Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка начального профессионального образования социометрическими методами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана методика прогнозирования и формирования программ социометрического исследования, которая изложена в опубликованных автором методических рекомендациях для педагоговвыявлены основные профессиональные и психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к исследовательской деятельности (атмосфера творческого поиска, психологическая готовность педагогов к исследовательской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методика управления образованием на основе социометрических методов
    • 1. 1. Методология социометрического прогнозирования
    • 1. 2. Формирование программ социометрического исследования
    • 1. 3. Методы социометрического исследования в профессиональной педагогике
  • Глава II. Освоение педагогами методов социометрических измерений начального профессионального образования
    • 2. 1. Формирование готовности педагога к исследовательской деятельности
    • 2. 2. Методика внедрения результатов социометрических измерений в образовательный процесс
    • 2. 3. Социометрическая оценка трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования

Оценка начального профессионального образования социометрическими методами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В документах Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО подчеркнуто, что лидером XXI века может стать только та страна, которая способна создать более совершенную систему «учитель». Ключевой идеей в реализации данной системы, по мнению председателя Комиссии Ж. Делора, является «возможно более раннее приобщение учителя к педагогической науке, к методам использования ее достижений». (34, с. 22.).

В то же время в педагогическом сообществе сохраняется устойчивое мнение о том, что исследовательская деятельность есть исключительная миссия педагогической науки, обязанной обеспечивать педагога готовыми методическими разработками. В результате формируется ситуация отчуждения педагога от науки, массово-репродуктивный характер его профессиональной подготовки, «потеря учителем профессиональной ориентации, его растерянность перед меняющимся миром». (B.C. Собкин). К этому можно добавить снижение инновационной активности педагога, и как следствие этого, его слабую готовность и способность к самостоятельному социометрическому измерению эффективности учебно-воспитательного процесса, пассивность в управлении образовательным учреждением.

Поиск эффективной модели оценки начального профессионального образования (НПО) на основе социометрических методов опирается в нашем исследовании на: методологию и методику управления учреждением НПО (А.Т. Глазунов, Г. Л. Луканкин, А. Н. Лейбович, Г. В. Мухаметзянова, М. В. Никитин, Е. А. Рыкова, Тайчинов М. Г., М.С. Савина) — особенности управления системами образования (Бутко Е.Я., Конаржевский Ю. А., Кузнецов В. В., Лисов В. И., Новиков П.Н.) — педагогический и образовательный менеджмент (Анисимов В.В., Ерошина В. И., Новожилов Э.Д.).

В теоретическом обосновании социометрических методов оценки профессионального образования важную роль имеют работы Зборовского Г. Е., Писарского П. С., Собкина B.C., Смирнова И. П., Ткаченко Е. В. Их усилиями в последние годы в ряде регионов созданы исследовательские школы педагогов, активно участвующих в социологических измерениях характеристик социального портрета учащихся и формировании модели выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Вместе с тем, анализ педагогической теории и практики позволяет выявить противоречие между необходимостью использования социометрических методов в оценке профессионального образования и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по их применению в управлении учреждением начального профессионального образования. Не разработан понятийный аппарат этого направления исследований.

Основные понятия, использованные в диссертации.

Социология (лат. societas — общество и греч. logos — учение) — наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем, как глобальных, так и частных, в том числе образовательных. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения людей.

Социометрия (лат. societas — общество и metreo — измеряю) — прикладная социология. С помощью обычных методов эмпирической социологии (анкетирование, интервьюирование и т. п.), социометрия изучает психологические взаимоотношения в малых группах, объединениях людей на каком-либо участке во время работы, учебы, отдыха, в быту.

Метод (греч. mathodos — путь исследования) — способ достижения цели, совокупность приемов и технологий педагогической деятельности.

Со1(иометрический метод — комплекс процедур, направленный на получение информации, ее анализ и обобщение с целью оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, социализации личности учащегося.

Анализ научной разработанности исследуемой проблемы, понятийного аппарата по исследуемой проблеме позволил выявить ряд следующих противоречий:

— при очевидной потребности включения педагогов в исследовательскую деятельность, большинство из них не владеют социометрическими методами оценки образовательного процесса;

— общепроблемные социологические задачи исследования педагогической практики подменяются анализом частнопроблемных, локальных аспектов учебно-воспитательного процесса;

— в высших и средних педагогических учреждениях образования не реализована общественная потребность формирования готовности будущего педагога к социометрическим методам оценки как неотъемлемому компоненту его деятельности.

