Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право в системе социальных норм в современном российском обществе: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации. Основные положения и выводы автора получили апробацию на ряде конференций, в том числе: международной научно-практической конференции «Технологии управления социально-экономическим развитием региона» (Уфа, 2008), межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2008), межвузовской научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
    • 1. 1. Проблема анализа правовых и социальных норм
    • 1. 2. Функциональное пространство правовых и социальных норм
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 2. 1. Особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм
    • 2. 2. Право и социальные нормы: противоречия и перспективы формирования

Право в системе социальных норм в современном российском обществе: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования, обусловлена следующими факторами:

1. Социальные и правовые нормы регулируют деятельность людей, выстраивают её: в направлении достижения социальной справедливости. При этом правовые: нормы, как основа осуществления духовности, постоянно взаимодействуют с семьёщ гражданским. обществом и государством.

2. Анализ права в системе социальных норм открывает перспективы для анализанравственности. Нравственность предполагает внутренние представленияi личности о должных, благовидныхпоступках. Для введения:. в практическую' жизнедеятельность нравственных помыслов? необходим регулятор' общественных отношенийОдним из таких главных регулятороввыступает право. Чембогаче духовная* жизнь, чем? более онаопределённа (а право позволяет отстоять такую определённость) — тем богаче должен: быть и её предмет, выражающийся в моралщ. политике->фшюсофийдат-д:

3. Нравственность, и право, принадлежат человеку потому, что суть человека есть его самосознание. Каждая личностьимеет представление: о своих правах и обязанностях. Но, общаясь с другимииндивидами, такие представления могут не совпадать с их мнениями-: о правах и обязанностях. В связи с этим, право? и преследует основнуюцель: закрепить общественные отношения в форму внешнего выражения- (норму права), которая имеет равносильное действие на: всех участниковправоотношений. Идеальным правом является то, которое должно в своих нормах содержать представления о нравственности, морали. В: современном российском обществе такоеправо ещё не сформировано, что, в свою очередь, явилось последствием духовного и финансового кризиса.

Степень научной: разработанности проблемыВопрос о праве в его отношении к проблеме формирования социальных норм зарождался* перед. философами, обеспокоенными предельными основаниями социального бытия и познания, возникновением таких универсалий культуры, как свобода, счастье, справедливость и т. д.

В античной философии Сократ, Платон, Аристотель анализировали взаимодействие права с законом, справедливостью, нравственностью, моралью1. Пытаясь разрешить вопросы о том, что есть право и справедливость, мыслители прошлого (стоики, Цицерон) неизбежно ставили и решали проблемы неприятия права и закона, их отрицания в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

Ещё Аристотель обобщил грандиозный политический опыт древних греков в своём учении о государстве, сущность которого он видел в политическом общении людей, соединившихся для достижения какого-либо блага. Мыслитель полагал, что право является продуктом государственной власти, и настаивал на необходимости соблюдения законов. Он находил жалким человека, живущего вне закона и права. Несоблюдение законов и отрицание права учёный выводил из человеческой природы, из людских пороков, таких, как негодование и зависть, ненависть и высокомерие, — интриги и честолюбие. Кроме этого, Аристотель видел и чисто политические причины для нарушения законов и нигилистического отношения к праву, называя среди них имущественное неравенство. Благодаря резкому различию в материальном благополучии одни в обществе счастливы, другие несчастны, одни живут в радости, среди наслаждений, без горестей, другие прибегают к грабежу от бедности2.

В философии Нового времени Гоббс сравнивал государство с механическим чудовищем, Левиафаном, обладающим необычной и страшной.

— з силои .

1 Сократ.- М.: Политиздат, 1976. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1, — М.: Мысль, 1990. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: Т. 4. М.: Мысль, 1984.;

2 Аристотель. ПолитикаАфинская политика. — М.: Мысль, 1997.

3 Гоббс Т. Левиафан. -М.: Изд-во «Мир»., 1988. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989.

Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» высказывал сомнения в разумности государственных постановлений1. Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» высказал мысль, ставшую лейтмотивом философии права Нового времени: «Слова раб и право противоречивыони исключают одно другое"2, имея в виду идеальное право, которое защищало бы и охраняло бы всем авторитетом общества каждую личность, давало бы возможность каждому человеку, объединённому в своей деятельности с другими людьми, повиноваться только самому себе и оставаться свободным, каким он был в естественном состоянии. Существующее реальное право мыслитель считал оковами, охраняющими неравенство между людьми, и пытался найти практические средства для уничтожения неравенства между людьми.

В немецкой классической философии (И.Г. Фихте, И. Кант) проблема соотношения морали и права — одна из центральных. Так, право становится органической частью нравственности и социальных норм, способствующих духовному возрастанию человеческого рода3. И. Г. Фихте, отталкиваясь от учения И. Канта, замечает, что нравственное побуждение требует свободы ради чистой свободы, ибо без свободы нет и нравственности, нет подлинных общественных отношений4. Г. В. Ф. Гегель, разбирая недостатки абстрактного понимания права у Канта и Фихте, акцентировал внимание на примате «нравственной субстанциальности». В итоге он растворил нравственность в стабильных нравах народа5.

1 Спиноза Б. Богословско-политический трактат.- Минск: Литература, 1998.

2 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938.-С.4.

3 Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1- «Трактаты и статьи» (1784−1796). Подг. к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург).- М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993.

4 Фихте И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоученияНаукоучение 1805 г.- Наукоучение 1813 г.- Наукоучение 1814 г. / Пер. с нем. Вступит, статья В. В. Мурского.-СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2006.

5 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., Л.: Госиздат. Т.7: Философия права: пер. с нем. — 1934. Т.7.-С. 185−186.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса проводится такая мысль, что правовые отношения формируются в материальных отношениях1. Государство — это такая форма управления, в которой индивиды, обладающие властью, воплощают в жизнь свои совместные интересы через принимаемые ими законы. Причём государство при осуществлении правотворческой деятельности само попадает под рамки закона и общественного правового сознания. Важность права в становлении социальных норм в том, что индивиды могут реализовать своё право в виде предназначенной им определённой власти для защиты своих законных интересов. Данная мысль вытекает из исследований Л.И. Петражицкого2.

На рубеже XIX—XX вв. в Россию начало проникать и набирать силу естественное право, которое способствовало формированию социальных, конституционных норм. Сторонниками естественного права выступали Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Е.Н. и С. Н. Трубецкие, C.JI. Франк3.

1 Маркс К. О диалектическом и историческом материализме/ К. Маркс, Ф. Энгельс,.

B.ИЛенинсост.: А. П. Шептулин, И. Д. Андреев и др. — М.: Политиздат, 1984. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955;1981. — Т. 1−50. Маркс К. Избранные произведения: в 3 т./ К. Маркс, Ф.Энгельс. — М.: Политиздат. -1979 Т.1. -1979.

2 См.: Петражицкий Л. И. Теория правового государства в связи с теорией нравственности. Т. 1−2. — 2-е изд., испр. и доп. — С.-Пб.: Тип. издт-ва «Екатерингоф. печ. дело»: Тип. М. Меркушева, 1909.

