Гидродинамические аспекты теории судовождения на внутренних водных путях
Диссертация
В четвертом разделе рассмотрена физическая сущность кинематического и динамического взаимодействия ДРК и корпуса судна. Приведены результаты экспериментальных исследований попутного потока и скоса потока за корпусом судна в районе расположения движителей при его маневрировании (кинематическое взаимодействие). Предложен практический метод расчета этих характеристик. Рассмотрены и экспериментально… Читать ещё >
Содержание
- Основные обозначения
- 1. Проблемы современной науки об управляемости судна
- 1. 1. Основные этапы развития теории управляемости судна
- 1. 2. Экспериментальная база НГАВТ
- 1. 3. Экспериментальная проверка системы допущений при составлении уравнений движения судна на течении
- 1. 4. Структурная математическая модель движения водоизмещающе-го судна
- 1. 5. Обзор существующих нормативных документов различных классификационных обществ и организаций, регламентирующих навигационные качества судна
- 1. 6. Результаты анкетирования судоводителей по выявлению ситуаций, предъявляющих повышенные требования к управляемости судов
- 1. 7. Проблемы идентификации математических моделей по данным натурных испытаний судов
- 1. 8. Цели и задачи настоящего исследования
- 2. Исследование гидродинамических усилий на корпусах водоизме-щающих судов
- 2. 1. Теоретико-экспериментальные методы определения гидродинамических усилий на корпусе судна
- 2. 2. Анализ экспериментальных методов определения гидродинамических усилий на корпусе судна
- 2. 3. Разработка метода расчета гидродинамических корпусных усилий на глубокой воде
- 2. 4. Исследование гидродинамических корпусных усилий в условиях стесненного фарватера
- 3. Исследование усилий на ДРК судов
- 3. 1. Обзор теоретических методов определения усилий на ДРК
- 3. 2. Анализ экспериментальных методов определения усилий на ДРК различных типов
- 3. 3. Разработка методов расчета усилий на ДРК различных типов
- 4. Исследование взаимодействия движителя и корпуса судна
- 4. 1. Физическая сущность взаимодействия движителя с корпусом судна
- 4. 2. Экспериментальное исследование взаимодействия движителя с корпусом судна
- 5. Дополнительная конкретизация математической модели движения водоизмещающего судна
- 5. 1. Исследование усилий инерционной природы
- 5. 2. Определение аэродинамических усилий
- 6. Исследование общей математической модели движения водоизмещающего судна
- 6. 1. Расчетный вид математической модели движения водоизмещающего судна
- 6. 2. Оценка достоверности математической модели
- 6. 3. Уточнение математической модели движения конкретного судна по данным натурных испытаний
- 6. 4. Разработка общих принципов нормирования управляемости во-доизмещающих речных судов
Список литературы
- Алферьев М.Я. Ходкость и управляемость судов.-М.: 1967. 344 с.
- Амелин B.C., Вьюгов В. В. и др. Испытания изгибаемого состава с носовыми рулями. Ж. «Речной транспорт». № 7. 1975.-С. 14−15.
- Амелин B.C., Вьюгов В. В. и др. Гидродинамические характеристики носовых опускающихся рулей. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978.- С. 5559.
- Ананьев Д.М. Нелинейная теория прямоугольного крыла весьма малого удлинения в стационарном потоке. Матер. По обм. опытом ВНТО им. акад. А. Н. Крылова. Вып. 18. «Математическое и физическое моделирование в вопросах гидродинамики судна». Л.: 1989. -С.4−10.
- Анисимова Н.И. Позиционные гидродинамические характеристики судов при произвольных углах дрейфа. Ж. Судостроение, № 5, 1968. — С. 18−23.
- Анфимов В.Н., Ваганов Г. И., Павленко В. Г. Судовые тяговые расчеты. М.: Транспорт, 1978.- 216 с.
- Атлас гидродинамических характеристик судовых рулей. Труды НИИВТ, вып. 72, 1972, — 55 с.
- Бавин В.Ф., Завадовский Н. Ю., Левковский Ю. Л., Мишкевич В. Г. Гребные винты. Современные методы расчета. Л.: Судостроение, 1983. -296 с.
- Басин A.M. Ходкость и управляемость судов. М.: Транспорт, 1977, -455 с.
- Басин A.M. Теория устойчивости на курсе и поворотливости судна. Л.-М.: Гостехиздат, 1949, — 228 с.
- Басин A.M., Степанюк Е. И. Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания. -Л. Транспорт, 1977.272 с.
- Басин A.M., Веледницкий И. О., Ляховицкий А. Г. Гидродинамика судов на мелководье. Л.: Судостроение, 1976, — 320 с.
- Блох Э.Д., Гиневский A.C. О движении систем тел в идеальной жидкости. Труды НТО СП им. акад. А. Н. Крылова. Качка и управляемость судна. Л., 1963. вып. 47, С. 131−143.
- Ваганов Г. И. Эксплуатация секционных составов. М.: Транспорт, 1974. -192 с.
- Ваганов Г. И. Секционные составы. М.: Транспорт, 1966. -144 с.
- Васильев A.B. Управляемость судов. Л.: Судостроение, 1989.327с.
- Васильев ФД. Циркуляционное движение судна при разных режимах работы судовых движителей. Проектирование, теория и прочность судов, плавающих во льдах. ГПИ, Горький, 1990. -С. 137−142.
- Вентцель Н.С. Теория вероятности. М.: Физматгиз. 1962. -564 с.
