Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для античного и средневекового миросозерцания было характерно не разграничивать милосердие как этическую добродетель, как гуманность, как движение сердца от благотворительностикак общественного явления, которое принимает организованные формы, зависит от господствующих социально-экономических отношений. Это нашло свое отражение в терминологии, поскольку одним словом обозначались и милосердие как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА
    • 1. 1. Категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные
    • 1. 2. Генезис благотворительности и ее теоретическое осмысление в различных исторических условиях
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕСТО И РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Благотворительность и гражданское общество
    • 2. 2. Социально-гуманистический аспект современных форм благотворительности
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В 1990;е годы в России в ходе рыночных преобразований произошла перестройка системы социальной защиты населения. Современное российское государство гарантирует своим гражданам только минимальный уровень социального обеспечения, социальной защиты и медицинского обслуживания. С возникновением в России частной собственности на средства производства и нищеты вновь появился^ давно известный — спутник социального неравенства — благотворительность. Благотворительность развивается в различных формах. Некоторые из них существовали в дореволюционный период российской истории: частная благотворительность (спонсорская помощь, меценатство), религиозная благотворительность. Другие формы более характерны для современных обществ Запада и активно пропагандируются сторонниками вес-тернизации современной России. Мы имеем в виду волонтерские (добровольческие) общественные организации, гуманитарную помощь, открытие в России филиалов международных благотворительных фондов. В условиях социального расслоения и нравственной деградации определенных слоев российского общества благотворительная деятельность является практическим проявлением нравственности в современном мире, добровольным гуманистическим почином наших сограждан.

В современных условиях назрела настоятельная потребность в изучении происходящих изменений в социальной сфере российского общества, в выявлении тенденций развития социальных отношений и факторов, которые способствуют достижению социальной стабильности и динамичности в общественной жизни. Задачи социальной философии в данных условиях заключаются в осмыслении и: объяснении природы новых явлений (частная благотворительность, общественные добровольческие организации, возрождение социальной помощи со стороны религиозных организаций), втеоретико-методол (Згичегском обеспечении выявления и прогнозирования последствий проводимой социальной политики государства и независимых от государства социальных институтов (религиозных организаций, частных благотворительных фондов, добровольческих общественных организаций).

Философское осмысление института благотворительности, который «постоянно воспроизводится в обществе при всех его классовых изменениях в количественном и качественном отношении, имеет важное значение для обеспечения стабильности общественного развития и повышения эффективности социальных институтов. Знание сути происходящих изменений в социальной сфере необходимо для осознания человеком своего места и роли в обществе, а также для вовлечения в этот процесс социальных групп в качестве сознательных субъектов.

Степень разработанности темы.

Проблема благотворительности недостаточно разработана и отражена в философской литературе. В советский период благотворительности посвящались обычно критические отклики в этической и социально-философской литературе. В этой связи правомерно говорить о критике буржуазной благотворительности в работах С. Ф. Анисимова, Р: Апресяна, Ю. Давыдова, А. А. Гусейнова, И. С. Кона, А. И. Титаренко и ряда других авторов, о критической оценкерелигиозной и церковной благотворительности на Руси и в царской России в работах таких советских историков, как А. Ф. Замалеев, В .А. Зоц, П. Г. Рындзюнский, Я. Н. Щапов.

Поскольку в диссертации благотворительность рассматривается как практическая форма гуманизма, то в целях анализа теоретических проблем гуманизма, альтруизма, гуманности, человеколюбия здесь привлекаются работы С. Ф. Анисимова, Р. Апресяна,-Н.С. Гордиенко, Н. Д. Зотова, В. В. Ильина, A.M. Каримского, JI.H. Когана, В. Кувакина.

В советской философии благотворительность обычно трактовалась как компенсаторная функция обществакак паллиативное средство, с помощыо которого правящие классы стараются затушевать, смягчить существующие классовые противоречия, оправдать социальное неравенство между людьми, а также как некий иллюзорный способ преодоления отчуждения беднейших членов общества от средств, производства. Различные аспекты этой проблемы освещались в трудах Ю. Давыдова, Папы Римского Иоанна Павла II, С. Э. Крапивенского, И. С. Нарского. Вопросы генезиса благотворительности в раннеклассовом обществе освещались в работах Н. Д. Зотова, Г. П. Медведевой, Ю. Майки. Материалы для изучения проблем исторических форм благотворительности в России можно найти в работах А. Ф. Замалеева, В. А. Зоца П. Г, Рындзюнского, М-Н. Соколовского, Я. Н. Щапова. Следует отметить, что в советское время не было ни исторических, ни социально-философских монографий, посвященных специально благотворительности, ее истории и роли. В последние же годы на данную тему были опубликованы работы, например, таких сибирских ученых, как А. Н. Гончарова, Т. А. Катунина, П. Н. Мешалкина. Появляются иностранные историки, пишущие об истории благотворительности в России, в частности D. L. Ransel, A. Lindenmeyr.

