Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 работ. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Проблемы административных процедур»: Кисловодск: Евразийская академия административных наук, апрель 2007 г.- Международная научная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
    • I. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Понятие правовых ограничений и правовое ограничение свободы человека в Российской Федерации
    • 2. Понятие и содержание конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • Глава.
    • II. Общая характеристика конституционноправового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Понятие и структура конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 2. Виды и способы ограничения прав и, свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 3. Система обеспечения законности правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина
  • Заключение

Конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I.

Глава I. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

§ 1. Понятие правовых ограничений и правовое ограничение свободы человека в Российской Федерации § 2. Понятие и содержание конституционно-правового института ограничения прав и свобод '^человека и гражданина в Российской Федерации.

Глава II. Общая характеристика конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

§ 1. Понятие и структура конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

§ 2. Виды и способы ограничения прав и, свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

§ 3. Система обеспечения законности правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Заключение

.

Список использованных источников и литературы

.

Актуальность разрабатываемой темы и ее значимость для науки и практики. В любом демократическом государстве права и свободы человека и гражданина, а также их обязанности, составляют важнейший социальный и политико-правовой институт, объективно выступающий мерилом достижений общества, показателем его зрелости и цивилизованности.

Основной закон российского государства — Конституция РФпровозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. И одновременно в статье 2 Конституции РФ в качестве обязанностей государства устанавливаются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, что в полной мере соответствует также и важнейшим общепризнанным международно-правовым актам — Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах и другим.

Данный шаг показал, что государство, наконец, осознало, что от степени реализации прав и свобод человека зависит благосостояние и процветание общества в целом. Однако, к сожалению, правовые нормы, регулирующие защиту прав и свобод личности, в Российской Федерации не в полной мере соответствуют конституционным и международным принципам. При достаточно широком декларировании Конституцией прав и свобод человека современная Россия испытывает существенные проблемы в области применения нормативно-правовых актов, регламентирующих ограничение права и свободы человека и гражданина. Подобная ситуация, естественно, требует выработки концепции по развитию системы национального законодательства РФ в области защиты прав и свобод человека. Основные права и свободы человека, лежащие в основе прав и свобод гражданина, не создаются непосредственно властной волей государства. И этой же суверенной государственной волей основные права и свободы человека не могут быть также отменены, объявлены несуществующими или ненужными.

Важное место при этом отведено определению условий правомерности ограничений прав и свобод личности, закрепляемых национальным законодательством и являющихся важным условием деятельности правоохранительных органов. Такие ограничения абсолютно необходимы в интересах большинства граждан. Они применяются в отношении лиц, причиняющих вред обществу, отдельным его индивидам. При этом необходимо учитывать баланс интересов человека, общества и государства. Установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами ценностей.

На этом фоне особое внимание заслуживает вопрос о конституционных критериях допустимости ограничения основных прав. Необходимость его исследования определяется самой сущностью основных прав как меры возможного поведения. С одной стороны, ограничения предотвращают злоупотребления основными правами. Абсолютная свобода немыслима в силу особой биологической, социальной, духовной природы человека и ^ потребности защиты интересов иных лиц, общества и государства. С другой стороны, анализируемые критерии являются пределом полномочий органов и должностных лиц публичной власти, ограничивающих основные права. Соответственно освещение избранной темы служит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, баланса индивидуальных и публичных интересов.

Актуальность анализа указанных проблем приобретает практический интерес в силу их значения, поскольку они оказывают значительное влияние на правовое регулирование общественных отношений иными отраслями российского права. Наиболее очевидно такое влияние на административное, гражданское, уголовно-процессуальное право, другие отрасли права. Эти обстоятельства обусловливают потребность в углубленном исследовании конституционных критериев допустимости ограничения основных прав.

Эти взаимодействующие объективные факторы и определяют основные возможности, параметры и формы воздействия демократического государства на сферу прав и свобод человека и гражданина. Учет этих объективных условий представляется крайне необходимым и важным при рассмотрении такой теоретически и практически актуальной проблемы, как совершенствование конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Степень разработанности темы диссертационного исследования опосредована тем неизбывным вниманием, которое из насущных, а не надуманных, соображений поддерживают к ней ученые — представители различных исторических эпох, континентов, отраслей знаний.

Тема диссертационного исследования носит комплексный, многоплановый характер.

Ее специфика заключается в необходимости изучения широкого спектра взаимоотношений человека, общества и государства. Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: философии права, теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву России и зарубежных стран, международному праву.

Исходя из этого, источниковедческую основу диссертационного исследования составила как специальная юридическая литература, так и труды в области философии, истории и других наук.

Вопросы, касающиеся правового статуса личности, всегда были в поле зрения юридической науки.

Общетеоретические подходы к понятию основных прав и свобод личности в России, взаимодействия государства с правами и свободами человека и гражданина, включая и ограничение прав и свобод, пребдставлены в работах таких учёных-специалистов в области общей теории права, теории прав человека как, А .Я. Азаров, С. С. Алексеев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, Н. А. Варламова, Н. В. Витрук, А. Б. Венгеров,.

Е.А. Лукашева, B.C. Нерсесянц, Д. А. Керимов, А. И. Ковлев, С. А. Комаров, В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, А. В. Малько, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, А. С. Пиголкин, Т. Н. Радько, Ф. М. Рудинский, Ю. А. Тихомиров, А. К. Черненко, В. А. Четвернин и других.1.

Проблемы ограничения основных прав в целом и отдельных основных прав, а также некоторые конституционные критерии допустимости этих ограничений нашли осмысление в исследованиях М. В. Баглая, Б. Т. Безлепкина, В. А. Блюмкина, А. Г. Братко, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Н. Л. Гранат, Ю. А. Дмитриева, В. М. Горшенева, Л. А. Грирорян, Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкина, С. Н. Кожевникова, В. М. Корельского, Л. О. Красавчикова, В. И. Леушина, Е. А. Лукашевой, Н. С. Малеина, М. Н. Малеиной, А. В. Малько, Н. И. Матузова, А. С. Мордовец, Т. Н. Москальковой, Р. А. Мюллерсон, А. А. Опалевой, В. Д. Перевалова, И. Л. Петрухина, И. В. Ростовщикова, А. В. Силантьева, Б. А. Страшун, К. Б. Толкачева, Е. А. Флейшица, А. Г. Хабибулина, В. М. Чхиквадзе, А. С. Шабурова, Б. С. Эбзеева и других авторов.

Основополагающее значение для раскрытия темы диссертации также имеют исследования В. В. Виноградова, Ф. С. Галенпольского, И. В. Гончарова, А. В. Грязнова, А.Н., Домрина, Н. М. Касаткиной, Д. А. Ковачева, И. Л. Петрухина, А. Н. Пилипенко, С. В. Пчелинцева,.

