Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование методов стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую базу исследования составляют опубликованные труды зарубежных и российских авторов, посвященные проблемам стратегического и сценарного анализа и планированияотраслевого конкурентного анализароли групп интересов и влияния в стратегическом и корпоративном управленииперспектив развития российской газовой отрасли. Нормативная база исследования содержит законодательные акты в сфере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ концепций и методов стратегического анализа для исследования внешнего окружения компаний российской газовой отрасли
    • 1. 1. Стратегический анализ внешнего окружения компаний российской газовой отрасли: особенности ее функционирования и факторы развития
    • 1. 2. Методы внешнего стратегического анализа, их ограничения при исследовании перспектив развития российской газовой отрасли
    • 1. 3. Выводы по главе
  • Глава II. Интеграция методов сценарного и стратегического анализа для исследования внешнего окружения компаний российской газовой отрасли
    • 2. 1. Концепция и интеграционная модель сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли
    • 2. 2. Анализ поведенческих факторов развития отрасли
    • 2. 3. Использование имитационного моделирования для оценки влияния поведенческих факторов в интеграционной модели сценарно-стратегического анализа
    • 2. 4. Выводы по главе
  • Глава III. Анализ эффективности и обоснованности интеграционной модели сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли
    • 3. 1. Сценарии развития российской газовой отрасли: общие условия и принятые допущения
    • 3. 2. Базовый сценарий развития российской газовой отрасли
    • 3. 3. Сценарии развития газовой отрасли, учитывающие влияние поведенческих факторов
    • 3. 4. Анализ долгосрочных сценариев развития газовой отрасли с позиции ОАО «Газпром» и независимых компаний — производителей газа
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Совершенствование методов стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перспективы развития и проблемы управления российской газовой отраслью относятся к числу приоритетных на государственном и бизнес — уровне, учитывая исключительную зависимость от энергоресурсов российской и мировой экономики. Эффективность и обоснованность принимаемых участниками отрасли стратегических решений зависит как от политических решений и действий государства, так и от адекватности определения перспектив развития отрасли компаниями, качества выполняемого ими стратегического анализа внешнего окружения.

Изменения, происходящие в ряде отраслей, в первую очередь, топливно-энергетического комплекса, тенденции их дальнейшего развития в значительной мере обусловлены влиянием факторов глобализации. Отдельные отрасли национальной экономики становятся взаимозависимыми, изменяются их структура и границы за счет вхождения компаний других отраслей, осуществляется межотраслевая и межстрановая интеграция, происходит обмен активами, устанавливаются длительные партнерские отношения. Увеличивается зависимость от тенденций на мировых рынках капитала, от развития секторов новой экономики. Все большее влияние начинают оказывать межправительственные соглашения, политика ОПЕК и отдельных стран, траектории эволюционного развития компаний, их стратегические решения и государственные приоритеты. Расширяется перечень и состав внешних факторов, влияющих на функционирование и развитие компаний, возникает необходимость учета возможности изменения с течением времени состава и степени влияния таких факторов, которые обусловлены изменениями внешнего окружения.

Кроме роста уровня неопределенности и динамичности внешнего окружения, его сложности и разнородности, для российской газовой отрасли характерно наличие групп, которые способны своими действиями оказывать влияние на траекторию ее развития. Это требует от участников отрасли при разработке стратегий учитывать новые факторы, в том числе поведенческие, которые характеризуют стратегические интересы, приоритеты и намерения отдельных групп влияния. Новые внешние условия функционирования компаний делают традиционные методы внешнего стратегического анализа недостаточными для принятия участниками отрасли эффективных и обоснованных стратегических решений, что приводит к необходимости совершенствования методических подходов.

Проводимые в настоящее время зарубежными и отечественными авторами исследования в области повышения качества стратегического анализа внешнего окружения компании ведутся в направлении сценарных подходов, внедрения динамической компоненты в стратегический анализ, изучения различных групп интересов и влияния. В то же время фрагментарный, разрозненный характер этих исследований и методических приемов, сложность их практического использования не позволяют установить взаимовлияние и взаимосвязь между ними, органично внедрить в практику стратегического анализа внешнего окружения компаниями отрасли. Этим определяется актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является совершенствование методов стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли в направлении интеграции методических подходов сценарного и стратегического анализа, а также учета воздействия отраслевых групп интересов и влияния.

В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

1. Провести стратегический анализ внешнего окружения российских газодобывающих компаний и определить особенности функционирования и факторы развития отрасли;

2. Проанализировать существующие концепции и методы внешнего стратегического анализа и выявить их ограничения для исследования перспектив развития российской газовой отрасли;

3. Разработать концепцию и интеграционную модель сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли;

4. Выделить стратегические группы влияния в российской газовой отрасли, определить область их интересов и намерений относительно перспектив развития отрасли;

5. Выявить поведенческие факторы влияния на траекторию развития российской газовой отрасли;

6. Разработать с учетом поведенческих факторов на основе интеграционной модели сценарно-стратегического анализа долгосрочные сценарии развития газовой отрасли и проанализировать их с позиции основных участников отрасли.