- ВНИГЛ. Материалы русловых исследований на р. Полометь, -выпЛУ, 1973. -289 с.
- Войткунский Я.И., Першиц Р. Я., Титов H.A. Справочник по теории корабля. Л.: Судпромгиз. 1960. -688 с.
- Воробьев П.С., Павленко В. Г., Рудин С. Н. Анализ и метод определения коэффициентов присоединенных масс, используемых в расчетах управляемости судов на ограниченной глубине. -Труды НИИВТ, вып. 44, 1970.-С. 3−51.
- Воробьев Ю.Л., Смирнова Т. И. Влияние мелководья на характеристики взаимодействия судов, расходящихся параллельными курсами. -«Актуальные проблемы судостроения и судоремонта». М., 1987. -С. 64−68.
- Вьюгов В.В. Экспериментальное исследование влияния стесненности русла на гидродинамические характеристики речных судов. Труды НИИВТ, вып. 105, 1976. -С. 77−82.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Метод определения угла дрейфа судов и составов на циркуляции по испытаниям несамоходных моделей в циркуляционном бассейне. Труды НИИВТ, вып. 105, 1976. -С. 67−76.
- Вьюгов В.В. О поперечном уклоне свободной поверхности воды в излучинах реки. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978. -С. 20−24.
- Вьюгов В.В. Эффективность носовых рулей на мелководье. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978. — С. 25−28.
- Вьюгов В.В. Методика нормирования габаритов однониточных кильватерных составов- Труды НИИВТ, вып. 132, 1978, -С. 29−38.
- Вьюгов В.В. Инструкция по нормированию габаритов изгибаемых составов. -МРФ. Новосибирск, 1978. -20 с.
- Вьюгов В.В., Врублевская Л. Н. Обобщение метода нулевого момента на случай движения судна на течении. Труды НИИВТ, вып. 147, 1979. -С. 45−49.
- Вьюгов В.В., Врублевская Л. Н. Влияние соотношения плановых размерений грузовых судов внутреннего плавания на углы дрейфа на циркуляции. Труды НИИВТ, вып. 152, 1980. -С. 19−23.
- Вьюгов В.В. Определение безопасных габаритов изгибаемых составов. -Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Ленинград, 1980. -22 с.
- Вьюгов В.В., Врублевская Л. Н. Влияние соотношений плановых размерений грузовых судов внутреннего плавания на углы дрейфа. Труды НИИВТ, вып. 152, 1980. -С. 81−83.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Метод определения угла дрейфа судов и составов на циркуляции по испытаниям несамоходных моделей в циркуляционном бассейне. -Л.: НТО СП «Экспериментальная гидродинамика судна», вып. 322, 1980. -С. 22−24.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Экспериментальное исследование гидродинамических характеристик речных судов в мелководном канале. -Л.: НТО СП «Экспериментальная гидродинамика судна», вып. 322, 1980. -С. 25−26.
- Вьюгов В.В. и др. Инструкция по нормированию габаритов судов и толкаемых составов. -МРФ. Горький, 1980. -38 с.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Математическая модель движения судна в речном потоке и расчет предельных размерений. -НРБ, Варна.: Матер. IV нац. Конгресса по теоретической и прикладной механике, 1981. -С. 30−35.
- Вьюгов В.В., Витавер Л. М. Исследование управляемости толкаемых составов. Труды НИИВТ, вып. 159, 1982. -С. 135−141.
- Вьюгов В.В., Бондарчик В. М. Экспериментальное исследование моделей катамаранных судов в опытовом бассейне. Труды НИИВТ, вып. 159, 1982. -С. 19−24.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Требования к управляемости толкаемых составов из условия прохождения затрудняющих движение поворотов реки. -Л.: НТО СП «Проблемы повышения ходкости судов», 1983. -С. 1516.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. и др. Экспериментальные исследования и метод расчета движения судов на течении. -Л.: НТО СП «Экспериментальные методы исследования способов активного воздействия на мореходные качества судов», 1984. -С. 24−26.
- Вьюгов В.В., Дмитров В. Е., Руднев A.A. Моделирование течения в циркуляционном бассейне. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 3−7.
- Вьюгов В.В., Руднев A.A. Поворотливость пассажирских судов. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях», 1985. -С. 86−93.
- Вьюгов В.В., Деревянченко Н. Т., Манин В. М. Гидродинамические характеристики толкаемых составов. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях», 1985. -С. 97−100.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Выбор критерия начальной поворотливости и определение его нормативного значения. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидродинамических качеств судов и составов на внутренних водных путях», 1986. -С. 7−12.
- Вьюгов В.В. Экспресс метод проведения модельных испытаний в циркуляционном бассейне. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 69−72.
- Вьюгов В.В., Слижевский С. Н. Экспериментальное исследование гидродинамического взаимодействия корпуса судна и гребных винтов в поворотных насадках. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 135−138.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Принципиальные основы разработки норм управляемости Речного Регистра РСФСР. Тезисы докл., НТО СП «Проблемы совершенствования мореходных качеств судов», 1987, — С. 5.
- Вьюгов В.В., Горбачев Ю. Н. Исследование управляемости толкаемого состава с воздушной прослойкой на днище баржи. Труды ЛИВТ «Гидромеханические и технико-экономические качества судов речного флота и смешанного плавания», 1987. С. 80−85.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Основные принципы нормирования управляемости судов и составов внутреннего плавания. -Труды НИИВТ
- Совершенствование гидродинамического комплекса речных судов и составов", 3 988. -С. 93−95.
