Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Климатические карты мира для высшей школы (анализ и опыт разработки)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо проводить согласование климатических карт между собой и с другими картами природы для высшей школы. Обеспечивать сопоставимость основных единиц картографирования, выделять зональные закономерности и типологические особенности горных территорий. Уделять внимание «контурному» и «смысловому» согласованию. 5) При построении изолиний проводить географическую интерполяцию данных наблюдений… Читать ещё >

Содержание

  • тготэдйнита
  • Глава I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ КАРТ В
  • ПРЕПОДАВАНИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Анализ потребностей высшей школы в картах климата
    • 1. 2. Современная обеспеченность курсов высшей школы климатическими картами и характеристика основных карт
    • 1. 3. Рекомендации по обеспечению высшей школы климатическими картами
  • Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛИМАТИЧЕСКИМ КАРТАМ И МЕТОДЫ ИХ
  • СОСТАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. * Общие подходы к составлению карт
    • 2. 2. Показатели климата и методы создания климатических карт
    • 2. 3. Системные принципы проектирования мировых климатических карт для высшей школы
    • 2. «4* Общие вопросы составления мировых климатических карт для высшей школы
  • Глава 3. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ «КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ОБЛАСТИ МИРА»
    • 3. 1. Особенности проектирования содержания карты «Климатические пояса и облаоти мира»
    • 3. 2. Построение границ на картах климатического районирования. Учет элементов климата и ландшафта при уточнении границ
    • 3. 3. Возможности применения математических методов для решения задач, связанных с выделением климатических областей
    • 3. 4. Карта «Климатические пояса и области мира» в высшей школе

Климатические карты мира для высшей школы (анализ и опыт разработки) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации определяется важным значением картографического обеспечения высшей школы для совершенствования преподавания, а также для использования вузовских карт в практике научных исследований. Задача по обеспечению вузов современными картографическими произведениями и другими наглядными пособиями определяется постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (июнь, 1979) и постановлением ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (апрель, 1984),.

Климатические карты мира отражают глобальные и региональные закономерности полей метеорологических элементов, позволяют делать выводы о пространственном распределении особенностей и типов климата, способствуют пониманию и усвоению студентами связей климата с другими географическими явлениями, а также помогают в обучении пространственному мышлению. Содержательная интерпретация климатических карт способствует более глубокому пониманию процессов климатообразования, режима атмосферной циркуляции, солнечной радиации, температурно-влажностного режима земного шара. При этом использование климатических карт целесообразно не только в преподавании дисциплин по специализации метеорология и климатология, но и при изучении материала географических, сельскохозяйственных, мелиоративных и других курсов.

Первые две стенные климатические карты для высшей школы были изданы в 50-е годы. В настоящее время обеспечение преподавания дисциплин по названным выше тематическим циклам учебных курсов климатическими картами не отвечает современным требованиям. В 1974 году было принято решение Минвуза о создании новой серии различных карт для высших учебных заведений. Однако, разработка климатических карт в этой серии до сих пор не проводилась. Автором диссертации впервые начата работа в этом направлении с 1977 года в связи с выполнением плановой госбюджетной темы $ 75 016 169 «Карты для высшей школы» .

Целью настоящего диссертационного исследования являются разработка проекта картографического обеспечения высшей школы климатическими картами с созданием одной из мировых карт серии «Климатические пояса и области мира». В процессе выполнения работы необходимо было последовательно решить несколько задач:

— проанализировать потребности высшей школы в климатических картах (изучить программы, учебники курсов высшей школывыделить дисциплины, при изучении которых могут быть применены климатические карты и выяснить их запросы к тематике, масштабам, содержанию карт);

— оценить современную обеспеченность высшей школы климатическими картами и дать краткую характеристику основных картографических произведений, используемых в высших учебных заведениях;

— изучить требования, предъявляемые к составлению аналитических и синтетических климатических карт, показатели и методику их создания;

— разработать рекомендации по обеспечению высшей школы климатическими картами (составить список карт, обосновать масштабы, очередность их составления, дать перечень элементов содержания, указать методику составления основных мировых карт и показатели, а также решить другие вопросы);

— разработать легенду климатической карты нового типа и составить карту «Климатические пояса и области мира» на основе этой легенды, а также наметить возможности ее использования в высшей школе*.