В качестве объекта исследования рассматривается российская газовая отрасль, как внешнее окружение газодобывающих компаний. Предметом исследования являются методические аспекты стратегического и сценарного анализа внешнего окружения добывающих компаний российской газовой отрасли.

Методологическую базу исследования составляют опубликованные труды зарубежных и российских авторов, посвященные проблемам стратегического и сценарного анализа и планированияотраслевого конкурентного анализароли групп интересов и влияния в стратегическом и корпоративном управленииперспектив развития российской газовой отрасли. Нормативная база исследования содержит законодательные акты в сфере газовой отрасли и официальные документы, принятые Правительством Российской Федерации. В качестве информационной базы исследования использованы документы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и ОАО «Газпром" — находящиеся в открытом доступе стратегические документы ряда российский нефтяных и газовых компанийаналитические материалы Центра политической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерациистатистические данные по объемам и темпам роста добычи газа в России, уровню внутренних и мировых цен на газ и его заменители, объемам и темпам роста внутреннего и внешнего спроса на газ, объемам и структуре инвестиций ОАО «Газпром» и зарубежных инвесторов в проекты по добыче и транспортировке газаопросы и интервью представителей заинтересованных сторон (органов государственной власти, ОАО «Газпром», независимых производителей газа, зарубежных топливно-энергетических, компаний) и независимых экспертов.

Научной новизной обладают концепция и интеграционная модель сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли, позволяющие учитывать стратегические интересы, приоритеты и решения отраслевых групп влияния. Новизна предлагаемого методического подхода состоит в интеграции основных идей стратегического и сценарного анализа, теории исследования групп интересов и влиянияв расширении в отраслевых сценариях состава факторов неопределенности за счет поведенческих факторовв учете в сценарных гипотезах возможности изменений с течением времени состава и содержания поведенческих факторов.

Наиболее существенные научные результаты, отражающие личный вклад автора.

1. На основе проведенного стратегического анализа внешнего окружения российских газодобывающих компаний, определены особенности функционирования и факторы развития газовой отрасли, в частности, наличие в ней групп интересов и влияния, способных своими стратегическими решениями и действиями оказывать воздействие на процесс развития отрасли.

2. Выявлены ограничения существующих концепций и методов стратегического анализа внешнего окружения компаний для исследования перспектив развития российской газовой отрасли.

3. Разработаны концепция и интеграционная модель сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли.

4. Выделены стратегические группы интересов и влияния в российской газовой отрасливыявлены и количественно оценены их среднесрочные и долгосрочные стратегические интересы и приоритеты относительно перспектив развития отрасли. Выявлены поведенческие факторы, которые влияют на развитие отрасли наравне с макро и отраслевыми факторами.

5. С использованием интеграционной модели сценарно-стратегического анализа и имитационного моделирования разработаны долгосрочные сценарии развития российской газовой отрасли, учитывающие влияние поведенческих факторов. Проведен сравнительный анализ разработанных автором сценариев с позиции основных участников отрасли.

Теоретическую значимость имеют методические положения по проведению сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли, предусматривающие исследование поведенческих факторов, которые влияют на конкурентную структуру и перспективы развития отрасли, и их включение в состав сценарных факторов неопределенности.

Практическая значимость исследования. Интеграционная модель сценарно-стратегического анализа, разработанная автором, может быть использована для анализа своего внешнего окружения компаниями российской газовой отрасли и других, близких по структуре и особенностям функционирования отраслей российской экономики, в частности топливно-энергетического комплекса, где велика роль государства. Кроме того, ее могут использовать для анализа сценариев и обоснования принимаемых решений государственные органы исполнительной власти, в функции которых входит долгосрочное планирование и прогнозирование. Применение модели будет способствовать более детальному исследованию перспектив развития и изменения структуры отрасли, расширению возможностей выбора обоснованных стратегий развития и конкурентного поведения компаниями.

Апробация результатов исследования. Основные научные положения и практические выводы диссертации докладывались на it.

VII международной научной конференции «Модернизация экономики и государства», проходившей в Государственном Университете — Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ) в апреле 2006 года, а также на научно-практическом семинаре по проблемам стратегического и корпоративного управления в ГУ-ВШЭ.

Материалы диссертации использованы при подготовке Модульного учебно-методического комплекса по дисциплинам стратегического менеджмента в Инновационном образовательном проекте ГУ-ВШЭ 2006;2007 года, а также применяются в учебном процессе в ГУ-ВШЭ в рамках дисциплин стратегический менеджмент", «методы стратегического менеджмента» и «стратегический анализ».

Результаты исследования, в том числе элементы разработанной интеграционной модели сценарно-стратегического анализа, используются Департаментом стратегического развития Газпромбанк (Открытое акционерное общество) при формировании сценариев развития стратегических для Банка отраслей экономики (включая газовую отрасль), разработке сценариев развития банковского сектора и долгосрочной стратегии развития Банка.

Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 6 научных работах общим объемом 3,85 печ. л., в том числе 3,75 печ. л. принадлежащих лично автору.

Состав и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы -161 страница машинописного текста. Диссертационная работа содержит 21 таблицу и 34 рисунка.

Список литературы

 — 160 наименований (в том числе 34 зарубежные).

3.5. Выводы по главе 3.

1. В соответствии с интеграционной моделью сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли разработаны долгосрочные отраслевые сценарии развития. Основным отличием данных сценариев от базового сценария (который соответствует стратегическим приоритетам государства и сформулирован применительно к условиям инновационного сценария развития российской экономики и Энергетической стратегии России на период до 2020 года), является учет влияния поведенческих факторов, а именно стратегических интересов, приоритетов и решений стратегических отраслевых групп интересов и влияния. Определены общие условия и принят ряд допущений в отношении разработанных долгосрочных отраслевых сценариев развития.

2. Анализ долгосрочных сценариев развития российской газовой отрасли подтвердил основное концептуальное положение интеграционной модели сценарно-стратегического анализа — учет поведенческих факторов при формировании сценариев развития отрасли.

3. Рассмотрение поведенческих факторов в числе факторов неопределенности развития отрасли позволяет:

— расширить диапазон значений сценарных переменных и увеличить число отраслевых долгосрочных сценариев, которые анализируют компании отрасли при проведении стратегического анализа внешнего окружения и формировании сценарно-стратегических планов;

— сформировать более полную картину возможных долгосрочных перспектив развития отрасли;

— расширить возможности стратегического выбора участниками отрасли и обоснования стратегий своего развития и конкурентного поведения, в соответствии с долгосрочными отраслевыми сценариями, их стратегическими интересами и способностями влиять на происходящие в отрасли процессы.

3. С позиции основных участников отрасли Газпрома и независимых компаний — производителей газа разработанные долгосрочные отраслевые сценарии не являются равнозначными. Таким образом, итоговая вероятность реализации того или иного сценария будет определяться:

— подходами той или иной группы влияния к выбору собственных стратегий развития,.

— силой их влияния на происходящие в отрасли процессы,.

— их ориентацией при принятии стратегических решений только на собственные интересы или поиск компромисса и учет интересов всех сторон.

Заключение

.

Обобщая результаты проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы и рекомендации.

1. На основе проведенного стратегического анализа внешнего окружения компаний российской газовой отрасли, выделены особенности функционирования и факторы, определяющие ее развитие: неоднородность структуры отрасли в сфере добычи и транспортировки газадвоякая роль государства, как органа, регулирующего функционирование и развитие отрасли, и собственника (акционера) Газпрома, которая является ключевой в определении стратегических направлений развития компанииналичие в отрасли групп интересов и влияния, которые имеют заинтересованность в определенных направлениях ее развития и способны оказывать воздействие на функционирование отрасли: государство, Газпром, независимые производители газа, внутренние и внешние потребители российского газа, поставщики газового оборудования, иностранные компании — инвесторывлияние на траекторию развития отрасли международных, внутристрановых экономических и социальных, экологических, отраслевых технических и технологических факторов, а также приоритетов, стратегий развития и стратегических решений участников отрасли, наиболее значимым из которых является Газпром;

— изменение с течением времени стратегических приоритетов государства как собственника и регулирующего органа, а также компаний — участников отрасли.

2. Исходя из анализа теоретических работ и используемых на практике методов стратегического анализа внешнего окружения компаний, выявлены ограничения существующих концепций и методов для исследования перспектив развития российской газовой отрасли, главные из которых:

— несогласованность задач и методических подходов стратегического и сценарного анализа, а также исследования групп интересов и влияния;

— недостаточный учет динамичности процессов;

— отсутствие возможности учитывать особенности функционирования и развития российской газовой отрасли, в первую очередь, воздействие стратегических групп интересов и влияния на траекторию ее развития.

3. В целях интеграции методических подходов и учета специфики российской газовой отрасли предложены новая концепция и интеграционная модель сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний. Центральным положением концепции является включение стратегических интересов, решений и приоритетов стратегических отраслевых групп интересов и влияния в состав сценарных факторов неопределенности.

Интегрируя основные методические приемы сценарного анализа (заключающиеся в выявлении факторов неопределенности перспектив развития отрасли и оценке их влияния на сценарные переменные), стратегического анализа (предусматривающие зависимость структуры отрасли от поведения групп интересов и влияния), теории исследования групп интересов и влияния (позволяющие выявлять наиболее значимые заинтересованные стороны и группы влияния), предложенные концепция и модель дают возможность преодолеть ограничения существующих методов внешнего стратегического анализа компаний.

Предложен метод имитационного моделирования для построения сценариев развития отрасли с использованием интеграционной модели сценарно-стратегического анализа и оценки сценариев с позиции влияния на них поведенческих факторов.

