Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психофизические методы оценки качества изображения не позволяют оценить воздействие на зрителей незаметных световых мельканий. В связи с этим для оптимизации параметров кинопроекции предлагается использовать психофизиологические методы, с помощью которых оцениваются утомление и другие показатели ПФС зрителей до и после просмотра изображения (или световых мельканий). Психофизиологические методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Поиск путей оптимизации параметров кииопроекци в кино- и кинотелевизионных системах
    • 1. 1. Частота съёмки и проекции в кино и телевидении
    • 1. 2. Частотный диапазон световых мельканий, воспринимаемых зрительным анализатором
    • 1. 3. Физиологическое обоснование путей оптимизации параметров кинопроекции
    • 1. 4. Методы оценки психофизиологического состояния зрителей
    • 1. 5. Применение теории дискретизации к анализу временных и пространственно-временных преобразований изображения для оценки качества киноизображения
  • Выводы
  • Глава 2. Оценка влияния на психофизиологическое состояние зрителей частоты и коэффициента обтюрации световых мельканий, подаваемых на киноэкран
    • 2. 1. Влияние частоты световых мельканий на субъективные показатели психофизиологического состояния зрителей
    • 2. 2. Влияние световых мельканий с оптимальной частотой 77 + 2 Гц и различными коэффициентами обтюрации на утомление и связанные с ним показатели психофизиологического состояния зрителей
  • Выводы

Глава 3. Исследование изменений психофизиологического состояния зрителей после просмотра киноизображения с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3 при различных яркостях экрана.

Выводы.

Глава 4. Обоснование перспективных путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.

4.1. Анализ искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени, при кинопоказе с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами проекции, реализованными различными способами.

4.2. Сравнительная оценка вариантов технической реализации кинопроекции с одно-, двух- и трёхкратной проекцией каждого кадра с частотой световых мельканий 77 + 2 Гц.

Выводы.

Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение всего периода существования кинематографа непрерывно велись работы по повышению качества кинопоказа и оптимизации параметров кинопроекции.

Как в кинематографической, так и в кинотелевизионной системах конечным звеном, воспринимающим экранное изображение, является зрительный анализатор (ЗА) человека, под которым понимается не только глаз как оптическая система, но и мозг, который воспринимает и соответствующим образом усваивает сигналы, возникающие от временных колебаний яркости (мельканий). Причём незаметные световые мелькания, так же как неслышимый высокочастотный и низкочастотный звук, оказывают на человека воздействие, и даже могут вызывать сдвиги психофизиологического состояния (ПФС) [1,2]. Это объясняется тем, что верхняя граница частотного диапазона световых мельканий, в котором возможна реакция усвоения мозгом ритмов, по данным электроэнцефалограмм (ЭЭГ) превышает КЧСМ ЗА, и при стандартной яркости экрана 50 ±15 кд/м~ [3] может достигать 60−70 Гц, при высоких яркостях 100 кд/м2 и выше — 70−160 Гц [ 4−6].

Психофизические методы оценки качества изображения не позволяют оценить воздействие на зрителей незаметных световых мельканий. В связи с этим для оптимизации параметров кинопроекции предлагается использовать психофизиологические методы, с помощью которых оцениваются утомление и другие показатели ПФС зрителей до и после просмотра изображения (или световых мельканий). Психофизиологические методы при оптимизации параметров кинопроекции уже применялись ранее другими исследователями. Например, в работе D. Trumbell [7] с целью повышения реалистичности воспринимаемого изображения, в исследованиях А. В. Артишевского [8] с целью объективного контроля заметности мельканий при уменьшении холостой лопасти обтюратора кинопроекционного аппарата.

