Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви: На примере монастырей
Исследование раннехристианских экономических представлений, нашедших отражение в Библии и некоторых апокрифах (например, «Пастыре» Гермы) дает возможность прийти к выводу о том, что хозяйственно-экономическая деятельность, с христианской точки зрения, является уделом «мира сего», то есть настоящего, будущее же, связанное со вторым пришествием Иисуса Христа и его тысячелетним царством, мыслится… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными проблемами, но опосредованно или непосредственно влияли на повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом определенный тип имущественных отношений, благословляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим. Религия, как мировоззренческий и институциональный феномен, всегда формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе. Она интегрирует этическую составляющую мировоззрения в реальные основы экономической деятельности людей.
Иными словами, так называемый религиозный фактор выступает как существенный элемент общественно-хозяйственного бытия. В этой связи представляют интерес мировоззренческие основы православного отношения к трудовой и предпринимательской деятельности, их влияние на экономическую культуру хозяйства в России, в особенности в сравнении с западными (протестантскими) социокультурными установками.
В 90-е гг. в мире особенно возрос интерес к проблемам взаимоотношения экономики и религии. Об этом свидетельствуют прошедший в 1991 г. в Ватикане коллоквиум на тему «Социальные и этические аспекты экономики» и заседание христианских предпринимателей в Берлине летом 1992 г. под девизом «К социальной рыночной экономике», где обсуждались вопросы их совместной работы, включая Германию, Болгарию, Украину и Литву.
Проблема духовно-религиозных аспектов экономических отношений стала весьма актуальной и в нашей стране. В связи с этим назрела необходимость в комплексном исследовании исторического опыта хозяйственно-экономической деятельности РПЦ, в частности, православных монастырей. Многие особенности их экономической и предпринимательской деятельности, положительные традиции в сфере трудовой жизни, честного и рачительного хозяйствования не утратили своей ценности по настоящее время и требуют подробного изучения.
В современной России идет постепенное возрождение и активизация хозяйственно-экономической деятельности РПЦ. В 1990 г. создана Ассоциация христиан-предпринимателей, имеющая межконфессиональный характер, с целью содействия становлению этики бизнеса, основанного на принципах христианской морали. Действует программа развития справедливых деловых отношений, которая включает организацию многопрофильных семинаров- создан клуб «За честный труд и справедливый бизнес». Непосредственное участие православных религиозных организаций Российской Федерации в различных сферах хозяйственно-предпринимательской деятельности, нравственно-религиозная трактовка оптимальных экономических действий должны способствовать утверждению новой трудовой этики, которая основывалась бы на традиционных христианских ценностях. Поэтому исследование современной хозяйственно-экономической деятельности РПЦ и ее богословско-этического обоснования является чрезвычайно важным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к вопросам специфики христианского влияния на труд и предпринимательскую деятельность освещались как в богословской1, так и в религиоведческой
1 См.: Лютер М. О рабстве воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения.
Приложения. — М., 1986- Лютер М. Время молчать прошло. — Харьков, 1992- Olson B.G. литературе. В светском религиоведении можно выделить работы западных (М. Вебер, В. Зомбарт, Б. Г. Олсон, Ж. Jle Гофф и др.1) и отечественных ученых (М.П.Мчедлов, Э. Г. Филимонов, Ю. Н. Давыдов, П. П. Гайденко, Е. С. Элбакян и
ДР2)
Главное внимание в этих трудах уделяется хозяйственно-предпринимательской деятельности протестантизма, тогда как по проблеме «экономика и православие» имеется лишь небольшое количество работ, в которых намечены общие подходы. К ним относятся работы известного православного богослова С. Н. Булгакова, а также светских исследователей Т. Б. Коваля, А. Ф. Замалеева, О. Ю. Якшина, В.М.Сторчака3. В основном в них представлен компаративный анализ православной, католической и протестантской концепций труда. Православная модель трудовой этики
Martin Luhter. A Great Reformer. — Iowa, 1945- Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 2. — М., 1998- Экман У. Экономическая свобода. — СПб., 1993.
1 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализмаа // Избранные произведения. — М., 1990- Он же: Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. — М., 1994- Зомбарт В. Буржуа. — М., 1994- Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. -М., 1992 и др.
2 См. Элбакян Е. С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. — Омск, 1998- Мчедлов М. П., Филимонов Э. Г. Предпринимательская деятельность религиозных организаций//Предпринимательство. Политика. Наука. — 1996. — № 1- Мчедлов М. П., Филимонов Э. Г. Религия и экономика// Религии народов современной России. — М., 1999. К этим работам можно отнести исследователей веберовской школы: Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е. И. Хаванов. — М., 1996- Макс Вебер и методология истории. — М., 1995- Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990- Давыдов Ю. Н. «Картина мира» и тип рациональности // Там же- Он же: Макс Вебер и современная теоретическая социология. — М., 1998.
3 См.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч. в 2-х тт. Т. 1. -М., 1993- Он же. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч. в 2-х тт. Т. 2, — М., 1993- Он же. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991- Коваль Т. Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. -М., 1994- Он же. Этика труда православия. // Общественные науки и современность. — 1994. — № 6- Замалеев А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук. — Л., 1991- Якшин О. Ю. Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России. — М., 1996- Сторчак В. М., Макеев A.B. Протестантизм и православие: этос труда и предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. — № 1. — 2000. рассматривается как наследница византийской традиции, передавшей православию свои религиозно-этические идеалы, в том числе монастырской жизни и аскезы труда.
Вопросы возникновения и развития хозяйственно-экономической истории монастырей, их взаимоотношения со светской властью рассмотрены в трудах Я. Галяшкина, А. А. Амосова, И. У. Будовца, Л. П. Шорохова, М. Н. Тихомирова, Д. И. Ростиславова, Л. И. Денисова, В. Ф. Зыбковца, В. В. Пашкова, Я. Н. Щапова и др.1 В диссертации использованы материалы архивных данных по наиболее крупным и экономически развитым православным монастырям, опубликованные в отечественной литературе.
Основные тенденции и направления экономической и хозяйственно-предпринимательской деятельности РПЦ на современном этапе (1990−1999 гг.) л раскрываются в работах светских исследователей, в выступлениях иерархов РПЦ4.
1 См. Галяшкин Я. Монашество в России. // Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. Т. 29, — М., (б/г) — Амосов A.A. Архивы Двинских монастырей. Очерки по истории организации и складывания архивов духовных корпораций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 1975- Будовец И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв. — М., 1966- Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное земледелие и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв. — Красноярск, 1983- Тихомиров М. Н. Россия в XVIII столетии. — М., 1962- Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей — СПб., 1876- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. -М., 1908- Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917−1921 гг.). — М., 1975- Пашков В. В. Монашество на Руси в зеркале статистики // Наука и религия. — 1990. — № 2- Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X—XII вв. — М., 1989 и др.
2 См. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. — М., 1987- Вотчинные хозяйственные книги XVI в. Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80−90 гг. -М-Л., 1987 и др.
3 См.: Куницын И. Возврат национализированного церковного имущества: милостыня или обязанность государства? // Православная Москва. — 1998. — № 35−36- Пашков В. В. Особенности функционирования русского православного монастыря в современных условиях // Философия истории: диалог культур. — М., 1989- Мчедлов М. П., Филимонов
Э.Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Предпринимательство. Политика. Наука. — 1996. — № 1- Кандалинцев В. Г. Бизнес во Христе. — М., 1996- Писемский В.
Указанные работы, бесспорно, представляют интерес, однако в них не затрагивается современное православное понимание труда, не обобщены в полной мере практические стороны хозяйственной деятельности РПЦ и русских православных монастырей. Поэтому возникла необходимость дальнейшего рассмотрения указанных проблем, которые еще не были должным образом исследованы и проанализированы.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является анализ хозяйственно-экономической деятельности монастырей Русской православной церкви на основных этапах их истории.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: рассмотреть раннехристианские социально-экономические представления (на основе Библии и некоторых апокрифов) —
— проанализировать отношение православия к различным сторонам хозяйственно-экономической деятельности (труда, предпринимательства, рынка), выявить его специфику (в сравнении с протестантизмом) —
— проследить хозяйственную, торговую, финансовую деятельность монастырей Русской православной церкви, начиная с XI в. вплоть до наших дней-
— определить основные направления в практической хозяйственно-экономической и предпринимательской деятельности Русской православной церкви на современном этапе.
Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. — 1992. — № 9- Умнов М. И. Труд да молитва: о монашеской жизни // Русский дом. — 1999. — № 3.
4 См.: Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Трудный путь драматического века // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. — 1999- Он же. Из слова за праздничным обедом в Соловецком монастыре 21 августа 1992 г. //Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. — 0/1993- Он же. Выдержки из доклада на Архиерейском соборе 1994 г. // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. -1995- Он же. Доклад на Архиерейском соборе // Журнал Московской патриархии. — 1997. -№ 3- О. Сергий, Архиепископ Солнечногорский. Развитие предпринимательства как путь экономического и духовного возрождения России // Церковь и общество. — 1998 — № 4 и Др.
Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются научные принципы изучения социальных явлений: исторический детерминизм, комплексный подход к анализируемым феноменам, объективный анализ религии как сложного социокультурного явления. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость ее многоуровневого анализа — исторического, социологического, философского — с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются — системный, сравнительный и структурно-функциональный методы.
Основной источниковедческой базой исследования явились:
— книги Священного Писания, раннехристианские апокрифы и церковно-историческая
литература Русской православной церкви-
— архивные материалы, затрагивающие экономическую деятельность православных монастырей, а также статистические данные и выступления деятелей РПЦ в конфессиональных и светских изданиях-
— программные документы христианских организаций, участвующих в хозяйственно-предпринимательской деятельности под эгидой РПЦ-
— законодательные акты, определяющие хозяйственно-экономические взаимоотношения Церкви и государства.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной научной литературе:
— представлен историко-философский анализ православного осмысления хозяйственно-экономической деятельности общества-
— на основе анализа раннехристианских текстов показано, что, вопреки существующему мнению, в раннехристианской литературе представлено достаточно гибкое отношение к богатству, зачаткам предпринимательства и ростовщичества, к труду, которое не может быть однозначно оценено как негативное или позитивное-
— выявлена специфика православного понимания труда, бизнеса, рынка, богатства-
— рассмотрена деятельность русских православных монастырей в сфере экономики и основные компоненты монастырского хозяйства, начиная с XI в. вплоть до настоящего времени-
— выделены и проанализированы основные направления хозяйственно-экономической и предпринимательской деятельности Русской православной церкви на современном этапе.
Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащиеся в ней материалы и
выводы значительно углубляют и уточняют существующие в отечественной религиоведческой, философской, экономической и исторической литературе представления о православном понимании хозяйственно-экономической деятельности, его идейных истоках, а также о главных направлениях этой деятельности в прошлом и настоящем РПЦ (в основном на примере деятельности русских православных монастырей).
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по религиоведению и истории религий в высших и средних специальных учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 2,5 п.л., а также практически использованы в читаемом автором курсе лекций по культурологии в Московском городском педагогическом университете. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ и рекомендована к защите.