В процессе проектирования новой серии климатических карт, анализа климата как объекта картографирования и при работе над картой «Климатические пояса и области мира» применялись принципы системного подхода.

Научная новизна проделанной работы заключается в следующем:

— разработан проект новой серии карт для высшей школы;

— создана климатическая карта мира нового типа;

— разработаны новые вопросы методики создания климатических карт, в частности вопрос о построении и уточнении климатических границ.

Необходимо отметить, что основная часть диссертации посвящена созданию карты «Климатические пояса и области мира» с использованием классификации Б. П. Алисова и на основе новых принципов проектирования элементов ее содержания. Обогащенное содержание такой карты позволит значительно расширить возможности ее использования в преподавании.

Карта создана в творческом содружестве с климатологами Географического факультета МГУ. В авторский коллектив по созданию карты помимо автора данного исследования входят кандидат географических наук Б. В. Полтараус и кандидат географических наук В. Н. Сорокина.

При создании такого крупного картографического произведения для высшей школы — новой карты климатических поясов и областей мира — использовались современные достижения климатологии и совершенствовалась методика картографирования. При этом опыт создания карты «Климатические пояса и области мира» позволил впервые разработать и сформулировать возможные практические приемы уточнения границ. Географические границы, в том числе климатические,.

— 7 становятся в настоящее время особым объектом изучения. Исследование климатических границ, проведенное в диссертации в связи с разработкой новой карты, представляет интерес как самостоятельный раздел работы. Предложенные методические приемы проведения и уточнения границ дали возможность не только улучшить геометрическую правильность проведения границ, но и обосновать их положение с точки зрения географических закономерностей размещения явлений.

Практическая ценность проведенной работы определяется тем, что основные ее результаты направлены на разработку серии климатических карт для вузов, которые будут использованы в преподавании целого ряда дисциплин. Разработанные нами рекомендации и приемы также могут быть использованы при составлении климатических карт, карт районирования не только для высшей школы, но и для научно-справочных и других целей. Разработанная нами карта «Климатические пояса и области мира» имеет практическую ценность не только для преподавания в высшей школе. Она может быть использована в практике народного хозяйства, в теоретической и практической климатологии. Большое значение карта имеет для анализа климата СССР и его места в глобальной климатической системе мира. Это позволяет использовать ее при решении важных народохозяйст-венных проблем, в частности для изучения климатических ресурсов в плане решения Продовольственной программы.

Материалами для данной работы послужили труды Б. П. Алисова и карты, разработанные на основе его классификацииданные климатических справочников и монографий «Климаты Африки» (1967), «Климаты зарубежной Азии» (1975), «Климаты Австралии» (1977), «Климаты Южной Америки» (1977), подготовленные в Главной геофизической обсерватории, карты Атласа мирового водного баланса (1974), Физико.

— 8 географического атласа мира (1964), Атласа океанов (1974;1977), а также публикации последних лет по климатам мира и различные картографические материалы.

Внедрение. Карта «Климатические пояса и области мира» подготовлена к изданию и по плану ГУГК в 1985 году должна быть издана. Часть материалов (авторские макеты, синие оттиски) в настоящее время используется при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Климатология», «Климаты земного шара», «Картография» на Географическом факультете МГУ.

Автор выражает глубокую благодарность научному консультанту — кандидату географических наук Н. А. Мячковой за всестороннюю помощь и советы. Автор признателен также кандидату географических наук Т. Г. Сватковой за полезные рекомендации по тексту диссертации. Глубокую благодарность автор выражает кандидату географических наук В. Н. Сорокиной и кандидату географических наук Б.В.Пол-тараусу за ценные советы в области климатологии.