- Вьюгов В.В., Токарев П. Н. Позиционные характеристики грузовых судов внутреннего плавания при произвольных углах дрейфа. Труды ГИИВТ, вып.234, 1988. -С. 11−14.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Приближенный метод расчета присоединенных масс речных судов. -Труды НИИВТ «Вопросы гидродинамики речных судов и составов», 1989. -С. 4−7.
- Вьюгов В.В. К вопросу о необходимой скорости перекладки рулевых органов речных судов. -Труды НИИВТ. «Вопросы гидродинамики речных судов и составов», 1989. -С. 57−60.
- Вьюгов В.В., Девяткин A.A., Павленко В. Г. Нормирование поворотливости речных судов. -Труды НИИВТ «Совершенствование флота для малых рек», 1990, -С. 57−60.
- Вьюгов В.В., Девяткин A.A. Исследование усилий, возникающих на комплексе винт поворотная насадка при испытаниях в прямом бассейне. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств речных судов и составов», 1991. -С. 4−6.
- Вьюгов В.В., Девяткин A.A. Исследование динамики движитель-но-рулевого комплекса на крупномасштабной самоходной модели. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств речных судов и составов», 1991. -С. 62−69.
- Вьюгов В.В. Опыт применения регистрационно вычислительного комплекса на натурных испытаниях. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов», 1993. -С. 77−80.
- Вьюгов В.В., Павленко В. Г. Методика расчета боковых сил на рулевом комплексе Энкеля. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов и составов», 1995. -С. 83−86.
- Вьюгов В.В., Палагушкин Б. В. Экспериментальное определение присоединенных масс пассажирских и грузовых судов. -Труды НИИВТ
- Совершенствование гидромеханических качеств судов и составов", 1995.- С. 87−98.
- Вьюгов В.В., Манаков B.C., Палагушкин Б. В. Справочник маневренных качеств судов и составов. Изд. НГАВТ, 1996.- 36 с.
- Вьюгов В.В., Палагушкин Б. В. Присоединенные массы транспортных судов при криволинейном движении. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 211−216.
- Вьюгов В.В., Палагушкин Б. В. Об адекватности математической модели движения судна. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 217−222.
- Выогов В.В., Палагушкин Б. В. Присоединенные массы транспортных судов при прямолинейном движении. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 223−228.
- Вьюгов В.В. Метод расчета усилий на рулях за открытым винтом.- Труды СПГУВК «Судостроение и судоремонт», 1998. -С.75−80.
- Вьюгов В.В. Уточнение метода расчета гидродинамических характеристик корпусов речных судов. В сб. тезисов докладов на XXXIII науч. конф. проф. преп. состава НГАВТ, 1998. — С.44−45.
- Вьюгов В.В. Метод расчета усилий на рулях за открытым винтом.- В сб. тезисов докладов на XXXIII науч. конф. проф. преп. состава НГАВТ, 1998. С.45−47.
- Вьюгов В.В. К вопросу об относительном плече зарыскивания. -Сибирский научный вестник, вып. II, 1999. С. 180−186.
- Вьюгов В.В. Метод расчета усилий на многоперьевых комплексах Энкеля. Сибирский научный вестник, вып. И, 1999. — С. 195−203.
- Вьюгов В.В., Лебедев О. Ю. Исследование влияния формы носовой оконечности корпуса судна на плечо действия главного вектора гидродинамических сил. Сибирский научный вестник, вып. II, 1999. — С. 204 207.
- Вьюгов В.В. Экспериментально-теоретическое исследование управляемости водоизмещающих речных судов. Материалы науч.-техн. конференции «Обеспечение безопасности плавания судов», Н. Новгород, 1999.
- Вьюгов В.В. Метод расчета гидродинамических корпусных усилий водоизмещающих судов. Труды НГАВТ «Судовые энергетические установки речных судов», 1999.
- Вьюгов В.В., Девяткин А. А., Лебедев О. Ю. Исследование усилий на комплексах винт поворотная насадка. -Труды НГАВТ «Судовые энергетические установки речных судов», 1999.
- Вьюгов В.В. Экспериментально-теоретическое исследование управляемости водоизмещающих речных судов. -Материалы науч. тех. конф. «Обеспечение безопасности плавания судов», вып. 284, Н. Новгород, 1999, — С.21−23.
- Вьюгов В.В. Управляемость водоизмещающих речных судов. -Новосибирск, изд. НГАВТ, 1999.- 200 с. (монография).
- Гордеев О.И. Метод расчета управляемости толкаемых составов при больших углах дрейфа. Труды НИИВТ, вып. 45, 1970. -С. 29−44.
- Гордеев О.И. Математическое моделирование движения речных судов для судоводительских тренажеров. -НГАВТ, 1996. 178 с.
- Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л.: Судостроение, 1988.- 360 с.
- Гофман А.Д. Теория и расчет поворотливости судна. -Л.: Судостроение, 1971, — 298 с.
- Гофман А.Д., Зайков В. И., Семенова Тянь-Шанская А.В. К расчету управляемости при ветре. -Труды ЛИВТ, вып. 81, 1965, — С. 27−39.
- Гофман А.Д., Зайков В. И., Семенова Тянь-Шанская A.B. О действии ветра на надводную часть грузовых судов внутреннего плавания. -Труды ЛИВТ, вып. 92, 1968. -С. 11−22.
- Гофман А.Д., Коган В. И. Исследования гидродинамических характеристик грузовых судов на глубокой и мелкой воде. -Труды ЛИВТ, вып. 118, 1968. -С. 50−59.
