Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.
Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств.
Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий: одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на «светлый путь» биржевой котировки, другие хотят подороже «продаться» крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не меньшего уважения мотивация деятельности: «Хочу быть сам себе господином». И тогда вообще вопрос максимизации рыночной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. При подобной мотивации собственник обычно избегает пополнения капитала предприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая це-лесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки.
Объект данного исследования: малые предприятия.
Предмет исследования: особенности управления финансами на малых предприятиях.
Цель исследования: раскрыть особенности и сущность управления финансами на малых предприятиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть отличительные особенности малых предприятий;
2. Рассмотреть особенности финансового анализа деятельности малого предприятия.
3. Описать особенности управления финансами малого предприятия.
В рассмотренной литературе данный вопрос раскрыт достаточно глубоко и всесторонне, что объясняется прежде всего повышенным вниманием к малому предпринимательству в нашей стране. Однако большинство исследований принадлежит зарубежным авторам, так как в России еще не накоплен достаточный аналитический материал и не отработаны пути его формирования.