Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти исходные предпосылки персоналистской историософии русских мыслителей в существенной мере предопределили своеобразие видения ими смысла самых различных исторических событий и эпох. Бердяев ищет и, естественно, находит в истории разнообразные формы «объективации», так или иначе, ведущие к порабощению человека. Практически в каждой своей книге и в каждой статье философ срывает маски… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕРСОНАЛИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Н. БЕРДЯЕВА И Г. ФЕДОТОВА
    • 1. Традиция европейского персонализма и персоналистские идеи в русской философии
    • 2. Экзистенциальная диалектика свободы и личности в философии
  • Н.Бердяева
    • 3. Идея личности в философском творчестве Г. Федотова
    • 4. О специфике историко-философских позиций Н. Бердяева и
  • Г.Федотова
  • ГЛАВА II. Н. БЕРДЯЕВ И Г. ФЕДОТОВ О СУДЬБАХ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ (сравнительно-типологическая характеристика историософского персонализма русских мыслителей)
    • 1. Личность в мире «объективации»
    • 2. Личность в мире культуры
    • 3. Русская идея
    • 4. Историческое бытие личности в перспективе конца истории

Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема личности — одна из традиционных и наиболее фундаментальных проблем в истории европейской и русской философии. В условиях современной глобальной цивилизации она не только не утрачивает своего значения, но, напротив приобретает особую актуальность и остроту. Колоссальные научные и технологические достижения человечества открывают принципиально новые возможности для человеческой активности в природе и в истории, и, в этом смысле, радикально расширяют пределы свободы человека. Но в русле этих же достижений человек сталкивается и с новыми вызовами, с невиданными в прежние исторические эпохи угрозами своей свободе. «Информационное общество» — это, далеко не «скачок в царство свободы» или, как сказал бы Н. Бердяев, «осуществленная утопия». Традиционные технологии идеологического и социального порабощения индивида кажутся полнейшей архаикой в сопоставлении с новейшими способами манипулирования массовым и индивидуальным сознанием.

Нельзя не отдать должное философии: на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий наиболее глубокие мыслители и философские направления предупреждали об иллюзорности веры в автоматизм цивилизационного прогресса, решающего все проблемы и обеспечивающего человечеству «светлое будущее». Одновременно рассматривалась задача философского оправдания суверенности личности, непреходящей ценности личностного бытия, вне которого невозможен никакой подлинный прогресс. С особой остротой и последовательностью эта задача ставилась и решалась в европейском и отечественном персонализме.

При всех различиях в историософских воззрениях Н. Бердяева и Г. Федотова, тема личности, ее исторической судьбы имела основополагающее значение для обоих мыслителей. То, что было ими написано о «рабстве и свободе человека» в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам «объективации», угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа. Не менее важно и то, что было сказано Федотовым о личностном характере культурной традиции,.

0 том, что «трагедия культуры», разрушение ее ценностных оснований в технологически организованном цивилизационном пространстве, неотвратимо оборачивается и глубочайшим кризисом личности. С историко-философской же точки зрения, сопоставительный анализ историософского персонализма русских мыслителей, позволяет существенно углубить представление об отечественной персоналистской традиции и, соответственно, является важной и актуальной исследовательской задачей.

Исследовательская литература, посвященная философскому творчеству Н. Бердяева, весьма обширна1. За последние годы значительно возрос интерес и к творческому наследию Г. Федотова. Хотя сопоставление взглядов этих русских мыслителей еще не становилось предметом специального исследования, тем не менее, в ряде работ по истории русской философии содержатся определенные обобщающие характеристики их философских позиций. Для нашего исследования существенный интерес.

1 См. библиографию работ о Бердяеве, увидевших свет до 1922: Н. А. Бердяев: pro et contra II Сост., вступ. ст. и прим. А. А. Ермичева. СПб., 1994. Кн. 1. С. 563−570. Соответствующие работы советского периода указаны в кн.: История русской философии конца XIX — начала XX в.: В 2 ч. Указатель. М.,.

1992. Ч. 2. С. 17−36. Наиболее полная зарубежная библиография работ, посвященных Бердяеву, была издана парижским Институтом славянских исследований в 1992 г.: Cayard W.W. Bibliographie des etudes sur Nicolas Berdiaev. P., 1992. Этот же институт ранее опубликовал библиографию трудов самого Бердяева: Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev. P., 1978.

2 См., например: Маслин M.A., Андреев А. Л. О русской идее // О России и русской философской культуре. М., 1990; Волкогонова О. Д. Образ России в философии русского зарубежья. M., 1998; Сербиненко B.B. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. 1991.№ 8- Емельянов Б. В. Русская философия XX века. Екатеринбург. 2003; Гумерова Г. А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века. Автореф. дис. канд. наук. Нижневартовск, 1998 и др. представляли труды, в которых рассматривалась историософская и персоналистская проблематика в творчестве Бердяева и Федотова1. Сравнительный анализ историософских концепций русских мыслителей предполагал широкий историко-философский контекст. Поэтому в ходе исследования привлекались известные философские историографические труды В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка и наиболее значительные современные историко-философские исследования в области русской философии: работы Абрамова А. И., Ванчугова В. В., Гайденко П. П., Доля В. Е., Евлампиева И. И., Ермичева А. А., Кувакина В. А., Маслина М. А., Нижникова С. А., Павлова А. Т., Роцинского С. Б., Семенкина Н. С., Сербиненко В. В., которые внесли существенный вклад в развитие философской историографии отечественной мысли.

Главной целью настоящего исследования является реконструкция и сравнительно аналитическая характеристика историософских воззрений Н. Бердяева и Г. Федотова, определение специфики персоналистских позиций этих мыслителей, а также места и значения их идей в истории отечественной философии. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— выявления основополагающих принципов историософских концепций Бердяева и Федотова;

1 См., например, о Бердяеве: Полторацкий Н. П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967; Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; Ермичев А. А. Три свободы Н.Бердяева. М., 1990; Волкогонова О. Д. Н. А. Бердяев. Интеллектуальная биография. М., 2001; Дмитриева H.K., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Н.Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993; Сидненко Т. И. Концепция революции 1917 года в творческом наследии Н. А. Бердяева. СПб., 2000; Мальцев К. Г. «Эсхатология власти» Н. А. Бердяева. M., 2000; Giustino Vitolo. Storia е filisofia in N.A. Berdjaev. Milano, 2000; Segundo J. L. Berdiaeff. Une reflexion chretienne sur la personne. P., 1963; Dietrich W. Provokation der Person. N. Berdjajew in dern Impulsen seines Denkens. GelnhausenВ., 1974;1979. Bd. 1−5. и др.

О Г. Федотове: Галахтин М. Г. Философия истории Г. П. Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. M., 1993; Рыбачук В. Б. Философия культуры Г. П. Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995; Зайцева H.B. Историософская концепция Г. П. Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. Самара. 1998; Довгий Т. П. Историософская концепция Россия в творчестве Г. П. Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996; Волкогонова О. Д. Г. П. Федотов о судьбе России. М., 1997; Исупов К. Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3- Куклин А. П. Эсхатологическая тема в русской мысли. К философскому портрету Г. П. Федотова // Горизонты культуры. СПб., 1992; Beaune D. G.P. Fedotov, се qui demeure: reflexions sur la Revolution russe. University de Provence, Aix-Marseille 1, 1990 и др.

— раскрытия персоналистских оснований историософии русских философов;

— определения как общих черт в персоналистской метафизике истории Бердяева и Федотова, так и принципиальных различий в их позициях;

— типологической характеристики историософского персонализма русских мыслителей в историко-философском контексте и в контексте персоналистской проблематики в современном философском дискурсе.

Решение данных задач обусловило применение сравнительно-исторического и историко-аналитического метода. Также был использован типологический анализ, позволяющий выявить своеобразие историософских концепций Бердяева и Федотова в границах соответствующих направлений философской мысли и герменевтический анализ, дающий возможность выявления экзистенциального аспекта в метафизике истории русских философов.

