Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие национальных культур как фактор консолидации народов России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании обращается внимание на востребованность активности деятельности институтов гражданского общества. Нуждается в более серьезном и детальном анализе и обобщении опыт работы общероссийских общественных организаций, таких как Ассамблея народов России, крупных диаспор, федеральных и региональных НКА. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно реализованными остаются возможности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимодействие культур — объективная тенденция совершенствования межнациональных отношений
    • 1. Исторические корни культурной общности 12−46 народов России
    • 2. Государственная национальная политика 47−85 Российской Федерации о взаимодействии культур народов
  • России как факторе их развития
  • Глава 2. Этнокультурные процессы, их влияние на консолидацию народов Россию
    • 1. Многообразие национальных культур и интеграционные процессы в современном российском обществе
    • 2. Этнокультурное взаимодействие как фактор этнополитической консолидации многонационального народа России

Взаимодействие национальных культур как фактор консолидации народов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие XX и начало нового XXI вв., т. е. вся постсоветская история России, характеризуются сложным сочетанием потерь и обретений в экономике и политике, совокупностью достижений и разочарований в этнической и религиозной, культурной и психологической сферах общественной жизни.

Социально-политические трансформации постсоветского периода истории нашей страны обнажили — наряду с другими проблемамиособую остроту взаимодействия национальных культур как фактора совершенствования межнациональных отношений в стране. Взаимодействие культур народов России — объективный процесс, имеющий глубокие исторические корни. Результатом такого взаимодействия является формирование общенациональных культурных ценностей многонационального народа России. Именно культура народов России, составляющая в сумме своей общенациональную культуру, является незыблемым гарантом формирования нравственных основ государства, гражданского общества.

Следует отметить, что в результате распада Советского Союза усилились тенденции обособления народов и культур. Новые исторические условия построения правового, гражданского общества предъявляют и новые требования к процессам, происходящим в сфере этнокультурных отношений. Однако, как свидетельствует исторический опыт, «удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире, — на что было обращено особое внимание в Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года, — это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа"1.

В современной науке процесс взаимодействия культур рассматривается с разных точек зрения — как определенный уровень взаимодействия культур — этнический, национальный или цивилизационныйкак изучение различных форм и результатов взаимодействия культуркак исследование механизмов восприятия основы межкультурного взаимодействиякак выявление возможностей к взаимодействию культурно-цивилизационных комплексов Запада и Востока2 и др.

Взаимодействие культур — сложный социокультурный механизм, обеспечивающий, с одной стороны, взаимопонимание и взаимообогащение разных народов, с другой стороны, активизирующий их стремление к сохранению самобытности и уникальности национальной культуры. Как показывает история, данные процессы имеют разную периодичность, степень интенсивности и устойчивость изменения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы этнокультурного взаимодействия, особенно в условиях, когда общество находится в трансформационном социально-политическом состоянии, требуют новых подходов к их осмыслению. Культура является качественной характеристикой целостности общества. Каждое поколение получает из прошлого такую основу, которая обеспечивает.

1 Российская газета. 2003. 17 мая.

2 См.: Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996: Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // СОЦИС. 1995. № 11- Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1 — 2. М., 1987 — 1991. непрерывность, целостность развития. Исследователь, работающий в области современной политологии, встречает три главные трудности.

Следует отметить, что в данный период отсутствие непрерывного дискурса и мониторинга, позволяющих не только регистрировать текущие события в условиях глобализации, в том числе культурного развития народов, но и накапливать и систематизировать новые знания, добываемые специалистами и экспертами в смежных с предметной областью политологии областях.

Проблема взаимодействия народов, национальных культур обусловлена спецификой в многонациональном обществе, историей, взаимовлиянием, взаимообогащением культур.

На всех этапах исторического развития России эта проблема была в центре внимания ученых и политиков. Если говорить о разработке ее в XX веке, то необходимо в первую очередь отметить работы, затрагивающие эту проблематику: H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышелавцева, В. В. Зиновьева, А. И. Ильина, H.A. Лосского, B.C. Соловьева, П. А. Сорокина, Н. Ф. Федорова, Г. П. Федотова, Г. В. Флоренского, С. Н. Франка и др.

