Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Потребление бытовых услуг российским средним классом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая глава посвящена методологическим основам выполнения настоящей работы. В данной главе отражены этапы проведения исследования, разработанные автором. Также вторая глава освещает основополагающие особенности проведения качественных и количественных исследований. Результаты адаптации автором работы классификации бытовых услуг, принятой в Общероссийском классификаторе услуг населению, к цели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Основные положения управления сферой услуг и сервисными организациями
    • 1. 2. Средний класс в современном обществе
    • 1. 3. Потребление бытовых услуг российским средним классом
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Этапы проведения исследования
    • 2. 2. Особенности проведения качественных и количественных исследований
    • 2. 3. Используемая классификация бытовых услуг
    • 2. 4. Типы потребительского поведения в сфере бытовых услуг (результаты массового опроса)
    • 2. 5. Общая характеристика базовой выборки домохозяйств
    • 2. 6. Формирование итоговой выборки домохозяйств-представителей российского среднего класса
  • ГЛАВА 3. ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА НА РЫНКЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Структура расходов на потребление бытовых услуг
    • 3. 2. Выбор организации сферы услуг
    • 3. 3. Теневое потребление на рынке бытовых услуг

Потребление бытовых услуг российским средним классом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние десятилетия ХХ-го столетия характеризуются активным развитием сферы услуг в большинстве стран мира: увеличивается число сервисных организаций, возрастает число занятых в этой сфере, расширяется спектр предлагаемых услуг. При этом основным потребителем большинства услуг традиционно выступает средний класс, который в значительной степени определяет наличие и характер конкуренции между организациями, действующими на рынке услуг, и играет существенную роль при формировании как направлений развития отдельных организаций, так и перспектив развития сферы услуг в целом.

Тенденция развития сферы услуг наблюдается и в современной России: расширяется число и номенклатура соответствующих организаций, растет число занятых в ней работников. Вместе с тем, развитие отечественной сферы услуг имеет определенную специфику, выражающуюся в значительных масштабах распространения теневой формы предоставления услуг.

Актуальность темы

исследования обусловлена недостаточной степенью изученности особенностей потребительского поведения отечественного среднего класса на рынке бытовых услуг.

Следует отметить, что проблематика функционирования сервисной экономики и организаций сферы услуг освещены в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно. Потребительское поведение различных социальных групп на рынке товаров находит отражение в значительном числе работ. Рассмотрение же особенностей потребления российским средним классом услуг, в том числе бытовых, носит эпизодический характер, являясь, как правило, лишь одним из широкого ряда освещаемых в существующих исследованиях аспектов. Между тем проведение исследования, сфокусированного на выявлении особенностей потребления бытовых услуг отечественным средним классом, является актуальным и своевременным, поскольку позволяет определить перспективы развития и легализации данной сферы.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг.

Для достижения данной цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

• Рассмотрены теоретические подходы к исследованию потребительского поведения на рынке бытовых услуг;

• Выявлены основные тенденции потребления бытовых услуг российским средним классом, определены объем и структура расходов на потребление бытовых услуг;

• Разработан методический аппарат, включающий комбинацию качественных и количественных методов, направленный на анализ потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг;

• Изучено, каким образом изменение доходов домохозяйств оказывает влияние на расходы, объем и стоимость потребляемых бытовых услуг;

• Выявлены мотивы выбора обследованными домохозяйствами сервисных организаций и оценена их значимость;

• Определены детерминанты, обуславливающие теневое потребление бытовых услуг, оценена значимость выявленных детерминант для данного слоя потребителей;

• Определено влияние особенностей потребительского поведения домохозяйств на перспективы развития отечественной сферы бытовых услуг. Объектом исследования является российская сфера бытовых услуг. Предметом исследования является характер потребительского поведения отечественного среднего класса на рынке бытовых услуг.

Теоретическая база исследования представлена двумя основными направлениями: первое охватывает теоретические подходы к управлению сферой услуг, а второе включает стратификационные теории, рассматривающие средний класс как элемент социальной структуры общества.

Значительный вклад в изучении экономических аспектов деятельности отдельных областей отечественной сферы услуг, таких как бытовое обслуживание, гостиничный бизнес, банковские услуги, принадлежит Э. М. Агабабьяну, Т. И.

