Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государственных служащих в механизме российского государства: Вопросы теории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой статус государственных служащих — важнейшая комплексная юридическая категория, объединяющая права, обязанности, запреты, гарантии, ответственность. Права и обязанности позволяют достаточно четко обозначить особенность определенной государственной должности, выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государственного служащего и тем самым не допустить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и структурные элементы механизма российского государства
    • 1. 1. Понятие и структура государственного механизма
    • 1. 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
    • 1. 3. Государственные служащие как элемент механизма государства. Бюрократия и бюрократизм: соотношение понятий
  • Глава II. Правовое положение государственных служащих как основа функционирования государственного аппарата
    • 2. 1. Правовые основы деятельности государственных служащих
    • 2. 2. Правовой статус государственного служащего и его соотношение с конституционным статусом
  • Глава III. Совершенствование деятельности субъектов власти в России на современном этапе
    • 3. 1. Повышение нравственной и правовой культуры государственных служащих как условие формирования правовой государственности в России
    • 3. 2. Деятельность органов власти по соблюдению и защите прав и свобод человека
    • 3. 3. Реформа государственного управления в России: концепция и реальность

Роль государственных служащих в механизме российского государства: Вопросы теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Механизм современного российского государства как структурное и предметное его олицетворение трансформируется, выстраивая свою структуру в соответствии с условиями и потребностями общества. Наиболее динамичные изменения происходят в системе исполнительной власти: с одной стороны — усиление властной вертикали, с другойнеизбежные процессы децентрализации власти, переход от государственного администрирования к государственному менеджменту, возрастание роли человеческого потенциала, без которого невозможны никакие реформы.

Как элемент механизма государства, государственные служащие составляют его интеллектуальное ядро, которое должно отвечать парадигмам современности. Аксиомой функционирования государства является обязательное формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам и целям государства, его политическому устройству и функциям. Государственная служба — один из тех инструментов властного управления, который способен придать государству как правовой, демократический, так и антиправовой, антигуманный характер. Социальная оценка деятельности государственных служащих непосредственно отражается на оценке механизма государства в целом.

Президент России подчеркнул, что «наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению"1.

В сфере деятельности государственных служащих накопилось немало проблем и отчетливо проявляющихся негативных тенденций: снижение про.

1 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года // Российская газета. 2005.26 апреля. фессионализма кадров, процветание коррупции, правовой нигилизм, безответственность, чиновничий произвол, равнодушие и даже пренебрежение к общественным проблемам. Очевидная неадекватность функционирования государственной службы складывающимся реалиям развития российской государственности, помимо прочих причин, связана также с серьезным отставанием научного обеспечения реформационных процессов.

Основные приоритеты реформы государственной службы — стремление сделать ее более гибкой и мобильной в кадровом отношении, децентрализовать и менеджеризировать, уменьшить роль традиционной «административной лестницы», повысить внимание к этике и стандартам поведения государственных служащих. «Трансформация» российской бюрократии, преодоление ментальных стереотипов требуют качественного обновления философии государственной службы, ее архитектуры. Главное — сделать государственную службу отзывчивой к нуждам людей, подконтрольной не только «начальству», но и гражданскому обществу.

Все изложенное актуализирует необходимость осмысления с современных научных позиций деятельность государственных служащих как наиболее значимого политико-правового феномена механизма современного российского государства.

Степень научной разработанности темы. Значимость, актуальность, проблемы функционирования государственных служащих обусловили высокий теоретический и практический интерес к ней со стороны специалистов отраслевых юридических наук. Вместе с тем, в рамках общей теории государства и права вопросы государственной службы, в силу ряда объективных и субъективных причин, занимают в настоящее время лишь периферийное положение среди многочисленных научных изысканий.

В последние годы появились диссертационные работы по истории развития государственной службы (A.A. Воротников) и теоретико-правовые исследования, посвященные анализу деятельности отдельных органов государства как структурных элементов его механизма (О.М. Алехина, C.B. Белякова,.

M.B. Горбачева), но практически отсутствуют труды, в которых функционирование государственных служащих рассматривалось бы в качестве системного, институционального звена механизма государства.

Работа написана в общетеоретическом плане, но автор опирался на идеи отраслевой науки, в частности, конституционного и административного права.

Мировоззренческую базу проведенного исследования составили труды отечественных ученых-правоведов: С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, М.И. Байти-на, В. М. Баранова, П. П. Баранова, П. Т. Василенко, Н. В. Витрука, H.H. Воплен-ко, A.A. Воротникова, В. В. Гибова, Э. П. Григониса, JI.A. Григоряна, П. А. Гука, Б. П. Елисеева, И. А. Иванникова, М. К. Искаковой, В. Н. Карташова, Л. И. Каска, В. В. Копейчикова, В. Н. Кудрявцева, B.JI. Кулапова, В. В. Лазарева, В.В. Лапае-вой, Д. А. Липинского, Е. Л. Лукашевой, В. Я. Любашица, A.B. Малько, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, М. Н Марченко, A.C. Мордовца, A.A. Павлуши-ной, C.B. Полениной, A.B. Полякова, Т. Н. Радько, О. Ю. Рыбакова, В. П. Сальникова, В. А. Сапуна, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова, В. В. Сорокина, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, Р. Л. Хачатурова, Б. Л. Хесина, В.Е. Чир-кина, В. М. Шафирова, А. И. Экимова.

Применительно к теме исследования были проанализированы выводы ученых отраслевых юридических наук: С. А. Авакъяна, И. Н. Барцица, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, В. В. Гошуляка, A.A. Гришковца, В. Т. Кабышева, Ю. М. Козлова, Е. В. Колесникова, Г. Н. Комковой, Н. М. Конина, O.E. Кутафина, В. М. Манохина, В. В. Мамонова, А. Ф. Ноздрачева, A.B. Оболонского, И. В. Пановой, В. И. Радченко, И. А. Умновой, Ю. Н. Старилова, П. П. Сергуна, Б.С. Эб-зеева.