Проблема исследования этнокультурной преемственности получила развитие в трудах советских ученых в 60 — 70-е годы XX в. Усилиями ученых, представителями различных областей общественных наук, была создана большая литература, в которой освещались вопросы культурного строительства в многонациональной стране, взаимовлияния и взаимоотношения культур, формирования единой общесоветской культуры. В числе наиболее интересных и содержательных работ можно отметить труды М. П. Кима, А. Н. Арнольдова, М. С. Джунусова, В. А. Куманева, М. П. Новикова и др.

Сегодня для нас важными представляются работы JI.M. Дробижевой, Н. Г. Шахназарова, Г. И. Ломидзе, И. Ляшенко, Лукина МП, H.A. Федосеева, С. И. Шермухамедова и др.1.

Различные аспекты развития и взаимодействия национальных культур отражаются в работах Р. Г. Абдулатипова, С. А. Арутюнова, Э. А. Баграмова, Ю. В. Бромлея, М. В. Губогло, А. Ф. Дашдамирова, Л. М. Дробижевой, В. К. Егорова, К. В. Калининой, В. А. Михайлова, В. В. Савельева, В. А. Тишкова и др. В них национальные культуры, характер их развития рассматриваются в контексте исследования сущности этноса, нации, этнонациональных процессов.

В их трудах на большом фактологическом материале показаны наблюдения и выводы о закономерности взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур как результата их взаимодействия. Обращается внимание, что взаимовлияние культур открывает широчайшие возможности для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов нашей страны, выделяются механизмы взаимодействия, подчеркивается роль переводческой деятельности, средств массовой информации.

В настоящее время важно обратить внимание на преемственность в исследовании духовных ценностей многонационального российского народа.

Рассматриваемая тематика находит частичное отражение в материалах парламентских слушаний в Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в материалах Ассамблеи народов России.

См.: Дробижева Л. М. О сближении уровня культурного развития советских республик // История СССР. М., 1969, № 3- Ломидзе Г. И. Интернациональный характер советской культуры. М., 1970; Шахназаров Н. Г. О национальной музыке. М., 1968; Ким М. П. Советский народ — новая историческая общностьФедосеев П. А. Культура и мораль// Вопросы философии. 1973. № 4- Шермухамедов С. И. О развитии национальных культур // Знамя. 1970, № 9 и др.

Однако в последнее десятилетие проблема взаимодействия культур народов России слабо исследуется общественной наукой как на общероссийском уровне, так и в регионах. С учетом этого представляется важным обратиться к выявлению роли взаимодействия национальных культур как фактора их развития.

Объект исследования — процессы этнокультурного взаимодействия как социально-политическое действие в сфере формирования этнополитической консолидации народов России, единого этнокультурного пространства Российской Федерации.

Предмет исследования охватывает спектр этнокультурных явлений в многонациональной России, влияние их на этнополитические процессы, выявление причинно-следственных их взаимосвязей в условиях трансформации Российского государства и общества, выявление перспектив их развития.

Цель исследования состоит в выявлении роли взаимодействия национальных культур как фактора их развития и этнополитической консолидации народов России, формировании гражданского общества.

Задачи исследования. В силу теоретической и социально-политической актуальности и значимости объекта, предмета и целей исследования, а также учитывая недостаточную степень научной разработанности проблемы, поставлены следующие задачи исследования:

— выявить роль взаимодействия культур народов России в совершенствовании межнациональных отношений в Российской Федерации, в формирование гражданского общества;

— осмыслить закономерность и исторические корни культурной общности народов Россиираскрыть роль государственной национальной политики Российской Федерации в обеспечении взаимодействия культур народов России, их развитииопределить интеграционные этнокультурные процессы современного российского общества и их роль в формировании этнокультурной идентичности многонационального народа Российской Федерациипоказать механизмы взаимодействия национальных культур, формирования этнокультурной российской идентичностирассмотреть политико-правовые факторы становления общероссийской этнокультурной идентичности проанализировать место и роль органов государственной власти, институтов гражданского общества, национально-культурных объединений и общественных движений в процессе консолидации многонационального народа Российской Федерации.

Методология исследования. В основу методологии диссертант положила принципы политологического, сравнительно-исторического, сравнительно-юридического, типологического и статистического методов, а также использовала достижения социологических и этнологических методик и подходов.

