Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизация процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активное внедрение в газотранспортную подотрасль передовых компьютерных тех-элогий автоматизации управления технологическими объектами и процессами привело к армированию на рабочем месте диспетчера новых условий информационно-программной >еды. Своевременное выполнение контрактных обязательств, обеспечение экологической «опасности в условиях объективно существующего в транспорте газа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ ГАЗА СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ)
    • 1. 1. Характеристика Единой системы газоснабжения России как объекта диспетчерского управления В
    • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт организации и реализации систем диспетчерского управления в транспорте газа
      • 1. 2. 1. Организационно-производственная структура, функции и задачи диспетчерских служб в условиях интенсивного внедрения современных информационных технологий
      • 1. 2. 2. Управление процессом транспорта газа на основе систем типа ЯСАВА (зарубежный опыт)
    • 1. 3. Автоматизация процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом газа (постановка задачи исследования)
      • 1. 3. 1. Анализ диспетчерской деятельности
      • 1. 3. 2. Характеристика системы подготовки и повышения квалификации диспетчерского персонала в газовой отрасли
      • 1. 3. 3. Анализ тенденций развития АСУТП
      • 1. 3. 4. Постановка задачи исследования
    • 1. 4. Выводы
  • 2. СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ
    • 2. 1. Системная интеграция как основа создания и совершенствования автоматизированного управления сложными процессами и объектами
    • 2. 2. Концепция построения автоматизированных тренажерных комплексов для диспетчерского персонала
      • 2. 2. 1. Компьютерное обучение: анализ состояния, принципы построения и информационные технологии
      • 2. 2. 2. Функциональное назначение и характеристика автоматизированных тренажерных комплексов в диспетчерском управлении транспортом газа
    • 2. 3. Методология моделирования при построении диспетчерских тренажерных комплексов
    • 2. 4. Выводы
  • 3. СОСТАВ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА В ТРАНСПОРТЕ ГАЗА С АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ТРЕНАЖЕРНЫМ КОМПЛЕКСОМ
    • 3. 1. Типовая архитектура, назначение, схема взаимодействия основных функциональных блоков
    • 3. 2. Организация на основе информационных технологий процесса взаимодействия диспетчера с тренажерным комплексом
    • 3. 3. Выводы
  • 4. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ И ПРОЦЕССЫ ТРАНСПОРТА ГАЗА
    • 4. 1. Характеристика основных режимно-технологических задач, решаемых диспетчерскими службами в процессе оперативного управления ГТС
    • 4. 2. Технология объектно-ориентированного математического представления сложных газотранспортных систем
    • 4. 3. Модели математического представления многоцеховых КС
    • 4. 4. Модели математического представления стационарных и нестационарных газовых потоков в ГТС
    • 4. 5. Выводы
  • 5. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ, ПРАВИЛ И ПРИЕМОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ ГАЗА
    • 5. 1. Анализ структуры и технологии принятия диспетчерских решений в интегрированных системах
    • 5. 2. Методы и алгоритмы оптимизации режимов газопередачи в газотранспортных системах
    • 5. 3. Эвристические приемы и расчет рациональных режимов
    • 5. 4. Применение технологии экспертных систем в управлении транспортом газа и принятие диспетчерских решений на основе правил
      • 5. 4. 1. Анализ состояния развития экспертных систем и их применение в нефтегазовой отрасли
      • 5. 4. 2. ЭСРВ — средство автоматизации обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспорта газа
    • 5. 5. Выводы
  • 6. ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ ГАЗА
    • 6. 1. Описание тренажерных комплексов как средств автоматизации обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом газа
      • 6. 1. 1. Тренажер диспетчера по решению задач оперативного управления режимами работы КС
      • 6. 1. 2. Тренажер диспетчера по решению задач оперативного управления ГТС
    • 6. 2. Внедрение автоматизированных тренажерных комлексов в отраслевую систему повышения квалификации и в систему диспетчерского управления транспортом газа

Автоматизация процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Газовая промышленность занимает ключевое место в) ссийской экономике. Основой Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России является сеть агистральных газопроводов (МГ), имеющих общую протяженность около 145 тыс. км. и 14 компрессорные станции (КС). Управление ЕСГ осуществляется многоуровневой систе-эй диспетчерских служб.

Активное внедрение в газотранспортную подотрасль передовых компьютерных тех-элогий автоматизации управления технологическими объектами и процессами привело к армированию на рабочем месте диспетчера новых условий информационно-программной >еды. Своевременное выполнение контрактных обязательств, обеспечение экологической «опасности в условиях объективно существующего в транспорте газа технологического юка требует повышения надежности принимаемых решений. Функции диспетчера значи-яьно расширилисьот диспетчера требуется умение анализировать конкретные ситуации и эинимать системно обоснованные решения. Диспетчер должен иметь возможность моде-фовать на компьютере возникающие ситуации и оценивать альтернативные варианты.

Проблема заключается в том, что качественное изменение содержания функций юпетчеров в транспорте газа, вызванное повышением сложности объекта управления и ироким внедрением новых информационно-вычислительных систем, не обеспечивается ютветствующими средствами для проверки принимаемых решений и не сопровождается (екватными изменениями в подготовке диспетчерского персонала.

Эффективным способом решения этой проблемы является совместная автоматиза-ш процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении транспортом га, что приведет уменьшит противоречие между интенсивным внедрением новых технолога управления и устарелыми представлениями о способах управлении. Разработка компью-:рных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов принятия решений и обучения в ютетчерском управлении транспортом газа, имеет важное народнохозяйственное значе-1е.

Связь темы диссертации с плановыми исследованиями. Данная работа выполнясь в рамках Комплексного плана научно-технических мероприятий по развитию системыпрерывного обучения специалистов РАО «Газпром» — в соответствии с программой Мини-ерства науки и технической политики РФ «Применение перспективных информационных ¡-хнологий в науке и технике» — по планом научных исследований Академии нефти и газа л.И. М. Губкина.

Целью настоящего исследования является автоматизация процессов принятия ре-ений и обучения в диспетчерском управлении транспортом газа.

В качестве средств автоматизации предлагаются тренажерные комплексы, обеспе-геающие взаимосвязь процессов обоснования принимаемых решений и обучения. Для досжения поставленной цели потребовалось решить ряд логически связанных между собой дач:

— разработать общесистемные основы интеграции процессов управления и обучем;

— создать методику построения диспетчерских автоматизированных тренажеров;

— разработать комплекс математического, информационного и программного обес-:чения для компьютерного моделирования сложной газотранспортной системы;

— создать технологию построения и применения системы методов, правил и приемов юпетчерского управления, использующей как практический опыт диспетчерского персона-I, так и современные методы анализа, моделирования и оптимизации процессов управле.

1Я.

Методы исследования. Использованы системный анализ, методы теории автомати—ского и автоматизированного управления, имитационное моделирование сложных сис-:м, методы теории искусственного интеллекта,.

Научная новизна. В работе проведено теоретическое обобщение исследований по >зданию и развитию средств и методов автоматизации процессов обучения и принятия ре-ений в диспетчерском управлении транспортом газа. Впервые получены следующие науч->ге результаты.

1. Разработаны общесистемные основы автоматизации процессов обучения и приня-1я решений в диспетчерском управлении:

— предложена концепция построения автоматизированного тренажерного комплекса, жнципиальным положением которой является интеграция на компьютерном тренажере >ех видов деятельности диспетчера: управления, исследования, обучения;

— разработана многоуровневая система моделирования, в которой на первом уровне модель предметной области, на втором уровне — алгоритмы обучения и контроляна треть-/I уровне — феноменологическая модель восприятия знаний и на четвертом уровне — модель ункционирования системы человек-машина по замкнутому контуру.

2. Разработана архитектура и методика построения автоматизированных тренажерах комплексов, включающая принципы построения, рекомендации по организации мате-атического, информационного, программного и других видов обеспечения.

3. Исследована и разработана система объектно-ориентированных моделей и на еенове создан комплекс математического, информационного и программного обеспечения ш компьютерного моделирования сложной газотранспортной системы (ГТС) со всеми ее: хнологическими объектами (многоцеховыми компрессорными станциями, многониточ-э1ми линейными участками, потребителями и др.).

4. Разработана технология построения и применения системы методов, правил и эиемов диспетчерского управления с использованием средств моделирования и искусст-знного интеллекта для анализа и оптимизации принимаемых решений.

5. Для автоматизации процессов принятия решений и обучения на основе экспертах систем разработаны:

— методика построения динамической экспертной системы;

— методика формирования правил принятия решений с использованием технологии митационного моделирования.

Практическая ценность и реализация работы. Практическая ценность выполнений работы заключается в создании компьютерных тренажерных комплексов качественно эвого класса, обеспечивающих автоматизацию процессов обучения и принятия решений в дспетчерском управлении транспортом газа.

В результате применения автоматизированных тренажерных комплексов уменьшайся вероятность диспетчерских ошибок, приводящих порой к авариям, к экологическим 1тастрофам и человеческим жертвам.

Разработаны автоматизированные тренажерные комплексы по управлению компрессной станцией и газотранспортной системой, а на их базе в РАО «Газпром» (в рамках от-юлевой системы повышения квалификации) организована компьютеризированная система здготовки диспетчерского персонала в транспорте газа. Тренажерные комплексы и их отельные подсистемы переданы для применения в АО «Газавтоматика», в газотранспортное редприятие «Мострансгаз» и др.

Выполненные исследования следует рассматривать как этап на пути перевода провеса обучения в производственный процесс передачи знаний с применением средств управ-5ния и автоматизации. Тренажерные системы аккумулируют знания предметной области 1к в виде математических моделей или алгоритмов, так и в форме базы экспертных знаний.

Апробация работы. Основные теоретические и экспериментальные результаты, из-эженные в диссертации, докладывались и обсуждались на Всесоюзных, Всероссийских и [еждународных научно-технических конференциях, совещаниях и семинарах, таких как: 3-я 4-я Всесоюзная научно-техническая конференция «Тренажеры и компьютеризация профес-юнальной подготовки» (г. Калининград, 1991 г.- г. Москва, 1994 г.) — 3-й Международный шпозиум по компьютеризации в газовой промышленности (Германия, г. Вюртсбург, ап-ель 1993 г.) — Международная конференция Юнеско по инженерному образованию (г. Моск-I, май 1995 г.) — Международный симпозиум «Горнорудный Пржибрам в науке и технике» ЮФР, г. Пржибрам, 1991 г.) — Республиканская научно-техническая конференция «Автома-тция технологических процессов» (г. Минск, 1995 г.) и др.

Публикации. По результатам научных исследований опубликовано 44 печатные ра-эты (в том числе одна монография).

Структура и объем работы. Диссертация содержит введение, шесть глав и заклю-ение, список используемых источников (143 наименования), 7 таблиц, 87 рисунков и имеет 5щий объем 217 страниц.

6.3 Выводы.

1. В целях автоматизации процессов обучения и принятия решений диспетчерским персоналом в транспорте газа разработаны тренажерные комплексы для управления компрессорной станцией и газотранспортной системой.

2. На основе разработанных автоматизированных тренажерных комплексов создана в системе повышения квалификации РАО «Газпром» компьютеризированная система подготовки диспетчерского персонала в транспорте газа.

3. Тренажерные комплексы и отдельные подсистемы переданы для применения в АО «Газавтоматика», П «Мострансгаз» и др.

Заключение

.

Анализ состояния диспетчерского управления транспортом газа, тенденций развития АСУТП, проведенный на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, выявил значительное несоответствие между, с одной стороны, качественно новыми условиями работы, функциями диспетчерского персонала и, с другой стороны, уровнем подготовки диспетчеров и средствами поддержки для принятия решений. В этих условиях приобретает особую остроту проблема автоматизации процессов принятия решений и обучения в диспетчерском управлении транспортом газа, так как диспетчерские ошибки могут привести к существенным материальным потерям, человеческим жертвам, значительному экологическому ущербу.

2. Разработаны общесистемные основы автоматизации процессов обучения и принятия решений в диспетчерском управлении:

— предложена концепция построения автоматизированного тренажерного комплекса, принципиальным положением которой является интеграция на тренажере трех видов деятельности диспетчера: управления, исследования, обучения;

— разработана многоуровневая система моделирования, в которой на первом уровне — модель предметной области, на втором уровне — алгоритмы обучения и контроляна третьем уровне — феноменологическая модель восприятия знаний и на четвертом уровне — модель системы человек-машина по замкнутому контуру.

3.Для автоматизированных тренажерных комплексов разработаны:

— архитектура, основными компонентами которой являются подсистема администратора, подсистема для организации интерфейса пользователя, модуль-обработчик событий, подсистема управления Не1р-справками, подсистема ведения регистрационных карт обучаемого, подсистема контроля действий обучаемого и оценки его профессионального уровня, подсистема управления архивами данных УТЗ и эталонных решений, подсистема отображения и редактирования данных по всем объектам УТЗ, подсистема ввода обучаемым управляющих воздействий, подсистема имитации технологического процесса, АРМ диспетчера и др.

— методика построения, включающая принципы построения, рекомендации по математическому, информационному, программному и другим видам обеспечения.

4. Создана объектно-ориентированная система моделей, которая позволяет: конструировать сложные технологические системы, алгоритмически собирая и информационно связывая элементы-объектымногократно использовать разработанные программы и/или их фрагменты в других приложениях. Для этого построена система базовых и производных классов, на основе которых разработан комплекс математического, информационного и программного обеспечения для компьютерного представления сложной газотранспортной системы со всеми ее технологическими объектами (многоцеховыми компрессорными станциями, многониточными линейными участками, потребителями и др.).

5. Разработана технология построения и применения системы методов, правил и приемов диспетчерского управления, использующих средства моделирования, оптимизации, анализа и искусственного интеллекта. Для формализации правил и для поддержки диспетчерских решений рекомендуется создать экспертную систему реального времени. Для этого разработаны методика построения ЭСРВ и методика формирования правил, использующая технологию имитационного моделирования для проведения машинных экспериментов с моделями газотранспортных систем на тренажерном комплексе.

6. Для диспетчерского управления транспортом газа разработаны автоматизированные тренажерные комплексы по управлению компрессорной станцией и газотранспортной системой. Предложена технология применения нового класса тренажеров, которые могут быть использованы в трех аспектах: для обучения, для проведения исследований, что особенно важно при принятии решений по управлению технологическими процессами в нештатных и аварийных ситуациях и для реального управления в режиме советчика.

В РАО «Газпром» на основе автоматизированных тренажерных комплексов по управлению КС и ГТС создана и функционирует компьютеризированная система подготовки диспетчерского персонала. Указанные тренажерные комплексы и их отдельные задачи, а также другие компьютерные средства профессиональной подготовки используются: в газотранспортных предприятиях и научных институтах для отработки проектных решенийв Академии нефти и газа им. И. М. Губкина в учебном процессе для подготовки инженеров. N.

Сокращения.

ABO — аппарат воздушного охлаждения. АОС — автоматизированная система управления.

АРМ — автоматизированное рабочее место, f АСДУ — автоматизированная система диспетчерского управления.

АСУТП — автоматизированная система управления технологическими процессами.

АТК — автоматизированный тренажерный комплекс.

БТД — база технологических данных.

ВВ — вредные вещества.

ГПА — газоперекачивающий агрегат.

ГРС — газораспределительная станция.

ГТП — газотранспортное предприятие.

ГТС — газотранспортная система.

ДС — диспетчерская служба.

ДУ — диспетчерское управление.

ДЦ — диспетчерский центр.

ЕСГ — Единая система газоснабжения.

ЗВ — загрязняющее вещество.

Л ИВС — информационно-вычислительная система.

ИИ — искусственный интеллект.

У ИТК — интеллектуальный технологический контроллер.

КС — компрессорная станция.

КСО — компьютерные средства обучения.

КСО и ПП — компьютерные средства обучения и профессиональной подготовки.

КСПП — компьютерное средство профессиональной подготовки.

КЦ — компрессорный цех.

ЛВС — локальная вычислительная сеть.

ЛПР — лицо принимающее решение.

ЛПУМГ — линейное производственное управление магистральными газопроводами.

ЛУ — линейный участок.

МГ — магистральный газопровод.

НСИ — нормативно-справочная информация.

ОДР — область допустимых режимов.

ПДК — предельно допустимая концентрация. ПДС — производственная диспетчерская служба. программное обеспечение, пакеты прикладных программ, региональная газоснабжающая система, система отображения информации, станция подземного хранения газа, учебно-тренировочная задача, центральная диспетчерская служба. центральное производственно-диспетчерское управление, человеко-машинная система, экспертная система, экспертная система реального времени.

LAN — (Local Area Network) локальная вычислительная сеть.

MIS — (Management Information System) административная информационная система.

RTU — (Remote Terminal Units) удаленный терминал.

SCADA — (Supervisory Control And Data Acquisition) автоматическая система управления и сбора данных. л.

S по.

ППП РГС сои спхг.

УТЗ ццс цпду.

Ч-М система эс.

ЭСРВ ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всероссийская научно-техническая конференция «Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки». Тезисы докладов. ГАНГ им. И. М. Губкина М. 1994* 151с.
  2. X., Монтгомери Дж., Аль-Амлани, Шах Дж. Использование экспертных систем при проектировании морских эксплуатационных установок. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом1988, № 6, — 43−45с.
  3. База технологических данных и оптимизационные задачи АСДУ РГС. Р. Я. Берман, В. В. Гимон, Н. В. Журавлева и др.-М.: ИРЦ Газпром, 1993.-40с.Ч
  4. A.A., Еремеев А. П. Экспертные системы принятия решений в энергетике .
  5. Под ред. А. Ф. Дьякова, — М.- Изд. МЭИ, 1994, — 216с.
  6. Р.Я., Журавлева Н. В. Локальная вычислительная сеть диспетчерских и технологических АРМ.-М., ВНИИЭгазпром. 1992.-35с. Обз.инф. Сер. Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности.
  7. Р.Я., Панкратов B.C. Автоматизация систем управления магистральными газопроводами. Л., Недра, 1978. 159 с.
  8. И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта. Пер. с англ. М.: Мир, 1990- 560с.
  9. В.Н. Оптимизация человеко-машинных систем на основе прогнозирования функционального состояния оператора. Автоматика и телемеханика. № 12, 1995,-124−137С.
  10. Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М., Изд.-во «Советское Радио», 1973.-440с.
  11. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. Пер. с англ.-М.: Конкорд. 1992.-519с.
  12. Е.В., Григорьев Л. И., Попадько В. Е. Обзор автоматических информационных систем управления технологическими процессами. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. Вып. 1. 1996 4−15с.
  13. А.И., Григорьев Л. И. Компьютерные технологии профессиональной подготовки инженерных кадров. Высшее образование в России. 4, 1995.
  14. У.Г. Анализ крупных аварий на предприятиях переработки углеводородов за 30 лет. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1988, № 9.
  15. Л.И., Сарданашвили С. А., Мур Р. Динамические экспертные системы (на ^ основе 02) в управлении трубопроводным транспортом. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности, вып, 1996. (В печати).
  16. Л.И. Автоматизированный тренажер для подготовки диспетчерского персонала газотранспортных производственных объединений. Тезисы докладов. 11 Школа-семинар по проблемам трубопроводного транспортаУфа, 1988−55−56 с.
  17. Л.И. Задачи разработки диспетчерского тренажера в транспорте газа. ВНИИЭгазпром, Газовая пром. Серия: экономика, организация и управление производством в газовой пром. Вып.З., 1988 1−4с.
  18. Л.И. Имитационное моделирование и обучающие системы в транспорте газа. М.:ВНИИЭгазпром, Обз.инф.Сер.Транспорт и подземное хранение газа Вып.6. 1988. 30с.
  19. Л.И. Методология построения тренажеров исследовательского типа. Тезисы докладов Межвузовской научно-практической конференции «Эффективность информационных технологий обучения в высшей школе».г.Новороссийск, 1994.
  20. Л.И. Организация и методика контроля знаний в компьютерном обучении. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. Вып. 6. V 1995. 3−7с.S
  21. Л.И. Уровни моделирования в компьютерном обучении. Тезисы докладов 4 Всероссийской научно-методической конференции «Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки». Москва. 1994.
  22. Л.И., Андреев Е. Б., Кузнецова Л. В. Практикум по курсу «Пакеты прикладных программ». М. ГАНГ, 1992.-76с.
  23. Л.И., Иванов В. Н., Надирадзе И. А., Подгорнов В. М., Степанкина O.A. Автоматизированный обучающий комплекс «Испытатель». ИРЦ ГАЗПРОМ, Серия: экономика, организация и управление производством в газов, пром. Вып.4−5. 19 931. Д 27−29с.
  24. Л.И., Кузнецова Л. В., Митичкин С. К., Молотков Г. П., Юдовский О. В. Методические указания к работе на автоматизированном тренажерном комплексе (для обучающих).М. :МИНГ,-1990- 21с
  25. Л.И., Кузнецова Л. В., Митичкин С. К., Молотков Г. П., Юдовский О. В. Имитационное моделирование газотранспортных систем в задачах диспетчерского управлениям.: МИНГ им. И. М. Губкина, 1989−5Ос.
  26. Л.И., Кузнецова Л. В., Митичкин С. К., Молотков Г. П., Юдовский О. В. Методические указания к работе на автоматизированном тренажерном комплексе, (для обучаемых).М.: МИНГ.-1990.-15с.
  27. Л.И., Митичкин С. К. Организация информационного обеспечения тренажера-диспетчера ГТС. Газовая промышленность. Вып. 4, 1988- 32−35с.
  28. Л.И., Молотков Г. П., Юдовский О.В. Оценка эффективности обучения на тренажерах в системе повышения квалификации диспетчерского персонала газо
  29. Л.И., Надирадзе И. А., Подгорнов В. М., Степанкина O.A. Информационно-обучающая система оперативного управления и проектирования процесса испытания скважин. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности, вып.2, 1994 с.11−12.
  30. Л.И., Панкратов B.C., Юдовский B.C. Учет нестационарного газопотребления для оперативного управления газотранспортными системами. Газовая промышленность. Серия экономика, организация и управление производством. Вып. 2, 1987- 5−9с.
  31. Л.И., Сарданашвили С. А., Дятлов.В. А. Компьютеризированная система подготовки диспетчерского персонала в транспорте газа. Изд.-во «Нефть и газ».М. 1996- 195с.
  32. Л.И., Арабаджи М. С. Гасымов И.Т. Экспертные системы и их применение (на примере нефтегазовой геологии).-М.:ИРЦ"Газпром", 1993.-69с.
  33. Л.И., Ионкин С. П. Системы, основанные на знаниях, и их применение в нефтегазовой промышленности, ВИИЭГазпром.Серия:в помощь экономическому образованию .Обз.инф., вып.11−12. 1989- 56с.
  34. Л.И., Поддубный Ю. А. Процесс моделирования в тренажерных системах. Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конференции «Микропроцессорные комплексы для управления технологическими процессами», г. Грозный, 1991.
  35. Григорьев Л. И. Компьютерные средства обучения и профессиональной подготовки (по материалам Московского межвузовского семинара) Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности, вып.2, 1994-С.2−6.
  36. Л.И., Леонов Д. Г. Перспективы применения экспертных обучающих систем в нефтегазовой отрасли. ИРЦ ГАЗПРОМ, Серия: экономика, организация и управление производством в газов, пром. Вып. 4−5. 1993 с. 1−9.
  37. Л.И., Попадько В. Е., Ваулина Е. В. Управление технологическими процессами в нефтегазовой отрасли с применением экспертных систем реального времени. Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции. Минск, 1995 г.
  38. Л.И., Черноиванов В. А. Перспективы разработки и использования тренажеров в транспорте газа ВНИИЭГазпром, Газовая пром.Серия: экономика, организация и управление производством в газ. пром. Вып.2, 1991−1-4с.
  39. Л.И. Имитационное моделирование технологических процессов при проектировании систем управления. Тезисы докладов 5 Республиканской Межведомственной научно-технической конференции. Одесса, 1987. I
  40. ГригорьевЛ.И. Методические рекомендации по применению имитационного моде) лирования в АСУ. М.: МИНХ им. Губкина, 1987- 35с.
  41. Л.И., Подгорнов В. М., Фастовец Н. О. Математическая статистика в задачах нефтегазовой отрасли.ГАНГ им. Губкина 1995- 44с.
  42. И.И. Проект НИИИС AEG. Газовая промышленность № 9−10. 1996 -58−61с.
  43. Ф. Мозг как вычислительная машина. Пер. с англ. Под ред. П. К. Анохина. Изд.-во ин. лит. М.: Мир. 1963 528с.
  44. B.C. Системный анализ операторской деятельности,— М.: Радио и связь, 1990,120с.
  45. В.M. Электронные тренажеры. М.: Знание, 1986.-(Новое в жизни, науке, технике. Серия: «Радиоэлектроника и связь», № 5).- 64с. v 58. ЗигельА., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе человек-машина.Пер.с ^ англ. М.: «Мир». 1973−261с.
  46. Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога:Пер. с англ. М.: Мир, 1993,-608с.
  47. Информатика и теория развития. А. К. Айламазян, Е. В. Стась / М.: Наука, 1989,-174с.
  48. Кадзуо Кояма, Такахаси Цуканото. Разработка обучающей системы моделирования в реальном масштабе времени («Study»). Пер. с японского. Кэйсо, 1984, т. 27, № 11, 4248 с.
  49. М. Мультимедиа — СПб.: BHV-Санкт-Петербург 1994- 192с. Л
  50. Е.Б. Обзор фунциональных возможностей и технических характеристик сис-^ темы G 2 . Материалы семинара «Экспертные системы реального времени «М. :1. ЦРДЗ. 1995- 38−42 с.
  51. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. М.: Статистика, 1978-Вып. 1,221 е.- Вып.2, 335с.
  52. Концепция автоматизированного управления Единой системой газоснабжения России. Авторы: М. Г. Сухарев, Е. Р. Ставровский, Р. Я. Берман. Отчет. РАО «Газпром». М. 1993
  53. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990−192с.
  54. С.А., Уоллес Дж.Ч. «Газопроводная иформационно-управляющая система, объединяющая центры диспетчерского персонала», «Нефть, газ и нефтехимия за рубежом», № 5, 1991г.
  55. Р., Влейминк И. Интерфейс человек-компьютер: Пер. с англ.-М.: Мир, 1990 — 501с.
  56. Кочуева О. Н. Методы гидравлического расчета закольцованных трубопроводных
  57. Ч систем в задачах оперативного диспетчерского управления для подготовки специалистов. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности.№ 6, 1995, — 20−23с
  58. A.A. Основы теории авиационных тренажеров. Машиностроение. Москва. 1995, — 304 с.
  59. Ю.И. Задачи и средства концептуальной подготовки специалистов . Тезисы докладов 4Всероссийской конференции «Тренажеры и конпьютеризация профессиональной подготовки».-Москва.ГАНГ им. И. М. Губкина, 1994.
  60. .Ф. Человек и техника. М.: Сов.радио.1966 464с.
  61. Математическое моделирование технологических объектов магистрального транспорта газа. /Константинова И.М., Дубинский А. В, Дубровский В. В. и др. М.: Недра, 1988, — 192 с.
  62. Г. Ш., Годунов А. И., Ермолов O.K. Авиационные тренажеры и безопасность полетов- Под ред. МееровичаГ. Ш, — Воздушный транспорт. 1990−343с.
  63. А.П., Хасилев В. Я. Теория гидравлических цепей. М.: Наука, -1985.
  64. N 78. Методы теории автоматического управления. Фельдбаум А., А., Бутковский А. Г. Гл. ред. физ.-мат. лит. Изд.-во Наука. М., 1971.-744с.
  65. Дж. Информация и память. Сборник статей «Восприятие. Механизмы мозга.» М.: «Мир». 1974- 28−36с.
  66. Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. Пер. с англ. Предисл. Д. А. Поспелова.-М.: Мир: -1987.-255с.
  67. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. Пер. с англ. М.: «Мир». 1975−500с.
  68. Г., Пригожин И. Познание сложного.Введение. Пер. с англ.-М.: Мир, 1990,-344с.ч
  69. Дж. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление: Пер. с англ./Пред. Б. В. Кадомцева.- М.: Мир, 1989, — 488с.
  70. М.А., Денцер П. «Внедрение новой информационной системы с открытой структурой», «Нефтегазовые технологии», № 6, 1994г.
  71. Н. Принципы искусственного интеллекта . Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1985.- 375с.
  72. С. «Мультимедиа синтез трех стихий». КомпьютерПресс, 7−8, 1991.
  73. Е. Обработка знаний. Пер. с японск. М.: Мир, 1989 — 293с.
  74. Открытые системы. Материалы к межотраслевой Программе «Развитие и применение открытых систем. Москва. 1995 г -182с.
  75. B.C., Дубинский А. В., Сиперштейн Б. И. Информационно-вычислительные системы в диспетчерском управлении газопроводами. JL, Недра, 1988−246с.
  76. B.C., Берман Р. Я. Разработка и эксплуатация АСУ газотранспортными системами. Л.: Недра, 1982−255с.
  77. B.C., Митичкин С. К. Расчет многоцеховой КС на ЭВМ СМ-4. Газовая промышленность. Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, 1983, вып.6 (ВНИИЭГАЗПРОМ) .
  78. В.Ю., Рутковский И. П., Фридман В. Е., Калмыков В. В., Гончаров В. В. Модернизация информационной системы управления ЕСГ РАО «Газпром». Газовая промышленность, № 3−4, 1996. 36−39с.
  79. Э.В. Экспертные системы реального времени. Материалы семинара «Экспертные системы реального времени «М.: ЦРДЗ. 1995- 5−21с.
  80. Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б. Статические и динамические экспертные системы (классификация, состояние, тенденции). Методический материал. М.: Центральный Российский Дом Знаний, 1995.-125с.
  81. Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с
  82. А ЭВМ, — Наука, Гл. ред. физ.-мат лит., 1987.-288с.ч
  83. Построение экспертных систем: Пер. с англ. ./ Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермена, Д.Лената.-М.: Мир, 1987.-441с.
  84. Представление и использование знаний. Пер. с японск. Под ред. X. Уено, М. Исизука- М.: Мир, 1989−220с
  85. В.Ф., Приснякова Л. М. Математическое моделирование переработки информации оператором человекомашинных систем .-М. Машиностроение. 1990−248с.
  86. Разработка и применение экспертно- обучающих систем: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1989, -154с.
  87. Савельев, А Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. Высшая школа. 1986, — 176с.
  88. С. А. Методы оперативной диагностики состояния трубопровода при управлении газотранспортными предприятими. Диссертация на соискание ученой степени канд.тех. наук. Научный рук. проф. М. Г. Сухарев. М.: МИНХ и ГП. 1983.
  89. С.А., Кочуева О. Н., Митичкин С. К. Компьютерный тренажерный комплекс обучения диспетчерского персонала газотранспортных производственных объединений. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности^, 1994, — 12−15с.
  90. С.А., Митичкин С. К., Егоров A.B. Оптимизация режимов транспорта газа по газотранспортным сетям. Газовая промышленность, Сер. Экономика, организация и управление производством в газовой промышленности, № 2, 1991.-8−15с.
  91. Сложные эргатические системы.Учеб.пособие. /М.С.Тер-Мхитаров. Перм.гос. тех. ун-т. Пермь, 1993−114с.
  92. М.Г., Ставровский Е.Р» Брянских В. Е. Оптимальное развитие систем газоРснабжения. — М., Недра, 1981.-294с.
  93. М.Г., Ставровский Е. Р. Оптимизация систем транспорта газа-М.: Недра. 1975−277с.л
  94. Ф. Нейрокомпьютерная техника: теория и практика. Пер. с англ. М.: Мир, 1992.-240с.г
  95. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам Пер. с англ. М.: Мир, 1989.-388 с.
  96. Философские мысли натуралиста. В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988−520с.
  97. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983 840с.
  98. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ.- М.: Мир, 1985.-423с.
  99. К.Г. «Прошлое, настоящее и будущее систем централизованного контроля в трубопроводном транспорте», «Нефть, газ и нефтехимия за рубежом», № 9, 1987г.
  100. Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа. В 2 -х т. Пер. с финск. М.: Мир, 1990 -447с.
  101. И. А. Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах. Изд. 2, пе-рераб. и доп., М., Недра, 1975, — 296 с. ч
  102. Р. Имитационное моделирование систем-искусство и наука. Пер. с англ. М.:1. Y «Мир». 1978−418с.
  103. С., Меллор С. Объектно- ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях: Пер. с англ.- Киев: Диалектика, 1993, — 240с.
  104. Botkin I.W. IV Illustrations of a many learning perspective in «No limits of Learning». Rapport of the Club of Rome, Pergamon Press, Oxford, 1979, ch.4, pp. 83−159.
  105. Budarin V.B., Dyatlov V.A., Chernoivanov V.A.Grigoriev L.I. Computer Tools and Simulators in the System of Permanent Education in the Gas Industry. Ill World Symposium of Computing in the Gas Industry, 26−29 April 1993 Wurzburg (Germany).
  106. C.R.Campbell. Distance learning. Report of Committee K, 19 World Gas Conference, Milan 20/23 June 1994,-p. 101−108.
  107. Greg Loveria, Don Kinstler. «Multimedia: DVI Arrives». Byte, IBM Special Edition, Fall, 1990.
  108. Gr., Wills D.J. » Shadow», «look-ahead «models keys to pipe-line-transient control. Oil & Gas Journal. Vol. 10, January 1994.
  109. Grigoryev L.I., Leonov D.G., Sardanashvili S. A. An Object-Oriented Approach to the Development of the Training Programs with the Means of Expert Systems. International
  110. Conference of Engineering Education. Absracts. ICEE'95. May23−25,1995,Moscow, Russia.p.200.
  111. Grigoriev L.I., Posijagin B. S., Podmarkov V.U., Sardamashvili S. A. Supervision des systemes complexes de transport de gaz. 20 e Congres mondial du Gaz, Copenhague, 10−13 juin 1997.
  112. Gupta T., Glosh B.K. A survey of expert systems in manufacturing and process planning. Computers in Industry, 1988, v. 11, 195−204 p.
  113. Johanson G., Sjostrand K. Advanced on-site conceptual simulator for Forsmark 3,-Operational Safety of Nuclear Power Plants 1984,№ 6, pp. 123−135.
  114. John G. Cartledge, Brayton O.Paul. Expert computer systems reduce electrical consumption. Chemical Processing, july 1994.
  115. Ken Schwendemann. Multimedia simulation increases understanding of oil field tools. Oil & Gas Journal, Jan.9, 1995, — p. 34−36.
  116. M.Tononello. The multi-media teaching. Report of Committee K, 19 World Gas Conference, Milan 20/23 June 1994, — p. 98−101.
  117. Oil’s well that ends well. Expert Systems User, Apr. 1988, 14p.
  118. Rajest Bakhai, George R.Marr. A simulation system for operation training.-Proc. Summer Computing Simulation Conference, Chicago III, 1977, — pp.256−260.
  119. Report of Committee C Transmission of Gases International Gas Union- IGU/C-94.
  120. Rock-steady analysis for the oil industry. Expert Systems User, July 1988 10−1 lp.
  121. Sandercock W.G. Union Gas applies expert system to optimize pipe-line. Pipe Line Industry, September 1994.
  122. SCAD A Open-Ended System for Advanced Network Control. ABB business ared Network Control. Publication № 1KC13E.
  123. W.Strepenne, F. Bosscha, R. Schoumacher, H. Wolf, P.Pagani. Coordination of the Dispatching Activities for Interconnected Gas Transmission systems in the European Community. International Gas Union- IGU/C5−94.
  124. Yuen-Liang David Su. A review of the literature on training simulators: Transfer of training and simulator fidelity. Georgia Institute of Technology, Centre for Man-Machine Systems Research School of Industrial and Systems Engineeringh, Atlanta, 1984.
Заполнить форму текущей работой