Исследования в области физиологии, проводимые в Институте физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук, показывают наличие оптимальной частоты 77 ±2 Гц и длительности импульсов 3,5 — 4 мс в случае воздействия прямоугольным электрическим сигналом на мозг человека при транскраниальной электростимуляции (ТЭС) [9−22]. Под воздействием электрических импульсов с указанными параметрами у людей происходит активация эндорфинных структур мозга и выброс j3 — эндорфина [19], что приводит к снижению утомления и улучшению связанных с ним показатели ПФС [15,20]. В настоящее время ТЭС применяется как физиотерапевтическое средство, используемое для обезболивания, снятия утомления и др. [21].

В связи с наличием оптимальных параметров воздействия на человека [9−22] появилась идея применить те же временные параметры к световым мельканиям в кинематографе и оценить: будет ли происходить улучшение ПФС зрителей под воздействием таких мельканий в условиях рассматривания изображения в кинематографе. Если эта идея верна, то, возможно, что в результате просмотра киноизображения, проецируемого с частотой мельканий 77±2 Гц, длительностью 3,5−4 мс у зрителей будет наблюдаться улучшение ПФС. Что в свою очередь позволит оптимизировать параметры кинопроекции с этих позиций.

В связи с вышеизложенным, целью настоящей диссертационной работы является оптимизация частоты мельканий изображения и других параметров кинопроекции на основании оценки психофизиологического состояния зрителей.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Выбрать методы оценки ПФС зрителей, применимые для оптимизации параметров кинопроекции.

2. Определить влияние частоты и длительности световых мельканий на киноэкране (в том числе с параметрами ТЭС) на ПФС зрителей при использовании психофизиологических методов оценки. 7.

3. Исследовать изменения ПФС зрителей после просмотра киноизображения в условиях кинотеатра с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий и коэффициентом обтюрации при различных яркостях экрана.

4. Обосновать перспективные пути реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.

1. ПОИСК ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ КИНОПРОЕКЦИИ В КИНОИ КИНОТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИСТЕМАХ.

выводы.

В результате анализа путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160−200 кд/м2 — сделаны следующие выводы:

1) Кинопроекция с частотой 2X38,5 (2X37,5) кадр/с способствует уменьшению прерывистости движения и устраняет заметность дроблений движущихся изображений, однако практическая реализация такой системы не целесообразна из-за сложности перевода на эту частоту фильмокопий, снятых с частотой 24 кадр/с, и увеличения массы фильмокопий.

2) Кинопроекция с частотой 77(75) кадр/с позволяет устранить заметность дроблений движущихся изображений и является наиболее эффективной для уменьшения прерывистости движения. Кинематографическая система с частотой кинопроекции 77(75) кадр/с реализуется без увеличения массы, если применить непрерывное транспортирование киноленты на тонкой основе и импульсный источник света, однако в этих системах длительность светового импульса значительно меньше оптимальной для психофизиологического восприятия зрителями. Устранение этого недостатка в принципе возможно путём применения инерционных киноэкранов, однако для обоснования целесообразности реализации таких систем необходимы дополнительные исследования.

3) Наиболее перспективным способом проекции с частотой световых мельканий77±-2 Гц — является кинопроекция обычных фильмокопий с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр с применением импульсных источников света. Увеличение яркости в такой системе до 160−200 кд/м не вызовет роста заметности искажений, обусловленных его дискретизацией по времени, относительно традиционной кинематографической системы с частотой 2×24 кадр/с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведённого обзора литературы установлено, что незаметные световые мелькания оказывают воздействие на психофизиологическое состояние зрителей.

С целью согласования параметров кинопроекции с психофизиологическим восприятием зрителей в диссертационной работе:

— На основе предложенных и апробированных методов оценки психофизиологического состояния зрителей установлены оптимальные параметры кинопроекции для условий рассматривания изображения в кинематографе: частота мельканий 77 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3. Проведённые исследования полностью подтверждают данные физиологов о благотворности воздействия на человека сигнала с указанными параметрами.

— Показано, что при просмотре киноизображения с частотой 3×25 кадр/с (частота мельканий 75 Гц), коэффициентом обтюрации 0,3 у зрителей происходит улучшение показателей психофизиологического состояния, снижение утомления и увеличение концентрации внимания. Лучшие результаты получены при яркостях экранного изображения 160−200 кд/м2.

