обработки информации на микроЭВМ: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1988. 90 с.
- Антокольский А., Носиков С. Базы данных России: оценки, проблемы, перспективы // Информационные ресурсы России. М.: ВИНИТ, 1995. 325 с.
- Архарова З.П., Божко В. П., Гладкая З. Ф. Организация решения задач в АСИ С. М.: МЭСИ, 1990. 278 с.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финансы и статистика, 1995. 104 с.
- Бадекин Б.И. Абстрактная машина открытого типа: принцип устройства, логика предикатов, примеры задач. М.: Моск. го с. инж-физ. ин-т, 1997. 154 с.
- Базы знаний интеллектуальных систем / Под ред. Т. А. Гаврилова. СПб.: Питер, 2001. 189 с.
- Бакалец Т.Г. Эффективность директ-маркетинговых проектов: предварительная оценка, подсчет, методы повышения // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N 3. С.45−47.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений- люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 378 с.
- Бирник А. С. Информация и управление. М.: МЭСИ, 1994. 240 с.
- Бобков В.П., Завьялкин Д. В., Беппле И. В. Адаптивная система оценки проектных решений СМОД. М.: МЭСИ, 1989. 155 с.
- Богданова E. J1. Информационный маркетинг. СПб.: Книжный мир, 2000. 125 с.
- Божко В.П. Организационно-методологические основы построения АСИ С. М.: МЭСИ, 1992. 259 с.
- Божко В.П., Брага В. В. и др. Статистическая информатика: данные, технология, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991. 433 с.
- Боэм Б.У. Инженерное проектирование программного обеспечения Пер. с англ. под ред. A.A. Красилова. М.: Радио и связь, 1985. 512 с.
- Брушлинский H.H. Разработка компьютерных проектов. Информационные системы. М.: МЭСИ, 1993. 128 с.
- Брябин В.М. Программное обеспечение персональных компьютеров. М.: Наука, 1988. 334 с.
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992. 354 с.
- Вайнхольд-Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях // Пробл. теории и практики управления. 2002. N 3. С.68−73.
- Веденеев Д. С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. N4. С.35−36.
- Вейшедл P.M. Представление знаний и обработка естественных языков //ТИИЭР. 1986. Т.74. № 7. С.56−59.
- Великанов В. Современные технологии в розничной торговле и их применение //Практический маркетинг. 2001. № 5. С.30−31.
- Вертгеймёр М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 335 с.
- Волков С.И., Романов А. Н. Организация машинной обработки экономической информации М.: Финансы и статистика, 1988. 562 с.
- Волкова JI.B., Денисов Л. П. Основы теории систем и системного анализа. С-Пб.: Издательство СПбГТУ, 2000. 236 с.
- Волчкова Л.Т., Минина В. Н., Ганскау Е. Ю. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб, 2000. 128 с.
- Вольфенгаген В.Э., Яцук В. Я. Алгебра на фреймах для манипулирования знаниями // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1984. № 5. С.4−1'4.
- Гайкалов A.B. Директ-маркетинг как способ повышения лояльности потребителя // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. N3. С. 13−16.
- Гладкий A.B. Формальные грамматики и языки. М.: Наука, 1973. 368 с.
- Головачев Б., Михалюк В. Компьютеры корпоративного потребителя (факторы, влияющие на выбор компьютерного оборудования наиболее популярной марки, число компьютеров на фирмах) // Практический маркетинг. 1997. N6. С.12−14.
- Голубков Е.Г. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.'2-е изд., перераб. и доп. М.: Мир, 2000. 464 с.
- Горбатов В.А. Основы дискретной математики: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1986. 311 с.
- Гречко В.О., Капитонова Ю. В., Погребинский С. Б. Инструментальный комплекс сетевых семантических баз данных и знаний // Управляющие системы и машины. 1993. № 3. С. 68−76.
- Григоренко Г. П., Желнинский Г. С., Немчинов В. К. Типовые технологические процессы обработки экономической информации в АСУ: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1981. 93 с.
- Григоренко Г. П., Кафтанюк Ю. А., Одинцов Б. Е. Управление развитием информационной базы ЭИ С. М.: МЭСИ, 1987. 64 с.