Следует отметить, что до сих пор нет собственно философских работ, посвященных благотворительности. Попытки социально-философского анализапредпринимаются авторами дисциплины, лишь недавно получившей развитие в нашей стране — теории социальной работы. О благотворительности собственно как о социальном институте, ее истории, значении пишут авторы трудов по социальной работе И. Н. Андреева, В. И. Курбатов, Г. П. Медведева, Е. Г. Студенова, С. В. Тетерский, М. В. Фирсов, Е. ИХолостова, В. Н. Ярская и другие. В основном публикуются-учебные пособия по одноименной дисциплине. Благотворительность, с точки зрения социокультурного подхода, рассматривается в настоящее время JI. Я. Лав-риненко, Ю. Н. Тазьминым, В. Н. Ярской.

Благотворительнс^сть как деятельность добровольческих (волонтерских) организаций, а последние как, элемент гражданского общества, рассматриваются, хотя бы. бегло, авторами, пишущими о современной? политике и гражданском обществе. В этой связи следует назвать Л. Н. Гончарову, С. Линдеманн-Комарову, A.G. Панарина, К. Холодковского, И. Семененко. Равным? образом вопросыблаготворительной практики? и деятельности благотворительных организаций освещаются в теориях демократии • и гражданского обществазарубежных политологов — К. Janda, J: Mi Berry, J. Goldman, J. Clarke, A. Cochrane, C. Smart, J. D. Mabbott, D. C. Saffell, G. Sartori.

О связи благотворительной’деятельности и глобализации, о том, как международная гуманитарная помощь и помощь международных благотворительных организаций связана с эксплуатацией стран третьего мира пишут АЛО. Мельвиль, А. С. Панарин.

Вместе с оживлением деятельности религиозных организаций в: Россиитрадиционные христианские конфессии-публикуют документы, выражающие их официальный взгляд: на благотворительность, в настоящее время. Наиболее теоретически разработанным является социальное учение Католической церкви. Диссертант в своей работе обращалсяк работам папы Римского Иоанна Павла II-. польского богослова, Ю. Майки, немецкого кардинала Й: Хеффнера. Следует отметить, что новым в учении Католической церкви в сравнении с традиционным католическим богословием является использование концепции? отчуждения: Православное: богословие по вопросу благотворительности продолжает придерживаться идейпостулатов и доктрин, выраженных еще в дореволюционныйпериод. «Основы социальной концепции РусскойПравославной Церкви» не содержат отдельных разделов, посвященных благотворительности. Упоминается лишь, что дела милосердия и благотворительности есть заповедь Божия, что дела милосердия и благотворительности являются областью соработничества Церкви и государства в современный период.

Объект и предмет исследования.

Объектом данного исследования служит благотворительность как социальное явление. Предметом исследования является изучение становления и развития благотворительности под влиянием социально-экономических и культурно-исторических факторов, анализ отражения этого процесса в различных теоретических концепциях: Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ явления благотворительности в контексте ее исторического развития и теоретико-идеологической' интерпретации в различных общественных условиях. Задачи исследования:

— эксплицировать категориальный аппарат различных мировоззренческих концепций благотворительности как общественного явления, уточнить содержание понятия «благотворительность» и связанных с нимпонятий-" милосердие", «гуманизм», «гуманность», «филантропия», «альтруизм», «спонсорство», «меценатство», «любовь к ближнему», «гуманитарная? помощь» ;

— выявить виды, формы, варианты, благотворительной деятельности и их мотивацию в различных исторических условиях;

— рассмотреть процесс становления и развития благотворительности в истории общества в контексте социально-экономических условий различных эпох;

— показать, теоретическое осмысление роли и места благотворительной деятельности и субъектов благотворительной деятельности в современных теориях гражданского общества;

— раскрыть функции благотворительности в классовых обществах вообще и в современном российском обществе, в ластности;

— выделить основное социально-значимые функции благотворительности и милосердия, дать их развернутую характеристику, раскрыть социально-гуманистический аспект современных форм благотворительности.

Научная новизна исследованшг.

1) На базе лексического материала ряда европейских языков осуществлен философско-лингвистический анализ этимологии основных терминов концепции благотворительности. Уточнено содержание центральной для исследования категории «благотворительность» — выявлены ее соотношение и связь, с понятиями «милосердие», «гуманизм», «гуманность», «филантропия», «спонсорство», «социальная работа», «гуманитарная помощь». По мнению исследователя, благотворительность выступает в качестве понятия, фиксирующего социальное действие по реализации общественных либо частных усилий, направленных на оказание помощи и поддержку нуждающихся.

