Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность предприятия как системы зависит прежде всего от главного вида его ресурсов — человека. Эффективное использование и наращивание кадрового потенциала становится центральной задачей менеджмента. Его социальная функция, согласно современным трактовкам, состоит в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности производства, но и для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция развития систем управления производством
    • 1. 1. Факторы формирования и тенденции развития производственных социально-экономических систем
    • 1. 2. Эволюция развития систем управления промышленным производством
    • 1. 3. Анализ развития организационных структур управления в период реформирования экономики России
  • Глава 2. Влияние приватизации на формирование систем управления производством
    • 2. 1. Роль приватизации в развитии рыночных отношений в России
    • 2. 2. Анализ методов и функций государственного управления в условиях приватизации
    • 2. 3. Влияние приватизации на развитие систем управления производством
  • Глава. Э. Особенности организации управления предприятиями различных форм собственности
    • 3. 1. Государственные предприятия в условиях реформирования экономики
    • 3. 2. Особенности формирования систем управления корпоративных (акционерных) структур
    • 3. 3. Особенности формирования систем управления холдинговых компаний
    • 3. 4. Особенности формирования новых отраслевых структур управления
  • Глава 4. Методологические аспекты формирования конкурентоспособных систем управления промышленным производством
    • 4. 1. Концепция развития менеджмента в России
    • 4. 2. Стратегическая ориентация систем управления производством
    • 4. 3. Формирование конкурентного статуса предприятия
  • Глава 5. Основы формирования систем управления промышленным производством в новых условиях хозяйствования
    • 5. 1. Формирование целей и функционального механизма управления промышленным производством
    • 5. 2. Формирование конкурентоспособного потенциала производственных социально-экономических систем
    • 5. 3. Методические аспекты стратегического бизнес-планирования.Л
    • 5. 4. Оценка результативности деятельности производственных социально-экономических систем в новых условиях хозяйствования

Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, правовой базы и маркетинга, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Однако отставание теоретических и методологических разработок ряда основополагающих проблем негативно влияет на поступательное движение и развитие общественных социально-экономических отношений.

Преобразования социально-экономических отношений в России требуют радикального пересмотра прежних теоретических положений. Возникла необходимость в разработке новой парадигмы науки управления, что все больше и больше привлекает внимание ученых и отражается в научных публикациях. Приведем основные аргументы, характеризующие данную ситуацию.

Во-первых, произошел резкий для экономики России поворот от административно-плановой модели к рыночно-предпринимательской.

Во-вторых, одновременно с указанными изменениями развивается процесс демократизации общественных отношений, обновляются социально-классовые взаимоотношения, в которых непримиримые противостояния сдерживаются постепенным распространением реалистичного социального партнерства.

В-третьих, осуществляются эти процессы в условиях все шире охватывающей мир по масштабам и глубине информационно-технологической революции и коренных изменений во взаимодействии общества с природой.

В-четвертых, эти гигантские сдвиги сочетаются с мощными интеграционными процессами в социально-экономических отношениях на всех уровнях системы.

Наша страна входит в мировую экономику, имея в ней место, достойное российской государственности, с могучим созидательным потенциалом. Этим диктуется и определенная исходная целеустремленность в проводимых реформах.

По существу общественное производство, вышедшее на современный уровень постиндустриального развития, — это и есть экономика рыночно-предпринимательской ориентации. Предпочтение в ней отдается не экономическому росту как таковому, а эффективности, достигающей прежде всего благодаря гибкости и быстрому приспособлению к изменениям внешней среды. Такие качества преимущественно свойственны небольшим и средним по размерам предприятиям. Крупномасштабные же образования часто стремятся к погоне за прибылью посредством создания монополистических форм хозяйствования.

Деятельность гигантов-монополистов сдерживает научно-технической прогресс, усугубляет загрязнение окружающей среды, обостряет потенции неустойчивости экономической конъюнктуры и инфляции. Новые же предприниматели, олицетворяющие собой малый и средний бизнес, очень часто непривычны в мире незнакомых им высоких технологий, не адаптированы к жестокой и острой конкуренции, ведущейся в глобальных масштабах. Таким образом, новый этап экономического развития настоятельно требует искомой и новой парадигмы государственного управления и менеджмента, отражающих те реалии, в которых действуют участники современного наукоемкого рыночного производства.