- Громова А. Автоматизация бюджетного анализа, планирования и прогнозирования // Финансовая газета, № 15. 2001. 17 апреля.
- Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. 334 с.
- ДА-СИСТЕМА: мощный современный российский пакет для обработки и анализа информации (по материалам фирмы «Контекст») // Эксклюзивный маркетинг. 1998. N5. С.45−48.
- Джексон Г. А. Проектирование реляционнных баз данных для использования в микроЭВМ: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. 252 с.
- Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию: Пер. с англ. СПб.: Книжный мир, 2001. 256 с.
- Диго С.М. Проектирование баз данных: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1988. 164 с.
- Дик В. В. Автоматизация экономического анализа основных фондов. М.: МЭСИ, 1991.74 с.
- Дихтль Е., Хэршген X. Практический маркетинг: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1995. 255 с.
- Дудчинке В. Психология продаж // Деловая жизнь. 1993. N 7. С.20−26.
- Ерофеев В.К. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений. Астрахань: Библиограф, 1998. 326 с.
- Желнинский Г. С. Проблемы организации машинной обработки экономической информации. М.: МЭСИ, 1984. 234 с.
- Желнинский Г. С., Немчинов В. К. Обоснование проектных решений по машинной обработке экономической информации. М.: МЭСИ, 1986. 59 с.
- Забежайло М.И., Финн В. К. Интеллектуальные информационные системы // Междунар. форум по инф. и док. 1996. № 2. С. 11−17.
- Завражнов Д.А. Директ-маркетинговые предложения специализированной периодики: анализ эффективности // Практический маркетинг. 2000. N11. С.45−48.
- Змитрович А.И. Интеллектуальные информационные системы. Минск: ТетраСис1емс, 1997. 368 с.
- Иванов А.В. Call-center новые возможности для бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N5. С. 17−19.
- Ильин В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. N2. С.10−12.
- Искандеров Ю.М. Использование семантических графов для построения информационной модели предметной области // Региональная информатика 96: Тез. докл. 5-й С.-Петербург, междунар. конф. С.-Петербург, 1996. С. 51.
- Корешкой В.Н. Маркетинг: исследования рынка и сегментальный анализ // Маркетинг. 1996. N 4. С. 18−24.
- Карпов А.В. Маркетинговое исследование рынка: методы получения информации и ее анализ // Маркетинг. 1994. N 2. С.78−88.
- Каширин И.Ю. Формальные программные машины для исследования автоматизированных продукционных систем // Вычислительные машины, комплексы и сети: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 1999. 342 с. t
- Каширин И.Ю., Коричнев Л. П. Основы формального анализа интеллектуальных программных систем. М.: Радио и связь, 1997. 160 с.
- Каширин’И.Ю., Наумов Д. А. Методы построения инструментальных игровых обучающих систем // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Коричнева. Рязань, РГРТА, 2002. 164 с.
- Каширин И.Ю., Маликова Л. В., Маркова В. В. Основы формальных систем: Учеб. пособие / Под ред. И. Ю. Каширина. М.: Минобразования России, НИЦПрИС, 1999. 80 с.
- Каширина Е. С. Универсальные алгебры как средство для анализа сценариев автоматизированных деловых игр // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз. сб. науч. Тр. М.: Минобразования России- Рязань: РГРТА, 1999. С. 115−117.
- Климанова C.B. Базы данных в директ-маркетинге // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. N4. С.8−12.
- Клышинский Э. С. Метод построения и применения интеллектуальных объектов в системах моделирования // Автоматизация и современные технологии, 1998. № 2. С. 27−31.
- Кобелев О. Особенности развития маркетинга в среде Интернет // Маркетинг. 2002. N 2. С.23−33.
- Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. М., 2001. 272 с.
- Котлер Ф. Маркетинг в цифровую эпоху // Деловые люди. 2002. N 138. С.38−41.
- Краудер H.A. О различиях между линейным и разветвленным программированием / В сб. «Программированное обучение за рубежом». М.: Высшая школа, 1968. С. 58−67.
- Крошилин C.B. Интеллектуальные агенты как средство поиска в глобальных сетях // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 2001. С.80−82.
