Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория правовых льгот

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В механизме льготирования участвуют следующие разновидности льгот: налоговые преференции, таможенные льготы, субсидии, субвенции, дотации, компенсации, привилегии и иммунитеты. Налоговые преференции направлены на компенсацию финансовых потерь при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющего основы малого и среднего производственного бизнеса и… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • РАЗДЕЛ I. ГЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ
    • 1. лава 1. Истоки, становление и развитие института правовых льгот в чако! юдателве
    • I. 'лапа 2. Генезпонятия льгот в науке
  • Глава 3. Сущнь, признаки и виды правовых льгот
    • I. 'лава 4. Объективные и субъективные предпосылки институционализации
    • I. фановых льгот. Пределы льготно-правового регулирования
  • Глава 5. Цели и функции правовых льгот
  • Глава 6. Социально-хологичие бенни ользования правовых льгот
  • РАЗДЕЛ П. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ЛЬГОТИРОВАНИЯ
  • Глава 7. Понятие и сущность механизма льготирования. .сЛ
  • Глава 8. овныеадии механизма льготирования
    • I. лава 9. Институционализация льгот в современном российском законодателве
      • 9. 1. Налоговые преференции
      • 9. 2. Таможенные льготы
      • 9. 3. Судии, бвенции, дотации
      • 9. 4. 11ривилегии и иммунитеты
      • 9. 5. Компеции и пбия

Теория правовых льгот (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в российской правовой системе происходит трансформация всего льготного инструментария, поиск новых подходов к использованию преимуществ, что продиктовано логикой рынка, важностью адекватной денежной оценки человеческого труда, определенным отходом от практики чрезмерной патерналистской опеки граждан со стороны государства. В механизме правового регулирования роль льгот связана не только с обеспечением равного доступа социально незащищенных слоев населения к юридически гарантированным благам. Значимость данного правового средства резко возрастает в условиях перехода Российской Федерации к инновационной экономике, предполагающей активное использование различного рода налоговых, таможенных преференций, субсидий, дотаций, субвенций, привилегий и иммунитетов.

Смена политического курса, реформирование социально-экономических, политических, государственно-правовых отношений связаны во многих случаях с пересмотром действующей системы преимуществ. Политика государства в плане установления и реализации льгот во многом предопределяет характер и содержание правовой жизни, стратегию и тактику ее развития. Льготы — весьма сложный правовой инструмент, требующий тонкого подхода. С одной стороны, безусловно, нельзя им злоупотреблять, так как это может привести к дисбалансу в правовом регулировании, с другой — полный отказ от использования каких бы то ни было преимуществ значительно обеднит весь юридический арсенал, создаст дополнительные трудности в правовом опосредовании общественных отношений, что в целом негативно скажется на качестве законодательства.

С помощью льгот право гибко реагирует на происходящие в обществе изменения, адекватно учитывает интересы субъектов, связанные, в одних случаях, с обеспечением фактического выживания индивидов, в других — с созданием условий, признанных в обществе как определенный социальный стандарт, в третьих — с реализацией личностью своих социальных перспектив.

В настоящее время теоретическое осмысление льгот постепенно выделяется в самостоятельное направление, в рамках которого уже активно предпринимаются попытки комплексного анализа привилегий, иммунитетов, налоговых преференций и т. д. В свою очередь, высказываются точки зрения о рассмотрении льгот в качестве особой разновидности юридических исключений, существующих в силу сложности и противоречивости социальных связей и взаимоотношений, в которые вступают индивиды.

Рассмотрение обозначенной проблематики на общетеоретическом уровне, выявление объективных и субъективных предпосылок законодательной институционализации преимуществ, пределов льготирования, других вопросов, относящихся к предмету исследования, позволит создать для результативной модернизации льготного инструментария научные основы, построить более адекватную систему льгот, отвечающую реалиям современной российской правовой действительности.