Такого рода парадигма, сформулированная в 80-х годах американскими авторами Р. Уотерменом, Т. Питерсом, И. Ансоффом и другими теоретиками менеджмента, предопределяет решение следующих принципиальных положений:

Отказ от производственного рационализма систем управления, ориентированных на производство. Необходимость и важность постоянной борьбы за экономию всех видов ресурсов, а также поиска улучшений в методах и формах организации управления. Согласно новой парадигме, стратегию развития и тактику поведения предприятий определяет в первую очередь то окружение, в котором они действуют.

Деловая корпоративная организация — «открытая» система, рассматриваемая в единстве ее основных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Именно в нем находятся главные предпосылки успеха корпорации. Ее границы с окружающей экономической средой проницаемы. Предприятие как система не самообеспечивается, оно неизбежно зависит от энергии, информации других ресурсов, поступающих извне. Отсюда решающее значение приобретает умение приспосабливаться в условиях НТД большой гибкостью и динамичностью.

Ситуационный подход к управлению. Он означает, что вся организация внутри предприятия есть не что иное как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент такого подхода — ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на работу предприятия в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности быстроты и адекватности реакции, способности использования организационных механизмов и методов, обеспечивающих адаптацию к условиям существования предприятия.

Эффективность предприятия как системы зависит прежде всего от главного вида его ресурсов — человека. Эффективное использование и наращивание кадрового потенциала становится центральной задачей менеджмента. Его социальная функция, согласно современным трактовкам, состоит в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности производства, но и для реализации заложенных в личности потенциальных возможностей саморазвития. Исходя из этих посылок новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким формам, как стиль руководства, квалификация и культура сотрудников, мотивация их поведения, реакция на нововведения. Возросшая социальная роль предприятия в обществе существенно повышает значение организационной культуры, т. е. системы ценностей, норм поведения, установок, принятых в качестве ориентира.

Решаемая сегодня в России задача осуществления рыночных реформ необычайно сложна и не имеет аналогов в других странах, переходящих от централизованных форм хозяйствования к более либеральным моделям развития экономики. Мало того, что у нас практически полностью отсутствовал рыночный сектор в народном хозяйстве (если не говорить о неуловимой «теневой» экономике), но и не было людей, обладающих навыками работы в условиях рынка. Прежняя экономика отличалась непомерной милитаризацией, гипертрафированным приоритетом отраслей, производящих средства производства, неразвитостью инфраструктуры, высокой изношенностью материально-технической базы, консерватизмом и т. п.

В связи с этим переход к современному рынку связан с проведением системы мер, охватывающих все стороны жизни: социальную, экономическую, политическую, организационную, психологическую. Как и другим странам, вступившим на путь реформ, России надо улучшать положение дел в общественном хозяйстве, развивать частный сектор, повышать эффективность распределения ограниченных ресурсов, стимулировать экспорт, принимать меры по финансовой стабилизации. От того, насколько правильно разработаны механизмы и методы решения этих проблем, по существу зависят ход и успешность реформ.

Важное значение имеют и сроки перехода к рынку. В этой связи в литературе прочно закрепился оборот «переходный период». Не вдаваясь в сроки определения продолжительности переходного периода, есть основания утверждать, что он будет достаточно длительным и разнообразным как по характеру решаемых целей и задач, так и методам хозяйствования. Имеется серьезный довод в пользу формирования новой управленческой парадигмы, которая должна выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом, а для этого — строиться на обобщении взглядов ученых, руководителей и специалистов по управлению. В ней необходимо воплотить главные, ключевые моменты, использование которых послужит ускорению перехода к рыночной экономике и осуществлению его с наименьшими потерями для общества.

Отсутствие новой системы взглядов на государственное управление смешанной экономикой и менеджмент в условиях переходного периода уже принесло свои плоды в виде кризиса управления, охватившего не только сферу практической деятельности, но и саму теорию управления, ее практику: многие ее положения сегодня не выдерживают проверки жизнью. Произошел разрыв хозяйственных и организационных связей, повсеместно снизилась ответственность за результаты своей деятельности и выполнение принятых на себя обязательствотношения экономического партнерства лишены надежности.

На макроуровне наблюдается практически полная потеря управляемости смешанной экономикой. Форсированный демонтаж командно-административной системы значительно опередил по времени и масштабам формирование заменяющих ее элементов рыночных структур и отношений. Возникло множество дублирующих государственных органов управления, которые не имеют полной ясности в том, каковы их компетенции, права и обязанности, статус. В результате дезорганизация управления не только не устраняется, а нередко даже усугубляется неразберихой в государственных структурах, вызванных к жизни, казалось бы, как раз нуждой в эффективном управлении рыночной экономикой.

На уровне корпораций и предприятий кризис управления также многолик и многомерен. С одной стороны, это разрушение четкой и жесткой системы планирования, контроля, распределения, связей и сбыта, ликвидация зависимости от вышестоящих уровней, с другой правовая, экономическая и организационная неопределенность в вопросах полноты реальной хозяйственной самостоятельности, взаимоотношений с поставщиками, по8 требителями, посредниками, государством и т. д. При этом положение усугубляется спонтанным формированием новых субъектов хозяйствования, среди которых встречаются паразитические структуры спекулятивно-посреднического типа.

Возникает множество проблем, связанных с акционированием и реформированием систем управления предприятий государственного сектора.

В связи с этим возникла объективная необходимость всестороннего анализа практики организации управления экономикой в первые годы переходного периода и оценки предложений, рекомендаций и идей по поводу исправления сложившегося кризисного положения. Наиболее важные из них органически входят в новую парадигму управления. Ее основные положения учитывают все то прогрессивное, что разработала мировая наука управления рыночной экономикой, а также обобщение взглядов ученых и практиков нашей страны на особенности управления в переходный период. Ниже приводятся основные методологические положения, на которых строится системное диссертационное исследование:

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Необходимость такого сочетания обусловлена тем, что движение к рынку — сложный и целенаправленный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.

В переходный период надо стремиться не к дерегулированию экономики, а к усилению государственного регулирования по сравнению с его нынешним уровнем. В процессе переходного периода доля участия государства должна меняться, т. е. по мере стабилизации уменьшаться. Различными должны быть и формы государственного воздействия: если на начальных этапах преобладают прямые государственные инвестиции в приоритетные производства и сектора рыночной экономики, то по мере продвижения к рынку должна усиливаться роль мягких инструментов регулирования (законодательство, кредитная, налоговая, амортизационная и тарифная политика и т. д.).

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов различных форм собственности как открытых, социально ориентированных систем. Концепция предприятий как открытых систем означает все больший поворот к рынку и потребителю. Каждое предприятие, действующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой.

Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, зарабатывание валютных средств, — таков далеко не полный перечень задач и функций, которые раньше были за пределами предприятий, а теперь доступны им.

Социальная роль предприятия, как свидетельствует мировой опыт, постоянно усиливается как с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей общества в производимых товарах и услугах, так и с позиций решения социальных проблем трудовых коллективов. Все это требует усиления связей с внешней средой, потребности которой надо изучать и удовлетворять. Что касается решения комплекса вопросов, возникающих как внутри самого предприятия при организации социальных отношений между работающими, то возникает потребность в строгом соблюдении «правил игры», принятых в социальной среде.

3. Самоуправление на всех уровнях и ориентация на человека. Эволюция управления в переходный период направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в рыночной экономике структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. Центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период возрастет. В системе самоуправления большое значение имеют такие вопросы, как регулирование ввоза и вывоза продукции региона, внешнеэкономической деятельности, соблюдение финансово-экономической самостоятельности, организация межрегиональных связей и т. д.