Арбузову, А. М. Бабичу, 3. Г. Беловой, Т. Д. Бурменко, A. JI. Вайнштейну, JI. С. Демидовой, Е. В. Егорову, Н. Е. Егоровой, Е. Н. Жильцову, Т. И. Корягиной, В. В. Пациорковскому, Н. М. Римашевской, В. М. Рутгайзеру, М. В. Солодкову, Т. Н. Софиной, С. Г. Струмилину, О. А. Хаширову, JI. И. Якобсону и другим.

Особенности управления сервисными организациями рассматриваются, в основном, иностранными исследователями, среди которых JI. JI. Берри (L. L. Berry), М. Джо Битнер (М. Jo Bitner), К. К. Гронруз (С. С. Gronroos), В. А. Зайтамл (V. A. Zeithaml), К. Г. Лавлок (С. Н. Lovelock), Э. Дж. Лангерд (Е. J. Langeard), Т. Левитт (Т. Levitt), А. Парашураман (A. Parasuraman), Р. Б. Чейз (R. В. Chase), Дж. Л. Шостак (G. L. Shostack) и др.

Вопросы, связанные с критериями отнесения, определением границ среднего класса, его местом и ролью в социальной стратификации общества весьма полно раскрыты в отечественной научной литературе. Среди российских исследователей следует отметить Е. М. Авраамову, И. С. Березина, М. К. Горшкова, Л. М. Григорьева, Р. Г. Громову, Т. И. Заславскую, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Леваду, Т. М. Малеву, Л. Н. Овчарову, А. А. Овсянникова, Е. Н. Тихонову, В. В. Радаева, Р. В. Рывкину, Л. А. Хахулину, О. И. Шкаратана и др.

Информационная база исследования представлена как количественным, так и качественным исследованием. На материале массового опроса, посвященного проблемам формирования среднего класса в России1, исследовано потребление бытовых услуг различными социально-экономическими группами населения. Использование серии углубленных интервью с московскими домохозяйствамипредставителями российского среднего класса позволило определить специфику потребительского поведения данной группы населения, являющейся основным потребителем бытовых услуг.

Методологическую базу исследования образует комбинация качественных и количественных методов. Использование массового социологического опроса позволило охарактеризовать домохозяйства, относящиеся по своим базовым идентификационным признакам к среднему классу, как основного потребителя и группу влияния на современном рынке бытовых услуг. Использование качественного метода — неструктурированного личного интервью — обусловлено.

1 Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии. Под ред. Малевой Т. М. М., Гендальф. 2003. 506 с. необходимостью формирования общего представления о предмете исследования на основании выявления частных взглядов, суждений, мнений, оценок респондентов. Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Впервые развитие сферы бытовых услуг изучено под углом анализа потребительских предпочтений российского среднего класса, выделенного на основе концентрации базовых идентификационных признаков: уровня материальной обеспеченности, самоидентификации, социально-профессиональной принадлежности.

2) Выявлен и описан характер предоставления бытовых услуг, в том числе в формальной, неформальной и неоформленной сферах. Под формальным предоставлением услуг понимаются условия, когда потребитель услуги получает чек на сумму, соответствующую реальной стоимости потребленной услуги. Неформальное предоставление услуг заключается в их предоставлении частными лицами, не связанными с соответствующими организациями. Неоформленное предоставление услуг возникает в случае предоставления их сервисными работниками в частном порядке с использованием организационных ресурсов, а также при несоответствии стоимости услуги, предоставленной организацией, и оплаченной клиентом суммы и/или отсутствии чека.

3) Определены особенности потребительского поведения российского среднего класса на современном этапе его формирования. Установлено, что в настоящее время у среднего класса не закреплены образцы потребительского поведения, включающие механизмы предъявления требований к соблюдению норм цивилизованного рынка услуг.

4) Выявлены детерминанты, определяющие выбор представителями отечественного среднего класса источника предоставления услуг, основными из которых являются близость к дому/работерепутацияпрофессионализм сотрудников фронт-офисаосязаемое качество предоставленной ранее услуги. Определены детерминанты, оказывающие наиболее значимое влияние на потребление представителями отечественного среднего класса теневых бытовых услуг. Это — их дешевизна, предоставляемых теневым образом, по сравнению с аналогичными услугами, предоставляемыми официальноуверенность в получении лучшей услуги, предоставляемой «по знакомству" — стремление избежать возможных негативных эмоций.

