Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Славянская мифология и вопросы общинных форм поддержки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введение. Заключение. Список использованной литературы. Трансформация общинной поддержки в эпоху Киевской Руси. Формирование гуманистического мировоззрения в культуре древних славян. Формы социальной помощи в докняжеский период. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Формирование гуманистического мировоззрения в культуре древних славян
  • 2. Формы социальной помощи в докняжеский период
  • 3. Трансформация общинной поддержки в эпоху Киевской Руси
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Славянская мифология и вопросы общинных форм поддержки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В докняжеский период в VI — ХІ вв. н.э. сформировались два основных направления альтруистического поведения древних славян:

— помощь членам собственного рода, одноплеменникам;

— помощь чужакам, путешественникам.

Среди форм социальной поддержки своего рода, как мы уже писали, можно отметить сезонные и внесезонные помочи, толоки, вдовьи и сиротские помочи. При этом формы помощи делались на:

— культовые с разнообразными сакральными (т.е. такими, что касаются религиозного культа и ритуала) атрибутами;

— общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения;

— хозяйственные.

Культовая помощь, как правило, происходила в форме языческого праздника, поклонения и благодарения Рода и Рожаницы, а также других богов. Славяне, ощущая себя частью природы, всячески стремились слиться с ней, поклоняясь на таких церемониях природным объектам — полям, лесам, рекам, деревьям, камням. Праздник отмечался всей семьей или поселением, а иногда несколькими поселениями «вскладчину», где каждый участник предоставлял какую-то часть продуктов питания на общественные нужды. Праздники были формой благодарности богам за полученные блага, и, в то же время, выполняли функцию мирного перераспределения имущества.

Другим важным механизмом закрепления реципрокных (взаимных) отношений, связанных с сакральными установками, были родительские обряды поминания предков. Считалось, что умершие предки оказывали содействие плодородию и урожаю. И в день погребений и поминаний родственники жертвовали определенную милостыню сиротам, вдовам, калекам.

В рамках общинно-родовой помощи существовали как индивидуальные, так и коллективные формы социальной поддержки и защиты. Помощь предоставлялась людям преклонного возраста, сиротам, вдовам (индивидуальная форма защиты), а также семье, соседской общине, целому роду (коллективная защита).

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Г. Народная культура славян. — М.: ОГИ, 2007. — 368 с.
  2. Вовина-Лебедева В. Г. История Древней Руси. — М.: Академия, 2011. — 256 с.
  3. Е.А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 359−37
  4. М. Киевская Русь. — М.: Белый город, 2010. — 48 с.
  5. Т.А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 44−58.
  6. Славянская мифология. — М.: Белый город, 2011. — 304 с.
  7. Т.А. Эволюция идеологических основ Древнерусского государства на рубеже Х — ХІ вв. // Право и политика. 2008. № 8. С. 1969−1978.
  8. М.Ф. История понятий как история процесса социальной работы в России // Социальная работы: теория, технология, образование, 1996. № 1. С. — 40−46.
Заполнить форму текущей работой