Важную роль сыграло использование работ специалистов в области государственного управления: Г. В. Атаманчука, В. Д. Граждана, В. Г. Игнатова, B.C. Комаровского, Е. В. Охотского, A.B. Понеделкова и других.

Цель и задачи исследования

Целью работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с осмыслением роли государственных служащих в механизме российского государстваправовой регламентацией, организацией, функционированием государственных служащихвыявлением тенденций развития данного института в современных условиях.

В соответствие с целью диссертационного исследования были определены следующие задачи:

— проанализировать и обобщить наиболее значимые научные подходы к категории «механизм государства»;

— оценить состояние и тенденции развития механизма современного российского государства;

— определить место и роль государственных служащих в структуре государственного аппарата в современный период;

— изучить особенности правового регулирования деятельности государственных служащих;

— подвергнуть анализу основные элементы правового статуса государственных служащих, выявить специфику их юридической ответственности;

— исследовать негативные явления организационного и правового характера в сфере профессиональной деятельности государственных служащих (бюрократизм, коррупция, правовой нигилизм);

— показать роль правовой культуры как фактора оптимизации государственной службы;

— обосновать необходимость административно-правовой реформы в деле создания целостной системы государственной службы в России;

— сформулировать выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности государственных служащих.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования механизма современного российского государства.

Предметом диссертационного исследования выступают государственные служащие как элемент механизма российского государства.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач использовались известные методы научного познания объективной реальности: диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический.

Специфика предмета исследования, представляющего интерес не только для общетеоретической юридической науки, обусловила использование комплексного подхода к изучению функционирования одного из наиболее значительных структурных элементов механизма государства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в современной постановке проблемы, комплексном анализе организационного и функционального бытия государственных служащих в механизме современного российского государства. Представленное теоретическое исследование является одним из первых в послереформенные годы, в котором применительно к новым реалиям и условиям анализируются структурно-системные изменения механизма современного российского государства. Автором дается оценка динамики и результатов реформирования российской государственности, показано место государственных служащих в процессах модернизации политико-правовых отношений. В свете проводимой административной реформы обозначена роль государственной службы как в целом в механизме государства, так и в эффективной реорганизации системы исполнительной власти.

В соответствие с законом о системе государственной службы в механизме государства функционируют гражданские, правоохранительные, военные государственные служащие. Учитывая многогранность проблемы, автор не стремился к рассмотрению всех аспектов выбранной темы. В контексте нового законодательства в работе упор был сделан на исследование роли государственных гражданских служащих в структуре всех ветвей власти механизма современного российского государства, что не было предметом самостоятельного научного теоретико-правового анализа.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Проведенный анализ различных подходов к понятию «механизм государства» позволяет сделать вывод о том, что единое понимание данного феномена в отечественной юридической науке не выработано. Опираясь на достижения юридической науки и практики, учитывая реалии, механизм современного российские государства можно определить как динамично функционирующую систему государственных органов и организаций, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих комплексное управление общественной жизнью на основе согласования социально значимых интересов.

Структура и методы деятельности государственного механизма зависят от своеобразия экономического, исторического развития государства, национальных традиций, территориальных факторов и соотношения политических сил.

Механизм государства призван реализовать его функции, эволюция которых обусловлена как внутренними факторами (формирование свободного рынка, децентрализация управления, становление институтов гражданского общества и др.) так и внешними (глобализационные процессы, изменение геополитической обстановки, обострение локальных конфликтов).

2. Принципы государственного аппарата как наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования, в концентрированной форме отражают изменения, происходящие в общественной и государственной жизни России. Перечень принципов государственного механизма в современный период отличается большой вариативностью. Наиболее значимыми являются народовластие, разделение и единство власти, верховенство Конституции РФ, федерализм, гласность, приоритет и га-рантированность прав человека и гражданина, законность, профессионализм, сочетание децентрализации и централизации, коллегиальности и единоначалия, убеждения и принуждения. Особого внимания требуют принципы, позволяющие приспособить механизм государства к мировым тенденциям и новым российским условиям — принцип компенсирующих ограничений, принцип «дозволено только то, что разрешено законом», принцип «прозрачности» государственных органов, принцип этичности.

Критерием эффективности применения принципов является достижение системности механизма государства, а посредством ее — гармоничности и комплексности общественной жизни в целом.

3. Как базовый элемент механизма современного государства, государственные служащие составляют его интеллектуальное ядро. Они «очеловечивают» его, придают ему облик действующей и меняющейся в социальной среде динамичной структуры. Особенность государственного управления предполагает обеспечение тщательной, конкретной регламентации правового положения и деятельности государственных служащих.

Правовой статус государственных служащих — важнейшая комплексная юридическая категория, объединяющая права, обязанности, запреты, гарантии, ответственность. Права и обязанности позволяют достаточно четко обозначить особенность определенной государственной должности, выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государственного служащего и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия. Основываясь на нравственном фундаменте, права и обязанности играют роль цементирующего звена, скрепляющего юридический статус чиновника с его моральным обликом. Общетеоретический универсальный принцип единства прав и обязанностей, в полной мере относящийся к деятельности государственного служащего, находит свое продолжение в принципе взаимной ответственности государства и личности. В идеальном варианте это значит, что выполнение государственными служащими обязанностей по должности соответствует его личным интересам как гражданина.

Правовой режим ограничений в отношении государственного служащего в соответствии с принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом» имеет целью исключать злоупотребление субъективными публичными правами, установить разумный баланс интересов государства, общества и гражданина.

4. Итогами постсоциалистической модернизации для государственных служащих как элемента механизма государства явились: кадровая дестабилизация, снижение уровня профессионализма, низкая правовая культура, ослабление связи с институтами гражданского общества и т. д. Результатом расхождения интересов общества и государства, чиновников и граждан явилось распространение ведомственного правового нигилизма, поражающего духовные, нравственные, культурные устои общественного бытия.

Все эти негативные проявления в конечном итоге обернулись разгулом коррупции и бюрократизма и, как следствие, — утратой доверия граждан к государственным органам, чиновникам. В этих условиях права и свободы с одной стороны, и ответственность власти — с другой, существуют в ограниченном и извращенном виде, что сводит на «нет» эффективную работу государства.