— Проанализированы три возможных способа технической реализации кинопроекции с частотой световых мельканий 77 ±2 Гц: с одним, двумя и тремя световыми импульсами на каждый кадр. Рекомендован к применению наиболее простой способ кинопроекции с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света, позволяющий демонстрировать обычные фильмокопии.

— В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения показано, что повышение яркости экрана до 160−200 кд/м при кинопоказе с трёхкратной проекцией каждого кадра частотой 25 кадр/с не увеличивает заметность искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.

Предложенный способ безобтюраторной кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами каждого кадра, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160−200 кд/м, способствующий улучшению психофизиологического состояния зрителей, может быть применён в кинотеатрах. Результаты работы могут быть полезны при разработке новых стандартов на кинопроекцию.

Научная новизна диссертационной работы.

Установлены оптимальные параметры кинопроекции путём применения психофизиологических методов на основе известных физиологических эффектов.

В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения в кинематографической системе с трёхкратной проекцией каждого кадра обосновано повышение яркости экрана без увеличения заметности искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.

Практическая ценность.

Обоснованы новые оптимальные параметры кинопроекции — частота световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3 и яркость экрана 160−200 кд/м, способствующие снижению утомления и улучшению связанных с ним показателей психофизиологического состояния зрителей.

Рекомендован простой, не требующий специальных фильмокопий,.

134 способ кинопроекции с оптимальными для психофизиологического воздействия параметрами — с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света. Применение этого способа возможно и в телевидении.