См.: Бердяев Н. А. О назначении человека. М: Республика, 1993; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994; Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры (марксизм, неосоциализм, неолиберализм). Репринт с изд. 1953 г. Ныо-Йорк Chalidze Publications 1982 г.- Гессен В. М. Теория правового государства// Политический строй современных государств. — СПб.: Касса взаимопомощи студентов С.-Петерб. политехи, ин-та имп. Петра Великого, 1912. Ильин И. А. О сущности правосознания Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 4. — М.: Русская книга, 1993. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и.

C.Сабашниковы, 1916; Котляревский С. А. Власть и право: Проблема правового государства. — М.: Типография «Мысль» Н. П. Меснянкина и Ко, 1915. Новгородцев П. И. Государство и право/ П. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. — М., 1904. — Год XV, кн. 74 (IV). — С. 397−450- год XV, кн. 75 (V).- Новгородцев П. И. Кризис современного f правосознания: Введение в философию права. Вып. 2. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. Новгородцев П. И. Об общественном идеале: Введение в философию права. Ч. 3: Вып. 1. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1917. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях и государстве: Два типических построения в области философии права. М.:

Согласно П. И. Новгородцеву, право лишь в том случае «вписывается» в систему социальных норм, если оно в своей естественной ипостаси является посредником между государством и нравственностью, между государством и моралью, причём, правовые нормы, которые устанавливает государство, одинаковым образом обязательны как для власти, так и для подвластных1.

Согласно Б. А. Кистяковскому, в социальном государстве всё подчинено праву и его нормам, и будущее такого справедливого государства видится в том, что правовые идеи и принципы тесно взаимодействуют и даже вплетаются в суть социальных, нравственных ценностей2. В том числе, отличается своеобразием философско-правовая концепция С. А. Котляревского, который полагает, что на всём протяжении эпох, в среде различных культур у подвластных всегда возникает духовный интерес, связанный с ограничением власти и властных структур3. В данном смысле, правовая жизнь, основным требованием которой является ограничение властных полномочий, является такой религиозно-культурной идеей, неким недостижимым идеальным образом, к которому стремится человек.

Унив.тип., 1901. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут», 2001. Струве П. Б. Дух и слово Ст. о рус. и западно-европ. лит. Paris: YMCA-press Сор. 1981. Струве П. Б. Размышления о русской революции (Фрагм. из работ). М.: Знание 1991. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. — М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1917. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Худож.-оформ.- Б. Ф. Бублик. -М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2000. Франк C.JI. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.

1 Новгородцев П. И. Сочинения. — М.: Раритет, 1995. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания: Введение в философию права. Вып. 2. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909.;

2 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1998. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. Кистяковский Б. А. Общество и индивид: (Методол. исслед.). М.: Дом интеллектуал, кн., 2002.

3 Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. — М.: Типография «Мысль» Н. П. Меснянкинаи Ко, 1915. Котляревский С. А. Конституционное государство: Опыт политико-морфологического обзора. С.-Пб.: Г. Ф Львович, 1907.

И.А. Ильин считал, что государство должно преследовать единственную основную цель — служение делу Божьему на земле, но применять при этом свою правовую систему1.

В философско-религиозных учениях Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова в государстве видится некая двойственность2. С одной стороны, государство представляется как несовершенство мира, а с другой — само же государство борется с этим несовершенством. По своей сути власть не может быть идеальной и всегда стремится к авторитарному управлению. В связи с этим, человек пытается противостоять власти. На данном пути права личности являются высшей ценностью государства, а значит, нравственные, социальные нормы получают определённую защиту.

По мнению Б. П. Вышеславцева, в отношениях власти другое, чужое «Я» занимает место в сознании объекта экономической и социальной власти, что постепенно приводит к утрате последним своего «Я», обращая< его в «орудие» чужой воли. Право же представляет собой, напротив, взаимодействие свободных, равноправных участников. Но в любом случае произойдет соединение права и власти в законе, только тогда власть станет истинно законной. Право, как считал, Б. П. Вышеславцев, имеет автономную и гетерономную формы сознания, которое в своей основе содержит христианские ценности, а также идеи свободы и солидарности как общей, так и личной3.

Проблемы отрицания права и нигилистического к нему отношения поднимались в трудах Ф. Ницше, С. Кьеркегора, О. Шпенглера4.

1 Ильин И. А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 4. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) — М.: Русская книга, 1993. Ильин И. А. Путь к очевидности. Собр. соч. в десяти томах, М.: Республика, 1993, Т. 3.

2 Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. — М.: ИМА-пресс, 1990. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. Булгаков С. М. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990.

3 Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры (марксизм, неосоциализм, неолиберализм). — Репринт с изд. 1953 г. Нью-Йорк Chalidze Publications, 1982 г.

4 Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 1. — Пер. с нем. — Вступ. статья, составление и примечания К. А. Свасьяна. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат.- М.: Республика, 1993. Шпенглер О. Закат Европы. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.

Ницше критиковал современное ему общество и его законы и понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности традиционных идеалов этого общества, потерю всех ценностей, ведущую к упадку, вырождению человечества. Философ относил к нигилистическому мировосприятию и две такие распространённые религии, как христианство и буддизм. Для Ницше часто синонимом нигилизма оказывалась христианская религия. Он считал, что христианство исповедует ненависть к радостям, чувствам1.

М. Хайдеггер считал нигилизм магистральным явлением в истории Запада, которое может, в конечном счёте, привести к апокалипсису. Философшоказал, что нигилизм глубоко укоренён в европейском способе мышления, и связан с установкой европейского человека на достижение господства над миром, природным и социальным2.

А. Камю рассматривал нигилизм как проявление абсурдности существования, схожих взглядов придерживались и другие представители экзистенциального направления. Для Камю абсурд — фундаментальный и исключительно допустимый вид взаимодействия между личностью и л социальным (общественным) целым .

Проблемы права в системе социальных норм, его роль и значение в условиях современного общества рассматривали в своих трудах A.M. Айзенберг, С. С. Алексеев, И. М. Багиашвили, В. М. Баранов, М. И. Бобнева, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, В. В. Лапаева, Е. Л. Лукашева, А. В. Малько, Г. В. Мальцев, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Е. М. Пеньков, А.С.

1 См.: Ницше Ф. Соч. в 2-х т.: Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. Ницше Ф. Соч. в 2-х т.: Т.2. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. Ницше Ф. Так говорил ЗаратустраК генеалогии моралиРождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник/ Ф.НицшеПер. с нем. Ю. М. Антоновского и др.- Ред. К. А. Свасьян. — Минск: Попурри, 1997.

2 Хайдеггер М. Бытие и время / М. ХайдеггерПер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003.

3 См.: Камю А. Миф о СизифеБунтующий человек/ А.Камюпер. с фр. О. И. Скуратович. -Минск: Попурри, 1998. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. Камю А. Избранное. (Серия: Выдающиеся мыслители) Феникс, Ростов-на-Дону. 1998.

Пиголкин, Ю. В. Сорокина, Ю. А. Тихомиров, В. А. Туманов, В. Н. Храпанюк, Б. С. Эбзеев и др.1.