2) Выявлено, что особенностями благотворительности как социального института являются: воспроизводство типов социального поведения и форм распределения и потребления общественного продукта, присущих ушедшим историческим формациямотносительная независимость частной благотворительности как деятельности определенных структурных организаций от мировоззрения господствующего класса.

3) Раскрыто соотношение благотворительности и милосердия как практического и духовно-нравственного аспектов гуманизма: в милосердии проявляется главным образом эмоционально-нравственный аспект гуманизма, а в благотворительности — практически-деятельностный.

4) Исследован процесс возникновения института благотворительности как следствия общественного разделения труда и кризиса первобытнообщинной моралирассмотрена эволюция данного явления в контексте измеу няющихся социально-экономических условий в его сопоставлении с сохранявшимися на протяжении многих исторических формаций общинными, кровнородственными формами помощи и взаимопомощи, а также с появившимися в Новейшее время государственными формами поддержки нуждающихся.

5) Выявлена преемственная связь теоретико-идеологических интерпретаций благотворительности и милосердия в истории европейской цивилизации с двумя различными мировоззренческими концепциями, одна из которых является иудео-христианской, а вторая восходит к античной гуманности.

6) Рассмотрены место и роль института благотворительности в гражданском обществе, критически проанализированы концепции его функционирования в «третичном секторе» экономики.

7) Определены основные социальные функции благотворительности, раскрыта их специфика в современном обществе.

Методологические основы исследования.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод, который реализуется через соблюдение требований конкретности исследования, всесторонности рассмотрения явлений общественной жизни, объективности оценок всей совокупности представленных обстоятельств в их противоречивости, взаимосвязи и динамике. Научное исследование г опиралось на следующие основные философские принципы: системности, междисциплинарности, интегративности, а также на принципы историзма, диалогичности, критерии объективности, морального императива. Диссертант руководствовался также сложившимися в социальной философии, социологии, этике, политологии и теории социальной работы научными положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов. При анализе содержания института благотворительности и факторов, определяющих его эволюцию, мы использовали принципы формационного и ци-вилизационного подходов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоите уточнении значения ряда терминов, функций благотворительной деятельности вообще и функций, присущих благотворительной деятельности в становлении и развитии гражданского общества, в выявлении роли, которую может играть благотворительная деятельность некоммерческих общественных организаций в современном российском обществе. Практическая значимость работы состоит в том, что она дает возможность преподавателям социальной философии, политологии и социальной работы использовать ее для написания обобщающих работ по проблемам гражданского общества, истории и теории социальной работы. Работу можно использовать для подготовки спецкурсов по истории благотворительности и современной филантропической практики.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации представлены на следующих научно-практических и научно-теоретических конференциях в г. Красноярске: «Образование и социализация личности в современном обществе», 1999, 2001, 2004 гг., «Проблемы обществоведения'', 2001, 2004 гг., «Молодежь Сибири — науке России», 2002 г. и «Studium» в г. Иркутске в 2003 г. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета в феврале 2004 г и кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка публикаций;

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Рассмотрев место и роль благотворительности в современных обществах, мы пришли к выводу, что данный общественный институт, функционирующий как один из составляющих элементов гражданского общества, оказывает активное влияние на общественное развитие. Это влияние может быть позитивным, когда благотворительная деятельность, помогает преодолевать последствия вновь и вновь возникающих форм и видов отчуждениятак и негативнойкогда' вместе с пропагандой благотворительности конкретному обществу навязываются чуждые и (или) несвоевременные идеалы общественного развития. Так, в ходе современной вестерниза-ции России пропаганда форм, методов, теоретических обоснований благотворительности, свойственных западным странам, является частнымслучаем пропаганды западного гражданского общества: как образца для российского общества. Современные формы благотворительности, порожденные гражданским: обществом i Запада, являются адекватными существующим тамсоциально-экономическим отношениям. Перенос же этих форм на российскую почву не является оправданным и не имеет того гуманистического значения, которое им приписывается.

Часть функций благотворительности в современном обществе носит нравственно-гуманистический характер и является: разновидностью практических форм гуманизма. Это психологическая, коммуникативная, воспитательная функциифункция преодоления1 последствий отчуждения* как нравственно-гуманистическая. Вместе тем, ряд функций? современных форм благотворительности тесно связан с идеологией современного общества и, соответственно, институт благотворительности выполняет социальные заказы государства и общества. Филантропия решает задачи перераспределения общественного продукта, социальной адаптации волонтеров, демократизации общества, профилактики преступности, правонарушений (предупредительно-профилактическая функция), обеспечивает общественную стабильность общества.