- Гофман А.Д. Основы теории управляемости судна. СПГУВК, 1999. — 99 с.
- Деревянченко Н.Т., Сандлер Л. Б., Горнушкина Т. В. Анализ поля скоростей в районе гребных винтов под днищем двухвинтового судна. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 93−99.
- Жуковский Н.Е. Полное собрание сочинений. T. II, Гидродинамика. -М.: 1935.-648 с.
- Жухлин А. М. Идентификация упрощенных моделей управляемости поисковыми методами. -Экспериментальные методы исследования способов активного воздействия на мореходные качества судов. Одесса, 1984. -С. 78−80.
- Зайков В.И. Прогнозирование движения судов в системах управления и обеспечения безопасности судоходства. Автореф. дисс. докт. техн. наук. -Ленинград, 1990. -48 с.
- Земляновский Д.К. Устойчивость движения и рыскливость судов. -М.: Транспорт, 1976.- 266 с.
- Зильман Г. И., Красницкий А. Д. Управляемость судна. Л.: 1986.88 с.
- Зильман Г. И., Тер-Захарьянц A.A. Идентификация гидродинамических коэффициентов уравнений управляемости как задача многокритериальной оптимизации. -Навигация и управление судном, вып. 433. J1.: Транспорт, 1986. -С. 94−99.
- Казанов A.B. Сравнительные циркуляционные испытания судов пр. 576, оборудованных тремя и двумя рулями. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 146−148.
- Каневский Г. И. и др. Анализ гидродинамического качества обводов корпусов судов. Тез. докл. на всесоюзной конф. «Методы прогнозирования и способы повышения мореходных качеств судов и освоение океана». 25 Крыловские чтения. -Л., 1991. -С. 15−16.
- Короткин А.И. Присоединенные массы судна. Л.: Судостроение, 1986, — 312 с.
- Коротков С.Н. Повышение безопасности плавания судов и составов по ограниченным фарватерам. Автореф. дисс. докт. техн. наук. -Н. Новгород, 1995. — 36 с.
- Кочин Н. Е. Кибель И.А., Розе Н. В. Теоретическая гидромеханика. 4.1. -М.: Физматгиз, 1963, — 584 с.
- Крайний Ю.А., Элис Е. Я. Аэродинамические характеристики речных пассажирских судов. -Труды НИИВТ Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов, 1984. -С. 91−92.
- Крылов А.Н. Теория корабля. 4.1. Поворотливость корабля. -М.: АН СССР, 1948. -284 с.
- Кузьменко Ю.Н. Исследование управляемости многозвеньевых изгибаемых составов. -Автореф. дис. канд. техн. наук. -Горький, 1973.-17с.
- Лаврентьев В.М. Расчет судовых гребных винтов. -Учебн. Пособие. ЛКИ, 1975. -118 с.
- Лебедева М.П., Николаев Е. П. Пашин В.М. Особенности отрывного течения около корпуса судна, движущегося по криволинейной траектории. -«Численные методы механики сплошной среды», № 3. Новосибирск, 1986. -С. 108−114.
- Логвиновский В.А. Использование метода наименьших квадратов и теоремы Дезарга в задачах обработки навигационных измерений. -М.: Мортехформреклама, 1991. С. 28−41.
- Логвиновский В.А. Вероятность принадлежности истинной точки фигуре погрешности. М.: Мортехформреклама, 1993. — С. 48−56.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1970,-С. 399−413.
- Манин В.М.- Автореф. дисс. к. техн. наук. Горький, 1967.-30 с.
- Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. ЛПП, 1981. -232 с.
- Матвеев Г. А., Орлов О. П., Пустошный А. Ф. Эффективный попутный поток. Состояние вопроса и направление исследований. В сб. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова «Гидродинамика транспортных судов», 1981. — С. 3−26.
- Наставление по штурманской службе на судах МПФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86). Л.: Транспорт, 1987. — 144 с.
- Небеснов В.И. Динамика двигателя в системе корпус судно -винты-двигатели. Л.: Судпромгиз, 1961. — 374 с.
- Небеснов В.И. Динамика судовых комплексов. Л.: Судостроение, 1967. — 295 с.
- Орлов О.П., Пустошный А. Ф. Приближенный метод определения масштабного эффекта номинального попутного потока на одновальных судах. Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып. 285, 1975. — С.85−98.
- Отчет НИИВТ. Разработка норм управляемости судов и составов внутреннего и смешанного плавания и эффективности средств управления. -Новосибирск, 1986. -64 с.
- Отчет НИИВТ. Пояснительная записка к 1 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск, 1989. -26 с.
- Отчет НИИВТ. Пояснительная записка ко 2 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск. 1990. -10 с.
- Отчет НИИВТ. Пояснительная записка к 3 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск, 1991. -17 с.
- Отчет ГИИВТ. Натурные испытания судов пароходства «Волготанкер». -Горький. 1988. -96 с.
- Отчет ГИИВТ. Натурные испытания судов и составов ВОРПа. -Горький. 1988. -109 с.
- Отчет ГИИВТ. Комплексные натурные испытания. управляемости. головных судов. -Горький. 1988. -157 с
- Отчет ГИИВТ. Информация об управляемости судна (18 проектов) -Горький. 1986 1990 г.
- Павленко В.Г. Универсальные характеристики управляемости судов внутреннего плавания. Труды НИИВТ вып. 115, 1978. — С. 3−32.
- Павленко В.Г., Бавин В. Ф. и др. Ходкость и управляемость судов. Транспорт, 1991, — 400 с.