1 Алексеев С. С. общие дозволения и общие запреты в советстком праве: Монография. —М.: 1989. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования: Монография. -М., 1999. Гончаров И. В. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайном положении // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву / Под ред. В. М. Баранова. -Н. Новгород, 1998. Малько А. В. Стимулы ограничения в праве: теоретико-информационный аспект: Монография. -М., 2003. Матузов Н. И. Правовая система и личность: Монография.—Саратов., 1987.

2 Лукашева Е. А. Общая теория прав человека: Монография. -М., 1996. Эбзеев Б. С. Ограничения конституционных прав и свобод: способы и допустимые Конституцией РФ пределы // Конституционные прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. О. И. Тиунова. -М., 2005.

И.Г. Тимошенко и др., посвященные особым государственно-правовым режимам (чрезвычайному и военному положению).1.

Международно-правовые аспекты этой проблемы затронуты в работах A.M. Барнашова, И. П. Блищенко, С. А. Горшкова, Г. М. Даниленко,.

Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкина, И. И. Лукашука, С. Ю. Марочкина, i.

A.НдТалалаева, О. И. Тиунова, В. А. Толстика, М. Н. Энтина и других." I.

Существенный вклад в разработку теории ограничения прав и свобод человека и гражданина внесли такие иностранные авторы как Р. Бернхардт,.

Б. Визер, Ф. Иакобуци, А. Кариола, А. Шайо, К. Экштайн, А. JIonec-Пина и др. Особое внимание обращается на германскую доктрину основных прав (Р.

Арнольд, А. фон Арнольд, К. Майнер-Брокман, Т. Маунц, П. Лерхе, Г. Ресс, М. Сакс, К. Хессе, В. Хофлинг, Б. Шлинк, Ф. Е. Шнапп, X. Штарк, К. Штерн, I.

М.Х. Якобе и др.), в которой проблема ограничения основных прав и критериев их допустимости проанализирована наиболее обстоятельно.

В последние годы в правоведении предпринимались отдельные попытки анализа вопросов ограничения основных прав и критериев их допустимости.1^ Особо следует выделить диссертационные исследования.

B.Н. Агеева «Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации» (2006) — А. В. Должикова «Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации» (2003) — М. Л. Жилиной.

Конституционно-правовые ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации" (2005) — А. А. Переверьзева «Основания.

1 Гончаров И. В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Монография. -М., 1999. Пчелинцев С. В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5.

2 Лукашук И. И., Лобова М. Право международной ответственности. Монография. —М., 2004. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. Монография. — М., 1995. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. О. И. Тиунова. — М., 2005. ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации" (2006) — С. В. Пчелинцева «Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория и практика» (2006).

Углубленный анализ научной литературы по проблемам прав и свобод человека и гражданина показал, что при всем многообразии подходов, в юридической науке рассматривались отдельные аспекты конституционного регулирования ограничений прав и свобод, в том числе в связи с теоретическим анализом ограничений прав и свобод личности, а также при исследовании конкретных конституционных прав и свобод. Вместе с тем должного внимания комплексному и всестороннему анализу этого вопроса, при всей его значимости, не уделялось и системного исследования конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина не поводилось.

Таким образом, недостаточность конституционно-правовых разработок в указанной сфере и существующие на практике пробелы законодательного характера определили необходимость разработки данной темы в диссертационном исследовании. Настоящая работа нацелена, прежде всего, на системное, взаимосвязанное исследование теоретических и практических проблем конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях реформ, осуществляемых в нашей стране, обновления правовой системы общества и ее подсистем, перевода юридической теории и практики в качественно новое состояние.

Предмет и объект исследования. Гипотеза исследования.

Предметом исследования выступают источники, в которых отражены проблемы ограничения прав человека и гражданина, понятия, структуры, обеспечения законности функционирования конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в результате установления и реализации правовых ограничений свободы человека как особого социального регулятора.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексный конституционно-правовой анализ конституционно-правовых основ ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также комплексный анализ проблем конституционно-правового института и механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный конституционно-правовой анализ конституционно-правовых основ ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также комплексный анализ проблем конституционно-правового института и механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловливается решением ряда исследовательских задач.

К основным из них отнесены следующие:

— выявить основы концепции правовых ограничений в контексте ограничения свободы человека;

— предложить авторское определение ограничения прав и свобод человека и гражданина с учетом достигнутого уровня развития учения о правах и свободах человека и гражданина;

— дать понятие и раскрыть содержание конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина;

— проанализировать конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина;

— охарактеризовать основания, цели и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина в качестве элементов конституционноправового механизма прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— дать классификацию видов правовых ограничений;

— проанализировать основные способы правового ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— дать характеристику внутригосударственных и международных мер в системе обеспечения законности правового ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

Методологическая база исследования и методы, использованные в исследовании. Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности, применялись общенаучные (диалектический, системный) и частнонаучные (формально-юридический, исторический, социологический) методы познания. Особое внимание уделено методу сравнительного правоведения, позволяющему более глубоко проанализировать поставленные в диссертации вопросы.

Исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой и с учетом современных научных концепций.

Использование комплекса перечисленных методов позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях и в многообразии форм проявления его содержания, что в итоге дало возможность решить поставленные задачи исследования.

Нормативной и эмпирической базой диссертации послужили международно-правовые акты, относящиеся к предмету исследования, внутригосударственное конституционное и иное отраслевое законодательство, а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации. Кроме того, автор опирался на фактический материал, нашедший свое отражение в определениях Конституционного Суда Российской.

Федерации, в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, решениях государственных органов.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации обусловлена недостаточной исследованностью данной проблемы в юридической литературе, необходимостью постановки актуальных проблем развития конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в современной России и выработкой подходов к их решению.

Диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование конституционно-правовых аспектов взаимодействия государства и личности, посвященное вопросам развития конституционно-правового института — института ограничения прав и свобод человека и гражданина. В работе предпринята попытка новаторски подойти к разработке концепции обеспечения законности ограничения прав и свобод человека и гражданина и к формированию целостного представления о динамике и тенденциях развития конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина.

В работе представлено авторское определение понятия «ограничений прав и свобод человека и гражданина», «конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина».

Раскрыто содержание конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина, в структуре которого выделены в качестве составляющих его элементов ряд субинститутов.

Дана характеристика оснований, целей, пределов и способов ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предложена авторская классификация видов правовых ограничений по таким критериям как виды ограничиваемых прав и свобод человека и гражданинаобъекты (адресаты) ограничениявременной период действия ограниченийюридическая сила правовых актов, устанавливающих ограничениясоответствие ограничений требованиям законностистадии правового регулирования, на которых происходит введение и реализация правовых ограничений.