Практическая значимость работы состоит в возможности прикладного использования эмпирических данных и представленных выводов в различных направлениях. Так, результаты исследования применимы на уровне формирования стратегии конкретных организаций, действующих в новых социально-экономических условиях и, соответственно, анализа и определения путей дальнейшего развития отрасли. Кроме этого, глубокое понимание особенностей потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг является ключевым моментом при разработке государственных программ как отраслевого масштаба, так и затрагивающих сферу услуг в целом. Основные положения диссертации включены в учебный курс «Менеджмент организаций сферы услуг», преподаваемый в ГУ-ВШЭ и ВШБ АНХ при Правительстве Российской Федерации.

Диссертационная работа имеет следующую структуру: В первой главе освещен достаточно широкий круг теоретических положений, лежащих в основе выполнения данной работы. Среди них: особенности существования и развития сервисной экономики, функции сферы услуг, характеристики отечественной сферы услуг, специфика управления сервисными организациями, особенности отечественного рынка бытовых услуг, основные положения теорий социальной стратификации, современные воззрения на вопрос существования среднего класса в России, особенности потребительского поведения отечественного среднего класса на рынке услуг, в том числе — бытовых.

Вторая глава посвящена методологическим основам выполнения настоящей работы. В данной главе отражены этапы проведения исследования, разработанные автором. Также вторая глава освещает основополагающие особенности проведения качественных и количественных исследований. Результаты адаптации автором работы классификации бытовых услуг, принятой в Общероссийском классификаторе услуг населению, к цели работы, также содержатся в настоящей главе. Используя данные исследования «Средние классы в России: экономические и социальные стратегии"2, установлены масштабы потребления платных бытовых услуг городскими домохозяйствами и выявлены региональные и поселенческие различия в характере потребления бытовых услуг, что также отражено в данной главе. Кроме этого, глава содержит описание базовой выборки домохозяйств, а также включает использование методики концентрации признаков, на основании чего сформирована репрезентативная выборка домохозяйств, относящихся к отечественному среднему классу (далее — итоговая выборка).

В третьей главе представлена структура расходов домохозяйств на потребление бытовых услуг и определена их зависимость от доходов респондентоввыявлены и оценены факторы, определяющие выбор домохозяйствами источника предоставления услугохарактеризована конкуренция в отрасливыявлены основные причины, обуславливающие распространенность теневого предоставления бытовых услуг.

В заключении представлены наиболее важные выводы по проделанной работе: обоснована роль среднего класса как значимой силы на рынке бытовых услугуказаны возможные формы влияния среднего класса на развитие отечественной сферы бытового обслуживания населенияобозначены возможные направления развития сферы услуг.

В конце диссертационной работы приведены список использованной литературы и приложения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международной молодежной конференции «Политика и бизнес в меняющемся мире» (Обнинск, 12−14 мая 1998 г.), на Тринадцатых международных Плехановских чтениях (18−21 апреля 2000 г.), круглом столе «Особенности менеджмента в сфере услуг» в Высшей школе международного бизнеса при Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (26 дек. 2003 г.).

Основные положения диссертации изложены в 6 опубликованных работах общим объемом 1,6 п. л.

2 Опрошено 4,5 тыс. домохозяйств в 2000 г. в восьми регионах Россииисследование проведено ИСЭПН РАН и Высшей Школой экономики при финансовой поддержке Фонда Карнегируководитель исследования Т. М. Малева.

Выводы относительно потребления услуг представителями отечественного среднего класса, полученные в рамках проектов «Средний класс в современном российском обществе» и «Стиль жизни и потребления среднего класса России», представляют безусловный интерес. Однако, учитывая, что детальное изучение особенностей потребления услуг не являлось основной целью обоих проектов, в ходе их выполнения был затронут достаточно ограниченный спектр услуг, в который не входили бытовые.

Расходы на потребление бытовых услуг отражены в публикации В. Вайсберга и Ю. Пущаева в журнале «Русский фокус» [19]. Примечателен подход авторов к выявлению представителей среднего класса. Его отличительной особенностью является отказ от использования логики «формулирование критериев отнесения к среднему классу — выявление представителей — изучение особенностей потребления». Использованный здесь подход «от обратного» предполагает отнесение к среднему классу социальной группы, демонстрирующей определенный образ жизни. То есть величина расходов на потребление, в том числе услуг, является, в соответствии с идеей авторов, «пропуском» в отечественный средний класс.