- Павленко В.Г. Основы механики жидкости. JL: Судостроение, 1988, — 240 с.
- Павленко В.Г. Маневренные качества речных судов. М.: Транспорт, 1979.- 184 с.
- Павленко В.Г. Элементы теории судовождения на внутренних водных путях. Ч. Ш -.М.: Транспорт, 1971.- 144 с.
- Павленко И.Г., Элис Е. Я. Метод определения гидродинамических характеристик речных пассажирских судов. Труды НКИ «Гидродинамика корабля», 1983. — С. 13−17.
- Павленко В.Г., Гордеев О. И. Математические методы обработки экспериментальных данных. -Новосибирск, 1972. -138 с.
- Павленко В.Г. Об аналитическом сращивании эмпирических зависимостей. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов», 1993, -С. 74−76.
- Першиц Р.Я., Юдин Е. Б. Выбор кормового подзора и площади руля судна с помощью второй критической точки диаграммы управляемости. Ж. Судостроение, № 6, 1968. -С. 5−10.
- Першиц Р.Я. Управляемость и управление судном. JI.: Судостроение, 1983, — 272 с.
- Першиц Р.Я., Немзер А. И. Об управляемости судна на течении. -Труды НТО СП, вып. 169, 1971, — С. 4−8.
- Поликарпов A.C. Теоретическое исследование поперечного взаимодействия движителя с корпусом судна, движущегося с малым углом дрейфа. Труды ЛИВТ, 1976. — С. 152−168.
- Пустотный А.Ф., Титов И. А. Некоторые особенности взаимодействия гребного винта с корпусом судна. В сб. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова «Гидродинамика транспортных судов», 1980. — С. 9−13.
- Ремез А.Ю., Ремез В. Ю. Определение гидродинамических характеристик управляемости морских судов. Труды НКИ «Гидродинамика корабля», 1986. — С. 62−74.
- Руководящий технический материал. Нормы управляемости грузовых и пассажирских судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания, РТМ 212.0137−86. -МРФ РСФСР, ЛИВТ, 1986. -100 с.
- Рыжов Л.М., Соларев Н.Ф, Маневренность речных судов и составов. -М.: Транспорт, 1967. -140 с.
- Рыжов Л.М. Управляемость толкаемых составов. -М.: Транспорт, 1969. -128 с.
- Русецкий A.A., Прищемихина Т. Ю. Расчет гидродинамических характеристик гребных винтов в процессе маневрирования. -В сб.: Гидродинамика транспортных судов. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 1981. С. 45−52.
- Слижевский Н.Б. Результаты теоретического исследования ГДХ и.)-! криволинейном движении, (корпус- винт- руль) Труды НКИ, № 176, 1981. — С. 8−19.
- Слижевский С.Н. К исследованию гидродинамического взаимодействия движительно рулевого комплекса с корпусом судна. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях, 1985. -С. 69−77.
- Слижевский С.Н. Определение гидродинамического взаимодействия движительного рулевого комплекса и корпуса судна на циркуляции. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 117−126.
- Слижевский Н.Б. Теоретический метод расчета углов скоса потока на ДРК при маневрировании судна. Труды НКИ «Гидродинамика корабля». Николаев, 1990. — С. 38−44.
- Соболев Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. -Л.: Судостроение, 1976. -480 с.
- Соболев Г. В. Управляемость корабля. -Изд. ЛКИ, 1959. -224 с.
- Соларев Н.Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов. -М.:Транспорт, 1980. -215 с.
- Справочник по теории корабля. T.I. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. -768 с.
- Справочник по теории корабля. Т. Н. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. -440 с.
- Справочник по теории корабля. T.III. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. — 544 с.
- Справочник по серийным транспортным судам. В 12 т. Изд. МРФ РСФСР.
- Справочник маневренных характеристик судов. Изд. МРФ РСФСР, 1989. — 318 с.
- Старобинский В.Б. Анализ результатов испытаний масштабной серии моделей речного судна на мелководье. -Вопросы гидродинамики, прочности и проектирование судов речного флота. Л., 1989. С. 121−126.
- Страшко А.Н. Влияние мелководья на прямолинейное движение судна при действии ветра. Ж. «Судостроение» № 10, 1987. -С. 7−9.
- Сутуло C.B. Расчеты управляемости на ЭЦВМ. -J1.: ЛКИ, 1986,62 с.
- Сутуло C.B. Об устойчивости неустановившегося движения во-доизмещающего судна. -Л.: Средства и методы повышения мореходных качеств судов, 1989. -С. 48−53.
- Тронин В.А., Пушкарев Л. В. Управление речными судами при плавании в ледовых условиях. -М.: Транспорт, 1973. -112 с.
- Тронин В.А. Повышение безопасности и эффективности ледового плавания судов на внутренних водных путях. -Автореф. дис. докт. техн. наук. Горький, 1990. -46 с.
- Тумашик А.П. Расчет гидродинамических характеристик судна при маневрировании. Ж. «Судостроение», № 5, 1978. — С. 18−20.
- Умрихин В.П. Определение поля за судовыми движителями, работающими в швартовном режиме. -Автореф. дис. канд. техн. наук. Горький, 1986. -38 с.
- Федяевский К.К., Соболев Г. В. Управляемость корабля. -Л.: «Судпромгиз», 1963. -376 с.
- Федяевский К.К. К обоснованию гипотезы стационарности для определения гидродинамических сил и моментов, действующих на корабль, движущийся в горизонтальной плоскости. -Труды НТО СП, т.7, вып.2, 1957. -С. 18 -24.