Демонтаж командно-административной системы и укрепление горизонтальных связей между центрами корпоративных форм хозяйствования существенно упрощают организацию управления рыночной экономикой, снижая энтропию и повышая управляемость. Реализация этого положения требует разработки соответствующей законодательно-правовой основы и программ развития самоуправления на всех уровнях хозяйствования.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики. В переходный период государственный сектор будет сужаться при соответствующем расширении сферы рыночного предпринимательства. Но и по мере становления рынка в ведении государства будет находиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных корпораций вряд ли уменьшится. Мировая практика показывает, что они представляют собой реальную базу для формирования мощных и конкурентоспособных на мировом рынке финансовопромышленных групп, задачей ю которых является сохранение сложившихся технологических комплексов и научно-технического потенциала.

Реформируемая экономика нуждается в новой философии управления предприятиями как государственного, так и рыночного сектора. В настоящее время она сводится к комбинации методов рыночного и нерыночного регулирования. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий. Для организаций, находящихся под прямым воздействием государства, правомерен жесткий контроль по вопросам производства, политики цен и заработной платы, финансов и поэтому логична ограниченная финансовая поддержка.

Если же государственные предприятия действуют на полном коммерческом расчете, им предоставляются широкая самостоятельность и коммерческие права. Наконец, на акционерных государственных предприятиях контроль государства осуществляется через его представителей в органах управления предприятиями. Такое разнообразие подходов обеспечивает гибкость системы управления, повышение эффективности благодаря разумному использованию формируемых новых товарно-денежных, рыночных отношений.

В связи с реформированием экономики России изменились целевые ориентации производственных социально-экономических систем (ПСЭС) — они стали многоаспектными и базируются на рациональном осмыслении деятельности, на удовлетворении потребностей развивающегося общества, обеспечении социальной защищенности человека. Выживание и укрепление позиций российской экономики все больше зависит от повышения эффективности управления организациями различных форм собственности.

В новых условиях хозяйствования необходимо ускорить процесс создания конкурентоспособных систем управления, адаптированных к рыночным отношениям, усилить их информационную обеспеченность и стратегическую ориентацию.

Без разработки концепции и модели адаптированной к рыночным отношениям системы управления ПСЭС невозможна структурная перестройка экономики России, процесс экономических реформ затягивается и заходит в кризисное состояние.

Проведение инновационных преобразований и развитие конкурентоспособного потенциала организаций должны осуществляться на основе внедрения новейших технологий и повышения уровня профессиональной подготовки персонала, знаний и навыков менеджмента. Все это вызывает острую потребность в методологической и методической разработке.

11 принципов и концептуальных положений формирования конкурентоспособных, адаптированных к рынку систем управления предприятиями.

Перестройка системы управления экономикой — одно из важнейших направлений реформ в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в постприватизационный период в рыночной экономике резко меняется. Становясь объектом товарно-рыночных отношений, обладающим организационной и хозяйственной самостоятельностью с полной ответственностью за результаты своей деятельности, предприятие должно сформировать новую конкурентоспособную систему управления (менеджмента), которая обеспечит выживание и развитие в условиях конкуренции и риска, т. е. устойчивое положение в рыночных отношениях.

После принятия Гражданского кодекса Российской Федерации термин «предприятие» претерпел изменения. Он сохранил свое значение только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название «организации», которые подразделяются на две группы: коммерческие — основной целью их деятельности является извлечение прибылинекоммерческие — их основная цель заключается в эффективной организации и реализации какой-либо функции на основе бюджета и не связана с извлечением прибыли.

В связи с широким разнообразием терминов и организационно-правовых форм, затрудняющих теоретические исследования, в данной работе принят обобщающий термин «производственная социально-экономическая система» (ПСЭС), так как основные методологические и практические положения и рекомендации могут быть применимы и к коммерческой, и к некоммерческой организациям.

Основная цель исследования заключается в разработке методологических основ и методических положений организации конкурентоспособных систем управления промышленным производством в условиях реформирования экономики на основе выявления и научного обоснования тенденций, факторов и особенностей социально-экономического развития организаций в постприватизационный период перехода к рыночным отношениям.

