Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущими средствами здесь служат упражнения на «стыке» двух видов подготовки, направленные на установление взаимосвязи между ними, а также учебные, контрольные и календарные игры с системой заданий. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные соревнования. Взаимосвязь видов подготовки, их интеграция, осуществляется следующим образом. Первоначально решаются специфические задачи… Читать ещё >

Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры и спорта Кафедра теории и практики физического воспитания

Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

Семенова Наталья Петровна Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Т. Д. Владова Допущена к защите зав. кафедрой ТиПФВ д.п.н., профессор____________С. С. Коровин Оренбург — 2011

Содержание Введение ГЛАВА I. Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

1.1 Специфические особенности спортивной тренировки спортсменов-лаптистов

1.2 Дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

1.3 Особенности специально-физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации Глава II. Обоснование эффективности методики формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Содержание методики специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

2.3 Результаты проведения эксперимента и их обсуждение Выводы Список использованной литературы Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время в научной и научно-методической литературе по лапте нет обоснованной системы взглядов, регламентирующих процесс специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов относительно этапов спортивной подготовки. В частности нет четких обоснованных рекомендаций по специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

В систему специальной физической подготовки лаптистов выделяют различные ее составляющие: координационные способности, быстроту, скоростно-силовые способности, специальную выносливость. Однако, наиболее важными компонентами физической подготовки лаптистов являются — скоростно-силовые и координационные способности, а так же специальная выносливость. Еще не достаточно определены специальные комплексы средств и методов тренировки в этом направлении так, чтобы все способности сочетались с технико-тактическими элементами, а не только в собственном выражении (21; 30).

Физическая подготовка лаптистов состоит из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В подготовительный период велики объемы общефизической работы. В соревновательный период возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной физической подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов.

Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления спортсменом-лаптистом предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений. При этом важна и четкая скоординированность действий спортсмена при выполнении технико-тактических элементов входе игры.

В этой связи, разработка специальной методики формирования специально-физической подготовленности лаптистов является достаточно актуальным.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать содержание методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Объект исследования: физическая подготовка лаптистов.

Предмет исследования: специальная физическая подготовка лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Основными задачами научного исследования явились:

1. Выявить особенности специальной физической подготовки лаптистов в научной и научно-методической литературе.

2. Выявить дидактическое обеспечение специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов.

3. Разработать содержательное обеспечение методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

4. Экспериментально обосновать эффективность содержательного обеспечения методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов.

Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс специальной физической подготовки лаптистов будет улучшен при условии разработанности специального дидактического обеспечения и содержания методики, включающей: специально-подготовительные упражнения с максимальной и субмаксимальной мощностями; специальные физические упражнения с технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения с собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые задания с элементами скоростно-силовой подготовки; упражнения на статическую выносливость.

Методологической основой исследования явились научные труды по спортивной подготовке А. Г. Фурмонова, В. Н. Платонова, Ю. Д. Железняка; по физической и технико-тактической подготовке спортсменов лаптистов И. О. Аголлустянова, А. В. Бердинского, В. С. Фролова, А. В. Бутовского, Н. Н. Черемухина.

База исследования: ДЮСШ № 1 Первомайского района Оренбургской области.

Практическая значимость исследования. Разработанное содержание может использоваться в практике детских юношеских спортивных школ, в школах олимпийского резерва, в секциях по лапте.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

1.1 Специфические особенности спортивной тренировки спортсменов-лаптистов По своей распространённости лапта занимает ведущее положение на Всероссийской спортивной арене. Игра в лапту стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие лапты как игры ради отдыха, игра в лапту стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. Лапта — одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер лапты объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством лапты как средства физического воспитания является его специфическое качество — слаженность коллективных действий, а так же взаимосвязь между физической подготовленностью игрока и качеством технико-тактических действий. В свою очередь, под тренированностью в спорте вообще и в лапте в частности следует понимать высокий уровень развития специальных двигательных способностей, проявляющихся в совершенном владении спортивной техникой и тактикой при наличии отличных показателей функционального состояния всех систем человеческого организма. Иными словами, спортивная тренировка объединяет две стороны единого процесса, одной из которых является совершенствование двигательных способностей человека, а другой — улучшение его функциональных возможностей (34, 35).

К повышению двигательных способностей принято относить совершенствование двигательных навыков и необходимых для их успешного выполнения физических качеств — силы, быстроты, выносливости и ловкости. К повышению функциональных возможностей — улучшение деятельности внутренних органов и систем человеческого организма.

В действительности в процессе тренировки обе эти стороны представляют собой неразрывное целое (33, с. 12).

Однако, следует отметить, что в начале обучения двигательным действиям в лапте процесс тренировки выражен слабо, так как при освоении новых движений их выполнение осуществляется в замедленном темпе, без интенсивной физической нагрузки. По мере же овладения двигательными навыками наступает процесс тренинга, характеризующийся развитием физических качеств в единстве с совершенствованием спортивной техники и тактики на фоне высокоинтенсивных физических (работа большой мощности) и волевых напряжений (32, с. 15).

Решение задач формирования взаимосвязей между значимыми компонентами тренировки в спортивных играх не должно замыкаться на многократном выполнении соревновательного упражнения. Задачами комплексной подготовки являются: во-первых, осуществление связи между компонентами подготовки: физической и технической, технической и тактической, технико-физической и тактической; во-вторых, достижение стабильной надежности игровых навыков в сложных условиях соревнований; в-третьих, реализация эффекта всех видов подготовки в единстве игровых действий (32, 33).

Ведущими средствами здесь служат упражнения на «стыке» двух видов подготовки, направленные на установление взаимосвязи между ними, а также учебные, контрольные и календарные игры с системой заданий. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные соревнования. Взаимосвязь видов подготовки, их интеграция, осуществляется следующим образом. Первоначально решаются специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности. Затем решаются вопросы взаимосвязи: содействие решению задач одного вида подготовки, средствами другого вида. Это происходит в такой последовательности: физическая и техническая, физическая и тактическая, техническая и тактическая, все три вида подготовки вместе, посредством игровых фрагментов, учебных и контрольных игр, соревнований. Например, если у лаптиста не будет сформирован должный уровень скоростно-силовых способностей, но отработана биомеханика техники — то все равно качество технико-тактических действий будет низким за счет не хватки мощности движений. И наоборот, высокий уровень специально-физической подготовленности, при слабой технической подготовке, так же не позволит достичь эффективности техники.

Все компоненты спортивной тренировки спортсменов-лаптистов тесно взаимосвязаны и составляют единое целое, их выделение служит для более эффективного управления тренировочным процессом. В целом содержание спортивной тренировки лаптистов определяется следующими факторами: местом, которое она занимает как подсистема в системе подготовки спортсменов; закономерностями, присущими самой тренировке; особенностями контингента спортсменов (возраст, пол, уровень подготовленности); этапом многолетней подготовки, определением в нем наиболее эффективных и адекватных возрасту средств и методов.