- Крошилин C.B. Управление комплексом маркетинга предприятия на основе CRM-технологий: Тез. докл. // 9-я всероссийская межвузовская научно-техническая конференция «Микроэлектроника и информатика 2002». М.: МИЭТ, 2002. С.64−67.
- Крошилин C.B. Маркетинговые информационные системы // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 2002. С.46−52.
- Крошилин C.B. Очень «личная» продажа. Все о главных достижениях директ-маркетинга // Маркетолог. 2000. № 6. С.38−43.
- Крошилин C.B. Принцип построения маркетинговых информационных систем для службы маркетинга предприятия с индивидуальным изготовлением продукции // Новые информационные технологии: Сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 2001. С.100−102.
- Крошилин C.B. Клиенто-ориентированная маркетинговая информационная система «Sales-Comp» (КОМИС «Sales-Comp») / Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТ, № 2 003 610 601 от 20.03.2003.
- Крошилин C.B., Крошилин А. В. Информационно-аналитическая система маркетингового управления на предприятии // Новые информационные технологии: Сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 2002. С. 12.
- Кузин JI.T. Основы кибернетики: В 2-х т. Т. 2. Основы кибернетических моделей. М.: Энергия, 1979. 584 с.
- Кузнецов' Б. П. Оптимизация продукционной базы знаний по достоверности и длительности вывода // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1996. № 5. С. 45−50.
- Кузнецов И.П. Семантические представления. М.: Наука, 1985. 658 с.
- Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1988. 480 с.
- Кузьмин В. Вопросы развития маркетинговых систем // Пробл. теории и практикй упр. 1997. N5. С. 113−118.
- Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию: Пер. с франц. / Тейз А., Грибомон П., Луи Ж. и др. М.: Мир, 1990. 432 с.
- Логунов В.Н. Информационные основы потребительского поведения. Воронеж, 1999. 168 с.
- Лугачев М.И., Ляпунцов Ю. П. Методы социально-экономического прогнозирования. М.: Мир книги, 1999. 236 с.
- Лукасевич И.Я. Программное обеспечение финансовых решений // Финансы. № 7. 2001. С. 10−11.
- Луке Г. К. К вопросу типологического прогнозирования потребления. Таллин, 1984. 128 с.
- Макогон Н.В. Способы моделирования потребительского спроса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. N1. С. 12−18.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В. А. Алексунина. М.: Финансы и статистика, 2001. 516 с.
- Маркова В.В. Разработка программного инструментария для проектирования моделирующих экспертных систем // Вычислительные машины, комплексы и сети: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: РГРТА, 1999. С. 107−110.
- Маркова В.В., Маликова Л. В. Применение алгебраических систем к описанию игровых ситуаций в автоматизированных деловых играх // Информатика и прикладная математика: Межвуз. сб. науч. тр./ Отв. ред. И. П. Гиривенко. Рязань: Изд-во «РИНФО», 2000. С.48−51.
- Маслова С. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп // Практический маркетинг. 2001. № 8. С. 13−19.
- Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы // Маркетинг. 2000. № 2. С.26−32.
- Мухина М. Все ли вы знаете о своих клиентах // Маркетолог. 2000. N1. С.32−34. '
- Нариньяни А. С., Яхно Т. М. Продукционные системы // Представление знаний в, человеко-машинных и робото-технических системах. М.: ВИНИТИ, 1984. 457 с.
- Наумов A.H., Вендров A.M., Иванов B.K. Система управления базами данных и знаний / Под ред. А. Н. Наумова М.: Финансы и статистика, 1991. 352 с.
- Николаев А.Ю. Статистические методы прогнозирования эффективности предприятий с широкой номенклатурой выпускаемой продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. N1. С.27−29.
- Нильсон Н. Дж. Искусственный интеллект. Методы поиска решений. М.: Мир, 1973. 365 с.
- Нильсон Н. Дж. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1985. 372 с.
- Овсянников A.A. Типология потребительского поведения. М.: Финансы и статистика, 1989. 238 с.
- Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. 192 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг в компьютерных сетях // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 4. С.28−30.