- Фейгин М.Н., Чиркова М. Н. О существовании области пониженной управляемости для судов, неустойчивых на курсе. -«Изв. АН СССР Механика твердого тела», № 2,1985. -С. 73−78.
- Чумак В.М. Систематические данные по аксиальной составляющей попутного потока за корпусом одновальных транспортных судов. В сб.: Вопросы судостроения, вып. 26, 1980. — С. 81−89.
- Шанчуров П. Н. Соларев Н.Ф. Щепетов И. А. Управление судами и составами. М.: Транспорт, 1971. -352 с.
- Шанчуров П.Н., Рыжов JIM., Соларев Н. Ф. Щепетов И.А., Бе-логлазов В. И. Управление судами и составами на внутренних водных путях. М.: Транспорт, 1966. -184 с.
- Юдин Е.Б. Гидродинамические характеристики моделей судов, определяющие поворотливость и устойчивость на курсе. -Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып. 126. 1358. -С. 68−72.
- Baumgarten Bodo. Bestimmung der Rudercrafte in Zusammenwirken von Schiff. «Z. Binnerschiffart und Wasserstrasse», 1989, № 6, — S. 233−240.
- Froude W. On Experiments with H.M.S."Greyhound». «Transactions of the Institution of Naval Architects», vol. 15, 1874. 46 P.
- Gohler Ulf. Anderung des Schiffswiderstandes infolge Gierwinkel -«Wiss. Z. Wilgelm Pieck Uniw., Rostock, Math.-Naturwiss.» 1981, № 7, S. 63−71.
- Gohler Ulf. Untersuchungen zur Anderung des Schiffs wiederstandes Schiffbauforschung. «Schiffbauforschung», 1984, № 2, — S. 72−80.
- Grollins W. Reachionen des Schiffes fur Maschinenmanover bei begrenzen Wasser. «Z. Binnenschiffart und Wasserstrom», 1973, № 1,12−16. -S. 21−23.
- Horre K.G. Scale effekts bei beschrankter Wassertife. «Schiff und Hafen», 1974, № 5. — S. 425−427.
- Heuser H. Selbstausrichtende, gelenkige Schubverbande. Hansa, № 24, 1964. — S. 2519−2520.
- Inoue S., Hirano M., Kijima K. Hydrodynamic derivatives on ship manoeuvring. «Int. Shipbuilding Progress». 1981, V. 28, № 321. — S.112−125.
- Kieinan D. Steuerbarkeit von Schiffen bei beschrankter Wassertife.- «Wiss. Z. Wilgelm Pieck Uniw., Rostock, Math.- Naturwiss. R», 1983, № 6, — S. 1−8.
- Kieiman D. Der Einfluss beschrenkter Wassertiefe. «Schiffbauforschung», 1986, № 2, S. 79−90.
- Kieiman D. Hjdodinamische Untersuchungen Mehr-flachenrudern.
- Schiffbauforschung», 1987, № 4. S. 192−196.
- Klingbeil Klaus. Die Berechnung des effektiven Standrucks am Ruder. «Wissen. Z. Univ. Rostock. Math.-naturwiss», R., 1973, № 4−5, — S. 409−417.
- Koseki N., Yamanouschi Y. Some Model Experiments jn Shallow Water Effekts upon Turning Abiliny. Journ. Of Zosen Kiokai, 1965, vol. 117.
- Martin H. Der Einflus des Propellers auf Krafte und Momente an gestenrften Schiffen bei flachem Wasser. «Schiffbauforschung», 1987, № 26. — S. 67−76.
- Melchior A. Selbstausrichtende, gelenkige Schubverbande. Hansa, № 20, 1964. — S. 2021−2031.
- Muller E. Manovriren bei Fahrwasserbeschrenkung. «Handbuch Werften. 18 Bd», Hamburg, 1986. — S. 95−102.
- Mutzke Andreas. Untersuchung des Einflusses von Tiefgang. -«Schiffbauforschung», 1990, № 3, S. 122−130.
- Naruto Kashiwagi Masfshi «Oepukuraku», «Buul. Res. Inst. Appl. Mech», 1987, № 63. — S. 173−178.
- Raabe Jorg. Hydrodinamische Krafte und Momente. «Schiffbauforschung», 1987, № 1. S. 3−14.
- Schmidt-Stibits H. Untersuchungen uber den Einfluss der Hauptspantform auf das Drehkreisverhalten von Flachwasserschiffen. Schifftechnik, 1958. № 32.18 6. Volker A. Gelenkige Schubagregate in Binnenschiffart? «Schiff und Hafen», 1960. — S. 579−582.