Показано, что увеличение яркости экрана до 160−200 кд/м2 в случае кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр не увеличивает заметность мельканий, прерывистости и дроблений движущихся изображений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Jaschinski W., Bonacker M., Alshuth E. Accomodation, convergence pupil diameter and eye blinks at a CRT display flickering near fusion limit// Ergonomics. — 1996. — V.39. — 1. — P. 152−164.
  2. Padmos P. Rewiew of Wilkins ewidence for harmful effects of fluorescent light flicker: TNO Report (C-22), TNO Institute of Perception. Soesterberg, 1990.
  3. OCT 19−155−2000. Кинотеатры и киноустановки. Качество проецируемого изображения.
  4. В.А. Частотный диапазон реакций усвоения ритмов световых мельканий в коре головного мозга// Физиология человека. 1997. — Т. 23. -№ 1,-С. 33−38.
  5. В.А. Влияние интенсивности и длительности отдельных вспышек ритмического света на изменение гармонического состава реакции усвоения ритма мозгом человека// Проблемы физиологической оптики. 1966. -Т. 13.-С. 67.
  6. В.А. Влияние интенсивности и глубины пульсации мелькающего света на электрическую активность мозга человека// Биофизика. Т. 6. -Вып. 1. — 1961.
  7. Trumbell D. Showscan Filmischer Realismus Total//Film und TV Kameramann. — 1984. — V. 33. — № 9. — P. 604−606.
  8. А.В. Некоторые пути увеличения полезного светового потока в кинопроекционной аппаратуре: Дис.. канд. техн. наук. Л., 1968.
  9. Л.Н., Зайчик А. Н., Трухманов Н. С. и др. Об изменении уровня бэтаэндорфина в мозге и в спинномозговой жидкости при транскраниальной электроанальгезии // Физиологический журнал СССР им. ИМ. Сеченова.-1985.- Т.71.-№ 1, — С. 56−64.
  10. Г. А., Заболотных В. А., Лебедев В. П. и др. Транскраниальное воздействие в лечении вегетососудистой дистонии// Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. — Т. 91.- №. 7. — С. 75−78.
  11. О.Б., Лебедев В. П., Савченко А. Б. и др. Влияние транскраниального неинвазивного раздражения антиноцицептивной системы на процессы репарации/'/Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова, -1987. Т.73. — № 1−2. — С.223−229.
  12. В.П. Транскраниальная электростимуляция: Новый подход/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д. П. Дворецкого.-СПб, 1998. -С.22−38.
  13. В.П., Савченко А. Б., Кацнельсон Я. С. и др. Об опиатном механизме транскраниальной электроанальгезии./Транскраниальная электростимуляция/ Под ред. Д. П. Дворецкого. СПб., 1998. С. 91−105.
  14. В.П., Савченко А. Б., Отеллин В. А. и др. Значение серотонинер-гической системы мозга для развития транскраниальной электроанальгезии// Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1995. — Т. 81. -№ 10. -С.36−43.
  15. А.В. Применение транскраниального электрообезболивания в условиях районной больницы. Оценка оптимальности применяемых частот/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д. П. Дворецкого. -СПб.-1998.-С. 378−379.
  16. М.И., Авруцкий М. Я., Шлозников Б. М. и др. Влияние чрескожной трансцеребральной электростимуляции в режиме электроанестезии на содержание бетаэндорфина в спинномозговой жидкости и плазме крови//Бюлл. эксп. биол. и мед. 1984. — № 5. — С. 515- 516.
  17. А.В., Гайсина А. В. Влияние транскраниальной электростимуляции на утомление и другие показатели психофизиологического состояния человека: Тезисы конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье». СПб, — 1999. — С. 34.
  18. В.П., Ковалевский А. В., Борд Э. И. Визуальная аналогово-дискретная шкала для интегральной экспресс-оценки субъективного утомления человека//Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 39−47.
  19. В.Н., Королёв А. В., Ляпунов В. Н., Новаковская О. С. Выбор параметров систем телевидения высокой визуальной чёткости и качества// Техника кино и телевидения. -1985.- № 10. С. 3−9.
  20. Володько В. А, Соколов А. В., Троицкая М. Я. Экспериментальное исследование кинематографа высокого качества//Техника кино и телевидения.1989. -№ 10.-С. 7−9.