Различные аспекты социально-философского анализа права и социальных норм освещены в трудах учёных Республики Башкортостан: Д. М. Азаматова, Д. Ж. Валеева, O.K. Валитова, Х. С. Вильданова, Б. С. Галимова, И. А. Латыпова, А. В. Лукьянова, Н. В. Моджиной, З. Я. Рахматуллиной, Ф. М. Раянова, Ф. С. Файзуллина, К. В. Храмовой и др.2.

1 См.: Айзенберг A.M. Теория государства и права. М.: Юрид. Лит., 1977; Алексеев С. С. Избранное. Наука права. Общие социальные проблемы. Публицистика. М.: «Статут», 2003; Багиашвили И. М. О понятии социальной нормы. Право и правотворчество: вопросы теории / И. М. Багиашвили. -М.: Мысль, 1982; Поощрительные нормы советского социалистического права / Баранов В.М.- Под ред.: Байтин М. И. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / Отв. ред.: Шорохова Е. В. — М.: Наука, 1978. Лазарев В. В. Об этическом осмыслении философии Фихте в России в конце XIX — начале XX века // Философия Фихте в России.- СПб.: РХГИ, 2000; Лапаева В. В. Социология права / Под ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004; Лапаева В. В. Социология права / Под ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004; Лукашева Е. А. Права человека. М: Издательство НОРМА, 2001; Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003; Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. — М.: Мысль, 1977; Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Т. 2. Право.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007; Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2001; Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства.- М.: Норма, 2000; Пеньков Е. М. Социальные нормы.

— регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории / Е. М. Пеньков.

— М.: Мысль, 1972; Пиголкин А. С. Теория государства и права. — М.: Высшее образование, 2008; Сорокина Ю. В.

Введение

в философию права: курс лекций / Ю. В. Сорокина.- М.: Норма, 2008; Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. — М.: Юринформцентр, 2000; Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8- Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М.: Норма, 2007; Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М.: Норма, 2007.

2 См.: Азаматов Д. М., Миронов А. Н. Социальная детерминированность правовых норм: Монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2008; Азаматов Д. М., Свириденко А. А. Философский взгляд на проблемы власти / Изд-е Башкирского ун-та. — Уфа, 2002; Азаматов Д. М., Храмова К. В. Образование и мораль в обществе риска // Сборник научных статей к 75-летию доктора философских наук, профессора O.K. Валитова. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009; Валеев Д. Ж. Происхождение морали.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981; Валеев Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана.- Уфа: Китап, 1995 Валитов O.K. Правовое регулирование свободы средств массовой информации. — Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1999; Вильданов У. С., Вильданов Х. С., Вильданова Г. Б., Хасанов Г. А. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации: Монография.- Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007; Галимов Б. С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. — Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000; Латыпов И. А. Духовная собственность: социальный смысл и перспективы. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1998; Лукьянов А.В.

Однако исследований в сфере соотношения правовых и социальных норм в настоящее время очень мало, тем более что нет интегративного анализа, который учитывал бы нравственные, интеллектуальные основы права и правопонимания.

Объект исследования — право как регулятор человеческой жизнедеятельности.

Предмет исследования — особенности функционирования права в системе социальных норм.

Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала сущности права во взаимодействии с социальными нормами. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

• выявить социальный характер правовых норм;

• анализируя функциональное пространство правовых и социальных норм, раскрыть особенности генезиса социальных норм, который органичным образом связан с генезисом права;

• на основе анализа особенностей взаимодействия правовых и социальных норм в условиях современного российского общества исследовать особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм;

• выявить противоречия и перспективы формирования правового пространства, где право и социальные нормы достигают стадии органического синтеза.

Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814).- Оренбург: Издат. Центр ОГАУ, 1997; Лукьянов А. В. И. Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я"// Философские науки.-2002, — № 6- Моджина Н. В. Нравственное измерение права — путь к духовному здоровью общества. // Здоровье как социально-философская проблема: Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции/ Отв. Ред. Профессор Азаматов Д. М. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2008; Рахматуллина З. Я. Культура общения и взаимопонимания. — Уфа: РИО БашГУ, 2002; Раянов Ф. М. Политическая философия государственности. Уфа: Изд-во БашГУ, 1998; Файзуллин Ф. С., Нигматуллина И. В. Демократизация Российского государства: Учеб. Пособие / Ф. С. Файзуллин, И. В. Нигматуллина: Уфимск. Гос. авиац. Техн. ун-т. — СанктПетербург — Уфа, 1994.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы исследования выступает социокультурный подход с элементами аксиологического, исторического и диалектического подходов, позволяющих анализировать взаимодействие правовых и социальных норм как регуляторов общественных отношений.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании взаимосвязи правовых и социальных норм. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• обнаружено, что социальный характер правовых норм проявляется в том, что последние заключают в себе не только принципы морали, нравственности, но и императивы активного поведения личности;

• доказано, что происхождение отдельных социальных норм связано с формированием обычного, естественного права, которое, в свою очередь, выступает источником социальных норм;

• обнаружено, что современное российское общество часто игнорирует социальные нормы, направленные на развитие интересов личности, однако необходимым условием эффективности демократического общественного строя выступает гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами (политическими, нормами морали, корпоративными и т. д.);

• доказано, что социальный характер права предполагает момент самоограничения свободы личностив связи с этим, правовые нормы могут одновременно устанавливать определенную степень свободы и границы дозволенного поведения участников общественных отношений, что будет являться ограничением эгоистических побуждений личности;

• обосновано, что соблюдение правовых норм связано с восприятием и осознанием сущности и идеи праваисходя из этого, духовная жизнь человека будет насыщаться глубоким содержанием, что приведёт к совершенному правотворческому процессу и формированию социальных норм.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что исследование диссертационной проблемы даёт возможность для выработки концепции взаимодействия права и социальных норм, мировоззренческих основ преодоления правового нигилизма, отчуждения права.

Практическое значение диссертации заключается в том, что выводы и положения работы могут быть использованы в преподавании социальной философии, социологии, философии права, составить теоретическую базу для разработки философии права, которая направлена на возрождение нравственных основ общества.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы автора получили апробацию на ряде конференций, в том числе: международной научно-практической конференции «Технологии управления социально-экономическим развитием региона» (Уфа, 2008), межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2008), межвузовской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2007), III межвузовской научно-практической конференции «Торговля, бизнес и предпринимательство в условиях рыночной экономики» (Уфа, 2006), IV межвузовской научно-практической конференции «Национальные традиции в развитии торговли, экономики и культуры» (Уфа, 2007), V межвузовской научно-практической конференции «Национальные традиции в развитии торговли, экономики и культуры» (Уфа, 2008), а также в 11 публикациях автора общим объемом 3,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа каждая), заключения и списка литературы, включающего 269 наименований. Общий объём диссертации — 145 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что социальные нормы представляют собой установленные правила поведения в различных сферах общественной жизни, призванные урегулировать взаимоотношения между участниками правоотношений. Также мы пришли к заключению, что социальные нормы, в частности нормы морали, нормы нравственности являются регулятором внутреннего и духовного содержания личности. Чтобы человек был нравственно чист в общественных отношениях, он, в первую очередь, должен быть морально честен перед самим собой.