Степень разработанности темы. Правовые льготы на протяжении довольно длительного периода времени исследовались исключительно на отраслевом уровне в сфере гражданского, финансового, административного, трудового права, права социального обеспечения и т. д. (Е.Г. Азарова, В. В. Глазырин, Н. В. Гудимов, Н. Д. Егоров, Р. И. Кондратьев, А. П. Коренев, В. М. Лебедев, Н. С. Малеин, А. Г. Орлов, B.C. Основин, Е. А. Ровинский, Б. М. Сейнароев, В. А. Соколов, К. Э. Торган, Я. М. Фогель, С. Д. Цыпкин и др.). В юридической литературе льготы в основном отождествлялись с гарантиями, дозволениями, поощрениями, привилегиями, иммунитетами и т. д.1 Вместе с.

1 См., например: Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 12- Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С. 35−36. тем можно выделить и труды, где льготы все же рассматривались как самостоятельный правовой инструмент, но они в настоящее время потеряли свою актуальность1.

С общетеоретических позиций проблема льгот изучалась на уровне.

2 3 4 ряда научных статей, кандидатских диссертаций, монографий. Появились и соответствующие главы в курсах лекций и учебниках3.

В настоящее время отсутствует комплексное теоретико-правовое исследование правовых льгот, учитывающего существенные изменения, произошедшие в современном российском законодательстве, новые подходы, как к институту льгот, так и к механизму льготирования, к процессам формирования и осуществления льготно-правовой политики, что и предопределило выбор данной темы, являющейся своего рода определенным этапом в создании теории правовых льгот.

Объектом исследования выступают льготы как целостное явление современной социальной действительности.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования института правовых льгот, его сущность, содержание, цели, задачи, виды, соотношение с другими.

1 См., например: Иванов А. И. Льготы для работников Севера. М., 1991; Симоненко Г. С. Льготы работающим пенсионерам. М., 1981; Бело горская Е. М. Права и льготы молодоженов и семей, имеющих детей//Советское государство и право. 1983. № 9. С. 124 131.

См., например: Бахрах Д. Н. Правовые льготы//Справедливость и право. Свердловск, 1989. С. 74−83- Малько A.B. Льготы в праве: общетеоретический аспект//Правоведение. 1996. № 1. С. 37−47- Он же. Льготы: политико-правовой анализ//Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 47−54- Он же. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства//Правоведение. 1999. № 1. С. 235−239.

3 См.: Морозова И. С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики). Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Иванова К. Л. Льготно-правовая политика в современной России: проблемы теории и практики. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

4 См.: Малько A.B. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004; Малько A.B., Морозова И. С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики). Саратов, 2004; Морозова И. С. Основы теории правовых льгот. Саратов, 2007.

3 См.: Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М., 1997. Лекция 30- Матузов Н. И., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2001. Гл. 22 и др. сходными правовыми средствамииспользование в правовой и антикоррупционной политике современной России.

Цель исследования состоит в комплексном теоретико-правовом анализе института льгот, уяснении его места и роли в механизме правового регулирования, в исследовании как самого процесса льготирования, так и институционализации льгот в современном российском законодательстве.

Задачи исследования. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить исторические предпосылки возникновения института льгот в отечественном и зарубежном законодательствах;

— проследить генезис понятия «льгота» в правоведении, политологии, социологии, философии;

— сформулировать качественно новое определение правовой льготы, учитывая существенные изменения, произошедшие в современном российском законодательствеопределить объективные и субъективные предпосылки институционализации льгот, пределы льготно-правового регулирования;

— раскрыть сущность и социальное предназначение правовых льгот, определить их цели, задачи, функциональную направленность, дать классификацию;

— соотнести льготы со сходными юридическими средствами, используемыми в механизме правового регулированияпроанализировать социально-психологические аспекты использования правовых льгот;

— провести комплексное теоретическое исследование механизма льготирования, сформулировать понятие обозначенному правовому явлению и рассмотреть его сущность;

— обозначить принципы функционирования механизма льготирования и его основные стадии;

— исследовать проблемы институционализации правовых льгот в современном российском законодательстве;

— определить и рассмотреть существенные признаки, провести классификацию таких разновидностей льгот, как налоговые преференции, таможенные льготы, субсидии, субвенции, компенсации, дотации, привилегии, иммунитеты и др.- дать понятие льготно-правовой политике, проанализировать ее признаки, проблемы, связанные с ее формированием и осуществлением в Российской Федерации;

— наметить основные направления оптимизации льготно-правовой политикиисследовать проблемы ответственности в сфере реализации льгот;