Переходный период в истории общества означает усложнение жизни в том смысле, что одни институты, ценности, нормы, образы, элементы культуры устаревают и угасают, в то время как другие возрождаются и регенерируются, а третьи — возникают заново. Трансформационные процессы неизбежно вызывают необходимость междисциплинарного подхода, совмещающего в себе методики, разработанные в соответствующих отраслях гуманитарного знания.

Основные научные результаты исследования и их научная новизна. В диссертации осуществлена одна из актуальных попыток комплексного анализа на основе междисциплинарного подхода выявить роль и механизмы взаимодействия национальных культур в полиэтническом обществе как ведущей тенденции консолидации многонационального российского общества.

В работе автор на широком фактическом (документальном и социологическом) материале концептуально рассматривает взаимообусловленность различных аспектов этих процессов, взаимодополняемость государственной и гражданской национальных политик, взаимозависимость политизации этничности и этнокультурной направленности политики. В ходе осмысления опыта этнокультурного развития народов Российской Федерации делается попытка определить взаимосвязь этого развития в условиях трансформационных процессов в России, выявляется специфика формирования этнокультурной идентичности многонационального народа Российской Федерации.

В исследовании обоснована и охарактеризована ключевая проблема этнокультурных процессов, происходящих в современной Российской Федерации: на фоне социально-экономической и общественно-политической трансформации происходит расширение политического и правового поля проявлений многокультурности как тенденции консолидации современного российского общества.

В работе поднимается проблематика управления процессами этнокультурного развития, выявляется роль взаимодействия национальных культур в формировании этнополитической консолидации народов России.

Делаются выводы, что процесс взаимодействия национальных культур народов России является важным фактором социально-политической жизни современного российского общества, реформирования федеративных отношений. Раскрывается роль национально-культурных автономий в развитии и взаимодействии национальных культур.

Современные этнонациональные общественные объединения в России играют важную роль в процессах становления и институирования правового государства и гражданского общества. Анализ их деятельности свидетельствует о попытках выработки в настоящее время действенных механизмов согласования интересов государства, этнических групп и национально-культурных общественных объединений в целях сохранения политической стабильности и консолидации народов России.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации имеют теоретическое и прикладное значение как для изучения, так и для специалистов-практиков в области государственного управления межнациональными отношениями.

Теоретические выводы и материалы диссертационного исследования могут быть учтены при разработке федеральных и региональных программ этнокультурного развития народов.

Апробация работы. Данное диссертационное исследование обсуждалось на кафедре национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте Российской Федерации, нашло отражение в публикациях автора:

1. Юрченко Т. В. Национальные культуры и федеративное устройство России. Российский федерализм: от Федеративного договора до наших дней./Под редакцией Р. Г. Абдулатипова. -М.: РИО Росархив. -2002. — 0,5 п.л.;

2. Юрченко Т. В. Взаимодействие национальных культур как фактор стабилизации этнополитической ситуации на Северном Кавказе. Материалы научно-практической конференции: «Северный Кавказ и.

Дагестан: современная этнополнтическая ситуация и пути ее стабилизации" - Махачкала, 2003. — 0,5 п.л. к.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ формирования единого культурного пространства России показал неоднозначность и противоречивость современных этнополитических, этнокультурных процессов, которые протекают под непосредственным влиянием социально-экономических, политических и культурных трансформаций российского государства и общества. В исследовании неоднократно отмечается, что в результате распада Советского Союза усилились тенденции обособления народов и культур страны. Но в тоже время в новых исторических условиях открываются благоприятные перспективы в ходе построения правового, гражданского общества, стимулируются процессы свободного развития этнических групп и сообществ и их интеграции в единое социокультурное пространство России.

Культура в совокупности всех основных составляющих: наука, образование, искусство, обычаи, традиции и т. д., как показывает жизнь, практика, отечественный опыт, играет огромную роль в совершенствовании межнациональных отношений, в углублении и обогащении разностороннего общения представителей всех народов страны, обмена историческим опытом и духовными ценностями.

