Бывает так: материал насыщен фактами, актуален, затрагивает важные вопросы — но «не идет». Скучен. И здесь нам снова нужно вспомнить о единстве формы и содержания. Помимо правдивости и актуальности, газетный текст должен быть ярок, выразителен, написан хорошим литературным языком. Журналист обязан владеть целым арсеналом выразительных средств языка и активно их использовать в своих произведениях. О них-то мы сегодня и поговорим.
Есть у языка естественный, простой склад, а есть и украшения, «позы» — СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Они делают речь ярче, богаче, выразительнее. Условно их можно разделить на две большие группы: фигуры мыс-ли (те, что не меняются от пересказа) и фигуры слова (те, что меняются). Сначала давайте познакомимся с некоторыми фигурами мысли.
Одна из самых распространенных стилистических фигур — антитеза, оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия («Пусть светит месяц — ночь темна»). В антитезе могут противопоставляться не только понятия, выраженные одним словом, но и целые словосочетания и даже предложения. Иногда встречаются статьи, целиком построенные на приеме антитезы.
Противоположные понятия могут не только противопоставляться, но и неожиданно соединяться, образуя оксюморон. «Живой труп», «Оптимистическая трагедия» — объединяются, казалось бы, несовместимые, взаимоисключающие слова.