1. Организация как объект управления. Характеристика организации как системы управления, взаимосвязь ее элементов
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.
На основании критерия формализации выделяются:
— формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
— неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
3. Задача
В магазине «Продукты» райпо во время проверки соблюдения правил внутреннего трудового распорядка были выявлены повторные опоздания на работу грузчика Василенко И. П. и продавца Яковлевой С.А.
В объяснительной на имя директора магазина продавец Яковлева С. А. указала, что имеет двух малолетних детей, которых утром отводит в детский садик, расположенный на другом конце города, что и является причиной ее опозданий, а грузчик Василенко И. П. убедительных доводов в объяснительной не привел.
Как должен поступить руководитель в данной ситуации?
Какие методы управления (административные, экономические, социально-психологические) целесообразно применять к каждому работнику?