Несмотря на объективные и субъективные трудности, отечественная научная мысль в последние годы в целом определила круг наиболее актуальных проблем в области изучения этнокультурных процессов, протекающих в современном российском обществе. В последнее десятилетие было достигнуто существенное продвижение в этом направлении. Причем это стало возможным благодаря как научным традициям России, так и обновленческим процессам в сфере обществознания. Этнополитология опирается на фундаментальные основания таких наук как история, этнология, социология, социальная психология и ряд других.

Как отмечается в диссертации, процесс взаимодействия национальных культур обеспечивает взаимопонимание, взаимообогащение, взаимовлияние народов страны. В условиях формирования гражданского общества особо важное значение приобретают усилия, направленные на развертывание широкого равноправного диалога культур народов Российской Федерации.

Принципиальное значение в этой работе имеет максимальное использование накопленного Россией исторического опыта взаимодействия культур народов страны. Исторически сложившиеся традиции взаимодействия культур не только не потеряли своего значения, но их актуальность возрастает именно в наши дни, когда вызовы глобализации угрожают самим основам самобытности культур наших народов.

В результате естественного исторического процесса в России сложилась единая духовная общность народов, системообразующую роль в которой играет русская культура. Во взаимодействии культур она выступает и как культура межнационального общения, и как проводник к достижениям мировой культуры, и как катализатор позитивных изменений в различных сферах духовной жизни российских народов.

Как показывает практика, состояние межнациональных отношений в нашей стране должно постоянно оставаться предметом самого пристального внимания государства. Необходимо последовательно проводить в жизнь четкую политическую линию на сохранение государственно-территориальной целостности Российской Федерации, поддерживать политическую стабильность, сохранять и укреплять межнациональный мир и гражданское согласие в обществевсе это непременные условия его поступательного развития, движения к процветанию государства как «уникального единства и многообразия, духовной общности и союза различных народов», как сказано в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Исходя из положений и выводов, содержащихся в настоящей диссертации, мы полагаем, что одним из важных направлений, задач современной государственной национальной политики Российской Федерации является всемерное развертывание диалога культур народов страны, создание необходимого общественно-политического климата и организация предпосылок для более глубокого, интенсивного развертывания процессов взаимного познания культур народов России, обмена их духовными ценностями, тесного взаимодействия и сотрудничества деятелей мастеров культуры, науки, искусства.

Факторами этнокультурного развития и участниками этноцолитических процессов в России являются как граждане России, так и институты и структуры нарождающегося гражданского общества, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Как показало проведенное нами исследование, все они оказываются вовлеченными в сложный, противоречивый, но абсолютно неизбежный в силу естественной и социально обусловленной стратификации общества клубок этногосударственных, этносоциокультурных и этнополитических взаимоотношений.

В процессе этнополитической консолидации многонационального народа России важно теоретическое осмысление и обеспечение его путем самобытного развития и интеграции всех национальностей и культур в многонациональную общность — российский народ. В этом активную роль играет интеллектуальная элита всего многонационального сообщества. Именно она призвана всесторонне обосновать неизбежную в хорошем смысле и целесообразную для исторических судеб народов необходимость стимулирования самобытных национальных и интеграционных тенденций в развитии этнокультурных процессов. Государство на этом этапе концентрирует свои усилия на аналитическом, идеологическом и информационном обеспечении концепции и программ интеграционного сценария развития межнациональных отношений, поиске и обосновании форм и методов органического соединения задач этнокультурного развития с задачами укрепления российского федерализма, становления на новой основе многонационального народа Российской Федерации. Речь идет о формировании и укреплении нации-государства не как варианте отрицания наций-этносов, а как качественно новом этапе их развития и сотворчества.

Несмотря на определенное отставание правовой базы регулирования этнокультурного развития российского общества от международной политико-правовой практики, такая работа в нашей стране в настоящее время уже ведется. Однако следует признать, что до сих пор в России отсутствует четко выверенная стратегия государственной национальной политики, и сама важность этой политики еще не всеми осознается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Происходящие преобразования пока не обеспечивают четкого и комплексного регулирования межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, поскольку не предусматривают механизмов их реализации, гарантии и ответственность. Рост самосознания народов, требующих самостоятельного развития, в том числе и в первую очередь культурного, объективно обуславливает необходимость учета всех факторов развития и взаимодействия культур и народов, как при формировании самой национальной политики, так и при ее реализации.

