ВВЕДЕНИЕ
Удивительно богата поэзия Руси. Корни её в древности, в народном бытии. Это огромный материк, необъятный мир русской национальной духовности. Её многогранность, богатство изобразительных средств, интонаций, глубинная содержательность и чувственный накал просто восхищают от торжественных ямбов, от романтических и певучих строф, через великое явление русского духа, самозабвенной, независимой и свободной души человека, до поэтов, которые плодотворно творили в XX столетии, и тех, кто работает ныне.
Стихи Б. Ахмадулиной 1980 — 2000 гг. убедительно свидетельствуют о том, что поэтический источник Руси не исчерпан. Он по-прежнему чист, многозвучен, животворен.
Загадочна русская душа. Широка и непостижима. Весь мир о ней говорит и не может разгадать. Ведь в русской душе — сила народа, его непобедимость. Она и суровая, и добрая, твёрдая и ласковая. Исповедь русской души порождает такую же удивительную поэзию, как и сама душа. В этом лишний раз убеждаешься, читая стихи Беллы Ахмадулиной.
Но не уныние и безрадостность вселяют в сердца народа тревожные голоса поэтов. Вера в неиссякаемые силы россиян, в судьбу России всегда звучит жизнеутверждающим аккордом.
Если представить драматическую историю русской поэзии в реальности, как она есть, то невозможно не заметить всей сложности движения её главных ветвей и потоков: расхождения — взаимодействия «официальной», «неофициальной» и «зарубежной» поэзии и непростого воссоединения в 90-е годы. Поэзия второй половины XX в., особенно последних десятилетий, представляет собой органический сплав в самом широком диапазоне реалистических и модернистских тенденций. Поэзия открывала новые оригинальные ритмы, размеры и опиралась в творческом поиске на известные традиционные образы и приёмы.
Материал поэзии — слово. «Поэзия, — пишет Дмитрий Сергеевич Лихачёв в статье „Несколько мыслей о лирической поэзии“, — как и всякое искусство, имеет своей функцией некую „элевацию“, крайне важную в нравственном и художественном значении. Оба эти значения в искусстве впрочем, сливаются: этика и эстетика едины во всяком искусстве. Стихами поэт создаёт для себя и одновременно для читающего и слушающего его „модель реагирования“ на окружающее. Эта „модель реагирования“ помогает человеку нравственно и эстетически. Она-то и лечит человека» .
Поэзия Б. Ахмадулиной не просто по душе читателю, она даёт представление о многообразии, поисках, гражданской позиции современного русского поэтического голоса, она — животворящий источник, который возвышает душу, озаряет чистотой и облагораживает её.
Целью данной работы является изучение поэтического языка Б. Ахмадулиной в её произведениях 1980 — 2000 гг.
Для достижения цели были поставлены задачи:
рассмотреть характер поэзии Б. Ахмадулиной в литературоведении;
раскрыть особенность поэтического языка Б. Ахмадулиной;
проанализировать поэтику стихотворений Б. Ахмадулиной.