Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования определяется серьёзными изменениями, происходящими в духовной сфере современного российского общества, обусловленными глубинными трансформациями всего российского социума в 1990;е — начале 2000;х гг. Радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных образов и идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы анализа духовно-нравственных традиций
    • 1. 2. историческая ретроспектива трансформации духовно-нравственных традиций российского общества
    • 1. 3. Место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России
  • ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Духовно-нравственные ориентиры личности в условиях реформации российского социума
    • 2. 2. Влияние православия на формирование духовно-нравственных традиций российского общества и личности
    • 2. 3. Основные направления и тенденции духовно-нравственного и эстетического воспитания современной молодёжи

Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется серьёзными изменениями, происходящими в духовной сфере современного российского общества, обусловленными глубинными трансформациями всего российского социума в 1990;е — начале 2000;х гг. Радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных образов и идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло за собой определённую социальную деструкцию и дегуманизацию социальных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Такое состояние духовно-личностной сферы можно определить как ценностный кризис, выход из которого видится, прежде всего, в совершенствовании духовного мира личности, восстановлении социокультурной трансляции, обращении к традиционному культурному наследию России. Повсеместный процесс инверсии социальных систем, когда экономика, находясь в критическом состоянии, в виде императива становится доминантой социального развития, определяющей цель этого развития, для достижения которой оправдываются все средства, превращает современное российское общество в арену потребительской гонки, разрушает духовно-нравственные традиции, интегрирующие вековые социальные структуры.

Радикальное реформирование российского общества во многом имеет неудачные результаты вследствие игнорирования авторами реформ менталитета своего народане учитывался своеобразный «духовный код» российского социума, в ходе реформ возникли явления, в корне противоречащие духу россиян, всегда стремившихся к общественным идеалам и социальной справедливости — коррупция, преступность, бедность большинства на фоне баснословного богатства меньшинства, бездуховность, равнодушие к ближнему. Идеологи реформаторства зачастую объясняли эти пороки современного этапа развития России неким маргинальным цивилизационным положением России в мировом социокультурном пространстве, «недозрелостью» России как народа до уровня современной западной жизни и т. д.

Поэтому, стремясь вырваться из этого состояния духовного кризиса и на основе переосмысления опыта реформ 1990;х гг., всё большая часть российской интеллектуальной элиты осознает необходимость обращения к истокам российского менталитета, совершенствования духовного мира человека на основе традиционных ценностей в соответствии с современными реалиями бытия.

Таким образом, социокультурная ситуация, сложившаяся в России настоятельно требует переосмысления многих философских концепций, получивших широкую популярность в 1990;е гг. и казавшихся бесспорными ещё десятилетие назад, переоценки сложившейся за десятилетие реформ системы ценностей с гипертрофированной ролью материального благополучия, отрицанием гуманности, справедливости, нравственности.

Все более очевидным становится тот факт, что ретроспективный взгляд на духовно-нравственные традиции оказывается перспективным для гармоничного развития российского общества, его целостности и стабильности, что эти ценности могут стать не препятствием дальнейшей модернизации страны, а её органической основой.

Существующее состояние российского социума, его духовно-нравственной сферы вызывает потребность в осмыслении достаточно большого количества научно-теоретических проблем. Но главной среди них является проблема формирования личности молодых людей на основе духовно-нравственных традиций, то есть тех ценностных ориентаций, которые не просто позволили ли бы этому поколению выжить, но и сделали бы его деятельность социально-позитивной. С этой точки зрения проблема формирования личности в кризисных состояниях социума остается не только актуальной в практическом аспекте, но и приобретает новые познавательные горизонты. Это проблема взаимодействия традиций и инноваций, проблема актуализации традиций в современной жизни, определённая социальная селекция традиций как инструмента модернизации. Особое место в научном познании имеет проблема взаимодействия традиционных религиозных ценностей российского общества с современной культурой и научной картиной мира, возможности использования религиозно-нравственных мотивов в социализации современного человека.

Таким образом, заявленная тема диссертационного исследования представляется актуальной как в практическом, так и научном аспектах.

Степень разработанности проблемы. Феномен традиций и традиционализма, роль традиций в формировании цельной и нравственной личности, соотношение традиций и новаций в современном мире, место духовно-нравственных традиций в реформировании российского общества являлись и являются предметом философской рефлексии и объектом научного интереса ряда социально-гуманитарных наук (истории, культурологи, социологии, педагогики и др.).