С учетом обозначенных противоречий определена проблема исследования: каковы предпосылки, научные основы, принципы и психолого-педагогические условия использования социометрических методов оценки в системе НПО.

Решение указанной проблемы составляет цель исследования, тема которого — «Оценка начального профессионального образования социометрическими методами».

Объект исследования — теория и методика социометрической оценки начального профессионального образования.

Предмет исследования: процессы проектирования и методического обеспечения социометрической оценки начального профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что прогнозирование и применение социометрических измерений в учреждении.

НПО является неотъемлемой частью системы повышения квалификации педагогического персонала, служит созданию программы формирования и развития опережающей целостной профессиональной компетентности преподавателей, развитию их способностей к самоорганизации образовательного пространства, построению индивидуальных маршрутов профессионально-личностного саморазвития. Эффективность этого процесса будет повышена, если:

— прогнозирование целей, задач и содержания социометрических измерений исходит из объективных потребностей образовательного учреждения в непрерывном росте уровня профессиональной компетентности преподавательского корпуса и учитывает профессионально-личностные потребности, запросы и интересы субъектов образования;

— социометрические исследования рассматриваются как ресурсный процесс и вид творческой педагогической деятельности, не замыкаются в рамках внутриучилищных проблем, а выходят на измерение качества профессионального образования, модель выпускника, условия его успешного трудоустройства и адаптации на производстве;

— готовность педагога к социометрическим измерениям рассматривается как одна из целей высшего и среднего педагогического образования, детерминируемая потребностями педагогической науки;

— в процессе педагогической деятельности осуществляется изменение статуса педагога от транслятора содержания образования на педагога-исследователя, способного к моделированию и технологизации методов социометрической оценки;

— социологические исследования организуются как система решения различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой концепции педагогического поиска.

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность организационно-педагогических условий эффективного использования социометрических методов оценки начального профессионального образования.

2. Разработать методику прогнозирования и формирования программ социометрических измерений и оценки учебно-воспитательного процесса.

3. Выявить основные профессиональные и психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к исследовательской деятельности.

4. Раскрыть содержание социометрического обеспечения учебно-воспитательного процесса и проанализировать его эффективность на примере трудоустройства выпускников учреждения НПО;

5. Разработать методические рекомендации по организации социометрических измерений в современной системе НПО для практических работников.

Методологической основой исследования явились: ценностно-ориентационный, деятельностный и системный подходы, теория развития и формирования личности как субъекта активной творческой деятельности, теория управления развитием образовательных систем.

В качестве отправного положения исследования избран вывод академика РАО Кезиной Л. П.: «Базовым процессом, определяющим характер необходимых преобразований в сфере профессионального образования, является состояние общего кризиса управленческой деятельности». (46, с.4). Из этого вывода вытекает необходимость поиска новых способов управления на основе глубокого научного исследования, в том числе с использованием социометрических методов.

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, педагогической, философской, психологической литературы по проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, а также целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная проверка, экспертная оценка, сравнительный системный анализ, статистическая обработка полученных данных и другие социометрические методы исследования.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон РФ «Об образовании», Концепция реформирования начального профессионального образования, принятая Правительством РФ (1997 г.), Национальная доктрина образования, одобренная Всероссийским совещанием работников образования и принятая Правительством РФ (2000 г.), Решение Правительства г. Москвы «О совершенствовании начального и среднего профессионального образования» от 29 июня 2004 г., другие законодательные и нормативные материалы Думы и Администрации г. Москвы.

Настоящее исследования проводилось в три этапа:

1. Первый подготовительный этап (1999;2001 гг.) — включал научное осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, выявление сущности понятий «социометрическая оценка», «управление системой», «адаптационные технологии» и других, определение задач эксперимента.

2. Второй этап (2001;2003 гг.) был направлен на разработку методики выявления и оценки начального профессионального образования социометрическими методами, экспериментальную проверку его эффективности в рамках педагогического исследования. Был осуществлен эксперимент по внедрению результатов научных исследований в педагогическую практику.