Мы пришли к выводу, что ключевым звеном, объединяющим теорию и практику гражданского общества и практические формы благотворительности в классовых обществах вообще, является вопрос о субъекте благотворительной деятельности.

Мы также пришли к выводу, что наиболее предпочитаемый современными идеологами гражданского общества субъект благотворительностинегосударственные некоммерческие организации — имеет своим предшественником цеховые, ремесленные, религиозные объединенные корпорации времен абсолютизма и феодализма. Ценность современных форм благотворительной деятельности определяется, по нашему мнению, не только соответствием идеалам демократии, но и их практической гуманностью.

Мы выяснили, что и сегодняшние формы благотворительности, помимо прямо декларируемых благородных и гуманистических задач, часто используются в целях воспитания граждан в духе господствующей идеологии, оправдания социально-политических порядков, сокрытия безработицы, реабилитации вестернизации не-западных стран, а также оправдания эксплуатации транснациональными компаниями стран Третьего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Благотворительность как общественное явление предполагает добровольность, свободу распоряжаться собственными частными ресурсами и ненаказуемость за не соблюдение принципов гуманности и солидарности.

Предпосылкой к появлению благотворительности является историческое разделение труда, которое привело к распаду кровнородственной общины с ее обязательностью помощи нуждающимся членам рода. В так называемое осевое время (V в. до н.э.) в евразийских цивилизациях появляется представление о родстве всего человечества, а золотое правило этики становится общепризнанным. Начиная с этого времени, делание добра в европейских цивилизациях становится свободным и нравственным поступком, решением конкретного человека, появляется моральная основа для благотворительной деятельности. То же историческое разделение труда приводит к увеличению прибавочного продукта, к сосредоточению излишков производства в руках владельцев средств производства, к первым формам отчуждения людей от средств производства. Все это создает материальную основу для благотворительности.

Для античного и средневекового миросозерцания было характерно не разграничивать милосердие как этическую добродетель, как гуманность, как движение сердца от благотворительностикак общественного явления, которое принимает организованные формы, зависит от господствующих социально-экономических отношений. Это нашло свое отражение в терминологии, поскольку одним словом обозначались и милосердие как этическая категория (религиозная добродетель), и благотворительность как практика. Даже когда мыслители прошлого и наблюдали благотворительную практику как действительно существующее общественное явление, то даже и в этих случаях они пытались упростить проблему. Так, о благотворительной практике властителей (князей, королей, императоров) говорили как об отеческой заботе отца по отношению к своим детям, то есть благотворительную практику пытались объяснить как семейное дело.

Разделение милосердия как категории этики и благотворительности как практики произошло только в. эпоху европейского абсолютизма, т. е. в XVII—XVIII вв. Это стало возможным благодаря выделению науки как самостоятельной области общественной жизни. К этой эпохе относятся и первые попытки с не-религиозной точки? зрения осмыслить и объяснить все общественные явления. Для благотворительности это имело г то значение, что немедленно началась, критика религиознойблаготворительности за, ее неэффективность и появились проекты реорганизации благотворительною практики на научных основах. Этот процесс продолжился и в последующие века и завершился появлением социальной работы, как вида деятельности, финансируемого государством.

В европейских языках это сопровождалось появлением новых терминов, объясняющих не религиозную сущность данного явления: bienfaisance (фр.), philantropie (фр.), philantropy (англ.) С появлением социальной работы как видадеятельности, финансируемого государством? (в СССР — социальное обеспечение), благотворительность как общественная практика не исчезла. Это ее продолжающееся существование нашло адекватный* отклик в обществоведческойлитературе.

При рассмотрении современной благотворительной практики мы выяснили, чтонаиболее рекламируемой и предпочтительной формой благотворительности с точки зренияидеологии гражданского общества являются некоммерческие организации, привлекающие труд добровольцевМы выяснили, что и участники такого рода организацийи политологи, и специалисты в теории социальной работы говорят о большой ценности добровольческих организаций, как о средстве самоорганизации общества, как о составной части гражданского обществакак о способе воплощения в реальность ценностей гуманизма и демократии.

За рамками данного исследования осталась деятельность современных религиозных организаций, многие из которых действуют на тех же организационных принципах, что и НКО — добровольческий труд, самоорганизация граждан. Однако участники такого рода организаций при объяснении главных мотивов своей деятельности называют традиционные конфессиональные ценности — желание угодить Богу, говорят о милосердии как о христианской добродетели. Продолжает существовать и такаяформа благотворительности, как подача милостыни. Мы полагаем, что в философском осмыслении нуждается возрождение религиозной благотворительности в нашей стране, и действительные, а не декларируемые задачи, цели и предпосылки, конфессиональные различия такого рода общественной практики.