— обозначить роль льготного юридического инструментария в противодействии коррупции;

— сформулировать понятие «коррупционные льготы» и рассмотреть их характерные особенности;

— детально исследовать проблемы декриминализации процесса льготирования.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов по правоведению, истории, философии, социологии. Диссертант базировался на теоретических работах таких ученых, как С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, Д. Н. Бахрах, A.B. Васильев, Н. В. Витрук, H.H. Вопленко, A.A. Воротников, O.A. Гаврилов, В. И. Гойман, С. А. Голунский, В. М. Горшенев, В. Г. Графский, В. Д. Зорькин, О. С. Иоффе, В. Б. Исаков, Н. В. Исаков, В. П. Казимирчук, С. А. Комаров, В. Н. Карташов, Д. А. Керимов, Д. А. Ковлер, В. Н. Кудрявцев, B.JI. Кулапов, В. В. Лазарев, В. И. Леушин, Р. З. Лившиц, А. Б. Лисюткин, Е. А. Лукашева, Н. С. Малеин, A.B. Малько, Г. В. Мальцев, Л. С. Мамут, О. В. Мартышин, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, C.B. Мирошник, A.B. Мицкевич, A.C. Мордовец, Л. А. Морозова, B.C. Нерсесянц, A.B. Оболонский, В. В. Оксамытный, М. Ф. Орзих, В. Д. Перевалов, A.C.

Пиголкин, H.A. Придворов, C.B. Поленина, A.B. Поляков, В. П. Реутов, О. Ю. Рыбаков, В. А. Сапун, А. П. Семитко, И. Н. Сенякин, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, H.H. Тарасов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Толстик, Б. Н. Топорнин, И. Е. Фарбер, О. И. Цыбулевская, А. Ф. Черданцев, В. А. Четвернин, A.C. Шабуров, А. И. Экимов, J1.C. Явич и др.

Среди ученых, занимающихся в той или иной степени проблемами льгот на отраслевом уровне, можно назвать таких, как Е. Г. Азарова, Н. В. Артамонов, М. И. Бару, О. Ю. Бакаева, Е. М. Белогорская, М. Н. Бродский, М. О. Буянова, А. Ю. Викулин, Е. В. Галкин, Л. Я. Гинцбург, В. П. Грибанов, Г. В. Горланов, В. А. Дозорцев, Н. Д. Егоров, С. А. Иванов, Ю. А. Крохина, Е. Г. Крылатых, В. И. Курилов Р.З. Лившиц, A.C. Лойтер, Е. Е. Мачульская, К. В. Мерзляков, A.A. Овсянников, Е. В. Покачалова, М. Е. Панкин, A.C. Пашков, А. И. Процевский, В. Г. Ротань, И. В. Рукавишникова, Г. С. Симоненко, Н. М. Смирнова, О. В. Смирнов, A.A. Соколов, В. В. Сорокин, И. Л. Сухарчук, М. В. Титова, Н. И. Химичева, А. И. Худяков, А. Г. Чепурной, A.A. Югов и др.

В процессе исследования особая значимость придавалась работам российских ученых-правоведов: Г. Д. Гурвича, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, К. Д. Ушинского, Л. И. Петражицкого, К. П. Победоносцева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича. Были использованы труды Л. Н. Загурского, С. Е. Десницкого, В. В. Ефимова, Е. Б. Пашуканиса, Г. В. Плеханова, П. Б. Струве, П. И. Стучки, В. М. Хвостова и др. Анализируя льготы и привилегии, автор обращался к произведениям М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, П. Н. Ткачева, C.B. Франка и др.

Ряд положений диссертации базируются на произведениях В. Грабеньского, О. Гирке, В. Горнопольского, Г. Гроция, К. Грюнберга, Д. Джильоно, В. Дуткевича, Л. Дюги, В. Каскеля, Д. Купты, Э. Леви, М. Леруа, К. Маркса, Л. Мейзера, Р. Миллса, Р. Михельса, Г. Моски, Ф. Ницше, М. Ориу, В. Парето, Г. Радбруха, Дж. Ролза, Г. Де Руджеро, И. Г. Хофбауера, Е. Эрлиха, Ф. Энгельса, И. Якубовского и др.

Методологическая основа диссертационного исследования. В процессе познания использовались общенаучные (формальной логики, диалектический, системный, функциональный подходы, историко-правовой, анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и гипотеза, сравнение, аналогия, метод эксперимента) и частнонаучные методы (компаративный, формально-юридический, кибернетический, статистический, социологический, правового моделирования, метод системно-структурного анализа, социальной психологии, синергетический, семантики, правовой герменевтики, субъектно-деятельностный подход).

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ 1993 года, федеральные конституционные законы, федеральные и региональные законы, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, ряд законопроектов, отдельные нормативно-правовые акты зарубежных стран, а также некоторые документы советского и российского законодательства дореволюционного периода, относящиеся к предмету исследования.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в отечественном правоведении представлена теория правовых льгот как комплексное концептуальное исследование данного юридического средства.

Анализ изменений, происходящих в современной российской правовой системе, позволил автору сформулировать новое определение правовых льгот, обозначить разновидности льготного юридического инструментария тем или иным образом институционализированного в законодательстве. Впервые предложена концепция механизма льготирования, в рамках которой определено его место и роль в праворегулирующем процессе. Новизной отличается и концепция льготно-правовой политики современной России, разработанной в период реформирования всей действующей системы льгот, осуществления так называемого процесса монетизации. Кроме того, научная новизна исследования состоит в следующем:

— проведен тщательный исторический анализ процесса становления и развития института льгот в отечественном и зарубежном законодательствах;

— проанализирована отечественная и зарубежная литература, в той или иной степени затрагивающая проблему льгот в сфере правоведения, социологии, философии, политологии;

— раскрыты социально-психологические особенности использования правовых льгот, в этой связи впервые предлагается выделять три уровня интересов, определяющих виды льгот (льготы-компенсации, льготы-гарантии, льготы-стимулы), существующих в российском законодательстведается качественно новое понятие «правовая льгота», рассматриваемая как разновидность юридических исключений, участвующая в создании особого правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характерапредлагаются специфические признаки льгот, учитывающие процессы модернизации, происходящие в российской правовой системе;

— определены объективные (социально-экономические, политические, идеологические, юридические, организационные) и субъективные предпосылки институционализации льгот, обозначены пределы льготно-правового регулированиявводятся новые категории «нормативные изъятия» и «дополнительные преимущества», предлагаемые рассматривать в качестве основных форм льгот, связанных, в первом случае, с уменьшением различного рода обязанностей, возложенных на субъекта, во втором — с предоставлением дополнительных возможностей юридического характера;

— раскрыта сущность, обозначены цель и направления функциональной направленности льгот, проведена их видовая градация;

— вводится категория «механизм льготирования», состоящий из совокупности правовых средств, структурированных определенным образом в зависимости от специфики их воздействия на те или иные группы общественных отношений;

— рассмотрены принципы построения, субъектный состав, основные стадии механизма льготирования, являющегося по своей сути более углубленным регулятивным блоком механизма правового регулирования;

— впервые на общетеоретическом уровне рассмотрена проблема институционализации льгот в современном российском законодательстве, обозначены такие их разновидности, как налоговые преференции, таможенные льготы, субсидии, субвенции, дотации, компенсации, привилегии, иммунитеты;

— в систематизированном виде даны как общие признаки основных разновидностей льгот, так и их отличительные особенности, позволяющие отграничивать подобные юридические средства друг от друга;

— дано определение «льготно-правовая политика», являющаяся мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики;

— выделяются внутренний и внешний аспекты льготно-правовой политики, предполагающие, в первом случае, отношение законодателя к самим льготам, степень включенности подобных юридических средств в праворегулирующий процесс, во втором — сами модернизационные процессы, осуществляемые посредством использования льготного юридического инструментария;

— намечены основные направления оптимизации льготно—правовой политики, которые выражаются в том, чтобы зафиксировать правовые механизмы, направленные на консолидацию усилий субъектов права законодательной инициативы и правоприменительной практики в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере льготного регулированияпровести систематизацию льготного законодательства, результатом которой может стать подготовка и издание единого консолидированного актаустранить возможные пробелы в льготном законодательствеобозначить меры, направленные на повышение уровня правосознания как населения, так и соответствующих должностных лиц в сфере льготного регулированияустановить меры ответственности для обязанных должностных лиц, предусмотреть определенные юридические санкции за совершение противоправных действий в сфере льготного регулированияв процессе льготирования предусмотреть правовые механизмы, направленные на осуществление надлежащего контроля правоприменительной деятельности и т. д.