3. Третий этап (2003;2004 гг.) — завершающий, в ходе которого уточнялись и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по оценке готовности педагога к педагогическому исследованию, обоснованы его факторы, закономерности, тенденции, принципы и психологопедагогические условия, выполнялось внедрение основных положений, оформление рукописи диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором через публикации, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на педагогических советах профессионального училища, совещаниях руководителей учреждений НПО, курсах Учебно-методического кабинета НПО Департамента образования, на научно-практических конференциях по вопросам совершенствования начального профессионального образования г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с управлением учреждением НПО на основе социометрических методов оценки. Теоретически выявлена и опытно-экспериментальным путем проверена актуальная научная идея о социометрии как виде творческой педагогической деятельности и ресурсном процессе управления.

В результате диссертационного исследования:

— определены социально-педагогические условия управления учреждением НПО с использованием социометрическихизмерений и оценок учебно-воспитательного процесса, привлечения к ним педагогического коллектива;

— выявлены и систематизированы основные характеристики готовности педагога к исследовательской деятельности (педагогический профессионализм, целеполагание, творчество, интуиция, рефлексия);

— определены критерии эффективности внедрения социометрических исследований (продолжительность использования инноваций, масштабы публичного обсуждения и оценка специалистов, степень применения на практике и др.);

— обоснована технология прогнозирования и формирования программы, методика организации и проведения социологических измерений в системе НПО и внедрения их результатов в образовательный процесс;

— осуществлена экспериментальная проверка эффективности социометрических оценок начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана и теоретически обоснована совокупность организационно-педагогических условий управления учреждением НПО на основе социометрических методов оценки, позволяющих прогнозировать профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих востребованных на рынке труда, обеспечить развитие профессионализма и компетентности инженерно-педагогических работников;

— разработана и апробирована методика социометрических исследований оценки качества (Приложения5,6,7 к диссертации) профессионального образования, а также трудоустройства и адаптации выпускников учреждений НПО на производстве. Осуществлен анализ трудоустройства выпускников по ведущей профессии «Автомеханик» за 2001;2004 годы (Приложения 8,9);

— на основе материалов исследования изданы методические рекомендации «Организация социометрического исследования в учреждении НПО» (М., 2005.-24с).

Материалы исследования могут быть использованы при разработке вопросов развития теоретических основ управления начальным профессиональным образованием, в создании программ, учебных пособий по теории и практике управления, в практической работе руководителей образовательных учреждений, а также в разработке программ для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социометрические измерения и оценки являются одним из видов педагогической деятельности, направленной на обоснование, выбор, разработку, апробацию, анализ и оценку наиболее адекватных целей содержания, средств, методов, приемов обучения, воспитания и развития, имеющих своей целью наиболее эффективное управление учебно-воспитательным процессом.

2. Прогнозирование и формирование программы социометрических исследований является процессом обеспечения педагогической деятельности инновационного характера, направленным на решение опережающих, перспективных задач развития образовательного учреждения и системы НПО в целом.

3. Участие в социометрических исследованиях способствует личностно-профессиональному становлению педагогов, развитию их творчества, методологической компетентности, обеспечивает их включенность в процесс познания, самоанализа, оценки педагогического опыта, повышает эффективность управления учреждением НПО.

Достоверность результатов обеспечивается методологическим и теоретическим обоснованием диссертациисоответствием ее содержания и структуры научному аппарату и логике исследованияприменением методов, адекватных целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки результатов экспериментаглубоким и обоснованным анализом многолетнего практического опыта диссертанта в качестве преподавателя и руководителя профессионального училища. Работа соискателя по совершенствованию управления на основе социометрических методов оценки отмечена Дипломом московского конкурса «Менеджер года» (Приложение 10).

Апробация результатов исследования осуществлялась совместно с инженерно-педагогическими работниками профессионального училища № 91 г. Москвы в разных формах: чтение лекций, преподавание, выступления на совещаниях, семинарах, конференциях различного уровня, опубликование статей, тезисовразработка методических рекомендаций, подготовка концепции развития профессионального училища, а также учебно-программной документации и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Выводы по Главе II.

В период начала' промышленного роста Москвы становится важной оценка развития системы профессионального образования социометрическими методами. Они позволяют полнее выявить зависимость перспективы подготовки квалифицированных кадров и дальнейшего подъема экономики. Это, в свою очередь, требует стимулирования массовой исследовательской деятельности в системе образования, привлечения к этому не только научных организаций, но и педагогических коллективов учреждений профессионального образования.

Москва характеризуется многоотраслевым динамичным хозяйством, в котором большую и все возрастающую роль играют индустриально-информационные и информационные технологии, что приводит к стимулированию творческого потенциала личности, повышению общего и профессионального образования, культурного уровня работников, созданию предпосылок для роста гибкости рынка труда в использовании рабочей силы. В связи с этим становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства) находится в русле объективных процессов, происходящих как в экономике, так и в развитии общества в целом, что создает определенные преимущества для молодых людей на рынке труда.

Вместе с тем отсутствие качественно подготовленных рабочих и специалистов среднего звена на предприятиях (особенно машиностроительного профиля и металлообработки) негативно сказывается на развитии производства. В последние годы для предприятий столицы является характерным, с одной стороны, старение кадров, сопровождающееся уменьшением притока молодых специалистов и рабочих, а, с другой — все увеличивающиеся потребности в людских ресурсах. Так, средний возраст работников в индустриальном секторе превысил 54 года и продолжает расти. Одновременно существенно снижается профессионально-квалификационный уровень работников. Приток молодых рабочих и специалистов на московские промышленные предприятия не соответствует количественным и качественным показателям.

Проблемное положение молодежи на рынке труда, дисбаланс спроса и предложения по подготовке квалифицированных кадров, завышенные требования работодателей показывают необходимость разработки системы научного сопровождения профессиональной адаптации учащихся и выпускников УНПО как механизма реализации социальной программы по предоставлению равных стартовых возможностей для различных категорий молодежи.

Статистические данные и выводы проведенного социометрического исследования позволили принять ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников УНПО.

Следует определить порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов в системе профессионального образования. Создать в учреждениях НПО специализированные подразделения по работе с выпускниками. Для выпускников УНПО, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус безработных, государственной службой занятости, следует активнее использовать различные программы: «молодежная практика», трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка. Ежегодно часть безработных выпускников трудоустраиваются в рамках программ, предусматривающих финансовое стимулирование работодателей, функционируют различные системы регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы.

Совокупность разработанных мер позволит объединить интересы работодателей, учреждений и выпускников УНПО в вопросах их трудоустройства, сформировать на базе существующих и вновь создаваемых государственных, ведомственных и общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами образования, труда и занятости молодежи, систему консультирования, информационного и образовательного сопровождения трудовой карьеры обучающихся и выпускников УНПО.

Необходимым условием для решения имеющихся проблем является участие в этом процессе союзов работодателей и предпринимателей, профсоюзов, советов директоров УНПО, профессиональных ассоциаций, общественных организаций и т. п., взаимодействие существующих организаций и учреждений, занимающихся вопросами содействия занятости.

Создание системы научного сопровождения профессиональной карьеры выпускников УНПО и адаптации их к рынку труда на основе социометрических методов позволит повысить уровень полезной отдачи учреждений профессионального образования, подготовить условия для реструктуризации кадрового состава, организации профессионального и социального развития молодых специалистовснизить уровень социальной напряженности на рынке труда.

Проведенные конкретные социологические измерения начального профессионального образования, изложенные в Главе II диссертации, позволяют сделать следующие выводы:

1. Несмотря на достаточно высокую конкурентоспособность части юношей и девушек на рынке труда отдельных отраслей столичного хозяйства, выпускники УНПО в целом в Москве выступают в качестве не полностью востребованной в плане трудоустройства группы населения. В немалой степени это связано с различиями между структурой имеющихся в городе вакантных мест и профессиональным составом ищущих работу выпускников. Как показывает практика, перечень профессий, предоставляемых юношам и девушкам в учебных заведениях всех уровней, все еще остается в значительной степени невостребованным, в связи с чем многие из них вынуждены менять свою профессию, даже не при ступая к работе по полученной специальности.