Общие теоретико-методологические и социально-философские основы традициеведения получили фундаментальную разработку как в зарубежной, так и отечественной философской мысли. Аксиологические аспекты исследуемой проблемы подробно представлены в работах П. Берга, Д. Бонхеффера, К. Брата, Э. Бруннера, Р. Бультмана, В. Виндельбанда, Ф. Гогартена, Г. Когена, Э. Ласка, Г. Мюнстерберга, Р. Нибура, Г. Риккерта, Э. Турнейзена, П. Тиллиха, М. Шелера и других авторов. В современной западной социально-философской, философско-антропологической и культурологической мысли анализ отдельных аспектов данной проблемы содержится в исследованиях А. Арона, Д. Белла, П. Бергера, Ж. Бодрийара, Г. Х. фон Вригта, Э. Гуссерля, Ж. Делеза, Ж. Деррида, В. Дильтея, Д. Коллингвуда, У. Куайна, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Нозика, М. Мерло-Понти, Т. Парсонса, X. Патнэма, К. Поппера, Г. Райла, П. Рикера, Р. Рорти, К. Стэнли, М. Уолцера, Т. Уэлдона, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, А. Щюца, и некоторых других западных исследователей.

В отечественной философской традиции проблемы аксиологии и традициеведения, значимые для темы диссертационного исследования, нашли отражение в работах С. Ф. Анисимова, Е. А. Ануфриева, Б. Г. Ананьева, В. Г. Афанасьева, B.C. Барулина, Л. И. Божович, JT.C. Выготского, В. А. Горшкова, В. Е. Давидовича, В. В. Давыдова, В. Т. Ефимова, С. Н. Иконниковой, М. С. Когана, В. П. Кохановского, А. И. Кравченко, Н. П. Медведева, Г. М. Миньковского, A.JI. Никифорова, С. Д. Ползикова, М. А. Раджабова, A.A. Радугина, JT.M. Столовича, В. П. Тугаринова, В. А. Трубицина, М. В. Удальцовой, Н. З. Чавчавадзе, П. Н. Шихирева, А. Г. Эффендиева, Э. Г. Юдина и других.

Что касается изучения основ традиционализма русского этноса и российской культуры, видное место в этом направлении исследований занимают работы русских религиозных философов К. С. Аксакова, Н. С. Арсеньева, H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, JI.A. Зандера, В. В. Зеньковскош, Н. М. Зернова, И. А. Ильина, М. А. Каллаша, Л. П. Карсавина, A.B. Карташева, И. В. Киреевского, П. Е. Ковалевского, И. М. Концевича, К. Н. Леонтьева, Н. О. Лосского, И. Ф. Мейендорфа, B.C. Соловьева, Ф. А. Степуна, E.H. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, A.C. Хомякова, Л. И. Шестова, А. Д. Шмемана, и других.

Значительный вклад в исследование современной социокультурной ситуации в России, осмысление функций, форм и конкретных проявлений отечественного традиционализма, а также сущности отечественного менталитета внесли ученые, проводящие исследования в различных областях социального и гуманитарного знания: В. А. Авксентьев, С. С. Алексеев, Э. М. Андреев, Ю. В. Артюхович, А. Г. Асмолов, А. Б. Багдасарова, М. М. Бахтин, И. А. Бокачёв, А. И. Володин, Э. Ф. Володин, A.A. Галактионов, ТА. Голикова, В. А. Горшков, М. Н. Громов, A.A. Гусейнов, М. Я. Гефтер, В. Е. Давидович, В. Г. Долгов, В. Я. Ельмеев, A.A. Зиновьев, В. В. Ильин, В. Л. Иноземцев, Л. Г. Ионин, Н. С. Козлов, Д. С. Лихачев, Я. В. Любивый, М. В. Махортова, Н. П. Медведев, В. М. Межуев, П. Ф. Никандров, Л. И. Новикова, И. Б. Орлова, A.C. Панарин, М. В. Попов, М. Р. Радовель, М. Н. Руткевич, Б. А. Рыбаков, A.B.

Рябов, В. П. Свечников, И. Н. Сиземская, Э. Ю. Соловьев, B.C. Степин, В. П. Тоидис, В. И. Толстых, З. И. Фейнбург, А. Ю. Хоц, A.C. Ципко, А.Е. Чучин-Русов, В. Н. Шердаков, JI.B. Юревич и другие.

Особый интерес для рассматриваемой в диссертации проблемы представляют работы, в которых рассматривается влияние религии и церкви на духовную жизнь общества, роль религиозных ценностей в структуре ценностного сознания общества. В зарубежном обществоведении этими проблемами занимались Р. Н. Белла, Ф. Босе, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Г. Спенсер, К. А. Стросс и др. В отечественной философии и социологии культуры эта проблема стала предметом анализа в исследованиях А. П. Андреева, В. И. Гараджи, В. И. Добренькова, М. И. Комарова, А. А. Радугина, И. Н. Яблокова и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы диссертационной работы, сама проблема не может считаться решённойдинамика современного общественного развития выдвигает новые вопросы, а накапливающийся опыт социальных преобразований в России требует дальнейшего философского осмысления, что и обусловило выбор диссертантом темы исследования.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования: принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования. Методологической основой диссертационного исследования является системный подход, позволяющий представить духовно-нравственные традиции как систему, состоящую из структурированных в соответствии с выполняемыми функциями элементов, интегрирующих социумобосновать механизм воздействия этнокультурных факторов на процесс формирования современной личностипроанализировать диалектику соотношений традиций и инноваций в социокультурном пространстве современной России.

Учитывая комплексный характер исследуемой проблемы, наличие большого количества эмпирического и теоретического материала, накопленного в различных отраслях социогуманитарнош знания, и необходимость его интеграции в единую концепцию, в исследовании также был использован метод междисциплинарного синтеза.

Объектом исследования являются духовно-нравственные традиции российского общества.

Предметом исследования выступает механизм влияния духовно-нравственных традиций на формирование личности в условиях реформации российского социума.

Целью исследования является системная экспликация социальных доминант и духовных факторов формирования целостного самосознания личности на базе этнокультурных и духовно-нравственных традиций российского общества.

Для достижения поставленной цели в диссертации осуществляется постановка и решение следующего комплекса задач:

• провести теоретико-метологический анализ духовно-нравственных традиций как социокультурного феномена;

• показать историческую ретроспективу становления отечественного традициеведения;

• определить место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России;

• исследовать духовно-нравственные ориентиры личности в условиях трансформации российского социума;

• конкретизировать представления о месте и роли этнических традиций и ценностей в формировании современной личности;

• выявить механизмы воздействия этнокультурных факторов на процесс формирования современной личности;

• изучить взаимодействие духовно-нравственного и эстетического факторов в современном воспитательном процессе.

Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:

• уточнены теоретико-методологические основы анализа традиций и их роли в современном обществе;

• проведён анализ отечественных традициеведческих концепций и представлен авторский взгляд на историческую ретроспективу традициеведческой мысли в российской философской мысли;

• определены место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России;

• изучено влияние социокультурных трансформаций в современной России на духовно-нравственные традиции и ценностные ориентации современной личности;

• предложено авторское видение места и роли православия в формировании духовно-нравственных традиций современного российского социума;

• конкретизирован механизм воздействия этнокультурных факторов на формирование современной личности;

• выявлены и охарактеризованы духовно-нравственные и эстетические факторы воспитания российской молодежи на современном этапе общественного развития.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Отечественной философской мыслью накоплен богатейший опыт исследования традиций как социокультурного феномена, традициеведческая проблематика являлась одной из ключевых в проблемном поле отечественной философии и во многом определила её своеобразие и вклад в европейскую философскую мысль. Традициеведческие концепции, созданные в отечественной философии, сохраняют свою эвристическую ценность для анализа современного социокультурного процесса в России и, при соответствующем дополнении и уточнении, могут послужить методологической основой для анализа современных проблем духовно-нравственного возрождения России.

2. Постсоветские трансформации российского общества вызвали радикальную переоценку ценностей и сопутствующий ей духовно-нравственный кризис, выход их которого лежит на пути обращения к традиционным ценностям российского общества, к истокам, духовно-мировоззренческим основам и идеалам формирования и развития личности, выработанным отечественной культурой.

3. Менталитет любого общества обусловливается как влиянием официально признанной идеологии, так и традиционно устоявшейся обыденной психологией, формировавшейся столетиями. Психологический компонент общественного сознания обеспечивает межпоколенную трансляцию обыденных образов, норм и механизмов повседневной деятельности человека, непосредственно связан с традиционностью и не может быть радикально изменён в короткие сроки. Поэтому любые реформы, которые противоречат традиционному мировоззрению народа, не могут быть успешными и влекут за собой мировоззренческие и идентификационные кризисы.

4. Оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, детерминированной всем ходом культурно-исторического развития России последних десятилетий, необходимо искать не только и не столько в технической модернизации общества, основывающейся на вульгаризированных вариантах экономического детерминизма, сколько в выработке органичной национально-государственной идеологии модернизации, на основе которой можно сплотить социум и раскрыть его духовно-нравственный потенциал.

5. В условиях ценностного и идентификационного кризиса в России, отсутствия общепринятых социальных норм и ценностей, существенно влияющих на межпоколенную культурную трансляцию и социализацию новых поколений россиян, в обществе и молодёжной среде происходят процессы самоорганизации и саморегуляции, которые зачастую выливаются в возникновение новых молодежных движений, создание неформальных объединений, которые, тяготеют к одной общей культурной чертемировоззрению современного постмодернизма. В этом контексте причинами неудовлетворительного положения в системе управления молодежными процессами является то, что социальное управление формальными молодежными и неформальными образованиями осуществляется без соответствующей парадигмы духовно-нравственного развития общества и в весьма ограниченном объеме.

6. Резкая смена типов морального сознания в молодежной среде ведёт к распространению прагматизма, наблюдается значительное смещение ценностных ориентаций современной молодёжи в сторону полезности, выгоды, эффективности. Приоритет прагматического осмысления своего существования молодыми людьми, игнорирование ими диалектики материального и духовного мира приводит к неадекватному реагированию молодого поколения на духовно-нравственные традиции российского общества, игнорированию их конструктивного, в том числе модернизационного потенциала что, в свою очередь, обусловливает широкое распространение как социокультурных, так и поведенческих девиаций .

7. Одним из важнейших элементов возрождения и развития российской духовности являются религиозные ценности, сформированные в русле традиционных для России конфессий и обеспечивавших межпоколенную культурную трансляцию в течение жизни многих поколений россиян. Наряду с традиционными религиозными ценностями важную роль в российской культуре имеют такие ценности религиозного сознания, как веротерпимость, умение совместно жить и взаимодействовать с представителями других религий и культур, что может послужиь конструктивной основой для консолидации полиэтничного, поликультурного, поликонфессионального российского социума.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты и выводы диссертационного исследования уточняют понимание механизма взаимодействия традиций и новаций в современном российском обществе. Полученное в результате исследования новое знание может получить дальнейшее развитие в рамках специальных и прикладных гуманитарных дисциплин — социологии, культурологи, педагогики, психологии.

Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области управления культурой и образованием, политических и общественных деятелей при разработке программ и концепций культурной, образовательной и воспитательной политики. Материалы диссертации могут быть использованы работниками средств массовой информации и коммуникации для формирования адекватных современной ситуации культурных образов традиций и инноваций, перспектив обновления России и сохранения её цивилизационного своеобразия.

Материалы диссертации могут стать теоретической базой для разработки специальных и элективных дисциплин в учебной практике высших и средних учебных заведений гуманитарного и социального профиля, при освещении проблем традиций, духовно-нравственного и патриотического воспитания личности в системе повышения кваликации педагогических кадров.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференций, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Положения и выводы диссертационного исследования использованы автором при разработке курса «Духовнокультурные и религиозные доминанты российских традиций в патриотическом воспитании молодёжи», читаемого в филиале РГГУ г. Георгиевск.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано четыре научные работы, в том числе одна монография, общим объемом 10,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и примечания. Общий объем работы — 185 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характерным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что в системе взаимодействия любого субъекта и объекта социальная действительность включает в себя все естественные предпосылки истории и предыстории человека, то есть историческая мера, заключающаяся в своеобразных духовно-нравственных традициях этноса должна быть адекватна его историческим возможностям характеризующим данное общество. Следовательно, объективное развитие общества может происходить только с учётом особенностей его детерминизма устоявшегося в духовно-нравственных традициях.

Таким образом, устойчивый характер функционирования социума находится в прямой зависимости от структур общественной жизни опирающихся на традиционную метафизичность его ценностей проверенных столетиями.

Нормативно-ценностный характер культуры рекомендуется нам сегодня как универсальный ключ к инновациям общественного развития, по мнению многих, она облегчит введение новой техники и ее общественное «признание», будет способствовать международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста ведущим критерием общественного развития.

Хорошо известно положение о том, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами — Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего ХГХ-го века и продолжающиеся до сих пор, породили разные мнения. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления «восточной отсталости». Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней прежде всего общинно-православное начало. Позднее выявилась и оформилась евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

Анализируемый нами в настоящем исследовании феномен духовно-нравственных традиций российского традиционализма является весьма многомерным и многоаспектным, что и определило использование автором разнообразных методологических принципов при анализе многочисленных, подчас противоречивых социальных теорий и концепций культурно-исторического развития. Российское общество в современный период переживает сложный, но предельно ответственный для будущего развития поколений процесс идеологического оформления мировоззренческих концепций, долженствующих определить в самое ближайшее время направление и стратегию реформирования системы образования и воспитания молодежи.

Выход из системного кризиса, в котором находится современное российское общество, нам видится, прежде всего, в изменении духовного мира личности, в формировании новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности и нравственности, где доминирующим фактором становления личности в ее высших духовно — нравственных и эстетических началах является традиционное Православие, ведущее к достижению духовной целостности человека.

Молодежь в последние годы является объектом пристального внимания специалистов различных областей знания. Это не удивительно, поскольку кризисная ситуация сложившаяся в нашей стране может быть изменена в лучшую сторону только, если молодое поколение должным образом будет сориентировано и иметь установки на позитивную социальную деятельность. Пока же мы видим, что молодежная среда обладает высокой степенью дифференцированное&trade-, причем, наиболее наглядно эта проявляется в духовно-нравственной и социально-политической сфере.

В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что отклоняющееся поведение, дезориентация и другие негативные явления в молодежной среде развиваются обратно пропорционально уровню образования. Так, например, криминализация молодежной среды во многом зависит не от уровня доходов семьи, а от уровня образованности самих молодых людей. Наиболее отчетливые либеральные ориентиры имели также молодые люди с более высоким образовательным стандартом. Все эти выводы есть в работе, и мы не будем их повторять. Во всяком случае, очевидно, что основой формирования ценностных ориентаций молодежи и ее политической активности в современном российском обществе является высокий уровень образования и широкий охват образовательными программами молодых людей всех социальных групп и регионов. И поэтому именно те социальные субъекты, которые используют этот фактор в работе с молодежью, получат существенное социально-экономическое, правовое, политическое и нравственное преимущество в будущем.

Вот почему важно более рационально подходить к критике коллективных форм воспитания молодого поколения. Здесь необходимо остановиться и разобраться, что в этих формах достойно сохранения, а что не заслуживает внимания. Система воспитания человеческой социальности, общности, если хотите, общинности, коллективности необходима при любых формах собственности. Это подтверждает реальная ситуация, складывающаяся в стране. Общинно-коллективистский характер массового сознания россиян плохо приспосабливается к нарастанию индивидуализации жизнедеятельности и доминирования стратегии индивидуального жизненного успеха. В результате это приводит к тому, что коллектив, в отдельных случаях, заменяется «стаей», группой, бандой, сектой и тому подобное, где все равно действует групповая мораль, но уже без опоры на духовность.

Главный вопрос социокультурной политики современного обществаэто вопрос о том, каков традиционный автопортрет данного общества и как он может быть реально воплощен в действительность? Как общество объясняет самое себя, каковы существенные черты его традиционной нормативно-ценностной модели? Именно на него мы и постарались ответить в своем исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. О граде Божьем. -М., 1994.
  2. В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования //Психология и педагогика. М., 1996.
  3. Д.А. Наука о душевном здоровье: основы православия и психотерапия. М., 2001.
  4. С.С. Византия и Русь: два типа духовности. //Новый мир, 1988, № 7. С. 210−220- № 9.
  5. С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного //Восток-Запад. М., 1988.
  6. И.С. Славянофильство и западничество 1860−1886 гг. Т. 2. -М., 1886.
  7. Ю.П. Категория социальный институт//Философские науки, 1984, № 1.
  8. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века//Вестник Московского Университета, сер. 7, философия, 1994, № 4.
  9. Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности, специфика формирования в современных условиях. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Ставрополь, СГТУ, 1999.
  10. A.C. Творения Отцов Церкви в Древнерусской письменности. В 4-х т. Казань, 1889−1990.
  11. Г. С. Истина и безусловные ценности: к критике аксиологического антропоцентризма//Гуманистические ценности современной культуры.-М., 1988.
  12. Л.М. Макиавелли: опыт и умозрение//Вопросы философии, 1977, № 12.
  13. М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1984−1985.
  14. Д. От священного к светскому//Этическая мысль. М., 1990.
  15. Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовно-сти//Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  16. Н.А. К вопросу об отношении христианства к общественно-сти//Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910.
  17. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной эти-ки//Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  18. Н.А. Самопознание.-М.: Мысль, 1991.
  19. Н.А. Христос и мир (ответ В.В. Розанову)//Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910.
  20. И. Стремление к идеалу//Вопросы философии, № 5, 2000.
  21. В.В. Философия и религия/ТВопросы философии, 1992, № 7.
  22. Библия. Книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические.-М., 1988.
  23. Благая весть: Антология выстаивания и преображения//Составитель Г. С. Померан. СПб.: Унив. Кн., 2000.
  24. Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.
  25. И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000.
  26. В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994.
  27. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культу-ре//Человек, 1993, № 1.
  28. Л.П. Сакральность духовного пространства челове-ка//Культура, образование, религия. Материалы «круглого стола"/Педагогика, 1995, № 5.
  29. С. Свет Невечерний. М., 1994.
  30. С. Тихие думы.-М., 1996.
  31. С.Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов.-М., 1911, т. 1. 303 е.- 1911, т. 2.
  32. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова Думка, 1991.
  33. А.П. Сдвиг в ценностных измерении//СОЦИС, 1993, № 4.
  34. М. Избранные произведения. М., 1990.
  35. А.П., Емельянова Б. В., Шумихина JI.A. Генезис русской духовности//Вопрос о философии, № 5, 2000.
  36. В.Б. Традиции в мире духовных ценностей. М.: 1983, Деп. В ИНИОК АН СССР от 4.11.83, № 14 284.
  37. В.Б. Традиция как социально-философская катего-рия//Философские науки, № 4, 1980.
  38. Ю.Г., Поликарпов B.C. «Энциклопедический словарь» Человек. М.: Гардарики, 2000.
  39. Э.Ф. Русский мир: очерки по общественной психологии и идеологии русского народа. М.: Воениздат, 2000.
  40. Г. П. Духовные ценности и судьба России//Социально-политический журнал, 1994, № 3−6.
  41. .П. Сердце в христианской и индийской мистике. //Вопросы философии, 1990, № 4.
  42. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
  43. Н.К. Русская философия и религиозное созна-ние//Вопросы философии, 1994, № 1.
  44. В.И. Политика и религия//Наука и религия, 1991, № 5.
  45. В.И. Религия и образование/ЛСультура, образование, религия. Материалы «круглого стола"/Педагогика, 1995. № 5.
  46. В.И. Религия как предмет социологического анали-за//Религия и общество. М., 1994.
  47. В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995.
  48. Н.В. Духовная проза. М., 1992.
  49. . Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия//Этика ненасилия. М., 1991.
  50. М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интериоризации отечественной философии/ЛЗопросы философии, 1994, № 1.
  51. М.Н. -Виктор Бычков 2000 лет христианской культу-ры//Вопрос о философии, № 1, 2001.
  52. М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  53. А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984.
  54. П.С. Бессознательное как фактор культурной динами-ки//Вопрос о философии. № 10, 2000.
  55. A.A. Этика ненасилия/УВопросы философии, 1990, № 5.
  56. У. Многообразие религиозного опыта/Пер. с анг. М.: Наука, 1993.
  57. У. Прагматизм. СПб., 1910. — 166 с.
  58. В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии. М.: МГУ, 1989.
  59. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов XIX нач. XX вв. М., 1994.
  60. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
  61. Дронов Михаил Протоиерей. Православная аскетика и психоанализ. Отцы, материи, дети. Православное воспитание исовре-менный мир. М- 2001.
  62. Э. Социология религии и теория позна-ния//Религия и общество. М., 1994. 4.1.
  63. Э. Философия и теология. М.: Гнозис, 1994.
  64. С. Аскетизм по православно-христианскому учению. -СПб., 1907.
  65. В.В. Русская педагогика XX века. Париж, 1960.
  66. В.В. История русской философии. Т. 1. 4.1. -Л., 1991.
  67. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. 4.1. Париж, 1934.
  68. Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994.
  69. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. -М.: Православная беседа, 1992.
  70. И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
  71. И.А. О воспитании в грядущей России//В кн.: Профессор Ильин о грядущей России. Избранные статьи: Совместное издание Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джордан-вилл.
  72. И.А. О грядущей России: Избранные статьи/Под ред. Н. П. Поторацкого. М.: Воениздат, 1993.
  73. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  74. И.А. Творческая идея нашего будущего: об основах духовного характера. Новосибирск: Русская архитектура, 1991.
  75. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: Ленинградский университет, 1991.
  76. П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направление и деятели. СПб., 1914.
  77. Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО «Алетейя», 1994.
  78. Л.П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1992.
  79. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1−2- Очерки по истории русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992.
  80. В. Проблема общего блага современной демокра-тии//Вопросы философии, 2000, № 9.
  81. Ф.Х. О парадоксе России//Вопросы философии, 2000, № 6.
  82. А.Г. Деятельность и духовный мир челове-ка//Социально-политический журнал, 1995, № 2.
  83. Г. С. Современный мир и новое религиозное соз-нание//Вопросы философии, № 6, 2000.
  84. В.О. Новые исследования по истории древнерусских монастырей//Православное обозрение, 1869, № 10.
  85. В.А. О значении православного подвижничества в прошлом и настоящем. СПб., 1910.
  86. В.Н. Роль ценностных ориентаций в формирований духовной культуры личности. Автореферат дисс. кан. филос. наук. СПб., 1994.
  87. Н. Социология повседневности: переоценка цен-ностей//ОНС, 1992, № 3.
  88. Козлова 0, Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М., 1994.
  89. О.Н. Духовная культура современного общест-ва//Социально-политические науки, 1991, № 10.
  90. М.С. Введение в социологию. М., 1994.
  91. И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993.
  92. К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России//Вопросы философии, 2000, № 2.
  93. А. Традиция. Церковь, Человек//Путь, 1992, № 2.
  94. Н.И. Проблема социокультурной трансформа-ции//Вопросы философии, 2000, № 6.
  95. К.Н. Записки отшельника. М., 1992.
  96. В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм//Вопросы философии, 2001, № 4.
  97. Д.С. Книга беспокойства. М., 1991.
  98. М.В. Мистическая трилогия. В 3-х т. М., 1915.
  99. А.П. Христианское учение о нравственности. -СПб., 1890.
  100. В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  101. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
  102. Н.О. Свобода воли//Избранные произведения. -М.: Правда, 1991.
  103. Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.
  104. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  105. К. Любовь, страдание, надежда, притчи: Пер. с анг. -М.: Республика, 1992.
  106. М. Как я понимаю философию. М., 1992.
  107. Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1985.
  108. К. Христианские ценности и изменение социальной среды//ОНС, 1993, № 5.
  109. Л.А. О возможности соотнесения науки и рели-гии//Вопросы философии, 1997, № 11.
  110. Масарик «Россия и Европа «том III, IV. Религия и нравст-венность//Вопросы философии, 2000, № 11.
  111. M.B. Духовно нравственное воспитание личности на основе православной этики (соц. фил. анализ). Автореф. канд. фил. наук. — Ставрополь, 2000.
  112. H.A. Формирование ценностных ориентаций личности студента. Диссертация к.ф.н. Барнаул, 1993.
  113. Мейендорф Иоанн, протоиерей. О Византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. JL, 1974.
  114. А. Феномен человека//Знание сила, 1993, № 1.
  115. А. История религии: В 2-х кн. Кн. 1: В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1998.
  116. Митрополит Антоний (Храповицкий). Чтения по пастырскому богословию. Белград, 1935.
  117. А. А. Социальн. Философ. Человек и вре-мя//Социально-гуманитарные знания, 1999, № 2.
  118. A.A. Русская философия IXX в//Социально-гуманитарные знания, 2001, № 5.
  119. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть (учение о человеке в христианской традиции и современное общество)//Человек, 1990, № 1.
  120. H.H. Мир XXI века и христианская тради-ция//Вопросы философии, 1993, № 8.
  121. Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990.
  122. М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы//Свободная мысль, 1993, № 5.
  123. А. И. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.125. Новый мир. 1989, № 2.
  124. О вере и нравственности по учению православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 1991.
  125. О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Со-ровского с Николаем Александровичем Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914.
  126. Образование в конце XX века (материалы «круглого столам/Вопросы философии, 1992, № 9.
  127. P.A. Христианская социология//СОЦИС, 1991, № 12.
  128. А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1999.
  129. К.Ю. Экология человека и культура: Учебное пособие. ХИМИЗДАТ, 1999.
  130. И.В. Мистическое оправдание аскетизма (в творениях Макария Египетского). Свято-Троицкая Сергия Лавра, 1905.
  131. И.Т. Завещание отеческое. СПб., 1893.
  132. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
  133. Протоиерей Мень А. Духовная жажда в современном ми-ре//Малая Церковь. М.: Русский мир, 1992.
  134. A.A. Введение в религиоведение. М., 1996.
  135. Религия, нравственность и молодежь. Методические разработки в помощь лектору выступающему в молодежной аудитории. -Пермь, 1985.
  136. Религия, общество и государство. Материалы конференции 22 октября 1991 г. М., 1991.
  137. Г. О системе ценностей//ЛОГОС, 1914, вып. 1, Т. 1.
  138. Ю.В. Религия и мораль/Культура, образование, религия (материалы «круглого стола»)//Педагогика, 1995,№ 5.
  139. В.В. Теория исторического прогресса и упад-ка//Русский вестник, 1892, Т. 2, № 219.
  140. Русский инок. Февраль, 1912.
  141. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. -Самара, 1998.
  142. С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.
  143. С.И. Духовный отец в древней Восточной Церкви (история духовничества на Востоке). Сергиев Посад, 1906.
  144. B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982.
  145. B.C. О духовной власти в России//0 возрождении русской Церкви. Вышний Волочок, 1905.
  146. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1988.
  147. B.C. Россия и вселенская Церковь. М., 1911.
  148. B.C. Собр. соч. в 10 т. 2-е изд. Т.8. СПб.', 19 111 914.
  149. П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.
  150. Творения. Сергиев Посад, 1912.
  151. Толкование на Евангелие Иоанна. Сергиев Посад, 1912. 4.15.
  152. Толкование на Послание Святого апостола Павла к Ефеся-нам, беседа 2, 1. В кн.: Творения. Т. П. Сергиев Посад, 1912.
  153. E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрения в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. -М., 1991.
  154. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960.
  155. Устав об управлении русской Православной Церкви. М., 1989.
  156. К.Д. Собр. соч. в 11-ти томах, Т.2. М., 1948.
  157. Г. П. Святые древней Руси. М., 1990.
  158. Г. П. Социальное значение христианст-ва//Философские науки, 1991, № 3.
  159. Г. П. Социальное значение христианст-ва//Философские науки, 1991, № 3.
  160. Феофан (Говоров Г. В.), епископ. Путь к спасению (краткий очерк аскетики). Начертания христианского нравоучения. М., 1899.
  161. Феофан (Говоров Г. В.), епископ. Четыре слова о молитве. -М., 1904.
  162. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. М., 1882.
  163. Э.Г., Элбакян Е. С. Религия в системе, духовных ценностей современной российской интеллигенции//Кентавр, 1993, №> 5.
  164. Философский словарь. М., 1988.
  165. Философский словарь. Новейший философский словарь. -Минск 1999.
  166. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  167. П. Столп и утверждение истины. М., 1980.
  168. Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.
  169. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  170. C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
  171. С.Л. Религия и науки//Малая Церковь. М.: Русский мир, 1992.
  172. С.Л. Философия религии У. Джемса//Русская мысль, 1910.
  173. С.Л. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  174. A.C. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского//Философские науки, 1991, № 11.
  175. A.C. Разговор в Подмосковной. Полное собр. соч. М., 1900.
  176. С.С. Путем зерна: Русская религиозная философия сегодня//Вопросы философии, 1999, № 9.
  177. С. София-космос-материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова//Вопросы философии, 1989, № 12.
  178. С.С. Диптих безмолвия. М., 1991.
  179. Л.А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Красноярск, 1983.
  180. Ю. В поисках христианского социализма в России/Вопросы философии, 2000, № 12.
  181. И.Н. Роль Церкви в нравственном воспитании в государственной школе. Культура, образование, религия (Материалы «круглого стола»)//Педагогика, 1995, № 5.
  182. Э. Идентичность: юность и кризис/Пер. с англ. -М., 1996.
  183. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М&bdquo- 1978.
  184. А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  185. И.Н. Социология религии. М., 1979.
  186. В.А. Социология в современной России//Социология, 1996, № 12.
  187. А.И. Эффективность идеологической работы. -М.: Политиздат, 1984.
  188. Янг С. Система управления организацией. М., 1972.
  189. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность Рос-сии//Социс., 1995, № 8.
  190. Т. Личность и общество. М., 1973.
  191. В.Н. Научное предвидение. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1980.
  192. Aberstein Z. The Foundations of Religious. L., 1995.
  193. Hartz L. The Liberal Tradition America. N.-Y., 1955.
  194. Manning O. Liberalism. L., 1976.
  195. Parkin F. Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. -L., 1979.
  196. Parsons T. The Social System. N.-Y., 1951.
  197. Spencer H. The Principles of Sociology. L., 1904.
Заполнить форму текущей работой