Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода. Поэтому исследование данной темы является актуальным. В свою очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Характеристика развития мирового рынка услуг
    • 1. 1. Понятие мирового рынка услуг, его признаки и предпосылки формирования
    • 1. 2. Структура мирового рынка услуг и факторы влияния
    • 1. 3. Регулирование международной торговли услугами
  • Глава 2. Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь
    • 2. 1. Структура и динамика развития рынка услуг в Республике Беларусь
    • 2. 2. Развитие национального рынка услуг
    • 2. 3. Развитие экспорта услуг в Беларуси
  • Глава 3. Перспективы и направления развития рынка услуг Республике Беларусь
  • Заключение
  • Список использованых источников

Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — самая динамичная статья мировой торговли.

Что касается Беларуси, то она входит в первую десятку европейских стран по показателю «соотношение объема внешней торговли и ВВП». В отличии от России и Украины, которые богаты ресурсами, имеют мощный энергетический и сырьевой потенциал, Беларусь тем не менее опережает эти страны по доле производства продукции перерабатывающих отраслей и свои потребности в валютных ресурсах реализует посредством экспорта готовой продукции и услуг.

Этот фактор определил приоритеты экономической стратегии на поддержку базовых отраслей, ориентированных на экспорт. В настоящее время Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам, а сложившаяся структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта товаров. В течение последних лет стабильно сохраняется, например, группа «машины и оборудование» и «транспортные средства» на уровне 30%, а совместно с продукцией химической и текстильной промышленности экспортируемая продукция белорусского машиностроения составляет порядка 60% общего объема экспорта Республики Беларусь.

Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.

Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода. Поэтому исследование данной темы является актуальным.

Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики.

Цель курсовой работы — определение сущности международного рынка услуг, тенденций его развития и анализ внешней торговли услугами в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы обусловлены ее целью:

— раскрыть теоретические основы развития мирового рынка услуг;

— проанализировать становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь.

Объект исследования: рынок услуг.

Предмет исследования: становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь.

1.2 Структура мирового рынка услуг и факторы влияния

К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. Международный валютный фонд (МВФ) подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные ус-луги, туризм, прочие услуги. В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [7, с.34].

В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления [13, с. 131]:

1. Услуга предлагается на территории ее потребления.

2. Услуга потребляется за рубежом.

3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом.

4. Услуга не перемещается из страны в страну.

Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным услугам, четвертой — к не факторным.

В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Ф. Международные экономические отношения / Е. Ф. Авдокушин. — М.: Юристь, 2008. — 25 с.
  2. , В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пос. / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.
  3. , Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим / Н. Н. Грачев. — Мн.: ООО «Мисанта», 2009. — 88 с.
  4. , Е.Л. Международные экономические отношения / Е. Л. Давыденко — Минск: БГУ, 2010. — 87 с.
  5. , С.Н. Современные тенденции развития туризма в Беларуси / С. Н. Зубачев // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2009. — № 6. — С. 8−10.
  6. ИТ-страна [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://www.it-strana.by Дата доступа: 02.03.2011.
  7. , А. Международная экономика. / А. Киреев. Т. 1,2. — М. Международные отношения, 2009. — 134 с.
  8. , С.И. Транснациональные корпорации: особенности конкурентных преимуществ / С. И. Мазоль // Вестник БГЭУ. — 2010. — № 5. — С.95−99.
  9. Международное общественное объединение «Развитие» [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://evolutio.info Дата доступа: 02.03.2011.
  10. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов [и др.]; под ред. А. И. Евдокимов. — М.: ТК Велби, 2007. — 552 с.
  11. Международные экономические отношения: Учебник / В. Е. Рыбалкин [и др.]; под ред. В. Е. Рыбалкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Дипломатическая академия МИД РФ, 2006. — 368 с.
  12. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.mfa.gov.by. — Дата доступа: 25.02.2011.
  13. Мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 240 с.
  14. Мировая экономика: Учеб. / А. С. Булатова [и др.]; под ред. А. С. Булатова. — М: Юристъ, 2006.- 734 с.
  15. Новости ИТ — стати из мира информационных технологий [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://news-it.clan.su Дата доступа: 02.03.2011.
  16. , Г. П. Международная экономика: Учеб. пособ / Г. П. Овчинников. 3-е изд.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. — 384 с.
  17. , Е.Н. Формирование и функционирование инвестиционного рынка в трансформационный период в Республике Беларусь: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01/ Е. Н. Петрушкевич / Бел. гос. экон. ун-т. — Минск, 2009. — 20 с.
  18. Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.export.by. — Дата доступа: 28.02.2011.
  19. , О.В. Оценка и перспективы развития сферы бизнес-услуг в Беларуси / О. В. Сивенков / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2011. — № 6. — С. 11−13.
  20. , Г. В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития / Г. В. Турбан / Белорусский экономический журнал. — 2008. — № 1. — С. 15.
  21. Экономика Белорусского Государственного Экономического Университета — Блог [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://www.economy-web.org/ Дата доступа: 02.03.2011.
Заполнить форму текущей работой