— проанализированы проблемы ответственности в сфере реализации льгот (уголовно-правовой, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной);

— впервые определена роль льгот в антикоррупционной политике России, дано понятие коррупционной и потенциально коррупционной льготы, а также обозначены признаки подобных «деформированных» правовых средств;

— намечены основные направления декриминализации процесса льготирования;

— впервые предложена концепция льготно-правовой политики современной России, предусматривающей основные принципы ее формирования и осуществления как на федеральном, так и на региональном уровняхв рамках исследования проведен социологический опрос, посвященный проблемам эффективности механизма льготирования и в целом льготно-правовой политики в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. С учетом изменений, произошедших в современном российском законодательстве, дается определение «правовая льгота», понимаемая как разновидность юридических исключений, участвующая в создании специфического правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характера, связанными как с совершенствованием правомочий (дополнительные преимущества), так и с уменьшением объема различного рода долженствований (нормативные изъятия).

2. По своей форме льготы могут выражаться как в предоставлении особых прав (дополнительные преимущества), так и в освобождении от установленных обязанностей (нормативные изъятия). Дополнительные преимущества связаны с развитием, совершенствованием правомочий, с их помощью, с одной стороны, реализуются интересы, с другой — создаются предпосылки для формирования качественно новых потребностей. Нормативные изъятия, суть которых заключается в освобождении субъектов от установленных законом обязанностей, уменьшают приходящуюся на них правовую «нагрузку», облегчая бремя различного рода долженствований, что позволяет расширить простор для деятельности лиц в рамках правового поля.

3. Посредством льготного юридического инструментария формируется специфический правовой режим, позволяющий субъектам более полно и последовательно удовлетворять собственные интересы, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. С одной стороны, создается своего рода иерархия интересов субъектов с точки зрения их значимости для общественного развития, с другой — своеобразная очередность в их удовлетворении. Льготы характеризуются особым способом регулятивного воздействия на общественные отношения, отмечаются позитивными последствиями их исполнения, выгодными для субъекта. Специфика использования отдельных видов льгот в праворегулирующем процессе во многом предопределяется особенностью конструкции того или иного нормативного изъятия или дополнительного преимущества, интенсивностью выраженности в каждом из них стимулирующего, компенсационного, гарантирующего характера.

4. Обосновано, что льготы — это особая разновидность юридических исключений, являющихся своего рода отклонениями от единых, типизированных правил нормативного регулирования. По своей сути это правомерное исключение, законное изъятие, установленное компетентными органами в соответствующих актах.

5. Проведена классификация правовых льгот, способствующая выявлению специфики тех или иных разновидностей льгот, определению их места и роли в механизме правового регулирования, что позволяет ориентировать правотворческие и правоприменительные органы на оптимальное использование данного весьма важного юридического средства. Предлагаются следующие основания видовой градации правовых льгот: в зависимости от отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования) они подразделяются на льготы в конституционном, трудовом, финансовом, гражданском, административном праве и т. д.- от характера — на материальные и процессуальныеот субъектов права — на льготы для физических и юридических лицот их роли — на льготы-компенсации, льготы-гарантии и льготы-стимулыот уровня нормативных актов, в которых они установлены — на общефедеральные, региональные, муниципальные и локальныеот объема предоставления — на основные и дополнительныеот их содержания — на политические, социальные, экономические и т. д.

6. Льготы связывают и гармонизируют различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом. С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т. п.) или находятся в специфических условиях. С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

7. Правовые льготы, призванные достигать поставленную перед ними цель, выполняют две основные функции: компенсационную и стимулирующую. В них наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного регулирования, его юридическая природа и социальное назначение. Кроме названных, льготы выполняют, как и всякий иной правовой стимул, также обеспечительную, воспитательную, коммуникативную функции, функцию социального контроля. Среди функций льгот можно обозначить также мотивационную, ценностно-ориентационную, распределительную.

