2. Виды торгуемых услуг. Структура и динамика мирового рынка услуг Рынок услуг — это разновидность товарного рынка, особенность которого является то, что роль товара — предмета купли-продажи, на нем исполняет услуга.
Услуга — это продукт труда, созданный в результате соглашения о купле-продаже, у которого отсутствует вещевая форма.
Различают два вида услуг:
— производственные (материальные);
— непроизводственные (нематериальные) [3].
Услуги первого вида материально связаны с материальными продуктами. Предоставление таких услуг по смыслу не отличается от процесса труда в материальном производстве. Второй вид услуг не связан с материальными продуктами и направлен непосредственно на человека или его окружение.
Существуют разные подходы к классификации услуг. Руководство по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются все страны мира, относит к торговым (т.е. международным) услугам такие их виды и подвиды: транспорт (пассажирский и грузовой), поездки (деловые и личные), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, другие бизнес-услуги (посреднические услуги, лизинг и другие деловые, профессиональные и технические услуги), личные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные и прочие), правительственные услуги [4].
Классификация ГАТТ/ВТО включает свыше 600 разновидностей услуг. Она базируется на Международной стандартизированной промышленной классификации, которая принята ООН и признается во многих странах мира. Согласно этой классификации к услугам принадлежат все товары, которые включены в категории 4−9, а именно: коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля, рестораны и отели, транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество; оборона, здравоохранение и общественные работы; другие коммунальные услуги, социальные и личные услуги. Именно эта классификация используется во время переговоров о либерализации международной торговли услугами, которые проходят в рамках ГАТС/ВТО [7].
Классификация Мирового банка предусматривает деление всех услуг на две группы: факторные услуги — включают платежи, которые возникают в связи с международным движением факторов производства (доходы и инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентам); нефакторные услуги, которые включают услуги, невключенные в первую группу (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги) [2].
С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% - международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.
В пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%.
Практически у каждой страны — участника мирового рынка услуг есть своя специализация. Швейцарские компании считаются признанными лидерами в секторе банковского дела, а также в консалтинге, обучении и организации материально-технического обеспечения. Англичане — надежные страховщики, организаторы аукционов, консультанты и управляющие в сфере денежных операций. Американские фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке ценных бумаг, в бухгалтерском учете, управлении гостиничным хозяйством и рекламной деятельности. А компании из Сингапура великолепно справляются с обслуживанием авиалиний, портов и терминалов [6].
3. Структура, общая характеристика международного рынка технологий Мировой рынок технологий (МРТ) — это совокупность международных экономических отношений по поводу прибыльного использования прав собственности на его объекты: технологии продуктов, процессов и управления. Объекты этого рынка могут иметь овеществленную или неовеществленную форму. К овеществленным принадлежит готовая товарная продукция производственной сферы, а к неовеществленный — различные виды информации, производственный опыт и знания.
Товары классифицируются за коэффициентом технологической вместительности торговли, который отображает долю расходов на исследование и разработки в объеме расходов на производство товаров и торговлю ими. Так, высокотехнологическисодержащими считаются: аэрокосмическое оборудование, компьютеры, электроника, лекарство; среднетехнологическисодержащими — автомобили, химикаты, разная промышленная продукция; низкотехнологическисодержащими — строительные материалы, продукты питания, черные металлы, текстиль, одежда, обувь.
Объекты мирового рынка технологии в неовеществленном виде представлены результатами интеллектуальной, т. е. непроизводственной, деятельности и являются нематериальными носителями технологий продуктов, процессов и управления. Классифицировать их за внутренней целостностью можно лишь условно на внерыночные: информационные массивы печатной специальной периодики, справочников, учебников, научно-технических изданий; знания, опыт и привычки, которые приобретаются в ходе исследований и передаются при обучении, стажировке, переподготовке кадров, а также на дискуссионных форумах, выставках, при обмене и миграции ученых и специалистов, при осуществлении программ международного технического содействия и т. п.; потенциально рыночные: патенты, «ноу-хау», научно-техническая документация, копирайт, управленческий консалтинг и т. п.; рыночные: патентные и беспатентные лицензии, инжиниринг, франчайзинг и т. п.
На современном мировом рынке технологий функционируют субъекты всех структурных уровней международной экономики:
— на монои микроуровнях — университеты и научные учреждения, бизнесы-центры, венчурные фирмы, инноваторы-индивидуалы, доля которых представляет до 2/3 мирового объема «чистых» новаций;
— на мезоуровне — транснациональные и многонациональные корпорации, национальные компании и научно-технические комплексы;
— на макроуровне — государства и национальные научно-технические системы, роль которых в эволюции этого рынка является определяющей;
— на мегауровне — межгосударственные образования и интеграционные предприятия, усилия которых направленны на отдельные ключевые направления НТР;