Особую благодарность автор выражает своему научному руководителю — доктору географических наук, лауреату Государственной премии И. П. Заруцкой за постоянную помощь, поддержку и руководство.

Автор признателен за внимание к работе заведующему кафедрой картографии Географического факультета МГУ, заслуженному деятелю науки, профессору К. А. Салищеву.

— 9.

УП. Результаты работы и составленная карта уже используются в высшей школе при чтении лекций и проведении занятий по курсам «Климатология», «Климаты земного шара», «Картография» и другим.

Таким образом, научные и практические проблемы, поставленные в диссертационной работе, решены, и сделаны соответствующие выводы и даны практические рекомендации. Использование указанных подходов, критериев выбора показателей и их отображения, методики картографирования опробованы на примере мировых климатических карт и имеют научную и практическую ценность. Подобное исследование картографического обеспечения высшей школы климатическими картами может служить методической основой при разработке серий карт для вузов другой тематики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения диссертационной работы получены следующие результаты и материалы:

1. Разработан проект картографического обеспечения курсов высшей школы, изучающих климат:

— проанализированы потребности высшей школы в картах климата;

— составлен и обоснован список климатических карт, определены масштабы и последовательность их составления;

— разработаны рекомендации по содержанию карт, названных в списке, предложены климатические показатели и способы их отображения.

2. Проведен анализ методики создания климатических карт:

— выявлены основные требования к составлению аналитических и синтетических карт;

— оценены особенности составления мировых климатических карт для высшей школы с использованием принципов системного подхода;

— даны рекомендации по методике создания основных карт мира для вузов.

3. Составлена и передана в издание карта «Климатические пояса и области мира» для высшей школы в масштабе 1:15 ООО ООО.

— выработаны новые принципы проектирования содержания карты и разработки ее легенды;

— разработана методика проведения и уточнения климатических границ на новой карте;

— применены математические метода для проведения и уточнения границ.

Проведенная работа и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

I. Для преподавания в высшей школе в первую очередь необходима разработка серии мировых климатических карт, так как вузы, нуждающиеся в обеспечении мировыми картами, преобладают в количественном отношении, используют климатические карты в преподавании наиболее полно и в большем количестве курсов. В серии мировых карт основной является созданная нами карта «Климатические пояса и области мира». Наиболее срочным является составление следующих мировых карт: «Атмосферные осадки за год», «Температура воздуха. Январь. Июль», «Атмосферное давление, ветры и фронты в январе, июле» .

П. Для дальнейшей разработки карт можно дать следующие рекомендации:

1) Основное внимание уделять созданию стенных карт для больших аудиторий с многоплановым оформлением.

2) Совершенствовать технологию авторских работ прежде всего составлением авторских макетов на рабочей основе с рельефом, используя оттиски листов гипсометрических карт, а также Орографическую карту мира для вузов. В некоторых случаях целесообразно создавать на этой основе специальные адресные карты, а также дополнять их данными почвенно-растительного покрова.

3) В основу разработки климатических карт мира для вузов положить принципы системного подхода, которые определяют совокупность приемов и методов их проектирования, согласования и создания.

4) Необходимо проводить согласование климатических карт между собой и с другими картами природы для высшей школы. Обеспечивать сопоставимость основных единиц картографирования, выделять зональные закономерности и типологические особенности горных территорий. Уделять внимание «контурному» и «смысловому» согласованию. 5) При построении изолиний проводить географическую интерполяцию данных наблюдений на основе качественной и количественной оценки систематизирующих связей. Учитывать связи климатических показателей с распространением почв, растительности, рельефом и другими факторами. Для районов с недостаточным количеством станций (горные области и т. д.) целесообразно строить графики корреляционных зависимостей климатических показателей от других природных факторов (например, графики зависимости климатических показателей от высоты над уровнем моря, совмещенные с данными почвенно-растительного покрова).