Государственная национальная политика Российской Федерации выступает как система демократических принципов, но применение этих принципов возможно с учетом особенностей культуры каждого отдельного этноса, как самостоятельного и равноправного субъекта развития межнациональных отношений, формирования современного гражданского общества. Таким образом, государственная национальная политика не может быть одновариантной, а должна выстраиваться с учетом многонациональности российского общества. Только в этом случае она может выступать активным консолидирующим фактором.

В сферу задач государственной национальной политики Российской Федерации должны войти вопросы формирования единого полиэтнического информационного пространства. Многообразие национальных культур народов России должно находить свое отражение на каналах телевидения, радиовещания, на страницах массовых изданий. Важно формировать и закреплять в коллективном сознании понятие «Мы — россияне» как способ гражданского конструктивного сотрудничества на созидательной основе.

Содержательной задачей является теоретическая, культурно-информационная и психологическая подготовка населения к более высоким возможностям утверждения этнокультурной самобытности и этнополитической, этнокультурной интеграции в составе общности многонационального народа России.

Изучение этнокультурных основ и ведущих направлений организационной деятельности национальных общественных объединений граждан позволило автору выявить их важную роль и значение в процессах становления и институирования правового государства и гражданского общества в России. Различные формы этносоциальной самоорганизации — национальные общественные объединения, в том числе молодежные, — безусловно, являются не только инструментом представительства этносов в структурах государственного управления, но и важным институтом гражданского общества.

Задачей особой важности и сложности является активное, последовательное использование нравственного, эстетического потенциала культур народов России в целях снятия возникающих межэтнических напряженностей, в регулировании социально-политических противоречий, стихийное развитие которых, собственно говоря, и приводит к конфликтным ситуациям. Максимальное наращивание межэтнических культурных контактов на этой основе, как показывает отечественный и зарубежный опыт, создает гораздо более благоприятные условия для регулирования противоречий, преодоления конфликтных ситуаций. Через культуру достигается более высокий уровень понимания, терпимости, уважения особенностей и интересов друг друга.

Взаимодействие культур народов России, выступающее как процесс усиления связей и взаимозависимостей внутри единой системы, является фактором консолидации народов России. Но при этом интегрирующие процессы в современном российском обществе отнюдь не означают нивелировку культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности, укрепляют духовную общность российского общества.

В первую очередь, важным представляется формирование солидарного двухуровневого гражданского сознания у людей разных национальностей. Этот знаковый процесс свидетельствует о стабилизации и наметившейся гармонизации межнациональных отношений в государстве. В диссертации ставится проблема более интенсивного использования этнокультурных факторов в управлении этнокультурными процессами.

В настоящее время принципиальное значение имеет консолидация усилий органов государственной власти и управления, учреждений образования и воспитания, средств массовой информации, общественных организаций и других институтов гражданского общества, ученых, социально активной и граждански зрелой части населения.1 Они должны быть направлены на созидательную деятельность по укреплению демократических порядков в России, налаживанию межэтнического и межконфессионального согласия, формированию у россиян чувства гражданской ответственности и патриотизма. Высокий уровень социально-культурной общности граждан страны создает необходимую основу для целенаправленного утверждения доктрины национального государства с полиэтническим составом, культурным многообразием и гражданской общностью населения. Это не исключает, а предполагает создание всеобщей атмосферы недопустимости и решительного порицания, а также применения со стороны государства силы для противодействия любым проявлениям нетерпимости, ксенофобии, межэтнического противостояния, экстремизма.

Этнокультурная политика в условиях признания и сохранения многообразия этнических и иных культурных проявлений предполагает последовательные шаги в направлении формирования в обществе широких коалиций и общественных форм, преодолевающих этническую и региональную замкнутость, поощряющих интегративное поведение, уважение к богатству сложноорганизованной, в том числе культурно, жителей нашей страны как единого российского многонационального народа.

1 См.: Зорин В. Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003.

В исследовании обращается внимание на востребованность активности деятельности институтов гражданского общества. Нуждается в более серьезном и детальном анализе и обобщении опыт работы общероссийских общественных организаций, таких как Ассамблея народов России, крупных диаспор, федеральных и региональных НКА. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно реализованными остаются возможности подобных институтов гражданского общества. В совокупности они могли бы стать стратегическим резервом национальной политики страны именно сейчас, когда осуществляется перестройка всей управленческой системы сложнейшей по своей сути сферы межнациональных отношений. Важно использовать опыт подобных организаций, выступающих как фактор воспроизводства активной и конструктивной энергии каждого народа, собирания российских земель и народов в единое государство.