Подход к исследуемой проблеме с социально-философских позиций позволил раскрыть сущность благотворительности как специфического социального института, выявить его формационные основания, изменение которых определяет эволюцию этого феномена в различных общественных условиях. В то же время выявление и учет цивилизационных факторов, связанных с культурно-историческими особенностями тех или иных стран и народов, дает возможность понять то непреходящее и устойчивое в типах и формах благотворительности^ что присуще, ей вжизнедеятельности социумов (в. частности, России) на различных формационных стадиях их развития.

Обусловливаемая влиянием цивилизационных факторов историческая преемственность, свойственная различным этапам эволюции, благотворительности в отдельных странах и регионах, определяет ее относительную самостоятельность по отношению к социально-экономическим, социально-политическим условиям общественной жизни. Только учитывая в полной мере роль этой относительной самостоятельности и принимая во внимание влияние формационных основ исторического процесса, можно действительно научно исследовать содержание, тенденции и перспективы развития такого значимого социального института, как благотворительность.

Адекватное понимание места и роли благотворительности в жизни общества требует анализа ее отражения и интерпретации в теоретических концепциях и в массовом обыденном сознании, учета влияния тех или иных ее трактовок на реальную практику помощи нуждающимся. Причем сам характер такого рода отражения, содержание и направленность подобных интерпретаций детерминируются опять-таки как интересами субъектов благотворительности, обусловленными их социально-экономическим положением и политической ангажированностью, так и общей психологической атмосферой, менталитетом социума, его культурно-историческими традициями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Иосиф Волоцкий и традиции «нищелюбия» в Московском государстве сс. 37−39 // Российский журнал социальной работы. № 1- 1998
  2. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  3. С.Ф. Мораль и поведение М.: «Мысль», 1979. 142 с.
  4. Р. Постижение добра М.: Молодая гвардия 1986. 207 с.
  5. А. Восхождение к гуманизму сс. 68−71 // Социальная работа № 3−4-1994
  6. К.Г. Гимназия-вуз в единой системе образования: из опыта функционирования сс. 104−107 // Социологические исследования № 7−2002
  7. М.А. О категории «цивилизация» сс. 25−40 // Новая и новейшая история № 51 990
  8. Н.Н. Иоанн Златоуст сс. 625−627 // Христианство: энциклопедический словарь энциклопедия в 3 т., т.1: А-К /Ред.кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 863 с.
  9. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1989.-2535 с.
  10. А. Д. «Стратегия разравнивания» в международных отношениях и внешней политике США сс. 20−23 // Мировая экономика и международные отношения № 22 001
  11. В.В. Лекции по истории древней церкви в 3 т., т. 2 М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. 472 с.
  12. Болотов В.В.1 Лекции по истории древней церкви-в-3-т.,^ т3 М.^Издание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. 340 с.
  13. Большой толковый словарь русского языка гл. ред С. А. Кузнецов СПБ «Норинт», 2001.- 1536 с.
  14. Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV—XV вв.еков. М.: «Высшая школа», 1977. 254 с.
  15. Булгаков С. В- Настольная книга священно-церковно-служителя М.: Изд-ский отдел Моск. Патриархата, 1993.-1772 с.
  16. И.А. Судьба творческих союзов сс. 101−110 // Социс № 9−2002
  17. В.М. Институты: сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности М.: Росс. Академия соц. Наук, 1996. 976 с.
  18. А. Центр добровольцев Хемница сс. 44−46 // Вестник благотворительности № 5−6-1999.
  19. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон М.: Аспект-Пресс, 1997. 256 с. 21. преп. Иосиф Волоцкий «Просветитель» М.: «Спасо-Преображенский Валаамский монастырь», 1993. 383 с.
  20. .П. Этика преображенного эроса М.: Республика, 1994. 368 с.
  21. Гак В. Г. Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь М.: «Русский язык», 1994. 1194 с.
  22. Г. В. Эстетика. Т. 1, М.: «Искусство», 1968. 312 с:
  23. Г. В. Философия права М.: «Мысль», 1990. 524 с.
  24. К.А. О человеке т. 2, М.: «Мысль», 1973. 687 с.
  25. Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. JI.: Лениздат, 1984.-287 с.
  26. Гончарова, А Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества Красноярск: КГУ, 2001. 160 с.