В настоящей диссертации впервые предметом специального историко-философского анализа становится идейная взаимосвязь историософских воззрений Бердяева и Федотова.

Также впервые, в качестве важнейшей особенности этих воззрений, рассматривается их персоналистская направленность.

Новым, в историко-философском плане, является квалификация историософского персонализма не только Бердяева, но и Федотова как персонализма экзистенциального типа.

В то же время, в диссертации раскрываются существенные различия в метафизической трактовке личности и истории русскими мыслителями, которые были связаны, прежде всего, со спецификой понимания ими культурного творчества: необратимо завершающегося «объективацией» и отчуждением личности и культуры (Бердяев) и, напротив, сохраняющего личностные черты в культурной традиции, являющейся историческим и метафизическим основанием бытия личности (Федотов).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории русской философии и, в этом случае, будут способствовать более глубокому и точному пониманию специфики отечественной философской традиции, реального многообразия, представленных в ней идей и направлений. Материал диссертации может стать основой для учебных курсов по истории русской философии и русской культуры.

Структура диссертации соответствует целям исследования: в работе выделяются введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Персоналистские идеи играли существенную роль в отечественной философии XIX и XX вв. Достаточно широко они были представлены и в различных направлениях русской религиозной метафизики. Рецепция основных принципов европейской персоналистской традиции сопровождалась разработкой собственных оригинальных концепций, поиском новых путей обоснования христианской метафизики личности. Сколь многим бы не было обязано, например, русское «неолейбницианство» монадологии Лейбница и его учеников, но, столь же несомненно, что в творчестве Л. Лопатина, А. Козлова, С. Алексеева, Н. Лосского идеи великого немецкого персоналиста обрели новую жизнь и принципиально новое выражение. В русле российской метафизики всеединства наиболее впечатляющая система персонализма была разработана Л.Карсавиным. Мыслитель всегда подчеркивал связь своих воззрений с опытом европейского платонизма и, в первую очередь, с религиозной философией Н.Кузанского. Однако его собственная персоналистская философия истории отличается существенным своеобразием и не имеет аналогов в платонической традиции. Оригинальные подходы к персоналистской проблематике можно обнаружить и в творчестве других русских мыслителей близких к метафизике всеединства: у С. Булгакова, С. Франка, П.Флоренского.

Н.Бердяев и Г. Федотов представляют иной полюс русской религиозной философии, едва ли не полярный по отношению к традиции метафизики всеединства. Бердяев — последовательный антиплатоник, видевший в любом обосновании абсолютного значения идеальных принципов бытия своего рода философское «преступление» против личности и свободы. Если в персонализме Бердяева центральную роль играет идея онтологической свободы, с которой связана и в которой укоренена свобода личности, то Федотов был убежден в фундаментально личностном характере культуры и применительно к его позиции можно говорить даже об определенном персоналистском «культуроцентризме». Только творя мир культуры и живя в нем, личность исполняет свое метафизическое предназначение, обретает полноту бытия и свободы. Кризис же культуры всегда и везде является симптомом кризиса личности.

Эти исходные предпосылки персоналистской историософии русских мыслителей в существенной мере предопределили своеобразие видения ими смысла самых различных исторических событий и эпох. Бердяев ищет и, естественно, находит в истории разнообразные формы «объективации», так или иначе, ведущие к порабощению человека. Практически в каждой своей книге и в каждой статье философ срывает маски с ненавистной ему «объективации», какие бы социальные, культурные и идеологические личины она не принимала. Нельзя не признать, что его критика «рабского» сознания была исключительно глубока. Эта философская критика, уже сама по себе, определяет историко-философскую ценность позиции мыслителя. У него действительно были основания называть себя «философом свободы»: запретных тем и мировоззренческих фетишей для него не существовало. Рабство человека (и, прежде всего, рабство духовное) было для него неприемлемо, в каких бы исторических формах оно не проявлялось: в древнем мире и в современной цивилизации, в религии и в морали, в буржуазной демократии и в тоталитарных режимах, на Западе и в России. В экзистенциальном персонализме Бердяева сама история приобретает экзистенциальный характер. Несмотря на все провалы и поражения, экзистенциальная личность реализует себя в историческом времени и пространстве, реализует в творчестве не культуры только, но в опыте собственной творческой свободы, в «трансценденции», разрывающей, хотя бы лишь на миг «экзистенциального времени», рабские «оковы бытия».