- Песиков Э.Б. Применение методов исследования операций в маркетинговых информационных системах // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. N4. С.26−28.
- Петров А.Б. Открытые информационные системы. М.: МИРЭА, 2000. 206 с.
- Плесневич Г. С. Концептуальные схемы и модели данных И Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1984. № 5. С.23−39.
- Подольский В.И., Григоренко Г. П., Щербакова Н. С. Обработка учетной информации на ПЭВМ. М.: МЭСИ, 1991. 92 с.
- Полищук Ю.М., Хон В.Б. Теория автоматизированных банков информации: Учеб. пособие для вузов по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» М.: Высшая школа, 1989. 184 с.
- Попов Е.В. Актуальные вопросы маркетинга // Маркетинг. 2000. N 1. С.21−29. '
- Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
- Попов Е.В., Ойнер О. Виртуальный маркетинг // Маркетинг. 2000. N 3. С.56−63.
- Попов Э.В. Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании. М.: МИФИ, 1996. 462 с.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1982. 268 с.
- Попов Э.В. Экспертные системы. Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. 365 с.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. 278 с.
- Построение экспертных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената. М.: Мир, 1987. 366 с.
- Похабов В.М. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии // Маркетинг. 2001. N 5. С.102−120.
- Представление и использование знаний / Под ред. X. Уэно, М. Исудзука. М.: Мир, 1989. 268 с.
- Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М., 1999. 477 с.
- Романов А.Н. Машинная обработка экономической информации. Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1987. 111 с.
- Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / Под ред. A.A. Бравермана. М.: Финансы и статистика, 2001. 422 с.
- Савченко A.B. и др. Электронные вычислительные машины: в 8-ми кн., кн. 8. Средства общения с ЭВМ. Практическое пособие для вузов / Под ред. А. Я. Савельева. М.: Высшая школа, 1991. 127 с.
- Салин В.Н. Экономико-математические и статистические методы и модели исследования личного потребления // Вестник финансовой академии. 1997. N2. С.42−44.
- Севрук М.А. Система маркетинга. Социально-экономический анализ, компьютеризация. М.: Финансы и статистика, 1992. 198 с.
- Смальян Р. Теория формальных систем. М.: Наука, 1981. 207 с.
- Создание спроса на ваши товары и услуги // Бизнес для всех. 1999. № 1. С. 18.
- Соловьев Б.А. Маркетинг. Изучение потребителей / Под ред. А. Н. Романова. М. 1995. С.85−100.
- Тельнов Ю.Ф., Диго С. М., Полякова Т. М. Интеллектуальные системы обработки данных: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1989. 12 с.
- Толковый словарь по искусственному интеллекту / А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. 256 с.
- Трифонов В. С. Межотраслевые и региональные АСУ. М.: МЭСИ, 1988.354 с.
- Удавиченко М.Ф. Строим алгоритмы. М.: СТУ, 1990. 78 с.
- Уинстон П. Искусственный интеллект / Пер. с англ. B. JL Стефанюка. М.: Мир, 1980.519 с.
- Уотерман Д. Руководство по экспертным системам. М.: Мир, 1989. 126 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2000. 638 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 528 с.
- Четвериков В.Н., Ревунков Г. И., Самохвалов Э. Н. Базы и банки данных М.: Высшая школа, 1987. 457 с.
- Чикунова JI.A. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998. N2. С. 9−11. ,
- Шмелев В.В., Панин А. С., Гондюхин С. А. АРМ в системах экономического управления. М.: МЭСИ, 1991. 346 с.
- Шумин Н.И. Экспертные системы. М.: Знание, 1990. 260 с.
- Экспертные системы: принципы работы и примеры / Под ред. Р.Форсайта. М: Радио и связь, 1987. 268 с.
- Экспертные системы: состояние и перспективы / Под ред. Д. А. Поспелова М.: Наука, 1989. 385 с.
- Юферев О.В., Шкиндеров А. П. Базы данных для прямого маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. N3. С.9−11.
- Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология. М., 1996. N1. С.45−47.
- Яновский А. Маркетинговая информация в предпринимательстве // Бизнес. 2Q00. № 3−4. С. 18−19.