Сформирован комплекс и дана характеристика внутригосударственных и международных мер в системе обеспечения законности правового ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Исследование охватывает значительный круг проблем, которые не рассматривались либо не получили до сих пор определенного решения в научной литературе. Постановка и предлагаемая трактовка таких проблем как сущность конституционно-правового института ограничения прав и свобод, структура и элементы конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод личности, проблемы обеспечения законности реализации правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина, содержат элементы новизны или развивают перспективные направления исследований в области общей теории прав человека.

На основе анализа международно-правовых документов и действующего законодательства Российской Федерации, практики их применения, выявлены особенности и недостатки функционирования конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина, дана оценка эффективности законодательной регламентации пределов и способов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Основные выводы, сформулированные в ходе проведенного исследования, являются положениями, выносимыми на защиту, и свидетельствуют о научной новизне данной диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение взглядов ученых-специалистов в области теории прав человека позволяет выделить несколько ведущих подходов к трактовке понятия правового ограничения: 1) ограничение как мера объема права (свободы) — 2) ограничение как отклонение от правового равенства- 3) ограничение как изменение содержания прав и свобод человека и гражданина. Правовые ограничения как юридические инструменты, с помощью которых обеспечивается достижение некоторых целей правового регулирования проявляется в двух основных формах: либо как полный запрет определенного права (свободы), обусловливаемый в силу различного рода объективных или субъективных обстоятельств, либо как уменьшение вариантов возможного, дозволенного поведения (в рамках конкретного права или свободы) путем установления властеносителем, прежде всего субъектами законотворчества, различного рода пределов (пространственных, временных рамок, субъектных и т. д.) такого поведения.

2. Авторское определение понятий:

— «ограничение прав и свобод человека и гражданина — это законодательно санкционированное временное сокращение (либо уменьшение) пользования благом, составляющим предмет субъективного права, как по содержанию, так и по времени».

— «конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина — это основанная на конституционно-правовых нормах, сложная целостная социальная система, определенным образом организованных правовых средств и действий с целью защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты публичных интересов (интересов государства и общества) и подразделяющаяся на составные части (элементы), каждая из которых выполняет свои особые задачи по осуществлению общих функций ограничения прав и свобод человека и гражданина»,.

3. Сущность, структура и основные элементы конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина. В структуре конституционно-правового института выделены в качестве составляющих его элементов субинституты ограничения отдельных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерацииограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положенияограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях особых государственно-правовых режимов, включающий в себя в качестве основы ст. 56 Конституции РФ.

4. Функционирование конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривает в качестве структурного элемента основания, обуславливающие целенаправленную деятельность по ограничению прав и свобод. Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина находят конституционное выражение в установлении общих (генеральных) целей ограничения прав и свобод, имеющих базовое значение для правового регулирования. Предусмотренная конституционно-правовыми нормами допустимость законодательного ограничения реализации прав и свобод человека и гражданина имеет свои содержательные границы, за пределами которых ограничение утрачивает свое значение.

5. Авторская классификация правовых ограничений, закрепленных конституционно-правовыми нормами, по таким критериям как: виды ограничиваемых прав и свобод человека и гражданинаобъекты (адресаты) ограничениявременной период действия ограниченийюридическая сила правовых актов, устанавливающих ограничениясоответствие ограничений требованиям законностистадии правового регулирования, на которых происходит введение и реализация правовых ограничений.

6. Проблемы обеспечения законности правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина настоятельно нуждается в дальнейшем, системном и целенаправленном исследовании в теоретическом, отраслевом и практическом отношениях. При этом в качестве основных в системе обеспечения законности правового ограничения прав и свобод человека и гражданина предлагаются нормативный, институциональный и инструментальный компоненты как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется обоснованием нового подхода к развитию конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в соответствии с формированием конституционной концепции прав и свобод человека и гражданина нового типа и потребностями создания эффективного механизма их реализации и обеспечения в современной России. Ряд содержащихся в диссертации выводов в той или иной степени развивает общетеоретические и конституционно-правовые знания в области правового положения личности. Прежде всего, это касается сущности и содержания конституционных прав и свобод, их нормативно-правовой регламентации, механизма ограничения, системы гарантий и др. Одновременно материалы диссертации могут способствовать углублению научных разработок по вопросам взаимоотношений личности и государства в рамках фундаментальных проблем демократии, правового государства и др.

Положения диссертации, теоретические конструкции и выводы могут иметь методологическое значение для дальнейших исследований-проблем конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Практическая значимость исследования в широком плане видится в том, что её положения и выводы направлены на решение важнейших задач развития конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России правовой государственности.

Результаты исследования могут быть полезны в области совершенствования правовых норм, регламентирующих ограничение прав и свобод человека и гражданина, в упрочении гарантий прав и свобод человека, а также будут способствовать повышению правовой культуры и правосознания граждан и иных лиц в вопросах реализации и обеспечения их прав, свобод и законных интересов в России.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания конституционного права РФ, административного права н специальных курсов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования могут быть учтены государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также общественными объединениями при проведении мероприятий, направленных на совершенствование механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 работ. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Проблемы административных процедур»: Кисловодск: Евразийская академия административных наук, апрель 2007 г.- Международная научная конференция «Современное общество: актуальные проблемы и тенденции развития»: Волгоградский институт экономики, социологии и права, май 2007 г.- Право как ценность и средство государственного управления обществом: IV межвузовская научно-практическая конференция в Волгоградской академии МВД России, июнь 2007 г.- Межрегиональная научно-практической конференция, посвященная 40-летию образования Волгоградской академии МВД России, сентябрь 2007 г.- Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью»: Краснодар: Кубанский государственный университет, февраль, 2008.

Ряд положений и выводов исследования используется в ходе преподавания курсов «Конституционное право России», «Актуальные проблемы теории государства и права» на юридических факультетах НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики социологии и права», ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», ГОУ ВПО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел России», ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в г. Кропоткине Краснодарского края.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (которые включают в себя пять параграфов), заключения и списка используемых нормативно-правовых, научных и иных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Право предстает как один из социальных инструментов, с помощью которого человеческая свобода, хотя и признаваемая первичной социальной ценностью, может быть ограничена правовыми средствами и способами, находящимися в распоряжении государственной власти. Характер правовых ограничений, их природа и особенности придают соответствующую специфику праву как особому социальному регулятору.

В самом общем виде правовые ограничения — это юридические инструменты, с помощью которых обеспечивается достижение некоторых целей правового регулирования.

При этом в юридической литературе можно выделить несколько ведущих подходов к трактовке понятия правового ограничения: 1) ограничение как мера объема права (свободы) — 2) ограничение как отклонение от правового равенства- 3) ограничение как изменение содержания прав и свобод человека.

2. Представленный обзор взглядов на ограничение свободы правовыми способами позволяет утверждать, что всякое правовое ограничение, так или иначе, проявляется в двух своих основных формах: либо как полный запрет определенного права (свободы), обусловливаемый в силу различного рода объективных или субъективных обстоятельств, либо как уменьшение вариантов возможного, дозволенного поведения (в рамках конкретного права или свободы) путем установления властеносителем, прежде всего, субъектами законотворчества, различного рода пределов (пространственных, временных рамок, субъектных и др.) такого поведения.

Можно согласиться со следующей дефиницией правового ограничения свободы: правовое ограничение свободы есть предусмотренное правовыми нормами уменьшение количества вариантов юридически дозволенного поведения путем установления различных пределов либо полного его запрета.

3. Исходными в уяснении юридических характеристик конституционно-правового института ограничения прав и свобод являются понятия «права человека» и «свободы человека».

При этом в основании современного понимания прав и свобод человека лежит общее понятие свободы, рассматриваемого как особое состояние бытия и одновременно одно из сущностных качеств человека.

Права и свободы человека и гражданина — это система стабильных, в определенной мере даже традиционных, благ и социальных ценностей, представляющих собою объект правовых притязаний главных участников общественных отношений — человека и гражданина.

Несмотря на то, что в последнее время многими правоведами предприняты попытки сформулировать понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина», до настоящего времени в законотворческой и правоприменительной практике отсутствует общепринятая трактовка данной дефиниции.

Можно признать, что ограничение прав и свобод человека и гражданина — это законодательно санкционированное временное сокращение (либо уменьшение) как по содержанию, так и по времени пользование благом, составляющим предмет субъективного права.

Конституционно-правовые нормы, определяющие ограничение прав и свобод человека и гражданина, составляют конституционно-правовой институт ограничения прав и свобод человека и гражданина.

4. Конституционно-правовой институт ограничения прав и свобод человека и гражданина как структурный элемент системы конституционного права обладает такими признаками как относительная самостоятельность, специфичность способа правового регулирования, наличие и принципиальная возможность формирования общих понятий в рамках видовых явлений.

Юридическая конструкция конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина, выражающая стойкую композицию элементов, включает в себя субинституты с точки зрения их внутренней формы (структуры).

Представляется, что в рамках конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие субинституты: а) субинститут ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) — б) субинститут ограничения отдельных прав и свобод человека и гражданина. в) субинститут ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях особых государственно-правовых режимов.

Конституционно-правовой институт ограничения прав и свобод человека и гражданина — это институт конституционного права (отраслевой). Однако в силу своей специфики этот институт может быть признан в качестве смешанного.

Смешанные институты, в том числе и конституционно-правовой институт ограничения прав и свобод человека и гражданина, необходимо отличать от комплексных институтов (общностей). Признаками, отличающими так называемые комплексные правовые институты, являются их составной характер, качественная разнородность объединенных в них норм, функциональный характер связей между правовыми нормами, определяемый неоднородностью отраслей права, частью которых они являются, субъективный подход к формированию данных правовых общностей, регулирование не вида, а комплекса разнородных общественных отношений.

5. Единство конституционно-правовых норм, составляющих содержание конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина, основано на соответствующих правовых принципах.

Следует признать, что в науке конституционного права четкое понятие принципов конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина, к сожалению, не выработано.

Вместе с тем, определяя принципы права как исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений (в данном случае — в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина), можно выделить ряд правовых принципов, которыми обязан руководствоваться субъект правовых ограничений: принцип законности, принцип справедливости, принцип целесообразности. Данный перечень, несомненно, может быть расширен, однако, названные принципы являются ведущими, соблюдение которых, при надлежащем их толковании, в максимальной степени обеспечит оптимальное соотношение интересов и субъектов ограничения, и лиц, в отношении прав и свобод эти ограничения вводятся.

6. Механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина характеризуется как специфическая социальная система частного порядка. Категория «механизм» позволяет охватить все явления ограничения прав и свобод человека и гражданина, представить их в динамичном виде, раскрыть структуру, последовательное расположение, взаимосвязь и взаимодействие элементов и стадий ограничения, выявить его специфические функции, эффективно решить вопросы процедур и порядка ограничения прав и свобод человека и гражданина.

При этом термин «конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина» не получил пока достаточно широкого и должного распространения в науке: не определены элементный состав, стадии и цели функционирования, причины малоэффективной деятельности и направления повышения эффективности и т. д.

Можно сформулировать следующее определение: конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина — это основанная на конституционно-правовых нормах, сложная целостная социальная система, определенным образом организованных правовых средств и действий с целью защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты публичных интересов (интересов государства и общества) и подразделяющаяся на составные части (элементы), каждая из которых выполняет свои особые задачи по осуществлению общих функций ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Подобный механизм есть, прежде всего, способ функционирования, система взаимодействия различных средств (комплексная система общепризнанных международных и внутригосударственных средств и действий, предусматривающих ограничения прав и свобод). В узком смысле — под исследуемым механизмом нужно понимать различные правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина.

7. Функционирование конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривает в качестве структурного элемента основания, обуславливающие целенаправленную деятельность по ограничению прав и свобод. Основания ограничений прав и свобод можно рассмотреть в двух аспектах — нормативном и фактическом.

Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина находят конституционное выражение в установлении общих (генеральных) целей ограничения прав и свобод, имеющих базовое значение для правового регулирования. Необходимо признать, что цели являются одним из основополагающих моментов при формулировании и установлении правовых ограничений.

Возможно разделить основания и цели ограничения прав и свобод человека и гражданина на две группы: 1. защита прав и свобод человека и гражданина, то есть защита частных интересов- 2. защита интересов государства и общества (защита публичных интересов).

8. Допустимость законодательного ограничения реализации прав и свобод человека и гражданина имеет свои содержательные границы, за пределами которых ограничение утрачивает своё назначение.

Необходимо констатировать, что кардинальных отличий в установлении пределов ограничений прав и свобод во внутригосударственных российских, международных и региональных актах нет. Во всех актах указаны общепринятые и наиболее целесообразные критерии пределов ограничений прав и свобод, а именно:

— ограничения должны быть введены законом по строго установленной процедуре;

— ограничения не должны противоречить внутригосударственным и международным документам;

— ограничения могут применяться только для тех целей, ради которых они вводятся, далее этих целей ограничение неправомерно;

— ограничения должны быть соразмерны поставленным целям;

— ограничения не должны препятствовать осуществлению других прав, свобод, а также обязательствограничения права не должны нарушать саму сущность предоставленного права;

— ограничения не должны затрагивать прав, предусмотренных в статьях, закрепляющих «абсолютные права» (право на жизньправо не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению или наказаниюправо не содержаться в рабстве или подневольном состоянии и др.;

— ограничение не должно трансформироваться в дискриминацию;

— ограничения должны быть разумны и необходимы в целом и в каждой конкретной ситуации;

— ограничения в чрезвычайных ситуациях, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, должны носить временный характер.

Таким образом, при определении пределов ограничений, должны быть учтены все указанные моменты, поскольку все они по своей сути имеют достижение баланса (оптимума) между общественными и частными интересами. Пределы ограничений должны быть установлены законодателем путем принятия текущих законов.

9. В результате анализа таких структурных элементов конституционно-правового механизма ограничений прав и свобод человека и гражданина, как оснований, целей и пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина, представляется возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, под пределами ограничения прав и свобод человека следует понимать совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Во-вторых, следует признать, что Конституция Российской Федерации впервые установила универсальный принцип, содержащийся в ч. 3 ст. 55 Конституции, и согласно которому: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

10. Классификация правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина возможна и необходима и теоретическом, и в практическом отношениях. Однако на данный момент в юридической литературе нет устоявшейся классификации этих ограничений.

С учетом высказанных в литературе мнений, представляется целесообразным выделить следующие основные критерии (основания) классификации правовых ограничений: виды ограничиваемых прав и свобод человека и гражданинаобъекты (адресаты) ограничениявременной период действия ограниченийюридическая сила правовых актов, устанавливающих ограничениясоответствие ограничений требованиям законностистадии правового регулирования, на которых происходит введение и реализация правовых ограничений.

Так, в зависимости от видов ограничиваемых прав и свобод, используя общепринятую классификацию конституционных прав и свобод, можно выделить ограничения личных (гражданских) прав, политических прав, экономических, социальных и культурных прав.

В свою очередь, в зависимости от объектов (адресатов), в отношении которых устанавливаются правовые ограничения, можно выделить общие, специальные и индивидуальные ограничения.

Наряду с этим, важным классифицирующим основанием является временной период действия тех или иных ограничений. По этому основанию можно выделить постоянные и временные (ситуативные) ограничения.

Кроме того, законодательно устанавливаемые ограничения прав и свобод могут носить с точки зрения соответствия их требованиям законности правомерный и неправомерный характер.

Наконец, в зависимости от стадии правового регулирования различают ограничения прав и свобод на стадиях правотворчества, конкретизации норм права и реализации (круг интересующих в данной работе вопросов ограничивается обращением только к ограничениям, устанавливаемых законодательными актами на стадии правотворчества).

11. Поскольку в процессе правового регулирования возникает необходимость в применении правоограничивающих средств с неодинаковой юридической силой, соответственно возникает необходимость в наличии разнообразных средств ограничений и определении способов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Следует признать, что правовые ограничения прав и свобод могут устанавливаться двумя основными способами — путем обязывания и запрета.

При этом некоторые авторы понимают их как «форму» выражения ограничений. Однако употребление понятия «способ» позволяет наиболее удачно выразить смысл и цель правового регулирования общественных отношений того или иного рода (типа, вида) в зависимости от его предмета и метода. Таким образом, обязывание и запрет как наиболее отчетливо отражающие собой смысл и цель (цели) действия субъекта правовых ограничений, целесообразнее обозначать как «способы» ограничений прав и свобод человека и гражданина.

12. Одним из основных принципов конституционно-правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина, как уже указывалось выше, выступает принцип обеспечения законности. При этом в качестве основных в системе обеспечения законности правового ограничения прав и свобод человека и гражданина рассматриваются нормативный, институциональный и инструментальный компоненты.

Органическая связь и определяющая роль нормативного, институционального и инструментального компонентов системы обеспечения законности правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина, дает возможность рассмотрения их как в единстве, так и по отдельности, поскольку в каждом из них присутствуют элементы и обнаруживаются проявления других.

13. Анализ норм действующего российского законодательства, норм международного права, литературы по проблеме обеспечения законности, дает основания выделить следующие наиболее распространенные меры, применяемые в деятельности различных органов в сфере правового ограничения прав и свобод человека и гражданина: контрольно-надзорные меры, включающие признание законодательных актов, содержащих ограничение прав и свобод человека и гражданина, неконституционными;

— защитно-восстановительные меры, принимаемые по инициативе субъекта правоотношениймеры, включающие предоставление права на обжалование неконституционных законовприменение мер ответственности, предусмотренных внутригосударственным законодательством и/или мер международной ответственности.

Проблемы обеспечения законности правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина настоятельно нуждается в системной и целенаправленном исследования в теоретическом, отраслевом и практическом отношении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  2. Международный Пакт о гражданских и политический правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.
  3. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20.
  4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/46 от 19 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 45.
  5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. 1991. № 17.
  6. Сиракузские принципы в отношении положений Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся ограничений и отступлений // E/CN. 4/Sub. 2/1997/19 и Add. 1.
  7. Судебное решение по делу Лоулес от 1 июля 1961 г. // Series А, № 3, р. 56, para. 28.
  8. Судебное Решение: Греция против Соединенного Королевства. // Comm. Report 5.11.69, para. 153. Yearbook 12, P. 72.
  9. Исследование значения прав человека в свете последних событий, относящихся к ситуации, известной как осадное или чрезвычайное положение // UN Doc. E/CN. 4/Sub.2/1982/15. С. 23−27.
  10. Конституция Российской Федерации. M., 1993.
  11. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г. «О
  12. Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2007 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447- 2007. № 7. Ст. 829.
  13. Федеральный конституционный закон РФ № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 05.04.2005 г. № 3-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1- 2005. № 15. Ст. 1274.
  14. Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении» (в ред. ФКЗ от 07.03.2005 г. № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277- 2005. № 10. Ст. 753.
  15. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 30.01.2002 г. «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
  16. Закон РФ № 1026−1 от 18.04.1991 г. «О милиции» (в ред. ФЗ от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503- 2007. № 41. Ст. 4845.
  17. Федеральный закон № 2202−1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472- 2007. № 31. Ст. 4011.
  18. Закон РФ № 2446−1 от 05.03.1992 г. «О безопасности» (в ред. ФЗ от 02.03.2007 г. № 24-ФЗ- от 26.06.2008 г. № 103-Ф3) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769- СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1151.- 2008. № 26. Ст. 3022.
  19. Закон Российской Федерации от 02.06.1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (в ред. от 22 августа 2004 года) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33.
  20. Закон Российской Федерации № 4979−1 «О ветеринарии» от 14.05.1993 года (в ред. ФЗ от 21.07.2007 г. № 191-ФЗ- с изм. от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 857- СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3805.- СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2801.
  21. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (в ред. от 01.12.2007 г. № 309-Ф3- от 14.07.2008 г. № 110-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563- 2007 г. № 49. Ст. 6070.- 2008. № 29 (I). Ст. 3410.
  22. Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне» (в ред. ФЗ 26.06.2007 г. № 118-ФЗ- от 14.07.2008 г. № 118-ФКЗ) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.- 2007. № 27. Ст. 3213.- 2008. № 29 (ч. I). Ст. 3418.
  23. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-Ф3 от 13.06.1996 года (в ред. ФЗ от 04.02.2008 г.- от 25.11.2008 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- 2008. № 7. Ст. 551.
  24. Федеральный закон № 31-Ф3 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (в ред. ФЗ от 25.10.2006 г. № 199-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014- 2006. № 44. Ст. 4534.
  25. Федеральный закон № 3-Ф3 от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. ФЗ от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ- от 22.07.2008 г. № 136-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.- 2007. № 31. Ст. 4011.-2008. № 30 (I). Ст. 3592.
  26. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 года (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 309-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736- 2007. № 49. Ст. 6070.
  27. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 04.02.2007 г. № 324-Ф3- от 27.10.2008 г. № 177-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.- 2007. № 50. Ст. 6237.- 2008.' № 44. Ст. 4983.
  28. Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 309-Ф3- 14.07.2008 г. № 118-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650- 2007. № 49. Ст. 6070.- 2008. № 29 (ч. I). Ст. 3418.
  29. Федеральный закон № 51-ФЗ от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //
  30. СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919- 2007. № 31. Ст. 4011.
  31. Федеральный закон № 35-Ф3 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. № 153-Ф3) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146- 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3452.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 03.10.1993 года № 1575 «О введении чрезвычайного положения в городе Москве» // СА1Д1 РФ. 1993. № 40. Ст. 3748.
  33. Указ Президента РФ от 04.10.1993 г. № 1580 «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве» // САПП РФ. 11.10.1993. № 41. Ст. 3909.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 31.01.1995 № 87 «О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики» // Российская газета. № 24. 01.02.1995 г.
  35. Указ Президента РФ от 18.10.1996 г. № 1457 «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4886.
  36. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.1995 года по делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 54.
  37. Никитина//СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.
  38. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.06.1996 г. № 14-П по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. В. Щелухина // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3185.
  39. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
  40. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана // СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066.
  41. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.12.98 № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Сборник основных приказов и указаний Генеральной прокуратуры РФ. М., 1999.
  42. Билль о правах (1689 г.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков- Под ред. проф. З. М. Черниловского. М.: Юристь, 1998.
  43. Акт об устроении (12 июня 1701 г.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков- Под ред. проф. З. М. Черниловского. М.: Волтерс Клувер, 1998.
  44. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков- Под ред. проф. 3. М. Черниловского. М.: Волтерс Клувер, 1998.
  45. Французская Хартия (1814 г.) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов. / Под ред. проф. П. Н. Галанзы. М., 1957.1. Монографии и статьи
  46. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы: Монография. М. 1999.
  47. А. С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение: Монография. М., 1913.
  48. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения: Монография. М., 2001
  49. С.С. Структура советского права: Монография. М., 1975.
  50. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве: Монография. М., 1966.
  51. С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве: Монография. М., 1989.
  52. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования: Монография. — М., 1999.
  53. В.Ю. Права человека в Российской Империи: Монография. Ставрополь, 1996.
  54. М. Римское право (Понятия, термины, определения): Монография. М., 1989.
  55. И. Философия свободы. Европа: Монография. М, 2001.
  56. А.Г. Запреты в советском праве: Монография. Саратов, 1979.
  57. Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы 1918−1921: Монотрафия. -М., 1990.
  58. Н. В. Правовой статус личности в СССР: Монография. М., 1985.
  59. Л.Д. Юридический статус личности в России: Монография. М., 1997.
  60. Военный суд. Его защитники и разрушители: Монография. -СПб., 1883.
  61. Н.Н. Социалистическая законность и применение права: Монография. Саратов, 1983.
  62. В.М. Исключительное положение: Монография. СПб., 1908.
  63. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование): Монография. М., 2003.
  64. И. В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Монография. М., 1999.
  65. Довнар Н. К вопросу о критериях ограничений свободы слова в международном праве и законодательстве Республики Беларусь: Монография. 1999.
  66. ДайсиА.В. Основы государственного права Англии: Монография. СПб., 1891.
  67. Р. Демократия и ее критики: Монография. М., 2003.
  68. В.Н. Декларация прав и реальность: Монография. М., 1989.
  69. Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства: Монография. М., 2002.
  70. В.О. Полицейское право: Монография. СПб., 1903.
  71. А.Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения: Монография. М., 1998.
  72. В.П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: Монография. М. 2003.
  73. И.А. Путь к очевидности: Монография. М. 1993.
  74. История гражданской войны в СССР. Т. 2. М., 1943.
  75. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.
  76. В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве: Монография. М., 1995.
  77. Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права: Монография. М., 2003
  78. Т.Н. Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации: Монография. Саратов., 1998.
  79. Н.А. Ограничение гарантий неприкосновенности личности в английском праве: Habeas Corpus Act 1679 года и чрезвычайное законодательство в Англии: Монография. М., 1957.
  80. О.Ю. Влияние решений Конституционного Суда России на гражданское судопроизводство: Монография. М., 2002.
  81. В.Д., Холоден В. Ф., Штутман С. М. История строительства внутренних войск 1917−1945 гг. Краткий очерк: Монография. -М., 1978.
  82. А.И. Советы власть народа: Монография. — М., 1967.
  83. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика): Монография. М., 2001.
  84. Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
  85. Е.А. Общая теория прав человека: Монография. М., 1996.
  86. Н. Государь. М., 1990.
  87. А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект: Монография. М. 2003.
  88. Н.И. Правовая система и личность: Монография. -Саратов., 1987.
  89. Ш. Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А. В. Матешук: Монография. М., 1999.
  90. Л.А. Конституционное регулирование в СССР: Монография. -М., 1985.
  91. Р. Россия при старом режиме: Монография. М., 1993.
  92. И.А. Основные проблемы гражданского права: Монография. М., 2001.
  93. .Н. Организационно-правовые основы управления при чрезвычайных ситуациях: Монография. М., 1995.
  94. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России (XX в.) / Под ред. А. Н. Аршина: Монография. М., 2002.
  95. Проблемы государственности, национальной политики и федерализма в России и время собирать камни. Сильное государство -реальный гарант прав человека, прав народов / Под общ. ред. Ю. В. Скокова: Монография. М., 1996.
  96. О.А. Антропологическое постижение права: Монография. -Екатеринбург., 1999.
  97. Развитие русского права во второй половине XIX начале XX века: Монография. — М., 1997.
  98. Л.П. Принципы и методы типологии государства и права: Монография. Саратов, 1984.
  99. В.Б. Репрессивные органы в России XX века: Монография. Нижний Новгород, 1996.
  100. Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни: Монография. М., 2001.
  101. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. / Под общей ред. Чистякова О. И. М., 1991.
  102. Русский конституционализм в период думской монархии: Сборник документов. М., 2003.
  103. В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. -М, 2000.
  104. B.C. Значение государства. Сочинения в 2-х т. Т.2.: Монография. М., 1989.
  105. .А. Политические режимы европейских стран: Монография. Свердловск, 1989.
  106. С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): Монография. СПб., 1994.
  107. Е.Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева.: Монография. СПб., 2001.
  108. Е.В. Права личности и межнациональные конфликты: Монография. Ростов-на-Дону, 2000.
  109. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Монография. М., 1998.
  110. Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Монография. Казань., 1987.
  111. Э. Эхо «Марсельезы»: Монография. М, 1991.
  112. ХессеК. Основы конституционного права ФРГ: Монография. -М., 1981.
  113. Цицерон Диалоги. О государстве. О законах / Под редакцией И. Н. Веселовского, В. О. Горенштейна и С. А. Утченко. М., 1966.
  114. А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: Монография. М., 1995.
  115. А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике: Монография. Екатеринбург., 1993.
  116. А.Ф. Толкование права и договора: Монография. М., 2003.
  117. В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Монография. М., 1999.
  118. Чрезвычайные полномочия. Европейская комиссия за демократию через право. Издание Совета Европы. 1995.
  119. А.С. Теоретические вопросы российской государственности: Монография. Екатеринбург., 1998.
  120. А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Монография. М., 2001.
  121. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации: Монография. М., 2002.
  122. .С. Конституция. Демократия. Права человека: Монография. М., 1992.
  123. У. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи: Монография. СПб., 1908.
  124. Т. В. Судебная система Северной Ирландии // Труды ВНИИСЗ. Вып. 28. М., 1984.
  125. С.Н. Ограничение дееспособности как способ защиты права на здоровье (гражданско-процессуальные аспекты) // Социальное и пенсионное право. 2007. № 1.
  126. И. Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. 1999. № 12.
  127. А. Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 4.
  128. Н.В. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сборник докладов. М, 1999.
  129. С.А. Публичные ограничения имущественных прав на землю // Юрист. 2006. № 2.
  130. К.К., Стремоухов А. В. Абсолютные права человека и ограничения прав // Правоведение. 2004. № 1.
  131. И. В. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайном положении // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву / Под ред. В. М. Баранова. 4.1. Н. Новгород, 1998.
  132. А. В. Политика исключительных мероприятий // Право. 1907. № 43.
  133. В.В. Пределы ограничения права собственности в конституционном праве России // Закон. 2004. № 3.
  134. А. В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6.
  135. А.В. Ограничение основных прав законами субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2.
  136. А. Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирования в зарубежных странах // Журнал российского права. 1998. № 3.
  137. А. Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Великобритании // Право и экономика. 1996. № 15−16.
  138. А. Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Индии // Право и экономика. 1996. № 13−14.
  139. В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М, 1987.
  140. Д. Общетеоретические основы административно-правовых режимов // Право и жизнь. 2000. № 24.
  141. JI. Призыв военной силы для содействия гражданской власти // Право. 1905. № 4.
  142. И.Л. Ограничение права собственности в решениях Конституционного суда РФ // Юрист. 2006. № 5.
  143. И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3.
  144. .Ю., Хрыков В. П. Терроризм в России в конце XX — начале XXI века: политико-правовой анализ II Законодательство и экономика. 2007. № 11.
  145. В.П. Конституционные ограничения права собственности // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2.
  146. Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9.
  147. В.В. Ограничены ли военнослужащие в праве на компенсацию морального вреда? // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 2.
  148. А. А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 2.
  149. В.И. Дискриминация и дифференцированный подход к обладателям конституционных прав и свобод // Государство и право. 2005. № 12.
  150. В.И. Выступление на «круглом столе». // Гос. и право. 1998. № 8.
  151. Н. С. Политико-правовой режим и система правления в Северной Ирландии. // Советское государство и право, 1987. № 1.
  152. Ю. Некоторые вопросы правовых ограничений на государственной гражданской службе // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. №№ 9, 10.
  153. Кулапов В. J1. Государственно-правовой режим // Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997.
  154. Т. В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. № 2.
  155. В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7.
  156. В.В. Критерии ограничений прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания // Журнал российского права. 2006. № 4.
  157. В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7.
  158. А. Л. Военное положение в мирное время // Право. 1905. № 26.-Стб. 2108.
  159. В. В. Актуальные вопросы защиты прав человека при чрезвычайном положении // Право и политика. 2000. № 4.
  160. А.С. Ограничение семейных прав по законодательству Российской Федерации: понятие и специфика // Семейное и жилищное право. 2006. № 1.
  161. А.Н. Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество // Российский судья. 2006. № 8.
  162. А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства//Правоведение. 1993. № 1.
  163. А.В. Правовые ограничения: От отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5.
  164. А. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 2.
  165. Н. И., Малько А. В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
  166. Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
  167. А. Личные неимущественные права и их ограничения в гражданском процессе // Российская юстиция. 2001. № 9.
  168. B.C. Конституционная модель Российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы // Правовое государство, личность, законность. -М., 1997.
  169. М.В. Сущность конституционных ограничений правого статуса личности // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.
  170. И. JI. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. № 2.
  171. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7, 8.
  172. С.В. Нормы международного права и Конституция Российской Федерации о целях ограничения прав и свобод граждан // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2.
  173. С.В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5.
  174. С.В. Роль ограничения прав и свобод граждан в обеспечении баланса интересов личности, общества и государства. Право и политика // 2006. № 5.
  175. С.В. Концептуальные подходы к формированию теории ограничения прав и свобод граждан на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.
  176. С.В. О понятиях «пределы осуществления прав и свобод граждан» и «пределы ограничения прав и свобод граждан» // Российский судья. 2006. № 4.
  177. Т.С. Правомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // История государства и права. 2007. № 16.
  178. А.А. О пределах ограничений и обременений права собственности // Юрист. 2007. № 1.
  179. Ю.В. К вопросу об ограничении права индивида на судебную защиту (практика Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ) // Право и политика. 2006. № 1.
  180. И.Г. Этические начала производства следственных действий, ограничивающих неприкосновенность жилища // Адвокатская практика. 2004. № 4.
  181. Социальный конфликт. Современные исследования. Реферативный сборник. -М., 1991.
  182. В.Ю. О правовых гарантиях прав и свобод человека и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения // Российский следователь. 2007. № 20.
  183. С. Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение. 1991. № 5.
  184. А.А. Проблема определения критерия и пределов ограничения трудовых прав и свобод // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2.
  185. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  186. Н.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ». М.: Юристъ, 2007.
  187. А.С. Русское государственное право. М., 1897.
  188. С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. М.: Приор. 1981.
  189. И. Е. Полицейское право. Изд. 2-е. СПб., 1876.
  190. Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О беженцах» (постатейный) / Под ред. JI.B. Андриченко. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
  191. Д. Н. Административное право России. М.: Юристъ, 2000.
  192. Д. Н. Административное право. М.: Юристъ, 1996.
  193. Г. А. Политология. Учебное пособие. М.: Приор, 1997.
  194. Большая Советская энциклопедия. Второе издание. Т. 8. / Под ред. Введенского Б. А. М., 1951.
  195. Р.Ч., Е.В. Прокопьев. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный). М.: ИНФРА-М, 2007.
  196. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации» (постатейный). М.: ИНФРА-М, 2007.
  197. JI.H. Комментарий к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.
  198. Восстановление нарушенных прав граждан. Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 году. М.: ИНФРА-М, 2002.
  199. С.И., Воронин М. Ю., Назаркин М. В., Попченко А. Р., Мешалкин С. Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму» (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2007.
  200. Т.Г., Михеева Е. А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный). М.: Приор, 2007.
  201. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. / Под ред. Чистякова О. И. М.: Бек, 1996.
  202. Н.Е., Кантор П. Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (постатейный). М.: Бек, 2004.
  203. Е. А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие. Саратов., 2000.
  204. .А. Государственное право (общее и русское) // Кистяковский Б. А. Философия и социология права. / Сост., примеч., указ. В. В. Сапова. СПб., 1999.
  205. М.М. Общее конституционное право: Лекции. СПб., 1907−1908.
  206. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1996.
  207. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Бек, 1996.
  208. Конституция Российской. Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2007.
  209. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
  210. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. (Англия, США, Франция, Италия, Германия) / Сборник документов под редакцией проф. П. Н. Галанзы. М., 1957.
  211. Н.М. Русское государственное право. Т. II. Часть особенная. Издание 7-е. / Под ред. и с доп. М. Б. Горенберга, приват-доцента С.-Петербургского Университета. СПб., 1913.
  212. Л.В., Морщакова Т. Г., Страшун Б. А. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.
  213. А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (постатейный).
  214. М.: «Издательский дом «Городец», 2007.
  215. В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М.: Бек, 1996.
  216. Е.О., Рождествина А. А. Комментарий к Федеральному закону № 35-Ф3 от 26 февраля 2006г. «О противодействии терроризму». М.: «Издательский дом «Городец», 2007.
  217. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.. Лазарева. М.: Юристъ, 2001.
  218. М.И. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (постатейный). М.: Юристъ, 2007.
  219. Е.С. Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений» (постатейный). М.: «Издательский дом «Городец», 2007.
  220. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека. Учебное пособие. СПб., 2001.
  221. Российское полицейское (административное) право: Конец XIX -начало XX века: Хрестоматия / Сост. Ю. Н. Старилов. Воронеж., 1999.
  222. Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Изд. 3-е испр. и доп. М.: Приор, 2006.
  223. Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (постатейный). -М.: Приор, 2006.
  224. А.А. Комментарий к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (постатейный). М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
  225. Теория государства и права: учебник / под ред. Н. Г. Александрова. М., 1974.
  226. Теория государства и права. / Под ред. С. С. Алексеева. — М., 1985.
  227. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997.
  228. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 2001.
  229. Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. -М.: Приор, 1997.
  230. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 2. / Отв. ред. Крашенинникова Н. А. М.: Приор, 2003.
  231. А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
  232. В.В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы России: Учебник. М.: Юристъ, 2002.
  233. В. Е. Государствоведение: учебник. М.: Бек, 2000.
  234. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М.: Приор, 2002.
  235. Ю. Г. Политология. СПб., 1993.
  236. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. XXI. СПб., 1897.
  237. В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. -Казань., 2006.
  238. Н.Д. Институт военного положения по советскому праву: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1951.
  239. JI.JI. Ограничение прав и свобод человека и гражданина (Теоретический аспект): Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  240. А.Ю. Юридические коллизии и способы их устранения. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов., 1999.
  241. С.М. Конституционные основы ограничений личных неимущественных прав в деятельности органов внутренних дел. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург., 2001.
  242. А.В. Особенности обеспечения конституционных прав и свобод граждан в условиях режима чрезвычайного положения: вопросытеории и практики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1994.
  243. А.А. Проблемы эффективности российского законодательства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов., 2000.
  244. О.В. Терроризм и проблемы ограничения конституционных прав граждан в борьбе с ним: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.ю.н. М., 2004.
  245. А.В. Стимулы и ограничения в праве (Теоретико-информационный аспект). Автореф. дисс.. доктора юрид. наук. Саратов., 1995.
  246. Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  247. М.В. Ограничительная функция права и ее реализация в российском законодательстве: Дис.. канд. юрид. наук. Владимир., 2004.
  248. В.Н. Деятельность милиции в механизме реализации прав и свобод граждан. Дисс.канд. юрид. наук. Одесса. 1992.
  249. И.М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов., 2002.
  250. А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Саратов., 2001.
  251. С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов., 2002.
  252. С.Д. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации (административно-правовое исследование). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург., 1996.
  253. Т.Б. Теоретические проблемы защиты прав: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Саратов., 1998.
  254. И.Д. Право как мера ограничения свободы: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург., 2004.1. Иностранные источники.
  255. Bluntschli. Allgemeines Slaatsrecht. Т. II. Munchen, 1863.
  256. Easton D. Systems Analysis of Political Life. N. Y., 1957.
  257. Hamann A. Zur Frageeines Ausnahme oder Staatshotstaridsrechts. -Deutches Verwaltungsblatt, 1958.
  258. Loening, Lehrbuch des deutschen Verwaltungsrechts. Lpzg, 1884.
  259. Lorenz V. Stein, Innere Verwallungslehre. Das Polizeirecht. -Stuttgart, 1867.
  260. Macridis R. C. Modern Political Regimes. Patterns and Institutions. -Boston, Toronto, 1986.
  261. Maurice Block, Dictionnaire de l’administration francaise. Paris. 1877.274.
Заполнить форму текущей работой