Приводимые данные представляют несомненный интерес, однако, не являются, с точки зрения автора настоящей диссертационной работы, строгими с научной точки зрения. Некоторые численные значения, представленные в работе, в том числе расходы на потребление услуг, кажутся завышенными. Так, авторы материала, помещенного в «Русском фокусе» полагают, что среднестатистическая московская семья, которую можно отнести к среднему классу, отводит посещению фитнесс-центров более 5 ООО рублей в месяц, также 5 ООО рублей составляют расходы на бизнес-ланчи, затраты же на отдых оцениваются авторами публикации как 160 ООО рублей в год. Подобный подход, как полагает автор диссертационной работы, существенно сужает размеры среднего класса, определенно отсекая социальную группу, пограничную с расположенными ниже в системе социальной иерархии классами.

Тем не менее, интерес представляет оценка авторами публикации расходов среднего класса на потребление бытовых услуг. При этом представленные в публикации численные значения, отражающие расходы на потребление услуг различных типов, были перегруппированы так, чтобы получить расходы на потребление бытовых услуг в соответствии с принятой в настоящей диссертационной работе классификацией услуг «ОКУН». Это обусловлено тем, что используемая в данной диссертационной работе классификация бытовых услуг соответствует принятой в ОКУНе, в публикации же «Русского фокуса» услуги объединены в категорию бытовых иным способом. Так, к бытовым в данной журнальной публикации отнесены в числе прочих услуги фитнесс-центров, что не соответствует подходу ОКУНа. С другой стороны, две отдельные статьи расходов, не относящиеся к бытовым услугам по ОКУНу, образуют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек и техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

В результате автором настоящей диссертационной работы было определено, что, в соответствии с данными «Русского фокуса», расходы семьи из трех человек на потребление бытовых услуг составляет ежегодно около 22 ООО рублей в год, то есть порядка 230 долларов США в год на человека. Кроме численного значения расходов на ежегодное потребление бытовых услуг интересна также величина расходов на косметический ремонт жилья, который, по мнению авторов публикации, осуществляется один раз в 10 лет и составляет порядка 12 ООО рублей.

К проблематике потребления бытовых услуг обращаются и авторы монографии «Средние классы в России: экономические и социальные стратегии», где выделяется достаточно широкий спектр услуг, образующий три группы [66]:

• услуги, связанные с образованием, здоровьем;

• услуги, связанные с ремонтом автомобилей, техники, жилья, а также услуги адвокатов и шоферов).

• «домашние услуги» (услуги нянь, помощниц по хозяйству и т. д.).

На основании полученных данных авторы выявляют различия между потреблением услуг представителями средних классов и других социальных групп.

Исследование, результаты которого изложены в указанной монографии, является практически единственным, освещающим в столь полной мере особенности потребления услуг отечественным средним классом. При этом, однако, следует отметить, что объединение услуг в группы, в том числе в группу бытовых, произведено авторами с учетом специфических целей и задач исследования и несколько отличается от используемой в рамках настоящей диссертационной работы классификации бытовых услуг. В этой связи эмпирические данные по потреблению услуг, содержащиеся в данной книге, были, так же, как и данные упомянутой выше публикации в «Русском фокусе», перегруппированы и использованы для выявления особенностей потребления бытовых услуг в соответствии с принятым в диссертационной работе подходом.

Таким образом, анализ соответствующих литературных источников позволяет выявить достаточно высокую степень интереса к специфике поведения российского среднего класса на рынке услуг со стороны отечественных исследователей. Однако вопросы, связанные с особенностями потребления отечественным средним классом широкой группы услуг, относимых к категории бытовых, рассматриваются, как правило, эпизодически. Между тем развитие рыночных отношений затрагивает все большее число сфер экономической деятельности. Многочисленные исследования показывают, что на отечественном рынке услуг усиливается конкуренция, затрагивающая и различные виды бытовых услуг. Сфера услуг развивается, и характер ее развития не в последнюю очередь определяется тем, какие требования к данной сфере предъявляет потребитель. Поскольку же основным потребителем, в силу уровня материальной обеспеченности и стиля жизни является средний класс, то представляется важным и актуальным выяснить, каковы черты потребительского поведения в данной области сложились у той части населения, которая может быть отнесена к этому социальному образованию.

Выявлению особенностей потребления российским средним классом бытовых услуг посвящена глава 3 настоящей диссертационной работы.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 2.1. Этапы проведения исследования.

