Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные принципы управления социально-экономическим развитием региона

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическая. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического регулирования, места в региональном разделении труда, функционирования рынков (средств производства, недвижимости, финансов, потребительских товаров и услуг труда и др.), типичности социально-экономических проблем и т. п. Поэтому в экономической науке в настоящее время сложилось… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы социально-экономического развития региона
    • 1. 1. Регион как объект хозяйствования и управления
    • 1. 2. Особенности управления реформированием экономики в регионе
  • 2. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года
    • 2. 1. Экономические и социальные возможности развития Приморского края
    • 2. 2. Стратегическая цель развития Приморского края до 2025 г
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Основные принципы управления социально-экономическим развитием региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Теоретические основы социально-экономического развития региона

1.1. Регион как объект хозяйствования и управления Россия, представля собой модель сложного территориального, социально-культурного, хозяйственного образования, решает важнейшую задачу объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое целое и поддержание его. Это возможно на основе естественных связующих элементов, определяемых конкретными жизненными ситуациями и реализуемых через культуру, язык, традиции, использование единых ресурсов, поддержание должного уровня коллективной безопасности жизнедеятельности, а также через взаимопроникновение различных хозяйственных укладов.

Экономика хозяйственных систем направлена на реализацию своих внутрифирменных целей и руководствуется внутрифирменными критериями принятия решений. Регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает экономические решения, проводит определенную экономическую политику на своей территории, строит свои экономические взаимоотношения с федеральным центром и муниципальными образованиями. Коренным образом изменилась система пространственного распределения ресурсов .

Происходящие процессы обусловили изменения как на микроэкономическом уровне, в поведении фирм, так и на макроэкономическом уровне. Основой анализа и оценки современных региональных процессов является экономическая теория, которая дает возможность рассматривать макрои микроэкономические аспекты социально-экономического развития региона. В силу сложности и взаимообусловленности социально-экономических процессов, а также существенного влияния на пространственное развитие неэкономических факторов, определяющих поведение экономических субъектов, выделяется особый комплекс проблем, являющихся предметом изучения социально-экономического развития региона.

Развитие и изменения хозяйственной системы требуют и изменений всех ее составляющих. Главная задача при этом состоит в определении общих тенденций трансформационных процессов. Существенным здесь становится выявление наиболее устойчивых характеристик, отражающих динамику социально-экономических изменений.

К отдельным хозяйствующим субъектам по степени их участия в национальной экономике применяют не только правила микроэкономики, но и законы, действующие на макроуровне. Их относят к субъектам мезоуровня и определяют как региональные. Жизнедеятельность регионов находится в прямой зависимости от некоторых особенностей их функционирования, формулирования основных признаков их классификации, разработки ключевых правил, необходимых в процессе управления, и построения на этой основе моделей управления, разработки механизмов их реализации, выявления тенденций развития. Понятие «регион» включает в себя несколько составляющих. Географическая. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis — «область») означает то же, что и «район» .

Экономическая. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического регулирования, места в региональном разделении труда, функционирования рынков (средств производства, недвижимости, финансов, потребительских товаров и услуг труда и др.), типичности социально-экономических проблем и т. п. Поэтому в экономической науке в настоящее время сложилось представление о регионе как о самоуправляемой территории, то есть как о субъекте Российской Федерации. Под регионом подразумевается субъект Российской Федерации — республика, край, область.

Под регионом следует понимать прежде всего территориальное социально-экономическое образование, основой которого является пространственная организация производительных сил, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса, который может и должен, как представляется, развиваться на собственной экономической базе.

Региональный воспроизводственный процесс включает расширенное воспроизводство производительных сил территории (природной среды, средств производства, рабочей силы) и воспроизводство производственных отношений. Воспроизводство факторов производства в регионе носит комплексный характер. Для этого необходимо обеспечение пропорциональности и сопряженности в развитии всех факторов производства в данном регионе, отражающих наиболее рациональную структуру регионального хозяйства.

Понимание региона в качестве субъекта хозяйствования предполагает учет условий, которые складываются в пределах данной территории.

К числу таких условий, как представляется, можно было бы отнести :

• экономическую целостность территории как основу хозяйственного комплекса;

• характер и степень развития внутренних и внешних экономических связей, определяемых рыночными механизмами;

• общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории региона;

• возможность эффективного управления территорией.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение региона. Регион — это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.

То есть регион — это сложное и комплексное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой.

Такая форма имеет свое содержание, которое включает :

• взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства русловий жизнедеятельности;

• материально-вещественные факторы, выступающие основой воспроизводства;

• количественные и качественные показатели, характеризующие результат — уровень социально-экономического развития.

Многофакторность и разнохарактерность резервов, явлений и процессов вызывает необходимость применения для их структурирования методологии системного подхода. Регион, рассматриваемый с этих позиций, представляет собой упорядоченную совокупность различных элементов, между которыми существуют или могут быть установлены определенные связи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. — 2007.- № 2. — С. 40−45.
  2. Г. Ю., Визгалов Д. В., Шанин А. А., Шевырова Н. И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований // Фонд «Институт экономики города». 2008. — 134 с.
  3. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М., 2007.
  4. С.Ф., Житкова Е. Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2007. — № 4. — С. 37−42.
  5. Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 3. — С. 87−91.
  6. Инновационные технологии в экономике и управлении. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. № 4(5). — 211с
  7. Е. Региональная экономика и управление. — М., 2007.
  8. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. — Ростов-на-Дону, 2008.
  9. .Г. Разработка управленческого решения. — М., 2008.
  10. М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 4. — С. 66−78.
  11. И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. — 2008. — № 2. — С. 36−50.
  12. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года С. М. Дарькин, губернатор Приморского края, кандидат экономических наук
  13. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / Под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. — М., 2008. — С.14.
  14. Г. Р., Цыбатов В. А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 56−69.
  15. В.П., Колькин Д. Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 1. — С. 64−76.
  16. Экономическое развитие регионов http://www.grandars.ru/
Заполнить форму текущей работой