  21. В.А., Троицкая М. Я., Нечаев И. К. Исследования восприятия дробления изображений зрительным анализатором//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.1990.-Вып. 2. С. 64−69.
  22. В.А. Влияние яркости киноэкрана на величину критической частоты восприятия мельканий//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1989.- Вып. L-C.74−78.
  23. В.А. Временная частотная характеристика для повышенной яркости экрана//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1991. — Вып. 3. — С. 33−38.
  24. Е.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1979. — 295 с.
  25. Е.М. Введение в кинотехнику. М.: Искусство, 1974.
  26. Е.М. Физические основы кинотехники. М.: Госкиноиздат, 1939.-223 с.
  27. О.Ф. Устранение искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографе//Техника кино и телевидения. 1987. — № 1. -С. 12−19.
  28. О.Ф. Кинематограф высокого качества//Техника кино и телевидения. 1988. — № 4. — С. 3−7.
  29. О.Ф. Искажения, вызванные дискретизацией изображения в кинематографе/УТехника кино и телевидения. 1977. — № 8. — С. 3−13.
  30. О.Ф., Соколов А. В., Тихомирова Г. В. КВК кинематограф будущего? // Киномеханик. — 1996. — № 4. — С. 22−23.
  31. В.В. Яркость киноизображения в кинематографе высокого качест-ва//Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1998. Вып. 8. — С. 36−39.
  32. В.В. Экспериментальное исследование искажений второго рода в кинематографе высокого качества. //Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1998.- Вып. 8.- С. 32−36.
  33. Г. Л. Широкое применение ксенонового осветителя важный фактор повышения эффективности и качества кинопроекции//Техника кино и телевидения. — 1981. — № 4. — С. 3−10.
  34. Г. Л. Современный кинотеатр. М.: Искусство, 1982.
  35. С.Д., Нельский Е. Л., Дарий Е. И. Стандарты и качество кинопоказа. М.: Искусство, 1980. — 215 с.
  36. М.И., Хлебородов В. А. Историческое решение для мирового телевидения, кинематографии и компьютерной индустрии//Техника кино и телевидения. 1999. — С. 3−17.
  37. С.В. Обтюраторы кинопроекторов. М.: Искусство, 1956. — 84 с.
  38. В.Л., Нечаев И. К., Соколов А. В. Применение метода парных сравнений для шкалирования восприятия яркости киноизображения //Техника кино и телевидения. 1986. — № 7. — С. 13−15.
  39. С.В., Хамди М. Х. Экспериментальное исследование замет-ности мерцания яркости на экране кинескопа телевизора//Техника кино и телевидения. 1994. — № 6.- С. 42−46.
  40. В.В. Качество кинопроекции. М.: Искусство, 1982. — 222 с.
  41. Премьера ТВЧ в Европе//Техника кино и телевидения 1992. — № 9.-С. 25.
  42. Проблемы кинематографа высокого качества/ЛГехника кино и телевидения. 1988. — № 2. — С. 79.
  43. Проект перехода к частоте проекции 30 к/с //Техника кино и телевидения.- 1987. № 8.-С. 72−73.
  44. И.А., Ляпунов В.Н., Борисов А. А., Королёв С.В., Новаковский С.В., В.Н. Безруков, Полосин Л. Л. Перспективные параметры системы телевидения высокого разрешения// Техника кино и телевидения.- 1987. -№ 1,-С. 5−11.
  45. Г. В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1979. Вып. 34. — С. 122−132.
  46. Г. В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности//Техника кино и телевидения. 1979. -№ 10. — С. 3−9.
  47. Г. В. Временная частотная характеристика зрительного анали-затора//Техника кино и телевидения. 1979. — № 10. — С. 3−9.
  48. Г. В. Исследование искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографической системе : Дис. канд. техн. наук. Л., ЛИКИ, 1980. — 208 с.
  49. М.Я. Математическая модель восприятия дробления изображения зрительным анализатором/ЛГехника кино и телевидения. 1990. -№ 4.-С. 16−21.
  50. В.А. На пути к единому мировому стандарту ТВЧ// Техника кино и телевидения. 1988. — № 2. — С. 37.
  51. CCIR. Documents (1982−1986) 11/304 Е/ France. New Experimental in the Measurement of Perception of Flickering, 19 June, 1985.