В настоящем исследовании изучены особенности потребления бытовых услуг московскими домохозяйствами. Под домохозяйством понимается «экономическая семья, в состав которой входят члены, как объединенные, так и не объединенные родственными отношениями, проживающие на одной жилплощади и имеющие общий бюджет» [72]. В качестве респондента выступает член домохозяйства, выполняющий функции основного кормильца (или одного из основных кормильцев). Проведенное исследование состоит из 11 этапов, представленных на рис 2.1.1.

Первый этап — «выявление проблемы» — включает проведение кабинетного исследования, в результате которого собраны и проанализированы количественные и качественные данные, отражающие особенности развития сферы услуг и в мире, и в России. Выявлена специфика развития отечественного рынка услуг, в том числе и бытовых. Кроме этого, на данном этапе изучены особенности идентификации и определения численности среднего класса, а также потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг. В результате анализа собранной информации выявлена проблема, определяемая как «недостаточная степень изученности особенностей потребления бытовых услуг российским средним классом».

На втором этапе принята используемая в работе классификация бытовых услуг (ОКУН).

На третьем этапе были выявлены особенности потребления бытовых услуг по базе данных формирования среднего класса, что подробно отражено в п. 2. 4. настоящей работы.

На четвертом этапе проведения исследования определен метод сбора эмпирического материала. Учитывая, что решение проблемы, поставленной в исследовании, предполагает выявление взглядов, суждений, мнений, оценок респондентов, в качестве метода было принято использование глубинного интервью, определяемого как неструктурированное, прямое, личное. Методологические основы проведения качественных исследований содержатся в и.

2.2. В качестве способа организации было выбрано индивидуальное интервью, препятствующее возможному давлению какого-либо мнения в группе респондентов. Принимая во внимание, что при проведении глубинных интервью особую важность имеет личный (прямой) контакт интервьюера с респондентом, запись ответов последних производится при их согласии на диктофон. Продолжительность глубинных интервью составляла около полутора часов.

Рис. 2.1.1. Этапы проведения исследования.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

На пятом этапе разработан пилотный гайд-интервью, предполагаемый к использованию при проведении глубинных интервью (приложение 2). При составлении гайд-интервью учтено, что термин «домохозяйство» относится к профессиональной лексике, неизвестной большинству респондентов. В этой связи гайд-интервью содержит слово «семья», более понятное респондентам.

Формирование эмпирической базы качественного исследования" - шестой этап проведения исследования. На данном этапе сформирована базовая выборка домохозяйств. Описание домохозяйств, относящихся к базовой выборке, содержится в п. 2.5. настоящей диссертационной работы. На основании использования метода концентрации признаков, подробно изложенного в работе Е. М. Авраамовой и JI. Н. Овчаровой «Количественная оценка среднего класса методом концентрации признаков» [2], выявлены домохозяйства, относящиеся к российскому среднему классу и образующие, таким образом, итоговую выборку исследования, представленную 14-тью домохозяйствами. Подробное описание реализации данного этапа содержится в п. 2.6. настоящей работы.

На седьмом этапе — «проведение пилотного качественного исследования» — с использованием разработанного гайд-интервью проведены пилотные глубинные интервью. Целью проведения пилотного исследования является уточнение используемой типологии бытовых услуг и формулировок вопросов, включенных в гайд-интервью. Пилотные глубинные интервью проводились с участием 3 домохозяйств — представителей итоговой выборки.

В результате реализации седьмого этапа исследования выявлено, что некоторые вопросы гайд-интервью вызывают сложности в понимании и неоднозначно трактуются респондентами, что не позволяет с достаточной достоверностью интерпретировать ответы. Кроме этого, проведение пилотного исследования позволило установить необходимость адаптации принятой в ОКУН классификации к целям исследования (п. 2.3). Восьмой этап проведения исследования, таким образом, заключается в корректировке типологии бытовых услуг и гайд-интервью с учетом результатов проведенного пилотного исследования.

Девятый этап проведения исследования — «проведение полевого исследования» — включает проведение глубинных интервью с домохозяйствами, образующими итоговую выборку, с использованием уточненных в результате проведения пилотного исследования гайд-интервью и классификации бытовых услуг.

Десятый этап заключается в обработке и анализе интервью, последний же, одиннадцатый, этап исследования заключается в формулировании выводов и рекомендаций.

§ 2.2. Особенности проведения качественных и количественных исследований.

