Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма стратегического управления промышленными предприятиями в условиях кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Росстата по Нижегородской области, Министерства финансов России, Правительства Нижегородской области, Межрегиональной налоговой инспекции по Приволжскому федеральному округу, Федеральной налоговой службы России, опубликованные в печати и размещенные на официальных сайтах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основытегического планирования и управления промышленными предприятиями
    • 1. 1. Стратегическое управление как элемент реализации антикризисной политики предприятия
    • 1. 2. Методическое обеспечение процесса разработки и реализации стратегии предприятий
    • 1. 3. Критериальная оценка реализации стратегических планов предприятий на основе применения сбалансированной системы показателей
  • Глава 2. Разработка механизма стратегического управления предприятием в условиях кризиса
    • 2. 1. Концепция стратегического управления предприятием в условиях кризиса на основе менеджмента процессов
    • 2. 2. Модель трех компетенций как инструмент разработки стратегии в кризисной ситуации
    • 2. 3. Методические рекомендации по интегрированию модели трех компетенций в процесс стратегического управления предприятием
  • Глава 3. Реализация концепции антикризисного стратегического управления на основе менеджмента процессов и составляющего ее инструментария (на примере нефтеперерабатывающей отрасли)
    • 3. 1. Анализ специфики факторов, влияющих на формирование стратегии для предприятий нефтеперерабатывающей отрасли
    • 3. 2. Использование модели трех компетенций для определения стратегии развития предприятий нефтеперерабатывающей отрасли
    • 3. 3. Формирование сбалансированной системы показателей для предприятий нефтеперерабатывающей отрасли
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Формирование механизма стратегического управления промышленными предприятиями в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальный экономический кризис 2008 — 2009 годов остро поставил вопрос как о мерах поддержки и обеспечения достигнутых тенденций устойчивого развития, так и об использовании грядущего передела всего мирового экономического пространства для занятия компаниями, отраслями и целыми национальными экономиками новых позиций. Поиск эффективных решений, позволяющих минимизировать и преодолеть последствия кризиса, тесно связан с выработкой новых идей и предложений по антикризисным мерам. Следует отметить, что реализуемые до настоящего момента антикризисные мероприятия являются компенсационными, направленными на ограничение потерь крупных компаний от кризиса (как правило, без определения поведенческих требований), и в существенно меньшей степенистимулирующими развитие потенциально конкурентоспособных компаний. Есть определенный «дефицит» (и мер, и ресурсов) по таким направлениям, как стимулирование инноваций и технологической модернизации, поддержка высокотехнологичного экспорта, развитие конкурентной среды. Пока отсутствуют какие-либо значимые меры по обеспечению роста компаний, по развитию новых секторов экономики, по привлечению иностранных инвесторов, по повышению эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний.

Достижение стратегических целей развития Российской Федерации, сформулированных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», может быть значительно осложнено влиянием следующих факторов:

— усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы;

— повышением значения инновационных разработок во всех сферах промышленности и производства;

— возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

— исчерпанием потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на наращивании топливного и сырьевого экспорта.

В современных условиях особое значение приобретает разработка и обоснование методических подходов к выработке и реализации стратегий развития промышленных предприятий с учетом возможных сценариев развития макрои микроэкономической обстановки, в том числе в кризисных условиях.

Особую актуальность приобретают теоретические и практические вопросы совершенствования отдельных элементов стратегического планирования.

Актуальность разработки и адаптации инструментария стратегического планирования и управления промышленными предприятиями в период экономического кризиса, недостаточная проработанность теоретических и методологических положений указанной предметной области, определили выбор направления диссертационного исследования и его целевую ориентацию.

Проблемы планирования и управления всегда занимали особое место в экономических исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Вопросам стратегического планирования и управления посвятили свои работы: И. Ансофф, Р. Акофф, Д. Хан, Б. Карлоф, А. Томпсон, А. Стрикленд, Б. Даллаго, С. Кандебо, Д. Мерсер, У. Кинг, Д. Клиланд, Р. Хадсон, В. Хойер, Дж. Риггс и другие.