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: ВИТРЭМ, 2001. 40с.
  3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15 июня 1996 года № 909 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.ЗОЮ.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политике государства). М., 2000. 31 с.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политике государства). М., 2001. 45 с.
  6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политике государства). М., 2002. 47 с.
  7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политике государства). М., 2003. 64 с.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. («Российская газета», 27 мая 2004 г.).
  9. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 года № 1807- I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740
  10. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.
  11. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ. С. 6226
  12. Федеративный договор. Документы. Комментарии. М.: Республика, 1994. 127 с.
  13. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797.
  14. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
  15. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976.1. Исследования, монографии и сборники
  16. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001.
  17. Р.Г. Власть и совесть. М., 1994.
  18. Р.Г. и др. Федерализм в истории России. В 3-х кн./ Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. В. М.: Республика, 1992−1993. Кн. 1,2,3.
  19. Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Славянский диалог, 1999.
  20. Р.Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
  21. Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федерального устройства. М.: Славянский диалог, 1996.
  22. Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., 1999.
  23. В.Н. Язык и общество. М., 1968.
  24. Р.Г. Этнополитология. Спб., 2004.
  25. Р.Г., Михайлов В. А., Чичановский A.A. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. 111 с.
  26. Андреас Каппелер. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 1999. С. 239.
  27. С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. М., 1989.
  28. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. 271 с.
  29. Ассамблея народов России. Материалы учредительной конференции. М., 1999.С. 5.
  30. О. Национальный вопрос и социал-демократия. С-Пб., 1909.
  31. H.A. Судьба России. М., 1990.
  32. В дружбе народов единство России. Материалы I съезда Ассамблеи народов России. М.: Славянский диалог, 1999. 159 с.
  33. А.И. Российская нация: национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. Изд. 2-е. М., 1996.
  34. А.И., Зорин В. Ю., Никонов A.B. Русский народ в национальной политике. XX век. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998.
  35. А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России: исторические и концептуальные аспекты. М., 1993.
  36. Вопросы национальных и федеративных отношений. Материалы к учеб. курсу «Национальные и федеративные отношения».// РАГС при Президенте РФ. Под общей ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2000. Вып.З.
  37. Вопросы национальных и федеративных отношений: Сб. статей аспирантов и преподавателей / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова и К. В. Калининой. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  38. К. О роли этнического фактора в сближении национальных культур // «Коммунист Татарстана», 1962. № 10.
  39. Э. Нации и национализм. Пер. с англ. / Ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991.
  40. Г. Д. Нации и национальные культуры // Ростов-на-Дону, 1992.
  41. М.Н. Толерантность, доверительность, солидарность в идеологии и технологиях Ассамблеи народов России — единство России. Саратов, 2000.
  42. Н.Я. Россия и Европа. М., С. 85- Леонтьев К. Восток, Россия и славянофильство. Собр. Соч. Т.6. М., 1912.
  43. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 1990-х годов. Ростов, 1996.
  44. М.С. Расцвет и сближение национальных культур. М., 1963.
  45. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
  46. Л.М. Духовная общность народов СССР. М., 1981.
  47. Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003
  48. Л.М. Социальный и культурный облик советской нации. М., 1986.
  49. Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., б/г.
  50. B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма. СПб., 1998.53. Егоров В.К.
  51. А.А. Этнические факторы политической стабильности. М., 1995.
  52. Законодательное обеспечение вопросов национальной политики РФ в Государственной Думе второго созыва (1996−1998). Ч. I—II
  53. Аналитический вестник. Вып. 15 (серия: Государственное строительство, федеративные отношения и национальная политика) М., 1998.
  54. В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы. М., 2003.