Таким образом, по своей сути, социальные нормы являются идеальными установленными правилами поведения, на которые следует равняться и к которым следует стремиться. Социальные нормы регулируют именно часто повторяющие общественные отношения, единичные случаи не будут облачаться в форму социальных норм, так как в этом просто нет необходимости. Те отношения, которые стали общественными, не могут идеально существовать без соответствующей регуляции, в противном случае это может привести к анархии, беспорядку в общественной жизни. Однозначно доказано, что во всех социальных нормах устанавливается, как может и как должен (обязан) поступать субъект общественных отношений.

Взаимодействия право с другими социальными нормами в условиях современного российского общества является очень актуальной проблемой сегодняшнего времени. Появляющиеся нормы морали могут не всегда соответствовать истинным представлениям о добре и зле. И тем самым, со временем может произойти подмена понятий и то, что действительно является аморальным, будет считаться моральным. В связи с этим, очень важно развивать истинные представления о ценностях общества и закреплять в социальных нормах именно истинные представления, соответствующих этим нормам.

Одной из ценностей является непосредственно само право. Право выступает как один из самых значимых регуляторов общественных отношений. С помощью права общественные отношения принимают государственное одобрение и обладают государственной гарантией и способами защиты. Именно и с помощью мер государственного принуждения правовые нормы обладают эффективным способом реализации.

В современном обществе наблюдается тенденция, когда некоторые социальные нормы подменяются другими нормами. Это связано с развитием технологий, с изменениями в общественных отношениях, и даже, с заменой определенных социальных норм разумом.

Рассматривая право в системе социальных норм, позволяет не только определить его специфические и отличительные особенности, но и философски осмыслить такое важное общественное явление как право. Право во взаимодействие с другими социальными нормами позволяет выявить его принципы и основные идеи, которые берут свои начала из норм морали, обычаев, нравственности и др.

В современном обществе именно право является одним из важных элементов общественного сознания. Создавая право, всегда требуется воля конкретного лица. Лицо может представляться либо в виде государства, либо в самом индивиде непосредственно. Таким образом, право проявляется в волевом решении индивида или группы лиц. Причём это воля обязательна должна отличаться свободой решения. Свобода не только выступает как главный атрибут права, но и как основополагающий его принцип. К тому же помимо принципа свободы права наравне с ним существует принцип справедливости.

Это два базиса на чём, собственно и должна формироваться правовая система в целом.

В ходе развития общества могут появляться новые виды социальных норм, какие-то нормы могут утрачивать свое значение. Но нам видится, что нормы морали, нормы нравственности и нормы права навсегда будут выступать как значимые регуляторы общественных отношений. Эта та самая важная основа, на которой держится, собственно, признанные интересы и идеалы общества.

Введение

права в систему социальных норм позволяет не «пользоваться» миром, издавна сложившимся, но творчески конструировать сам социальный мир.

В ходе нашего исследования мы заключили, что анализ правовых и социальных норм в их взаимодействие позволяет установить следующее: социальная компонента правовых норм обнаруживает себя в том, что последние включают в себя не только принципы морали, нравственности, но и императивы активного поведения личности.

В связи с этим, мы также пришли к выводу, что любая социальная норма исходит от личности, то есть несет в себе субъективный характер содержания. Также это относится и к правовой норме. Хотя и определяется, что она исходит от государства и поддерживается силой государства, но государственную власть представляет группа лиц, уполномоченных творить правотворчество. Таким образом, в данном процессе участвует свободная воля личности, участвующая в создании конкретного объекта в виде нормы.

В данном плане отношения между государством и личностью призваны осуществляться на основе духа взаимной ответственности, которая не должна быть чем-то казённым, сугубо административным, а предполагает творческое отношение разных людей друг к другу, разных общественных субъектов.

Мораль, обычаи сформировались в системе социальных норм одни из первых. Право же, наоборот, появилось самым последним видом социальной нормы. Это связано с тем, что обязательный признак права заключается в том, что оно исходит от государства. Это нерушимая взаимосвязь права и государства. И только правовые нормы имеют исключительную особенность, выражающую в виде государственного принуждения в случае неисполнения норм права, и одновременно в виде государственной гарантированности обеспечения правовой нормы.

Однако, как нами установлено, мораль и право — две универсально значимые нормативные системы общества, которые представляют собой относительно самостоятельные сферы социальной и духовной жизни. Эта духовность проявляется, прежде всего, в том, что право должно как бы расшириться до морали и нравственности как творческого закона в жизни людей.

Право в силу своей органики представляет собой явление глубоко морального порядка, так что его функционирование в пространстве культуры оказывается практически невозможным без непосредственного подключения в саму «ткань» права моральных критериев и оценок.

Реформирование правовой системы лишь в том случае будет успешным, если эту систему вписать в контекст более широкомасштабных духовных преобразований, учитывающих и законодательство природы, а не только законодательство юридическое, чисто правовое.

Итак, появление социальных норм связано с формированием общества и необходимостью урегулировать часто повторяющие отношения. Появление же правовых норм связано с формированием государства, когда у публичной власти возникла необходимость закрепить отношения между индивидом и государством, придать власти авторитетный оттенок и в то же время саму власть ограничить от произвола рамками закона.

В своем исследовании мы выявили, что нормы права тесно взаимодействуют с другими видами социальных норм, такими как нормами морали, политическими нормами, корпоративными нормами, религиозными нормами, нормами обычаями. И одновременно с этим фактом нормы права и другие виды социальных норм имеют свои специфические отличительные признаки.

В настоящее время главная особенность взаимодействия правовых, моральных и политических норм состоит в том, что российское общество чаще всего игнорирует социальные и духовные нормы, главную из них — ориентацию на интересы развития человека. Вместе с тем, как показало проведённое нами исследование, необходимым условием эффективности общественного строя выступает гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами — политическими, нормами морали и нравственности, корпоративными, нормами традиций и т. д.

В своем исследовании мы пришил к выводу, что в перспективе нормального развития сильного духовного общества необходимо проводить молодому поколению правовое воспитание. Через такое воспитание, помимо знаний правовых норм, также формируется представление о других социальных нормах. Это поможет адекватно воспринимать установленные в обществе правила и привьет культуру понимания и исполнения норм права и других социальных норм.

Осознание личностью сущности, основ, идей права даст возможность понимать природу права, понимать другие социальные нормы на должном уровне и, исходя из этого, правильно применять эти нормы в практической деятельности. Через понимания и осознания права личностью, произойдет понимание и социальных норм.

Именно с помощью социальных норм устанавливается определенный масштаб поведения человека, к которому необходимо стремиться каждой личности. Особо явный масштаб должного поведения, как мы выяснили в своём исследовании, устанавливается именно правовыми нормами. То есть, право выступает равным требованием к неравным людям, обладающих своими особенностями.

Социальный характер права предполагает момент самоограничения свободы личности и в этом плане нормы права характеризуют установление свободы всех участников общественных отношений. Человек, желающий жить в данном государстве, призван соблюдать правовые нормы. Только в данном случае его существование достигает стадии начала духовной жизни как предпосылки формирования социальных норм.