  52. Lecture/Demonstration: 30 Frames per second? At The National Film Theatre Sunday 31 August 2.00 Eyepiece, 1986. — 7. — № 4. Release. NFT.
  53. Mark Y.A. Statistical Comparison of 24 and 30 fps// Image Technology. 1987. — V. 69. — № 8, — P. 352−357.
  54. SMPTE to Study Standardization of 30 Frame Film for Distribution of Theatrical and Television Prints// BKSTS J. -1986. V. 68. — № 2. — P. 90.
  55. Tupner G.E. Showscan: Doug Trumbell’s new 70 mm Format//American cinematographer. 1984. — 65. — № 8. — P. 113 — 114.
  56. A.B. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983. — 140 с.
  57. А.В. Инерция зрения. М.: Оборонгиз, 1961.
  58. В.В., Куклин С. В., Соколов А. В. Отчёт по НИР «Разработка кинопроектора нового поколения». СПбГУКиТ, 1998.
  59. В.В., Гусев В. П. Исследование износа межперфорационных перемычек//Сборник научных трудов СПбГУКиТ. -Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1999. Вып. 11. С. 18−22.
  60. В.В., Гусев В. П., Соколов А. В. Зависимость износа перфораций киноленты от времени её продёргивания в фильмовом канале: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 1999. — С.37.
  61. А.А., Гребенников О. Ф., Кузнецов С. А., Лапшин В. А., Малюхова Т. В., Соколов А. В., Тихомирова Г. В. Кинематограф будущего: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 2000.
  62. А.А., Гребенников О. Ф., Тихомирова Г. В. Перспективы дальнейшего развития техники театрального кинематографа// Техника кино и телевидения. 2001. — № 1. — С. 10.
  63. А.А., Гребенников О. Ф., Кузнецов С. А., Лапшин В. А., Малюхова Т. В. О принципах функционирования новой кинематографической системы КВК-М//Техника кино и телевидения. 2001. — № 7.-С. 35.
  64. Макарова Л. В Совершенствование процесса создания кинофильма кинематографа высокого качества применением видеосредств: Автореферат дис. канд. техн. наук. СПб., 2000. — 143 с.
  65. Kelly D.N. Visual Signal generator//The Review of Scientific Instruments. -1961. -V. 32. P. 50−55.
  66. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.I. Amplitude Sensitivity measurements// J. of the Opt. Soc. of America- 1961.- V.51.-P. 422−429.
  67. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.II. Single — channel Model of the Photopic Visual System//J. of the Opt. Soc. of America. — 1961. -V. 51.-P. 422−429.
  68. H. De Lange Dzn. Research into the Dynamic Nature of the Human Fovea Cortex Systems with Intermittent and Modulated Light// J. Of the Opt. Soc. Of America. 1958. — V. 48. — P. 777−784.
  69. H. De Lange Dzn. Eye’s Response at Flicker Fusion to Square Wave
  70. Modulation of a Test Field Surrounded by a Large Steady Field of Equal Mean Luminance/Л. Of the Opt. Soc. Of America.-1961. V. 51. — P. 415−421.
  71. OCT 19−155−84. Кинотеатры и киноустановки. Светотехнические параметры изображения.
  72. РТМ 19−77−94. Развитие и техническое оснащение сети.
  73. В.А., Лобач Н. Г., Шарманов С. В. Источники питания для безобтюраторной проекции/УТехника кино и телевидения.-1999.- № 7.- С. 51−53.
  74. И.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств анализаторов. -М.: Высшая школа, 1973.
  75. В.В., Матвеев А. Б. Основы светотехники. М.: Энергомашиздат, 1989.-415 с.
  76. В.В., Матвеев А. Б. Осветительные установки,— М.: Госэнергоиз-дат, 1947.
  77. Berman S.M., Greenhouse D.S., Bailey I.L. et al. Human electroretinogram responses to video displays, fluorescent lighting, and other high frequency sources // Optometry and Vision Science. 1991. V. 68. — P. 645−662.
  78. Chauhan K., Charman W.N., Hainan A.M. et al. Time-aweraged accomodation response to flickering stimuli // Ophtalmic and Physiological Optics. -1992. -V. 12.-P. 327−334.
  79. Sternheim C.E., Cavonius C.R. Sensitivity of the human ERG and VECP to sinusoidally modulated light/VVision Research. -1972. V. 12.-P. 1685−1695.
  80. Owens D.A., Wolfe J.M. Accomodation for flickering stimuli// Ophthalmic and Physiological Optics. 1985. — V. 5. — P. 291−296.