Настоящая работа основана на так называемой качественной парадигме, в рамках которой индивиды понимаются как агенты социального действия.

Как отмечает В. Семенова, «использование именно качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследования находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов. Качественные исследования позволяют также изучить новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных явлений» [80].

Использование качественных методов для выявления особенностей поведения отечественного среднего класса на рынке бытовых услуг основывается на следующей предпосылке: «. если принять точку зрения качественной социологии, то каждая из. особых человеческих ситуаций уникальна, содержит специфический социальный опыт, особые переживания и страдания, которые в совокупности складываются в специфический „жизненный мир“». При этом «. опыт этих людей является как бы особым „фрагментом“ общего социального опыта. Совокупность таких частных практик как мозаика позволяет представить социальную картину общества в целом» [80].

Стратегии исследования при качественном и количественном подходах принципиально различаются. Так, теоретико-методологическая база исследования в рамках парадигмы количественного подхода предполагает реализм, достоверное, объективное знание, описание логических связей между отдельными параметрами. В рамках парадигмы качественного подхода теоретико-методологической базой является феноменология, релятивизм, описание общей картины события или явления.

Фокус анализа при количественном подходе — общее, генеральное, в центре внимания исследования находятся структуры. При качественном же подходе в фокусе анализа находится частное, описание событий, случаев, в центре внимания — человек.

Исследовательские цели, задачи количественного исследования — дать причинное объяснение, измерить взаимосвязи. При качественном же исследовании целями являются интерпретация, понимание наблюдаемого объекта, концептуализация.

Единицами анализа при проведении количественного исследования выступают факты, события, при качественном исследовании — субъективные знания, чувства.

Валидность (надежность) количественного исследования определяется достоверностью повторения установленных связей. Надежность же качественного исследования заключена в реальном насыщении информацией.

Стиль количественного метода может быть определен как жесткий, холодный, качественного же — как мягкий, теплый.

Существенным образом отличаются содержание и последовательность операций в качественном и количественном исследованиях. Так, гипотезы при проведении количественных исследований формулируются до начала сбора данных. При проведении качественных исследований гипотезы осмысливаются после «погружения» в исследовательские данные.

Концепции (понятия) в случае количественных исследований формулируются из теорий. При проведении качественных исследований концепцией является результат обобщения терминологических «гнезд» (таксонов) живого языка, тем, понятий.

Инструменты измерения в количественных исследованиях разрабатываются и проверяются в пилотаже. При проведении качественного исследования измерительные инструменты отражают индивидуальный исследовательский подход, формулируются в результате полевого исследования.

Представление данных при проведении количественных исследований происходит в виде статистических распределений, показателей, результатов измерения взаимосвязей. В случае качественного исследования данные представляются в виде высказываний, наблюдений.

Анализ при проведении количественных исследований осуществляется статистическими методами, в случае же качественных исследований анализ производится путем обобщения идей из собранных свидетельств.

В качестве метода проведения качественного исследования в настоящей работе были использованы глубинные интервью. Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку) [80]. Глубинное интервью определяется как неструюурированное, прямое, личное интервью. В работе использовалась комбинация открытых, закрытых, полузакрытых вопросов. Учитывая цель и задачи проведения исследования, преимущественно использовались открытые вопросы, ответы на которые выражены в свободной форме. Интерпретация получаемых в результате данных позволяет выявить мнения, оценки респондентов.

Однако проведение исследования предполагало также и сбор количественной информации относительно доходов респондентов и их расходов на потребление бытовых услуг различных типов. Для анализа количественных данных использовался пакет SPSS (Statistical Package for Social Science).

§ 2.3. Используемая классификация бытовых услуг.

Исследование, проводимое в рамках данной диссертационной работы, направлено на изучение особенностей потребления бытовых услуг представителями отечественного среднего класса. Принадлежность обследуемых домохозяйств к российскому среднему классу нами обоснована выше.

Перечень бытовых услуг, использованный в работе, соответствует выделяемой в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) группе 01 — «Бытовые услуги» [51]. В соответствии с используемым классификатором группа услуг формируется из подгрупп, состоящих, в свою очередь, из видов услуг. Ниже приведены подгруппы услуг, относимые к группе «Бытовые услуги»:

• Ремонт, окраска и пошив обуви (кодовое обозначение 11 000);

• Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (кодовое обозначение 12 000);

• Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (кодовое обозначение 13 000);

• Изготовление и ремонт мебели (кодовое обозначение 14 000);

• Химическая чистка и крашение, услуги прачечных (кодовое обозначение 15 000);

• Ремонт и строительство жилья и других построек (кодовое обозначение 16 000);

• Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (кодовое обозначение 17 000);

• Услуги фотоателье и фотои кинолабораторий, транспортно экспедиторские услуги (кодовое обозначение 18 000);

• Услуги бань и душевых, парикмахерских. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги (кодовое обозначение 19 000), в том числе: Услуги бань и душевых (кодовое обозначение 19 100) — Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых (кодовое обозначение 19 200) — Услуги парикмахерских (кодовое обозначение 19 300) — Услуги предприятий по прокату (кодовое обозначение 19 400) — Ритуальные услуги (кодовое обозначение 19 500) — Обрядовые услуги (кодовое обозначение 19 600- Прочие услуги непроизводственного характера (кодовое обозначение 19 700).

Проведенные пилотные интервью выявили необходимость адаптации некоторых аспектов приведенной выше классификации к цели диссертационной работы. Было определено, что использование в исследовании подгрупп № 8 и 9 в соответствии с ОКУН не позволяет выявить тенденции в потреблении отдельных видов услуг, их образующих. Так как указанные подгруппы объединяют значительное число услуг различных видов, респонденты испытывали очевидные затруднения при ответе на вопросы «Какие бытовые услуги из прилагаемого списка Вы склонны потреблять и почему?» и «Какую сумму тратит ежемесячно Ваше домохозяйство на потребление бытовых услуг?» и т. д. Затруднения привели к возникновению путаницы и нечеткости при ответах, что повлекло за собой сложности как количественного, так и качественного анализа информации.

В этой связи перечень услуг, использованный в исследовании, был модифицирован так, что виды услуг, образующие подгруппы с кодовым обозначением 18 000 и 19 000, были вынесены в отдельные независимые категории. Для удобства в дальнейшем данные категории в настоящей диссертационной работе именуются «типами услуг».

Кроме этого, вместо «прочих услуг непроизводственного характера», также относящихся к подгруппе № 9, в настоящем исследовании в качестве независимых были выделены три группы услуг: «услуги по уборке дома" — «присмотр за детьми и больными" — «прочие услуги непроизводственного характера».

Таким образом, в результате адаптации перечня бытовых услуг к цели настоящего исследования были выделены типы услуг, которым, для удобства, были присвоены буквенные обозначения:

• Ремонт, окраска и пошив обуви (А);

• Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (Б);

• Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (В);

• Изготовление и ремонт мебели (Г);

• Химическая чистка и крашение, услуги прачечных (Д);

• Ремонт и строительство жилья и других построек (Е);

• Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (Ж);

• Услуги фотоателье и фотои кинолабораторий (3);

• Услуги парикмахерских, салонов красоты (И);

• Обрядовые услуги (М);

• Услуги по уборке дома (Н);

• Присмотр за детьми и больными (О);

• Транспортно — экспедиторские услуги (П);

• Услуги бань и душевых (Р);

• Прочие услуги непроизводственного характера ©.

§ 2.4. Типы потребительского поведения в сфере бытовых услуг (результаты массового опроса).

Основным методом решения поставленных в диссертационном исследовании задач являются углубленные интервью. Такая методика выбрана на основании того, что данные массовых опросов, как показано ниже, показывают лишь самые общие закономерности, описывающие характер потребления бытовых услуг. В то же время, привлечение результатов количественного социологического опроса необходимо, поскольку только они могут указать на те группы населения, которые являются наиболее массовыми потребителями услуг. Представителей именно этих групп следует включать в число респондентов, с которыми имеет смысл обсуждать проблемы, касающиеся взаимодействия производителя и потребителя бытовых услуг.

Согласно гипотезе, выдвинутой в настоящей диссертационной работе на основании изучения и анализа мирового опыта, основным потребителем услуг, в том числе бытовых, является средний класс. О том, распространяется ли эта тенденция на Россию, можно судить исходя из анализа данных репрезентативного массового опроса, сфокусированного на исследовании российского среднего класса.

Используя данные репрезентативного для России исследования «Средние классы в России: экономические и социальные стратегии"3, можно установить.

3 Опрошено 4,5 тыс. домохозяйств в 2000 г. в восьми регионах Россииисследование проведено ИСЭПН РАН и Высшей Школой экономики при финансовой поддержке Фонда Карнегируководитель исследования Т. М. Малева. масштаб потребления платных бытовых услуг городскими домохозяйствами, а также выявить региональные и поселенческие различия в характере их потребления.

Для того чтобы построить типологии реальных и потенциальных потребителей бытовых услуг применительно к поставленной в диссертационном исследовании задаче, был применен метод концентрации признаков среднего класса. В силу того, что настоящая работа затрагивает только городское население, метод был адаптирован. В результате идентификационное пространство среднего класса было описано тремя базовыми признаками, в число которых входят уровень материально-имущественной обеспеченности, образовательно-профессиональный статус и уровень социальной самооценки членов домохозяйства.

Индикаторы, описывающие каждый из названных признаков, взяты аналогично тому, как они определены авторами методики. Так, в число индикаторов материально-имущественной обеспеченности включены: уровень душевого дохода членов семьи, соответствующий 2214 рублямуровень семейных сбережений, достигающий 3000 рублей4- наличие 4 элементов движимого имущества. Домохозяйство принадлежит к среднему классу по данному признаку, если оно удовлетворяет как минимум двум из приведенных условий.

Домохозяйство отнесено к среднему классу по образовательно-профессиональному признаку, если половина и более взрослых членов семьи (старше 18 лет) имеют высшее образование, имеют постоянную работу и заняты умственным трудом.

Домохозяйство отнесено к среднему классу по уровню социальной самооценки, если социальная самоидентификация по уровню общественного положения соответствует значению «среднее» или «выше среднего».

Следует отметить, что возможна ситуация, когда совместимость признаков нарушена, т. е. домохозяйство обладает не всеми, а лишь одним или двумя признаками среднего класса. Для дальнейшего анализа на основе комбинации базовых признаков выделены следующие группы принадлежности к среднему классу:

4 В данном случае используются критерии, разработанными авторами исследования «Средние классы в России».

• Средний класс (домохозяйства, обладающие всеми тремя базовыми признаками);

• Протосредний класс (домохозяйства, обладающие любыми двумя базовыми признаками);

• Периферия среднего класса (домохозяйства, обладающие одним из базовых признаков);

• Домохозяйства, не обладающие ни одним из базовых признаков.

На данном этапе выполнения диссертационного исследования рассматривается потребительское поведение всех четырех групп, т.к. реализация такого подхода позволяет определить различия в интенсивности потребления услуг в зависимости от концентрации признаков среднего класса. В этой связи интерес представляют, прежде всего, данные о численности групп населения, выделенных по наличию признаков среднего класса (табл. 2.4.1).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. М. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7. сс. 78−87.
  2. Е. М., Овчарова Л. К. Количественная оценка среднего класса методом концентрации признаков // Вопросы экономики. 2001. № 1. сс. 6273.
  3. Е. М., Овчарова Л. М. Российский средний класс: год после кризиса // Общественные науки и современность. 2000. № 1. сс. 15−22.
  4. Адаптационные стратегии населения. 10 лет исследований. Коллективная монография. Под ред. д.э.н. Авраамовой Е. М. Компьютербург. СПб. 2004. 196 с.
  5. О. Н., Предводителева М. Д. Эра услуг требуются профессионалы И Бизнес-образование. 2002. № 2. сс. 99−110.
  6. Е. В. Сдвиги в отраслевой структуре переходной экономики // Вестник российской академии наук. 1998. том 68. № 3. сс. 195−202.
  7. . X. Российские средние классы. Средний класс в России: проблемы и перспективы (материалы конференции) М., ИЭПП. 1998. № 8. сс. 37−39
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия. 1999.450 с.
  9. Белова 3. Т. К вопросу об определении понятия бытового обслуживания населения // в сборнике: Вопросы экономики службы быта. М., 1966. с. 6.
  10. Л. А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. 1999. № 7. сс. 72−77.
  11. Л. А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // Социологические исследования. 1993. № 10. сс.13−22.
  12. И. С. Распределение доходов населения в России в 2001 году, социальная стратификация и стандарты потребления // Практический маркетинг. 2001. № 8−9. сс. 37−45.
  13. И. С. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации // Бизнес и политика. 1997. № 3. сс. 56−61.
  14. О., Гурова Т. Класс. Все, что вы уже знали о среднем классе, но боялись произнести вслух // Эксперт. 2000. № 34. сс. 24−29.15.
Заполнить форму текущей работой