Образование в условиях трансформации общества: Социально-философский анализ
Диссертация
В современной России, проходящей сложный процесс трансформации, отмечается недостаток глубоких, объективных трудов по проблемам состояния, перспективах образовательного процесса, его оптимизации с учетом мировых тенденций и предъявляемым критериям к качеству образования. В этой связи возможными мерами, по нашему мнению, могут стать разработки гуманитарными кафедрами российских вузов таких… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ I. ИДЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ
- ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- РАЗДЕЛ И. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА 49−79 СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
- РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 80−109 ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Список литературы
- Всемирная Декларация о высшем образовании для XX1. века: подходы и практические меры. // Aima mater. — 1999. — № 3. — С. 29 — 35.
- Всемирный доклад по образованию 2000 г. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни // ЮНЕСКО. М.: Изд. Дом Магистр-пресс, 2000. — 192 с.
- Закон «Об образовании». // Российская газета. 1996. — 23 января.
- Коммюнике Конференции министров образования. (Берлин, 19 сентября 2003). М, 2003. — 5 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: ACT, 1999. — 64 с.
- Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. М.: ИПК МГУП, 2002. — 12 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: ИПК МГУП, 2002. — 98 с.
- Концепция современной региональной образовательной политики в Российской Федерации. // Регионология. 1999. — № 1. — С. 3 — 16.
- Мораль и образование // Доклад Российско-американской конференции. М., 1993. — 199 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Проект). // Aima mater. 1999. — № 9. — С. 11−13.
- Образование в Республике Татарстан состояние, проблемы, перспективы: отчет о деятельности Министерства Образования Республики Татарстан за 1998−2000 гг. и 1-й квартал 2001 г. / Под ред. Ф. Ф. Харисова. Казань: РИЦ «Школа», 2000. — 108 с.
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы). // Российская газета. 2003. — 2 сентября.
- Стратегия развития образования: основные направления. М., 2002. -149 с.
- Удовлетворение потребностей в базовом образовании: новый подход на 90-е годы // Справочный документ Всемирной конференции по образованию для всех. (Тайланд 5−9 марта 1990 г.). М., 1990. — 257 с.
- Федеральная программа развития образования. // Известия Российской Академии Образования. 1999. — № 4. — С. 2 — 27.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Аристотель. Сочинения: В 4 т / Под ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1983. Т. 4: Поэтика. — 830 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 1999.- 784 с.
- Богданов A.A. Вопросы социализма: работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. — 459 с.
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т / Под ред. A. JL Субботина. 2 изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1977. — Т. 1: Великое восстановление наук. — 567 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т / Под ред. Е. П. Ситковского. М.: Мысль, 1977. — Т. 3: Философия духа. — 471 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-703 с.
- Герцен А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1990. — 363 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию: Уч. пособие для ВУЗов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
- Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т / Под ред.Х. Н. Момджяна .- М.: Соцэкгиз, 1963. Т. 2: Естественная политика, или беседы об истинных принципах информации. — 563 с.
- Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Под ред. и с комм. Г. К. Баммеля. М.: ОГИЗ, 1935. — 382 с.
- Дидро Д. Сочинения: В 2 т / Под ред. В.Н. Кузнецова- пер. с фр. П. С. Попова и др. М.: АН СССР. Институт философии- Мысль, 1991.- Т. 2. 604 с.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709 с.
- Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. — 439 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т / Под ред. А. И. Пискунова М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 655 с.
- Локк Дж. Сочинения: В 3 т / Под ред. И. С. Нарского, А. Л. Субботина.- М.: Мысль, 1985. Т. 1: Опыт о человеческом разумении. — 595 с.
- Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии: В 2 т / Под ред. В. В. Козловского. СПб.: Алатейя, 1998. — Т. 1. -361 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3 т / Пер. с нем. В. В. Смирнова. 2 изд. — М.: К. И. Тихомиров, 1899−1909. — Т. 3: Мелкие сочинения. — 591 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: ГУПИ, 1953. — 444 с.
- Тоффлер О. Футурошок: Пер. с англ. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
- Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.- 461 с. 1. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
- Алакк Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс: ЮНЕСКО, 1993.- 168 с.
- Алешинцев И.А. История гимназического образования в России XVIII—XIX вв.. СПб., 1912. — 346 с.
- Алферов Ю.С. Образование в Швейцарии: организация и управление. // Социально политический журнал. — 1998. — № 2. — С. 199−213.
- Алферов Ю.С. Совет Европы и образование. // Педагогика. 1998. № 7. — С. 100- 111.
- Андреев А. Определимся в понятиях. // Высшее образование в России. 1998.- № 4.-С. 44−48.
- Андреева И.Н. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пособие для высш. пед. завед. / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева. М.: Академия, 2001. -416 с.
- Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 37 — 42.
- Бадарч Д. Высшее образование США (Анализ структуры и организация учебного процесса): Пер. с англ. М.: НИИВО, 2001. -142 с.
- Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора. // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1. — С. 2 — 7.
- Бакушев В.В., Демидов Ф. Д. Профессиональное образование в начале нового века и подготовка государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — 128 с.
- Барбакова К.Г. Гимназия вуз в единой системе образования: из опыта функционирования. // Полис. — 2002. — № 7. — С. 104 — 107.
- Бегун В.В., Ляйкауф Г. Образование в России: Словарь-справочник. / Сост. В. В. Бегун, Г. Ляйкауф. М.: Флинта: Наука, 2001. — 112 с.
- Белогуров А.Ю. Образовательный округ современной России: иллюзия или реальность. // Философские науки. 2003. — № 6. -С. 92- 103.
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии. // Общественные науки и современность. 1998. -№ 5.-С. 33 -40.
- Бессонов Б.Н. и др. Государственное управление духовной жизнью общества: Учеб.-метод, пособие / Б. Н. Бессонов, П. П. Степнов, В. П. Торукало. М.: РАГС, 1999. — 71 с.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: Документы международных форумов и мнения европейских экспертов / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2002. -408 с.
- Бондаренко В.Ф. Социология образования: социальное сопровождение образовательного процесса в вузе: Учеб. пособие. -М.: ГОУВПО ГУУ, 2004. 62 с.
- Боревская Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 86 — 95.
- Борисов П.П. Компетентно-деятельный метод и модернизация содержания общего образования. // Стандарты и мониторинг в области образования. 2003. — № 1. — С. 58 — 61.
- Бородаев В.А. Образование, наука, университет гаранты будущего человечества. — М.: МГУК, 2000. — 102 с.
- Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб.: БАН, 2001. — 200 с.
- Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. // Педагогика. 2001. -№ 7.-С.З-7.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Ващекин Н.П. и др. Образование и устойчивое развитие: концептуальные проблемы / Н. П. Ващекин, К. Х. Делокаров, А. Д. Урсул. М.: МГУК, 2001. — 332 с.
- Ващекин Н.П. Ориентиры опережающего образования. // Социс. -2000.- № 5.-С. 90−97.
- Ващекин Н.П., Урсул А. Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.- М.: МГУК, 2000. 238 с.
- Великие мыслители Востока: выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира: Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 655 с.
- Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-е -1990-е годы). М.: Витязь, 1999. — 144 с.
- Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США. // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 102 — 108.
- Видяпин В. У нас лучшая система образования. И не надо ее портить. // Власть. 2003. — № 9. — С. 24−25.
- Вильчек М.И. Российское образование и образование в России. (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопросы). М.: ГУВШЭ, 2001. — 83 с.
- Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе. // Вопросы экономики. 2002. — № 8. -С. 115- 121.
- Владимирова А. Современное образование: политика выживания или развития? // Aima mater. 2001. — № 10. — С. 3 — 7.
- Воронин A.M., Симоненко В. Д. Педагогические тесты, системы, технологии. Брянск: БГПУ, 1996. — 133 с.
- Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом. // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 112 — 117.
- Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы. (Владивосток, 12 апреля 2001 г.): Материалы межвуз. нучно-практ. конф. Владивосток: ДВГМА, 2001. — 170 с.
- Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях: Сб. науч. трудов Таганрогского Гос. пед. института. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 86 с.
- Воспитание: проблемы, содержание и организация. (Челябинск, 21 ноября 2000 г.): Материалы научно практ. конф. — Челябинск:
- Южно-Уральский научно образовательный центр, 2001. — Ч. 1. -135 с.
- Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели. // Педагогика. 1994. — № 2. -С. 103 — 112.
- Вульфсон Б.Л. Проблемы «европейского воспитания». // Педагогика.2000.-№ 2.-С. 71−89.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. — 208 с.
- Выродов И., Костенко И. Мысли о реформах российского образования. // Aima mater. 1999. — № 5. — С. 23 — 28.
- Высшая школа Татарстана: состояние, проблемы, пути развития (по материалам выездного заседания Правления Российского Союза ректоров). // Aima mater. 1999. — № 8. — С. 5 — 14.
- Высшее образование. Комментарии. // Отечественные записки.2001.-№ 1.-С. 28 -38.
- Галаган А.И. Анализ преподавательского вспомогательного и административного персонала в системах образования зарубежных стран. // Социально гуманитарные знания. — 2000. — № 5. — С. 190 -210.
- Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций. // Социально-гуманитарные знания.2002. -№ 5. -С. 72- 85.
- Галаган А.И. Налоговые льготы в сфере науки и образования в развитых зарубежных странах. // Социально-гуманитарные знания. -2001.- № 3.- С. 216 -222.
- Галаган А.И. Образовательная реформа последнего десятилетия XX века в КНР. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. -С. 198−204.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика организационных систем образования в России и некоторых зарубежных странах. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — С. 198 — 222.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6. — С. 203 — 225.
- Галаган А.И. Сравнительный анализ демократических условий развития образования в России и зарубежных странах. // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 205 — 238.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с.
- Гершунский Б.С. Россия США: на встречу друг другу. // Педагогика. -2003.-№ 4.-С. 88−94.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 14.
- Гионис X. Глобализация взгляд из Греции // Российская Федерация.- 2002. № 6. — С. 59.
- Гиралделли П. Теория образования: Гербарт, Дьюи, Фрейре и постмодернисты: взгляд со стороны философии образования. // Социальные и гуманитарные науки. 2002. — Сер. 3. — № 2. -С. 158 — 163.
- Глобализация и образование: Сб. обзоров / Под ред. C. JL Зарецкой. -М.: ИНИОН, 2001.- 144 с.
- Глобализация и Россия (материалы круглого стола). М.: РАГС, 2001.- 159 с.
- Глобализация и философия. М.: КМК scientific prees, 2001.-82 с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер с англ. и фр. / Сост. Василенко Л. И. M.: Прогресс, 1990. — 495 с.
- Голунов И. Образовательные модели современной Европы. // Со-общения. 2002. — № 7 — 8. — С. 50 — 51.
- Громкова М.Т. Если вы преподаватель. — М.: ТОО «Диз -Арт», 1998. -24 с.
- Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.: ЗелО, 1998. — 244 с.
- Делокаров К.Х., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. M.: КМК scientific prees, 1997. — 132 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Уч. пособие для ВУЗов. M.: «Форум» — «Инфра — М», 1999. — 272 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
- Джуринский А.П. Сравнительная педагогика: Уч. пособие для студ. ср. и высших пед. уч. завед. М.: Академия, 1998. — 170 с.
- Дикун Т.П. и др. Образование молодежь — школа в современной России: теоретическая и практическая деятельность школы г. Акбулака Оренбургской обл. ЮНЕСКО / Т. П. Дикуна, С. И. Иваненкова, Л. Б. Соколовой. — Оренбург: изд-во ООИУУ, 1998. -124 с.
- Дистанционное образование образование XXI века. // Aima mater. -1999. -№ 5. -С. 4 -8.
- Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. — 336 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования: Уч. пособие. M.: Промо — Медиа, 1995. — 240 с.
- Доходы американского «индустриального образования». // Экономика образования. 2002. — № 5. — С. 84 — 85.
- Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология: Пер. с англ. / Под ред. B. J1. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 67 — 100.
- Единство татарской нации: цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации. (7−8 июня 2002 года): Материалы научн. конф. АН Республики Татарстан. -Казань: Фэн, 2002. 318 с.
- Ерошкин В.И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образовании. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 15 — 23.
- Жак Делор. Образование: необходимая утопия. // Педагогика. 1998. -№ 5.-С. 3- 16.
- Жигульский В. Во главу угла надо поставить качество образования. // Республика Татарстан. 2003 г. — 15 августа.
- Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. — 173 с.
- Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков. // Высшее образование в России. 1999. — № 1.-С.2- 11.
- Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Под ред. Ю. Г. Круглова. М.: МГОПУ, 1996. — 167 с.
- Зимняя И.А. и др. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути, решения) / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, H.A. Морозова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 82 с.
- Зимняя И.А. Образование поворачивается к воспитанию. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.-3 с.
- Зинюхина Н. Модернизационная волна или социальная необходимость. // Высшее образование в России. 2002. — № 6. -С. 62 — 66.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский гуманитарный университет, 1999. — 282 с.
- Змеев В.А., Каратеев А. Ю. Новые инициативы США в образовании. // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 5. — С. 238 — 248.
- Иноземцев B.JI. Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -616 с.
- Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация. М.: Academia — Наука, 1999.-724 с.
- Информатизация системы образования Республики Татарстан. (Казань, 26 января 2001 г.): Материалы совещания руководителей системы образования Республики Татарстан. Казань: РИЦ «Школа», 2001.-32 с.
- Казаренкова Т.Г. Социология современного образования: проблемы здорового общества. М.: Алатекс, 1998. — 170 с.
- Каландаров К.Х. Устойчивое развитие: коммуникативные основания. Философский анализ. М.: Монополит, 1999. — 272 с.
- Канаев Н.М. Образование взрослых в программе деятельности ЮНЕСКО // Образование взрослых в условиях полиэтнического общества: Материалы IV Международной научно-практ. конф. 23−25 февраля 2000 г. Казань: ТИСБИ, 2000. — 176 с.
- Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. — 285 с.
- Карпенко М.П. К вопросу о формировании современной модели общего образования. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — С. 45 — 59.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 607 с.
- Кинелев В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Владос, 1997. — 519 с.
- Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 52 — 58.
- Кобяков А. Перспективные идеи всегда находят поддержку: прорыв Татарстана в информатизации системы образования логичен и легко объясним. // Республика Татарстан. 2003. — 8 августа.
- Коллегия Министерства образования Российской Федерации об итогах эксперимента по Дистанционному образованию. // Экономика образования. 2002. — № 5. — С. 88 — 89.
- Корншкова Б.Д., Рязанцев A.A. Экономить ли мышление в образовании? // Образование на рубеже тысячелетий: Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ТГТУ, Чу До, 2000.-Вып. 1,-С. 129−132.
- Коростелева И., Голунов И. Дипломы российских вузов будут принимать в Европе всего семь лет. // Газета. 2003. — 22 сентября.
- Кофи Аннан. Мы, народы: роль организации объединенных наций в XXI веке. // Безопасность Евразии. 2000. — № 1. — С. 205 -268.
- Краевский В.В. Содержание образования бег на месте. // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 3 — 12.
- Краснова Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. М.: РУДН, 2002. — 252 с.
- Кузьминов Я. Образование и реформа. // Отечественные записки. -2002. № 2. — С. 7 — 28.
- Культура Татарстана (1997 2002 гг.): Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. — Казань: Центр оперативной печати, 2002. — 290 с.
- Культура, культурология и образование (материалы круглого стола). // Вопросы философии. 1997. — № 2.- С. 45 — 50.
- Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1970. 293 с.
- Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. // CREDO. 1998. -№ 9. — С. 4 — 9.
- Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. // CREDO. 2000. -№ 12. -С. 5−10.
- Кусжанова А.Ж. Социально философские проблемы образования. -СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. — 471 с.
- Ладыжец Н.С. и др. Социокультурные аспекты развития регионального университета. / Н. С. Ладыжец, Л. А. Сабурова, В.М. Розин- под ред. Н. С. Ладыжец. Ижевск: Удм. Ун-т, 1996. -212 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Уч. пособие для студентов ВУЗов. — М.: ФОРУМ — Инфро — М, 1998. — 583 с.
- Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов. // Мир России. 2003. — № 2. — T. XII. — С. 165 — 178.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Лиферов А. Геополитика и реинтеграция образовательного пространства стран СНГ. // Aima mater. 2000. — № 1. — С. 15−20.
- Майбуров И. Высшее образование в развитых странах. // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 132 — 144.
- Марксизм и советская педагогика: взгляд из-за «бугра». // Aima mater.- 1999.- № 8.-С. 21 -26.
- Марцинкевич В.И. Тенденции развития и роль сферы образования: экономические и социальные аспекты. М.: ООД ИМЭМО РАН, 1994.- 228 с.
- Мацуура К. Глобализация это также культурный процесс. // Международная жизнь. — 2000. — № 8 — 9. — С. 27 — 32.
- Мельников И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе. // Aima mater. 2000. — № 10.-С.7 — 10.
- Мигунов А.Н. Феномен русского просвещения: основные проблемы философии просвещения XXI века. СПб.: Изд. Смоленского ун-та, 1999. — 183 с.
- Миронов A.B. Образование как сфера государственной политики в России. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. — С. 32 — 47.
- Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 92 — 118.
- Михайлова E.H. Образование и национальная безопасность: правовой аспект. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. -С. 17−22.
- Моисеев В. Открытое образование: идеологическое формирование сети. // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 78 — 89.
- Моисеев H.H. XXI век век свершений. // Полис. — 1993. — № 4. -С. 152 — 158.
- Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995.- 54 с.
- Моисеева JI.A. История цивилизаций: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 416 с.
- Мордвинцева Л.П. Современные проблемы философии образования: Науч.- аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1998. — Сер. Философия. — 66 с.
- Морозова B.C. Об «утечке умов» из России в Америку. // США -Канада. 2000. — № 1. — С. 109 — 123.
- Мошечков С. Педагог это призвание. // Российская Федерация. -2002.-№ 6. — С. 32.
- Мурашов В.И. Идея образования. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века. М.: Логос, 1999. -67 с.
- Мучения на предмет учения. // Аргументы и факты. 2003. — 5 марта.
- Наумова Т.В. «Утечка мозгов» из российской науки. // Социально -гуманитарные знания. 2000. — № 5. — С. 54 — 68.
- Национальная Доктрина образования в Российской Федерации: какой ей быть? // Aima mater. 1999. — № 11. — С. 3 — 17.
- Национально-культурная автономия: проблемы и суждения (по материалам заседаний круглого стола в Центре «Этносфера») -приложение к журналу «Этносфера». М., 1998. — 168 с.
- Нейматов Я.М. Образование в XIX веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.
- Несколько слов о состоянии и перспективах развития образования (с пресс-конференции Министра образования России В. Филиппова). // Aima mater. 2000. — № 8. — С. 3 — 5.
- Новая философская энциклопедия: В 4 Т / Под ред B.C. Степина. М.: Мысль, 2001.- Т. 3.-692 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- О дистанционном образовании и опыте его внедрения в системе повышения квалификации // Образование в России: преемственность, проблемы, инновации: Тезисы докладов на научно-практ. конф. М.: Информационно-изд. центр «ДС», 1999. — 83 с.
- О переводе нормативов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в зачетные единицы (кредиты). // Инновации в образовании. 2003. — № 1. — С. 19−26.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в РФ. М.: Весь мир, 2002. — 200 с.
- Образование прорыв в XXI век. / Б. Н. Бессонов, Н. П. Ващекин, М. Ю. Тихонов, А. Д, Урсул. — М.: МГУК, 1998. — 241 с.
- Образование и семья: сотрудничество и партнерство. (Казань, 2000): Сб. материалов научно-практ. конф. Казань: Школа, 2000. — 107 с.
- Орлов А.Н. Педагогическая антропология как условие целостного изучения личности: Пособие для студ. гуманит. ВУЗов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 201 с.
- Основы открытого образования: В 2 т / A.A. Андреев, C.JI. Каплан, Г. А. Краснова, C.JT. Лобачев, К. Ю. Лупанов, A.A. Поляков, A.A. Скамницкий, В.И. Солдаткин- под. ред. В. И. Солдаткина. М.: НИИЦ РАО, 2002. -ТА.-616 с.