  81. Iwasaki Т., Kurimoto S. Influence of visible and invisible flicker on «floating accomodation"//Proceedings of the International Conference Work With Display Units. Stockholm. 1986. — P. 387−390.
  82. Wilkins A.J., Nimmo-Smith I., Slater A.I. et al. Fluorescent lighting, headaches and eyestrain // Lighting Research and Technology.-1989.-V.21.-P. 11−18.
  83. Kennedy A., Brysbaert M., Murray W. S. The effects of intermittentillumination on a visual inspection task//The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1998, — V. 51.-№ 1. — P.135−151.
  84. Kennedy A., Murray W.S. The effects of flicker on eye movement control// The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1991. — V. 43 A.- P.79−99.
  85. A., Murray W.S. «Flicker» on VDU screens // Nature. 1993.-V. 365.-P. 213.
  86. Macknik S.L., Fisher B.D., Bridgeman B. Flicker distorts visual space constancy // Vision Research. 1991. V.31. — P. 2057−2064.
  87. О.Й., Грюссер-Корнельс У. Зрение/Физиология человека/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. — С. 235−276.
  88. С.В. Глаз и его работа. М.-Л.: АН СССР, 1950.
  89. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity I. Two components in flicker perception// Vision research. -1975. V. 15. — P. 843 -848.
  90. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity II. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions//!. Opt. Soc. Am.-1985.- V. A2.- P.393−398.
  91. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity Ш. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions// J. Opt. Soc. Am.-1987. -V. A4.- P. 16 121 619.
  92. Brundrett G.W. Human sensitivity to flicker//Lighting Research and Technology. 1974. — V. 6. — P. 127−143.
  93. Lindner H. Astenopische Beschwerden bei Beleuchtung mit Gasentladungslampen (GEL) // Ophthalmologe. 1994. — V. 91. — P. 201−211.
  94. Lindner H., Kropf S. Astenopic complaints associated with fluorescent lamp illumination (FLI): the role of individual disposition//Lighting Research and Technology. -1993. V. 25. — P. 59−69.
  95. Rey P., Rey J.P. Les effects compares de deux eclairages fluorescents sur une tache visuelle et des tests de «fatigue"//Ergonomics.-1963.- V.6. -P.393−401.
  96. Wilkins A. J. Intermittent illumination from visual display units and fluorescentlighting affects movements of the eyes across text // Human Factors. 1986. -V. 28.-P. 75−81.
  97. Zaccaria A., Bitterman M.E. The effect of fluorescent flicker on visual effeciency //J. of Applied Psychology. 1952. — V. 36. — P.413−416.
  98. Laubli Т., Gyr S., Nishiyama K. et al. Effects of refresh rates of a stimulated CRT display with bright characters on a dark screen//Intern. J. of Industrial Ergonomics. 1986. — V.l. — P. 9−20.
  99. Nishiyama K., Brauninger U., DeBoer H. et al. Physiological effects of intermittently illuminated textual displays//Ergonomics.-1986.-V.29.-P.l 1 431 154.
  100. Takeda Т., Fukui Y., Iida T. Influence of CRT refresh rates on accomodation aftereffects // Work with Display Units 86 / Knave В., Wideback P.-G. (eds.). Elsevier, Amsterdam, 1987. P. 474−482.
  101. Ю.А. Развитие представлений школы Введенского-Ухтомского о проблемах раздражимости и об основных нервных процессах: Дис.. докт. биол. наук, — JI., 1975.
  102. Ю.А. Примум, оптимум, пессимум: Труды Всесоюзной конференции памяти Н. Е. Введенского. М, 1962.
  103. Cur М., Zeevi V. Frequency domain analysis of the human electroretinogram// J. Opt. Soc. Am. A. — 1980. — V. 70. — №l. — p. 53−59.
  104. Jasper H. Electrical sing of cortical activity// Psyhol. Bull. 1937. — V. 34. -№ 7. — P. 411.
  105. Thiry S. Contribution a l’entrainement photique//Archives internationales de physiologie. 1951. — V. 59. — № 1. — P. 10.
  106. Shuang Wu, Stephen A Burns. Analysis of retinal light adaptation with the flicker electroretimogram//J. Opt. Soc. Am. A. 1996. -V.13. — № 3. — P. 649 657.