  55. В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России. М.,
  56. В.Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России. Опыт законотворчества. М., 1999.
  57. В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003.
  58. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский центр Карнеги, 1997.
  59. Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред.: Н. М. Лебедева. М., 2002.
  60. И.А. О русском национальном самосознании. СС. М., 1993. т.2. кн. 1.
  61. К новому расцвету многонациональной советской культуры. Материалы объединенного пленума правлений творческих союзов СССР. Ноябрь, 1972. М., 1973. С. 96.
  62. К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М., 1991.
  63. Н.М. Письмо русского путешественника. М., 1988. С. 342.
  64. Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. М., 1984.
  65. Культурная политика: проблемы теории и практики. С-Пб., 2003.
  66. Курьер ЮНЕСКО за 30 лет. М., 1990.
  67. В.И. Культура национальная. Т.23, с. 209, 318. Т. 24. С. 9, 57 58, 119 — 123, 129 — 130, 133 — 134, 236 — 237.
  68. Г. В. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.
  69. Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М.: Мол. Гвардия, 1993.
  70. Д.И. К познанию России. СПб., 1907.
  71. Национальная политика России: история и современность. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.
  72. Национальная политика в императорской России. Поздние первобытные и предклассовые общества Севера Европейской России, Сибири и Русской Америки. / Составитель, редактор и автор вступительной статьи Ю. И. Семенов. М., 1998.
  73. Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины (Финляндия, Польша, Бессарабия, Украина, Закавказье, Средняя Азия)./Составитель, редактор и автор вступительной статьи Ю. И. Семенов. М., 1997-
  74. Г. И. Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России. 1849- 1855. Примиздат, 1950.
  75. Ф.Ф. Связь времен. М., 1987.
  76. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики. Специальный доклад Президенту Российской Федерации. М.: Славянский диалог, 2001.
  77. Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения «Россия сегодня: на перекрестке мнений». М.: РНИСиНП, 1993−2001. Вып. 1−9.
  78. Обстоятельный анализ мифологизации «своей» этнической истории и «своей» этнической культуры см.: Victor A. Shnirelman. The Value of the Past: Myths, Identity and Politics in Transcancasia. National museum of ethnology. Osaka, 2001.
  79. Г. В. Реформирование России: итоги и перспективы. М., 1996.
  80. Основы национальных и федеративных отношений. / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  81. Развитие национальных отношений в СССР. М., 1986.
  82. Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. В двух томах. Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Лоносова. М., 2001.
  83. М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе. Философско-методологический анализ. С-Пб., 1996. С. 110.
  84. Роль религиозных объединений, школы и общественности в преодолении беспризорности и укрепления нравственности подрастающего поколения. Библиотека Ассамблеи народов России. Материалы конференции. М., 2004.
  85. В.В. Особенности российского культурогенеза // Теория и практика культуры. Альманах// Вып.№ 1. М., 2004.
  86. Советский народ новая историческая общность людей. Становление и развитие. М., 1975.
  87. B.C. Национальный вопрос в России. Вып. 1. соч. в 2-х Т.Т.1.М., 1989.
  88. М.М. Проект уложения государственных законов. СПб. 1898.
  89. Стенограмма встречи Президента Российской Федерации с представителями III Всемирного конгресса татар в г. Казани 30 августа 2002 г.
  90. В.Н. Избранные труды по географии России. М., 1950.
  91. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
  92. Теория и практика культуры. Альманах. Вып. № 1. М., 2004.
  93. В.А. История и историки в США. М., 1985. С. 5.
  94. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. / Серия Неотложная этнополитика. М., 1996.
  95. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  96. Толерантность основа взаимопонимания. М., 2004.
  97. В. Нация: история и современность. М.: ЦИМО РАН, 1996.
  98. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. М.: РГГУ, 1997.
  99. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.
  100. Хартия Ассамблеи народов России «О гражданских правах народов Российской Федерации». М., 2001
  101. С.М. Все Боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России. Под ред. М. Н. Губогло. М.: ЦИМО РАН, 1999.
  102. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999.
  103. Г. М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации. М., 2000.
  104. Этничность и власть в полиэтнических государствах. / Отв. Ред. В. А. Тишков. М.: Наука, 1994.
  105. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург, 2001. С. 215.1.I. Статьи
  106. Р.Г. Создание российской нации (проект для XXI века). Российская газета. № 170. 28.08.2003 г.
  107. Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект// СОЦИС: Социологические исследования. 1999. № 4. С. 58 62.
  108. Э.А. О современной концепции национальной политики в Российской Федерации // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. С. 90.
  109. .К. Развитие понятия культура // Вестник Бурятского университета. Сер. 5: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Уде. 1998. Вып.2. С. 82 91.
  110. М. Великое переселение кавказцев.// Независимая газета. 2002. 27 ноября. С. 1−2.
  111. E.H. Россия в XX веке: пророчества русских мыслителей // Проблемы отечественной и всеобщей истории: Сб. науч. тр. Уссурийск, 1996. С. 51 — 65.
  112. М.Н. В лабиринтах этнической мобилизации. //Отечественная история. 2000. № 3. С. 106−124.
  113. М.Н. К изучению проблемы адаптации населения в условиях общественных преобразований в постсоветской России // Отечественная история. 2002. № 6. С. 110−129.
  114. М.Н. К изучению современной этнополитической ситуации в СССР. // История СССР. 1999. № 6.
  115. М.Н. От корней до кроны. Задача изучения этнополитической ситуации. // Гражданские движения в Таджикистане. М., 1990.
  116. М.Н. Три линии национальной политики в постсовесткой России. // Этнографическое обозрение. 1995. № 5,6.
  117. М.Н. Что такое этнополитология? // Союз. 1990. № 26.
  118. А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы. // Известия. Академия педагогических и социальных наук. Вып. 4. М., 2000. С. 107.
  119. JI.M. Многонациональное^ богатство государства // Россия и современный мир. 1994. № 1. С. 25 — 28.
  120. JI.M. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности // Мир России. 2000. Т. 9. № 4. С. 149−169.
  121. JI.M. Этническая и региональная идентичность в современной России // Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть: Сб. ст. М., 2003. С. 11 29.
  122. JI.M. Этничность в современном обществе: Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации. Мир. России. 2001. Том 10. № 2.
  123. В.Н. О некоторых характерных чертах взаимодействия культур // Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1998. С. 5 -9.
  124. Н.Ф. Возрождение или развитие национальных культур // Культура на пороге 111 тысячелетия: Материалы 4-го Международного семинара в С-Пб., 30 мая 3 июня 1998. С. 285 -287. *
  125. .В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли // ПОЛИС: Политические исследования. 1997. № 1. С. 5 31.
  126. Г. «Общность судьбы» и национальное самосознание // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 4. С. 5 -16.
  127. Ю.А. Проблематика межнациональных отношений и культура // Культура на пороге 111 тысячелетия: Материалы 4-го Международного семинара в С-Пб., 30 мая 3 июня 1998. С. 118 — 120.
  128. A.A. Межнациональные отношения в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. // Национальные проблемы и права человека. Сб. материалов семинара московско-хельсинской группы. М., 1993. С. 103−118.
  129. М.А. Прошлое как ценность // Путь, 1992. № 1. С. 150.
  130. В. Безопасность и будущее России // Свободная мысль. 1995. № 10. С. 8.
  131. Г. А. Национально-культурное развитие народов Российской Федерации как объект государственной национальной политики // Международное сотрудничество на пороге Хх1 века. М., 1999. С. 246 251.
  132. Г. Не нация, но целый мир. // Вестник РСМХД. Париж, 1929. № 1−2. С. 11.
  133. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 23.
  134. М. Возрождение народностей и консолидация наций в СССР. // Под знаменем марксизма, 1939. № 10.
  135. Е.П. Современная культура России: проблемы развития // Москва, 1996. № 1. С. 5 20.
  136. C.B. Доктрина самоопределения: иллюзии и реальность. // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002. С. 233−244.
  137. Ю. Культурно-исторический феномен России. Независимая газета. 1998, 18 марта.
  138. А.М. От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели. // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 102−112.
  139. Е.Н. Межкультурная коммуникация: опыт теоретической систематизации // Вестник Московского университета. Серия 12, политические науки. 1999. № 1. С. 58 69.1. Энциклопедические издания, справочники, словари
  140. JI.M. Этносоциология. Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.
  141. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.
  142. Словарь-справочник по российскому законодательству: термины, понятия, определения. М., 1998.
  143. Социология федеративных отношений. Словарь-справочник. / Под общ. ред. В. Н. Иванова, Г. Ю. Семигина. М.: НОНФ, 2003. 328 с.
  144. Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой