Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические направления совершенствования инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные научные результаты, полученные лично автором: проанализированы структура и иерархия инновационных стратегий и предложена их совремённая концепцияисследованы факторы, формирующие инновационную политику предприятияпроведена комплексная оценка экономического состояния крупнейших предприятий по производству минеральных удобренийисследованы и обоснованы основные стратегические направления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы инновационных стратегий развития производства
    • 1. 1. Современные концепции инновационных стратегий и процессов
    • 1. 2. Основные экономические аспекты развития рынка инноваций
    • 1. 3. Исследование факторов, формирующих современную инновационную политику предприятия
  • Глава 2. Анализ научно-технического развития предприятий по лроизводетву минеральных удобрений
    • 2. 1. Современное состояние и экономические проблемы предприятий по производству удобрений
    • 2. 2. Анализ производственного потенциала предприятий отрасли
    • 2. 3. Анализ организации инновационной деятельности на предприятиях минеральных удобрений
  • Глава 3. Формирование системы активизации инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений
    • 3. 1. Организационно-экономическая модель реструктуризации предприятий по производству минеральных удобрений
    • 3. 2. Методические подходы к оценке инновационно-инвестиционной привлекательности предприятий по производству минеральных удобрений в условиях неопределенности
    • 3. 3. Ценовые инструменты регулирования инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений

Организационно-экономические направления совершенствования инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ситуация, сложившаяся в российской экономике, в целом и в химическом комплексе, в частности, требует разработки новых подходов к системе хозяйствования, обеспечивающих стратегические цели развития, прежде всего в сферах, связанных с инновационной активностью.

Реальные возможности повышения эффективности функционирования основных звеньев хозяйственной системы лежат в области широкомасштабного внедрения прогрессивных нововведений.

Российская экономическая наука внесла значительный вклад в изучение проблем научно-технического развития экономической системы.

Для развития экономической теории важны работы Абалкина Л. И, Покровского В. В., Львова Д. С., Поршнева А.Г.

В то же время ряд проблем инновационного блока применительно к химическому комплексу не получил в экономической литературе достаточного отражения.

Способность к инновационным переменам в значительной мере определяется факторами внешней среды, которые приближают субъект хозяйствования к стадии более высокого порядка.

В условиях неопределенности внешней среды инновационно активные химические предприятия проводят научные исследования и разработки принципиально новой продукции, апробацию технологических процессов с целью диверсификации производства и модернизации, вырабатывают новые формы организации и управления предприятием, адекватные сложившейся ситуации В новой экономической модели, под влиянием все возрастающей внутренней и внешней конкуренции, инновации приобрели статус важнейшего элемента менеджмента на химических предприятиях и стали одним из условий их выживания. Новая продукция, конструктивные идеи, прогрессивные ресурсосберегающие и эколого-ориентированные технологии и управленческие решения в наибольшей степени предопределяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают финансовую стабилизацию предприятий.

В свою очередь, инновационная направленность развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая объективную необходимость совершенствования самой организационно-экономической модели инновационной деятельности на химических предприятиях с учетом их особенностей и определяющих стратегий.

На современном этапе реформирования инновационного блока изменения и усложнения содержательной стороны управления им не нашли адекватного отражения в организационных формах, структурах и экономических механизмах управления предприятиями химического комплекса.

Поэтому назрела необходимость в разработке подходов к формированию принципов и методов интегрированного развития инновационного и операционного блоков предприятий.

Стратегической целью развития химической отрасли с учетом ее специфики, является обеспечение устойчивого экономического развития, а соответственно, его структурная перестройка и формирование конкурентоспособных производств на основе наукоемких технологий, способных удерживать стратегические позиции основных звеньев экономической системы на внутреннем и внешнем рынках в условиях открытой модели экономики.

Обеспечение эффективности инноваций целесообразно при интеграции звеньев инновационных процессов и их взаимосвязей со всеми видами деятельности предприятия (как системы долгосрочных концептуальных установок по принятию решений и способов для достижения основных результатов) позволяет определять приоритеты в развитии химических предприятий, в частности, по производству минеральных удобрений.

Химическая промышленность в России в последние годы функционировала в русле основных закономерностей развития экономики страны и ее регионов. В результате негативных процессов распада российской экономики предприятия и организации химического комплекса в значительной мере утратили свой научно-производственный потенциал. Объем производства продукции в период с 1991 по 1999 год упал почти на 50% и, лишь благодаря политике активизации в инновационно-инвестиционной сфере и стратегиям выживания, в первой половине.

2000 года химический комплекс обеспечил самый высокий рост в экономической системе — на уровне 21%.

Направленность диссертационного исследования на поиск путей совершенствования и активизации инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений является одной из ключевых проблем в условиях рыночной ориентации отечественной экономики, от которой зависит конкурентоспособность подотрасли минеральных удобрений в целом и в значительной мере возможности агроэкосистемы для достижения наибольшей экономической эффективности.

В условиях интенсификации производства сельскохозяйственной продукции одной из наиболее важных проблем становится получение и внесение минеральных удобрений в необходимом количестве и соответствующем качестве. Из-за систематического роста цен платежеспособная емкость внутреннего рынка удобрений значительно сузилась. За последние 15 лет внесение удобрений на 1 га пашни снизилось почти в 5 раз, что очень усложнило формирование продовольственной программы России на перспективу.

Целью настоящего диссертационного исследования является теоретическое исследование тенденций и закономерностей развития инновационных процессов и стратегий на основе изучения и систематизации экономической литературы, анализа состояния и перспектив развития предприятий по производству минеральных удобрений, а также обобщения их практики для обоснования основных направлений инновационной деятельности.

Выбранная цель исследования определила постановку ряда взаимосвязанных задач:

— исследование экономического содержания и сущности понятия инновационных процессов, стратегий и обоснование методических подходов к их формированию;

— выявление основных проблем научно-технического развития химических предприятий в рыночной экономикеобобщение, систематизация отечественной и зарубежной практики и методических аспектов организации инновационной деятельности в экономических системаханализ подходов к разработке современных концепций инновационных стратегий и процессовисследование основных экономических аспектов развития рынка инновацийвыявление основных экономических и научно-технических проблем предприятий подотрасли минеральных удобрений и определение путей их решенияопределение приоритетных направлений повышения конкурентоспособности предприятий минеральных удобрений, формирование прогнозных параметров развития подотраслиразработка рекомендаций по обеспечению интегрированного развития инновационной и операционной деятельности предприятий. Объектом исследования являются крупнейшие предприятия России по производству минеральных удобрений, а предметом исследования — организационно-экономические аспекты инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили экономические теории, научные труды отечественных и зарубежных специалистов, современные разработки в области микроэкономического анализа и рыночной теории, исследования в области инновационного менеджмента, законодательные акты по регулированию инновационной деятельности, данные предприятий, материалы исследований ряда ведущих компаний по производству минеральных удобрений, Государственного института азотной промышленности, а также информационно-аналитические обзоры и официальные публикации в российской и зарубежной периодике.

Исследование базируется на методах системного, кластерного и специальных методах стратегического анализа, экономико-математическом и организационном моделировании.

Научная новизна исследования определяется постановкой и решением задач разработки методических и практических рекомендаций по формированию концептуальных подходов к совершенствованию инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений, способствующих устойчивому их развитию в условиях рыночных отношений.

Основные научные результаты, полученные лично автором: проанализированы структура и иерархия инновационных стратегий и предложена их совремённая концепцияисследованы факторы, формирующие инновационную политику предприятияпроведена комплексная оценка экономического состояния крупнейших предприятий по производству минеральных удобренийисследованы и обоснованы основные стратегические направления инновационного развития предприятий по производству минеральных удобренийпредложена структура агрохимического бизнеса, опирающаяся на неимущественные механизмы с учетом характера интеграционных процессов и стратегических альтернативразработана и апробирована на практике экономико-статистическая модель оценки инновационно-инвестиционной привлекательности и конкурентных возможностей предприятийпредложена и апробирована на практике методика определения цен на продукцию, произведенную с использованием новшеств, а также на новые удобрения с учетом фактора их полезности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения, методические подходы и рекомендации, сформулированные и рассмотренные в диссертационной работе, могут быть использованы при формировании моделей и системы управления инновационной деятельностью на химических предприятиях, ^ независимо от размеров форм собственности и направлений деятельности, обеспечивающих высокий конкурентный статус. Это позволит повысить оперативность и качество принятия инновационноинвестиционных решений, а также эффективность управления инновационным развитием предприятия с учетом региональных экономических аспектов.

Апробация результатов исследования Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на международной конференции и на трех всероссийских научно-практических конференциях, посвященных проблемам управления.

Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в ОАО «Невинномысский Азот» и в ЗАО «Куйбышевазот» — ведущих производителях минеральных удобрений в России, а также при разработке курса лекций по дисциплине «инновационный менеджмент» в системе высшего образования Государственного Университета управления.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 3 работы общим объемом 1,2 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 180 стр., 27 рисунках, 23 таблицах, 3 приложениях.

Список литературы

включает 127 наименований.

Выводы по 3 главе.

1. Исходя из основных проблем и задач развития отрасли, а также концепции инновационных стратегий, для формирования эффективной системы управления инновационным развитием предприятия нами предложено создание новой модели структуры агрохимического бизнеса, опирающейся на неимущественные механизмы, объединяющей различные звенья хозяйственной системы, в том числе: производственные, исследовательские и сбытовые предприятия подотрасли минеральных удобрений.

2. Такое объединение, обладающее подвижностью и восприимчивостью к инновационным условиям развития, позволит создавать новые поколения удобрений и обновлять имеющийся ассортимент, совершенствовать технологии и оборудование, учитывать качественный состав почв, совершенствовать стратегии маркетинга.

3. На наш взгляд, эффективная работа подобной модели поможет избежать многих ошибок в реализации программ экономического и инновационного развития и повысит инвестиционные возможности компаний по производству минеральных удобрений.

4. Учитывая большое количество предприятий подотрасли, а также их ориентацию на сельхозпотребителя, в целях получения наибольшей эффективности, объединение субъектов целесообразно проводить по наиболее крупным экономическим районам.

5. Создаваемая ассоциация должна осуществлять функции от стратегического анализа внутреннего и внешнего рынка до представления интересов членов ассоциации в установленном законодательством порядке.

6. С учетом отраслевой специфики производства минеральных удобрений в исследовании определены приоритетные направления научно-технического развития.

7. Учитывая финансовое состояние основных компаний-производителей минеральных удобрений все инновационные мероприятия не смогут быть осуществлены без участия крупных инвесторов, оценивающих, в первую очередь окупаемость проекта и реальную платежеспособность инвестируемого предприятия. В результате появляется задача разработки методик изучения рейтинга предприятий в отрасли для оценки стратегических позиций и экономического эффекта от инновационных мероприятий.

8. Выявлено, что наиболее важным параметром оценки результатов нововведения является цена нового продукта. В этой связи, исходя из особенностей агроэкосистемы. нами предложена методика определения цены на удобрения, с учетом разработанных нами коэффициентов их полезности для конкретного вида почв и цены на химическую продукцию, произведенную с использованием новшеств.

9. Внедрение всего комплекса предложенных мероприятий позволяет сформировать эффективную систему управления инновационным развитием предприятий химического комплекса в целом, и предприятий по производству минеральных удобрений, в частности.

Заключение

.

На сегодняшний день перед российскими компаниями по производству минеральных удобрений стоят задачи увеличения экономической эффективности операционной деятельности, производства новых поколений удобрений, расширения ассортимента выпускаемой продукции и повышения ее качества и конкурентоспособности.

Очевидно, для того, чтобы производство удобрений в перспективе было конкурентоспособным необходимо уже сегодня закладывать основы экономического и научно-технического развития. Но, в настоящее время существует мощный фактор, сдерживающий подобные планы, — проблемы с наличием у предприятий инвестиционных ресурсов и оборотных средств. В подобных условиях любая капитализация денежных средств должна отвечать целям инновационного развития всего предприятия.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволил выработать основные условия перехода к активной инновационной политике, определяемой задачами перспективного развития современных предприятий.

Предложенные организационно-экономические модели инновационного развития должны учитывать в интегрированной форме государственную научно-техническую политику, региональные интересы и концепцию развития, как отдельных первичных хозяйственных звеньев экономической системы, так и ассоциативных структур инновационно-сбытовой ориентации.

Разработка инновационной политики предприятия по производству минеральных удобрений в современных условиях должна строиться на основе комплексного подхода, с использованием современных методов стратегического анализа и моделирования, и, прежде всего все варианты нововведений должны быть увязаны с общей стратегией инновационного развития предприятия.

Анализ существующих разработок по развитию теории и практики инноваций в России показал, что данному направлению экономической науки уделяется недостаточно внимания, как со стороны ученых, так и со стороны руководителей хозяйственных звеньев.

Исследование сущности нововведений и инновационных стратегий позволило уточнить понятийный аппарат, необходимый для их понимания, предложить классификацию нововведений по различным признакам, а также сформулировать основные принципы формирования инновационных стратегий и проанализировать их иерархическую структуру.

Автором для современных условий развития химического комплекса предложена ситуационно-адаптивная концепция, учитывающая цикличность и неравномерность инновационного развитияэволюцию технологических систем и технологических укладоввзаимодействие рынка инноваций (с учетом моделей конкуренции) и целевых рынков химических продуктовширокий спектр характера инноваций и их влияние на научно-технический прогресс и обеспечение устойчивого экономического роста субъектов хозяйствования.

Автором также были обобщены направления ограниченности рыночных механизмов, как среды распространения инноваций и сформирована схема выбора основных направлений инновационного развития предприятия.

Анализ производственно-экономического потенциала российских предприятий по производству минеральных удобрений показал, что для поддержания конкурентоспособности продукции необходима коренная реконструкция технологического базиса. В то же время рыночные механизмы требуют создания рациональной системы поддержки инновационного развития и обеспечения соответствия финансовых и материальных ресурсов тех инновационных проектов, в которых учтены долгосрочные перспективы развития.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что проведение научнои экономически обоснованной инновационной политики в условиях тотального дефицита инвестиционных ресурсов является объективной необходимостью выживания в конкурентной борьбе. Поэтому главная задача, стоящая перед руководителями предприятий — создать условия для внедрения инноваций и научиться эффективно управлять процессами инновационного развития.

Это предполагает реализацию принципа опережающей стратегии по отдельным составляющим инновационного цикла.

Предлагаемые нами разработки системы активизации инновационной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений позволят повысить восприимчивость предприятий к инновациям и тем самым преодолеть внутрипроизводственные проблемы развития, вызванные экономическим кризисом, а обобщенные основные принципы формирования инновационных стратегий будут способствовать научной обоснованности принимаемых решений.

Так как разработка инновационных стратегий развития затрагивает весь комплекс производственных и управленческих взаимосвязей и взаимоотношений, особое внимание в работе уделено формированию эффективной системы организации инновационной деятельности, включающую создание новой организационной, неимущественной структуры ассоциативного типа, разработку механизма оценки конкурентных возможностей предприятий и методику оценки экономического эффекта от внедрения новых видов удобрений или выпуска продукции с использованием новшеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия -М.: Экономика, 1989.
  2. И. Новая корпоративная стратегия (пер. с англ. П. Ком) СПб.: Теория и практика менеджмента, 1999.
  3. А.В., Занатулин Л. Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России М.: Буквица, 1999.
  4. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка М.: Инфра-М, 1999.
  5. Н.И., Паламарчук А. С. Резервы интенсификации отраслевой науки М.: Экономика, 1994.
  6. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы М.: Наука, 1990.
  7. А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии -М: 1995.
  8. С. Корпоративные структуры в наукоемких отраслях промышленности // Проблемы теории и практики управления, 1999 г., № 6
  9. В.П. и др. Бизнес-план инновационного проекта— М.: 1996.
  10. С.В. Оценка бизнеса и инноваций М.: Филинъ, 1997.
  11. С.В. Анализ условий безубыточности и платежеспособности при освоении новых продуктов СПб, 1993.
  12. В.П. Менеджмент высоких технологий. Учебное пособие М.: ГАУ. 1997.
  13. А.Е. Научно-технический прогресс в моделях экономического развития: методы анализа и оценки М.: Финансы и статистика, 1984.
  14. Вестник химической промышленности за 1998 год М.: НИИТЭХИМ, 1998.
  15. В.Ю. Оценка экономической эффективности инновационных проектов М.: Наука. 1997.
  16. В.А., Азоев Г. А. Анализ организационной структуры предприятия и ее развитие в соответствии с требованиями рынка М.: НПО «Труд», 1999.
  17. В.А. Организация стратегического управления на предприятии М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  18. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии М.: Экономика, 1996.
  19. Д.Ю. Синтез аммиака: история и современность// Химическая промышленность, 1996. № 4.
  20. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития М.: ВлаДар. 1993.
  21. С.Ю. Долгосрочные аспекты инновационной политики // Нововведения как фактор развития (сборник трудов ВНИИСИ), 1987.
  22. С.Ю. Экономическая теория технического развития М.: Наука, 1990.
  23. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры М.: Дело, 1995.
  24. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству М.: Международные отношения, 1991.
  25. А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике М.: Наука, 1994.
  26. В.А., Бобрышев Д. Н. Управление научно-техническими программами М.: Экономика, 1986.
  27. Доклад «О стратегии развит*ия химической и нефтехимической промышленности на период до 2005 г. // Вестник химической промышленности. -1998, № 4(8).
  28. А.Г., Ерошевский С. А., Савинова В. А. Систематизация показателей финансового состояния для оценки их инвестиционной привлекательности Самара, СГЭИ. 1998.
  29. С.А., Стрельцов А. В. Оценка эффективности обновления производственного потенциала (тезисы конференции) СПб. СПбГТУ, 1998.
  30. Законодательство в научно-технической сфере России: 1997 (аналитический обзор)/ Информационный бюллетень ЦИСН, № 12, 1997.
  31. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 07.08.1996 г., № 127-ФЗ -М.: Российская газета, 03.09.1996 г.
  32. А.А. Менеджмент М.: ЭКСИМ, 2000.
  33. В.В. Корпорация как современная организационно-правовая форма предприятия СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  34. В.В. Стратегическое планирование и управление корпорацией СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  35. А.С. Основные формы межфирменного сотрудничества в рыночной экономике// Проблемы прогнозирования, 1997 г., № 3.
  36. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций М.: Филин, 1996.
  37. И.В. Обмен технологией: зависимость или сотрудничество М.: МГУ, 1991.
  38. Инновационный менеджмент, справочные материалы / Под редакцией П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