Предметом исследования явились проблемы создания конкурентоспособных систем управления производственными социально-экономическими системами, их внешние и внутрифирменные организационно-управленческие взаимосвязи, целевые установки, функции управления, тенден.

12 ции и принципы развития систем управления в новых условиях хозяйствования.

Объектом исследования выступили промышленные предприятия государственного и коммерческого типа.

Научная новизна исследований состоит в установлении закономерностей и факторов формирования систем управления, определяющих целевую направленность, оргструктуру и функциональное содержание механизма управления промышленным производством.

В работе обоснована необходимость формирования конкурентоспособного потенциала, механизма стратегической ориентации систем управления на основе развития менеджмента и повышения профессиональных знаний персонала в современных условиях.

Первая глава посвящена исследованию эволюционного развития систем управления промышленным производством, факторов формирования и тенденций развития производственных социально-экономических систем, анализу развития оргструктур управления в период реформирования экономики России.

Во второй главе оценивается роль приватизации в развитии рыночных отношений в России, проводится анализ методов и функций государственного управления, их изменения в постприватизационный период и влияние приватизации на развитие систем управления промышленным производством и социально-экономических отношений.

В третьей главе рассматриваются организационно-правовые и функционально-целевые аспекты формирования систем управления предприятиями различных форм собственности: государственных предприятий, корпоративных (акционерных) структур, холдинговых компаний в условиях реформирования экономики России.

В четвертой главе поставлены проблемы развития менеджмента и стратегической ориентации конкурентоспособных систем управления в условиях реформирования экономики России. Анализируются общность и различия менеджмента и государственного управления.

Разработаны основные принципы, концепция формирования механизма менеджмента в России и модель стратегической ориентации управления в сфере рыночных отношений, предлагается модель формирования конкурентного статуса предприятия.

В пятой главе разработаны методические положения формирования конкурентоспособных систем управления промышленным производством, представлена структура целей и модель функционального механизма управления промышленным производством. Автором предложена струк.

13 турная модель потенциала и модель оценки результативности деятельности производственных социально-экономических систем в новых условиях хозяйствования.

В заключении содержатся выводы и основные результаты исследований, их практическая значимость и возможность реализации.

Представленная автором концепция позволяет осуществить:

• рациональное построение оргструктуры управления с минимальным количеством ступеней и звеньев управления, исходя из конкретных масштабов производства и условий целевого функционирования во внешней среде;

• формирование целевых установок конкурентоспособного потенциала, механизма стратегической ориентации организации во внешней рыночной среде;

• своевременную адаптацию деятельности ПСЭС к требованиям внешней среды;

• выпуск конкурентоспособной продукции или услуг на основе удовлетворения потребностей рынка и потенциальных возможностей организации.

Главное направление преобразования — формирование целей и функций управления, отвечающих требованиям рынка, реальное повышение роли человека, финансовых, научно-технических и технологических факторов в производстве и управлении, а также создание условий, при которых возможна более полная реализация творческого потенциала специалистов.

В условиях рынка допустимо большое разнообразие организационных форм и структур управления, что, естественно, создает определенные трудности в их рациональном построении и тем более научном обосновании их эффективности. В настоящее время вопросам исследования, содержательной сущности, динамики элементов и механизма системы управления уделяется недостаточное внимание. Поэтому данная проблема требует незамедлительного решения.

Проведенные исследования и разработанные рекомендации повысят эффективность практической деятельности по формированию и развитию конкурентоспособных систем управления промышленным производством в новых условиях хозяйствования. V.

Автор выражает благодарность руководителям предприятий и коллегам за оказанную помощь в проведении исследований.

ЭВОЛЮЦ ИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.

2. Американские буржуазные теории управления. (Критический анализ). Под. ред. Б. З. Мильнера и Е. А. Чижова, М., «Мысль», 1978.

3. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И. ЕвенкоПер. с англ. — М.: Экономика, 1989.

4. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995.

5. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1994.

6. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования.: Пер. с англ. / Под ред. М. Калантаровой, М.: 1994, — 304 с.

7. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО «Инфра-М» — АОЗТ «Премьер», 1995, — 204 с.

8. Васильев Ю. П. Управление развитием производства: (Опыт США). М.: Экономика, 1989.

9. Виккерс Д., Райт В. Политика приватизации в Западной Европе / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

10. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: «Инфра-М», 1996. — 288 с.

11. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.

12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.

13. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителяпрактика / Пер. с англ. М.: Дело, 1991.

14. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

15. Голубович А. Д., Ситнин A.B., Хенкин Б. Л. и др. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. -2-е издание, М.: АО «Менатеп — Информ», 1995. — 208 с,.

16. Дейненко O.A. Методологические проблемы науки управления производством. М.: Изд. «Наука», 1970.

17. Дихтель Е., Хершген X. Практический маркетинг: учебное пособие / Пер. с нем. A.M. МакароваПод ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995. 225 с.

18. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель. СПб., 1992.

19. Евенко Л. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983.

20. Зайцева М. М., Иванова Е. А, Шахдинаров Г. М. Методы анализа и оценки инвестиционных проектов развития предприятия: Учебное пособие. СПб., СПбГТУ, 1995.

21. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Политиздат, 1991.

22. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.

23. Катаев А. Региональная инфраструктура: содержание, планирование и эффективность развития. Душамбе: Ифрон, 1990.

24. Киллен К. Вопросы управления / Сокр. пер. с англ.- Под ред. Й. М. Верещагина. М.: Экономика, 1981.

25. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ.- Общ. ред. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982.

26. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.

27. Крайнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: АО «ДИС», «МБ-Центр», 1994.

28. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр. — М.: АО «Поогсесс», 1993. А, А 7.

29. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.

30. Ларин В. М., Русинов Ф. М., Петросян Д. С. Кадровые проблемы современного менеджмента. / Под ред. И. М. Германа. Саратов: Издат. центр. Саратовской гос. экон. академии, 1996. 166 с.

31. Лебедева Й. П. Японские корпорации: стратегия развития (финансово-организационные аспекты) М.: Изд. фирма «Восточная культура». РАМ, 1995. — 166 с.

32. Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993.

33. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. СПБ.: ГМК «Фоомика», 1992.

34. Магомедов Ш. М. Экономико-организационные основы развития предпринимательства в России. М.: Прометей, 1993.

35. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1993.

36. Макаренко О. Г. Организация акционерного общества: Метод, разработка / ИПК нефтехим. Самара, 1991.

37. Макаренко О. Г. Организация деятельности руководителя как менеджера в условиях рынка. / Учебно-методическое пособие. Самара. Изд-во ИПК Миннефтехимпром, 1991.

38. Макаренко О. Г. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1996.

39. Макаренко О. Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством. Самара. Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1997. — 212 с.

40. Маркетинг. / Под ред. А. Н. Раманова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

41. Менеджмент организации: Учебное пособие / З. П. Румянцева, H.A. Саломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995.

42. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1992.

43. Мильнер Б. З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.

44. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.

45. НПО: Формирование, развитие, эффективность / Ф. М. Русинов, В. А. Покровский, В. И. Бусов и др. М.: Экономика, 1981.

46. Обер-Крие Дж. Управление предприятием / Пер. с фр. Под общ. ред. В. М. Кузнецова. — М.: Прогресс, 1973.

47. Организация управлением производством в капиталистических странах / Сокр. пер. с англ.- Под ред. Ю. П. Васильева. М.: Прогресс, 1972.

48. Организационно методические аспекты и стратегии антикризисного управления предприятиями. Колл. авторов: A.B. Медников, Г. В. Слабиков и др. СПб.: Учебный центр подготовки руководителей, 1994.

49. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / В. Б. Зубик, А. Н. Ильин, Г. Я. Кожевин и др.- Под общ. ред. P.C. Седегова. Мн.: Высш. шк., 1995,-382 с.

50. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984.

51. Пелих A.C. Бизнес-пнал. М.: «Ось-86», 1996, — 97 с.

52. Петросян Д. С. Теория современного менеджмента. М.: Прометей, 1993.

53. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.82. Планкет Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984, — 168 с.

54. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента: М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991.

55. Портер М. Е. Международная конкуренция / Пер. с англ.- Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отнош., 1993.

56. Пратт Ш. П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний. Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Ин-т экон. развития Всемирного банка, 1994.

57. Райзберг Б. А. Предпринимательство и риск. СПб., Знание, 1992.

58. Рапопорт B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. М.: Экономика, 1979.

59. Рудашевский В. Д. Координационное управление резерв перестройки. — М.: Экономика, 1990, — 255 с.89: Русинов Ф. М. Социально-экономическая эффективность организации и управления социалистическим производством / Моск. ин-т нар. хоз-ва. М., 1982.

60. Русинов Ф. М. Эффективность управления: теория и практика. М.: Моск. рабочий, 1984.91.^/Русинов Ф.М., Бусов В. И. Методологические основы организации и управления народным хозяйством / Моск. ин-т нар. хоз-ва. М., 1984.

61. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях / Пер. с англ.- Общ. ред.A.M. Емельянова. М.: Экономика, 1995.

62. Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути устойчивого развития / К. А. Титов и др. М.: Наука, 1996.

63. Справочник директора предприятия. / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: Инфра-М, 1996, — 704 с.

64. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. М.: АО «Бизнес школа», «Интел-Синтез», 1995.

65. Стоянова Е. С. Финансовые менеджмент. М.: Перспектива, 1995.

66. США: организационные проблемы управления / Под общ. ред. Б. З. Мильнера. М.: Мысль, 1976.

67. Тейлор Ф. Управление фабрикой. Л. — М.: Книга, 1924.

68. Теория и практика антикризиного управления: Учебник для ВУЗов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев и др.: Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1996, — 469 с.

69. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования. / Г. З. Одегов, В. В. Бычин, К. Л. Андреев. Под ред. H.A. Иванова. чЛ и 2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.

70. Управление по результатам: Санталайнен Т. и др. Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Изд. гр. «Прогресс», 1993, — 320 с.

71. Управление развитием производства в промышленных концернах США / Отв. ред. Ю. П. Васильев. М.: Мысль, 1977.

72. Уткин Э. А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992, — 176 с.

73. Уткин Э. А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996, — 516 с.

74. Ю. Файоль А. Общее и промышленное управление. Л. — М.: Книга, 1924.Ш.Фаткин Л. В., Петросян Д. С. Основы теории менеджмента. М.: РЭА, 1992.

75. Хейне П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М.: Новости, 1991.

76. Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993.

77. Черняк В. З. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1996.

78. Чистик О. Ф. Эволюция форм собственности в экономике региона: тенденции и опыт. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1995.

79. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. (Методическое пособие). М.: ИНФРА-М, 1995, — 224 с.

80. Шевченко Н. Ю. Японо-американские экономические отношения на современном этапе. М.-. 1990.

81. Шумпетер И. Теория экономического развития. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.19." Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А. П. Градова. СПб.: Спец. лит., 1995.

82. Якокка Л. Карьера менеджера. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

83. Anthony, Robert N., and John Dearden, Management Control Systems. Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1980.

84. Barocci, Thomas A., and Thomas A. Kochan, Human Resources Management and Industrial Relations. Boston, MA: Little Brown and Company, 1985.

85. Bennis, Warren, and Bert Nanus, Leaders: The Strategies of Taking Charge. New York: Harper and Row, 1985. W A. *.

86. Bogart L., Strategy in Advertising, Lincolnwood, III., NTC Business Book, 1986.

87. Branders, О. And Breges, S., Strategy Development in Swedish Multinational Companies, Prince BertiFs Symposium, 1984.

88. Brealey, Richard A., and Stewart C. Myers, Principles of Corporate Finance (3rd ed.). New York: McGraw-Hill Book Co., 1988.

89. Burgelman, Robert A., and Modesto A. Maidique, Strategic Management of Technology and Innovation. Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1988.

90. Burns and Stalker. The Management of Innovation, Tavistock Publications, 1961.

91. Caves, Richard E., American Industry: Structure, Conduct, Performance (6th ed.). Engelwood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1987.

92. Chandler, A. D., Strategy and Structure, USA, 1962.

93. Clothier P., Multi-Level Marketing, A Practical Guide to Successful Network Marketing Selling, 2nd Edition, London, Kogan Page, 1992.

94. Cravens, David W., Strategic Marketing. Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1987.

95. Dale E. Management Theory and Practice, New York, Mc Graw-Hill Book Company, 1965.

96. Drucker P.F. The Practice of Managenent. New York: Harper & Row Pablishers, 1954.

97. Galbraith, J. R. And Nathanson, D. A., Strategy Implementation: The Role of Structure and Process, USA, 1980.

98. Garvin, David A., Managing Quality: The Strategic and Competitive Edge. New York: The Free Press, 1988.

99. Kotier P., Marketing Management, 7th Edition, Engelwood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1991.

100. Porter, Michael E., Competition in Global Industries. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1986.

101. Roberts, Edward В., ed., Generating Technological Innovation. New York: Oxford University Press, 1987.

102. Strategic Business Planning, Clive Reading NP Kogan Poge Ltd. London, Nichols Publishing Company. New Jersey, 1995.

103. Teece, David J., ed., The Competitive Challenge: Strategies for Industrial Innovations and Renewal. Cambridge, MA: Ballinser Publishing Co., 1987.

104. The Strategy Concept and Process: a Pragmatic Approach. Amoldo С. Hax, Nieolac S. Majluf. Prentice-Hall International Editions, 1991.

105. Yayes, R. H., Strategic Planning — Forward in Reverse?, Harvard Business Review, USA, Now-Dee 1985. Журналы, статьи, материалы конференций (тезисы).

106. Кан Конг Сик. От жесткого управления к либерализации (Южнокорейский вариант развития). Международный журнал: Проблемы теории и практики управления. № 5, 1990, С.52−57.

107. Корпоративные формы управления в промышленности. Журнал для руководителей: Директор (дайджест). № 9, 1994, С.13−15.

108. Макаренко О. Г. Стратегическая ориентация развития предпринимательства в России. (Тезисы). Межрегиональгая научно-практическая конференция «Проблемы использования трудового потенциала в регионе». Сборник материалов. Часть 1. С.40−43, Пенза, 1996.

109. Макаренко О. Г. Стратегия формирования стратегического управления. Статья. Межвузовский сборник трудов: Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в условиях перехода к рынку. Самарская государственная экономическая академия. Самара, 1997.

110. Никитин М. Антиинфляционная политика: уроки истории и современные подходы. Международный журнал: Проблемы теории и практики управления. №> 1,1991, СЛ18−121.

111. Ниссинен Й, Лехто Ю., Ронкайнен И. Финский опыт: система управления по результатам. Международный журнал: Проблемы теории и практики травления. № 3/88, 1988, С.96−102.А, А А 77ь в.

112. Петрова Г. Н. Правовое регулирование корпоративных форм организации бизнеса. Ежемесячный юридический журнал: Дело и право. № 5, 1994, С. 13−24.

113. Русинов Ф., Ларин В., Гусаров Ю. организация управления государственными и коммерческими структурами в новых условиях хозяйствования. Статья. Журнал для руководителя: Консультант директора. № 11 (23), июль 1996, С.3−16.

114. Русинов Ф. М. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России 1995. — № 2.

115. Русинов Ф. М., Макаренко О. Г. Вопросы формирования структур производственно-хозяйственых комплексов / Международный центр НТИ. Управление и научно-технический прогресс № 3. Достижения и перспективы. Вып. 16. С. 48−53., 1981.

116. Управление научными исследованиями и разработками на фирме: методы третьего поколения. Журнал для руководителей: Директор (дайджест). № 8, 1994, С.33−35.

117. Хохрякова О. С., Нуртдикова А. Ф. Практика коллективно-договорного регулирования: некоторые проблемы. Ежемесячный юридический журнал: Дело и право. № 2, 1994, С. 13−23.

118. Юданов А. Ю. Сколько путей ведет к успеху: (разнообразие конкурентных стратегий фирм США) // США: Экономика, политика, идеология. 1991. — № П. — С. 28−49.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой