Введение
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое пони-мание самого Человека.
Эпоха Просвещения по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости» включала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».
1. Основные направления в художественной культуре Нового времени Художественная культура Нового времени насчитывает множество различных направлений и стилей, причем каждый век имеет свои ведущие художественные направления, национальные школы и т. д.
XVII век породил два больших стиля — классицизм и барокко. Стиль барокко1 получил преимущественное распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после Реформации и где зрелищность, помпезность, порой утрированная экспрессивность, характерные для названного стиля, стали приманкой, служащей цели возврата паствы в лоно католической церкви. Чародеи римского барокко — зодчий Барромини, архитектор и скульптор Бернини создали множество церквей, скульптурных алтарей (Собор Св. Петра, церковь Сан-Иво, алтарь «Экстаз Св. Терезы» и др.), благодаря которым католическая столица обрела свой барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, использовались для восславления могущества, пышности и блеска абсолютистского государства. Но он был созвучен и буржуазии. Этот стиль остро выразил кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни. Он открывал мир в состоянии становления, а в таком состоянии был тогда мир буржуазии. Буржуа ищет стабильности и порядка, а синонимом устойчивости выступает для него достаток, богатство. Отвечающий устремлениям различных социальных слоев, стиль барокко соединил в себе несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность — с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью. В стиле барокко творили, в частности, такие гиганты, как Питер Пауль Рубенс и Иоганн Себастьян Бах.