Например, наибольшей популярностью среди абитуриентов УНПО пользуются профессии торгового коммерсанта, официанта, бармена, парикмахера и автослесаря. Вместе с тем, рынок вакансий по этим профессиям в Москве довольно скуден. Профессии строительного и машиностроительного профилей не очень популярны у абитуриентов УНПО, несмотря на то, что представителям этих профессий легче всего устроится на работу.

2. Почти половина выпускников УНПО не имеют опыта или навыков работы или имеют профессию или специальность, не пользующуюся спросом на рынке труда города. Эта группа молодежи нуждается в профессиональной подготовке или переподготовке.

3. Проведенное исследование позволило выделить ряд факторов, снижающих эффективность трудоустройства выпускников на рынке труда Москвы:

• недостаточное материально-техническое оснащение и финансирование материально-технической базы УНПО;

• поверхностное и одностороннее взаимодействие с социальными партнерами;

• слабое информирование учащихся об особенностях рынка труда Москвы;

• отсутствие у выпускников УНПО навыков трудоустройства и самопрезентации на рынке руда;

• недостаточное обеспечение учебно-методической литературой;

• нехватка квалифицированных кадров при обучении выпускников УНПО и необходимость их переподготовки.

Указанные выше недостатки нуждаются в систематических измерениях на основе социометрических методов и осуществлении комплекса мер по их устранению.

Заключение

.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основания утверждать, что педагогический коллектив становится субъектом управления образовательным учреждением при соблюдении ряда организационно-педагогических условий: уровень развития коллектива, способного активно участвовать в исследовательской деятельности, наличие опыта демократического управления училищем, необходимого для развития коллективасоздание системы повышения квалификации педагоговблагоприятный психологический климатмотивационная среда, система поощренияналичие системы оценки педагогов с подключением к этому процессу большого числа членов коллектива.

Разработанная и апробированная модель теоретической и практической подготовки педагогов к участию в исследовательской деятельности способствует повышению их управленческой компетентностирасширяет возможности инновационного развития училищапозволяет обеспечить готовность коллектива к выполнению функций образовательного учреждения.

По результатам исследования сделан вывод, что, являясь актуальной задачей, обучение педагогов исследовательской деятельности необходимо и как средство познания педагогических явлений и как основа формирования их готовности к инновационной деятельности.

Важным средством формирования готовности педагога к инновационной деятельности выступают учебно-исследовательские задачи и задания, успешное решение которых обеспечивается посредством включения в процесс обучения методов, максимально активизирующих исследовательскую деятельность обучающихся: эвристических, метода проблемного изложения, метода проектов, исследовательского метода и др. Можно выделить три общие группы умений, которые должны быть сформированы у педагогов в ходе их подготовки к инновационной деятельности:

• умения, связанные с организацией исследовательской деятельности;

• умения, связанные с реализацией достижений педагогической науки и практики в исследовании;

• умения использовать приобретенные знания об особенностях инновационной деятельности в профессиональной сфере.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд рекомендаций, позволяющих повысить активность участия педагогов учреждений НПО в социометрических измерениях, обеспечить эффективный контакт педагогической науки и практики.

Обосновано предложение о создании на базе УМК НПО Департамента образования г. Москвы городского фонда научно-методической информации на электронных носителях с доступом к этому фонду всех учреждений профессионального образования.

Следует ввести в практику формирование и доведение до учреждений профессионального образования графиков научных мероприятий в системе образования, на которые можно было бы ориентироваться при планировании работы с преподавателями.

Сформулировано предложение о создании в Институте развития профессионального образования Департамента образования Москвы специальной службы менеджмента для организации внедрения результатов научных исследований, экономической оценки возможностей и способов осуществления инноваций. Эта служба будет способна оказывать значительное содействие Институту на заключительной стадии реализации научных предложений. Целесообразно также создание лабораторий Института непосредственно в учреждениях профессионального образования, что существенно облегчает выход на потребителей научной продукции.

Учитывая, что педагогический потенциал исследователей сосредоточен не только и не столько в научных институтах и методических структурах Департамента образования г. Москвы, но и в учреждениях профессионального образования, педагоги должны иметь возможность регулярно сообщать о своем опыте и высказываться по острым проблемам. С этой целью можно было бы учредить оперативное методическое издание — дайджест для публикации коротких сообщений из учреждений профессионального образования о передовом опыте, собственных инновациях, а также с критической оценкой и конструктивными предложениями в отношении результатов научных исследований в системе профессионального образования.

Содержание городских научно-исследовательских программ в настоящее время формируется в результате конкурса проектов. Целесообразно привлечь для определения научной тематики практических работников, педагогов-новаторов учреждений профессионального образования, что во многом прояснило бы приоритеты в масштабе образовательного пространства города.

Социометрические методы оценки НПО не могут быть уделом только ученых. Для образовательной практики важно обеспечить позитивное отношение педагогов к исследовательской деятельности, сделать социометрию органическим элементом учебного процесса, оценки и самооценки всех субъектов образования. Это требует дальнейшего развития, как теории социометрии, так и ее прикладных методов, а также формирования готовности и способности педагогов применять эти методы в повседневной практике.

Проведенное диссертационное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу:

— дано научное обоснование совокупности организационно-педагогических условий эффективного использования социометрических методов оценки НПО (информационная база, методическое обеспечение, механизм внедрения результатов исследований);

— разработана методика прогнозирования и формирования программ социометрического исследования, которая изложена в опубликованных автором методических рекомендациях для педагоговвыявлены основные профессиональные и психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к исследовательской деятельности (атмосфера творческого поиска, психологическая готовность педагогов к исследовательской деятельности профессионализм, целеполагание, творчество, интуиция, рефлексия) — экспериментально проверена и доказана эффективность разработанной методики социометрического исследования на примере развития исследовательского потенциала педагогов, измерения качества профессионального образования и востребованности выпускников учреждений НПО на рынке труда.