5. Для понимания существа проблемы следует различать: универсапьные бюрократические принципы организации управления, бюрократию как социальную группу, осуществляющую повседневное управление государственной машиной, и бюрократизм как стиль работы части управленцев, ставящих во главу угла лишь собственные корпоративные интересы.

Бюрократизм и коррупция парализуют деятельность всех структур механизма российского государства, ставят его под контроль преступных сообществ. Опасные тенденции в сфере реализации власти усиливаются сближением и переплетением государственной и корпоративной бюрократии. Сосредотачивая в своих руках мощную экономическую власть, легко превращаемую во власть политическую, крупный бизнес активно формирует публично-правовую систему, диктуя свои правила игры государству. Борьбу с бюрократизмом и коррупцией нельзя сводить лишь к критике бюрократического стиля управления, к разовым антибюрократическим и антикоррупционным кампаниям и механическим реорганизациям государственного аппарата. Создание антикоррупционного и антибюрократического законодательства — только первый шаг в борьбе с этими явлениями. Реализация его требует консолидированных усилий государства и всех структур гражданского общества, также отчасти пораженных этим недугом. Одной из актуальных и сложных задач с учетом российской ментальности является воспитание нетерпимости населения к бюрократизму и коррупции.

6. Административно-правовая реформа, начатая самими чиновниками, пока своей главной цели — обеспечение служения гражданскому обществу — не достигла. Оценивая правозащитную деятельность государственных структур, автор делает вывод: в нынешней правовой системе нормативное регулирование указанных функций осуществляется слабо. Анализ законодательства показывает, что хотя в нем при обосновании деятельности государственных органов и их должностных лиц и присутствует аспект защиты прав человека, однако эти нормы не выстроены концептуально, не подкреплены механизмом реализации и потому носят в значительной степени декларативный характер.

7. Комплекс мер, способствующих повышению эффективности деятельности государственного аппарата, должен включать в себя выявление и устранение дефектов в деятельности чиновников, наличие качественного законодательства, опосредующего исполнение ими своих должностных обязанностей, реализацию условий, стимулирующих деятельность государственных служащих. Анализ действующего законодательства позволил соискателю сделать вывод, что механизм законодательного регулирования различных видов федеральной государственной службы пока не сформировался. Это затрудняет создание на практике отлаженной системы данного института и снижает эффективность механизма государства.

8. России необходима четко выстроенная государственная программа повышения уровня правовой культуры общества в целом и в сфере власти и управления в частности. Среди приоритетных направлений автор особо выделяет задачи совершенствования образовательной системы первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с упором в преподавании юридических дисциплин на их аксиологическую и антикоррупционную составляющую. В ходе проведения аттестации государственных служащих особое внимание следует уделять тестированию на знание законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина.

Мощным потенциалом, активизирующим правомерное поведение государственных служащих, обладают правовые стимулы и ограничения. Поощрительные меры, забытые в годы реформ, должны занять свое место в системе нравственно-правового воспитания чиновников. Принятие Этического кодекса государственного служащего РФ способствовало бы установлению нравственных параметров поведения чиновников, исключению конфликта интересов. При отборе и продвижении государственного служащего следует учитывать его моральные качества.

9. Ввиду повышенной значимости проблемы назрела необходимость разработки концепции юридической ответственности государственных служащих, должностных лиц, государства в целом. Одно из направлений работы — систематизация традиционных видов юридической ответственности с учетом наработок отраслевой юридической науки.

Автор поддерживает точку зрения о необходимости принятия Дисциплинарного кодекса государственных гражданских служащих, а также о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.

Для создания многозначной, многофункциональной системы защиты прав граждан целесообразно принять Федеральный закон «Основы правозащитной деятельности государственной власти в Российской Федерации». В таком законе можно было бы определить на период перехода к рынку роль государства и степень его ответственности за правовую защищенность граждан, стратегию всех ветвей власти в правозащитной области.

Формирование административной юстиции — значительный шаг по пути становления правового государства в России. Доработка и принятие Административного процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства, федерального закона об административных судах в Российской Федерации ждут своего часа.

Контроль за деятельностью властных субъектов должен быть реальным и эффективным. Особая роль должна отводиться институтам общественного контроля.

Научная и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в дальнейшей научной разработке исследуемой проблемы, в законодательной и правоприменительной практике.

Выносимые на защиту положения, выводы и рекомендации могут представлять практический интерес для депутатов, государственных служащих, преподавателей, студентов, интересующихся вопросами функционирования государственной службы в механизме российского государства.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Теория права и государства», «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право», «Муниципальное право», «Государственное и муниципальное управление» и др.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права, а также нашли отражение в научных публикациях автора.

Диссертант принимал участие в международных, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях.

Международные научно-практические конференции: «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство» (Саратов, 7−8 декабря 2000 г.), «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России)» (г. Саратов, 1−3 октября 2003 г.), «Актуальные проблемы развития «горизонтального федерализма» «(г. Балаково, 24−25 июня 2004 г.). Всероссийские научно-практические конференции: «Реформирование государственной службы как стабилизирующий фактор становления гражданского общества в России» (г. Саратов, 26 апреля 2005 г.) — «Проблемы и перспективы реформирования государственной и муниципальной службы в России» (г. Саратов, 25 января 2005 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных нормативных источников и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема организации и функционирования механизма государства, как показал опыт данного исследования, носит многоплановый характер. Изучение сущностных, организационных, функциональных, юридических аспектов механизма российского государства привело автора к необходимости анализа целого ряда общетеоретических вопросов: современного состояния и тенденций развития государственного механизма в целом, системообразующих связей между его основными компонентами, автономного своеобразия структурных элементов, факторов позитивно и негативно влияющих на его динамику и др.

Раскрытие роли государственных служащих через призму государственного механизма, позволило по-новому, в русле современных социальных преобразований, а также потребностей юридической науки и практики, взглянуть на анализируемые политико-правовые феномены.

На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Механизм государства не является застывшей конструкцией. Государственный механизм, приспосабливаясь к изменяющимся условиям и объективным потребностям, непрерывно совершенствуется, отражая закономерный процесс развития общества на всех его этапах. Структура механизма государства определяется прежде всего объектом государственного управления, который представляет собой сложную совокупность политических, экономических, социальных, культурных и других явлений. Кроме того, в значительной мере система механизма государства зависит от сущности и формы государства, а также его функций.

Построение правового государства требует рациональной, эффективной, мобильной, открытой, управленческой структуры, поэтому совершенствование организации и деятельности механизма государства приобретает для современной России решающее значение.

2. Осмысление принципов организации и деятельности механизма государства необходимо и для научного познания и для практической деятельности. Обладая таким качеством, как социальная нормативность, принципы указывают на то, что нужно, можно и чего следует избегать в сфере государственного управления. Исследуемые принципы «материализуются» в реально существующих процессах осуществления публичной власти, в структуре и повседневной деятельности аппарата государства, всех участников управленческих отношений. Большинство принципов государственного управления получают свое официальное закрепление в правовых нормах, что вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения, облегчает анализ самих принципов, разработку и внедрение наилучших путей их реализации, помогает совершенствовать законодательство.

Система принципов, на основе которых строится и «работает» современный аппарат российского государства отличается многообразием. Наиболее важными с точки зрения диссертанта являются принцип демократизма, разделения властей, приоритета и гарантированности прав человека, гласность, верховенство Конституции, сочетания децентрализации и централизации, коллегиальности и единоначалия, убеждения и принуждения.

3. Государственные служащие — важнейшая составляющая механизма российского государства. Без них и без их социально организующей деятельности государство и его механизм являются лишь теоретическими абстракциями, конструкциями, объединяющими и направляющими поведение служащих на выполнение социально необходимых задач. Государственные служащие выступают локомотивом механизма государства. Как справедливо подмечено, государственные служащие представляют собой самый ценный и воспроизводимый капитал общества и государства. Это означает, что механизм государства может работать слаженно и эффективно лишь при условии наличия квалифицированных, ответственных кадров. Именно этим объясняется масштабная реформа в сфере государственного управления, задачей которой является оптимизация функционирования государственных служащих.

Особенности государственного управления предполагают обеспечение тщательной, конкретной регламентации правового положения и деятельности государственных служащих. Для них в большей степени требуется строгая определенность задач, функций, прав, обязанностей, ответственности. Основные черты правового статуса государственного служащего определяются, прежде всего, единством интересов государства и общества, представителями которого собственно и выступают государственные служащие.

4. Процессы реформирования всех сфер общественной и государственной жизни России обнажили негативные антиправовые явления в сфере реализации государственного управления: нигилизм, вседозволенность, коррупцию, бюрократизм, пренебрежение к проблемам общества и конкретного человека. Коррупция получила широкое распространение среди всех ветвей власти. Она демонстрирует полное безразличие чиновников к общественной пользе, закону, народу. Понимание того, что власть позволяет легче, быстрее и на более высоком уровне удовлетворять материальные, социальные, личные потребности привело к тому, что коррупция стала средством выживания для одних и непременным условием решения первоочередных жизненных проблем для других.

В борьбе с означенными «дефектами» в государственной службе необходимо повышение профессионализма, правовой и нравственной культуры государственных служащих, укрепление их материальной и моральной мотивации.

Высокий уровень правовой культуры как результат четко выстроенной, основанной на демократических ценностях, подходах, ориентирах, системы правового воспитания государственных служащих, позволит им правильно оценить приоритетность государственных задач, не поддаться соблазну злоупотребления правом в сторону осуществления частных интересов в случае, если они вступают в противоречие с интересами публичными. Именно государственные служащие должны демонстрировать образцы законопослушания, честности, компетентности и добросовестности1.

Государственные служащие, должностные лица в силу своих служебных обязанностей должны отличаться позитивным отношением к правам, свободам человека и гражданина. В этом — залог их эффективной государственной защи.

1 См.: Иванников И. А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/ Д, 2006. С. 83. ты. Для создания многозначной, многофункциональной системы защиты целесообразно принять Федеральный закон «Основы правозащитной деятельности государственной власти в Российской Федерации». В таком законе можно было бы определить роль государства и степень его ответственности за правовую защищенность граждан, стратегию законодательной и исполнительной властей в этой сфере на период перехода к рынку.

5. Реформирование государственной службы — историческая необходимость. В самом общем плане в ходе преобразований предполагается решение трех основных задач: повышение прозрачности административных процедур, более четкое разделение политической и административной сфер деятельности чиновников, принимающих решения в обеих областях, а также регулирование вопросов конфликта интересов.

Очевидно, что возрождать Россию необходимо с установления сильной и уважаемой обществом государственной бюрократии. Больше некому восстановить разрушенную экономику и культуру, преодолеть нищету населения. Поэтому надо бороться не против государственного аппарата, а за государственный аппарат иного качества — высокопрофессиональный, ориентированный на интересы большинства российского народа2.

В условиях России начала XXI века потребность усовершенствования системы органов государственной власти и управления обозначилась в новом формате. Речь, прежде всего, идет о создании высокопрофессионального, экономичного, государственного аппарата, способного максимально содействовать ускорению темпов экономического, научного, социально-культурного прогресса. Квинтэссенцией механизма государства выступает эффективная система государственной службы как интеллектуальный ресурс, способный обеспечить будущее процветание российской государственности.

2 См.: Осейчук В. И. О новых принципах формирования государственной бюрократии России // Чиновник. 2005. № 3(37). С. 21.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.
  6. Федеральный закон от 26 апреля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета.2006 5 мая.
  7. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
  8. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 7.
  9. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
  12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приста-^ вах» (с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
  13. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
  14. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
  15. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 437.
  16. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  17. Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (с изм. и доп. от 31 августа 2005 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.
  18. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
  19. Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (с изм. и доп. от 16 апреля, 8 августа 2001 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4131.
  20. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 533.
  21. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
  22. Указ Президента РФ от 1 декабря 1995 г. № 1208 «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 февраля 1996 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4778.
  23. Указ Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722 «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 18. Ст. 2066.
  24. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Изд. 2-е. М.: РЮИД Сашко, 2000. — 525 с.
  25. М.И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. СПб.: Питер, 2003. — 576 с.
  26. A.B. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей: проблемы теории и практики / Под ред. М. И. Байтина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. — 308.
  27. Административная этика. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 314 с.
  28. Административная юстиция: Конец XIX начало XX века: Хрестоматия. — Ч. 1, Ч. 2. /Сост. И вступит. Ст. Ю. Н. Старилов. — Вороне: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. — 720 с- 368 с.
  29. A.C. Безответственность монарха и ответственность правительства. М., 1907.
  30. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001.-752 с.
  31. О.М. Арбитражные суды в механизме российского государства. / Под ред. доктора юридических наук, профессора H.A. Придворова. -Тамбов: Першина, 2006. 236 с.
  32. Аристотель. Политика. М., 1911.
  33. Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика Российская академия государственной службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во Российская академия государственной службы, 2002. — 272 с.
  34. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций 3-е изд., доп., учеб., М.: — НОРМА, 2005. — 784 с.
  35. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов: 3-е изд., исп. и доп. М: НОРМА, 2002. — 784 с.
  36. И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М.: МГУ, 2000. — 496 с.
  37. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во СГУ, 1979. — 302 с.
  38. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонима-ние на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. — 544 с.
  39. В.М. Теневое право. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002. — 165 с.
  40. П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности
  41. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 364 с.
  42. Д.Н. Государственная служба России. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. — 66 с.
  43. В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография / Науч. ред. A.B. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 272 с.
  44. П.Т. Органы советского государства и их система на современном этапе. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 302 с.
  45. М. Избранные произведения. М., 1990.
  46. A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур СПб.: Издательство Юридического института (Санкт1. Петербург), 1999. 235 с.
  47. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М.: Далона-П, 2000. — 287 с.
  48. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001. — 508 с.
  49. Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1997. — 304 с.
  50. A.A. Бюрократия в Российском государстве: Историко-теоретический аспект / Под. ред. Ф. И. Ермакова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — 320 с.
  51. A.A. Бюрократическая служба: тенденции в развитии правового обеспечения. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005 — 112 с.
  52. Л.И. Современные проблемы теории прав человека. М.: Логос, 2004.-256 с.
  53. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.-304 с.
  54. В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М.: Альфа-М, 2005. — 352 с.
  55. Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб. / Под ред. В. Г. Игнатова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 512 с.
  56. Государственная служба основных капиталистических стран. М.: Наука, 1977.-315 с.
  57. Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии (доклады на международной научно-практической конференции, май 2006) / Отв. ред. В. Г. Игнатов, Выпуск первый. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006.-208 с.
  58. В.Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. -М.: Изд-во «ЮРКНИГА», 2005. 480 с.
  59. A.A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс М.: Дело и сервис. 2003.-406 с.
  60. Гук П. А. Судебный прецедент как источник права / Под науч. ред. Н. И. Матузова. Пенза, 2003. — 176 с.
  61. И .Я. Право и управление. -М.: Юрид. лит., 1981. 168 с.
  62. Д.М. Административная юстиция и право жалобы. М., 1925.
  63. А.П. Правовая культура органов власти в Российской Федерации / Под ред. И. Н. Сенякина. Саратов, 2002. — 74 с.
  64. И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. — 240 с.
  65. И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2001. 368 с.:
  66. В.Г., Понеделков A.B., Старостин A.M. Политический процесс в современной России сквозь призму административной и политической реформ: Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. 40 с.
  67. И. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.
  68. Институт прав человека в России / Коллектив авторов. Под ред Г. Н.
  69. Комковой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 216 с.
  70. А.И. Этика и культура государственного управления: учебное пособие / Общ. ред. Г. В Атаманчук. Соавторы: А. Я Ульянова. М.: Изд-во РАГС, 2003.- 176 с.
  71. . И. Критика практического разума. Соч.: в 6 т. М., 1963. Т. 4, ч. 2.
  72. Г. С., Сенякин И. Н. Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики) / Г. З. Климова, И. Н. Сенякин: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. 344 с.
  73. Ю.М. Органы советского государственного управления: Понятие и конституционная система. -М.: Госюриздат. -1960. -151 с.
  74. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. М.: Горо-дец, 2000. — 192 с.
  75. Г. Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве / Под ред. В. Т. Кабышева. Саратов: поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2003. — 124 с.
  76. Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций: М.: Юристъ, 2004. — 560 с.
  77. Конституционное право России: Курс лекций / Под. ред. Г. Н. Комковой. Саратов: СЮИ МВД России, 2006. — 508 с.
  78. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. То-порнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова: Изд-во Юрид. лит. М., 1994: -624 с.
  79. Н.М. Российское государственное право. Т.1: Введение и общая часть. 2-ое изд. Спб., 1893.
  80. М.А. Ответственность власти. М.: ИЧП «Издательство «Магистр», 1997.-56 с.
  81. Кулапов B. J1. Теория государства и права: учебное пособие. 3 изд., испр. и доп. — Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. — 356 с.