  27. П. «Неонародники» сс. 24−27 // Деньги и благотворительность № 2−2001
  28. JI.E. Формации и цивилизации сс. 3−92 // Философия и общество № 3−1997
  29. В. Д. Некрасова Е.Н. Философская антропология М.: ПЕР СЭ- СПб. «Университетская книга, 2000. — 240 с.
  30. Д. В. Филантропия сс. 555−556 // Политическая энциклопедия т. 2, М.: Мысль, 1999.-701 с.
  31. А.Я. Теория формаций и реальность истории- сс. 31−43 // Вопросы философии, № 11- 1990
  32. А. А. Апресян Р.Г. Этика— М.: Гардарики, 1999.-472 с.35Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии) М.: „Молодая гвардия“, 1989.-- 318 с.
  33. В. Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, т. 1, М.: «Русский язык», 1981.-699 стр.
  34. В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, т. 2. М.: «Русский язык», 1981. 779 стр.
  35. В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, т. 4, М.: «Русский язык», 1982. 683 стр.
  36. Р. От социального государства к цивилизованному обществу сс. 31−35 //
  37. Политические исследования № 5−1993
  38. В. За союз граждан и государства сс. 64−66 // Гражданский форум в зеркале прессы. М.: ИПГО., 2001. 70 с.
  39. Иоанн Златоуст Беседы о статуях сс. 136−198 // Антология: Восточные отцы и учители церкви IV века в 3 т., т. 3 — М.: Издательство МФТИ, 1999. 456 стр.
  40. А.Ф. Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев: Вшца шк. Изд-во Киев, гос. ун-та, 1981. 183 с.
  41. Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма сс. 168−195 // Сб. «О человеческом в человеке» под общ. ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1991. 384 с.
  42. Ф.Ф. Античная гуманность сс. 201−239 // Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства СПб.: «Логос-СПб», 1995. 407 с.
  43. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: Природа и становление Томск: Изд-во Томского университета, 1984. 247 с.
  44. П. Н. Церковь в период трех российских революций сс. 381−437 // Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
  45. В.В. Политология М.: «Книжный дом „Университет“, 1999. 540 с.
  46. Иоанн Павел II Мысли о земном М.: „Новости“, 1992.- 422 стр.
  47. История социологии в Западной Европе и США. / Отв. ред. Г. В: Осипов. М.: Нор-ма-Инфра*М, М. 1999.-576 с.
  48. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений М.: Политиздат, 1988.-319 с.
  49. И. О поговорке сс. 158−204 // Кант И. Собр. Соч. в 8 т., т. 8 М.: „Чоро“, 1994. -718 с.
  50. Кардашевский В.В. XXI век: „встреча“ пайдейи и филантропии сс. 79−83 // сб. Studium IV современный гуманизм: мировоззренческие основания и социальная практика Иркутск: Иркутский государственный университет, 2003. 252 с.
  51. A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии М.: „МГУ“, 1978.-204 с.
  52. А.В. Очерки по истории русской церкви в 2-х т., т. 2 М.: „Терра-Тегга“, 1992.-568 с.
  53. Т.А. Общественное призрение в Енисейской губернии (1822−1917) Красноярск: б.и., 2002. 33 с.
  54. Катехизис Католической Церкви М.: „Истина и жизнь“, 1998. 758 стр.
  55. Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви // сост. Митр. Филаретом (Дроздовым) Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000 104 с.
  56. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности М.: „Инфра-М Кодекс“, 1995. — 554 с.
  57. Кешелава В. В- Гуманизм действительный и мнимый: Социальный прогресс и буржуазная философия М. „Политиздат“ 1973,208 с.
  58. Ю.А. Современная западная философия религии М.:"Мысль», 1989. — 285 с.
  59. В.П. Об эволюции модели социализма сс. 19−33 // Вопросы философии 1089
  60. В.О. Добрые люди Древней Руси сс.22−26 // Семья и школа, № 7 1988
  61. Н. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах, сс. 97−104 // Общественные науки и современность, № 1−1996
  62. Л.В. Триединство свободы сс. 31−43 // Вопросы философии № 5−1997
  63. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: «Мысль», 1984. 252 с.
  64. Ю.Н. «Соцмодернизация» или агония неофеодализма? сс. 120−126 // Полис № 5−1993
  65. С.Э. Социальная философия Волгоград, 1995.- 352 с.
  66. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко М.: Прогресс- Энциклопедия, 1994.- 576 с.
  67. Краткий комментарий к книгам Ветхого Завета сс. 1825−2074 // Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1989.-2535 с.
  68. Я. И. Сухомлинова О.О. Гражданское общество: экономические и политические факторы становления сс. 55−69 // Общественные науки № 5−1990
  69. В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) М.- СПб, 1998. 360 с.
  70. В. Н. Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека сс. 3−11// Вопросы философии 5−1990
  71. В.И. Античное классическое рабство как экономическая система М.: издво МГУ, 1990.-270 с.
  72. Т. И. Клямкин И.М. Русские идеи сс. 118−140 // Полис 2−1997
  73. Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) М.: Academia Апк и ПРО, 2000. 132 с.
  74. П. О благотворительности сс. 334−366 // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. — 384 с.
  75. К. Политические очерки (XIX-XX века) М.: «РОССПЭН», 2000. 368 с.
  76. Д. Два трактата о правлении сс. 135- 406 // Соч. в 3 т., Т. 3 М.: «Мысль», 1988 -688 с.
  77. И.О. Условия абсолютного добра М.: Политиздат, 1991. 368 с. 82. де Любак Л. А. Драма атеистического гуманизма Милан-Москва: «Христианская Россия», 1997.-302 с.
  78. А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999. 288 с.
  79. Т.В. «Формационный» или «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченности, сс. 84−97 // Общественные науки и современность, № 6−1993
  80. М.Н. Формирование и развитие этических идей X—XVII вв.. сс. 23−48 //"Очерки истории русской этической мысли". М.: 1976. 400 с.
  81. Л. Социальный заказ как зеркало русской революции сс. 25−27 // Вестник благотворительности 1 -1999
  82. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996. — 576 с.
  83. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-воМоск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 с.
  84. Полный православный богословский энциклопедический словарь М.: «Возрождение», 1992.- 1120 с.
  85. К. Открытое общество и его враги в 2 т., т. II. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 526 с.
  86. В.И. Массовые движения народов Азии и оценка их К.Марксом и Ф. Энгельсом (середина XIX века) — М. Наука. 1989. 135 с.
  87. Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы, сс. 3−32 // Вопросы философии, № 2−2001
  88. Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? сс.51−64 // Вопросы философии 2−1989
  89. Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и «позитивизме» сс. 60−72 //Вопр философии 10−1989
  90. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви сс. 17- 121 // «Общественные общероссийский чтения основ социальной концепции Русской Православной Церкви» № 2 Ноябрь 2001
  91. Г. В. Социология М.: «Мысль», 1990. 438 с.
  92. Ю. Социальное учение Католической Церкви Рим-Люблин: Изд-во Св. Креста, 1994. 480 стр.
  93. У. Глобализация и межкультурный диалог сс. 80−97 // Вопросы философии № 12−2002
  94. . Опыт о благотворительности сс. 230−289 // Мандевиль Б. «Басня о пчелах» М.: Мысль, 1974. -376 с.
  95. К. Энгельс Ф. Собр. Соч., 2.-е изд., т. 48 М. 1980.
  96. К. Энгельс Ф. Собр. Соч., 2.-е изд., т. 2
  97. К. Энгельс Ф. Собр. Соч., 2.-е изд. т. 3
  98. К. Энгельс Ф. Собр. Соч., 2.-е изд. соч. т. 20
  99. О.А. Ленин и гуманизм сс. 101−113 // Общественные науки 4−1990
  100. К.Х. Введение в социальную философию М. Высш. шк., КД «Университет», 1997.-448 с.
  101. Поучение Владимира Мономаха сс. 9−11// Из истории русской гуманистической мысли М.: «Просвещение», 1993. 288 с.
  102. Р.Т. Политология М.: «Приор», 1997. 368 с.
  103. В.К. Англо-русский словарь М.: «Русский язык», 1989. 844 стр.
  104. И.С. Отчуждение и труд: по-страницам произведений К. Маркса М.: «Мысль», 1983, — 144 с.
  105. Е. Волонтеры не в фаворе: стимулы и препятствия к добровольческому труду сс. 12−13 // Вестник благотворительности. 1999.- июль-август.
  106. B.C. Правовое государство: история и современность сс. 3−18 // Вопросы философии, № 2−1989
  107. Русско-английский словарь / под ред. проф. А. И. Смирницкого М.: «Русский •язык», 1992. 760 с.
  108. П.Г. Церковь в дворянской империи (XVIII в.) сс. 230−308 // «Русское православие: вехи истории» / науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. -719 с.
  109. Э. Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь М.: «Русский язык», 1992.-936 с.
  110. И. Глобализация и российская социокультурная динамика сс. 19−21 // Мировая экономика и международные отношения № 10 2002
  111. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона М. Политиздат, 1989. 448 с.
  112. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е. И. Холостовой М.: «Юристь», 1997. 418 стр.
  113. Архиеп. Серафим (Соболев) Русская идеология Спб.: «Свято-Владимирский Русский Информационный центр в Новой Коренной Пустыни», 1994. 184 с.