Ш. Редакционные работы по серии климатических карт для вузов должны обеспечивать:

— использование в качестве источников для составления карт взаимосвязанных показателей климата данных наблюдений, которые обработаны по единой методике;

— отражение взаимосвязанных элементов климата и других компонентов природной среды при помощи сопоставимых показателейпоказатели должны также отвечать требованиям преподавания в высшей школе;

— обоснованную детальность рисовки изолиний на картах, отображающую структурные особенности отдельных элементов системы «климат», которые изучаются в вузовских курсах;

— обоснованный выбор интервалов шкал изолиний и сопоставимость шкал взаимосвязанных элементов климата. В шкалу целесообразно включать изолинии, связанные с определенными природными границами (границами природных зон, территорий, пригодных для возделывания с/х культур и т. д.). Рекомендуется отразить в шкалах изолинии, которые упоминаются в учебниках и учебных пособиях по основным дисциплинам, приведены на картах учебников или рассмотрение которых связано с выполнением практических работ по программам высшей школы.

IV. Составленная новая климатическая карта «Климатические пояса и области мира» значительно расширяет возможности демонстрирования климатических закономерностей Земли и анализа климато-образующих факторов и особенностей формирования климата отдельных ее регионов в преподавании ряда курсов высшей школы. Большое значение для использования карты имеет табличная форма легенды, позволяющая отразить не только климатические пояса и области на карте, но и представить типы климата, а также значительное обогащение ее содержания по сравнению с ранее изданными картами по классификации Б. П. Алисова.

Целесообразно при чтении лекций и проведении занятий по физической географии, общему землеведению совместное использование карты с другими мировыми картами для высшей школы (почвенной, гипсометрической, орографической и растительности), что позволит дать комплексную характеристику природа различных регионов.

V. Разработанная методика проведения и уточнения климатических границ может быть использована при создании различных карт климатического районирования. Она основана прежде всего на изучении взаимосвязей климата с другими компонентами природной среда, на определении корреляций и выявлении природных рубежей, а также на детальном анализе карт отдельных метеорологических элементов (выявлении границ резкого изменения показателей, характерных изолиний и т. д.). При этом рекомендуется составление вспомогательных карт на отдельные участки, наиболее трудные для проведения границ.

Последовательность работ по уточнению климатических границ, которая была предложена в диссертации для карты «Климатические пояса и области мира» можно рекомендовать и для других карт синтетического типа.

У1. Приемы математической обработки вспомогательных карт можно рекомендовать в случае расплывчатых многокомпонентных границ, используя полученные экспериментально формулы для оценки сходства характерных линий и получения осредненных линий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Пленума ЦК КПСС об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. 10 апреля 1984 г. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М., Политиздат, 1984. — с.25−31.
  2. .П. Климатические области и районы СССР. М.: Гео-графгиз, 1947. — 212 с.
  3. .П. Климатические области зарубежных стран. М.: Гос.изд.геогр.лит., 1950. — 352 с.
  4. .П., Дроздов O.A., 1^бинштейн Е.С. Курс климатологии. 4.1−2. — Л.: Гидрометеоиздат, 1952. — 487 с.
  5. .П., Полтараус Б. В. Климатология. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 299 с.
  6. Э.К., Куртис Л. Ф. Введение в космическое землеведение: Дистанционные методы исследования Земли (Пер. с англ. В.В.Голосова). М.: Прогресс, 1979. — 368 с.
  7. Ф.З. Многолетние колебания атмосферных осадков и вычисление норм осадков. Л.: Гидрометеоиздат, 1968. — 275 с.
  8. П.П., Курилова Ю. В., Слепенкова Г. Л. Атмосферные фронты и внутритропические зоны конвергенции на картах радиационных температур. Тр. ГМЦ СССР, 1969, вып.50, с.54−59.
  9. A.M. Картографический метод исследования. М.: Изд-во Моек. ун-та, 1978. — 257 с.
  10. А.М. Картографическое моделирование и системный анализ. В кн.: Пути развития картографии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975^ с.98−107.
  11. Берлянт А. М". Картографическая информация. Системный подход.- В кн.: Картографирование географических систем. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.10−28.
  12. А.М. Преобразование картографического изображения как способ географического моделирования. В кн.: Новые методы в тематической картографии (математяко-картографиче-ское моделирование и автоматизация). — М.: Изд-во Моек"ун-та, 1978, с.33−52.
  13. И. География климатов. т.2. — М.: Прогресс, 1973.- 402 с.
  14. Е.А. Пути совершенствования методики создания синтетических карт климата. М., 1979. — 9 с. —копись представлена Моск. ун-том. Деп. в ВИНИТИ 18 янв. 1979 г." * 233−1979.
  15. Е.А., Полтараус Б. В., Сорокина В. Н. О проекте новой климатической карты для высшей школы. М., 1982. — 12 с.- Рукопись представлена Моск. ун-том. Деп. в ВИНИТИ 23 дек., 1982 г., Л 5788−82.
  16. Е.А., Казьмина М. В., Сорокина В. Н. Климатические области Мексики. М., 1983. 13 с. — ГУкопись представлена Моск. ун-том. Деп. в ВИНИТИ 26 сент., 1983 г., Л 5312.
  17. М.И. Климат в прошлом и будущем. Л.: Гицрометеоиз-дат, 1980. — 351 с.
  18. В.Д., Т.Г.Сваткова, Е. А. Божилина. Карта водного баланса для высших учебных заведений. В кн.: Карты для высшей школы. Состояние, задачи, перспективы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, с.86−94.
  19. I.M. Особенности картографического редактированияи составления карт климата. Б кн.: Тематическое картографирование в СССР. — Л.: Наука, 1967, с.25−31.
  20. Л.М., Кельнер Ю. Т. Редактирование и составление карт почв, растительности и климата для атласов мира и материков: Тр.ЦНИИГАиК. Вып.168. — М.: Недра, 1966, — 211 с.22- Витвицкий Т. Н. Зональность климата Земли. М.: Мысль, 1980. — 253 с.
  21. Т.Н. Границы климатических поясов Земли. Изв. АН СССР, cep. reorpi, 1983, A 2, с.18−25.
  22. H.H. Климатические карты: Методические указания по проектированию и составлению научно-справочных атласов.1. Mi: ЛИК МГУ, 1970. 73 с.
  23. И.Н. Климатические карты в комплексных национальных атласах. Вест.Моск.ун-та, сер. геогр-, 1960,$ 6, с.
  24. И.Н., Мячкова H.A. Климатические условия и ресурсы-- В кн.: Комплексные региональные атласы. ч.2,гл.З- -М.: Изд-во Моск!.ун-та, 1976, с.219−238.
  25. A.A., Будыко М. И. Классификация климатов СССР.- ИзвАН СССР, сер-геогр-, 1959, & I, с.3−20.
  26. .Л. Общая циркуляция атмосферы и климат* -И1.: Наука, 1975. 286 с.
  27. O.A. Основы климатологической обработки метеорологических наблюдений. Л.: Изд-во Ленингр-ун-та, 1956. -302 с .
  28. O.A. Картографический метод в климатологии. -Метеоролог- и гдцролог-, 1957,? 2, с.44−48.
  29. В.Т., Сербенюк С. Н., Тикунов B.C. Математико-карто-графическое моделирование в географии. М.:Мысль, 1980.- 224 с.
  30. В.Т. Системность синтетического картографирования-- В кн.: Картографирование географических систем. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с-27−32-
  31. И.П. Составление специальных карт природы. М.:1. Изд-во МГУ, 1966- 232 с.
  32. Заруцкая И. П- Географические принципы создания карт природы. В кн: Пути развития картографии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с.122−132.
  33. И.П. Особенности составления и редактирования карт природы! В кн.: Комплексные региональные атласы. — М.: Иад-во Моск. ун-та, 1976, с.92−104.
  34. Калесник CwB. Общие географические закономерности Земли:
  35. Учеб.пособие для геогр.~фак.ун-тов. М-: Мысль, 1970- - 283 с.
  36. Картографирование географических систем /Под общ.ред.К. А. Салшцева. М.: Изд-во Моск-ун-та, 1981. — 130 с.
  37. Кеппен В- Основы климатологии (Климаты земного шара). М.: Учпедгиз, 1938- - 376 с-
  38. Климатический справочник Австралии и Новой Зеландии /Подред.Егоровой А. Ю., Борушко И. С. Л.: Гидрометеоиздат, 1975.- 144 с.
  39. Климатический справочник Африки /Под ред.А. Н. Лебедева.ч.1,2. Л-: Гвдрометеоиздат, 195., 1958. — 259,480 с. 54*. Климатический справочник Западной Европы (таблицы) /Под редг.А. Й. Лебедева и др. — Л-:Гдцрометеоиздат, 1979. — 678 с.
  40. Климатический справочник зарубежной Азии /Под ред.А. Н. Лебедева. Л.: Гидрометеоиздат, 1975- - 369 с.
  41. Климатологический практикум /Б-П.Алисов, А. И. Земцова, Н. А. Мячкова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 121 с.
  42. Климаты Австралии /Под ред.И. С. Борушко, А.1ХЕгоровой. Л.: Гвдрометеоиздат, 1977. — 124 с.
  43. Климаты зарубежной Азии /Под ред А. Н. Лебедева, И. Д. Копанева.- Л.: Гвдрометеоиздат, 1975. 488 с.
  44. Климаты Южной Америки /Под ред.А. Н. Лебедева, И. Д. Копанева. -Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 344 с.60- Колосков П. И:. К учету и картографии атмосферных осадков с сельскохозяйственной точки зрения. Докл. ВАСХНИЛ, 1938, вып.1−2.
  45. П.И. Агроклиматическое районирование Казахстана.- Тр. по изуч. земельных фондов Каз.СССР. М.-Л., 1974, вып-4.
  46. КЛ. Новое в теории климата. Л.: Гидрометеоиздат, 1976- - 65 с.63- Кондратьев К. Я. Спутниковый мониторинг климата (обзор).
  47. С.И., Покровская Т. В. Климатология. Л.: Гддрометеоиздат, 1961. — 485 с.67- Кравцова В. И. Космическое картографирование'- М-: Изд-во Моск. ун-та, 1977- - 170 с.
  48. Кравцова В-И., Январева Л. Ф- Применение материалов космической съемки при создании карт для внсшей школы. В кн.: Карты для внсшей школы. Состояние, задачи, перспективы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, с.108−113.
  49. Кренке А-Н. Массообмен в ледниковых системах на территории СССР- Л-: Гддрометеоиздат, 1982. — 288 с-
  50. Мильков Ф-Н. Словарь-справочник по физической географии. -2-е изд., доп. М.: Мысль, 1970. — 342 с.74- Минина Л-С. Практика нефанализа. Л.: Гддрометеоиздат, 1970- - 335 с-7:. Мировой агроклиматический справочник. М.-Л.- Гддрометеоиздат, 1937. — 419 с-