  82. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник для вузов. 40е изд. М.: Проспект: ТК Велби, 2006. — 608.
  83. .М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: Юрид. лит., 1988−320 с.
  84. Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачатурова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 409 с.
  85. В.О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 687 с.
  86. В.Я., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. Государственная власть: введение в общую теорию. Ростов н/ Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.-296 с.
  87. В.Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов н/Д, 2004 — 288 с.
  88. A.B., Субочев В. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск, 2003. — 198.
  89. A.B., Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как как особые правовые исключения: монография. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. — 180 с.
  90. A.B., Морозова И. С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики): Монография. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — 276.
  91. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999,-419 с.
  92. В.В. Конституционные гарантии национальной безопасности России / Под ред. В. Т. Кабышева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — 140 с.
  93. В. М, Адушкин Ю.С. Багишаев З. А. Российское администар-тивное право: Учебник. М.: Юристь, 1996. — 472 с.
  94. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: Правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. — 296 с.
  95. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. — 496 с.
  96. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003. — 512 с.
  97. С.Н. Административная децентрализация в Российской Федерации: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. 336 с.
  98. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СШВ МВД, 1996.-288 с.
  99. Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: «Юристъ», 2003.-414 с.
  100. С.Ю., Масленникова Е. В., Марченко О. И. Социальный статус государственного служащего. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001. — 220 с.
  101. П. Об общественном идеале. М., 1992.
  102. Общая теория государства и права. Академических курс в 3-х томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том. 1. М.: НКД «Зерцало», 2001.- 528 с .
  103. М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М.: ТК
  104. Велби, Изд-во Проспект, 2006. 768 с.
  105. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2005. — 575 с.
  106. А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб, 1907.
  107. Платон. Соч. M., 1972. Т. 3, ч. 2.
  108. Право и гражданское общество в современной России: Сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 492 с.
  109. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учеб пособие / Кол. авт. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006. — 248 с.
  110. Правовая реформа и реформа юридического образования. Сб. науч. трудов. Вып. 16: Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004.-320 с.
  111. Придворов Н. А, Брыксина Г. С. Правовой режим органа государственной власти: вопросы теории и практики: Монография / Н. А. Придворов, Г. С. Брыксина. Тамбов, 2006. — 190 с.
  112. Проблемы теории государства и права: учеб. M: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006. — 768 с.
  113. В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционально-правовые проблемы). Саратов: Изд-во Сарат. гос. академия права. 2003. — 320 с.
  114. О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. -Саратов, 2003.- 192 с.
  115. О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.-352 с.
  116. В.П. Социалистическая правовая культура: Методологические проблемы / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989 — 144 с.
  117. П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Монография. Саратов: СЮИМВДРФ, 1998.-236 с.
  118. В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. — 495 с.
  119. О.Ю. Государственный служащий: профессия, духовность, культура. Саратов: Изд-во СГУ, 2001. — 64 с.
  120. B.C. Соч.: В 2 т.-М.: «Мысль», 1990. Т. 1.-831 с.
  121. Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2005. 252 с.
  122. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  123. Ю.Н. Административное право на уровень правового государства. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. — 80 с.
  124. Ю.Н. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998. -200 с.
  125. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. — 456 с.
  126. Ю.Н. Служебное право . М .: Изд-во БЕК, 1996. — 496 с.
  127. П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект). М.: Изд-во РАГС, — 2000. — 135 с.
  128. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. -М.: Юристь, 1997. 672 с.
  129. Э. Футуршок. СПб., 1997.
  130. Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 669.
  131. Э. Третья волна: Пер. с англ. /Э. Тоффлер.- М.: ООО «Издательство ACT», 2004.- 781.
  132. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
  133. П.И. Предполагаемое государственное устройство в будущем / Флоренский П. И. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995. Т. 2.
  134. Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004 .- 568 с.
  135. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: АПУ при Институте государства и права РАН, 1999.-110 с.
  136. Хесин Б. J1 Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: лекции. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.-50 с.
  137. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 7−9 апреля 2005 г. / Под ред. С. А. Авакъяна. — М.: Велби, 2006. — 432 с.
  138. О.И., Милушева Т. В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / Под ред. С. Ю. Наумова. Саратов: ПАГС. 2003. -199 с.
  139. О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СГАП, 2004. — 219 с.
  140. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Издательство «Зерцало», 1998 — 448 с.
  141. В.Е. Система государственного и муниципального управления:
  142. Учебник. М.: Юристъ, 2005. — 379 с.
  143. Ч.Н. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социального преобразования. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», изд-во «Весь Мир», 2000.- 318 с.
  144. Этика судей. Пособие для судьи. Коллектив авторов / Под ред. Н.В. Ра-дутной. М.: Российская академия правосудия, 2002. — 211 с.
  145. Эффективность осуществления государственного управления в России (период президентства Ельцина). М.: Институт права и публичной политики, 2002. — 274 с.
  146. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1984.-415 с.
  147. Юридические записки. Вып. 17: Государственная власть в России: проблемы осуществления и развития / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. -304 с. 1. Статьи
  148. А.Г. Закон «О милиции» выдержал испытание временем // Закон и право. 2006. № 4. — С.7−9.
  149. П. Государственное управление на переломе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2000. № 2-С. 15−22.
  150. Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. -2005. № З.-С. 97−102.
  151. А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание // Полис. 1995. № 3 — С. 13−20.
  152. А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1. — С. 68−79.
  153. М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3 (214). С. — 4−15.
  154. И.Н. Конституционно-правовые условия проведения административной реформы в Российской Федерации // Право и гражданское общество в современной России: Сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Мальцева. -М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 343−364.
  155. Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. № 7. — С. 10−18.
  156. Бюрократам готовят специальный суд // Российская газета. 2004 16 марта.
  157. В. Конституционное правосудие: проблемы реализации мер конституционно-правовой ответственности // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2002. № 4 (41). — С. 13−19.
  158. Воротников A.A. Проблемы анализа бюрократической государственности
  159. Правовая политика и правовая жизнь 2002, № 1 — С. 73−89.
  160. A.A. Бюрократизм и коррупция // Вопросы теории государства и права. 2003, № 4. — С. 76−83.
  161. A.A. Бюрократическая служба: разнообразие подходов // Вестник СГСЭУ. Саратов, 2005. № 10. — С. 22−27.
  162. A.A. Основные исторические модели бюрократической службы // Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 2006. Вып. 5 (14). — С. 81−97.
  163. A.A. Бюрократизм как основная антиобщественная черта управления и свобода личности // Вестник СГСЭУ. Саратов, 2005 № 10. -С. 17−21.
  164. В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: Сб. статей. СПб., 1905. Т. 1.
  165. В. Антибюрократическая революция: возможна ли она? // Власть. 2004. № 10. — С. 42−52.
  166. В. Какая модель управления государственной гражданской службой нам нужна? // Власть. 2005. № 12. — С. 3−12.
  167. В. О некомпетентности и бюрократизме на государственной службе // Государственная служба. 2004. № 2. — С. 17−23.
  168. В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть. 2004. № 12. -С. 4−14.
  169. A.A. Законодательное регулирование государственной службы в странах Балтии // Журнал российского права. 2000. № 4. — С. 107 114.
  170. A.A. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. № 12. — С. 11−24.
  171. A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. — С. 5−12.
  172. Е. Укрепляй и властвуй // Российская газета. 2005. 13 сентября.
  173. П. Повестка дня для президента: Будущего народного избранника ожидает минимум девять реформ // Российская газета. 2004.10 марта.
  174. Г. П. Институт государственной службы как система и регулятор административной деятельности чиновников / Государственная гражданская служба. 2-е изд. доп. и перераб. / Под ред. проф. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д. 2005.- С. 29−43.
  175. С. Предмет государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе // Законность. 2005 № 7. — С. 48−50.
  176. В.В. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 5. — С. 3−8.
  177. С.А., Иванкина Т. В., Куренной A.M., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. -2004. № 6.-С. 10−17.
  178. В., Понеделков А., Старостин А. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага. // Власть. 2005. № 9. — С. 3−11.
  179. А.Н. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. 1999. № 9. — С. 45−49.
  180. Н.В., Струсь К. А. Формирование гражданского общества: проблемы правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2 (11).-С. 47−57.
  181. Кабышев В. Т Конституционализм и права человека в России // Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Мат. межд. научно-практ. конф. 29−30 октября 1996 г. Ч. 1. Саратов: СГАП, 1997. — С. 12−15.
  182. В.Т. Конституция России правовая основа модернизации общества и государства // 10 лет Конституции современной России: уроки истории и правовая основа модернизации / С. Ю. Наумов, В. Т. Кабышев. -Саратов, 2003.-С. 31−45.
  183. В.Т. Принцип равенства прав и свобод граждан в системе конституционных ценностей России: реалии, тенденции развития // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. Ч. 1. Саратов, ПАГС,. 2003. — С. 4−8.
  184. В.Т. Российский конституционализм в условиях глобализации // Вестник СГАП. 2004. № 1 (38). — С. 25−29.
  185. В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы).- Межвуз. сбор. науч. статей. Ростов н/Д, 1995. С. 14−23.
  186. Как бороться с торговлей властью // Российская газета. 2006. 21 июня.
  187. А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 9. — С. 26−29- № Ю. С. — 26−32.
  188. В., Морозова Е. Кому в России нужна административная реформа? // Власть. 2005. № 4. — С. 3−9.
  189. B.C., Тимофеева Л. Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? // Государство и право. 1997. № 10. — С. 5−15.
  190. Кому служит государство? // Российская газета. 2006. 3 февраля.
  191. Контроль за бюрократом // Российская газета. 2006. 18 мая.
  192. И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное // Чиновник. 2005. № 2 (36). — С. 23−28.
  193. И.В. Когда возникает конфликт интересов? // Чиновникъ. -2005. № 1(35).-С. 54−55.
  194. В. Чиновников посадят по-английски / Российская газета. 2005. 13 дек.
  195. В. Криминализация российской политической элиты // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 1 (22). С.-29−33.
  196. A.B. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (история и современность) // Государство и право. 2002. № 9. — С. 35−48.
  197. A.B. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. № 8. — С.35−47.
  198. М., Сатаров Г. Явление коррупции в России // Независимая газета. 1997. 2 окт.
  199. В. Административная реформа: федеральный, региональный и ^ местный уровни // Российский экономический журнал. 2006. № 2. — С.32.52.
  200. Личность. Политика. Мораль: Конференция в Воронеже // Государство и право. 1992. № 5. — С.22−25.
  201. С.Б. Социальные трансформации и государственная бюрократия // Вопросы философии. 2006. № 2. — С. 102−115.
  202. Г. В. К вопросу о частном и публичном праве // Право и гражданское общество в современной России: Сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2003. — С. 89−138.
  203. Г. В. О субъективных публичных правах // Интерес в публичном и частном праве. М.: ГОУ ВШЭ, 2002. — С. 11−18.
  204. Г. В. Бюрократизм как проблема права // Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Социология власти: Вестник социологического центра РАГС. М., 2004. № 1. — С. 5−24.
  205. Г. В. Правовое обеспечение реформ: теоретико-методологические проблемы // Современное российское право: анализ основных тенденций. Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г. В. Мальцева. М.: 2005. — С. 7−21.
  206. В.М. Государственная служба // Государственное управление и право. М., 1978 — С. 27−33.
  207. В.М. Правовое государства и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. № 1. — С. 23−26.
  208. В.М. Нужны основы законодательства о службе в Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 9. — С. 5−11.
  209. О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. — С. 24−30.
  210. Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. — С. 83−93.
  211. Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение. 1999. № 3. — С. 14−32.
  212. Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. Серия «Юриспруденция» 1999. № 1. — С. 20−26.
  213. Н.И. Правовая система и гласность // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. Вып. 9. — С. 7−13.
  214. Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Зарубежный опыт и отечественные традиции в российском праве. Всероссийский научно-методологический семинар. СПб. 2004. — С. 17−23.
  215. Н.И. Право в политическом измерении // правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 1. — С. 5−24.
  216. В., Лаут Г. И. Гражданское общество в период трансформации политической системы // Реферативный бюллетень «Государственная служба за рубежом. Гражданское общество пути становления». № 5. -М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 27−37.
  217. A.M., Мордовец A.C., Силантьева A.B. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. -1999. № 3. -С.7- 24.
  218. Т.В. Правосознание органов власти: проблемы формирования // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития. Материалы конференции. -Саратов, 2003. С. 241−243.
  219. A.C. Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. A.C. Мордовца, В. П. Плешакова. Саратов СЮИ МВД России, 2004. — С. 3−14.
  220. Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. «Круглый стол» журнала «Государство и право». Окончание // Государство и право 2000. № 3. С. 20−36.
  221. C.B. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновникъ. 2005 № 4 (38). — С. 46−53.
  222. А. Административная реформа: уроки прошлого и настоящего // Власть. 2004. № 6. — С. 5−13.
  223. Николаев И, Шульга И. Главное в административной реформе // Общество и экономика 2003. № 1- С. 23−29.
  224. А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9. — С. 14−26.
  225. А.Ф. Преобразования в системе государственной власти в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. -2005. № 12.-С. 14−24- 2006. № 1.-С. 24−36.
  226. A.B. Государственная служба в России и в мире: тенденции последних десятилетий // Чиновникъ. 2005. июнь. № 3 (37).- С. 13−15.
  227. A.B. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны // Общественные науки и современность. 2005. № 6. -С.58−68.
  228. A.B. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса) // Государство и право. 1993. № 12. — С. 88−98.
  229. JI.A. Конституционный статус Президента Российской Федерации // Конституционное законодательство России / Под ред. А. Ю. Тихомирова. М., 1999. — С. 35−68.
  230. Открытое государство: политико-правовое видение // Государство и право.-2003. № 5. С. 5—60.
  231. А.Е. Профессиональный менталитет российского чиновника: Сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. -С.13−20.
  232. С. Возмещение вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы // Российская юстиция. 1999. № 5. — С.18−24.
  233. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  234. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» // Государство и право. 1998. № 7. — С. 20−42- № 8. — С. 39−70- № 9. — С. 45−62.
  235. С. Ответственность государства: рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4 (41). — С. 22−28.
  236. Т.А., Напреенко A.A. Правовая культура на пути к правовому государству // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования / Под ред. A.A. Напреенко. Самара, 2001. С. 5162.
  237. В.Н. Два пути развития демократии ассамблей, или есть ли будущее у общественных палат? // Чиновникъ. 2005. № 2 (36). — С. 43−47.
  238. И.Н. Злоупотребление правом как незаконное ограничение прав личности // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Н. Новгород, 1998. — С. 30−31.
  239. В.И., Синюкова Т. В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. М. И. Байтина. -Саратов, 2000. Вып. 2 (11). С. 51−59.
  240. Синюков В. Н Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000. № 11. — С. 9−17.
  241. В. Бюрократия и бюрократизм как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба 2002 г. № 1. — С.84−89.
  242. Сознает ли российский чиновник, что он служит обществу? // Современное право. 2003. № 8.- С. 13−19.
  243. П. (младший). Главный вопрос для российской судебной власти как добиться доверия общества? // Российская юстиция. — 2003. № 6. -С. 5−6.
  244. Тупики и перспективы административной реформы // Независимая газета. 2006. 7 апреля.
  245. П.П. О бюрократии в России // Власть. 2004. № 12. — С. 70−74.
  246. А. Пустые хлопоты кремлевского патриотизма // Независимая газета. 2003.17янв.
  247. Чиновник: от служения государству к обслуживанию общества // Общественные науки и современность. 2002. № 4, — С. 13−29.
  248. Чиновников посадят по-английски // Российская газета 2005. 13 дек.
  249. Чиновники пройдут переэкзаменовку // Российская газета. 2005. 8 ноября.
  250. В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. -С. 15−23.
  251. В.П. Особенности социально-экономической трансформации современной России // Вестник ПАГС. Саратов, 2001. № 1. С. 35−50.
  252. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. -1995. № 7.-С. 35−43.1. Авторефераты:
  253. О.М. Арбитражные суды в механизме современного российского государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. — 34 с.
  254. Ю.В. Юридические обязанности как элемент правовой статуса личности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. — 26 с.
  255. C.B. Правовой статус органов судебной власти в механизме российского государства (общетеоретический аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. — 30 с.
  256. JT.B. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия. Генезис, сущность, тенденции развития: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. M., 1995. — 45 с.
  257. К.Д. Правовой популизм: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. — 21 с.
  258. B.B. Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации (Теоретический и историко-правовой анализ): Автореф. дисканд.юрид. наук. Краснодар, 2006. — 31 с.
  259. A.A. Бюрократия в российском государстве: историко-теоретический аспект: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. -54 с.
  260. М. В. Органы юстиции в механизме современного российского государства (общеправовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. — 22 с.
  261. Н.Г. теория исполнительной власти и механизм ее осуществления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 2002. — 22 с.
  262. Григонис Э. П Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2000. — 50 с.
  263. JI.JI. Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989. -19 с.
  264. A.A. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2004. — 60 с.
  265. O.P. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 2002 — 30 с.
  266. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1998. 51 с.
  267. JT.A. Правовая культура должностных лиц. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.-21 с.
  268. И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX-середины XX веков:. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. -43.
  269. M.K. Механизм Советского общенародного государства: Ав-тореф. дисканд. юрид. наук. Саратов, 1984. — 23 с.
  270. А.Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2005. — 29 с.
  271. H.A. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих (вопросы теории и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003. — 26 с.
  272. Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. — 24 с.
  273. В.В. Вопросы теории механизма Советского социалистического государства: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Харьков, 1969. — 52 с.
  274. A.A. Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 2002 — 26 с.
  275. Кузнецов А. В Парламентский контроль в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2002.-21 с.
  276. В.М. Становление социалистического государственного аппарата: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1971. -49 с.
  277. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1993. — 52 с.
  278. А.Ю. Государственная власть и национальный политико-правовой порядок в институциональном измерении: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. — 25 с.
  279. Т.В. Исполнительная власть как форма реализации права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — 24 с.
  280. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Саратов, 1997.-38 с.
  281. О.В. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудника милиции): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2005 — 29 с.
  282. B.C. Аппарат управления экономикой в механизме российского государства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.-21 с.
  283. C.B. Принципы организации государственной службы современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. — 23 с.
  284. В.В. Публичная власть: вопросы теории. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2003. — 25 с.
  285. М.В. Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в российской Федерации: вопросы теории: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. — 26 с.
  286. Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2001. 23 с.
  287. В.В. Правовая политика современной России в сфере лоббизма: теоретические проблемы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.- 24 с.
  288. .А. Механизм государства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Н.Новгород, 2001.-24 с.
  289. С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Саратов, 2000.-18 с.
  290. Г. Н. Принцип разделения властей в конституционной системе российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра. юрид наук. Екатеринбург, 1998.-49 с.
Заполнить форму текущей работой