8. В процессе льготирования должна быть выстроена определенная иерархия индивидуальных интересов. В этой связи можно обозначить следующие группы интересов: 1) первичные интересы, связанные с обеспечением жизнедеятельности индивидов как определенного биологического вида- 2) вторичные интересы, продиктованные обеспечением необходимого уровня существования субъекта в обществе- 3) интересы, направленные на реализацию социальных перспектив личности.

9. Вводится в научный оборот понятие «механизм льготирования», рассматриваемый в качестве совокупности правовых средств (льготных) и иных правовых инструментов построенных в логически обоснованную систему в зависимости от особенностей их воздействия на те или иные группы общественных отношений, посредством которых создаются специфические правовые режимы.

10. Льготирование предусматривает своего рода иерархию в организации правовых средств, которая и позволяет обозначать его части. Условно в нем можно выделить следующие блоки: 1) компенсационный, включающий такие юридические исключения, как социальные субсидии, пособия, компенсации- 2) стимулирующий — налоговые, таможенные, тарифные льготы- 3) смешанный — налоговые преференции социальной направленности и т. д. Помимо самих юридических исключений в механизме льготирования участвуют также юридические средства, не обладающие качественными характеристиками нормативных изъятий и дополнительных преимуществ. Они задействованы в так называемых процессах замещения в случае нерационального, неэффективного использования льготного юридического инструментария или существования пробелов в льготном регулировании общественных отношений.

11. К принципам построения механизма льготирования предлагается относить: системностьфедерализмвзаимодействие и согласованное функционирование органов государственной власти, иных структур, входящих в механизм льготированиязаконностьподчинение нижестоящих органов власти вышестоящимпрофессионализм и компетентностьгласностьконтроль в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти в сфере льготно—правовых отношений и т. д.

12. Определено, что льготирование представляет срез в механизме правового регулирования, более углубленный регулятивный блок. Это длящийся процесс, включающий определенные стадии, этапы. На начальной его стадии обозначается круг социальных связей, входящих в сферу льготно-правового регулирования. На второй стадии механизма льготирования происходит конкретизация общих программ применительно к фактически существующим общественным отношениям, входящим в «зону действия» нормативных изъятий и дополнительных преимуществ. Третья стадия льготирования связана с установлением конкретной юридической связи между управомоченными (получателями льгот) и обязанными (лицами, участвующими в процессе предоставления льгот) субъектами. На четвертой стадии — происходит удовлетворение интересов основных получателей льгот.

13. В целях оформления льготирования в единый процесс, придания ему целостности, завершенности предлагается осуществить следующие меры: комплексно оценить потребности соответствующих субъектов в тех или иных разновидностях нормативных изъятий и дополнительных преимуществвыявить «интенсивность» необходимого и фактического обеспечения льготным юридическим инструментарием определенных разновидностей социальных связейпридать льготированию в целом заявительный характерсоотнести по уровню предоставления различные виды нормативных изъятий и дополнительных преимуществ, применяемых в целях регулирования однотипных общественных отношенийввести своеобразный механизм замещения одного вида льгот другимунифицировать процедуру практического предоставления законодательно зафиксированных льготповысить эффективность работы должностных лиц, задействованных в механизме льготирования как в целом, так и по отдельным направлениям работы в частностимаксимально снизить различного рода административные издержки и барьеры, препятствующие качественной и наиболее рациональной реализации соответствующих юридических исключений и т. д.

14. В механизме льготирования участвуют следующие разновидности льгот: налоговые преференции, таможенные льготы, субсидии, субвенции, дотации, компенсации, привилегии и иммунитеты. Налоговые преференции направлены на компенсацию финансовых потерь при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющего основы малого и среднего производственного бизнеса и т. д. Таможенные льготы используются как одно из правовых средств, способствующих успешному проведению торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, защите российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т. д. Субсидии, субвенции, дотации относятся к особой группе правовых преимуществ, так называемых льгот первичного характера, обеспечивают реализацию других юридических средств, во многих случаях используются совместно в тех или иных блоках механизма льготирования, в основном касающегося проблем организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правового положения субъектов бюджетных правоотношений и т. д. Привилегии представляют собой специальные льготы для конкретных субъектов и, прежде всего, для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей. Иммунитеты, как особая разновидность «отрицательных» льгот, обеспечивают выполнение международных, государственных и общественных функций, служебных, официальных обязанностей. Компенсации рассматриваются как особое правовое устройство, направленное на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов. В качестве взаимодополняющих правовых механизмов по отношению ко льготам анализируются пособия, выступающие в качестве социальных гарантий, поддерживающих определенный жизненный стандарт субъектов.

