Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Овладение технологиями и операциями художественной обработки металла, ознакомление с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно ценное произведение прикладного искусства, является составляющим компонентом обучения студентов ХГФ. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА
    • 1. 1. Художественная обработка металла как один из видов декоративно-прикладного народного творчества
    • 1. 2. Психологические основы развития творческих способностей личности
    • 1. 3. Педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в обучении художественной обработке металла
  • Выводы по 1 -й главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА
    • 2. 1. Особенности проведения педагогического эксперимента
    • 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических условий обучения студентов ХГФ художественной художественной обработке металла
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования развития творческих способностей студентов ХГФ
  • Выводы по 2-й главе

Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая проблему развития творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства и черчения как важнейшее условие профессиональной подготовки, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности, сделает ее более творческой. В этой связи актуальной становится проблема развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета (в дальнейшем ХГФ), которая требует к себе особого внимания и нуждается в изучении и выявлении оптимальных педагогических условий для повышения творческого потенциала будущих художников-педагогов.

Особое место в подготовке творчески мыслящего специалиста для школы занимает декоративно-прикладное искусство, в том числе художественная обработка металла, формирующая определенное мироощущение за счет ознакомления с народным творчеством в этой деятельности, а также изучения различных технологий художественной обработки металла.

Овладение технологиями и операциями художественной обработки металла, ознакомление с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно ценное произведение прикладного искусства, является составляющим компонентом обучения студентов ХГФ. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств художественной выразительности творческих замыслов. При этом успех обучения зависит от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента этим видом учебной работы, развить творческое воображение, способность к восприятию художественных образов, зрительную и образную память, эмоциональное отношение к деятельности, работоспособность и другие качества личности.

В ходе исследования мы опирались на труды современных педагогов-исследователей, в которых достаточно полно раскрыта педагогическая ценность учебных занятий, включающих различные виды творческой активности (П.Н. Андрианов, Ю. К. Бабанский, Б.И. До-донов, В. Г. Злотников, Г. Л. Ермаш, Ю. К. Васильев, М. П. Пальянов, В. Г. Разумовский, И. П. Короленко и др.).

В результате исследований психологов В. Г. Асеева, М.Р. Дада-шевой, JI.C. Выготского, Е. В. Завгородней, Р. А. Петровской, Б.М. Те-плова, С. М. Василевского, П. Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Е.Н. Каба-новой-Меллер, В. Н. Колбановского, B.C. Кузина, А. Н. Леонтьева, Э. А. Фарапоновой, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей обучающихся. Эти исследования показали, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни человека. Однако в генезисе их становления участвуют оптимальные годы для запечатлеваемости этих высших психических функций.

Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила теоретическую и практическую разработку ее аспектов в обучении изобразительному искусству и черчению в работах известных ученых-педагогов: А. Д. Алехина,.

B.Г. Беды, В А. Гервера, Н. С. Боголюбова, Т. С. Комаровой, B.C. Кузина, В. К. Лебедко, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, Г. В. Черемных, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др. Рассматривали учебную декоративно-художественную деятельность как творческую Т. В. Ганова, В. Ф. Григорьев, М. Даутов, П. Г. Демчев, Н. В. Ефремичева, В. В. Корешков,.

C.Н. Новиков, В. В. Сидоренко М.В. Соколов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме развития творческих способностей студентов педвузов в процессе обучения художественной обработки металла недостаточно.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла», основной задачей которого является выявление педагогических условий, при которых развитие творческих способностей студентов происходят более эффективно.

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий, содействующих развитию творческих способностей студентов ХГФ на занятиях в учебных мастерских по художественной обработке металла.

Объект исследования: процесс обучения студентов ХГФ художественной обработке металла.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла.

Гипотеза: развитие творческих способностей студентов педвуза при изучении художественной обработки металла будет более эффективно, если в обучении используется личностно-ориентированный подход, предусматривающий:

— вариативное содержание учебного материала;

— индивидуальную форму организации обучения;

— возможность выбора технологии художественной обработки металла;

— работу студента по личной программе учебной деятельности.