На протяжении последних лет широкое распространение и научное обоснование в спортивной лапте получает метод моделирования различных сторон мастерства, средств и методов тренировки. Эмоциональное состояние лаптистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает лаптисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества лаптистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры. Однако данные аспекты весьма поверхностны без целенаправленной установки специфических рефлекторных взаимосвязей в проявлении устойчивости к мышечной работе большой интенсивности (26; 28)

В свою очередь, высокий уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности лаптистов может лимитировать и психологические факторы снижения качества техники (7; 8; 22).

Выполнение большинства приемов игры в лапте связаны со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра в лапту связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений при мышечной работы максимальной и субмаксимальной мощности (что при ударных действиях, что при защитных) (7, с. 15).

Эффективность технико_тактических действий в лапте в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением лаптистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Спортсмену-лаптисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем ломит его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников. Данные аспекты связаны с развитостью психических процессов спортсменов и с качеством проявления психомоторных процессов, что тренируется и закрепляется в непосредственных технико-тактических действиях во взаимосвязи со специальными физическими упражнениями (25, с. 23).

Основным содержанием деятельности сторон в соревнованиях по лапте является конкурентная борьба, реализуемая в конфликтных ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения. Все это предъявляет и высокие требования к специально-физической подготовки лаптистов. Все это также это обуславливает необходимость формирования координированности в действиях лаптиста и его скоростно-силовой подготовленности (33;34).

Правильное и своевременное выполнение технического приема тесно связано с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность направления и траектория передачи. При этом не стоит забывать, что столь сложно координированные действия осуществляются в условиях максимальной и субмаксимальной мощности (т.е. в условиях скоростно-силовой работы) (21, с. 15).

При выполнении технических приемов нужна точная дифференцировка мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних передач на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности. Необходимо включать в специальную физическую подготовку сложные по координации виды упражнений, различные акробатические и гимнастические упражнения, различные вращательные движения, всевозможные ускорения с мгновенной остановкой, упражнения на равновесие. Специальные физические упражнения способствуют формированию восприятия, развитию внимания и ощущений, в результате чего у лаптистов появляется высокоразвитое, специализированное комплексное качество. К ним можно отнести «чувство мяча», «чувство площадки», «чувство сетки», «чувство вpeмeни». В основе этого качества лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения.

Таким образом, соревновательные действия лаптистов напрямую связаны со степенью проявления ими координационных и скоростно-силовых способностей, а так же специальных видов выносливости.

1.2 Дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации Рассматривая систему дидактического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов-лаптистов нельзя не затронуть основные принципы, средства, методы и формы организации учебно-тренировочного процесса. Именно из-за качественного подбора данных категорий можно разработать адекватную методику или ее научно-методическое обеспечение по целенаправленному формированию не только технико-тактических действий спортсменов-лаптистов, но и развитию их специальных физических качеств (преимущественно скоростно-силовых и координационных) (12, с. 44).

В целом в учебно-тренировочном процессе лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не менее можно выделить и предпочтение в избрании того или иного принципа в учебно-тренировочном процессе лаптистов.

Из общесоциальных — всесторонности, отражающий потребность социума в личности (личности-спортсмена), развитой всесторонне в отношении становления телесно-душевно-духовных возможностей. Его реализация связана со следующими условиями (требованиями):

— обеспечение единства и комплексности обучающих, воспитательных и развивающих воздействий в становлении сущностных компонентов базовой культуры личности (нравственной, эстетической, трудовой, физической, гражданской, интеллектуальной) (12; 13).

— обеспечение единства общих и специальных педагогических воздействий в отношении становления двигательной подготовленности личности.

Из общеметодических принципов физической культуры практически все имеют целесообразность своего использования: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, возрастной адекватности.

Тем не менее, в особую категорию входят следующие принципы.

Принцип наглядности предполагающий создание у занимающихся наглядных представлений в виде психического образа изучаемого содержания, при реализации следующих педагогических требований:

— формирование возможно более точного зрительного и мысленного образа изучаемого материала, что достигается за счет: привлечения имеющегося у занимающихся двигательного и теоретического опыта; комплексным использованием средств зрительной наглядности; максимальной конкретизации наглядного материала (демонстрация именно того действия в лапте, которое следует освоить);

— использование специальных воздействий на проприоцептивную (мышцы, связки, кости), вестибулярную (равновесие), слуховую и другие сенсорные системы в ходе использования метода «двигательной наглядности», что подразумевает: использование двигательного опыта занимающихся и в этой связи определение меры доступного в двигательной наглядности для каждого; соблюдение рациональной последовательности в изучении двигательных умений и навыков, знаний; привлечение занимающихся к «мысленному проговариванию» техники двигательных действий (идеомоторная тренировка), учет возрастных психофизиологических особенностей занимающихся (способность к восприятию) (22; 23)

Принцип доступности в системе учебно-тренировочного процесса лаптистов отражает необходимость обеспечения целенаправленности от процесса освоения технико-тактических действий в избранном виде спорта; стимуляции физкультурно-спортивной деятельности при одновременном достижении постепенно развивающего эффекта (от известного к неизвестному, от простого к сложному).

Система специальных принципов в учебно-тренирвочном процессе лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации должна быть представлена в полном содержании, а именно: принципом углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, единства общей и специальной физической подготовки, волнообразности и цикличности. Т. е. те компоненты, которые непосредственно формируют прочную идейную основу в отношении реализации учебно-тренировочного процесса.

Из всего разнообразия традиционных средств физической культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной физической подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации стали: специально-подготовительные упражнения (подводящие, развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений, гигиенические факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности. При разработке содержательного обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов ведущими средствами все же стали: специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей. Таким образом, они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована на кинематометре; во втором — за счет многократных бросков мяча в корзину в баскетболе).

Как правило, специально-подготовительные упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического образования и спортивной тренировки (19, с. 45).

В этой связи, в зависимости от преимущественной направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют:

— на подводящие, способствующие освоению техники двигательных движений и действий;

— на развивающие (подготовительные), обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных свойств и качеств (способностей).

Тренировочные формы соревновательных упражнений обеспечивали взаимосвязь технико-тактических действий лаптистов с специальными физическими упражнениями (4, с. 21).

Из всего многообразия методов физической культуры при разработке содержательного обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной специализации мы отдавали предпочтение следующим методам: избирательного, комплексного и сопряженного воздействия (группа методов преимущественной направленности на воспитание физических качеств); метод целостного упражнения (группа методов преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков); соревновательный и игровой методы.

Методы избирательного воздействия направлены преимущественно на воспитание какого-либо физического качества и могут иметь нагрузку как непрерывного, так и интервального характера. Суть непрерывного характера нагрузки заключается в выполнении определенной тренировочной работы однократно, без перерыва (отдыха); интервальный характер нагрузки определяется регламентированными интервалами отдыха.