- Оценки и предложения участников парламентских слушаний. // Alma mater. 1999. № 4. — С. 8−16.
- Очерки социальной философии: Уч. пособие / под ред. К. С. Пирогова.- СПб.: СПГУ, 1998. 292 с.
- Пальянов М.П. Стратегия развития образовательного пространства региона. // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 16−23.
- Петрова М.П. Образование и деньги. // Экономика образования. -2002.-№ 5. с. 14−17.
- Пискунов А.И. и др. История педагогики: В 2 ч: Уч. пособие для пед. институтов / А. И. Пискунов, В. М. Кларин, М. Г. Плохова. М.: Сфера, 1998.-Ч. 2.-304 с.
- План работы министерства образования Республики Татарстан на 2003 2004 уч. год. — Казань: Школа, 2003. — 144 с.
- Постиндустриальный мир и Россия / Под ред. В. Г. Хороса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 614 с.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сб. науч. ст. под ред. З. А. Мальковой. М., 1994. — С. 95.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. — 185 с.
- Пуляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России. // Социально политический журнал.- 1998.- № 5. -С. 3−20.
- Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве и современный вектор ее общественного развития. // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 3 — 20.
- Путин B.B. Дело государственной важности. // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 5 — 10.
- Реформирование в России: от мифов к реальности: В 2 т / Под ред. Г. В. Осипова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. — Т. 1: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 год. — 457 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Б. Л. Вульфсон, Н. М. Воскресенская, З. А. Малькова, В.Я. Пилиповский- под ред Б. Л. Вульфсона. М.: Рос. открытый ун-т, 1995. — 272 с.
- Роденкова Т.Н. О цивилизационном подходе к развитию образования. // Экономика образования. 2002. — № 5. — С. 24 — 29.
- Розин В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования. // Социально политический журнал. -1997.-№ 3.-С. 145- 152.
- Розин В.М., Булдаков С. К. Философия образования: Учеб. пособие. -Кострома: КГУ, 1999. 284 с.
- Российское образование к 2001 г. (цифры и факты). // Aima mater.2001. -№ 9. С. 25.
- Сабиров Е.Ф. Образование и ноосферная экономика. // Общественные науки и современность. 2003. — № 4. — С. 5 — 14.
- Садовничий В. С. Традиции и современность. // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 11 — 178.
- Садовничий B.C. Высшая школа России: традиции и современность (Доклад на VII съезде Российского союза ректоров). // Aima mater.2002. -№ 12.-С. 7- 12.
- Садовничий B.C. О новой волне «утечки умов» и не только. // Alma mater.-2002.-№ 1.-С. 3−5.
- Сальников В.П., Масленников Д. В. Истоки, реальность и перспективы университетского образования. // Юридическое образование и наука. -1999. № 2. — С. 12−17.
- Сарфалиев Г., Веревкин JI. Нужна ли образованию доктрина? // Государственная служба. 2001. — № 1 (11). — С. 68 — 74.
- Сахипова P.A. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики. Нижнекамск: ИМИ «Чишмэ», 2001. — 104 с.
- Седова В. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России. // Aima mater. 2000. — № 10. -С. 3−7.
- Скотт П. Глобализация и университет. // Aima mater. 2000. — № 4. -С. 3 -8.
- Скрипак Е.И. Становление системы образования Японии в условиях догоняющего развития // Образование на рубеже тысячелетий: Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ТГТУ, ЧуДо, 2000. — 163 с.
- Смолин О. Все начинается с учебников. // Российская Федерация. -2002.-№ 4.- С. 2−3.
- Смолин О. Размышления над концепцией. // Aima mater. 1999. — № 7. -С.З- 11.
- Современные зарубежные теории социального изменения и развития. Практопия Олвина Тоффлера: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993. — Вып. 2. — 56 с.
- Современный философский словарь. / Под ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт — на — Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. — 1064 с.
- Сорбонская и Болонская декларация (информация к размышлению). // Aima mater. 2000. — № 6. — С. 19 — 20.
- Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 г. М.: ИПК МГУП, 2002. — 140 с.
- Сохраняева Т.В. Образование как фактор культурной диалектики (опыт прочтения Питирима Сорокина). // Вестник МГУ. 1998. -Сер. 7. — № 6. — С. 83 — 92.
- Социально-экономические проблемы: Справочник. / Под ред. П. С. Филиппова СПб.: Норма, 1999. — 320 с.
- Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА, 2002. — 912 с.
- Спасский С.А. Некоторые проблемы развития дистанционного образования. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6. -С. 17−28.
- Сравнительная характеристика развития образования в странах Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. науч. трудов под ред. Г. В. Микаберидзе. М.: АПН СССР, 1991. — 91 с.
- Статистические данные по системе образования: Материалы к коллегии Министерства образования Российской Федерации по итогам деятельности в 2001 г. М., 2002. — 32 с.
- Стенограмма парламентских слушаний на тему: содержание стандарта общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании.2002. № 6. — С. 30 — 47.
- Студенты бегут из России. // Aima mater. 2002. — № 12. — С. 40.
- Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань. ИСПО РАО, 2001.-200 с.
- Сулима И.И. Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. // Полис. 2001. — № 2. — С. 159 — 161.
- Сумнительный К. Думайте деньгами. Такой главный американский подход к образованию. // Лидеры в образовании. 2003. — № 2. -С. 47 — 49.
- Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития. // США Канада. — 2000. — № 1. — С. 80 — 93.
- Тарасов А. «Которых мы должны принять за образцы?» // Российская Федерация. 2002. — № 4. — С. 30 — 31.
- Тарасюк JI.H., Цейкович К. Н. Образование в Великобритании. // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 153 — 168.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
- Терновая JI.O. Кадры для новой России: проблемы вхождения в европейское пространство. М. 1998. — 37 с.
- Тихомиров В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России. // Aima mater. 2002. — № 1. — С. 9 — 12.
- Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: Идеар, 1998. — 312 с.
- Турченко В.Н. Методологические основы российской стратегии образования. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 97 — 105.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования (новая парадигма императива устойчивого развития) // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Материалы межд. конф. 4−9 сентября 1995 г. -Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 1995. 54 с.
- Усова A.B. Проблема реформирования системы образования. // Известия Российской академии образования. 2002. № 2. — С. 73 — 77.
- Учить и воспитывать личность. И Республика Татарстан.- 2002. -22 августа.
- Ушакова М.В. Образование в трансформирующемся обществе. // Вестник МГУ. 2002. — Сер. 18. — № 4. — С. 147 — 158.
- Ушкалов И.Г., Малах И. А. «Утечка мозгов» как глобальный феномен и его особенности в России. // Социс. 2000. — № 3. — С. 110−117.
- Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России (вторая половина 80-х начало 90-х гг.). — Омск, 1995. — 32 с.
- Филатов Ю. Цена вопроса будущее страны и общества. // Власть. -№ 9.-2003. -С. 20−21.
- Филиппов В.М. Доступность, качество, эффективность три цели модернизации образования. // Государственная служба. — 2002. — № 5. -С. 4- 13.
- Филиппов В.М. Задачи модернизации образования на современном этапе. // Высшее образование сегодня. 2003. — № 3. — С. 2 — 5.
- Филиппов В.М. Необходимость координации. // Aima mater. 1999. -№ 2.-С. 14−15.
- Филиппов В.М. Съезд выполнил свою ответственную миссию (выступление на VII Съезде Российского союза ректоров). // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1. — С. 12 — 16.
- Филиппов В.М. Экзамен для образования. // Власть. 2003. — № 9. -С. 22−23.
- Философия образования для XX века: Сб. ст. / Исслед. центр по пробл. управления качеством подготовки специалистов. М.: Логос, 1992.-208 с.
- Философия образования: Сб. ст. под ред. А.Н. Кочергина- Моск. Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: фонд «Новое тысячелетие, 1996. -287 с.
- Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 3 — 54.
- Философские проблемы образования. М.: РАГС, 1996. — 266 с.
- Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е. Ф. Губского. -М.: ИНФРА М, 2001.-575 с.
- Фитцджеральд М. Модель «распределительного» образования: интервью. // Социально-гуманитарные науки. 2000. — № 2. — Сер. 3. -С. 151 — 157.