  114. Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник М.: Политиздат, 1988. 542 с.
  115. М.Н. Петр Великий как благотворитель. Благотворительность при приемниках Петра Первого М.: ИПГО., 2001. 40 с.
  116. М.Н. Екатерина Великая как благотворительница. М.: ИПГО., 2000. -44 с.
  117. Э.Ю. Личность и право сс. 67−90 // Вопросы философии № 8 1989
  118. Социальная работа. Теория и практика / отв. ред. Е. И. Холостова М. ИНФРА-М, 2001.-427 с.
  119. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -576 с.
  120. Стоглав: Собор бывший в Москве при Великом Государе и Великом Князе Иване Васильевиче СПб: Воскресенье, 2002. — 274 е.
  121. Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях сс. 92−97 // Социс 2−2002
  122. С. В. Введение в социальную работу М.: Академический проект, 2000. -496 с. 130 .Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой М. Юристь, 1999. 334 с.
  123. Г. Л. Российский потенциал свободы сс. 16- 30 // Вопросы философии № 3−1997
  124. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительный организациях N 135-ФЭ // Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года
  125. Л. Соч. в 2 томах, т. 2, М.: Наука, 1995. 424 с.
  126. Философия истории / под ред. А. С. Панарина М.: Гардарики, 2001. 432 с.
  127. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  128. М. В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000. 432 стр.
  129. М.В. История социальной работы в России: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  130. И.Т. Новый гуманизм стр. 96−102// Свободная мысль 4−1997
  131. Фэн Ю-Лань Краткая история китайской философии Санкт-Петербург: «Евразия», 1998.-376 с.
  132. Ф. Конец истории? сс. 134−148 // Вопросы философии № 3−1990
  133. В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. -М.: ВЛАДОС, 1995.-208 с.
  134. А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США сс. 45−54 // Мировая экономика и международные отношения № 6 -2002
  135. Р. Основные понятия морали М.: Московский философский фонд, итальянский фонд «Христианская Россия», 1993. 100 с.
  136. Е.М. Социальные основы религии древнего Рима М.: Наука, 1987. 320 с.
  137. Л. Введение в политическую философию М.: Логос, Праксис, 2000. — 364 с.
  138. Я.Н. Церковь в Древней Руси сс. 10−71 // Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
  139. Л. В. Матусевич М.И. «Русско-французский словарь» М.: «Русский язык», 1993. 848 с.
  140. Я. Элементарные понятия социологии М. «Прогресс», 1969. 240 с.
  141. К. Глобализационные процессы и российское государство сс. 6−12 // «Мировая экономика и международные отношения» № 10−2002
  142. Й. Христианское социальное учение М.: «Духовная библиотека», 2001. -324 с.
  143. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова М.: Юринформцентр, 1997.-526 с.
  144. В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности сс.27−33 // «Теория, методология и история социальной работы». 1995. — № 2
  145. В.Н., Покровская З. А., Кацман H.JI. и др. Латинский язык: учеб. для пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.- М.: Высшая школа, 1998. 384 с.
  146. К. Berry J. М. Coldman J. The challenge of Democracy. Houghman Mifflin Сотр. Boston, 1989.-738 p.
  147. Clarke J. Cochrane A. Smart C. Ideologies of welfare. London, Hutchinson Education, 1987. 201 p.
  148. Groupe de Recherche Quart Monde Universite «Le croisement des savoirs» Paris: Les editions de Г Atelier, 1999. 525 p.
  149. Hildesheimer F. Aux siecles classiques, la naissance d’une charite moderne pp. 18−21 // Notre histoire Fevrier 1996
  150. Lindemann-Komarova S.C. The creation of a Network as a mechanism for civil society development. Novosibirsk, 2000. 35 p.
  151. Patterson Т.Е. The American Democracy. New York: McGraw-Hill Publishers, 1990.-742 p.
  152. Saffell D.C. State and local government: politics and domestic policies McGraw-Hill Publishers New York 1990. 317 p.
  153. Sartori G. The Theory of Democracy revisited. Chatham House Publishers. New Jersey. 1987.-542 p.
  154. Stehle V. Righting Philantropy.//Nation, 06/30/97, Vol. 264 Issue 25, pi5−19
  155. The Wresinski approach: the poorest partners in democracy. Paris: International Movement ATD Fourth World Publications, 1991. — 59 p.
  156. Touraint A. What does democracy mean today pp. 259−268// International science journal, Mai 1991 № 128
  157. Wofford H. Is America poised for a surge in good works?// CQ Researcher, December 13,1996, pl088
Заполнить форму текущей работой