15. Льготно-правовая политика — это системная деятельность по оптимизации самого процесса льготирования, комплекс мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества. Она формирует особый «облик» права, определяет его потенциальные возможности в регулировании тех или иных групп общественных отношений. С ее помощью реализуются в действительности его основополагающие идеи, ориентиры, сущностные начала, поставленные цели и задачи перед данным социальным феноменом. Посредством проведения льготной политики определяется во многих случаях общая направленность правового воздействия, обеспечивается, в конечном счете, нормальное и единообразное развитие и функционирование правовой системы российского общества.

16. В целях оптимизации льготно-правовой политики целесообразно осуществить следующие меры: разработать стратегию осуществления льготно-правовой политикивыработать научно обоснованные критерии, подходы к процессу льготированияобеспечить социальные обязательства государства соответствующими финансовыми средствамисформулировать методику экспертной оценки эффективности законодательства в сфере льготного регулированияпровести систематизацию льготного законодательстваустановить меры ответственности для обязанных должностных лицсоздать правовые механизмы, направленные на развитие частно-государственного партнерства, позволяющего объединить средства государства и частных благотворительных организаций и т. д.

17. Коррупционные и потенциально коррупционные льготы искажают предполагаемый изначально результат социальных преобразований, меняют направленность самих социальных процессов, способствуют возникновению стагнационных явлений в общественном развитии. К ним следует относить нормативные изъятия и дополнительные преимущества, вовлеченные в процесс незаконного обогащения, подкупа государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Их существование предопределено довольно широкими дискреционными полномочиями соответствующих должностных лиц.

18. Коррупционные и потенциально коррупционные льготы обладают следующими характерными особенностями: с помощью подобного рода юридических средств необоснованно выделяются интересы, принадлежащие определенным корпорациям, влиятельным группам, лоббистским объединениям, олигархическим структурамменяются акценты в праворегулирующем процессеформируются отношения, деформирующие порядок прохождения государственной службысоздаются особые «эксклюзивные» режимы для отдельных субъектовувеличиваются составляющие неформального отклоняющегося поведения управляющей элиты и т. д.

19. Декриминализация процесса льготирования, исключение из него коррупционных моментов предполагает: эффективную деятельность контролирующих органовоткрытость данного процесса, его должное информационное обеспечениесокращение бюрократических структур в механизме практической реализации нормативных изъятий и дополнительных преимуществснижение уровня дискреционных полномочий соответствующих должностных лицсоздание организационных предпосылок для максимального упорядочивания льготных правоотношенийосуществление контроля за переходом государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий после увольнения со службыснижение выгод для всех участников коррупции и т. д.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в постановке проблемы и создании концепции правовых льгот как одного из фундаментальных и перспективных научных направлений. Разработанные положения позволят обогатить не только понятийный, но и научный арсенал в целом, поднять на качественно новый уровень теоретического осмысления теорию правовых средств, правового стимулирования, юридических исключений, правовых поощрений, правовой политики, дополнить научную информацию о механизме правового регулирования и т. д. Предложенная в диссертации концепция льготно-правовой политики, содержащая принципы ее выстраивания на федеральном и региональном уровнях, основные пути совершенствования, а также полученные результаты проведенного социологического исследования, могут способствовать более адекватному выстраиванию правовой политики в Российской Федерации, более точному определению ее целей и стратегических направлений в целом.

В практическом плане сформулированные в работе обобщения, предложения, выводы, результаты социологических исследований будут полезны в правотворческой и правоприменительной деятельности, более углубленному изучению обозначенной проблематики на отраслевом уровне.