  51. Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли /Под ред.В. И. Еорзуна и др. Л.: Гддрометеоиздат, 1974. — 637 с-
  52. E.H. Микроклиматическая изменчивость основных элементов климата. Л-: Гидрометеоиздат, 1977. — 279.
  53. К.А. Идеи и теоретические проблемы в картографии 80-х годов. В кн.: Картография. Итоги науки и техники ВИНИТИ АН СССР. — т.Ю. — М., 1982. — 154 с.
  54. К.А. Проблема границ в ее решении на картах. -Вест.Моск.ун-та, сер.геогр., 1983, Л 2, с.14−22.
  55. К.А. Географическая картография. Изв.Всес.геогр. об-ва, 1983, т.115, & 3, с.193−198.
  56. Е.К. Особенности атмосферной циркуляции в тропиках и климатическое районирование Б.П.Алисова. В кн: Современные проблемы климатообразования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с.58−68.
  57. С.Н. Применение моделей факторного и компонентного анализов для картографирования географических комплексов. -Калинин, 1972. 91 с.
  58. С.Н. Роль автоматизации в обеспечении системного тематического картографирования. В кн.: Картографирование географических систем. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.43−45.
  59. Сербенюк С. Н-, Тикунов B.C. Автоматизация в тематической картографии. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 112 g.
  60. В.Я., Сергин С. Я. Системный анализ проблемы больших колебаний климата и оледенения Земли. Л.: Гддрометеоиз-дат, 1978. — 279 с-
  61. Л.Е. Трехмерное картографирование. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 104 с.
  62. Л.Е. Системный подход и картографирование систем в географии. В кн.: Картографирование географических систем. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.5−10.
  63. Л.В., Тикунов B.C. Типология и картографирование границ на примере экономических районов США. В кн.: Географические границы. M.:Изд-во Моск. ун-та, 1982, с.46−54.
  64. Солдатова Г. 0. К методике построения климатических карт некоторых физико-географических показателей в горных условиях. Труды Кирг.с.-х.ин-та, сер.инж., 1969, вып.14,т.4, с.40−43.
  65. Д.М. Метеорологическое дешифрирование космических снимков Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1972. — 128 с.
  66. В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978. — 318 с.
  67. В.Б. рубежи на геоботанических картах и буферные растительные сообщества. В кн.: Геоботаническое картографирование. — Л.: Наука, 1978, с.3−8.
  68. Справочник по климату Антарктиды. ч.1,2. — Л.: Гвдрометеоиздат, 1976,1977. — 213,494 с.
  69. Средние многолетние месячные и годовые суммы атмосферных осадков по зарубежной территории Северного полушария /Под ред.O.A.Дроздова. Л.: Гвдрометеоиздат, 1972. — 92 с.
  70. Средняя многолетняя температура воздуха по зарубежной территории и акватории Северного полушария /Под ред.В.Я.Шаро-вой. Л.: Гвдрометеоиздат, 1970. — 148 с.
  71. Тепловой баланс Земли /Под ред.М. И. Будыко. Л.: Гвдроме-. теоиздат,.1978. — 41 с.
  72. Н.Ф. Практические занятия по основам общего землеведения для студентов-заочников I курса пединститутов. -M": Просвещение, 1963″
  73. Н.Ф. Практические занятия по основам общего землеведения для студентов-заочников 2 курса пединститутов. -M": Просвещение, i960.
  74. Н.Ф. Учебно-полевая практика по основам общегоземлеведения: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников геогр. факультетов пединститутов, 4-е изд. — М.: Просвещение, 1975. 134 с.
  75. Физическая география частей света: Учебник для гос. ун-тов ССССР /Под общ.ред. А. М. Рябчикова. М.: Высш. школа, 1963.- 547 о.
  76. ИЗ. Хргиан А. В какой мере допустима интерполяция температуры на климатической карте. Метеоролог, и гдцролог., 1938, Л 7, с.30−34.
  77. С.П., Мамонтова Л. И. Метеорологический словарь. -3-е изд., перераб. и доп. Л.: Гдцрометеодздат, 1974. -568 с.
  78. С.П. Метеорология и климатология для географических факультетов: Учебник для ун-тов. 2-е изд., перераб. Л.: Гдцрометеоиздат, 1968. — 491 с
  79. Ю.И., Сенников В. А. Климатические особенности тропических стран: Учеб. пособие для студентов-иностранцев. -M.: ТСХА, 1979. 55 с.
  80. Ц.А. Атмосферные осадки на территории СССР. Л.: Гдцрометеоиздат, 1976. — 302 с.
  81. Л.П. Общее землеведение: Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов по специальности география. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1977. — 455 с.
  82. В.Е. Географическая граница как фактор районообра-зования. В кн.: Географические границы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, с.46−54.
  83. С.Г., Субботина О. И. О количественной оценке кли-матообразувдего влияния рельефа. Метеоролог, и гдцролог., 1983, Л 3, с.32−41.- 201
  84. Bohm H. Eine Klimakarte der Reinlande. Erdkunde, 1964, Band XVIII, Heft 3, S.41−49.122. lauer W., Breuer T. Wettersattelittenbild und Klimaokologische Zonierung. Erdkunde, 1972, Band XXVI, Heft 2,1. S.75−81.
  85. Stellmacher R. Einige Methoden der statistischen Analyse angewandt auf das Problem der Klimaklassifikation. Berlin: Akad.-Verl., 1971. 40 S.1. КАРТЫ И АТЛАСЫ
  86. Агроклиматический атлас мира. М.-Л.: Гдцрометеоиздат, 1972. 117 с.
  87. Атлас мирового водного баланса (приложение к монографии «Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли»). М.-Л.: Гдцрометеоиздат, 1974.
  88. Атлас океанов /Редкол.С. Г. Горшков (отв.ред.) и др. М.: Гл. упр-навигации и океанографии.т.1): Тихий океан, 1974. Х1У, 324 е., т.2): Атлантический и Индийский океаны, 1977. Х1У, 306 е., т. З): Северный ледовитый океан, 1980. XI, 184 с.
  89. Климатический атлас Африки /Под ред.А. Н. Лебедева. Л.: Гдцрометеоиздат, 1978. — ч.1: Солнечная радиация, температура воздуха, относительная влажность воздуха. 8,1−75 е.- ч.2: Облачность, атмосферные осадки, ветер, 8,76−166 с.
  90. Климатический атлас СССР. М.: ГУГМС, т.1): i960, (т.2): 1962.
  91. Климатическая учебная карта всех частей света: Сост.В.В.^ма-маков. 1:22 500 000. — М.-Л.: Гос.дзд., 1930. — 2 л.: Много-крас.
  92. Климатическая карта мира: Учебная карта. Для сред. школы /Ред. Л. Е. Третьякова. 1:20 ООО ООО. — М.: ГУГК, 1954. — 4 л.: Многокрас.
  93. Климатическая карта мира: Учебная карта: Для сред. школы /Ред. Т. С. Дюяева. 1:20 ООО ООО. — М.:ГУГК, 1970. — 4 л.: Многокрас.
  94. Климатические пояса и области мира: Учеб. карта: Для сред. школы /Ред. Г .П.Меркулова. 1:20 ООО ООО. — М.: ГУГК, 1981. — 2 л.:1. Многокрас.
  95. Климатическая карта мира в зональной классификации А.И.Кайго-родова: Для высш.учеб.заведений. 1:20 ООО ООО. — М.: ГУГК, 1954. — 4 л.: Многокрас.
  96. Мировая карта годового количества осадков в процентах от среднего для данной широты по А. И. Кайгородову: Для высш. учеб.заведений. 1:20 ООО ООО. — М.: 17ГК, Ин-т Геогр. АН СССР и Ин-т с/х АН БССР, 1955. — 4 л.: Многокрас.
  97. Erde, Huderschlage /Ped. W.Stegner. 1:15 ООО ООО. GothaLeipzig: Geogr.-Kartogr. Anstalt (Haack), 1965. — 4 Д.:1. Многокрас.
  98. Erde, Temperaturen. Januar. Juli /Ped. W.Stegner. GothaLeipzig: Geogr.-Kartogr. Anstalt (Haack) 1967. — 4 л.: Многокрас.
  99. Sie Erde, Klimazonen /Prof. Dr. Ernst Neef. 1:15 ООО 000- Gotha: Geogr.-Kartogr. Anstalt (Haack), 1962. 4 л.:мн0г0крас"
  100. Атмосферно надягане. Януари: Учеб. карта /Ред.Ив.Василев. — 1:20 ООО ООО. — София: ГУГК, 1975. — 2 л.: Многокрас.
  101. CARTE CLIMATIQUE DETAILLEE DE LA ERAUCE. 1:250 ООО. -Paris: Secretariat d’Etat aux Universit*es, 1973.
Заполнить форму текущей работой