4. Автором выделены стратегические группы интересов и влияния российской газовой отрасли: государство, Газпром, независимые производители газа и иностранные компании-инвесторы. На основе анализа стратегических и аналитических документов, связанных с развитием отрасли, заключений экспертов, опросов участников отрасли и независимых сторон выделены и количественно оценены среднесрочные и долгосрочные стратегические интересы, приоритеты и намерения стратегических отраслевых групп интересов и влияния. Выявлены разнонаправленность интересов таких групп в отношении перспектив развития отрасли, а также наличие на государственном уровне групп с взаимно противоположными по ряду аспектов позициями.

5. В качестве поведенческих факторов, которые наряду с макро и отраслевыми факторами влияют на траекторию развития отрасли, приняты: политика государства по регулированию отрасли, его стратегические интересы и приоритеты с позиции собственника Газпрома, стратегии развития и инвестиционная политика Газпрома, состав и структура его акционеров и совета директоров, стратегии развития и инвестиционные приоритеты независимых производителей газа и иностранных инвесторов.

6. Разработаны с использованием имитационного моделирования долгосрочные сценарии развития газовой отрасли, учитывающие влияние поведенческих факторов. С позиции основных участников отрасли проведена их оценка, которая показала, что включение приоритетов, стратегических решений и намерений стратегических групп интересов и влияния в состав факторов неопределенности развития отрасли способствует: расширению диапазона значений сценарных переменных и формированию более полной картины возможных долгосрочных отраслевых сценариев развития,.

— повышению обоснованности стратегического выбора участниками отрасли стратегий развития и конкурентного поведения в зависимости от своих интересов и возможности влиять на процессы функционирования и развития отрасли.

Показано, что для основных участников отрасли: Газпрома и независимых производителей газа разработанные сценарии не являются равнозначными. Итоговая вероятность реализации конкретного сценария будет зависеть от подходов отдельных стратегических отраслевых групп к выбору стратегий развития, от силы их влияния на происходящие в отрасли процессы, от их ориентации при принятии стратегических решений (на собственные интересы, поиск компромисса или учет интересов всех сторон).

Анализ долгосрочных сценариев развития российской газовой отрасли подтвердил обоснованность основного концептуального положения интеграционной модели сценарно-стратегического анализа — учет поведенческих факторов при формировании сценариев развития отрасли.

7. Интеграционная модель сценарно-стратегического анализа может быть использована для анализа своего внешнего окружения компаниями российской газовой отрасли и других, близких по структуре и особенностям функционирования отраслей российской экономики, в частности топливно-энергетического комплекса, где велика роль государства, и имеются группы интересов и влияния, стратегические решения и действия которых оказывают значимое воздействие на процессы развития отрасли. Кроме того, ее могут использовать государственные органы исполнительной власти, в функции которых входит долгосрочное планирование и прогнозирование, для анализа сценариев и обоснования принимаемых решений.

8. Элементы предлагаемой интеграционной модели сценарно-стратегического анализа внешнего окружения опробованы Департаментом стратегического развития Газпромбанк (Открытое акционерное общество), а также в учебном процессе ГУ-ВШЭ.

9. Дальнейшие исследования в данной области могут проводиться в части совершенствования методов и инструментов внедрения результатов сценарно-стратегического анализа внешнего окружения компаний газовой отрасли в процесс стратегического планирования и управления ее участников, а также компаний других отраслей российской экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты п документы
  2. Доклад по вопросу развития рынка газа в Российской Федерации Электронный ресурс. / Доклад Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации (01.09.2003). 2003. — Режим доступа: http://gasfonjm.rii/concept/mert010903.shtml.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.1993 № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» //
  4. Консультант Плюс. Законодательство. ВерсняПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 334 «Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсняПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  6. Проект Концепции развития рынка газа в Российской Федерации, подготовленный ОАО «Газпром» Электронный ресурс. / Материалы к совещанию в Правительстве Российской Федерации у премьер-министра
  7. М.М. Касьянова, март 2003. 2003. — Режим доступа: http://www.gasforum.rn/concept/gasprom0303.shtml.
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  9. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  10. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  11. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  12. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсняПроф Электронный ресурс. / АО «Консультант Плюс». М., 2007.
  13. Д.А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  14. Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. В. А. Бирюкова. Изд-во: Аскери Информэйшн, 2002. — 256 с.
  15. В.Ю. Лукойл — глобальная энергетическая компания: рост с упором на стоимость (10 апреля 2008 г., Лондон). // Интернет-портал ОАО «НК «Лукойл» Электронный ресурс. / Презентации. Режим доступа: http://vvv.lukoil.ru/static65id248.html.
  16. В.Ю. Лукойл: трансформация в глобальную энергетическую компанию (24 апреля 2007 г., Лондон). // Интернет-портал ОАО «НК «Лукойл» Электронный ресурс. / Презентации. Режим доступа: http://vwv.lukoil.ru/static65id248.html.
  17. И. Новая корпоративная стратегия (Серия «Теория и практика менеджмента»). СПб: Питер, 1999. — 416 с.
  18. С.А. Имитационное моделирование экономических систем : Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. — 123 с.
  19. В.Н. Частный газовый бизнес в России: настоящее и будущее в условиях реформ. Монография. Москва, 2003. — 64 с.
  20. Д.Р. О возможностях налогообложения дополнительных доходов в нефтяной и газовой отраслях // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 2. — с. 37−45.
  21. Благие пожелания. Энергетическая стратегия России: третья попытка // Нефтегазовая вертикаль. 2003. — № 9. — с. 107−108.
  22. Больше компаний хороших и газовых // Нефтегазовая вертикаль. — 2000. -№ 7.-с. 44−45.
  23. Годовые отчеты ОАО «Газпром» за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «Газпром» Электронный ресурс. / Отчеты. Режим доступа: http://vvv.gazprom.ru/articles/article25767.shtml.
  24. Годовые отчеты ОАО «НК «Роснефть» за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «НК «Роснефть» Электронный ресурс. / Отчетность и презентации. Режим доступа: http://vvv.rosneft.ru/Investors/statementsandpresentations/annualreports/.
  25. Годовые отчеты ОАО «Новатэк» за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «Новатэк» Электронный ресурс. / Годовые отчеты. — Режим доступа: http://vvv.novatek.ru/rus/to-investors/disclosure/anualreports/.
  26. Годовые отчеты ОАО «Сургутнефтегаз» за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «Сургутнефтегаз» Электронный ресурс. / Годовые отчеты. Режим доступа: http://vwvw.surgutneftegas.ru/rus/ annualreports.xpml.
  27. А.Н. Развитие антимонопольного законодательства в нефтегазовом комплексе // Тезисы докладов четвертой всероссийской недели нефти и газа (Москва, 26−28 окт. 2004) Москва, 2004. — с. 44−51.
  28. Десять лет эволюции // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 18 (139) — с. 4−8.
  29. А.Н. Перспективы создания инновационных технологий в нефтяной и газовой промышленности. // Тезисы докладов четвертой всероссийской недели нефти и газа (Москва, 26−28 октября 2004) — Москва, 2004.-с. 54−56.
  30. П. Бизнес-тренды: стратегическое моделирование будущего. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 480 с.
  31. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. — 560 с.
  32. И. Мифы о неприменимости и мировая практика сценарного планирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 1. — с. 137−142.
  33. О.А., Малахов В. А., Макаров А. А., Шапот Д. В. Основные параметры конкурентного сектора российского рынка газа // Газовый бизнес. 2006. — № 9 (март-апрель). — с. 50−56.
  34. Исследование перспектив развития российского нефтегазового комплекса в 2008 году // Нефтегазовая вертикаль. 2008. — № 1 (180). — с.34 — 39.
  35. B.C. Эволюция теории стратегического управления: монография. / С.-Петерб. гос. ун-т, Факультет менеджмента. СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 548 с.
  36. К., Субраманиам С. Дисциплина стратегии // Вестник McKinsey. -2002.-№ 2.-с. 32−45.
  37. Конкурентный сектор рынка газа: без кризисных последствий // Нефтегазовая вертикаль. 2006. — № 9−10 (148−149). — с. 44−50.
  38. А. Глобальное энергообеспечение: оценки и прогнозы // Нефтегазовая вертикаль. 2006. — № 9−10 (148−149). — с. 106−110.
  39. X., Керкленд Д., Вигери П. Стратегия в условиях неопределенности. // The McKinsey Quarterly. 2000. — № 3. — с. 69−81.
  40. Кто не с Газпромом, тот против него // Нефтегазовая вертикаль. 2005. — № 18 (139)-с. 46−59.
  41. Куда путь держим? //Нефтегазовая вертикаль 2006. — № 9−10 (148−149) -с. 22−26.
  42. Т.В. Анализ влияния стейкхолдеров на сценарии развития отрасли // Сборник научных трудов «Современные проблемы экономики и менеджмента». М.: НИИЭИСС — 2007. — вып.6. — с. 50−53.
  43. Т.В., Бек Н.Н. Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов // Сборник докладов VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство». М.: ИД ГУ ВШЭ. — 2007. кн.2. — с. 500−511.
  44. Т.В. Обоснование концептуальной модели стратегического анализа инвестиционной привлекательности газовой отрасли // Современныйменеджмент: вопросы теории и практики: сборник статей аспирантов Высшей школы экономики. М.: Лика. — 2007. — с. 36−51.
  45. Т.В. Обоснование интеграционной модели сценарно-стратегического анализа российской газовой отрасли // Экономика и управление собственностью. 2008. — № 2. — с.69−71.
  46. Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организациях // Менеджмент в России и за рубежом. -2006 № 2. — с.56−63.
  47. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с англ. Под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006. — 800 с.
  48. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  49. П. Экспорт российского природного газа в контексте развития европейского газового рынка. // Тезисы выступлений на третьем международном форуме «Газ России 2005» 29−30 ноября 2005 г. / Российское газовое общество.
  50. Лукойл. Отчеты о деятельности за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «НК «Лукойл» Электронный ресурс. / Годовые отчеты. — Режим доступа: http://wwv.lukoil.ru/static65id218.html.
  51. А.А. Обоснование динамики объемов и структуры рынка газа. РАН Институт энергетических исследований — Москва 2006.
  52. Механизм запущен. Рост цен на газ неизбежен. // Нефтегазовая вертикаль. -2006.-№ 18 (139).-с. 37−45.
  53. В. Экономические итоги 2006 года для энергетического сектора. Выступление в Александр-Хаусе 18.01.2007 г., г. Москва.
  54. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  55. Т.А. Вступление России в ВТО и российская газовая отрасль. // Газовый бизнес. 2005. — № 3 (март-апрель). — с. 30−33.
  56. Электронный ресурс. / Статьи 2005 года. Режим доступа: http://www.eriras.ru/papers/2005/gasdev.pdf.
  57. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации: (Прогноз на 2000−2015 гг.) / РАН. Ин-т миров, экономики и межд. отношений, Науч. прогр. «Долгосрочное прогнозирование" — Подгот. Шишков Ю. В. М., 1998.-64 с.
  58. А.С., Синяк Ю. В. Развитие энергетического комплекса России в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2004. — № 4. -с. 35−58.
  59. В.П., Комарова Н. В. Законодательное обеспечение проблем недропользования. // Тезисы докладов четвертой всероссийской недели нефти и газа (Москва, 26−28 октября 2004) Москва, 2004. — с. 35−39.
  60. Падение добычи газа не должно сказаться на российских потребителях // Нефтегазовая вертикаль. 1999. -№ 11. — с. 109−110.
  61. Парижский экспромт Вяхирева // Нефтегазовая вертикаль. 1999. — № 11. -с. 87−92.
  62. Первоклассный заемщик// Нефтегазовая вертикаль.-1999.-№ 11- с. 44−47.
  63. Перспективы газовых рынков России (Deutsche UFG) // Нефтегазовая вертикаль.-2006.-№ 18 (139).-с. 62−68.
  64. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 452 с.
  65. М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с. англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-714 с.
  66. М. Конкуренция. Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Вильяме, 2001.-495 с.
  67. Пути реализации потенциала роста газодобычи независимыми производителями газа России. Аналитический доклад. Институт энергетической политики Москва — июль 2007. — 46 с.
  68. Результаты деятельности ОАО «ТНК-BP Холдинг» за 2005, 2006, 2007 годы. // Интернет-портал ОАО «ТНК-BP Холдинг» Электронный ресурс. / Раскрытие информации. Режим доступа: http://www.tnk-bp.ru/investors/disclosure/tnk-bp-holding/.
  69. Реформирование газовой отрасли // Нефтегазовая вертикаль. 2001. — № 7.
  70. Дж. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии, 2-е изд. Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2008. 560 с.
  71. Роль НГК в экономике страны, основные цели его развития // Нефтегазовая вертикаль. 2000. — № 1.
  72. Россия в мировом газовом уравнении // Нефтегазовая вертикаль. 2005. -№ 14.-с. 27−32.
  73. Россия в энергетической сфере. Инновационное Бюро «Эксперт». — Москва -2006.
  74. Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего». Пер. с англ. М.: Европа, 2005. -380 с.
  75. Россия, как объект инвестиций. Доклад Консультативного совета по иностранным инвестициям — Москва — 2005.
