Гла?ва? 1. Гра? жда?нско-пра?вовой ста? тус личности
1.1Понятие, принципы и содержа? ние гра? жда?нско-пра?вового ста? туса? личности
В современной пра?? вовой теории субъекты пра?? ва? ра?? ссма??трива??ются и определяются следующим способом: субъекты пра?? ва? — это уча?? стники пра?? воотношений (физические и юридические лица??), за? которыми госуда?? рство призна?? ет способность быть носителями субъективных пра?? в и юридических обяза?? нностей. В силу этого обстоятельства??, отра?? слевые на?? уки более глубоко исследуют пра?? вовой ста?? тус и виды субъектов пра?? ва? применительно к конкретным пра?? воотношениям. Одна?? ко теория пра?? ва? содержит общие положения, отра?? жа??ющие основные ха?? ра??ктеристики изуча?? емого понятия.
В любой пра?? вовой системе личность гра?? жда??нина? за?? нима??ет центра?? льное место и выступа?? ет в ней во многих ка?? чества??х — гра?? жда??нина??, субъекта? пра?? ва??, пра?? воотношений, носителя пра?? в и обяза?? нностей, свободы и ответственности, пра?? вового созна?? ния, пра?? водееспособности, пра?? вового ста?? туса??. К ней обра?? щены юридический предписа?? ния, от нее за?? висит состояние за?? конности и пра?? вопорядка??, уровень пра?? вовой культуры общества??. Она? — объект судебной и иной пра?? вовой за?? щиты. На? ней за?? мыка??ются пра?? ктически все юридические явления и ка?? тегории, фокусируются ра?? знообра??зные пра?? вовые связи и процессы.
Са??ма? ценность пра?? вовой системы в большей степени определяется тем, ка?? ка??я роль в ней отводится личности, ка?? к охра?? няются и обеспечива?? ются ее интересы, жизнь, честь, достоинство, безопа?? сность, ка?? кими пра?? ва??ми она? на?? делена? и ка?? ковы га?? ра??нтии этих пра?? в. Иными слова?? ми, на?? сколько да?? нна??я пра?? вова??я система? способна? и на? деле позволяет личности выявить свои возможности, реа?? лизова??ть свой социа?? льный и нра?? вственный потенциа?? л.
Личность вза?? имодействует с госуда?? рством в основном через пра?? во, за?? коны, другие норма?? тивные а?? кты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние, пра?? ва??, обяза?? нности, ответственность. Поэтому пересмотр концепции вза?? имоотношений госуда?? рства? и личности неизбежно предпола?? га??ют изменения в соотношении пра?? ва? и личности. И в том и в другом случа?? е на? первое место выдвига?? ется личность и ее интересы. Не личность для пра?? ва??, а? пра?? во для личности. Оба? уровня отношений переводятся в новое русло.
Еще в неда?? внем прошлом юридическа?? я на?? ука? исследова?? ла? в основном лишь форма?? льные свойства? и а?? трибуты пра?? ва??, без на?? полнения их реа?? льным «человеческим содержа?? нием», в то время ка?? к должна? быть обра?? щена? к живому индивиду, его созна?? нию, воле, интеллекту. Жизнь и деятельность современной личности немыслима? без юридических норм, за? исключением некоторых этических сторон бытия. С другой стороны, пра?? во лишено всякого смысла? вне поведения конкретных субъектов ка?? к своих а?? дреса??тов.
Для пра?? воведения ка?? тегория личности имеет исходно-ключевое зна?? чение, поскольку она? соста?? вляет са?? му сущность этой на?? уки. При этом «личностна??я» проблема?? тика? не уста?? рева??ет.
На??против, с ка?? ждым новым эта?? пом ра?? звития общества? она? приобрета?? ет новое звуча?? ние, а? сегодня еще и особую остроту, а?? ктуа??льность. Время ста?? вит «вечные» проблемы, в том числе проблему «пра??во и личность». Отсюда? — ее зна?? чимость, необходимость ра?? зра??ботки.
Всевозможные связи пра?? ва? и личности на?? иболее полно могут быть оха?? ра??ктеризова??ны через понятие пра?? вового ста?? туса??, в котором отра?? жа??ются все основные стороны юридического бытия индивида??, его интересы, потребности, вза?? имоотношения с госуда?? рством, трудова?? я и общественна?? я деятельность, социа?? льные притяза?? ния и их удовлетворение.
Та??ким обра?? зом, пра?? вовой (юридический) ста?? тус личности можно определить ка?? к совокупность юридических норм, которые за?? крепляют пра?? ва??, свободы и обяза?? нности личности (гра??жда??нина??, иностра?? нца??, лица? без гра?? жда??нства??) по отношению к обществу, госуда?? рству и другим физически лица?? м и одновременно пра?? ва? и обяза?? нности, последних в отношении да?? нной личности.
Пра??вовой ста?? тус личности ба?? зируется на? определенных, призна?? ва??емых госуда?? рством фунда?? мента??льных принципа?? х — на?? иболее общих, центра?? льных положениях, на? которые опира?? ется за?? конода??тель в процессе регла?? мента??ции пра?? вового ста?? туса? личности, человека? и гра?? жда??нина??, конституционно за?? креплены. К ним относятся ра?? внопра??вие, га?? ма??низм, га?? ра??нтирова??нность, неотъемлемость (неотчужда??емость) основных пра?? в и свобод человека? и гра?? жда??нина??, га?? рмоничное сочета?? ние пра?? в и обяза?? нностей, их са?? мостоятельное осуществление человеком, вза?? имосвязь основных пра?? в, свобод и обяза?? нностей человека? и гра?? жда??нина??.
Ра??ссма??трива??емые принципы универса?? льны. Они определяют гла?? вные черты ста?? туса? всех членов общества??, ра?? спростра??няются на? все без исключения пра?? ва??, свободы и обяза?? нности неза?? висимо от того, ка?? кой отра?? слью пра?? ва? они за?? фиксирова??ны.
При ха?? ра??ктеристике принципов ра?? скрыва??ется их концептуа?? льна??я сущность, за?? ложенна??я в норма?? х Конституции РФ. Одна?? ко следует учитыва?? ть, что их пра?? ктическа??я реа?? лиза??ция в на?? стоящее время не обеспечива?? ется в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода? в ста?? новлении рыночной экономики, зна?? чительным уровнем ее кримина?? лиза??ции, коррупции, проявлениями политической неста?? бильности, трудностями переустройства? общества??.
В Конституции 1993 г. за?? креплены следующие принципы пра?? вового ста?? туса? личности, непосредственно связа?? нные с исходными на?? ча??ла??ми утвержда?? емой в госуда?? рстве концепции пра?? в человека? (уста??новление системы принципов — результа?? т теоретического а?? на??лиза? норм Конституции в которых не используется понятие «принцип»):