Комплексность в воспитании двигательных (физических) качеств достигается за счет использования в практике физического образования и спортивной подготовки метода «круговой тренировки». К числу важных характеристик метода относятся:

— основное назначение: воспитание общей выносливости и ее специальных компонентов; становление общей и специальной физической подготовленности (в различных видах спорта и спортивной специализации) различного контингента занимающихся;

— используемые упражнения: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные (в связи с дидактической задачей и доминирующей направленностью подготовительного процесса); характер упражнений — циклические и ациклические;

— основное содержание метода: повторное выполнение упражнений специально составленного комплекса на каждой из «станций», расположенных «по кругу»; при этом основными требованиями к содержанию и организации метода «круговой тренировки» являются: регламентация нагрузки и отдыха на каждой «станции» (в связи с подготовленностью каждого участника); периодическая смена тренировочных заданий (содержания) и порядка их исполнения (порядок прохождения «станций»); использование хорошо освоенных и разнообразных физических упражнений (19; 24).

— объем и интенсивность упражнения: в зависимости от подготовленности — 60,0—90,0% от максимально возможного; ЧСС при этом на уровне 160—170 уд. в минуту; продолжительность работы на одном «круге» — от 2-х минут; число повторений — более 10 раз; количество серий («кругов») — более 3-х; отдых — ординарный;

— место включения — в структуре микроцикла — до 3-х раз в процессе подготовительного периода и его специально-подготовительного этапа.

Метод сопряженного упражнения выражает главную его методическую особенность — единство физической и технической подготовки (27). Таким образом, настоящий метод обеспечивает возможность одновременного решения задач воспитания физических качеств (их специальных компонентов — способностей) и формирования специальных (важных в соревновательной деятельности) двигательных умений и навыков. Реализация метода предусматривает, как правило, использование специально-подготовительных и соревновательных упражнений, способствующих достижению сопряженного эффекта на всех этапах физического воспитания и образования; периодах спортивной подготовки; используется главным образом в процессе совершенствования техники двигательных действий (10, с.13).

Основное назначение метода целостного разучивания — формирование модельной техники упражнения на основе получения полной информации о структуре двигательного действия, соотношении пространственно-временных и динамических характеристик, темповом и ритмовом «рисунке» (именно это и составляет основную ценность метода).

Метод организации и реализации двигательной деятельности в форме подвижных игр и игровых заданий носит название игрового. При этом подвижными называются игры, основное содержание которых составляют физические упражнения, и регламентация двигательной деятельности осуществляется посредством содержания, условий и правил.

Соревновательный метод обеспечивал конкуретное сопоставление сил партнеров, за счет чего достигались максимальные величины проявления специальных физических способностей у спортсменов-лаптистов.

Ведущее место в системе дидактического обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации заняли следующие формы: внеклассные (самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в ДЮСШ) в детских оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования. Мы допускаем и более широкое использование внеклассных форм (секции) и классно-урочных форм в системе специальной физической подготовки лаптисто, но только после апробации содержания среди спортсменов-лаптистов.

Таким образом, представленное дидактическое обеспечение специальной физической подготовки лаптистов базируется на научных, уже апробированных подходах и создает методическое поле для авторской разработки содержания.

1.3 Особенности специально-физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации Ряд специфических закономерностей в спортивной тренировке лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации можно выявить при анализе решаемых задач и особенностей планирования и организации учебно-тренировочной работы.

Основные задачи, стоящие перед группой лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации (32; 33):

— дальнейшее повышение уровня всесторонней физической подготовленности, развитие необходимых качеств: быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств.

— выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;

— усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиями программы;

— дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;

— выполнение норм спортивного разряда;

— приобретение опыта участия в районных и городских соревнованиях и совершенствование тактических навыков;

— приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований;

— приобретение инструкторских навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий, получение звания тренера-общественника по лапте; — приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований, получение звания судьи по спорту.

Планирование учебно-тренировочной работы в группах углубленной спортивной специализации по спортивной лапте предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы (27; 34)

С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивного разряда—3 занятия по 3 часа; с группами II спортивного разряда—3— 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда—4—5 занятий по 3 часа. На этапе углубленной спортивной специализации по лапте, как правило игроки в высококвалифицированных командах имеют уже по III спортивному разряду. Из этого и будем осуществлять дальнейший научно-методический поиск.

При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий для групп углубленной спортивной специализации по спортивной лапте необходимо уделить внимание следующим основным положениям:

— непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;

— четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;

— определению для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства;

— определению содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;

— организации воспитательной работы;

— организации врачебного и педагогического контроля;

— определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд;

— определению уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.

При этом, в данной систематике особым образом планируется работа скоростно-силового характера и координационные элементы взаимодействия между членами команды (20; 22; 28).

В свою очередь, современная практика работы по лапте в большинстве физкультурных организаций страны и построения годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на 2 цикла (осенне-зимний, весеннее-летний), каждый из которых, в свою очередь, делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

В соревновательный период в спортивной лапте, наряду с повышением специализированной работы в совершенствовании технико-тактических элементов, увеличивается объем и на работу скоростно-силового и координационного характера, при чем в сочетании с техническими элементами.

Цикличное построение периодов тренировки может выглядеть следующим образом.

Примерная продолжительность периодов:

— подготовительный период—с 1 октября по 15 декабря;

— соревновательный период—с 15 декабря по 15 марта;

переходный период—с 15 марта по 15 апреля.

Примерная продолжительность периодов весенне-летнего цикла:

— подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня;

— соревновательный период—с 15 июня по 30 августа;

— переходный период — с 1 по 30 сентября.

В каждом годовом цикле необходимо достичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, которая обуславливается не только сформированностью технико-тактических умений и навыков, но и уровнем развития специализированных физических качеств лаптистов, а именно его координационных и скоростно-силовых способностей.

Лапта предъявляет высокие требования к функциональным возможностям спортсменов. Игра в лапту включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим лаптист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Т. е. во всех случаях важны скоростно-силовые и координационные способности спортсменов (32; 33).

В целом физическая подготовка лаптистов состоит из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В подготовительный период велики объемы общефизической работы. В соревновательный период возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной физической подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых способностей спортсменов.

Скоростно-силовая подготовка лаптистов. Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений. В. В. Кузнецов выделяет следующие методы силовой подготовки:

1. Общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, «до отказа», повторный, интервальный, круговой.

2. Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка

3. Специальная силовая подготовка синтетического и аналитического воздействия.

У Ю. В. Верхошанского методы развития специальной силы систематизированы по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.

В.М. Зациорский выделяет следующие методы создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной отягощения.

Как отмечают В. В. Кузнецов при развитии силовых качеств, необходимых для проявления скоростно-силовых способностей важно ориентироваться на следующие положения (25, с.15):

· эффективность отдельных силовых упражнений (кумулятивный тренировочный эффект) определяется по состоянию прироста силы соответствующих мышечных групп;

· совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально — подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом;

· тренировочные силовые воздействия должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных усилий.

В теоретическом плане в специальной литературе по лапте нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации лаптистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки лаптистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту, скоростно-силовые способности, координационные способности. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств лаптистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.

Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных лаптистов, что обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования (38, с. 31).

Под комплексной тренировкой лаптистов можно понимать совокупность избираемых средств, методов, способов и приемов, позволяющих комплексно воспитывать несколько двигательных качеств одновременно или формировать двигательные умения и навыки посредством положительного переноса одного на другого, при этом в оперативном режиме, способствуя более благоприятному освоению двух и более разновидностей техники. Интегральная тренировка есть слияние традиционных способов учебно-тренировочной работы, за счет чего повышается объем и интенсивность нагрузки (32; 33).

Проблемное поле в использовании комплексной тренировки в учебно-тренировочном процессе лаптистов складывается из следующих положений:

1. Влияние интегральной подготовки на повышение интереса и знаний спортсменов, а также возникновение связей между умениями и интересом, навыками и знаниями, интересом и знаниями.

2. Соотношение избираемых традиционных методов и средств с интегративными, комплексными методиками. Нельзя сказать однозначно, что традиционные методики тренировки в лапте не так уж плохи. Интегративные методы позволяют развить больший двигательный и технико-тактический потенциал спортсмена-лаптиста .

3. Методики позволяющие обеспечить контроль за технической подготовленностью, характером интересов и уровнем знаний, способны оказывать не только информативную помощь тренеру по лапте, но и могут служить эффективным средством самоконтроля спортсменам.

4. При комплексной тренировке возникает необходимость группового оценивания действий спортсменов, вернее в групповом тесте оценить действие отдельного обучаемого.

5. В учебно-тренировочном процессе лаптистов имеет место необходимость разработки и применения таких интегральных упражнений, которые бы содействовали не только улучшению технико-тактической подготовленности обучаемых, но и оказывали бы комплексное влияние на воспитание физических способностей.

Используя тренировку при комплексном воспитании скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов предполагает реализацию ряда методических приемов (33, с. 24):

1. Сочетание с технико-тактической подготовкой.

2.Проявление напряжения мышц большой мощности и координированности в действиях.

3. Нестандартность применяемых комбинаций.

4. Зеркально отражение действия партнера.

5. Упражнения повышенной координационной сложности с изменением исходных и конечных положений, с добавлением новых элементов.

6. Минимизация информации о движении (выполнение упражнения с закрытыми глазами, сужение информативности указаний).

7. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с упражнениями на ориентацию в пространстве.

8. Повышение квазипространственной (слухоречевой) информации за счет кодирования в визуальные знаки, или перемещениями партнеров.

9. Развитие максимальной мощности с упражнениями на координацию.

10. Элементы симультативного (мгновенного) реагирования на быстро изменяющиеся условия спортивной ситуации (действия против обманных действий двух и более игроков-противников).

Основными педагогическими требованиями к реализации комплексной тренировки в комплексном воспитании скоростно-силовых способностей лаптистов являются:

1. Вариативность избираемых действий.

2. Обеспечение комплексности в ориентировочной основе командных и индивидуальных действиях.

3. Обеспечение возрастной адекватности тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

4. Использование как динамических скоростно-силовых упражнений, так и статических.

5. Обеспечение принципа наглядности и доступности в изучении сложнокоординационных технико-тактических действий лаптиста .

7. Ориентация на сильные двигательные стороны занимающихся (скоростно-силовые параметры движений или силовые особенности двигательных действий).

Глава II. Обоснование эффективности методики формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

2.1 Организация и методы исследования Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом комплексной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации.

Основными задачами экспериментальной части исследования являлись:

1. Организация опытно-экспериментальной работы исследования.

2.Подборка диагностического инструментария в оценке сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов.

3. Проведение педагогического (констатирующего и формирующего) эксперимента.

4. Математическая обработка результатов исследования и их анализ.

5. Выявление факторов позитивных сдвигов в опытной группе.

Для проведения эксперимента нами были сформированы две группы — опытная (n 1= 12) и контрольная (n 2= 12). Каждая группа была сформирована по результатам констатирующего педагогического эксперимента и были идентичными друг другу по уровню подготовленности спортсменов.

Сроки проведения эксперимента: декабрь 2010 — февраль 2011 г.

Для лаптистов опытной группы использовалось специальное содержательное обеспечение процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей. В содержательном обеспечении использовались упражнения на воспитание данных способностей сопряженных с технико-тактическими элементами; так же специальные физические упражнения для воспитания силовых качеств (включая изометрические упражнения) В свою очередь для лаптистов контрольной группы процесс специальной физической подготовки, носил традиционный характер для этапа углубленной спортивной специализации. Содержание по воспитанию скоростно-силовых и координационных способностей спортсменов носил дифференцированный характер и был строго избирателен в своей реализации. Т. е. большинство педагогических воздействий по воспитанию специальных физических качеств лаптистов проходил систематично, но по разделениям без использования комплексного и интегрального методов.

Таким образом, в опытной группе использовалось специфическое содержание процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей спортсменов-лаптистов, разработанного на основе традиционных подходов и методов физической культуры и спорта, однако в рамках комплексного, интегрального воздействия на занимающихся. Тогда как, у контрольной группы процесс воспитания специальных физических качеств был строго регламентирован и носил избирательный характер.

Методы теоретического анализа и обобщения. Анализ литературных источников, беседы, и педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки составили основу для обоснования теоретических авторских позиций по научному исследованию.

Изучение и анализ отечественной научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования; разработать и обосновать содержательное обеспечение специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов. На основе сопоставления и теоретического анализа различных традиционных методик, а так же на основе использования комплексного и интегрального методов основными разделами содержательного обеспечения специально-физической подготовки лаптистов стали: комплексное воспитание способностей лаптистов во взаимосвязи с технико-тактическими элементами; специально-физические упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей спортсмена. При этом в основу содержательного обеспечения вошли различные интегральные способы объединения упражнений (например, челночный бег с отягощениями, силовое жонглирование, технико-тактические элементы в сочетании со скоростно-силовой работой и упражнениями на координацию и др.)

В беседах с ведущими тренерами Оренбургской области обсуждались общие и частные аспекты проблемы комплексного воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. В ходе педагогического наблюдения были выявлены ряд общих технологических особенностей проведения спортивной тренировки лаптистов.

Методы педагогического тестирования. Главная направленность обозначенной группы методов — выявление и оценка сформированности скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Для оценки скоростно-силовых способностей лаптистов использовались так же тесты:

— прыжок в длину с места (м);

— бег на 60 м. с отягощением (сек; отягощение набивной мяч весом — 5 кг.);

Для оценки статической выносливости — «сед углом», удержание (мин, сек).

Для оценки координационных способностей — челночный бег (сек, 6×9).

Методы педагогического эксперимента. Суть констатирующего педагогического эксперимента заключалось в определении исходных данных сформированности скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации и на основе исходных показателей сформировать две экспериментальные группы (опытную и контрольную).

Суть формирующего педагогического эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. В ходе педагогического эксперимента фиксировались и анализировались динамика результатов опытно-экспериментальной работы, что и позволило сделать ряд выводов по проблеме исследования.

Методы математической статистики. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Вычислялись следующие величины: М (Х) — среднее арифметическое; m — ошибка среднего арифметического; у — среднее квадратическое отклонение; P и t — показатели достоверности различий.

2.2 Содержание методики специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации Общая модель содержания тренировочных занятий специальной физической подготовки спортсменов — лаптистов в сочетании с техническими элементами на этапе углубленной спортивной специализации показана в таблице 1.

Разрабатывая содержание методики специальной физической подготовки лаптистов мы более тщательным образом затронули раздел специализированных упражнений во взаимосвязи с техническими элементами и определили следующее содержание.

1. Удар битой с подачи партнера, со сменой атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами.

Таблица 1

Примерное содержание учебно-тренирвочного и классно-урочного занятий по специальной физической подготовке в сочетании с технико-тактическими элементами спортсменов — лаптистов

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Дозировка

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть Построение, перекличка, ознакомление с самочувствием и состоянием здоровья занимающихся.

15−20 мин

5 мин

20 мин для учебно-тренировочного процесса. Обратить внимание на внешние признаки, форму, посещаемость

Общая разминка:

а) медленный бег б) растягивание

5−10 мин

5 мин

2−3 мин

Акцентировать внимание на дыхание и на полную амплитуду движения

2. Основная часть а) Перемещения с набивными мячами вдоль веревки, натянутой под углом к полу. Вначале — высота роста спортсмена, в конце — намного ниже. Занимающийся шагает с выпадом «змейкой», с набивным мячом в руках, опускаясь все ниже и ниже, «ныряя» под веревку то слева, то справа.

40−60 мин

5 мин

60 мин для учебно-тренирвочного процесса. С каждым шагом центр тяжести перемещается на опорную ногу.

б) Прыжки через разновысокие барьеры.

до 100 раз

Обратить внимание на ритм

в) Работа с поролоновыми и набивными мячами у стенки. Передачи снизу и сверху.

10−15 мин

Мячи разные по размеру и весу.

г). Напрыгивания на разновысокие тумбы (комбинировать по высоте) и спрыгивания с них.

до 100 раз

Обратить внимание на темпово-ритмовые характеристики движений

д). Прыжки через разновысокие барьеры (2−4 штуки) с последующим передвижением в полуприседе под сеткой, натянутой параллельно полу на высоте 150−180 см.

5−10 мин

Можно с отягощением в руках. Метод: повторно-серийный

ж) Отработка подач мяча. Ударом по центру подброшенного мяча стараться послать его как можно дальше к кромке игрового поля.

10−15 мин

Используется для освоения элементарной подачи

3. Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания, растягивания.

5−10 мин

Обратить внимание на функциональные показатели (ЧСС, артериальное давление)

Дозировка: 30−40 раз.

Организационно-методические указания: 1-ый — нападающий, 2-ойподкидывающий, 3ий — принимающий; можно использовать упражнение по группам в пять-восемь человек с организацией круговой смены (т.е. фактически поточно).

2. Прием подач от двух и более подающих игроков поочередно с поочередной сменой задания.

Дозировка: 40−50 раз.

Организационно-методические указания: нападающие удары выполняются поочередно, но с минимальным промежутком времени, при этом возможна оперативная смена ролей.

3. Жонглирование мячиками для лапты с упражнениями на приседания между подходами.

Дозировка: 2−3 мин.

Организационно-методические указания: количество приседаний с каждым циклом может уменьшаться или наоборот увеличиваться; данное упражнение позволяет формировать тонкую нервно-мышечную взаимосвязь, способствующей интегральному и сопряженному проявлению скоростно-силовых и координационных способностей.

6. Ловля мяча в тройках.

Дозирова: по 50−60 раз.

Организационно-методические указания: количество игроков может варьироваться; указывается способ передачи; акцентировать внимание на внезапность передачи.

7. Игра «Пятнашки».

Дозировка: 5−10 мин.

Организационно-методические указания: игроки делятся на две команды. Одна команда становится ведущей и пытается выбить всех игроков противоположной команды. При этом способ устранения противника — только касанием переданного партнером мяча при выполнении не более трех шагов. Далее смена. Выигрывает та команда, которая вывила из игры наибольшее количество партнеров.

8. Передачи по «квадрату» с элементами физической нагрузки.

Дозировка: 45−50 раз.

Организационно-методические указания: подбирается скоростно-силовая физическая нагрузка (выпрыгивание вверх; выпрыгивание вверх с поворотом на 360 градусов и др.); акцентировать внимание на согласованность действий партнеров, на своевременный уход партнера и выполнение им физического упражнения, передачи выполняются поточно без какой-либо очередности, по сигналу все останавливаются и выполняют упражнения со скоростно-силовой нагрузкой.

9. Групповые упражнения на подачу и прием мяча.

Дозировка: 3−5 мин.

Организационно-методические указания: в 2−3 подхода; цель — как можно больше снизить уровень выдаваемой информации для противника, используя финты и ациклические коллективные действия для реализации бросков; фронтальным способом одновременным групповым метанием одной команды и одновременной ловлей мячей другой командой.

10. Передачи по цепочки с поочердными поворотами и использованием скоростно-силовых упражнений после сигнала.

Дозировка: по 25−35 раз.

Организационно-методические указания: на одной линии располагаются по 4−6 игроков, передачи выполняются по линии с поочередными поворатами партнеров лицом к сзадистоящему; по сигналу все останавливаются и начинают выполнять специальные физические упражнения: отжимания на скорость по 10−15 раз; выпрыгивания с полного приседа по 10−15 раз.

11. Розыгрыш подач со специальными физическими упражнениями между подходами.

Дозировка: 6−8 мин.

Организационно-методические указания: по 6−12 подач в строгом соответствии с составом избранно-соревновательных действий в лапте с акцентирование внимание на согласованность коллективных действий; между подходами используют в первом случае:

— нагрузку скоростно-силового характера; интервал отдыха между подходами жесткий, так чтобы ЧСС восстанавливалось на 30−45%; сам цикл — 2−3 подхода;

— статические равновесия.

Так же нами использовались специальные физические упражнения с собственным весом тела для развития координации и силовой выносливости.

1. Стойка на одной, согнув в сторону другую, стопа на опорной ноге, руки ладонями вместе вверх.

Дозировка: 20−30 сек.

Организационно-методические указания: спина прямая, руки прямы; удержание стойки осуществляется за счет напряжения стопы опорной ноги, колен, тазобедренных суставов и ягодиц.

2. Сед на пятках скрестно в упоре на руках, балансировка на руках согнувшись, и.п.

Дозировка: 10−15 сек.

Организационно-методические указания: как можно дольше удержать тело; дыхание задержать; взгляд вперед-вверх, ноги подтянуть туловищу как можно ближе.

3. «Крокодил»: из упора лежа, руки согнуты, продвижение тела вперед-назад силой.

Дозировка: 15−20 сек.

Организационно-методические указания: позвоночник прямой; все движения за счет стоп и рук, дыхание задержать или выполнять упражнение на выдохе.

4. Стойка на руках: согнув ноги, ноги прямые, стопы вместе колени в стороны.

Дозировка: по 10−15 сек.

Организационно-методические указания: руки прямые, спина прямая; дыхание либо задержать, либо выполнять на выдохе, после выполнения лечь расслабиться.

5. Сед на ягодицах, ноги согнуты, с захватом правой (левой) стопы, подведение стопы: к голове, за голову; удержание.

Дозировка: по 8−10 раз по 15−20 сек.

Организационно-методические указания: со сменой положения ног; стараться спину держать прямо; выполнение на выдохе с задержкой, и.п. — вдох.

6. Стойка на коленях, прогнуться кисти рук на стопы ног, удержание.

Дозировка: 7−9 раз по 15−20 сек.

Организационно-методические указания: стараться удержать равновесие, для облегчения кисти рук положите на стопы ног и обопритесь.; тело должно быть напряженно в момент удержания.

7. «Лодочка»: сед согнувшись руки вперед, удержание позы.

Дозировка: 20−30 сек.

Организационно-методические указания: в 2−3 подхода, руки, ноги прямые, смотреть прямо перед собой; отдых между подходами до 1 мин; дыхание во время выполнения задержать, после лечь расслабиться.

Специально-физические упражнения для воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов.

1. Разбег с мячом, бросок мяча вверх, кувырок, ловля мяча.

Дозировка: 15- 20 раз Организационно-методические указания: для кувырка использовать маты; разбег 7−8 м.; способ выполнения поточный; стараться рассчитать бросок мяча так, что бы после по завершению кувырка выйти на мяч.

2. Перехваты баскетбольного (гандбольного) мячей вокруг оси тела со сменой направления движения мяча.

Дозировка: 18−20 раз.

Организационно-методические указания: спина прямая, упражнение выполняется на специальных резиновых ковриках; перехваты осуществлять как можно быстрее.

3. Челночный бег с набивным мячом.

Дозировка: 3Ч9.

Организационно-методические указания: осуществлять можно методом соревнования, т. е провести эстафету 2−3 раза или поточным способам несколькими группами, вес мяча — 5 кг.

4. Выпрыгивания вверх с полного приседа с поворотами на 360 °

Дозировка: 15−20 раз.

Организационно-методические указания: как можно выше выпрыгивать, стараться приземлиться после прыжка на то же место и на обе ноги одновременно.

5. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа.

Дозировка: 12−15 раз Организационно-методические указания: угол между бедром и голенью перед прыжком — 130−140о;. выпрыгивать как можно выше, голову стараться держать прямо; в 2−3 подхода, отдых между подходами 2 мин.

6. Запрыгивание на тумбу высотой.

Дозировка: 15−20 раз Организационно-методические указания: высота тумбы 80−100 см.; вариации: со свободным замахом рук, с самозахватом за голову и др.

7. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием правой (левой) с шагом из стойки.

Дозировка: 30−40 раз.

Организационно-методические указания: стараться как можно выше выпрыгнуть; в два подхода; акцентировать внимание на работу стопы и голени.

8. Прыжки вверх «ножницами».

Дозировка: 25−30 раз.

Организационно-методические указания: сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах и скрестная смена положения ног в воздухе с приземлением на маховую; в два-три подхода, отдых между подходами три минуты.

9. Из стойки шаг правой (левой) — присед — прыжок.

Дозировка: 15−20 раз.

Организационно-методические указания: спину стараться держать прямо; рабочие усилие от тазобедренного и голеностопного суставов.

10. Прыжки вверх со сгибанием туловища.

Дозировка: 7−9 раз.

Организационно-методические указания: кистями рук коснуться стоп; в 2−3 подхода; ноги стараться выпрямить.

11. Разновидности бега: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.

Дозировка: по 15−20 м.

Организационно-методические указания: 3−4 подхода; в первом случае как можно выше поднимать колено, во второмкасаться стопами ягодиц.

12. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа. Дозировка: 5−7 раз.

Организационно-методические указания: 2−3 подхода; вариации: прыжок лицом к барьеру; прыжокбоком с приседа; с разбега и со сгибанием туловищ — ноги вперед (коснуться стоп).

13. Приставные шаги боком с имитацией блока.

Дозировка: 20−30 раз.

Организационно-методические указания: имитация производится в момент приставления ноги из опорного положения на обоих; как можно выше выпрыгнуть; вариации: через 2−3 шага; со сменой направления движения по прямой, по кривой траектории и др.

14. Выпрыгивания вверх с разбега.

Дозировка: 10−15 раз.

Организационно-методические указания: как можно выше выпрыгнуть; в 2−3- подхода, отдых между подходами 1−1,5 мин; поточным способом.

15. Ускорения.

Дозировка: 2−3 мин.

Организационно-методические указания: работа в субмаксимальной мощности; в 3−4 подхода, отдых между подходами 1 мин.

16. Ускорения с отягощением.

Дозировка: 15−20 м.

Организационно-методические указания: с гантелей, с диском от штанги — 10−15 кг.(для юношей); 2−3 подхода с отдыхом между подходами 1,5 мин; способ выполнения поточный с замкнутой передачей снарядов.

Методические аспекты прыжковой подготовки.

I этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной в каждой тренировке.

Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2−3 серии); отдых между сериями -1−2 мин. Интервал между упражнениями — 2−3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3−5 кг).

II этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной последовательно через день. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость.

Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями — снижение пульса до 130 уд/мин.

Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями — снижение пульса до 120 — 130 уд/мин.

Интервал между упражнениями на прыгучесть — 2−3 мин, на прыжковую выносливость — 3−5 мин.

III этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной с избирательным воздействием на развитие тех или иных групп мышц и сочетанием с координационными упражнениями.

Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3−4 серии); во время отдыха между сериями — снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями — 2−3 мин.

Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.

Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4−5 серий); во время отдыха между сериями — снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями — 4−5 мин.

Научно-методические аспекты изометрических упражнений в воспитании статической силы и вестибулярной устойчивости лаптистов. Строго регламентированный комплекс изометрических упражнений для воспитания силы и вестибулярной устойчивости: в комплексы в течение 1−2 недель включались по 10−15 упражнений, 5 на вестибулярную устойчивость, 10 — на развитие. Продолжительность микроцикла: 5 недель по 3 занятия в каждой и 4 недели по 4 занятия; продолжительность упражнений в среднем 15−30 сек. С максимальным напряжением мышц и с максимально длительным удержанием позы. Время выполнения серии упражнений в тренировочном занятии от 12−18 мин. Предельная величина усилий: время отдыха между упражнениями внутри серии — до 1 мин, между сериями — 30−40 с, между занятиями: от 24 ч до 2 дней после максимальных нагрузок.

Научно-методические особенности воспитания максимальной силы лаптистов. В процессе целенаправленной подготовки развивается максимальная сила. Процесс этот можно разделить на 3 этапа: начальной стабилизации (1-я неделя — 2−3 занятия, активного развития (2−3-я недели — 4−12 занятий) и второй относительной стабилизации. Эти этапы следует учитывать при оценке темпов роста силовых возможностей спортсменов и оценке сравнительной эффективности используемых методов силовой подготовки лаптистов.

Педагогические условия процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом интегральной тренировки.

1. Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в лапту, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

2. Дифференцированная направленность в воспитании специальных физических способностей (а именно скоростно-силовых) лаптистов должна основываться на интегративном сочетании упражнений большой мощности с акцентированием внимания на технико-тактическую сложность выполнения элемента.

3. Четкая организация и использование групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений позволяют добиться целенаправленности и комплексности в процессе воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом интегральной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации.

4. Теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде кратких бесед (10— 12 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов.

5. При воспитании скоростно-силовых способностей лаптистов необходимо обеспечить его сопряженность с процессом технико-тактической и общей физической подготовки, только в этом случае мы добьемся эффективных результатов.

6. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической поготовке, должны проводиться во все периоды учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном периодах.

7. Чтобы добиться технического мастерства, необходимо учебно-тренировочные занятия с мячом регулярно сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и особенно акробатикой. В сериях отработки технических элементов лаптуистами необходимо использовать дополнительные блоки из скоростно-силовых упражнений.

8. Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. При проведении занятий с женскими группами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратить внимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемы техники игры и не всегда способны выполнять работу большой мощности в сочетании с координационными упражнениями. В этом случае следует упростить интегративность воздействий в их специальной физической подготовки.

2.3 Результаты проведения эксперимента и их обсуждение Итогами формирующего педагогического эксперимента была показана следующая динамика сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации (таблица 1).

По началу эксперимента нет статистически достоверных различий в оценке скоростно-силовых способностей у лаптистов опытной и экспериментальной групп. Практически идентичные результаты в тестах: ускорение — 60 м. с набивным мячом; в прыжках в длину с места; на удержание угла в седе; челночный бег.

Таблица 1

Динамика показателей сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов опытной и контрольной групп в формирующем педагогическом эксперименте

Этап эксперимента

Группа

Показатели

Оценка специальных физических способностей лаптистов

Челночный бег (6×9, в сек)

Бег 60 м. с набивным мячом (сек; вес мяча — 5 кг.)

Прыжок с места (м)

Сед углом

(мин)

Начало

О

М ± m

15,3 ± 0,45

4, 5 ± 0,67

3,9 ± 0,44

1, 2 ± 0, 26

К

М ± m

15,5 ± 0,61

4, 2 ± 0,88

3, 8 ± 0,34

1, 1 ± 0,31

Р (%)

> 0,05

> 0,05

> 0.05

> 0,05

Окончание

О

М ± m

13,0 ± 0,21

7, 1 ± 0,42

5, 3 ± 0,36

1, 8± 0,32

К

М ± m

14,5 ± 0,84

5, 6 ± 0,68

4, 2 ± 0,21

1,3 ± 0,89

Р (%)

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

Примечание: показатель P < 0,05, при t > 2,23; О — опытная группа, К — контрольная группа.

По итогам формирующего эксперимента мы наблюдаем значительные расхождения в результатах. По всем вышеозначенным тестам результаты стали лучше у лаптистов опытной группы (по отношению к результатам контрольной группы).

При чем в процентном соотношении результаты в оценке скоростно-силовых у опытной группы, по отношению к результатам контрольной, стали лучше в следующей пропорции:

— в беге на 60 м с набивным мячом на 8% при статистически достоверных различиях;

— в прыжке с места на 20%.

В оценке статической выносливости (удержание угла в седее) — результаты опытной группы так же были лучше чем у контрольной на 28%.

В оценке координационных способностей (челночный бег) результаты опытной группы были лучше на 10%, при статистически достоверных различиях ((Р< 0,05).

Основными факторами позитивных сдвигов в оценке скоростно-силовых и координационных способностей у лаптистов опытной группы являются:

1. Сопряженность технико-тактических действий с элементами специализированной физической подготовки.

2. Нестандартность в применяемых комбинациях, использование упражнений повышенной мощности.

3. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с упражнениями на ориентацию в пространстве.

4. Обеспечение возрастной адекватности тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

5. Использование специальных физических упражнений с собственным весом тела на развитие силы.

6. Вариативность в использовании базовых комбинаций защиты и нападения (приемы, контрприемы) сопряжено со скоростно-силовыми упражнениями.

Выводы

1. Современные условия игры в лапту требуют повышения скоростно-силовой сложности выполнения технических приемов (предельные и околопредельные усилия в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений). Необходимость внедрения в учебно-тренировочный процесс лаптистов избирательного метода обусловлено потребностью целенаправленного и комплексного воспитания скоростно-силовых способностей, координационных способностей лаптистов и специальных видов его выносливости. Основными направлениями специальной физической подготовки лаптистов являются: общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, «до отказа», повторный, интервальный, круговой методы; избирательная скоростно-силовая подготовка; специальная силовая подготовка (включая статические упражнения для развития мышц), координационные упражнения, статические упражнения на выносливость.

2. В целом в учебно-тренировочном процессе лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не менее, мы определили более приоритетные. Из принципов использовались преимущественно принцип всесторонности, наглядности, доступности, все специфические принципы. Из всего разнообразия традиционных средств физической культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной физической подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации стали: специально-подготовительные упражнения (подводящие, развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений, гигиенические факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности. Из всего многообразия методов мы отдали предпочтение следующим методам: избирательного, комплексного и сопряженного воздействия (группа методов преимущественной направленности на воспитание физических качеств); методу целостного упражнения (группа методов преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков); соревновательному и игровому методы. Ведущее место в системе дидактического обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации заняли следующие формы: внеклассные (самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в ДЮСШ) в детских оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования.

3. Эффективность процесса воспитания скоростно-силовых, координационных способностей лаптистов и специальной их выносливости достигается методом комплексной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации; во многом будет зависеть от разработанности содержательного обеспечения, включающего: специально-подготовительные упражнения с максимальной и субмаксимальной мощностями; специальные физические упражнения с технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения с собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые задания с элементами скоростно-силовой работы, координационные упражнения, статические упражнения, упражнения в балансировки (для повышения специализированных восприятий).

3. Методическими особенностями специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации являются: комплексное и сопряженное воспитание данных способностей с другими физическими качествами лаптистов; моделирование параметров движений (пространственных, временных, силовых); вариативность, комплексность и систематичность избираемых приемов.

4. В результате анализа проведенного эксперимента, полученные данные, позволяют утверждать, что применяемое содержание разработанной методики способствует формированию специальной физической подготовленности у лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. Итогами формирующего педагогического эксперимента была показана следующая эффективность в сформированности специальной физической подготовленности лаптистов опытной группы по отношению к контрольной, а именно: в оценке скоростно-силовых у опытной группы результаты были лучше в беге на 60 м с набивным мячом на 8%, в прыжке с места на 20%; в оценке статической выносливости (удержание угла в седее) — результаты опытной группы так же были лучше чем у контрольной на 28%; в челночном беге на 10% при статистически достоверных различиях ((Р< 0,05).

лаптист физический подготовка спортивный

1. Абубакиров, И. К. Исследование приспособительной изменчивости движений и совершенствование методики обучения индивидуальному удару в лапте: метод. пособие / Э. К. Абубакиров. М.: Физкультура и спорт. 1988. 23 с.

2. Аголлустян И. О. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса спортсменов-лаптистов: учеб. метод. пособие / И. О. Аголлустян. Волгоград, ВГУ. 2000. — 94 с.

3. Бердинский, А. В. Спортивная лапта: учебник для ин-тов и академий физической культуры / А. В. Бердинский, М. В. Савин. М.: ФОН, 2000. 199 с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и активности / Н. А. Бренштейн. М. ФИС. 1977.144 с.

5. Батуев, А. С. Эволюция лобных долей и интегративная деятельность мозга / А. С. Батуев. Л. 1975. 127с.

6. Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. т. Наталов. Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры.1997. № 6.С. 15−25.

7. Бабушкин, В. З. Подготовка юных лаптистов: метод интегральной тренировки / В. З. Бабушкин. К.: Пресс-олимп, 1985. 144 с.

8. Волков, Н. И. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок / Н. И. Волков, В. М. Зациорский // Теория и практика физ. культуры. 1964. № 6. С 27−30.

9. Верхошанский, Ю. В. Экспериментальное обоснование средств специальной физической подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений / Ю. В. Верхошанский. М.: Высшая школа, 1963. — 136 с.

10. Гурова, Н. И. Индивидуальные различия в концентрированности внимания и силы нервной системы / Н. И. Гурова. «Вопросы психологии». 1961. № 2. С. 25−31.

11. Динейка, К.В. 10 уроков психологической тренировки / К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. 62 с.

12. Железняк, Ю.Д. К спортивному мастерству / Ю. Д. Железняк. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.

13. Железняк, Ю.Д. Теоретико-методологические аспекты интегральной тренировки / Ю. Д. Железняк //Физическая культура в школе.1987, № 12.С. 45−49.

14. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по лапте: учебник / Ю. Д. Железняк. М.: Физкультура и спорт, 1970. 134 с.

15. Зациорский, В. М. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения / В. М. Зациорский, Ю. И. Смирнов: // Теория и практика физ.культуры. 1981. № 7. С. 63 — 68.

16. Ивойлов, А. В. Соревнования и тренировка спортсмена / А. В. Извойлов. Минск: Высшая школа, 1982. 144 с.

17. Кудрявцев, В. Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола / В. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 1986. № 10. С.14−15.

18. Клещев, Ю.Н. лапта. Подготовка команды к соревнованиям: учебное пособие / Ю. Н. Клещев. М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. 192 с.

19. Клещев, Ю. Н. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Н. Клещев. М.: Спорт Академия Пресс, 2003. 189 с.

20. Кузнецов, С. А. Дифференцированный подход к совершенствованию прыжковых действий лаптистов на основе сравнительного биомеханического анализа: учеб-метод. пособие / С. А. Кузнецов. М.: Терра-спорт. 1993. — 67 с.

21. Марков, К. К. Руководство тренера по спортивной лапте / К. К. Марков. Иркутск: ИГУ, 1999. 167 с.

22. Мацудайра, Я. Физическая культура в школе/ Я. Мацудайра, Н. Икеда, М. сайто. М.: Физкультура и спорт, 1983. 104 с.

23. Мондозолевский, Г. Г. Физкультурно-спортивная деятельность в социальной политике / Г. Г. Мондозолевский. М.: Физкультура и спорт, 1984. 127 с.

24. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.

25. Основы игры в лапту: ученик /Сост. Н. Н. Черемухин. М.: Физкультура и спорт, 1979. 114 с.

26. Платонов, В. Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки / В. Н. Платонов. М.: СААМ. 1995. 276 с.

27. Пименов, М. П. Спортивная тренировка: учеб.-метод. пособие / М. П. Пименов. Киев: КГУ, 1993. 79 с.

28. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. К.: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

29. Правдин, В.А. лапта — игра для всех: учебник / в. А. ПравдинМ.: Физкультура и спорт, 1995. 140 с.

30. Спортивная медицина / под ред. Г. М. Куколевского. М.: Медгиз, 1961. 443 с.

31. Спортивные игры: учеб. пособ. /под ред. Ю. Н. Клещёв. М.: Терра-спорт, 1980. 189 с.

32. Спортивные игры: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В. Д. Ковалева. М.: Просвещение, 1988. 267 с.

33. Спортивная лапта: программа для секций коллективов физкультуры /под ред. В. С. Фролов. М.: Физкультура и спорт, 1971. 76 с.

34. Спортивная лапта: учебник / под ред. А. Б. Бутовский, М. В. Савина. М.: Физкультура и спорт, 2000. 368 с.

35. Спортивная лапта: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под редакцией А. В. Бутовского, Савина М В. М.:. Физкультура, образование, наука, 2000. 368 с.

36. Фурманов, А. Г. Студенческий спорт / А. Г. Фурманов — Минск: Высшая школа, 1983. 180

37. Фурманов, А. Г. Спортивная лапта: учебник / А. г. Фурманов, Д. М. Болдарев. М.: Физкультура и спорт, 1983. 274 с.

38. Хапко, В. Е. Совершенствование мастерства спортсменовлаптистов / В. Е. Хапко, В. И. Маслов. Киев: ОПЦ ГКД, 1990. 179 с.

39. Ханин, Ю. Л. Психология в спорте: учеб. Пособие / Ю. Л. Ханин. М.: Высшее образование, 2000. 471с.

40. Шавердова А. И. Воспитание спортсмена: учеб. пособие / А. И. Шавердова. М.: Педагогика, 2002. 513с.

41. Чернова, В. Л. Психологическое исследование спортсменов / В. Л. Чернова. М.: Физкультура и спорт, 2002. 413с.

Приложение 1

а) б)

Рис. 1. Нападающий удар с подачи партнера, со сменой атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами: а) действия нападающего; б) действия защитника (далее ускорение и прием третьим игроком)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой