1.Четыре основных этапа в развитии античной философии Основные этапы развития для древних греков, живших в период античной философии оновления цивилизации, мир — огромное собрание разнообразных природных и общественных сил и процессов. Как жить в таком мире? Кто правит миром? Как согласовать собственные возможности с тайными и могущественными силами природы? Что есть бытие и каковы его основания, начало? Бытие ассоциировалось с многочисленностью изменяющихся стихий, а сознание — с ограниченным количеством понятий, и они сдерживали хаотичное проявление стихий. Поиск устойчивого первоначала в сменном кругообороте явлений необъятного Космоса — основная познавательная цель стародавньогрецькой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первых началах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии являются значимыми разумные доводы, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития духовной культуры, и цивилизации Европы.
В развитии античной философии выделяется четыре основных этапа. Первый этап — охватывает VII—V вв. до н. э. и называется досократиевским. Философы, которые жили до Сократа, так и называются-досократиками. К ним относятся мудрецы из Милета (так называемая Ми-летська школа — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элеаты (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорийцы, ато-содержи (Левкипп и Демокрит). В центре ранней — Досократовско-греческой натурфилософии стояли проблемы физики и Космоса.
Второй этап — примерно со середины V в. до н. э. — до конца IV в. до н. э. — классический. Софисты и Сократ, которые впервые попытались определить суть человека, осуществили антропологический поворот в философии. Философское наследие Платона и Аристотеля, характеризуется открытием сверхчувственного и органичной формулировкой основних классических проблем, наиболее полно обобщает и отражает достижения классической эпохи греческой античности.
Третий этап в развитии античной философии — конец IV—II вв. до н. э. — его обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к формированию проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху заката и упадка эллинистической культуры. Тогда популярно творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.