- Хайруллин Н.Г., Тагиров Э. Р. Высшее образование: время перемен. -Казань: ООО «Центр оперативной печати», 2001. 106 с.
- Хауг Г. Европа будущего: Болонья и далее. // Alma Mater. 2000. -№ 10.-С. 15- 19.
- Холл Б.У. Как студентов американских университетов учат искать работу. // Социально политический журнал. — 1993. — № 3. -С. 117−122.
- Хорева Л.В., Сущинская М. Д. Организация системы высшего образования в западных странах: Уч. пособие. СПб: ГУЭФ, 1998. -103 с.
- Хохлов А. Что в реформе образования «не так». // Государственная служба. 2003. — № 1. — С. 22 — 27.
- Хрестоматия по истории философии: Уч. пособие для ВУЗов: В 3 ч / Под ред. Л. А. Микешиной. М.: ВЛАДОС, 2001. — Ч. 3: Русская философия. — 672 с.
- Цейкович К.Н. и др. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасюк, Д. И. Давыдов. М., 1994. -189 с.
- Ценности глобализирующегося мира. М.: РАГС, 2002. — 189 с.
- Цырлина Т. В Традиции и альтернативы в средней и высшей школе: по странам и континентам: Учеб. пособие. Курск: РОСИ, 2001. — 186 с.
- Чему учить и как учить? // Республика Татарстан. 2002. — 10 ноября.
- Чепурных Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования. // Телекоммуникации и информатизация образования. -2002. -№ 5. -С. 39 -46.
- Черячукин Ю.В. Российское и американское юридическое образование: основные различия. // Юридическое образование и наука. 2001. — № 3. — С. 45 — 46.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Логос, 1993. 181 с.
- Шереги Ф.Э. и др. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.JI. Арефьев. М.: Центр соц. прогнозирования, 2002. — 552 с.
- Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА, 2001.-688 с.
- Школа: вектор развития. // Республика Татарстан. 2003. — 14 августа.
- Шленов Ю.В. Наука в высшей школе России: проблемы и перспективы. // Экономика образования. 2002. -№ 5.-С. 7−13.
- Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество. // Общество и экономика. 1999. — № 10 — 11. — С. 65 — 72.
- Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. — 346 с.
- Яковец Ю.В. Россия и СНГ в постиндустриальном цивилизационном пространстве XXI века. // Общество и экономика. 1999. — № 10 — 11.-С. 73 — 85.
- Ястребцева E.H. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России. // Педагогика. 2000. -№ 9.-С.87−97.
- ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Бадальянц О.В. Образование как становление человека: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. М., 1999. — 151 с.
- Баранов A.B. Гуманитаризация образования как фактор преобразования Российского общества: Дис. канд. филос. наук. М., 1996. — 129 с.
- Бибикова Л.П. Проблема антропологического образовательного идеала: Дис. канд. филос. наук. СПб, 2001. — 121 с.
- Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. канд. филос. наук. — М., 1998. -353 с.
- Комиссарова Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ: Дис. д-ра филос. наук. М., 1999. — 312 с.
- Ладыжец Н.С. Университет как объект социально-философской рефлексии: Дис. д-ра филос. наук. М., 1993. — 415 с.
- Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект: Дис. д-ра филос. наук. М., 1996. — 340 с.
- Петров A.B. Философско-мировозренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: Дис. канд. филос. наук. Казань, 1999. — 136 с.
- Рахинский Д.В. Информатизация системы непрерывного образования (социально-философский анализ): Автореф. канд. филос. наук. -Красноярск, 2003. 19 с.
- Розов Н.С. Ценностные обоснования гуманистического образования в современном мире: Дис. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1993. -420 с.
- Сильнова Е.И. Философия образования: поиски выхода из антропологического кризиса: Дис. канд. филос. наук. Саратов, 2002. — 185 с.
- Сулима И.И. Герменевтика и понимающие подходы в гуманизации образования: Дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1996. -211 с.
- Хазова Л.В. Социально-философские основы, тенденции и перспективы развития современного образования: Дис. д-ра филос. наук. Томск, 1998. — 244 с.
- Хатанзейский К.К. Образование как объект философско-антропологического исследования: Дис. канд. филос. наук. СПб., 2001.- 157 с.