Задачи исследования'.

1. Проанализировать этапы исторического развития художественной обработки металла как вида декоративно-прикладного народного творчества.

2. Выявить психологические основы развития творческих способностей в учебной деятельности.

3. Изучить теорию и практику обучения студентов педвузов в декоративно-прикладной деятельности и выявить наиболее эффективные педагогические условия, содействующие целенаправленному развитию их творческих способностей в процессе художественной обработки металла.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия обучения, направленные на развитие творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла.

Методологической основой исследования являлись ведущие положения философии, психологии и педагогики о сознательном и созидательном характере человеческой деятельности, об активности личности и объективных процессах ее развития, о закономерностях процесса познания, о многофакторном развитии личности в процессе обучения, о специфике творческой изобразительной деятельности, о развитии творческих способностей в процессе обучения. Теоретические основы исследования обогащались научно-методическими рекомендациями ученых-педагогов, занимающихся проблемой развития творческих способностей обучающихся в процессе учебной деятельности, соответствующей современной концепции высшего педагогического образования.

Методы исследования:

— изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте с проблемой исследования;

— изучение опыта работы преподавателей и студентов ХГФ в мастерских по художественной обработке материалов;

— наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе художественной обработки металла;

— анализ учебных и творческих (дипломных) работ студентов.

ХГФ;

— беседы со студентами, преподавателями по художественной обработке металла и учителями-методистами;

— анкетирование студентов;

— тестирование по различным методикам;

— педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в Московском педагогическом государственном университете. В эксперименте участвовало 56 человек. Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1995 — 1996 г.) изучался опыт работы преподавателей декоративно-прикладного искусства в педвузе и специализированных школах (академия народного творчества), велась теоретическая разработка проблемы исследования, проводились беседы, наблюдения, выявлялась сущность способностей личности, изучались педагогические условия обучения, содействующие развитию творческих способностей студентов в процессе художественной обработки металла, проводилось анкетирование студентов и первое тестирование с целью определения уровней развития у них творческих способностей.

На втором этапе (1996 — 1998 г.) разрабатывались методические пособия, проводился обучающий эксперимент, включающий различные педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе прохождения практикума в учебной мастерской по художественной обработке металла, проводилось повторное тестирование студентов, принимавших участие в эксперименте.

На третьем этапе (1998 г.) анализировался и обобщался экспериментальный материал, который оформлялся в виде диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— обоснована необходимость и возможность развития творческих способностей студентов в процессе художественной обработки металла, включающих: способность восприятия художественных образов, пространственное и образное мышление, зрительную память, творческое воображение, легкость и широту ассоциирования, эмоциональное отношение к деятельности, сенсомоторные качества, работоспособность, самостоятельность и критичность;

— определены и научно обоснованы педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе обучения студентов в мастерской по художественной обработке металла, предусматривающие: личностно-ориентированный подход к обучениювариативное содержание учебного материалаиндивидуальную форму организации учебной деятельностиработу студента по личной программе обучениявозможность выбора технологии художественной обработки металла;

— выявлены уровни проявления творчества и самостоятельности учебной деятельности студентов ХГФ в мастерской по художественной обработке металла и творчества в работе по изготовлению изделия в материале;

Практическая значимость исследования заключается в разработанной и экспериментально проверенной методике обучения, включащей вариативное содержание учебной деятельности студентов ХГФ в мастерской по художественной обработке металла, индивидуальную форму ее организации, содействующей развитию их творческих способностей. Разработанные соискателем методические пособия используются преподавателями и учителями специализированных школ в процессе проведения учебных занятий, факультативов и кружков по художественной обработке металла, а также в научно-методической работе кафедры декоративного искусства.

На защиту выносятся педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения художественной обработки металла, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к обучению, включающего: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора технологии художественной обработки металла, работу студента по личной программе учебной деятельности.

Внедрение результатов исследования: Методика развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе художественной обработки металла внедрена в практику работы художественно-графического факультета МПГУ. Разработанные дидактические материалы по художественной обработке металла используются в работе кафедры декоративного искусства и черчения Липецкого государственного педагогического института, Областного института усовершенствования учителей города Бреста.

Апробация результатов исследования осуществлялось посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры декоративного искусства по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (1996, 1997,1998 гг.), на научно-практических конференциях в г. Бресте и г. Краснодаре. По результатам исследования опубликовано 5 печатных работ.

Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснованы и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической литературы и подтверждены в процессе проведения исследования исходными методологическими позициями, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в полученных результатах исследования состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализе и обобщении полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработке металла.

Структура диссертации. Диссертационная работа (179 страниц., 24 рисунка, 3 схемы, 4 таблицы, 4 диаграммы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (180 наименований) и приложения.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Экспериментальное проверка педагогических условий развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла показала:

1. Содержание обучения студентов должно иметь вариативный характер, чтобы студенты могли выбрать для изучения такую технологию обработки металла, которая для них более предпочтительна в соответствии с их желанием, физиологическими возможностями, способностями.

2. В организации обучения более предпочтительна индивидуальная форма учебной деятельности студентов. Групповая форма обучения художественной обработке металла, как правило, используется в процессе объяснения нового материала. Кроме того, организация учебной работы в мастерской по художественной обработке металла должна быть ориентирована на рациональное использование времени с целью повышения интенсивности учебного процесса.

3. В обучении должна использоваться проблемная постановка вопросов в сочетании с личностно-ориентированным подходом для создания благоприятной обстановки, при которой максимально раскрываются качества личности и формируется индивидуальный стиль учебной деятельности.

4.Работа студентов в учебной мастерской по художественной обработке металла развивает не только творческие способности и определенные качества личности, но и формирует их профессиональное самоопределение, склонности и интересы к педагогической работе при соответствующих условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная научно-исследовательская и экспериментальная работа в соответствии с проблемой развития творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла, позволила сформулировать основные выводы исследования:

1. Изучение и анализ художественной обработки металла как вида декоративно-прикладного народного творчества показали, что достижения в этой деятельности народных умельцев служат фундаментом ее развития, создавая не только технико-технологический, но и культурный базис этого вида декоративного искусства. Одним из основных принципов, определяющих специфику художественной обработки металла, как вида декоративного народного творчества является соответствие формы изделия и декора в совокупности с особенностями металла и способом его обработки. Все это относится к тем средствам выражения, которыми оперирует талантливый мастер, воплощая идею в реальную форму. Обучение, основанное на традициях и достижениях народного творчества, на его богатом нравственном потенциале, всегда приносит свои плоды.

2. Теоретический анализ психологической сущности творческих способностей показал, что их следует рассматривать не только как состоявшуюся действительность, но и как потенциальные возможности человека, в структуру которых входят задатки. Способности развиваются в деятельности на основе внутренних условий и внешних воздействий, обусловливая формирование ее индивидуального стиля. Обобщенная структура творческих способностей, влияющих на успешность художественной обработки металла, должна включать: восприятие художественных образовпространственное и образное мышлениетворческое воображениесвойства зрительной памятиассоциативное мышлениеэмоциональное отношение к деятельностисенсомоторные качества личностиактивность и саморегуляциюработоспособностьсамостоятельность и другие способности и качества личности, без которых нельзя продуктивно осуществить эту учебную деятельность.

3. Изучение теории и практики обучения студентов педвузов декоративно-прикладной деятельности и выявление наиболее эффективных педагогических условий, содействующих целенаправленному развитию их творческих способностей в процессе художественной обработки металла, показало, что приобщение студентов к работе творческого характера, формирование умений самостоятельно выполнять различные задания, базирующиеся на свободном выборе технологии художественной обработки металла, предполагают создание для этого специальных педагогических условий. Однако в большинстве педагогических исследований не наблюдается непрерывность процесса развития творческих способностей обучающихся, недостаточно раскрыт механизм управления этим процессом, что затрудняет определение эффективности проводимой работы и перспективных линий развития творческих способностей каждого из них.

Теоретическим исследованием выявлено, что развитие творческих способностей студентов при обучении художественной обработке металла происходит при условии единства их познавательной и практической деятельности, направленной на формирование самостоятельности мышления, интереса к определенным видам технологии обработки металла, готовности студентов к поиску нетрадиционных способов работы.

К педагогическим условиям, которые влияют на развитие творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработке металла отнесены: личностноориентированный подход к обучениювариативное содержание учебного материалаиндивидуальная форма организации учебной деятельностиработа студента по личной программе обучениявозможность выбора технологии художественной обработки металла. Кроме того, в обучении должна учитываться развитость их интеллекта, творческих способностей и уровень сформированных знаний и практических умений. Не менее важна предоставляемая возможность студенту — довести замысел-идею до воплощения в готовое изделие.

Основой личностно-ориентированного обучения является не простое накопление системы знаний, умений и навыков, а формирование опыта учебной творческой деятельности, механизма «самоорганизации и самореализации» личности. Важно также раскрытие индивидуальности студентов в процессе осуществления художественной обработки металла, способствующих активизации учения и способностей самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы. Самостоятельная работа студентов ХГФ при обучении художественной обработке металла при хорошо продуманной ее организации, как правило, обеспечивает значительно более прочные знания и умения, глубокое понимание сущности этого вида деятельности, способствует формированию интереса к различным технологиям обработки материалов. Кроме того, вырабатывает умения и потребность самостоятельно осваивать их, и самое важное, развиваются способности к творчеству в любом виде деятельности.

Приобщение студентов к творчеству в процессе обучения, максимальное выявление и развитие из творческих способностейчрезвычайно важно для их психического состояния, на фоне которого лучше усваивается любой учебный материал, любые приемы выполняемой работы. Здесь главное является создание атмосферы взаимопонимания преподавателя и студента, их совместная работа только в положительной тональности. Все это является неотъемлемым компонентом целенаправленной профессиональной подготовки студентов к работе в школе, лицее или другом учебном заведении.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения художественной обработки металла. Научный и практический интерес представляет изучение вопросов взаимосвязи развития творческих способностей студентов в процессе изучения других специальных дисциплин.

Резервом определения новых закономерностей развития творческих способностей в процессе обучения студентов педвуза художественной обработке металла могут быть более полные исследования педагогических условий, не рассмотренные в данной диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 229 с.
  2. А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
  3. Г. С. Творчество как точная наука. М.: «Сов. Радио», 1979. -184 с.
  4. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Наука, 1968. 320 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.
  6. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970. 46 с.
  7. Л.Н. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии //Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединститутах и в средней школе. М.: Прометей, 1987. С. 14−16.
  8. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 183 с.
  9. Т.М. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 46−55.
  10. Ю.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  11. П.Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1979. 64 с.
  12. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Знание, 1978.- 48 с.
  13. Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 90−99.
  14. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.
  15. П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.
  17. Г. Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студен- тов ХГФ к работе в школе. Том 1. Уфа, 1991. С. 17−19.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182−195.
  19. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности//Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.159−171.
  20. И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
  21. С.И. Колье, опаленное талантом. Ж. Ювелир, № 3,1996, с. 18−20.
  22. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  23. Бочарова СЛ.-Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984. № 1. Т.5. С. 15−18.
  24. Г. Н. Художественный металл Древней Руси: Наука., М. 1984−241 с.
  25. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-396 с.
  26. И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Дисс. к.п.н., Казань, 1985. 148 с.
  27. В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.-102 с.
  28. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. -192 с.
  29. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.-117 с.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  31. И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1982. 85 с.
  32. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов. Черкесск.: НКЦ «Истоки», 1992. — 75 с.
  33. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 332 с.
  34. Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. — 449 с.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1994.
  36. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. !994. № 4. -С. 73−81.
  37. Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 149−159.
  38. Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении // Школа и производство. № 6. 1989. С. 26−30.
  39. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. 306 с.
  40. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. псих. 1986. № 5. С. 18−30.
  41. С.С. О природе эстетического творчества. -М.: МГУ, 1977. 249 с.
  42. A.JI. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. псих. № 4,1991.-С. 82−88.
  43. И. В тени веков. Ж. Ювелир № 3,1996. с. 23−24.
  44. Э.П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Знание, 1975. 17 с.
  45. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237 с.
  46. Г. А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976.176 с.
  47. М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: дисс. канд.пед.наук. Баку, 1989.-156 с.
  48. С.Д. Кружева из металла.- Киев.: Урожай. 1991.
  49. В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. -С.6−14.
  50. И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Витебск.: Народная Асвета, 1965.
  51. В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983.-С.247−266.
  52. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). //Вопросы психологии. -1975. N5. с. 166−176.
  53. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961. — 223 с.
  54. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 16−19.
  55. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 72 с.
  56. М.А. Русское народное искусство. М., 1959.
  57. История педагогики. (Сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. — 446 с.
  58. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  59. .Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990.-170 с.
  60. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 168 с.
  61. А.С. Народное искусство. М., 1975 Сб. Русский художественный металл.М., 1958. 233 с.
  62. К. Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1987. 359 с.
  63. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 1994.-35 с.
  64. Н.И. Сущность прекрасного. -М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.
  65. А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.
  66. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы псих. № 1,1992. С. 138−146.
  67. В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С.131−148.
  68. Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т.13. 1992. № 6. С. 43−53.
  69. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. т.1. — 636 е., т.2. — 576 с.
  70. В.В. Формирование личности школьников в процессе художественно-эстетической организации среды. /Докт. диссертация, 1994.
  71. В.В., Сидоренко В. В. Композиция как средство выражения. Ж. Металлург, № 7,1982.
  72. B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. — 303 с.
  73. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
  74. В.В. Ажур металла рукотворный. Тула.: Приокское книжное изд-во, 1990.
  75. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. т.1. — 392 е., т.2. — 320 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  77. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  78. Н.С. на пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: педагогика, 1972. Т.7. С. 223−231.
  79. Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.
  80. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: АПН СССР, 1959. 270 с.
  81. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-127с.
  82. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  83. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -495 с.
  84. Лучшие психологические тесты // Пер. с анг. Е. А. Дружининой. Харьков, 1994. — 320 с.
  85. И.В. Художественная обработка металла. М.: Машиностроение, 1988.
  86. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.
  87. В.И. Ювелирное дело. М., 1992.
  88. A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессов мышления. М.: Знание, 1973. С. 4−8.
  89. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
  90. Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. докт. дис. С. Петербург, 1993. — 18 с.
  91. Ю1.Михайленко Л. Б. Формирование мотивации профессионально-педагогической деятельности на факультете изобразительного искусства // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995. С. 186−189.
  92. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5.-С.86−95.3нание. 1978.-47 е.-)
  93. В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.
  94. В.А. Психология творческой деятельности. Киев, Знание, 1978. 47 с.
  95. Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. С.26−31.
  96. Юб.Моросанова В. И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134−140.
  97. Ю7.Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1975.
  98. Л.И. Искусство и труд. М.: Высш. школа, 1974. -176 с.
  99. В.П. Современные художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990.
  100. Ю.Новиков В. П. Почти все о ювелирных изделиях. С-Пб.: Континент, 1995.
  101. В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Л., 1991.
  102. И.Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. — 237 с. 113,Общая психология. М.: Просвещение, 1986. — 203 с.
  103. М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  104. Нб.Основы художественного ремесла: практическое пособие для руководителей школ, кружков /В.А. Барадулин. Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и др.- под ред. В. А. Бородулина. М.: Просвещение, 1979.-320 е., ил., 16 л. ил.
  105. Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. — 102 с.
  106. И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1951.616 с.
  107. Педагогика. //Под ред. Ю. К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983.-600 с.
  108. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера (17−19 вв.). М.: Наука, 1974.
  109. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977. 247 с.
  110. К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.312 с.
  111. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. С. 13−37.
  112. Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 38−50.
  113. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. 296 с.
  114. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. //Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1983.
  115. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.
  116. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
  117. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.416 с.
  118. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 294 с.
  119. Г. Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975.-237 с.
  120. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Кн. Для учителя (сост. Т. Б. Митлянская и др. М.: Просвещение. 1983. 256 с. Ил. 40 л. ил.
  121. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983. С. 27−61.
  122. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-инновационныйпроцесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, Чдифференциальная, прикладная /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Най,-ка, 1990.-С. 64−91.
  123. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. — 648 с.
  124. В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. канд. дис., 1994.16 с.
  125. В.П. Мозг и творчество //Вопр. философии. № 11.-1992.-С. 3−8.
  126. П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. — 93 с.
  127. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.216 с.
  128. В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974.-96 с.
  129. К. А. Художественная обработка материалов и самодельное оборудование. М.: 1994. С. 155.
  130. Словарь по этике. //Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1975. — 391 с.
  131. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 232 с.
  132. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
  133. Современные художественные изделия из металла В. П. Новиков, И. П. Мельситов, Ю. П. Комягин. -JL: Машиностроение. Jle-нингр. Отд-ние, 1990. 231 е.: ил.
  134. К.А. История художественного металла. М.: 1963.
  135. Способности и склонности: комплексные исследования //Под ред. Голубевой Э.А.- научные исследования ин-та общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  136. В. Рыцарский титул платины. Ж. Ювелир, № 3, март, 1996. с. 34−35.
  137. .М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
  138. П. Отечество им Красное село. Ж. Ювелир, № 3, март, 1996. — С. 40−41.
  139. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
  140. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высш. школа, 1992. — 159 с.
  141. Г. Звонкая песнь металла. М.: Просвещение, 1996.
  142. Философский словарь.//Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  143. А.В. Художественная обработка металла. М. Д976.
  144. А.В. Художественная обработка металлов ручным способом. Учебное пособие. М., 1985. — 49 с.
  145. А.В., Демина М. Т., Елизаров Ю. А., Шеманов А.н. Техника художественной эмали, чеканка и ковки. М.: Машиностроение, 1986.
  146. Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология. //Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
  147. Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс. канд. псих.наук. Казань, 1990. 185 с.
  148. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988.
  149. Хворостов А. С: Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.: Просвещение, 1986.
  150. Художник, вещь, мода. /Сборник статей. М.: Советский художник, 1988. — 366 с.
  151. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во АХ СССР, 1962.
  152. Д.А. Художественная обработка металла. М.: Наука. -104 с.
  153. В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973. — 256 с.
  154. Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.
  155. B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество.-М. .-Просвещение, 1969, с. 30.
  156. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  157. Экспериментальное исследование продуктивныхтворческих) процессов мышление //Под ред. A.M. Матюшкина и др. -М.: Знание, 1973. 145 с.
  158. Эстетика: Словарь. //Под ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  159. Эстетика, искусство, человек. //Отв. ред. М. Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. — 334 с.
  160. Эстетическое воспитание студентов. //Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высш. школа, 1980. — 248 с.
  161. Эстетическое воспитание. //Под ред. В. И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979. — 384 с.
  162. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. //Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  163. Юнг К. Г. Психологические типы./Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924.-96 с.
  164. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. № 2. С. 64−76.
  165. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. -104 с.
  166. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.
  167. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. — 459 с.
  168. Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. — 296 с.
Заполнить форму текущей работой