  107. Shuang Wu, Stephen A Burns, Ann Eisner. Effects of flicker Adaptation and Temporal Gain Control on the flicker ERG// Vision. Res. 1995. — V. 35.21.-P. 2943−2953.
  108. E.H., Зарецкая Р. Б. Усвоение светового ритма сетчаткой и корой головного мозга при раздражении глаз прерывистым све-том//Проблемы физиологической оптики. 1958. — Т. 12.- С. 377.
  109. Mundy-Castle А.С. Analysis of cerebral responses to photic Stimulation in normal adults// EEG and Cline. Neurophysiol. 1953. — V. 5. — № 1. — P. 26.
  110. Walter V.I., Walter W.G. The central effects of rhytmic sensory stimulation// EEG and Cline. Neurophysiol. 1949. — V. 1. — № 1. — P. 57.
  111. Ernst Niebur, Christof Koch, Christopher Rosin. An Oscillation-Based Model for The Neuronal Basis of Attention//Vision Res. 1993. — V. 33. — № 18. -P. 2789−2802.
  112. Murthy V.N., Fetz E.E. Coherent 23 to 35 Hz oscillations in the sensorimotor cortex of awake behaving monkey// Proc. of the Nat. Acad, of Science USA. -1992. -V. 89. P.5670−5674.
  113. A.Jl. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.
  114. Peter A. Shell. An Introduction to the Experimental Study of Visual Fatigue//SMPTE. 1991. — N1. P. 33−41.
  115. Jaschinski-Kruza W. Visual strain during VDT work: The effect of viewing distance and dark focus// Ergonomics. 1988. — V. 31. — P. 1449- 1465.
  116. Murata K., Araki S., Yokoyama K, Yamashita K. Accumulation of VDT work-related visual evoked potential near point distance and critical flicker fusion//Industrial Health. 1996. — V. 34. — № 2. — P. 61−69.
  117. E.B. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 1996.
  118. В.А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. Н. и др. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. -№ 6. — С. 141−145.
  119. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.:МГУ, 1984.
  120. В.Н. Методика диагностики работоспособности. Тест Ландольта. СПб, 1996.
  121. О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения. М=: Искусство, 1982.-239 с.
  122. О.Ф., Тихомирова Г. В. Пространственно-временные преобразования изображения в кинематографической системе//Техника кино и телевидения. -1981. № 7. — С. 8−15.
  123. О.Ф., Тихомирова Г. В. Нужен ли угол раскрытия в 172,8°? //Сборник научных трудов ЛИКИ.- 1983. С. 8.
  124. Н.К. Дискретизация и её приложение. М.: Связь, 1980.
  125. Н.К. Эквивалентная схема кинематографического воспроизведения движения при сопроводительном движении//Техника кино и телевидения. 1992. — № 9. — С. 35 -37.
  126. А.К. Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения: Дис. канд. техн. наук. Л., 1984.
  127. Г. В., Тарасов Б. Н. Преобразование сигнала изображения в кинематографических системах. / Под редакцией О. Ф. Гребенникова. Л., ЛИКИ, 1985.
  128. Паспорт к универсальному фотометру ТКА 04/3.
  129. Лампа ксеноновая высокой интенсивности безозонная типа ДКСШ 3000−5 3.374.198 ТУ.
  130. В.И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера.- СПб, 1995.
  131. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  132. Н.А. Математические методы в биологии. Учебнометодиче-ское пособие. М.: Московский университет, 1978.
  133. В.Д. Зрение и мышление. СПб: Наука, 1993.
  134. В.Д., Цуккерман И. И. Информация и зрение. СПб.:1471. АН СССР, 1961.
  135. В.Д., Цуккерман И. И., Цыкунова Т. М. О пропускной способности зрения// Техника кино и телевидения. 1961. — № 3. — С. 27.
  136. Н.Е. О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе. СПб, 1886.
  137. P.M., Кириллов О. И., Клёцкин С. З. Математический анализ измерений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. -141 с.
  138. О.Ю. Расчёт допустимых скоростей панаромирования при киносъёмке//Техника кино и телевидения. 1968. — № 10. — С. 15−17.
  139. Мелик-Степанян A.M., Проворнов С. М. Детали и механизмы киноаппаратуры. Л.:ЛЖИ, 1980.
  140. Н.С., Макаров О. П. Расчёт и конструирование мальтийских механизмов. Методические указания. Л.: ЛИКИ, 1975.148
Заполнить форму текущей работой