- Рис. П1. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) на глубокой воде
- Рис. П2. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) на глубокой водех0, м300
- Рис. ПЗ. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при ~Т
- Рис. П7. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,60за р
- Рис. П8. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при к =0,60
- Рис. П9. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,70гsap05 >-i-i---i-0 50 100 150 200 250 300 350
- Рис. П10. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при к =0,70×0,м200 I1. У о, м-5 050 100 150 200 250
- Рис. П11. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при =0,80зар05 Г100 150 200 250 300и С350
- Рис. П12. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при *А =0,80
- Рис. П13. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,90---¦---- с100 150 200 250 300 350
- Рис. П14. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при и =0,90
- Циркуляция с КВН и рулем в ДП на течении
- Исходные данные пр 2188 р = 1 tkh = О1.= 100 В 12.2 Т = 2.8 8 — 0.818а = 0.903 ст — 0.893 xg = 0 — 0.008 IR = 48.8 ¦5п -0.8 5k «0.84 ак — 0.91
- TI = I Lb = Bt — - B1 = - Tb .= 1 Lt = — L В T L В Txp =2 Dp = 1.54 PpD = 1.24 Ps = 381 nc = 5.83 (i. 1.595)
- КВПН aD = 1.32 ln .= 0.8 pD := 1.12
- Руль zR = 1 tR = 0.2 bs .= 0.27 AR 6.3 La = 0.8kx = 0.5 ky = 0.5 hs .= 10 ТЕЧЕНИЕ С =-0.4 ус O CxOG := C-cos (yc)vO = 5.561. V = L-B'T'5 m p-V1. АО := 0.25-Ti-Dp2x •= i1. Начальные условия
- Коэффициенты присоединенных масс kll = '• 5.91-В12 7.7&-В1 — 0.269'—516 V000 p000) юi 0.00 X0 xo1. Уо5R01. Tt -35 180 5R (t) =6R1 =1. X -2780
- Коэффициент попутного потока1. := m-—-10.463+ 0.574−63'9 + Bl2) 12.4 'v-cos (p)/
- Pk (5.33,0.01, 0.05) -57.3 = 25.072sf5xp- i?'V1. Wt := 0.043−5 + 0.16'i Dp
- Коэффициент попутного потока в ДП Д ействительныйугол др ейфа внутренний бортхр1. WtD 0.043−5 + 0.16−1. Wt = 0.197-i Dp
- PrP (v, p,<0.5-j 0k (v, p,(c)) |)°'5)наружный борт
- Коэффициент попутного потока при маневрировании внутренний борт WrnP (v, ?, и) = Наружный борт
- WmL (v, p,(c)) = Wt-cos (?k (v,?, ю))• 1 (sin (| 0.5-?k (v,?,(c)) |))
- WmP (v,ß-, и) Wt-cos{?k (v,?,(c)))• 1 — (sin (| 0.5'?k (v,?, ra) j))3J0.5
- B ДП WmD (v,?, o) = WtD-cos (?k (v.?))•' 1 (sin (| 0.5-?k (v-?, a) !))L25j
- WmPI5.16.0.0) = 0.197 WmL (5.16.0,0) = 0.197 ,"4v, n ¦ cos ?1. M v, ?, e>)
- Коэффициент изменения скорости в районе ДРК cos (pk (v, p са)) :
- Расчетная скорость правого ДРК Расчетная скорость левого ДРКvaP (v, р, а) = v-i 1 WmP (v, p,(c)))-K (v, p,(c)) vaL (v, p,(c)) .= v-< 1 — WmL (v, p,(c)))-K (v, P,(c))
- ВДП vaD (v, p, o) = v-(l-WmD (v, p, ffl))-K (v, p,(c))
- Упор правого ДРК TpP (v, P .со): = 96.5 14.65vaP (v, 0, ю) -t- 0.745vaP (v, P ,© Г
- Упор левого ДРК TpL (v, p, © ) = 96.5 14.65 vaL (v, P, © ) + 0.745vaL (v, p, и f i
- TpP (5.43,0,0) = 46.793 TpL (5.43,0,0) = 46.793 —
- Суммарный упор STp (v,?,(c)) = TpP (v,?,(c)) + TpL (v,?,(c)) STp (5.43,0,0) = 93.5861. Тяга
- TeP (v,? , о) = TpP (v,?,(c))-(l tkmP (v,?,(c))) правого TeP (5.33,0,0) = 40.109
- TeL (v,?, o) = TpL (v,?,(c)).(1- tkmL (v,?, o>)) левого TeL (5.33,0,0) = 40.1091. Суммарная тяга
- STe (v,?,(c)) = TeP (v,?,(c)) + TeL (v, p,(c)) STe (5.4,0,0) = 79.4081. Сопротивление воды
- R (v) = 2.18-v + 1.43(v)2 + 0.00036(v)6 56 CR (v) = 2 R
- Продольная гидродинамическая корпусная сила аа = 0.0014-ЬЬ ЬЬ = 0.2'ТЬ сс .= 28-(5к 6п) а р = 0.0. Е- з1? п (0)=0
- Схг (V. р. <о) = у)-соз (Р) ЬЬ-5т (р) ~31п (2р) М 1 — ОЛ-бЫтс + сс-Р Р))
- СхШ, у. р-сэ) = О. О^Ш.у^сО'сШ.у.Р.ш) + С2-(1,у, Р, и))3 + 0.0Яз21Ш, у, Р, ш))4 5ХЩ}, у. р, га) = 0.5-р-СхИ (1, у, р, ю)•! гИ-АК-С уаО (у, р, со)): I
- Уточнение скорости БТе (5.43.0,0) = 79.063 Хг (5.43,0,0) = 77.801 БХЖ 1, 5.43.0. 0) = 0.1485Те (5.56,0,0) БХН (1,5.56,0,0) Хг (5.56,0,0) =-6.691
- Суги.Р, о) у1 -5т (2-Р)-соб (Р) + у2-Бт (р)3±уЗ-БЫр)4^^) + <�э-Ь-(у4ч- у5-| $т (р) |)
- VI = 0.102 у2 = 0.883 уЗ = 0.015 у4 = 0.029 у5 = 0.237
- Стг (у. р, о) = ш1 ¦ 51 п (2 р) — т'2 ¦ б! п (р) + шЗ-з1п (2-р)3 + т4-бт (2-р)4−31^п (р) + 00(у, р, о)
- Мг (у, р, о) = 0.5-р-(у)2-Стг (У.р)-Ь2-Тл о Сгпг (у, р,<�а)
- Относительное плечо заоыскивания Ьл (,», Р, о) ' =--у1. Суг (5.33,0.1,0.1) = 0.12
- Уг (у, р, о) = 0.5-р-(у)2-Суг (у, р, е>)-Ь-Т
- Уг (5.33,0.1,0.1) = 478.4635ВР (1-, у, р, е>) := 5Ш) ргР (у, р, о) 5БШ, у, р, а) := I) — ргЦу, р, ш)1. Коэффициенты Сп =5.1п г. 0.2- 1п1. Сп = 1.5891. Сп1 = 0.064
- РЭ (1 ч- 1.561п) рО-(1 + 1.56−1п)1. Скорость струи от КВНуеРи, у, р, о) = уаР (у, р, ш) + waP (v, p,(й) уеЦ (, у, р,<�з) .= уаЦу, р, ю) + waL (v, p,(D)1. Реакция КВПН
- УТ)Ри, у, р, а) = 0.5-р-А0-уаР (у, р, е>)2-(Сп-зіп (2−50Р (1,V, р, о)) Спі-зіп (2-ЗЛІ 1)))
- УЭЦ і.у.р.о) = 0.5-р-А0^аЦ V, р, ш)2-(Сп-зіп (2−60Ь (1.V, р, ю)) + Спі-эт* 2−5Ш і)))
- Поперечная сила рулей Эффективный угол атаки УОІДО 5 56 0 0) -13 5735Э (і, V. р. со) = 5Ш) 0.38-ргО (у. Р, ю) 4- 0.26-рг0(V. р. ш)3 УБР (0,5.56. 0,0) = 13.573
- Коэффициент поперечной силы руля
- СуЛ := 2'7с -ку-(1 ^ 1апЬ (0.8-Ьб))• | 1 ч- Ьб • (0.28 + .1.' и/1. Поперечная сила руля в ДП22 -1•І 11.10 667 I
- YRD (t, v, р, о) = 0.5-p'CyR'zR-AR-(vaD (v, p, а))2.-5Э (t, v, p .о)1. Суммарная поперечная сила
- YP (t, v. р .С9) YDP і t, v. р. ю) + YRP (t.v.p, o>) YP (0, 5.33.0,0) = 13.929
- YL (t, v, p, a) .= YDL (t, v, p, ej) YRL (t, v. p,
- SYR (t, v. p .о) = YP (t, v, p, e>) + YL (t, v, p, co) + YRD (t, v, p,®)
- SYR (10, 5.33,0.5,0.1) =-3.327 SYR (10,5.33,-0.5,-0.1) = 414.615SYR (100,2.33,0.2, 0.1) = 198.314
- Поперечная сила засасывания
- YZP (t. v, p, a) := 0.15-pA0-waP (v, p, o)2-sin (5R (t)) YZP (60,5.61,0.5,0) =0.912
- YZL (l, v, p. o) = 0.15p-AOwaL (v.p,(a)2'Sin (8R (t)) YZL (120,5.61.0., 0.) = 0.952 YZ < t, v, p) = YZP (t, v, p, a) ^ YZL (t, v, p ,© )
- Кажущаяся скорость vc (v, p. x) =, jC2 -± (v)2 2>v-C-cos (vc p1. Кажущийся угол дрейфаv’Cos (p) C-cos (yc — x))1. P<:(v, P, X) = acosivc (v, P, x)
- Проекции скорости течения на подвижные оси координат
- СхО (х) СхОО соз (х) СуО (х) — -Сх0а-зт (х) Сх0(0)=-0.4 Суй (О) = 0
- Правая часть 1-го уравнения
- ХШ, у, р,© = 5Те (V, р) Хг (у, р, о) — т-у (c)-зт (р) + т-(1 + к11) е>-СуО (х) ху1(р) = т (1 ^ к11)-соз (р) ху2(у, р) := т-у-(I к11 > 51п (р) Правая часть 2-го уравнения
- У1 (1, V, р, о, х) = Уг (у, р, ш) БУН (1,V, р, оэ) — ш-у-<�о .соб*р) - У2(1,у,р,а>) — ш-(1 ±к22)-а>-СхО^) ууИр) := ш-(1 — к22)-эш (р) уу2(у, р) := ш-(1 к22) 'У-соб (р) ууЗ := 0
- Правая часть 3-го уравнениямк) = мг (у, р,®) ^т-зу^иу,^,®) +¦ о. э-тугнл^р,(c))1Г-1 0 ту2 О шуЗ Ы. 1 * кбб) туЗ = 2.499−106
- М К 0.1,5.33,0,0) = 61.339 Мг (х0,х1,0»») = 339.941 Ю-БУШОЛ, 5.33, 0,0) = 60.7591. Обозначенияа!, Х) = Ху1(р)-У1(1,у, р,<�»,х) + ХЮ,у,р,в>, х)-ууКР) а (1,5.56, О, 0, 0) = -3.755.104
- БУЯ -, 1Ш л, л, гзоо>3^ 133.9192 300 .0 ' 2 300, 1 ' 2300, 2 ' 2300, з) ~ 28 131. Поперечные корпусные силы2300,1 ' 2300,2 '2300,3,/ «««» 199.36 920 001 ««10−6 000 350
- Мг Z 300, 1 ' Z 300, 2 ' 2 300, 3) = ««6−911 M0501001502002503003501. Z1. Z Z350, 1 ' 350, 2 '350, 3 J- -0.164