  39. Инновационный менеджмент/ Под ред. С. Д. Ильенковой М.: Юнити, 2000 г.
  40. Инновационный менеджмент/ Под ред. И. Т. Балабанова С-Пб.: ПИТЕР, 2000 г.
  41. Инновационный менеджмент. Курс лекций М.: РАГС.1997.
  42. Интеллектуальная собственность: основные материалы Новосибирск: Наука, 1993.
  43. Инновационный процесс в странах развитого капитализма/ Под редакцией И. Е. Рудаковой -М: МГУ, 1991.
  44. Г. А. Экономическая эффективность использования капитальных вложений в химической промышленности Рига, 1980.
  45. В.В., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. Анализ научного потенциала (межстрановый аспект) М.: Наука, 1993.
  46. Н.И., Кулакин Г. К. Инновационная деятельность и проблемы технологического развития экономики. Проблемы прогнозирования М.: Наука, 1993.
  47. Т. Стратегия и структура японских предприятий М.: Прогресс, 1996.
  48. Н.Д. Избранные сочинения М.: Экономика, 1993.
  49. Конъюнктурный обзор рынка минеральных удобрений и сырьё для их производства// Химический комплекс России. 1997, № 10(36)
  50. Конъюнктурный обзор рынка минеральных удобрений // Химический комплекс России. -1998, № 8(46).
  51. Корпоративное управление/ Под редакцией М. Хесселя М.: Джон Уайли энд Санз, 1996.
  52. Котлер Фю Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990.
  53. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле М.: 1994.
  54. В.Ф. Экономико-организационный механизм управления созданием и внедрением новой техники и технологии в химической промышленности М., 1992.
  55. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений М.: Наука, 1997.
  56. В.И. Научно-технические нововведения Минск, 1993.
  57. С. Н. Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных объектов М.: ВнешторгиздатЛ 989.
  58. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь М.: Дело, 1993.
  59. Г. А., Миндели Л. Э. Приоритет в науке это всегда трудный выбор — М.: Вестник РАН, 1997.
  60. Д.С. Эффективное управление техническим развитием М.: Экономика, 1990.
  61. Ч. Японская промышленная система М.: Прогресс, 1993.
  62. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика Т.2 — М.: Республика, 1992.
  63. Дж. Технологическое прогнозирование М.: Прогресс,!977.
  64. В.И. Курс теории вероятностей и математической статистики/ под ред.
  65. B.И.Ермакова М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1996.
  66. Г. Технологический пат // Долговременные традиции в капиталистическом воспроизводстве М., 1985.
  67. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира М., Прогресс, 1992.
  68. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов -М.: Экономика, 2000.
  69. Методические указания по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса М., 1998.
  70. На мировом рынке удобрений // Химический комплекс России. 1998, № 8(46).
  71. Наука на пороге рынка (материалы международной конференции «Проблемы перестройки науки и техники в условиях перехода к рыночной экономике»)/ Под ред.
  72. C.Ю.Глазьева-М.: Экономика, 1992.
  73. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития/ Под ред. А.А.Румянцева-С-Пб.: Наука, 1996.
  74. Научно-техническая политика: проблемы формирования и реализации М.: Наука, 1996.
  75. Научно-технический прогресс: экономика и управление/ Под ред. Ю. В. Яковца М.: Экономика, 1989.
  76. Новая техническая реконструкция предприятий: проблемы и прогнозы Алма-Ата: КазЦИТИС, 1991.
  77. Н.П. Управление техперевооружением объединения М.: Экономика, 1989.
  78. Направления развития нефтехимической промышленности в России// Вестник химической промышленности. 1999, № 1(9).
  79. Основные направления структурной перестройки химического комлекса// Вестник химической промышленности. 1999, № 4(12).
  80. Основные показатели работы химического комплекса России в январе-июне 1998 г. // Вестник химической промышленности. 1998, № 3
  81. Оценка состояния и выбор приоритетных направлений развития научно-технического потенциала для решения проблем обеспечения конкурентоспособности химических производств М.: НИИТЭХИМ, 1994.
  82. Основные показатели работы химического комплекса России за 1997 г. // Вестник химической промышленности. 1998, № 1(5).
  83. Основные показатели работы химического комплекса России за январь-сентябрь 1999 г.//Вестник химической промышленности.-1999, № 4(12).
  84. Основные показатели работы химического комплекса России за январь-март 1999 г. // Вестник химической промышленности. 1999, № 2(10).
  85. С.П. Крупная российская корпорация как социально-политический институт // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год 1999 (международный симпозиум) М.: Логос, 1999.
  86. Прогноз развития мирового рынка удобрений // Вестник химической промышленности. 1999, № 1(9).,
  87. Прогнозы потребления минеральных удобрений в Западной Европе до 2007 года // Коринф. -1998, № 2.
  88. Промышленность минеральных удобрений России: состояние и направления развития // Вестник химической промышленности. 1998, № 4(8).
  89. М. Международная конкуренция М., Международные отношения, 1993.
  90. А.В. Химизация сельского хозяйства-М.: Росагропромиздат, 1989.
  91. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики М.: Политиздат, 1987.
  92. РФ в цифрах в 1997 году М.: Республиканский ИИЦ, 1998.
  93. . Инновация как средство экономического развития М.: Прогресс, 1994.
  94. Н. Интеллектуальное оружие страны// Независимая газета, 1997, 7 августа.
  95. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России М.: Юристь, 1999.
  96. Собрание законодательства РФ, № 2, 1996.
  97. Е.С. Финансовый менеджмент М.: Российская практика, 1995.
  98. Н.В., Емельянов С. С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике// Проблемы прогнозирования, 1999 г., № 5.
  99. Щ. Стратегия технополисы — М., Прогресс, 1994.
  100. ЮО.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями М.: Экономика, 1994.
  101. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике/ Под ред. Академика РАЕН Ю. В. Яковца М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997.
  102. Финансовое управление компанией /Общая редакция Е. В. Кузнецовой М.: Финансы и статистика, 1995.
  103. А.В. Реформирование науки будет эволюционным М.: Российская газета, 1997 г., № 14.
  104. В. Менеджмент: организация управления предпринимательством (обобщение теории и практики, методы и рекомендации) М.: МАНИПТ, 1998.
  105. Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность: Отраслевые справочные материалы М., 1998.
  106. Химический комплекс России 1997 и 1998 г. г. — подшивка журналов — М., 1998.
  107. А.К., Битков Г. М., Аверр Д. К. Промышленность минеральных удобрений стран СНГ М.: Наука, 1996.
  108. Н.В. Разработка антикризисной стратегии фирмы Спб.- 1996.
  109. Ю.В. История цивилизаций. Учебное пособие, изд. 2-е —М.: Владос. 1997. ПО. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса теория и экономический механизм — М.: Экономика, 1988.1. Зарубежные источники.
  110. Anderson W.T. Is the purpose of the organization «to create satisfied customer»? NO! -Marketing and Research Today 19#3, 1991.
  111. Benveniste G. Mastering The Politics Of Planning. San Francisco: Jossey-Bass.l 989.
  112. Cambell R.S. Trend is a Technological Forecasting Toll // World Patent Information. 1995.
  113. Cooper R.G. Stage-gate systems: a new tool for managing new products. BH 33 Mav/Jun., 1990.
  114. Cravens D.W., Shipp S.H. Market-driven strategies for competitive advantage. 1991.
  115. Day G.S. Analysis For Strategic Market Decision. Reprint, 1987.
  116. Freeman C. Technical Innovation, Diffusion and Long Cycles of Economic Development// The long-Wave Debate, 1987.
  117. Kleinknecht H. Rates of Innovation and Profits in the Long Wave// The Long Debate, 1987.
  118. McKenna R. Marketing is everything. Harvard Business Review, 1991.
  119. Murphy J.J. Identifying strategic issues. LRP 22#2, 1998.
  120. Mvna G. et. al. A clink in marketing armor: strategy above tactics. BH 34#2 March-April, 1991. '
  121. Morris M.H. Industrial And Organizational Marketing. Columbus (Oh.):Merrill Publishing Company, 1997.123.0ddou G.R., Mendenhale M.E. Succession planning for the 21st century. BH 34#1, 1991.
  122. Pearson J.N., Gritzmacher K. Integrating purchasing in strategic management. LRP 23#3. 1990 .
  123. Porter M.E. The Competitive Advantage Of Nations. London: Macmillan, 1990.
  124. Reimann B.C. Why bother with risk adjusted hurdle rates? LRP 23#3, 1994.
  125. Webster F.E. jr. The rediscovery of marketing concert. Business Horizons 31#3, 1996.
Заполнить форму текущей работой