  76. Рынок газа: взгляд изнутри //Экономика России: XXI век. 2003. — № 11.
  77. К. Борьба за будущее нефтегазового комплекса «черное золото» никому не дает покоя. // Тезисы докладов четвертой всероссийской недели нефти и газа (Москва, 26−28 октября 2004) — Москва, 2004. — с. 17−23.
  78. К. Потребитель и продавец чьи позиции лучше? Выступление на саммите России и СНГ по нефти и газу. — Париж, 5 июня 2006 года.
  79. К. Русская нефть: последний передел. М.: Эксмо, Алгоритм, 2005.-320 с.
  80. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Пер. с англ. Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2003. вып. 4. — с. 134−186.
  81. Углеводородные кризисы XXI века. // Интернет-портал Независимой газеты Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ng.ru/energy/2006−07−12/9crisises.html.
  82. Фаэй JL, Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 597 с.
  83. Финансирование проектов и инвестиционные возможности. Тезисы доклада А. В. Шаронова на втором Российском нефтегазовом конгрессе. -Москва, 22 июня 2004 г.
  84. К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
  85. ЮО.Хайтун С. Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего. // Информационно-аналитический сайт Энергоэкология Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vvvv.ecoenergy.ru/Articles/Article57.html.
  86. С.Я., Эйсмонт О. А. Анализ повышения эффективности газовой отрасли России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vvw.nes.ru/mssian/research/pdf/2005/EismontChernavsky.pdf.
  87. С.Я., Эйсмонт О. А. Перспективы либерализации рынка природного газа в России. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vvv.nes.ru/russian/research/pdf/ 2006/EismontChernavsky.doc.
  88. Энергетическая политика России: цветочки и ягодки // Нефтегазовая вертикаль. 2006. — № 18 (139).
  89. Энергетический крест России // Эксперт. 2006. — № 21(515).
  90. Энергетические стратегии: размытые ориентиры // Нефтегазовая вертикаль.-2005.-№ 18 (139)-с. 22−28.
  91. Atkinson A, Waterhouse J., Wells R.A. Stakeholder Approach to Strategic Performance Measurement. // Sloan Management Review. -1997. № 38 (3).
  92. Bood R.P., Postma T.J.B.M. Scenario analysis as a strategic management tool. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wvw.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2002/l 2/12/17 095/scenario.pdf.
  93. Bourgeois L. J. Strategic management from concept to implementation. Fort Worth: Dryden Press, 1996.
  94. Bryson J.M. What to do when stakeholders matter: a guide to stakeholder identification and analysis techniques. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cep.lse.ac.uk/seminarpapers/10−02−03-BRY.pdf.
  95. O.David F. R. Strategic Management. Prentice Hall International Inc., 2005. -354 p.
  96. De Wit В., Meyer R. Strategy synthesis: Resolving strategy Paradoxes to Create Competitive Advantage. London: International Thomson Business Press, 2005.
  97. Donaldson Т., Preston L.E. The stakeholder theory of the corporation: concepts, evidence, and implications // Academy of Management Review. — 1995. — Vol. 20. No. 1. — p.65−91.
  98. Elias A.A., Cavana R.Y. Stakeholder analysis for systems thinking and modeling. School of Business and Public Management: Victoria University of Wellington, 2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.orsnz.org.nz/conf35/papers/BobCavana.pdf.
  99. Energy to 2050. Scenarios for sustainable future. International Energy Agency, OECD/IEA, Paris, 2003. — 224 p.
  100. Faulkner D. O, Campbell A. The Oxford handbook of strategy. Volume 1. A strategy overview and competitive strategy. Oxford: University Press, 2006. -p. 447−507.
  101. Freeman R.E., McVea J. A Stakeholder approach to strategic management. -The Darden School: University of Virginia, 2001. p. 189−207.
  102. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder approach. Boston: Pitman Publishing, 1984.-276 p.
  103. Hill C.W.L., Jones G.R. Strategic Management an Integrated Approach. -Boston New York: Houghton Mifflin Company, 2000. 606 p.
  104. Johnson G., Scholes K. Exploring Corporate Strategy. Fifth edition. Prentice Hall Europe, 2000.- 1120 p.
  105. Leemhuis J.P. Using Scenarios to Develop Strategies. // Long Range Planning. -1985.-vol. 18(2).- p. 30−37.
  106. Leidtka J. Linking strategic thinking with strategic planning. // Strategy and Leadership. October, 1998.-p. 120−129.
  107. Linneman R.E., Harold E.K. Using Scenarios in Strategic Decision Making // Business Horizons. 1985. -№ 1 (28). — p. 64−74.
  108. Malaska P. Multiple Scenario Approach and Strategic Behavior in European Companies // Strategic Management Journal. 1985. — Vol.6. — p. 339−355.
  109. Martin C. Management global de l’Entreprise et choix organisationnels. Paris: Economica, 1994. — 635 p.
  110. Mercer D. Scenarios made easy // Long Range Planning. 1995. — vol. 28 (4). -p. 81−86.
  111. Porter M. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance (with a new introduction). New York: Free Press, 1998. — 559 p.
  112. Schwartz P. The Art of the long view. John Wiley & Sons Ltd, England, 1998. -272 p.
  113. Schoemaker P.J.H., Van der Heijden K. Integrating Scenarios into Strategic Planning at Royal Dutch/Shell // Planning Review. 1992. — vol. 20 (3). -p. 41−46.
  114. Schoemaker P.J.H. Multiple Scenario Development: its conceptual and behavioral foundation // Strategic Management Journal. 1993. — vol. 14 (3). -p. 193−213.
  115. Scholes K. Stakeholder mapping: a practical tool for public sector managers. -Pearson: Essex, UK, 2001.-p. 165−184.
  116. Schnaars S.P. How to Develop and use scenarios. // Long range planning. -1987. -№ 20(1).-p. 105−114.
  117. Schnaars S.P. How to Develop Business Strategies from Multiple Scenarios. In: Guth, W.D. Handbook of Business Strategy. Boston, MA: Warren, Gosham and Lamont Inc., 1986.
  118. The Stakeholder Approach to Business, Society and Ethics. Clarkson Centre for Business Ethics. University of Toronto. 1997. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://home.business.utah.edu/mgtab/BS-03.ppt.
  119. Van der Heijden К. Scenarios, Strategies and the Strategy Process. Nijenrode University Press, 1997. — 32 p.
  120. Van der Heijden K. Scenarios The Art of Strategic Conversation. — John Wiley & Sons Ltd, England, 1998. — 305 p.
  121. Wack P. Scenarios: shooting the rapids // Harvard business review. — 1985. -№ 6.-p. 139−150.
  122. Прогнозные цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий: газ природный (регулируемые оптовые цены, в среднем)1
  123. Сценарии 2005 2006 2007 Прогноз
  124. Отчет 2008 2010 2013 2015 2018 2020
  125. Темпы роста за период, в % для всех категорий потребителей Инерционный 123,0 111,0 115,0 125,0 127,7 120,0 105,3 102,9 100,8
  126. Энерго-сырьевой 108,1 104,6 101,9
  127. Инновационный 105,9 104,7 101,9
  128. Цена для всех категорий потребителей (долл. за тыс. куб. м) Инерционный 41,5 49,8 62,5 95,9 124,3 129,1 135,7 140,4
  129. Энерго-сырьевой 62,6 98,5 113,0 117,3 123,4 127,71. Инновационный
  130. Темпы роста за период, в % для населения Инерционный 111,9 115,0 125,0 127,7 114,0 111,0 105,0 103,0
  131. Энерго-сырьевой 110,0 108,0 103,5
  132. Инновационный 109,0 106,0 103,5
  133. Цена для населения (долл. за тыс.куб.м) Инерционный 33,0 39,7 49,8 76,3 93,1 109,9 128,4 138,9
  134. Энерго-сырьевой 78,4 94,7 104,9 117,6 126,7
  135. Инновационный 97,9 106,6 117,8
  136. Сводные оценки по результатам анкетирования представителей стратегических групп интересов и влияния газовой отраслии независимых экспертов.
  137. Сценарные переменные Допущения по сценарным переменным Среднесрочные стратегическ! отраслевых г ie интересы и приоритеты стратегических) упп интересов и влияния
  138. Государство Менеджмент Газпрома Иностранные компании Независимые компании
  139. Противники преобразований в отрасли Сторонники преобразований в отрасли
  140. Структура отрасли в газодобыче 1.1. увеличение/сохранение доли Газпрома 2 -3 2 -3 л -j12. постепенное сокращение доли Газпрома, структура Газпрома не изменяется 3 -1 1 -2 113. резкое снижение доли Газпрома за счет его разделения, конкуренция -3 1 -3 2 3
  141. Сценарные переменные Допущения по сценарным переменным Долгосрочные стратегические интересы и позиции стратегических отраслевых групп интересов и влияния
  142. Государство Менеджмент Газпрома Иностранные компании Независимые компании
  143. Противники преобразований в отрасли Сторонники преобразований в отрасли
  144. Структура отрасли в газодобыче 1.1. увеличение/сохранение доли Газпрома 1 -3 2 -3 -312. постепенное сокращение доли Газпрома, структура Газпрома не изменяется 3 -2 1 -2 -113. резкое снижение доли Газпрома за счет его разделения, конкуренция -2 3 -2 3 3
  145. Сценарные переменные 2005 2010 2015 2020 2025*1. Инновационный сценарии
  146. Объемы добычи всего, млрд. м 640,8 717,0 820,0 900,0 945,0
  147. Совокупные годовые темпы роста добычи в среднем за 5 лет, % 2,4% 2,8% 1,9% 1,0%
  148. Годовые темпы роста добычи ОАО «Газпром» в среднем за 5 лет, % 1,8% 2,3% 1,4% 0,4%
  149. Годовые темпы роста добычи независимыми производителями в среднем за 5 лет, % 5,3% 5,5% 4,2% 3,0%
  150. Доля ОАО «Газпром», % 85% 83% 81% 79% 77%
  151. Доля независимых производителей, % 15% 17% 19% 21% 23%
  152. Экспорт природного газа, млрд. м3 207,9 223,0 283,0 305,0 330,01. Энерго-сырьевон сценарий
  153. Объемы добычи всего, млрд. м3 640,8 717,0 842,0 920,0 966,0
  154. Совокупные годовые темпы роста добычи в среднем за 5 лет, % 2,4% 3,4% 1,8% 1,0%
  155. Годовые темпы роста добычи ОАО «Газпром» в среднем за 5 лет, % 1,8% 2,9% 1,3% 0,4%
  156. Годовые темпы роста добычи независимыми производителями в среднем за 5 лет, % 5,3% 6,2% 4,1% 3,0%
  157. Доля ОАО «Газпром», % 85% 83% 81% 79% 77%
  158. Доля независимых производителей, % 15% 17% 19% 21% 23%1. Инерционный сценарий
  159. Объемы добычи всего, млрд. м 640,8 702,0 750,0 815,0 855,5
  160. Совокупные годовые темпы роста добычи в среднем за 5 лет, % 1,9% 1,3% 1,7% 1,0%
  161. Годовые темпы роста добычи ОАО «Газпром» в среднем за 5 лет, % 1,3% 0,8% 1,1% 0,4%
  162. Годовые темпы роста добычи независимыми производителями в среднем за 5 лет, % 4,8% 3,8% 4,0% 3,0%
  163. Доля ОАО «Газпром», % 85% 83% 81% 79% 77%
  164. Доля независимых производителей, % 15% 17% 19% 21% 23%
Заполнить форму текущей работой