Однако и в персонализме Федотова экзистенциальные мотивы проявляются вполне отчетливо. Смысл истории, по его убеждению, раскрывается в истории культуры, а последняя может быть понята только в своем экзистенциальном измерении. Уже в своих ранних работах об Августине, Абеляре, Данте Федотов искал в личностном, экзистенциальном опыте мыслителей прошлого ключ к пониманию эпохи и культурной традиции. В работе «И есть и будет» он, отнюдь не метафорически, уподобляет Россию «живой личности», до последнего момента сохраняющей свободу выбора собственной исторической судьбы. В книге «Святые Древней Руси» мыслитель переживает и изображает «трагедию древнерусской святости» как глубоко личностную трагедию, связанную с обретением духовной свободы и с ее невосполнимой утратой. В своем споре с художественным и философским модернизмом, Федотов, в соответствии с принципами экзистенциального персонализма, отстаивал идею личностной идентичности человека, абсолютный приоритет личностного начала в истории и культуре («Ессе homo», «В защиту этики», «Христианская трагедия» и др.). Именно эта экзистенциальная направленность в решающей мере, несмотря на все отмеченные и весьма существенные различия, сближает историософский персонализм Бердяева и Федотова. Оба русских мыслителя, каждый по своему, решали задачу метафизического «оправдания» личностного достоинства человека. Проведенное исследование дает достаточно оснований считать их творчество важной и неотъемлемой частью истории экзистенциальной философии XX столетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Собрание сочинений. 3-е изд. Париж, 1989−1991.
  2. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  3. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  4. Н.А. Судьба России. М., 1990.
  5. Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., 1993.
  6. Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  7. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  8. Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. 2-е изд. Париж, 1969.
  9. Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
  10. Ю.Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.
  11. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-т т. М., 1994.
  12. Н.А. Христианство и активность человека. Париж, 1928.
  13. Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926.
  14. Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947.
  15. Н.А. О духовной буржуазности // Философские науки. М., 1991. № 3.
  16. Н.А. Выдержки из писем к г-же X // Новый журнал. Нью-Йорк, 1946. № 35−36.
  17. Н.А. Самопознание. М., 2000.
  18. Г. П. Собрание соч. В 12 т. Т. 1−3. М., 1996−2000.
  19. Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1992.
  20. Г. П. Поли. собр. статей. В 6 т. Париж, 1988
  21. Г. П. Стихи духовные. М., 1991.
  22. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  23. Г. П. И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932.
  24. Г. П. Социальное значение христианства. Париж, 1933.
  25. Г. П. Новый Град. Сб. статей. Нью-Йорк, 1952.
  26. П.В. Человек, Дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н. А. Бердяева // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  27. А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства Н.А.Бердяева). М., 1991.
  28. Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. № 8.
  29. Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. № 8.
  30. Бердяев Н.А.: Pro et contra. Антология. СПб., 1994.
  31. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
  32. В.М. Г.П.Федотов. Историческая публицистика // Новый мир. М., 1989. № 4.
  33. А.В. Жизнь Бердяева: Россия. Oakland, Calif., Bercley Slavic Specialties, 1993.
  34. А.В. Николай Бердяев: изгнание // Вопросы философии. М., 1991. № 1.
  35. А.В. За пределами «Самопознания» // Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.
  36. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.
  37. О.В. Этика Бердяева. М., 2000.
  38. О.Д. Г.П.Федотов о судьбе России. М., 1997.
  39. О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. М., 2001.
  40. Е.А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А.Бердяева. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2003.
  41. М.Г. Философия истории Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1993.
  42. Р.А. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т.1.
  43. Е. Воспоминания. Париж, 1973.
  44. Ф.И. Судьба русской интеллигенции // Г. П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991.
  45. И.М. Отзыв о сочинении Г.П.Федотова «Исповедь бл. Августина» как источник для его биографии и для истории культуры эпохи // Отчет о состоянии и деятельности СПб Университета за 1910 год. СПб., 1911.
  46. Г. А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века. Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижневартовск, 1997.
  47. Н.К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.
  48. Т.П. Россия духа. Историко-философская концепция развития России Г. П. Федотова. Смоленск, 1995.
  49. М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. Тамбов, 2000.
  50. И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. В 2 частях. СПб., 2000.
  51. .В. Русская философия XX века. Екатеринбург, 2003.
  52. А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
  53. Ю.П. Молчание. Памяти Г. П. Федотова // Опыты. Нью-Йорк, 1953, № 1.
  54. Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Г. П. Федотова // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1972. № 103.
  55. Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.Бердяева // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.
  56. И.А. О грядущей России. М., 1993.
  57. И.А. Религиозный смысл философии. Париж, 1934.
  58. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  59. К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3.
  60. М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951. № 27.
  61. В.А. Философия образования в истории русской мысли. М., 2002.
  62. В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975.
  63. В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980.
  64. А.П. Эсхатологическая тема в русской мысли. К философскому портрету Г. П. Федотова // Горизонты культуры. СПб., 1992.
  65. С.А. Трагедия свободы. 2-е изд. Берлин, 1984.
  66. С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
  67. О.Б. Историческая концепция Н.Бердяева. Автореф. дис. канд. филос. наук. Самара, 1995.
  68. Н.О. История русской философии. М., 1991.
  69. Н.О. Русская философия в XX веке // Записки русского научного института. Вып. 3. Белград. 1931.
  70. Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.
  71. М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М., 1992.
  72. М.А., Андреев А. Л. О русской идее // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  73. Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. М., 1992.
  74. Д.С. В тихом омуте. М., 1991.
  75. Д.С. Больная Россия. Л., 1991.
  76. А.Г. Мятежный апостол свободы // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  77. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
  78. С.А. Метафизика веры в русской философии. М., 2001.
  79. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.
  80. Н.П. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н. Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
  81. Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века. Tenaflay, N.J., Hermitage, 1988.
  82. Н.П. На темы русские и общие. Pittsburg, 1965.
  83. Г.С. Г.П.Федотов философ свободы и святости // Человек. М., 1991. № 1.
  84. Православие и культура. Сб. религиозно-философских статей. Берлин, 1923.
  85. В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
  86. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. В 2 т. М., 1994.
  87. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. статей. Pittsburg, 1975.
  88. В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. 1991. № 8.
  89. B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1988.
  90. Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. № 49.
  91. Д.П. Бердяев архитектор эсхатологического преобразования мира. М., 2000.
  92. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  93. C.JI. Письмо к Г.П.Федотову // Новый журнал. Нью-Йорк, 1952. № 38.
  94. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  95. В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
  96. . Очерки русской философии. Берлин. 1922.
  97. Beaune D. G.P.Fedotov, се qui demeure: reflexions sur la Revolution russe. Universite de Provence, Aix-Marseille 1,1990.
  98. Hughes C. Dreams and regrets- selections from the Russian mystics. New York, 1973.
  99. Lacroix J. Le personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972
  100. Leibniz G. W. Theodicee 11 Leibniz G. W. Philosophische Werke. Leipzig, 1925.
  101. McLachlan, James M. The desire to be God: freedom and the other in Sartre and Berdyaev. New York, 1992.
  102. Rishardson, David B. Berdyaev’s philosophy of history: an existentialist theory of social creativity and eschatology. The Hague, Martinus Nijhoff, 1968.
  103. Schleiermacher F. D. E. Uber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verachtern. Philosophische Bibliothec. Bd. 255. Hamburg, 1970.
  104. Segundo J.L. Berdiaeff: une reflexion chretienne sur la personne. Paris, 1963.
  105. Slaatte H.A. Time, existence and destiny: N. Berdyaev's philosophy of time. New York, 1988.
Заполнить форму текущей работой