В ходе проведённого исследования нами получены и обоснованы следующие результаты:

1. Социальные нормы выступают как базисное понятие в отношении к правовым нормам. Последние, выражающие суть права, означают самую первоначальную стадию духовной жизни общества и детерминируют тем самым её социальную жизнь.

2. Генезис социальных норм самым тесным образом связан с генезисом права и правовых норм. В соответствии с этой идей трансформация моральных (нравственных) норм в правовые нормы указывают на существование более высокого уровня норм — социальных.

3. Социальный характер правовых норм проявляется в тот момент, когда последние заключают в себе императивы активного поведения личности (ориентация на нравственный долг, на участие в правотворчестве и т. д.).

4. Современное российское общество, ориентированное на дух законотворчества, зачастую игнорирует социальные нормы и основанную из них — ориентацию на интересы развития человека. Вместе с тем необходимо заметить, что условием эффективности демократического общественного строя является взаимодействие права с иными социальными нормами.

5. Человек (особенно принадлежащий к современному российскому космосу) желает существовать именно в условиях данного социума, государства. Но для этого он призван соблюдать правовые и моральные нормы. Только в этом случае его жизнь выступает как предпосылка подлинного законотворчества и формирования социальных норм.

Основные перспективы направления дальнейших исследований заключается в исследовании социальных оснований законотворчества. Это, в свою очередь, повышает актуальность анализа социальных норм как интегративной формы существования общества, гуманистических ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.М. Проблемы влияния глобализации на свободу личности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 16 с.
  2. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. Отв. ред. доктор филос. наук В. А. Лекторский. М.: Наука, 1988. — 287 с.
  3. Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989.-№ 2.-С. 24- 34.
  4. Д.М., Миронов А. Н. Социальная детерминированность правовых норм: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. — 120 с.
  5. Д.М., Свириденко А. А. Философский взгляд на проблемы власти / Изд-е Башкирского ун-та. Уфа, 2002. — 60 с.
  6. С.С. Избранное. Наука права. Общие социальные проблемы. Публицистика. М.: «Статут», 2003.- 455с.
  7. С.С. Общая теория права: учеб.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 576 с.
  8. С. С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т./ С.С.Алексеев- Ред. Р. К. Русинов. Свердловск: СЮИ. — 1972. Т.1: Основные вопросы общей теории социалистического права. -1972. -396 с.
  9. С.С. Философия права. М.: Норма, 1999.- 358с.
  10. С.С. Теория права М: БЕК, 1995. 320с.
  11. С.С., Васьков П. Т., Дюрягин И .Я., Исаков В. Б., Корельский В. М., Леушин В. И., Перевалов В. Д., Русинов Р. К., Черданцев А. Ф., Шабуров А. С., / Под ред.: Алексеева С. С. Теория государства и права. М: Юрид. лит., 1985.- 480 с.
  12. Ю.В. Культура как интегратор социума. Авт-т дисс. доктора филос. наук. — Нижний Новгород, 1997. — 36с.
  13. А.П., Селиванов А. И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. — 320 с.
  14. В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995, 3-е изд-е.- 175 с.
  15. С. Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1979. — 142 с.
  16. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.1. Античность. Восточные цивилизации Текст. / отв. ред. Сюкияйнен JI.P. М.: Мысль, 1999. — 750 с.
  17. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. Часть 1. М.: Мысль, 1969. — 576 с.
  18. Аристотель. Политика- Афинская политика. М.: Мысль, 1997. — 459, 1. с.
  19. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: Т. 4.- М.: Мысль, 1984.- 830 с.
  20. О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. По австрал. этногр. данным. М. Наука 1987. 197,2. с.
  21. А.Р., Хазиев B.C., Шарипов Р. А. Истинность социума: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. — 130 с.
  22. Л.В. Нормы права и их действие (Вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01: М., 2000 177 с.
  23. A.M. Становление духовной культуры молодёжи: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 256 с.
  24. А.Л. Междувластные и властные отношения в теории права: Опыт теоретико-познавательного построения. Ярославль: Тип. Губ. правя., 1912. — 420 с.
  25. М.И. Социалистическая законность и применение права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. 184с.
  26. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: (Методологические аспекты проблемы). М.: Политиздат, 1977. — 143 с.
  27. Г. А., Азаматов Д. М. Эстетическая культура и духовные ценности студенческой молодежи: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 168 с.
  28. Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар: АО «Коми респ. тип.», 1996.- 53,2. с.
  29. А. Будущее общество. М.: Госполитиздат, 1959. — 167 с.
  30. И.- Пер.: И. Горонович. О судебных доказательствах: Перевод с французского. Киев: Тип. М.П. Фрица, 1876. — 440с.
  31. Бестужев-Лада И.В. преодоление проблемных ситуаций в управлении социальными процессами // Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 31−40.
  32. С.Н. Законы общества: Народы. Сознание. Этика. Эстетика. Рынок. Словарь. М.: Рипол классик, 2002. — 379 с.
  33. Т.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. Перевод с английского. 2-е изд. — М.: Норма, Инфра-М, 1998. — 624 с.
  34. Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. 383 с.
  35. Н.А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М.: ИМА-пресс, 1990.-288 с.
  36. Э. Глобингенское введение в философию / Пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 400с.
  37. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / Отв. ред.: Шорохова Е. В. М.: Наука, 1978. — 311 с.
  38. В.И. Очерки развития правовой мысли. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1925. — 607 с.
  39. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 415 с.
  40. С. М. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  41. Бытие человека: Сб. стат./ Под ред. B.C. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — 230 с.
  42. Ш.- Пер.: К. Шуринов. Право лица и государство: Введение к изучению юридических наук. Воронеж: Типо-лит. «Воронеж, изд. т-ва», 1917.-192 с.
  43. Д.Ж. Происхождение морали, — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.-152 с.
  44. Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана.-Уфа: Китап, 1995.-224с.
  45. З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк): Монография.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.- 112 с.
  46. O.K. Правовое регулирование свободы средств массовой информации. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1999. — 231 с.
  47. В. Закон и право в философии Гоббеса. С.-Пб.: Тип. B.C. Балашова и Ко, 1900. — 275 с.
  48. А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли/ Изд-е Башкирск. ун-та.- Уфа, 1996.- 101 с.
  49. Ваттима Дис. Прозрачное общество. М.: Логос, 2003. — 128с.
  50. У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ: Монография. — Уфа: РИО БГУ, 2006. -418 с.
  51. У.С., Вильданов Х. С., Вильданова Г. Б., Хасанов Г. А. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации: Монография.- Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007.- 204с.
  52. И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. -М.: Советский писатель, 1991. 544с.
  53. .П. Кризис индустриальной культуры (марксизм, неосоциализм, неолиберализм). Репринт с изд. 1953 г. Нью-Йорк Chalidze Publications, 1982 г .- 350 с.
  54. П.П. Философия Фихте и современность.- М.: Мысль, 1979.-288с.
  55. П.П., Давыдов Ю. М. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
  56. .С., Мусин Г. Х. Биосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. — 284 с.
  57. А.В. Проблема дисциплинарного статуса философии права // Философия и социология в контексте современной культуры. -Днепропетровск, 1998. С. 179−188.
  58. Т.Х. Диалектика сущего и должного в правовой реальности.-Авт-т дисс. канд. философ .наук, — Магнитогорск, 2008.- 22с.
  59. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. И сост. Д. А. Керимов и B.C. Нерсесянц- Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц.-М.: Мысль, 1990.-524 2.с.
  60. Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука 1993. -477,2. с.
  61. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1.-М.: Мысль, 1976,-532с.
  62. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 2.- М.: Мысль, 1977.-573с.
  63. Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г. Шпета. Санкт- Петербург: Наука, 1992.- 443с.
  64. Гегель Г. В. Ф. Сочинения Текст.: в 15-ти томах. 2-е изд. — М.-Л.: Госиздат. Т.7: Философия права: пер. с нем. — 1934. — 380 с.
  65. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. З. Философия духа.- М. Мысль, 1977.- 452 с.
  66. А.- Пер. под ред.: Н. Неклюдов. Краткий очерк истории философии права: Перевод с немецкого. С.-Пб.: Тип. Н. Тиблена и Ко (Н.Неклюдова), 1866. — 151 с.
  67. К. А. Счастье / Сост. и коммент. А.В. Серёгина- Вступ. Ст. X. Н. Момджяна. М.: Советская Россия, 1987. — 480 с.
  68. Гилязитдинов Дис. М. Трансформация российского общества и этнические процессы. Сборник избранных трудов. — Уфа: Баш ГУ, 2005.-364 с.
  69. Т. Сочинения в 2 т. T.l. М.: Мысль, 1989.- 622с.
  70. Т. Сочинения в 2-х т.: Т. 2.- М.: Мысль, 1991.- 731с.
  71. В.И. Действие права (Методологический анализ). М.: Академия МВД России, 1992. — 180 стр.
  72. Д.Б., Спектор Е. И., Глазкова М. Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. — № 5. -С. 25.-38.
  73. П.А. Правовой нигилизм: опыт философского анализа.-Оренбург: ОГУ, 2000.- 169с.
  74. Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982. — 312 с.
  75. Р. Основные правовые системы современности. / Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 316 с.
  76. Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 18 с.
  77. С.А. Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ. Баку: Элм, 1984. — 191 с.
  78. И.К. Социальные отношения и социальный порядок -продукт культуры // Социально-гуманитарные знания. М. 2008., № 3 С. 38−55.
  79. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. Тома и авт.всуп.ст. А.Ф. Лосев- Перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. — М.: Мысль, 1986. — 571 с.
  80. О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк/ Дробницкий. О.Г. М.: Наука, 1974. — 387 с.
  81. А.И. Понятие и качество закона и параметры, его определяющие // Актуальные проблемы истории, политики и права: Часть 1. Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД Росси, 2002. 126 с.
  82. Д. фон Гильдебранд. Метафизика коммуникации. СП.б.: Алетейя, 2000 г. — 373 с.
  83. И.И. История русской философии. М.: Высш. школа, 2002. 584 с.
  84. А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека (современная немецкая практическая философия). Киев: Наукова думка, 1994. — 200 с.
  85. Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. 195 с.
  86. Л.Я. Опыт марксистского анализа истории эстетики. М.: Изд-во Коммунистической академии 1928. 362, 2. с.
  87. В. Г., Рыбакова Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. 232 с.
  88. И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 4. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) М.: Русская книга, 1993. — 624 с.
  89. И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. в десяти томах, М.: Республика, 1993, т. 3, с. 553.
  90. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х т. Санкт- Петербург: «Наука», 1994. — 542 с.
  91. И.П. Политическая организация социалистического общества/ И. П. Ильинский. М.: Международные отношения, 1976. -256 с.
  92. P.P. Правовой нигилизм: мировоззренческие основания и пути преодоления. — Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 18 с.
  93. История теоретической социологии. В 4-х т.: Т. 4/ Отв. ред. И составитель Ю. Н. Давыдов. — М.: Изд-во «Канон +» ОИ «Реабилитация», 2002. — 736 с.
  94. С.А. О методологии изложения эволюции сущности права // Право и политика. 2003. № 11. С. 4 12.
  95. А. Миф о Сизифе- Бунтующий человек/ А. Камю- пер. с фр. О. И. Скуратович. Минск: Попурри, 1998. — 544 с.
  96. И. Трактаты и письма.- М.: Наука, 1980. 709 с.
  97. И. Метафизика нравов// История политических и правовых учений. Хрестоматия/ под ред. О. Э. Лейста. М.: Городец, 2000. 512с.
  98. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизики, могущей появиться как наука.- Санкт Петербург: Наука, 1996.- 552с.
  99. И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1-«Трактаты и статьи» (1784−1796). Подг. к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург).- М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993.- 586с.
  100. П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: «Педагогика», 1982. — 704 с.
  101. Кара-Мурза С. Г. Второе предупреждение. Неполадки в русском доме. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. — 384 с.
  102. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. Алгоритм 2000. — 681 с.
  103. Г. Чистое учение о праве// История политических и правовых учений. Хрестоматия/ под ред. О. Э. Лейста.- М.: Городец, 2000.- 512 с.
  104. Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: Аванта +, 2000. — 560с.
  105. Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. -М.: Госюриздат, 1960. 223 с.
  106. Г. «Говорящее» сословие? // Высшее образование в России. 2001.-№ 1.- С.63−75.
  107. Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство ACT», 2002 г. — 480 с.
  108. ПО.Кистяковский Б. А. Общество и индивид: (Методол. исслед.). М.: Дом интеллектуал, кн., 2002. 154 с.
  109. .А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1998. 798 с.
  110. .А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. 708 с.
  111. Ю.В. Мораль, право, политика как этическая сфера (Предисловие В.И. Мануйлова) //Полис. 1992. № 1−2. С. 208−216.
  112. В.В. Победы и беды России. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. — 576 с.
  113. С. А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 1997. -416 с.
  114. Н.М. История философии права: Пособие к лекциям. 6-е изд. — С.-Пб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — 508 с.
  115. С.А. Власть и право. Проблема правового государства. -М.: Типография «Мысль» Н. П. Меснянкинаи Ко, 1915.-419 с.
  116. Л.Н. Социальное государство: цели и функции / Социально-гуманитарные знания. М. 2008., № 3. С. 68−79.
  117. В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб./В.Н. Кузнецов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 438с.
  118. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М.: МГУ, 1990. — 216 с.
  119. Д.Г., Азаматов Д. М. Самосознание и конфессиональное восприятие исламской молодёжи Башкортостана: Монография.- Уфа: РИО БашГУ, 2005. 160 с.
  120. С. Страх и трепет: Пер. с дат.- М.: Республика, 1993. — 383с.
  121. Э. Вопросы политики. 2-е изд., доп. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1904. — 247 с.
  122. В.В. Об этическом осмыслении философии Фихте в России в конце XIX начале XX века // Философия Фихте в России.- СПб.: РХГИ, 2000. — 368 с.
  123. В.В. Социология права / Под ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. — 304с.
  124. И.А. Духовная собственность: социальный смысл и перспективы. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1998. -22 с.
  125. В.И. Сумерки права: семь грехов правотворчества / Адвокат. 2006. № 2. С. 79−86.
  126. В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. 397с.
  127. Л.М. Философские характеристики и речи. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.-496с.
  128. Лоренцо Вала. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989.-475с.
  129. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
  130. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / Худож. — офор. Б. Ф. Бублик. — Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 960 с. (Вершины человеческой мысли).
  131. Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991- 479 с.
  132. А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814).-Оренбург: Издат. Центр ОГАУ, 1997. 252с.
  133. А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» //Философские науки.- 2002. № 6. — С. 81−89.
  134. А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и индия. М., 1989. — С. 36−40.
  135. Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А.Антоновского. М.: Логос, 2004. 232 с.
  136. Луций Аней Сенека. К Серену. О том, что мудрец не восприимчив к несправедливости и унижению (о постоянстве мудреца) // историко-философский ежегодник. 1987.-М.: Наука, 1987.-С. 190−215.
  137. Н. Государь: Пер. с ит. М.: Планета, 1990. — 79 с.
  138. С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления: Монография.- Харьков: Право, 2002. 328 с.
  139. М. К. Лекции по античной философии / Мераб Мамардашвили- Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Аграф 1998. 309, 2. с.
  140. Л.С. Правосознание // Общественное сознание и его формы. -М., 1986.-С. 100- 142.
  141. К. К критике политической экономии: С приложением статьи К. Маркса «Введение к критике политической экономии"/ К.Маркс. -2-е изд. Одесса: Госиздат Украины, 1923. — 174 с.
  142. К. О диалектическом и историческом материализме/ К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин- сост.: А. П. Шептулин, И. Д. Андреев и др. М.: Политиздат, 1984. — 636 с.
  143. К. Избранные произведения: в 3 т./ К. Маркс, Ф.Энгельс. М.: Политиздат. -1979 Т. 1. -1979. — 640 с.
  144. К. Сочинения/ К. Маркс, Ф.Энгельс. -Изд. 2-е. -М.: Госполитиздат. -1955. Т.2. -1955. — 651 с.
  145. М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Т. 2. Право.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 656 с.
  146. Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002 480с.
  147. В.М. Индивидуальное и социальное измерение единства свобод. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 1999. -24 с.
  148. Н.Р. Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии. Диссерт. Канд. философ, наук. — Уфа, 2005.- 142 с.
  149. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220с.
  150. И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск: В. М. Посохин, 1914. — 632 с.
  151. К.Л., Чижов В. П. Философия црироды Г.В. Ф. Гегеля, изданная Карлом Мишеле: Пер. и предисл. В. П. Чижова с доп., излагающими науку о природе и ее соврем, состоянии. Т. 1 Москва: тип. Грачева и К°, 1868. 448 с.
  152. Н.В. Право как ценность и его роль в воспитании личности. -Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006.- 20 с.
  153. Мор Томас. Утопия Эпиграммы- История Ричарда III / Т. Мор- Изд. подгот. М. JI. Гаспаров и др. М. Ладомир 1998. 461 с.
  154. Мораль. Право. Перестройка: Материалы научной конференции. -Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1989.- 236 с.
  155. А.Г. Институциализация образовательного пространства: Феномен университета. — Самара: изд-во «Самарский университет», 2002.-180 с.
  156. К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс. № 12.2003.- С. 87−90.
  157. С.Ш., Антиаова А. С. О ценностных противоречиях гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. М. 2008., № 3 С. 80−91.
  158. Ф.С. Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия. — Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 18 с.
  159. Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987. — 248 с.
  160. B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.- М.: Рос. Право, 1992.-352 с.
  161. B.C. Общая теория права и государства. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 1999. 552 с.
  162. B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. 350 с.
  163. Л.В. Общественное сознание и его структура. — М.: Изд-во МГУ, 1977.-36с.
  164. Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 1. Пер. с нем. — Вступ. статья, составление и примечания К. А. Свасьяна. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.- 832 с.
  165. Ф. Соч. в 2-х т.: Т.1.- СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998.- 960с.
  166. Ф. Соч. в 2-х т.: Т.2.- СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998.- 1120с.
  167. Ф. Так говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинетво и пессимизм: Сборник/ Ф. Ницше- Пер. с нем. Ю. М. Антоновского и др.- Ред. К. А. Свасьян. Минск: Попурри, 1997. -624 с.
  168. П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 446, 2. с.
  169. П.И. Кант и Гегель в их учениях и государстве: Два типических построения в области философии права. М.: Унив.тип., 1901.-253 с.
  170. И.М. Что такое гуманитарная культура?- Саранск.- Изд-во Мордовского ун-та, 1992.- 148 с.
  171. От права природы к природе права. Перевод с немецкого / Кленнер Г.- Под ред.: Куркин Б.А.- Пер.: Бекназар-Юзбашев Т.Б.- Вступ. ст.: Мамут Л. С. М.: Прогресс, 1988. — 320 с.
  172. А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. — 424 с.
  173. Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Основы эмоциональной психологии. 3-е изд. — С.-Пб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1908. — 271 с.
  174. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1−2. 2-е изд., испр. и доп. — С.-Пб.: Тип. т-ва «Екатерингоф. печ. дело»: Тип. М. Меркушева, 1909. — 768 с.
  175. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1.- М.: Мысль, 1990.- 860с.
  176. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2, — М.: Мысль, 1993.- 528с.
  177. Платон. Государство // Он же. Собр. соч. в 4 т.: Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- 654с.
  178. С.М., Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. — 150 с.
  179. С.М. Человек и его лира. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1996.- 170 с.
  180. И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут», 2001.- 354 с.
  181. И. Этика: О исторической и современной проблематике нравственной теории. М.: Прогресс, 1965. — 669 с.
  182. Поощрительные нормы советского социалистического права / Баранов В.М.- Под ред.: Байтин М. И. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. — 147 с.
  183. Правовые нормы и правоотношения. Пособие / Айзенберг A.M., Карева М.П.- Под ред.: Мокичева К. А. М., 1949: ВЮЗИ. — 60 с.
  184. Проблемы структуры и функционирования общественного сознания: Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: ИГПИ, 1986. -104 с.
  185. М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении. Авт-т дисс. доктора филос. наук.- Уфа, 2005.-44с.
  186. . История западной философии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 992с.
  187. Рассуждения о счастливой и достойной жизни /Сост. И. Л. Зеленкова. -Мн.: Харвест, 1999. 608с.
  188. З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ). Авт-т дисс. доктора философ, наук. -Уфа, 2000.-39 с.
  189. З.Я. Культура общения и взаимопонимания. —Уфа: РИО БашГУ, 2002.- 162 с.
  190. Рац М.В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 23- 33.
  191. И.М. Правовая культура в глобализирующемся мире: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — 104 с.
  192. Э.Д. Роль традиций в современном обществе //Человек. Общество. Образование: Сборник статей / отв. ред. Д. М. Азаматов -Уфа: РИЦБашГУ, 2009. С. 16−19.
  193. РезяповаГ.Ф. Терроризм как социальное явление. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа. 2005. — 19 с.
  194. М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие.-Ярославль: Академия развития /Академия-Холдинг, 2003. 192 с.
  195. В.В. Опавшие листья. Короб первый. СПб.: «Кристалл». 2001. 158с.
  196. . Ж. Об общественном договоре: Трактаты: Пер. с фр./ Ж.Ж.Руссо- Отв. ред. Г. Э. Кучков. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1998.-416 с.
  197. . Ж. Сочинения: Пер. с фр. Калининград Янтар. сказ 2001. -414, [2] с.
  198. И. Идеологическая борьба и права человека: Пер. с права человека / Имре Сабо- [Вступит, статья В. Н. Кудрявцева. М. Юрид. лит. 1981. 136 с.
  199. Г. А. Социальная справедливость: актуальная проблема и пути их решения в современном российском обществе. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 1998. — 18 с.
  200. П.В. и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. -350 с.
  201. Р.Ф. Мировоззренческие основания современного терроризма (социально-философский анализ). Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2005. — 20 с.
  202. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. № 8. -2003.- С. 54−63.
  203. B.C. Сочинения в 2 т.: Т. 1. М.: Мысль, 1988. — 892 с.
  204. B.C. Сочинения в 2 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
  205. Э.Ю. И. Кант: Взаимодополнительность морали и права. -М.: Наука, 1992. 210, 2. с.
  206. Э.Ю. Личность и право // Вопросы философии. — 1989. № 8. — С. 67- 90.
  207. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат., 1992. — 543 с.
  208. Ю.В. Введение в философию права: курс лекций / Ю. В. Сорокина М.: Норма, 2008. — 336с.
  209. . Об усовершенствовании разума: Пер. с лат. и гол. М.: ЭКСМО пресс 1998. — 861 с.
  210. . Трактаты. М.: Мысль, 1998. 446 с.
  211. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. соц.-филос. публицистика М.: ИФРАН, 1996. — 174,1. с.
  212. В.Д. Психология воспитания П.Ф. Каптерева. 2-ое изд. перераб. и доп. Тверь: Лилия ЛТД., 1999. — 639 с.
  213. В.М. Философские проблемы становления и функционирования массового политического сознания в современном российском обществе. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2002. -16с.
  214. Ю.В. Основы философии права. М.: Вестник, 1997. — 608 с.
  215. Э. Историзм и его проблемы: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -719 с.
  216. Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1917. — 227 с.
  217. Е.Н. Наследие Чингисхана / Николай Трубецкой. М.: Эксмо, 2007. — 736 с.
  218. Е.Н. Смысл жизни / Худож.-оформ.- Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2000. — 656с. — (Б-ка «Р. X. 2000». Серия «Религиозная философия»).
  219. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8 С. 52−59.
  220. Тур М. Концепция права Ю. Хабермаса • в контексте его коммуникативной теории // Философская мысль. — 1999. № 6. — С. 8595.
  221. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968.- 324 с.
  222. А.А., Кузьмичев И. С., Соколов JI.B., Цуриков Г. М., Платонова В. А. Заслуженный собеседник. Этика. Религия. Наука: Сборник. Рыбинск: Рыбин. Подворье, 1997.- 567,[2] с.
  223. Ф.С., Нигматуллина И. В. Демократизация российского государства. Санкт- Петербург — Уфа, 1994. — 135 с.
  224. И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1999. — 244 с.
  225. Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1994. — 152 с.
  226. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФРАН, 1997. -255с.
  227. Философия Гегеля и современность. Ред. коллегия: JI.H. Суворов (отв. ред.) и др.- М.: Мысль. 1973.- 431с.
  228. Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность: Материалы Респ. научно-практич. конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 216 с.
  229. Философия права / О. Г. Данильян, Л. Д. Байрачная, С. И. Максимов и др. / Под ред. О. Г. Данильяна. М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 416 с.
  230. Философия права / Радбрух Г. М.: Междунар. отношения, 2004. — 240 с.
  231. Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. — 368 с.
  232. И.Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения- Наукоучение 1805 г.- Наукоучение 1813 г.- Наукоучение 1814 г. / Пер. с нем. Вступит, статья В. В. Мурского.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006.- 619с.
  233. И.Г. Наставление к блаженной жизни /Пер. с нем., послесловие и примеч. А. К. Судакова.- М.: Канон +, 1997.- 400с.
  234. И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801 г. г. Изд-е подг. П. П. Гайденко.- М.: «Ладомир», 1995.- 655с.
  235. И.Г. Сочинения в 2-х т.: Т. 2 / Сост. и примеч. Владимира Волжского.- СПб.: Мифрил, 1993.- 798с.
  236. К. Артур Шопенгауэр (Серия «Мир культуры, истории и философии). СПб.: Издательство «Лань», 1999.- 608с.
  237. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 512 с.
  238. СЛ. Непрочитанное. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 592 с.
  239. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  240. И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции: Монография.- Уфа: РИО БашГУ, 2004. 268 с.
  241. Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма — Пер. с англ. под общ. ред. А. В. Александровой. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 474, 6. с. — (Philosophy).
  242. Л. Л. Мораль права / Лон Фуллер- пер. с англ. Т. Даниловой- под ред. А.Куряева. — изд. перераб. и доп. — М.: ИРИСЭН, 2007. — 305, 7. с.
  243. Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Юрген Хабермас- Пер. с нем. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2008.-416с.
  244. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. -176 с.
  245. Н.В. Онтологическая истинность политической жизни и особенности её познания. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2007.- 23 с.
  246. М. Бытие и время / М. Хайдеггер- Пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.
  247. А.Г. Социально-философский анализ генезиса личности и её свободы. Авт-т дисс. доктора филос. наук. — Уфа, 2000. — 32 с.
  248. О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической теории права и государства.- М.: Гнозис, 1994.- 328 с.
  249. Церковь и государство. История правовых отношений / Николин А. -М.: Изд-во Срет. монастыря, 1997. 430 с.
  250. .А. Структура и закономерности общественного сознания. JL: Наука. Ленинградское отделение, 1982. — 314 с.
  251. В.Г. Общественное пространство: Социально-философский анализ. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 19 984. 165с.
  252. В.А. Современные концепции естественного права/ Четвернин В.А.- Отв. ред.: Туманов В. А. М.: Наука, 1988. — 144 с.
  253. Р.Г. Современные технологии власти / Вопросы философии. М. 2007., № 11. С. 3−12.
  254. А.Р. Формирование национального самосознания (социально-философский анализ). Авт-т дисс. канд. филос. наук. -Уфа, 2000. -21 с.
  255. Н.А., Егоров Н. П. Моральный вред: Социально-правовой аспект становления понятия. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 208 с.
  256. Л.И. На весах Иова / Худож.-оформ. Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2001. — 464 с. — (Б-ка «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»).
  257. Г. Ф. Общая теория права: Философия права. Часть теоретическая. Т. 1: Вып. 1−4. М.: Бр. Башмаковы, 1910.-839 с.
  258. О. Закат Европы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.
  259. Эрн В. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 592 с. — (Классическая философская мысль).
  260. Л.С. Социализм: право и общественный прогресс.- М.: Изд-во. Юрид. Лит. 1990.- 173 с.
  261. .В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте.- Санкт-Петербург: Наука, 2004.- 455с.
Заполнить форму текущей работой