Проведенную в диссертации оценку начального профессионального образования социометрическими методами с привлечением педагогов-исследователей следует рассматривать как перспективный путь повышения инновационной активности педагогических коллективов. Позитивные итоги этой работы подтверждает полученный соискателем Диплом московского конкурса «Менеджер года» (Приложение 10). по.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белая книга Российского образования. — М., 2000. — 246 с.
  2. Глоссарий терминов профессионального образования. Турин, 1998. — 26 с.
  3. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  6. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. — М., 2000.
  7. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений //Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г., № 27.
  8. О совершенствовании начального профессионального образования. — Распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2003 г.
  9. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999 г.
  10. H.A. Образование как фактор формирования социальной структуры общества. — М., Наука, 1974. 373 с.
  11. П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. — 268 с.
  12. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. — М.: Педагогика, 1997. 284 с.
  13. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  14. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. З-е исправ. и допол. М., 2003. — 128 с.
  15. В.И. Образовательный стандарт. М., 1999. — 303 с.
  16. С. Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672 с.
  17. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  18. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-334 с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Нравственные ценности молодежи. — М., Наука. 1979. -326 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Обязательное предисловие // Впереди XXI век: Антология современной классической прогностики. М., 2000. С. 10−52
  21. В.П. Педагогические проблемы современности. В сб. «Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований». М.: Изд. «МОДЭК», 2004. — 72 с.
  22. Е.Я. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях. -М., 2004.-92 с.
  23. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник. Авторы-составители: Смирнов И. П., Ткаченко E.B. М.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2003.-280 с.
  24. .Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО, 2003 г. — 208 с.
  25. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  26. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева Москва, 2000. — 386 с.
  27. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  28. А.Т., Глазунова Л. А. Профшкола Великобритании. М., 2002. -75 с.
  29. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М.: Изд. центр АПО, 2002.-104 стр.
  30. А.Т. и др. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства (интеграция опыта регионов). — Калуга: Издательство ЦНТИ, 2003. — 100 с.
  31. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.-461 с.
  32. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  33. . Концепция образования XXI века. Педагогика, № 4, 2003
  34. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Книга 2. М.: РАГС, 2000.-536 с.
  35. И. Я., Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа. М., 1992. 302 с.
  36. В.И. Методическое обеспечение в системе начального профессиональног7о образования.-М., 2004,-324с.
  37. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998.-204 с.
  38. Л.П. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы (к августовским мероприятиям педагогических работников). (Под ред. В.И. Лисова). М., Центр «Школьная книга», 2004. — 32 с.
  39. A.A. Современные сельскохозяйственные профессии (проблемы подготовки кадров. Москва, 2002. — 247 с.
  40. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  41. Кон И. С. Общество и молодежь. М., Изд. Мысль, 1973. — 321 с.
  42. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  43. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183 с.
  44. Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М.: Прогресс, 1970 — 293 с.
  45. К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М, 2001. — 216 с.
  46. К.Г. Социальное партнерство на рынке труда. — М., Изд-во АПО, 2003.-3 п.л.
  47. В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2001. — 120 с.
  48. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  49. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с. 5 8. Лисов В. И. Столичное образование: экономико-правовые аспекты модернизации управления. М.: Изд-во РГСУ, 2004. — 284 с.
  50. В.А. Сертификация профессионального образования за рубежом. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  51. A.C., Моисеев В. Б., Шапкин В. В. Профессиональное образование в социокультурном контексте. Пенза, 2002. — 180 с.
  52. H.H., Гайворонский. Технология моделирования содержания образования. -М., 2001. 128 с.
  53. Л.Н. Социология. Учебное пособие. М., 2000. — 684 с.
  54. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  55. А.Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.-213 с.
  56. В.Я. Социология образования- М., 1992
  57. В.Я. Социометрические способы в системе прогнозирования. М., Партиздат, 1975. — 362 с.
  58. Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы. В сб. «Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований».- М.: Изд. «МОДЭК», 2004. 72 с.
  59. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. -М., 2001.-221 с.
  60. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования. — М., 1999. — 138 с.
  61. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  62. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  63. П.Н. Профессиональное образование и профессиональная подготовка как факторы опережающего развития человеческих ресурсов. Вестник Всероссийской государственной налоговой академии № 1, 2004 г.- 160 с.
  64. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы (к августовским мероприятиям педагогических работников). (Пол общей ред. В.И. Лисова) // Центр «Школьная книга», 2004 32 с.
  65. Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М. 1997. -316с.
  66. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  67. В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Материалы научно-практической конференции. Кемерово, 1995, с.13−16.
  68. В.А. Содержание и методы современного образования. В сб. «Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований». М.: Изд. «МОДЭК», 2004. — 72 с.
  69. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — I том — 424 е., II том -816с.
  70. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  71. Л.Я. Образование и молодежь М., Изд. Мысль, 1981. — 334 с.
  72. М.Н. Социология управления. М., Изд. Наука, 1981. — 402 с.
  73. Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). М., 2000. — 137 с.
  74. Е.А. Формирование ключевых навыков как средство повышения качества подготовки новой рабочей силы. — В сб. Профессиональное образование: обучение безработных граждан и незанятого населения. — М., 2001.- 120 с.
  75. М.С. и др. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998. 7,5 п.л.
  76. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации профессионального образования. — М., Изд. АПО, 2004. — 32 с.
  77. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? М. Изд. АПО, 2004. — 32 с.
  78. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
  79. И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. -Монография. М., 2002. — 500 с.
  80. Л.Г. Формирование открытой модели учреждения непрерывного профессионального образования. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003.-216 с.
  81. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.-312 с.
  82. М.Х. Социология личности учащегося. Талин, 1981. — 296 с.
  83. Е.В., Гайнанова O.B. Педагогический колледж в региональной системе образования. М., 2002. — 192 с.
  84. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л. 1996, Вып. 2−21,3 п.л.
  85. Е.В. и др. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Екатеринбург, 2003. — 330 с.
  86. Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. М.,, 1991. -223 с.
  87. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997.-461 с.
  88. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  89. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. (Избранные труды). М., 1999.-672 с.
  90. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2005. — Т. 1, 2. — 450 и 456 с.
  91. Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека. В сб. «Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований». М.: Изд. «МОДЭК», 2004. — 72 с.
  92. Ф.Р. Социология образования. М., 1980
  93. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. — 249 с.
  94. Чернилевский Д.В., A.B. Морозов. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: МГТА, 2001.-301 с.
  95. С. В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1987.- 197 с.
  96. О.Б. Новые профессии коммерческой сферы: методология содержания стандарта. М., 2002. — 309 с.
  97. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  98. В.Н. Начало пути. М., изд. М. Гвардия, 1979. — 284 с.
  99. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
Заполнить форму текущей работой