Наиболее существенный вклад в отечественную школу планирования и управления внесли: М. М. Алексеева, A.A. Арзамасцев, Е. Базаров, И. ЭБерзинь, М. И. Булгаков, Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, И. Н. Герчикова, В. П. Грузинов, В. Д. Камаев, О. С. Виханский, A.M. Ковалевский, Е. П. Голубков, В. А. Горемыкин, Л. Г. Зайцев, Э. М. Коротков, И. И. Мазур, И. Д. Шапиро, Н. Д. Кондратьев, Г. Я. Киперман, Г. А. Краюхин, Г. М. Кржижановский, Н. П. Лебединский, Л. Е. Стариков, Э. Ю. Уткин и другие.

Изучение работ отечественных и зарубежных ученых показало, что, несмотря на довольно глубокое исследование проблем стратегического планирования и управления, недостаточно разработаны вопросы по формированию эффективной системы принятия управленческих решений в целях достижения стратегических целей в условиях кризиса.

Исследования отечественных ученных в данной предметной области касаются в основном адаптации зарубежных методик к использованию в современных российских условиях. Однако зарубежные разработки должны применяться с учетом присущих российской экономике характеристик, основными из которых являются быстроизменяющаяся рыночная среда, структура производства, потребления и внутреннего спроса, а также систематически возникающие кризисные явления на разных уровнях экономики народного хозяйства. Для разрешения данной проблемы требуется принципиально новый комплексный подход, основанный на совмещении преемственности применяемой системы планирования и совершенствовании ее отдельных элементов.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений по формированию адекватного кризисным условиям механизма стратегического планирования и управления промышленными предприятиями.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

— исследовать существующие теоретические и методологические подходы к процессу стратегического планирования и управления предприятием, определить возможности использования этих подходов в условиях кризисавыявить взаимосвязь между областями стратегического и антикризисного управления, определить роль и место антикризисного управления в системе стратегического управления промышленным предприятиемразработать концептуальные положения и методический инструментарий в области стратегического планирования и управления на предприятии, адекватные текущим кризисным условиям, позволяющие повысить результативность применения отдельных форм стратегического планирования на основе совершенствования составляющих их элементов, обеспечивающих системность и последовательность всего планового процессавыявить основные тенденции развития предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, влияющие на процесс разработки стратегии указанных предприятийопределить стратегию развития предприятий нефтеперерабатывающей отрасли Нижегородской области и разработать механизмы ее реализации.

Предметом исследования явилась система стратегического управления промышленным предприятием в условиях кризиса.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия, главным образом нефтеперерабатывающей отрасли Нижегородской области.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили концептуальные положения и выводы, представленные в научных трудах российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам стратегического планирования и управления промышленными предприятиями, материалы Международных и Всероссийских научно-практических конференций, публикации в периодической печати.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Росстата по Нижегородской области, Министерства финансов России, Правительства Нижегородской области, Межрегиональной налоговой инспекции по Приволжскому федеральному округу, Федеральной налоговой службы России, опубликованные в печати и размещенные на официальных сайтах указанных организаций в сети Интернетнормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, материалы отчетной документации ряда промышленных предприятий Нижегородской области.

Автором использованы методы описательного, сравнительного и структурного анализа, динамических рядов, экспертные методы, метод научной абстракции, позитивный и нормативный анализы, системный и диалектический подходы.

Направление исследования соответствует п. 1.1.4. (Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах) и п. 1.1.13 (Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов) Паспорта специальностей ВАК РФ.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании механизма стратегического управления промышленным предприятием в условиях кризиса с применением процессного подхода.

В результате проведенного исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну иявляющиеся предметом защиты: разработана и обоснована авторская концепция стратегического управления предприятием в условиях кризиса на основе менеджмента процессов, составляющих систему сбалансированных показателейпредложена модель трех компетенций как инструмент реализации авторской концепции стратегического управления предприятием в условиях экономического кризисавыявлены основные тенденции развития нефтеперерабатывающей отрасли, особенности и условия формирования стратегических планов функционирующих в ней предприятийна основе проведенного в работе анализа статистических данных предприятий нефтеперерабатывающей отрасли сформирована система универсальных нормативных показателей, включаемых в систему сбалансированных показателей;

— разработан механизм формирования и управления реализацией стратегии предприятий нефтепереработки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что отдельные положения диссертации включают принципиально новые подходы к проблеме организации стратегического планирования и управления для промышленных предприятий.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что применение разработанного автором инструментария стратегического планирования и управления позволит более полно оценивать необходимость и возможность реализации конкретных мероприятий с учетом специфики кризисной ситуации.

Основные научные результаты могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по дисциплинам «Стратегическое планирование», «Стратегический менеджмент», «Экономика организаций (предприятий)», «Менеджмент», «Антикризисное управление».

Разработанные рекомендации могут быть использованы руководителями и специалистами для определения методов достижения стратегических целей организации.

Основные результаты исследования прошли апробацию на:

— региональной научно-практической конференции «Организационно-экономическое обеспечение функционирования предприятий в условиях инновационной экономики» (15−17 ноября 2007 г.), Нижний Новгород;

— межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России: проблемы и перспективы» (16 апреля 2008 г.), Нижний Новгород;

— региональной научно-практической конференции «Организационно-экономические аспекты развития промышленных предприятий» (17−18 июня 2008 г.), Нижний Новгород.

Отдельные теоретические положения диссертационной работы и основанные на них практические методы стратегического управления прошли апробацию на промышленных предприятиях Нижегородской области, в том числе на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», что подтверждается прилагаемыми к работе документами.

По результатам исследования опубликовано 11 научных работ, общим объемом 3,6 п. л. (авторский вклад 2,6 п. л.), написанных лично и в соавторстве, в том числе 3 работы в научных изданиях, входящих в перечень, рекомендуемый ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 168 наименований, 24 приложений. Материал работы изложен на 176 страницах машинописного текста (без учета приложений), содержит 27 рисунков, 25 таблиц, 9 формул.

Результаты исследования для ООО «Лукойл.

Нижегороднефтеоргсинтез" представлены в таблице 23.

Заключение

.

Стратегический менеджмент — термин, за которым стоит многолетний опыт работы зарубежных специалистов по управлению, — стремительно ворвался в нашу жизнь, прочно заняв свое место в ряду таких понятий, как маркетинг, реинжиниринг, генная инженерия, глобализация, интерактивное взаимодействие и тому подобное. Как известно, все новое и неизведанное обладает особой притягательной силой для исследователей, и в лоно стратегического менеджмента устремились многие отечественные экономисты, и не только они, чтобы сказать что-то доселе неизвестное, необычное, внести свою лепту в развитие данной сферы знаний.

Следует отметить, что большинство работ по стратегическому менеджменту российских авторов являются интерпретацией (иногда удачной, иногда нет) работ своих зарубежных коллег. Обилие переводной и отечественной литературы по данной проблематике ставит довольно высокие барьеры для исследователей в области стратегических преобразований, пытающихся сказать свое слово.

Основные вопросы связаны с определением понятия организации как объекта управления, ее внешней и внутренней среды, изучением эволюции организаций и подходов к управлению ею, формулированием современного взгляда на организацию.

Только уяснив, что организация, как и все живое, развиваясь, проходит определенные стадии роста и затухания и что организация XXI века отличается от компании начала XX века, можно эффективно использовать стратегический менеджмент. Современная* организация существенно отличается от организаций периода их возникновения и становления. Это не просто различия в структуре, выполняемых функциях, подходах к планированию и т. п., — эволюция организаций' наглядно демонстрирует переход количества в качество, когда накопленные изменения привели к появлению принципиально новых образований, требующих новых методов управления ими.

Любая организация может быть представлена в пространстве трехмерной моделью, которая описывает три элемента фирмы: экономику, политику и организацию. Эти элементы находятся в тесной взаимосвязи, и декомпозиция каждого из них, с последующим синтезом позволяет четко сказать, что же организация представляет собой на сегодняшний день и каковы ее стратегические перспективы.

В данной работе был проведен анализ теоретических подходов к организации стратегического управления предприятием. В ходе анализа было выявлено, что используемые методики стратегического планирования и управления нуждаются в адаптации к условиям функционирования экономики России, особенно в период кризиса.

На основании сформулированных в первой части работы выводов и предположений автором разработана концепция стратегического управления предприятием в условиях кризиса на основе менеджмента процессов. Использование процессного подхода при разработке стратегии и оценке эффективности стратегического управления организацией в условиях кризиса обосновано автором во второй главе работы.

Сформулированная концепция и инструментарий ее применения апробированы автором на конкретном предприятии нефтеперерабатывающей отрасли.

Полученные результаты, представленные в третьей главе работы, подтверждают научную и практическую значимость сформулированных автором положений в области стратегического управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З. С. Александровская Л.Н., Бас В.Н. и др. Управление качеством и реинжиниринг организаций: учеб, пособие. М.: Логос, 2003.
  2. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / пер. с англ. C.B. Ариничева — науч. ред. Ю. П. Адлер. 2-е изд. М.: Стандарты и качество, 2004.
  3. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2003.519 с.
  4. Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 464 с.
  5. Астафьев, Л. В: Стратегическое планирование в условиях конкуренции / Л. В. Астафьев. -М.: 2003. 145 с.
  6. К. А. Разумная промышленная политика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. — 104 с.
  7. А.И., Аврашков Л. Я., Бобков Л. В. Инновационный менеджмент. М.: Вузовский учебник, 2008. 464 с.
  8. Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. М.: Юнити, 2008. 591 с.
  9. В. Г. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. — 84 с.
  10. , A.B. Стратегический менеджмент организации / A.B. Бандурин, Б. А. Чуб. М.: Изд- во Михайлова В. А. 2003. — 287 с.
  11. В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование-М.: КноРус, 2005. 230 с.
  12. A.A., Коротко" Э.М. Системология организации: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  13. A.A., Чередникова В. А., Яктимович В. А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2006. 415 с.
  14. , Ю.В. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Богатин, В. А. Швандар. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 191с.
  15. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2002.
  16. А.Н., Заложнев А. Ю., Шуремов E.JI. Внутрифирменное управление, учет и информационные технологии. Учебное пособие. М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2006 г. 340 с.
  17. К. Основы стратегического менеджмента./ Пер. с англ. М.: Экономика, 2005.-106с.
  18. В. Н. Как управлять проектами. — М: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.- 188с.
  19. М.И. Управление персоналом: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400с. — (Высшее образование)
  20. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. — М.: Конкорд, 1992. — 376 с.
  21. Ф. Управление проектом. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.208 с.
  22. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха.- М.: Интерэксперт. Экономика, 2006 г.
  23. С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 312 с.
  24. В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник.- М.- Проспект, 2009.-688с.
  25. О.И. Стратегическое управление. М.- 2007.
  26. О.С. Стратегический менеджмент. М.: Издательство МГУ, 2003. — 159 с.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2007. 288 с.
  28. И. Г. Компания будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. — С. 57−59.
  29. И. М. Проектный анализ: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998. -423с.
  30. В.И., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.
  31. О. Д., Зуб А.Т Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2006. — 256 с.
  32. В. И. Управление проектами в России. — М.: «Алане», 1995. —225с.
  33. Е.П. Технология принятия управленческих решений / Е. П. Голубков. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. — 544 с.
  34. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.
  35. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998.
  36. А. Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2006. — 287 с.
  37. В.А., Богомолов O.A. Экономическая стратегия предприятия. М.: Информационно-издательский дом «Филин», Рилант, 2007. — с.276.
  38. JI.A. Анализ организации управления: Аналитический инструментарий. М.: Финансы и статистика, 2003.
  39. А. С. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  40. , К. Ф. Управление проектами: Практ. руководство: Пер. с англ. / К. Ф. Грей, Э. У. Ларсон. М., Дело и Сервис, 2003.
  41. В.Д. Менеджмент. М.: КноРус, 2008. 280 с.
  42. В.А., Аветисян М. В., Гайдаренко Л. В., Князев В. В. Менеджмент. М.: Юриспруденция, 2008. 248 с.
  43. П. «Менеджмент: стратегия и тактика», СПб.: «Питер», 2004.- 124 с.
  44. В.А., Долятовская В. Н. Исследование систем управления : учеб.-практ. пособие. М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2003.
  45. Д. X. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГТУ, 1997.-93 с.
  46. П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. М.: Вильяме, 2008. 992 с.
  47. Дэй Дж. Стратегический маркетинг.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
  48. А. Анализ и управление риском: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  49. Ю. И., Трофимов О. В. Антикризисное управление.
  50. H. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2006. 204 с.
  51. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб, пособие. М.: Финпресс, 1998.
  52. В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 1.-С. 127−137.
  53. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. -М.: Финпресс, 2001. 240 с.
  54. B.C. Стратегия бизнеса.- М.: Финпресс, 2004.
  55. Е.П. Антикризисное управление: учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. 4-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 356 с.
  56. A.B., Румянцев B.C. Управление промышленной организацией: Тенденции и направления развития: монография. М.: ГУУ, 2001.
  57. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. — М., Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. С. 318.
  58. JI. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. — М.: Экономисте, 2004. 416 с.
  59. А.Ю. Внутрифирменное управление. Оптимизация процедур функционирования. М.: ЗАО «ПМ-Софт», 2005. 290 с.
  60. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 432 с.
  61. Е. В. Инвестиционная политика финансово -промышленных объединений. М.: Альфа-М, 2006. — 142 с.
  62. Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. СПб.: Питер, 2004.
  63. А. Г. Управление проектами. Ростов н/Д: Феникс, 2009.-330 с.
  64. ИвасенкоА. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — Новосибирск: СГТА, 2007.
  65. ИвасенкоА. Г. Управление проектами: Учеб. пособие.— Новосибирск: СГГА, 2007. — 202 с.
  66. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. П. Н. Завлина и др. — СПб.: Наука, 1998. 540 с.
  67. Й. Беккер, JI. Вилков, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанн Менеджмент процессов. М.: Эксмо, 2010. — 384 с.
  68. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. 2004, № 2, стр. 102.
  69. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. -320 с.
  70. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,. 2007. — 512 с.
  71. Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. — М.: Компания АйТи- ДМК Пресс, 2003. —320 с.
  72. Ф. Грей. Управление проектами: Практическое руководство. — М.: Дело и Сервис, 2002. — 528 с.
  73. В. И. Теория, практика и искусство управления. М.: ИНФРА-М, 2001. 528 с.
  74. Э. М. Антикризисное управление. М.: ИНФРА-М, 2006.-287 с.
  75. В. В. Бизнес-план: обоснование решений: Учеб. пособие. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 272 с.
  76. А. И. Управление проектами. Зарубежный опыт. — СПб., 1999.
  77. .Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 623 с.
  78. Н. Б. Управление инновационными проектами: инструментальные средства. — СПб.: Политехника, 2002. — 216с.
  79. Н.С., Михненков О. В., Щербакова Т. С. Стратегический менеджмент в строительстве. Ч. 1. Методология и методические основы: учеб, пособие. 2-е изд., перераб. М.: ГУУ, 2003.
  80. Д., Стоунхаус Дж., Стратегический менеджмент: Учебник Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  81. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц. / Ж-Ж. Ламбен. Спб.: Наука, 1996 г. — 609 с.
  82. Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия. М.: КНОРУС, 2008. — 232 с.
  83. С. «Как разработать стратегию: Практические рекомендации по созданию реально работающих стратегий», пер. с англ., М.: «Баланс Клуб», 2006. — 315 с.
  84. .Г. Экспертные технологии в управлении : учеб, пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004.
  85. М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000.
  86. Л. И. Управление интеллектуальным капиталом. -Москва: Омега Л, 2007. — 552 с.
  87. Л.И., Егорычев Д. Н. Управленческие решения / учебник. М.: Омега-Л, 2006. — 363 с.
  88. А. Н. «Стратегический менеджмент», М: «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. 402 с.
  89. И. И. Управление проектами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 664 с.
  90. И.И., Ольдерогге Н. Г., Шапиро В. Д., Шеин В. И. Корпоративный менеджмент. М.: Омега-Л, 2008. 781 с.
  91. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Т. Эффективный менеджмент : учеб, пособие для вузов / под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высш. шк., 2003.
  92. Л.С., Панасенко C.B., Парахина В. Н. Стратегический менеджмент. М.: КноРус, 2008. 496 с.
  93. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.:ИНФРА-М, 2002. — 288 с.
  94. , А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А. Н. Матанцев. М.: Юристъ, 2002. — 378 с.
  95. В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003.
  96. М.Х., Альберт М. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М., «Дело ЛТД», 2006. 702 с.
  97. H.A., Желтенков A.B., Рябиченко С. А. Исследование систем управления: учебное пособие М: МГОУ, 2007. -113 с.
  98. .З. Теория организаций. Курс лекций М.: ИНФРА-М, 2002. — 336 с.
  99. В.М. Исследования систем управления. М.: Юнити, 2008.- 527 с.
  100. Ю. В. «Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур». //"Риск", 2005, № 5−6, с. 82−87.
  101. Ю. В. Инвестиции в конкурентоспособное производство.- М.: КНОРУС, 2005. 288 с.
  102. Э. Методы принятия технических решений. -М.: Мир, 1990.
  103. Ф. Понятие риска и неопределенности. — М.: Дело, 2002.
  104. А. М. Управление проектами. Основы системных представлений и применения. — СПб.: СПбГИЭА, 1993.
  105. Нильс Горан Олве, Карл-Йохан Петри, Жан Рой, Софии Рой Баланс между стратегией и контролем. СПб.: Питер, 2005. — 320 с.
  106. Ю. Р. Автоматизированное управление наукоемкими инновационными проектами. — СПб.: Политехника, 1998. 241 с.
  107. А.И. Менеджмент: Учебник. М.: КомКнига, 2006. 200 с.
  108. А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 240 с.
  109. А.И., Корабейников И. О. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2004. — 285 с.
  110. В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, JI.C. Максименко, C.B. Панасенко. 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 496с.
  111. В.Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004. — 304 с.
  112. С. В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 368с.
  113. В.П. Целеориентированное управление в АПК: теория и практика. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  114. М. Конкурентная стратегия— М.: Альпина, 2003.-150с.
  115. А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003.
  116. К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  117. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2004.
  118. X. Мир управления проектами. — М.: Аякс, 1994.
  119. В. Н., Федоркова Н. В., Чекменев А. Н. «Стратегический менеджмент», М.: «РИОР», 2005.- 281 с.
  120. А.И. Организация и нормирование труда : учебник для вузов. М.: МИК, 2003.
  121. Е.В., Яромич С. А. Корпоративный менеджмент. КНТ ЭльгаН 2008 416 с.
  122. Руководство проектами в условиях рынка. Вып. 1. Современные подходы к руководству проектом: СП «Сети». — М., 1991.
  123. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2007. — 304 с.
  124. А.Э., Тюшняков В. Н. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
  125. В. Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  126. В. Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2002. — 376 с.
  127. А.К. Стратегический менеджмент. Практикум.//М-2003г.
  128. Стратегическое планирование. Учебник:/ Под ред. Уткина Э. JL-М.: ЭКМОС, 2002. С. 238.
  129. А. С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 240 с.
  130. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. — 576 с.
  131. Н. Н. предприятие и его структура: диагностика, управление, оздоровление. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 240 с.
  132. Ю.В., Плеханова А. Ф., Юрлов Ф. Ф. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределённости. — Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2002. 340 с.
  133. К. «Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании», пер. с англ., 2-е изд., М.: «Дело», 2001, с. 37, 39.
  134. Управление инновационными проектами. УМК / Под ред. Теккеля И. Л. — 2007. — Режим доступа: http: //www.ii.spb.ru.
  135. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2007. — 669 с.
  136. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, 3.JI. Румянцевой, H.A. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1998.
  137. Управление проектами. Основы системных представлений и опыт применения: Учеб. пособие / А. М. Немчин, С. Н. Никешин, В. А. Хитров. — СПб., 1993. — 65 с.
  138. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: Практическое пособие / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: Омега-Л, 2007. — 252 с.
  139. Управление проектами: справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001. -875с.
  140. Э.А. Стратегическое планирование: Учебник. — М.: Изд-во «Тандем», 2002.-438с.
  141. P.A. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2008,448 с.
  142. В. Н. Инвестиционная привлекательность экономики России. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 252 с.
  143. А. Ю., Комков Н. И., Лутфуллин М. А., Юрченко Е. В. Операционный антикризисный менеджмент. — М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2008. 382 с.
  144. А. Ю., Комков Н. И., Мерсиянов А. А., Шамин М. А. Стоимость предприятий при интеграционном процессе. — М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2008. 350 с.
  145. Шеин В. Н и др. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. М.: Новости, 2003. — 208 с.
  146. М.Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
  147. Юн Г. Б. Методология антикризисного управления. М.: Дело, 2004.
  148. , E. Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Диссертация доктора экономических наук: 08.00.05/ Е. Ю. Трифонова. Н. Новгород, 2009.
  149. , Д. А. Стратегическое планирование и экономическое прогнозирование: монография / Д. А. Корнилов. Н. Новгород: НГТУ, 2006.- 215 с.
  150. , О.П., Колесов, В. Ю., Трифилова, А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации/О. П. Коробейников, В. Ю. Колесов, A.A. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.- № 3.
  151. В. И., Балдин К. В., Гапоненко Н. П. Антикризисное управление: учебник. М.: ИНФРА М, 2006. — 544 с.
  152. Серия «Экономика и финансы») 630с.
  153. Ю.О., Трофимов О. В., Коновалов Ю. А. Системы управления: совместимость и эффективность / Плехова Ю. О., Трофимов О. В.,
  154. Ю.А. // Российское предпринимательство: Научно практический журнал. — М.: Изд-во «Креативная экономика», 2008. — № 4. — Вып. 2 — 200с.
  155. Международная Академия науки и практики организации производства Нижегородское региональное отделение, 2008 г. — 215с.
  156. Ю.А. Концепция стратегического управления предприятием в условиях кризиса на основе менеджмента процессов, составляющих систему сбалансированных показателей // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.-2010.-№ 9.- 152с.
  157. Ю.А. Определение нормативных значений стратегических показателей финансовой составляющей ССП предприятий нефтеперерабатывающей отрасли России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. -2010.-№ 9 148с.
  158. Ю.А. Соотношение категорий стратегического менеджмента и антикризисного управления // Молодой ученый ежемесячный научный журнал.-2010.- № 9 (20) 190с.1. Г?7
Заполнить форму текущей работой