Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность как интегративный методологический принцип в познании социальных явлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность как способ существования человека определяет структуру социальной системы и в философском и в конкретно-научном значении. Именно преобразовательный характер активности субъекта в деятельностном взаимодействии с необходимостью приводит к появлению коллективного субъекта. Причем, коллективный субъект деятельностного взаимодействия отличается от коллективных действий на биологическом… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
    • 1. Деятельность как специфически человеческая активность
    • 2. Целеполагание и целедостижение — сущностные характеристики деятельностного процесса
    • 3. Отношение материального и идеального -необходимое условие осуществления деятельности
    • 4. Деятельность — социальная форма движения материи
  • Глава 2. КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП В
  • ПОЗНАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
    • 1. Методологическое значение принципа деятельности в социальном познании
    • 2. Деятельность — системообразующий фактор в познании целостности социальных явлений
    • 3. Деятельность как основополагающий принцип в познании сущности социального процесса

Деятельность как интегративный методологический принцип в познании социальных явлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бурное развитие общества в XX веке, связанное с развитием научно-технической революции, которая привела к коренным социально-экономическим преобразованиям общества, поставило перед социальным познанием в целом, и в особенности перед социальной философией сложнейшие задачи, когда наука обнаруживает неизвестные ранее противоречия общественной жизни, сталкивается с противоречиями между явлениями социальной действительности и ее научным объяснением.

Современное общество отличается от предшествовавших этапов своего развития многократным усложнением структуры и внешних связей, тесным переплетением и взаимодействием между собой процессов экономической, политической, социальной, духовной, этической, религиозной жизни общества и индивида. В данных условиях традиционные представления об обществе и его эволюции оказываются неспособными объяснить происходящие события и дать надёжные ориентиры для разрешения назревших противоречий. Ход социального процесса порождает необходимость разработки новой научной парадигмы. В этих условиях неизмеримо возрастает роль именно социально-философских исследований, призванных обосновать новый методологический подход к анализу общества, 1 определить качественную специфику социального бытия, бытия человека. Путь к новой парадигме извилист и сложен. «Ее поиск — по словам, Л. И. Абалкина, — требует от учёных высочайшей методологической культуры, способности к обобщающему синтетическому мышлению, осмыслению и критической переработке богатейшего теоретического наследия, накопленного.

1 О необходимости новой парадигмы социального знания, связанной с усложнением социального процесса, отечественные философы размышляют со второй половины 90х годов. (См. Абалкин Л. И. Тектология А. Богданова: на тти к новой парадигме. // Вопросы философии. 1995, № 8.

Кемеров В. Е. Концепция радикальной социальности. // Вопросы философии. 1999, № 7 Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001, № 2.

Розов Н. С. Структура социальной онтологии: по пти к синтезу макроисторических парадигм. // Вопросы философии. 1999, № 2. и др.) наукой". 1 На наш взгляд, наибольшими перспективами в плане разработки новой парадигмы социального знания обладает «деятельностный подход», как метод познания социальных явлений, разработанный отечественными философами и психологами на основе осмысления наследия предшествующих философов.1 Суть подхода заключается в описании, объяснении и проектировании различных явлений, подлежащих философскому рассмотрению с позиций категории деятельности. Этот подход активно разрабатывался и применялся в 60−70е годы. Однако, в конце 80-х годов возникли сомнения в его объяснительных возможностях.

Критика деятельностного подхода была вызвана двумя факторами. Первый — объективный, связан с углублением внимания философов к духовной жизни общества и индивида, с анализом таких форм бытия человека как творчество, общение, мир субъективных переживаний, которые выходят за рамки деятельности, понимаемой как материальный преобразовательный процесс. Примечательно, что понятие деятельности в этот период коррелировало с понятием практики, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Субъективный фактор критики связан с социально-экономическими изменениями российского общества 90-х годов, когда все, относящееся к идеям марксизма, подлежало негативной критике. В это время «модными» в социально-философских исследованиях становятся идеи русских религиозных философов, а так же субъективно-идеалистические концепции европейской философии. Без сомнения, выводы А. Ильина, Н. Бердяева, С. Франка и других расширили существовавшие в советской философии представления о мире человека. Но.

1 См. Абалкин Л. И., указ. соч. с. 9.

1 В основу деятельностного подхода, как принципа познания легли первоначально ранние труды К. Маркса и Ф. Энгельса, затем, в 80е годы XX века исследование деятсльностной проблематики расширилось до выводов И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, а в 2001 г., в журнальной статье В.А. Лектор-сюш доказывает, что большинство выводов современных философских учений разделяют «деятель-ностные идеи». (См. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение.) // Вопросы философии. 2001, № 2 правомерен вопрос о том, являются ли эти выводы альтернативой дея-тельностной концепции человека и общества. Мы полагаем, что они, наряду с классическими субъективистскими концепциями средневековых мыслителей и представителей немецкой классической философии, могут способствовать углубленному понимании как самого понятия деятельности, так и его методологического значения в познании социальных явлений.

На наш взгляд, споры вокруг объяснительных возможностей дея-тельностного подхода в социальном познании во многом связаны с различиями в понимании деятельности как процесса, с ограничением деятельности рамками воздействия субъекта на объект. Признавая широкие возможности деятельностного подхода в познании общества, Э. Г. Юдин ещё в 70-е годы указывал, 1 что использование понятия деятельности как принципа исследования связано с интенсивным развитием содержания самого понятия.

Дело в том, что понятие деятельности было воспринято советской философией из ранних работ К. Маркса, акцентировавших ее материалистический характер в противовес деятельностной парадигме человека в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель), которая рассматривала мир человека как автономную деятельность сознания. Понятие деятельности приобрело в советской философии идеологическую окраску и стало символом революционных преобразований XX века, которые рассматривались как форма проявления естественно-исторической необходимости, детерминированной законами общественного развития.

Примечательно, что в этот период понятие деятельности применялось нестрого, часто философский анализ категории деятельность подменялся характеристикой деятельности как эмпирически наблюдаемой реальности. В результате деятельность как особое отношения человека к миру было ограничено материальным преобразовательным процессом. Несмотря на то, что спецификой деятельности признавался См. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1972, с. 302 ее осознанный характер, роль сознания сводилась к тому, что человек вычленяет предмет из окружающего мира в процессе практической деятельности, в результате чего в сознании формируется образ, адекватный отражаемому объекту. Эти образы складываются в цель, определяющую преобразовательную практическую деятельность. Такое понимание деятельности не позволяет определить основание возникновения и постоянного изменения цели, детерминирующей преобразование человеком как социальным субъектом окружающего мира. Цель деятельности как отражени й объективного мира не может являться источником своего же преобразования.

Социальное познание в целом и социальная философия в том числе в 70−80-е годы переживала, по словам В. А. Лекторского, «дея-тельностный бум». 1 В это время в советской философской литературе понятие деятельности применялось прежде всего с точки зрения того, что основополагающим принципом марксистской философии в понимании человеческого бытия, в противоположность всевозможным субъективистским и объективистским концепциям сущности человека в буржуазной философии является принцип деятельности. Наиболее характерным для научных исследований в данный период являлось то, что они рассматривали деятельность с точки зрения анализа отдельных аспектов деятельностного процесса. Так, академик А. Н. Леонтьев опубликовал ряд работ, в которых анализируется структура последовательного протекания деятельностного процесса во времени. В работах Б. Г. Ананьева и М. С. Кагана исследуется проблема классификации различных типов и видов деятельности. Э. С. Маркарян рассматривает общие элементы деятельностного процесса, в связи с чем он подробно останавливается на исследовании внебиологических механизмов и.

1 См. Лекторский В. А. Приглашение к дискуссии. И Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990., с. 5.

2 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, его же. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1972, № 9- его же. Деятельность и сознание. // Вопросы философии. 1972, № 12- его же. Деятельность и личность. // Вопросы философии. 1974, № 4−5.

3 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. и др. средств деятельности, обобщаемых им в понятии «культура». 1 В работах Б. Д. Парыгина, 2 Б.Ф. Поршнева3 и других отечественных и зарубежных социальных психологов подробно исследуется социально-психологический аспект социальной деятельности. В 70-е годы в социологии сложилась общая теория деятельности (Г.П. Щедровицкий), согласно которой деятельность определялась как универсальная целостность, значительно более широкая, чем человек. Все указанные авторы исследовали различные аспекты деятельности, исходя из её определения, сформулированного А. П. Огурцовым и Э. Г. Юдиным. Деятельность понимается как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование"4 Деятельностный процесс сведён к материальной преобразовательной предметной деятельности и ограничивается проекцией субъекта на объект.

В конце 80-х-начале 90-х годов в ходе развития социально-философских исследований была раскрыта ограниченность понимания деятельности как материального преобразовательного процесса, намечены основные пути преодоления указанных недостатков.5Так было обращено внимание на значимость исследования целеполагания в дея-тельностном процессе. С этим связывалась дальнейшая разработка понятия деятельности, но чрезмерная увлеченность современными субъективистскими концепциями социальности, наследием русской религиозной философии ограничило представление о целеполагании рамками.

1 Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван. 1969. его же. Место и роль исследования культуры в современном обществознании. // Вопросы философии. 1970, № 5., и др. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; его же. Социальная психология как наука. Л., 1967.

3 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

4 См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 150.

5 В 1985 г. журнал «Вопросы философии» опубликовал материны «круглого стола» по вопросам деятельности, что говорит о возрождении интереса ученых к проблемам деятельностного подхода. Причём, большинство у частиков высказывалось о необходимости использования понятия деятельности как объясшггельного принципа. (См. Вопросы философии, 1985, № 2−5).

В 1990 была опубликована книга — диспут в cepini «Над, чем работают, о чём спорят философы». В процессе диспута были намечены основные направления развития в понимашш деятельности. (См. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.).

Наконец, в 2001 г. на страницах журнала «Вопросы философии» вновь началась публикация статей, «посвященных оценке результатов исследования, проведенного. в рамках деятелыюстного подхода, а также возможности (или дальнейшей невозможности) дальнейшей работы в этих рамках». (См. Вопросы философии. 2001, № 2, с. 56.) гносеологического аспекта. Из поля зрения выпала сущностная сторона этой проблемы.

В основу данной работы положен вывод о необходимости интенсивной разработки философского содержания понятия деятельности. Так, одним из заслуживающих пристального внимания, на наш взгляд, является развитие понимания деятельности в сторону её осмысления как процесса, содержанием которого является единство свободного це-леполагания и целедостижения, 1 выведение деятельностного процесса из рамок материального преобразования, выделение в деятельности, помимо материальной, идеальной составляющей как деятельности соз-навания.

В целом, в научной литературе деятельность как субъект-объектное взаимодействие, содержанием которого является единство целеполагания как идеального процесса деятельности сознания и материального как преобразования субъектом объекта не рассматривается. Однако, отдельные аспекты рассмотрения деятельности в направлении, осуществлённом в данном исследовании, так или иначе затрагивались в работах многих авторов. Углубление понимания деятельности вытекает из соединения теории материальной преобразовательной деятельности, разработанной отечественными философами на основе выводов Маркса и теории сознания как информационной деятельности, сформулированной в работах А. Н. Арлычева и Д. И. Дубровского.

1 См. Сагатовский В.II. Категориальный коотекст деятельностного подхода. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990, с. 70−82.

Швырёв B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990, с. 9−20. См. Злобин H.C. Культура и общественный прогресс. М., 1997.

Иванов Л. В. Сознание и мыниепие. М., 1994.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. его же. Культура и общество. М., 1986.

КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996. его же. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки. 1989, № 5 Лекторский В. А. Субъект, объест, познание. М, 1980. его же. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания. // Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.

Сагатовский В.II. Деятельность как философская категория. // Философские науки, 1978. № 2.

Сагатовсюш В. Н. Природа системной деятельности. // Понятие деятельности в философской науке. Томск.

1978. и др.

Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

Структура диссертации определяется поставленной целью и имеет следующий общий вид. Прежде, чем рассматривать методологическое значение категории деятельности, необходимо определить онтологическое содержание самого понятия. Поэтому первоначально проведён анализ ограниченности определения деятельности как специфически человеческой активности, содержанием которой является материальный преобразовательный процесс. Затем, на базе полученных результатов раскрывается содержание деятельности как единства свободного целеполагания и целедостижения, как непременное единство материального и идеального. В первой части раскрывается содержание свободного целеполагания как деятельности сознания и целедостижения как материального преобразовательного процесса.

Расширение понимания деятельности, выведение деятельностно-го взаимодействия за рамки только материального преобразовательного процесса позволяет по-новому оценить методологическое значение принципа деятельности в социальном познании. Вторая часть диссертации содержит анализ объяснительных возможностей деятельности в познании социальных явлений, рассматриваются конструктивные возможности применения принципа деятельности в системных исследованиях общества, в разработке новой парадигмы социального знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное в процессе написания диссертации, позволяет говорить о расширении границ объяснительных возможностей принципа деятельности в социальном познании на основании углубления философского содержания понятия деятельности как субъектно-объектного взаимодействия, то есть на основании «интенсивного» развития понимания самой деятельности.

Осуществленный в данной работе анализ приводит к следующим выводам:

1. Методологические возможности деятельностного подхода в объяснении социальной жизни определяется содержанием понятия деятельности как особой теоретической конструкции, несущей определенное философское содержание.

2. Анализ понятия деятельности как преобразовательной активности субъекта, воздействующего на объект в контексте концепции сознания как информационной деятельности, неизбежно приводит к расширению понимания содержания деятельности как единства свободного целеполагания и целедостижения, причем свободное целеполагание — это идеальный процесс деятельности сознания, а целедостижение — это материальный преобразовательный процесс. Таким образом, деятельность — это единство материального и идеального процессов.

3. Специфика деятельности как взаимодействия на социальном уровне заключается в «удвоении» процесса. Деятельностьвзаимодействие, онтологическим содержанием которого является диалектическое единство материального и идеального, которое протекает как отрицание отрицания, когда целеполагание как создание идеальной модели преобразовательных материальных действий — есть отрицание материального мира в сознании субъекта, а целедостижение, как материальная преобразовательная активность — есть отрицание идеальной модели. Только в деятельности материальное взаимодействие опосредовано идеальным. Именно наличие идеального процесса как конструкции идеальной модели материального преобразования объясняет безграничную вариативность социального процесса.

4. Деятельность как субъект-объектное взаимодействие раскрывает способ существования человека как существа социального, являясь, в философском понимании, социальной формой движения материи. Это означает, что будучи формой движения материи на социальном уровне, понятие деятельности раскрывает качественную специфику социальных систем, определяет их структуру и позволяет определить сущность и направленность социального процесса.

5. Применение принципа деятельности, понимаемой как единство свободного целеполагания и целедостижения, как способа существования индивида в системном исследовании общества позволяет говорить о деятельности как системообразующем факторе в познании социальных систем. Причем, такой подход не означает сведение любого социального явления к деятельности, то есть, деятельностного редукционизма. Деятельность, как особый тип взаимодействия, специфика которого детерминирована субстратом взаимодействия, а именно, свойством социального субъекта оперировать информацией «в чистом виде», определяет качественную специфику социальных систем, которая заключается в диалектическом единстве материального и идеального, объективного и субъективного, индивидуального и коллективного. В этом смысле, любое социальное явление, по своей сути, есть проявление какого-либо аспекта деятельностного взаимодействия.

Это может быть функциональный, структурный, процессуальный аспект.

6. Деятельность как способ существования человека определяет структуру социальной системы и в философском и в конкретно-научном значении. Именно преобразовательный характер активности субъекта в деятельностном взаимодействии с необходимостью приводит к появлению коллективного субъекта. Причем, коллективный субъект деятельностного взаимодействия отличается от коллективных действий на биологическом уровне в том смысле, что социальный субъект по сути является диалектическим единством субъективного и объективного, а точнее, индивидуального и коллективного. В процессе развития деятельностного взаимодействия происходит отчуждение индивидуальных интересов и потребностей. Возникает ситуация, когда мотивом деятельности являются индивидуальные потребности, а условием удовлетворения индивидуальных субъективных потребностей является нормальное функционирование общества как удовлетворения общественных потребностей.

7. Отчуждение индивидуальных потребностей приводит к возникновению новой формы жизни — духовной жизни, которой нет ни на одном другом уровне структурной организации материи, которая, тем самым, определяет качественную специфику формы проявления социальности. Духовная жизнь, как сопереживание, духовная рефлексия субъекта, есть ни что иное как поле оценочной деятельности в идеальном процессе свободного целеполагания. Духовная жизнь — это соотнесение и оценка субъективного и объективного, индивидуального и общественного в сознании субъекта деятельности, в процессе конструкции и анализа идеальной модели материального преобразовательного процесса.

8. Понятие деятельности как социальной формы движения материи позволяет раскрыть сущность социального процесса как диалектику объективного и субъективного, позволяет объяснить многообразие форм и содержания исторического процесса. Деятельность, понимаемая как единство свободного целеполагания и це-ледостижения позволяет преодолеть абсолютизацию как объективного, так и субъективного фактора в объяснении культурно-исторического процесса.

9. Расширение понимания содержания деятельностного взаимодействия за рамки материального преобразовательного процесса, определение онтологического содержания деятельности как отношения идеального и материального, позволяет предположить большие перспективные возможности деятельностного подхода как объяснительного принципа в социальном познании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме. //Вопросы философии. 1995, № 8, с. 3−8.
  2. Августин. Исповедь. М.: Республика, 1992. — 332 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. A.M., Макарова Т. П. Человек в системе категорий исторического материализма. //Основания систематизации и классификации категорий исторического материализма. М.: Политиздат, 1981, с.20−23
  5. В.В. Категории «структура» и «элемент». //Философские науки, 1974, № 3, с. 24−28.
  6. В.В., Плесский Б. В. Системный метод исследований и диа-лектико материалистический метод. //Философские науки, 1972, № 3, с. 43−47.
  7. А.С., Калягин Н. В., Орлов А. А. Всесоюзное координационное совещание по проблемам исторического материализма. //Философские науки, 1981, № 4, с. 43−44.
  8. П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 343 с.
  9. П.В. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. -462 с.
  10. Ю.Алексеев П. В., Панин А. В. Диалектический материализм. М., 1987.
  11. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.-с. 392.
  12. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994 -385 с.
  13. З.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинграде^ ун-та, 1968,165.
  14. О.И. Экономическая наука в зеркале методологии. //Вопросы философии, 1999, № 4.
  15. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинграде^ ун — та, 1972 — 160с.
  16. Ю.П. Методологические проблемы анализа структуры общественных отношений. //Социальная диалектика в категориях исторического материализма. Свердловск, 1980, 47−62.
  17. Ю.П., Коршевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
  18. Г. В. Исторический материализм и социальный детерминизм. //Основания систематизации и классификации категорий исторического материализма. М., 1981.
  19. П.К. Опережающее отражение действительности. //Вопросы философии, 1962, № 7.
  20. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск.: Наука Сиб. отд-ние, 1988, — 256 с.
  21. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 152 с.
  22. Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта социальной практики). М.: Политиздат, 1974, — 230 с.
  23. Г. С. О видах и формах социальной практики. //Философские науки, 1974, № 2.
  24. Г. С., Вербин А. И. Сущность материалистического понимания истории. //Философские науки, 1978, № 3.
  25. Г. С. Исторический материализм как наука. //Философские науки, 1982, № 4, 6.
  26. Г. С. Общество. Познание. Практика. М.: Мысль, 1988, -204 с.
  27. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992, — 146 с.
  28. А.Н. Объективное и субъективное в общественном процессе. //Вестник ДВО РАН, 1994, № 5−6.
  29. А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке. //Вопросы философии, 1999, № 3, с.85−96.
  30. А.Н. Качественный аспект мира и его познание. М.: Наука, 2001.-280 с.
  31. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.-606 с.
  32. А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. Москва — Воронеж, 1996. — 600 с.
  33. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. //Вопросы философии, № 5, с. 52−64.
  34. В.Г. О системном подходе в социальном познании. //Вопросы философии, 1973, № 6.
  35. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  36. В.Г. О структуре целостной системы. //Философские науки, 1980, № 3
  37. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  38. В.Г. Актуальные проблемы управления обществом. М.: Знание, 1975. — 61 с.
  39. .В. Информация и система. JL: Лениздат, 1969. -211 с.
  40. .В. Проблемы прогнозирования и управления научно техническим прогрессом. — Л.: Лениздат, 1974. — 231 с.
  41. .В. Принципы детерминации в системных исследованиях. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 135 с.
  42. М.А. Учение об общественно экономических формациях и конкретный анализ исторического процесса. //Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970.
  43. М.А. О двух уровнях марксистской теории исторического познания. //Вопросы философии, 1983, № 8.
  44. М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.-342 с.
  45. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе.- М.: Изд-во МГУ, 1977- 180.
  46. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.
  47. B.C. Социальная жизнь общества. //Вопросы методологии.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 184 с.
  48. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 198.-230 с.
  49. Г. С. Общественно-историческая деятельность сущность человека. //Вопросы философии, 1967, № 3.
  50. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. //Проблема человека в современной философии. М., 1969.
  51. Г. С. Деятельность и ценности. Критика «деятельностного подхода» к теории интериоризации. Философские проблемы деятельности (материалы «круглого стола»), //Вопросы философии, 1985, № 2.
  52. Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990, с. 9−21.
  53. Г. С. Деятельностный подход в плену субстанционолизма. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
  54. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения. //Вопросы философии, 1995, № 3, с. 103−122.
  55. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.-464 с.
  56. В.Т. К вопросу о естественно научном базисе идеального. //Философские науки, 1992, № 3, с. 73−74.
  57. Н.А. О человеке, его свободе и духовности.: Избранные труды. М.: Моск. психол. — соц. ин-т: Флинта, 1999. — 312 с.
  58. Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX начала XX в.: Судьба России. — М.: ЗАО «Свары и К», 1997. -541с.
  59. Н.А. Самопознание.: Сочинения. М.: Лениздат, 1991. -395с.
  60. Н.А. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 175 с.
  61. Н.А. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Филос. о-во СССР, 1990. — 240 с.
  62. Н.А. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000.-301 с.
  63. Л. История и статус общей теории систем. Системные исследования. Ежегодник. М., 1973.
  64. B.C. Культура. Диалог культур. //Вопросы философии, 1989, № 6.
  65. И.В. Проблемы целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 448 с.
  66. И. В. Юдин Э.Г. Философские проблемы: исследование систем и структур. //Вопросы философии, 1970, № 5.
  67. И. В. Юдин Э.Г. Системный подход в социальном познании. //Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972.
  68. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  69. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука в 2х кн. М.: Экономика, 1989, кн. 1. 303 е., кн. 2. — 350 с.
  70. В.П. Теоретические основания социальной синергетики. // Вопросы философии, 2000, № 4, с. 112 129.
  71. А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990 с. 131−139.
  72. А.В. Главное это взаимодействие человека с миром. //Деятельность: теории, методология, проблема. М., 1990.
  73. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва Воронеж, 1996 — 150 с.
  74. А.В. Деятельностный подход и психологическая наука. //Вопросы философии, 2001, № 2.
  75. А.А. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982. — 199 с.
  76. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  77. М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев: «Наук, думка», 1976. — 216 с.
  78. М.А. Диалектика и культура. Киев: «Наук, думка», 1984. -216 с.
  79. Буржуазная социология на исходе XX в. (критика новейших тенденций). М.: Наука, 1986. — 278с.
  80. Буржуазная философская антропология. -М.: Наука, 1986. 294 с.
  81. А.П. Виновен ли Карл Маркс в «казарменном социализме»? //Философские науки, 1989, № 4 с. 49−51.
  82. В.А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968.
  83. В.А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  84. В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 327 с.
  85. М. Политика как призвание и профессия. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  86. М. Протестанская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  87. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  88. А. И. Келле В.Ж. Базис и надстройка и механизмы деятельности людей. //Философские науки, 1979, № 1.
  89. А.И. Соотношение общественных отношений и деятельности людей. Проблемы начала и исходной категории исторического материализма. М.: Политиздат, 1981.
  90. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-519 с.
  91. .А. Философский анализ структуры практики. М.: Мысль, 1972.-279 с.
  92. .А. Созидательный потенциал человека: Социально-философские исследования. М.: Мысль, 1988. — 188 с.
  93. .А., Плетников Ю. К. Категории деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  94. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  95. Л.С. т.2. Проблемы общей психологии 1982. — 504 с. т.З Проблемы развития психики — 1983. — 367 с. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982−1984.
  96. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М., 1991.
  97. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967.- 166 с.
  98. Гегель. Энциклопедия философской науки. В З.т. М.: Мысль, 1974−1977.
  99. Гегель. Философия истории. СПб, 1993.
  100. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  101. A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск: Красноярск, гос. пед. ин-т, 1971. — 436 с.
  102. О. И. Щедровицкий Г. П. Деятельность проектирования и социальная система. Техническая эстетика Труды ВНИИПЭ. М&bdquo- 1990, вып. 61.
  103. Г. Е. Законы общественного развития, их характер и использование. М.: Политиздат, 1979, — 303 с.
  104. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495 с.
  105. С.И. Законы развития и функционирования общества. -М.: Высшая школа, 1977. 144 с.
  106. С.И. Локомотивы истории. Социальная революция как закон развития общества. М.: Политиздат, 1985. — 128 с.
  107. B.C. К вопросу о специфике социально философского исследования. //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1982, № 5.
  108. Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования. //Вопросы философии, 2001, № 2.
  109. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-495 с.
  110. А.Я. Об исторической закономерности. //Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
  111. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406 с.
  112. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.-480 с.
  113. В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма. //Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.
  114. Диалектическое противоречие (Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1979 — 366с.
  115. Диалектика общественного развития. JI.: Изд-во ЛГУ, 1988. -260 с.
  116. Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций. //Вопросы философии, 1991, № 3.
  117. М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1977.-240 с.
  118. М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1979, № 4.
  119. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. -168 с.
  120. В.А. Общество как открытая саморегулирующаяся органическая целостность исходная абстракция исторического материализма. //Методологические проблемы исторического материализма. М., 1981.
  121. М.С. О понятии «субъективный фактор». //Философские науки, 1982, № 5.
  122. И.С. Синергетика. Становление нелинейного мышления. Киев: Лыбедь, 1990. — 147 с.
  123. Д.И. О природе социального. //Вопросы философии, 1971, № 4.
  124. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.-286 с.
  125. Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания. //Философские науки, 1982, № 5- 1983, № 1.
  126. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  127. Д.И. Категория индивидуального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания. //Вопросы философии, 1988, № 1.
  128. Духовное производство. М.: Наука, 1981. — 352 с.
  129. Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.
  130. Г. Б. Информация и сознание. //Вопросы философии, 2000, № 11.-с. 97−104.
  131. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  132. В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии. Природа, 1986, № 2.
  133. В.П. Системный подход к психологии. //Психологический журнал, 1991, № 4.
  134. В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминания о будущем»), //Вопросы философии, 2001, № 2.
  135. Н.С. Деятельность труд — культура. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990, с. 111−129.
  136. Н.С. Терминологическая разногласица и (или) концептуальные расхождения. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М&bdquo- 1990, с. 216−231.
  137. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.-303 с.
  138. Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.-288 с.
  139. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987.-332 с.
  140. А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
  141. В.П. Человеческая деятельность познание искусство. -Киев: «Наук, думка», 1977. — 251 с.
  142. Э.В. Проблема идеального. //Вопросы философии, 1979, № 7.
  143. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.- М.: Политиздат, 1980. 175 с.
  144. Э.В. Идеальное. //Философская энциклопедия, т.2, М., 1962, с. 221−222.
  145. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. -320 с.
  146. Э.В. Диалектика идеального. //Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. — 349 с.
  147. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462 с.
  148. И.А. Путь духовного обновления. М.: Республика, 1993.- 430 с.
  149. Л.Ф. Исторический материализм: проблемы методологии. М.: Наука, 1983. — 255 с.
  150. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. — 320 с.
  151. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное, под ред. Плетникова Ю. К. М.: Наука, 1981.
  152. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени, под ред. Плетникова Ю. К. М.: Наука, 1983.
  153. Исторический процесс: диалектика современной эпохи, под ред. Плетникова Ю. К. М.: Мысль, 1988.
  154. Исторический материализм как социально-философская теория. -М.: Высшая школа, 1982. 364 с.
  155. М.С. О системном подходе к системному подходу. //Философские науки, 1973, № 6, с. 34−39.
  156. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  157. М.С. Общение как философская проблема. //Философские науки, 1975, № 5.
  158. М.С. Еще раз о философском анализе человеческой деятельности. //Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1980, № 3.
  159. М.С. К вопросу о понимании культуры. //Философские науки, 1989, № 5.
  160. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.-383 с.
  161. М.С. Философия культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. — 312 с.
  162. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  163. М.С. Философская теория ценности. //Философские науки, 1989, № 5, с. 78−80.
  164. З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса. //Вопросы философии, 1995. № 2, с. 61−67.
  165. К.М. Немецкая идеология Маркса Энгельса и русский марксизм. //Вопросы философии, 1995, № 12, с. 88−92.
  166. JI. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993.
  167. И.Т. Деятельность и рациональность. //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
  168. И.Т. Определять деятельность в контексте исследовательской задачи. //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
  169. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. — 351 с.
  170. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
  171. Э. Избранное: опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -654 с.
  172. Категории социальной диалектика. Минск: БГУ, 1978. — 199 с.
  173. .М. О методе изложения диалектики от абстрактного к конкретному. //Вопросы философии, 1978, № 2.
  174. .М. Метод логического построения науки (сочетание принципа системности с принципом развития). //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1983. М., 1985.
  175. В.Ж. Об уровнях социологической теории. //О структуре марксистской социологической теории. М., 1970.
  176. В.Ж. Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания. //Вопросы философии, 1983, № 6.
  177. В.Ж. Наука как компонент социальной культуры. М.: Наука, 1988, — 198 с.
  178. В.Ж., Кольвазон М. Я. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования. //Вопросы философии, 1980, № 7.
  179. В.Ж., Кольвазон М. Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1981.-288 с.
  180. В.Е. Концепция социальной реальности. //Вопросы философии, 1999, № 7. с.3−14.
  181. М.Я. Философский анализ человеческой деятельности. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1978, № 2.
  182. П.М. К вопросу о теоретических предпосылках рассмотрения конкретного человека. //Философские науки, 2000, № 3.
  183. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -252 с.
  184. JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  185. JI.H. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1986. — 165 с.
  186. A.M. Общество и законы его развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 416 с.
  187. О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура. //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2.
  188. К.Н. Понятие политического в исторической мысли и современной науке. //Социально-гуманитарные знания, 1999, № 3.
  189. В.М. К понятию общества как социальной системы. //Философские науки, 1977, № 2.
  190. Г. Философские категории в свете теории систем. //Философские науки, 1967, № 3.
  191. В.И. К анализу понятий системы и структуры. //Философские науки, 1975. № 5.
  192. А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта. //Вопросы философии, 1998, № 10.
  193. В.Т., Уразалиева Г. К. Развитие деятельности и ее самодетерминация. //Вопросы философии, 2001, № 3.
  194. Н.И., Шрейдер Ю. А. Российская философия второй половины XX века в лицах. //Вопросы философии, 1999, № 2.
  195. В.А. Современное социальное познание. М.: Мысль, 1988.-202 с.
  196. В.А. Осторожно, творчество. //Вопросы философии, 1994, № 7−8.
  197. В.П. Системное качество. //Вопросы философии, 1973, № 9−10.
  198. С. Страх и трепет. М., 1999.
  199. М.В. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. //Философские науки, 1979, № 4.
  200. B.C. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления. //Вопросы философии. 2001, № 3.
  201. В.Ф., Щербина В. Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве. Л., 1984.
  202. В.А. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания. //Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.
  203. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359 с.
  204. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение. //Вопросы философии, 2001, № 2.
  205. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т. 18.
  206. М. Об идеальном и реальном. //Вопросы философии, 1984, № 10.
  207. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981.
  208. М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса. //Вопросы философии, 1968, № 6.
  209. М.К. Мысль в культуре. //Философские науки, 1989, № 1.
  210. А.В. Категория деятельности человека. //Философские науки, 1975, № 2.
  211. А.В. К характеристике методологических аспектов общесоциологической теории. //Вопросы философии, 1981, № 12.
  212. Э.С. Об основных принципах сравнительного изучения истории. //Вопросы истории, 1960, № 7.
  213. Э.С. Вопросы системного исследования общества. -М.: Знание. 1972.-62 с.
  214. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.
  215. К. Экономико-философские рукописи 1844 года. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956.
  216. К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.З.
  217. К. Нищета философии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4.
  218. К. Введение (из экономических рукописей 1857 1858 годов). — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12.
  219. К. Капитал, т.1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23.
  220. К. Письмо к Аненкову П.В., 28 декабря, 1846 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27.
  221. К. и Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2.
  222. К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3.
  223. Марксистско-ленинская философия как система. JL: Изд-во ленинградского ун-та, 1982.
  224. Ю.Г. Функциональный подход в системном научном познании. Новосибирск, 1982.
  225. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  226. Материалистическая диалектика в 5-ти томах, т.4. Диалектика общественного развития. М.: Мысль, 1984.
  227. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
  228. Ф.Т. Предметная деятельность. чья? //Вопросы философии, 2001, № 3.
  229. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. //Вопросы философии. 1995, № i.e. 3−31.
  230. К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. М., 1982.
  231. К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  232. И.В. Конкретность философского знания. М.: Мысль, 1986.
  233. И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма. //Философские науки. 1980, № 1.
  234. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  235. A.JI. Деятельность, поведение, творчество. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
  236. А.Л. Общее и индивидуальное в деятельности. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
  237. Л. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.
  238. П.И. Об общественном идеале. М., 1987.
  239. А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. //Вопросы философии, 1995, № 5.
  240. В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985.
  241. А.П. От принципа к парадигме деятельности. Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности. М.: Труда ВНИИТЭ, 1976. — с. 210−215.
  242. А. П. Тектология А. Богданова и идея коэволюции. //Вопросы философии, 1995, № 8, с.31−37.
  243. Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы. //Вопросы философии. 1998, № 2, с. 108−136.
  244. Т.И. ««Наукоучение» волюнтаристическая метафизика свободы и ее отрицание. //Вопросы философии, 1998, № 8, с. 120 133.
  245. Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы. //Вопросы философии, 2001, № 2.
  246. Т.И. Философия как история философии. СПб.: Але-тея, 1999.-448 с.
  247. Э. Мозг, язык и мир. //Вопросы философии, 1998, № 5, с. 80−85.
  248. А.С. Смысл истории. //Вопросы философии, 1999, № 9, с. 321.
  249. X. Философия сознания: Избранные философские произведения. М.: Дом интеллектуальной книги. 1999. — 235 с.
  250. Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. -220 с.
  251. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  252. Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971. — 247 с.
  253. Ю.К. Базис и надстройка и механизмы сознательной деятельности людей. //Философские науки, 1979, № 1.
  254. Ю.К. О категории общественного бытия. //Философские науки, 1979, № 3.
  255. Ю.К. Проблемы дальнейшей разработки теоретической системы исторического материализма. //Философские науки, 1981, № 4.
  256. Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития. //Философские науки, 1982, № 2.
  257. Ю.К., Шевченко В. И. Исследования в области исторического материализма. //Вопросы философии, 1981, № 1.
  258. Политэкономия, под ред. Румянцева т. 1. М.: Политиздат, 1976.
  259. И., Стенгарс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.:
  260. Проблемы законов и закономерностей в обществознании. под ред. Караваева Г. Г. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 99 с.
  261. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: 1982 — 303 с.
  262. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок. //Вопросы философии, 1992. № 5.
  263. М.М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. М.: Мысль, 1967.-592 с.
  264. Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм. //Вопросы философии, 1999, № 2, с. З-22.
  265. Т. Об открытии Маркса после марксизма. //Вопросы философии, 2000, № 4, с. 28−36.
  266. Ю.И. О категориальном статусе идеального. //Философские науки, 1992, № 3, с. 141−147.
  267. П. Герменевтика и психоанализ: Религия и вера. М.: Искусство, 1996. — 270 с.
  268. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества. //Вопросы философии, 1995, № 8, с. 63−72.
  269. Г. И. Революционная эпистемология и самоорганизация. //Вопросы философии, 1999, № 11, с. 90−101.
  270. В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974.
  271. В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода. //Философские науки, 1976, № 3.
  272. В.Н. Деятельность как философская категория. //Философские науки, 1978, № 2.
  273. В.Н. Природа системной деятельности. //Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978.
  274. В.Н. Общественные отношения и деятельность. //Вопросы философии, 1981. № 2.
  275. В.Н. Категориальный подтекст деятельностного подхода. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — с. 70−83.
  276. В.Н. Деятельность: монизм любой ценой или полифония? //там же, с. 195−206.
  277. Е.А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии. М.: 1977.
  278. В.И. О диалектике элементов и структуры. М., 1962.
  279. В.И. О диалектике отношений. J1., 1983.
  280. В.И., Друянов JI.H. Движение. //Философская энциклопедия, т.1. М.: Советская энциклопедия, 1960. — 436.
  281. В.И., Зобов Р. А. Отношение как категория материалистической диалектики. //Вопросы философии, 1979, № 1.
  282. Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки. //Вопросы истории, 1966, № 8, с.21−28.
  283. Ю.И. О системе категорий исторического материализма. //Проблемы начала и исходной категории в теории исторического материализма. (Препринты докладов Всесоюзного совещания по проблемам исторического материализма в Москве.) М.: 1981.
  284. A.M. Неомарксизм: попытка реформации. //Вопросы философии. 1998. № 8, с. 104−119.
  285. В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различиях онтологического и гносеологического статуса деятельности. //Вопросы философии, 2001. № 3, с. 48−57.
  286. Н. Социология. М.: Феникс, 1998. — 688с.
  287. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  288. Сознание как категория материалистической диалектики, под ред. Иванова В. Г., Лапицкого В. В. Л.: 1989.
  289. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  290. С.Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств. //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2, с. 91−105.
  291. . Избранные произведения, т.1. -М.: 1957.
  292. А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.
  293. Э.Х. Общественные отношения, сознание, деятельность. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1976, № 6.
  294. B.C. Культура. //Вопросы философии, 1999, № 8. с.61−71.
  295. Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте. //Общение и оптимизация общественной деятельности. М.: 1987.
  296. А.П. О роли принципа предметности в теории деятельности. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы.-М.: 1990.
  297. Субъект и объект как философская проблема. Киев: 1979.
  298. Теория общества: Фундаментальные проблемы, под ред. Филиппова А. Ф. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 1991. — 411 с.
  299. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987.
  300. А. Постижение истории. М.: 1985.
  301. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». -М.: 1968.
  302. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: 1978.
  303. А.К. Социологические законы. М.: 1975. — с.
  304. А.К. Духовная жизнь общества. М.: 1980. — с.
  305. Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. -М.: Наследие, 1996. 288 с.
  306. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.
  307. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — с.
  308. Э. Духовная сущность человека. //Философские науки, 1990, № 1.
  309. Ю. Понятие индивидуальности. //Вопросы философии, 1998, № 2.
  310. М. Кант и проблема метафизики. Томск: Водолей, 1998.-383 с.
  311. Г. Синергетика. М.: 1983.
  312. Цивилизация. Культура. Личность, под ред. Келле В. Ж. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 221 с.
  313. .С. Идеальное: синтез информационного и эмоционального начал. //Философские науки, 1992, № 3, с. 156−161.
  314. А.П. Исходные начала и принципы построения системы категорий диалектики. //Философские науки, 1979, № 2.
  315. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: 1971.
  316. И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: 1969.
  317. B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия. Методологические проблемы исследования деятельности. //Труды ВНИИТЭ. -М., 1976, с. 66−74.
  318. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философский категории. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — с. 9−20.
  319. B.C. Деятельность открытая система, //там же, с. 159 168.
  320. B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). //Вопросы философии, 2001, № 2, с. 107−115.
  321. О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. — с.
  322. М.И. Синергетика и биология. //Вопросы философии, 1999, № 2, с. 95−107.
  323. Г. П. Исходные представления и категориальные средства деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М.: 1975.
  324. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: 1978. — с.
  325. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1972.
  326. Юнг К. Человек и его символы. М.: 1997.
  327. С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток: Дальнаука — 205с.1. POO.. к л игосу--. -*енна£ БИБЛИОТЕКА’v.
Заполнить форму текущей работой