Сокращение государственного финансирования и дотирования отраслей инфраструктуры, коммунального хозяйства в нашей стране требует поиска путей решения этой проблемы на местах. Финансовое бремя проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта коммунальных объектов в настоящее время в России ложится как на налогоплательщиков, так и на потребителей коммунальных услуг. Происходит как бы двойное налогообложение — люди платят государству налоги, часть из которых идет на дотацию инфраструктуре; в тоже время те же люди, как потребители коммунальных услуг, оплачивают все возрастающую стоимость этих услуг, из которой немалую долю забирает государство в виде налогов на добавленную стоимость и прибыль (если она имеет место).
В итоге бедственное положение населения усугубляется постоянным повышением стоимости коммунальных услуг (плата за жилье, энергоресурсы, водоснабжение, уборку мусора и тому подобное), зависящей, кроме прочего, от произвольно растущих монопольно устанавливаемых цен на первичную энергию (нефть, газ).
Этот порочный круг не размыкается. В то же время имеются структуры, где накапливаются финансовые средства, не находящие своего применения внутри страны. Высокие налоги создают ситуацию, когда предприниматели, вместо того чтобы вкладывать свободные средства в увеличение производства, перекачивают их за рубеж.
Каким же образом можно повлиять на то, чтобы этот процесс шел в обратном направлении? Одним из таких путей, на наш взгляд, является путь разумного сочетания государственного и частного в сфере коммунального обслуживания населения.
Путь «разумного сочетания» появился в Европе в результате борьбы между приверженцами «всего государственного», возлагавшими надежды на чисто административные методы, и защитниками «всего частного», которые считают, что глобальная общественная польза может быть только в результате частных выгод и интересов. На опыте своей страны мы убедились, что централизованное планирование всего и вся является основой появления дефицита в различных сферах общественного потребления. Когда же верх во властных структурах взяли сторонники всего частного, экономика России и ее инфраструктура получила крен на правый борт, угрожающий устойчивости всего корабля.
Мировой опыт наталкивает на мысль о поиске разумного баланса частных и государственных принципов. Необходим поиск путей на минимизацию систематического вмешательства государственных чиновников в сферу муниципального управления и хозяйственной деятельности. Государству предлагается роль стратега, гаранта и защитника общественных интересов, роль регулятора.