Данное исследование будет полезно и в правообразовательной деятельности, в частности, для создания спецкурсов по проблемам теории государства и права, повышения качества процесса правового обучения и воспитания студентов. В целях формирования правовой культуры граждан подобные теоретические разработки целесообразно внести в курсы правового обучения и воспитания населения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседании кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» (далее СГАП). Положения диссертации использовались в процессе преподавания в СГАП курсов: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Современные проблемы юридической науки», «Проблемы реализации права в Российской Федерации».

Основные положения и результаты исследования излагались на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных конференциях, «круглых столах», семинарах: в СГАП на всероссийской научно-практической конференции «Закон, человек, справедливость: философско-правовые проблемы» (Саратов, 2003 г.) — в Саратовском филиале Института государства и права РАН (далее СФ ИГП РАН) на научно-методологическом семинаре «Информационные средства модернизации российского права» (Саратов, 2004) — в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского на межвузовском научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы современной российской правовой системы» (Саратов, 2006) — в СГАП на международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию СЮИ-СГАП «Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации» (Саратов, 2006) — в Самарском филиале ГОУ Московский городской педагогический университет «Актуальные проблемы российской правовой жизни» (Самара, 2006) — в СГАП на всероссийском научно-практическом семинаре «Состояние и перспективы современной уголовной политики России» (Саратов, 2006) — в Институте государства и права РАН на круглом столе «Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации: актуальные проблемы (теория и практика)» (Москва, 2006).

Результаты исследования были использованы диссертантом в процессе его участия в правотворческой деятельности. Как член рабочей группы СФ ИГП РАН диссертант принимал участие в экспертизах концепции законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" — концепции законопроекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации" — в разработке проекта концепции льготно-правовой политикипроекта концепции антикоррупционной политики современной России. В процессе подготовки диссертационного исследования был использован собственный опыт преподавательской, адвокатской деятельности, работы в органах исполнительной власти.

Результаты исследования изложены в монографиях, главах коллективных монографий, учебных пособиях, других научных публикациях, в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных в перечне ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, объединяющих 12 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

1.1. Alderfer С.p. Existence, Relatedness and Growth. Human Needs in Organizational settings. — New York, 1972. — 312 p.

2. Beck U. Risk Society: toward a New Modernity. London, 199 2214p.

3. Vermont statutes online. Rights and Privileges. Vermont, 1997. — 573p.

4. Werner K. Oppenheimers System des Liberalen Sozialismus. Jena, 1928.-412 p.

5. Gornopolsky W. Discrimination and Law. Toronto, 1985. — 410 p.

6. Duffar I. Contribution a Tedude des privileges et immunites des Organisations internationales. Paris, 1982. — 421 p.

7. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. -Cambridge, 1990. 387 p.

8. Introduction on the Social Securiti. International Labour Office. -Geneva, 1984.-415 p.

9. Kaskel W. Begriff und Gegendstand des Sozialrecht als Rechtsdisziplin und Lehrfach//Deutsche Juristenzeitung. 1918. № 5.

10. Chirot.D. Law in Eastern Europe. Oxford, 1996. — 317 p.

11. Gupta D. Privilege in Civil Law. Vancouver, 1993. — 215 p.

12. Leon P. Une doctrine relativiste. B//Archives de philosophie du droit et de Sociologie juridigue. Paris, Sirey, 1931. — 412 p.

13. Leroy M. La coutume ouvriere. Vol.2. Marseille. 1913.-310 p.

14. Levy E. La vision socialiste du droit. Strasbourg. 1926. — 218 p.

15. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. New York, 1993. — 304 p.

16. Manning N. The Politics of Welfare//Social Policy/Ed. By J. Baidock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. London, 1987. — 380 p.

17. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, 1954. — 402 p.

18. Miser L. Liberalism. Boston, 1997. — 410 p.

19. Mises L. Kritik des Interventionismus. Jena, 1929. — 301 p.

20. Parsons T. Toward a General Theory of Action/ T. Parsons, E. Shils. New YorkEvanston, 1962. — 356 p.

21. Radbruch G. Rechtwissenschaft als Rechtsschopfung//Archif fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1906.392.

22. Salmon I.L. Communautes en tantque personnes de droit interne et leurs privileges et immunites //Droit des Communautes europeennes. Les nouvelles. Bruxelles, 1969. — 579 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой