Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Сегодня культура организации считается главным фактором ее конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией .
Повышение культуры управления — важнейшее условие повышения эффективности управления. Культура управления в общем виде позволяет оценить степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляются. На практике уровень культуры системы управления оценивается по показателям отдельных элементов системы. Сюда относятся показатели, характеризующие культуру работников, и в особенности руководителей, культуру процессов управления, техники управления, условий труда и т. д.
Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, экономическим, организационным, техническим, эстетическим. Культура управления включает совокупность элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, которые к ним предъявляются.
1. Типы руководителей как носителей деловой организационной культуры
Особенность современного взгляда на руководителя, как лидера коллектива, состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создать и поддерживать в нем хороший психологический климат .
Следует различать руководителей государственніх предприятий и руководителей частных фирм в относительно особенностей их взаимодейсвия в среде организационной культуры.
Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации или вытекают из нее. Руководитель государственного предприятия несколько дистанцирован от своих подчиненных, его деятельность строго регламентирована и подконтрольна.
Среди принципов деятельности руководителя государственной службы следует выделить принципы:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении руководителями должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности руководителей государственных предприятий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
6) обязательности исполнения для руководителей решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями, в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) гласности в осуществлении государственной службы;
9) профессионализма и компетентности руководителей;
10) ответственности руководителей за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе заключается не столько в недостатках правового регулирования, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму;
11) внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений.
Руководители государственных предприятий при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством;
12) отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность руководителей государственных предприятий не могут влиять религиозны объединения, ибо они отделены от государства;
13) социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируются денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение:
14) стабильности кадров государственной службы
и т. д.
Указанные принципы относятся и к руководителям малого бизнеса, однако, некоторые из них (например, принцип равного доступа, обязательности исполнения для руководителей решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями и пр.) являются неактуальными для руководителей частных фирм. Отличается также стиль взаимодействия руководителя со своим коллективом и принципы организации организационной культуры.
Кроме того, на малом предприятии руководство более тесно взаимодействует с персоналом. Все работодатели хотят иметь деловые отношения со своим персоналом. Чтобы этого достичь, необходимы их постоянные коммуникации, стимулирование, решение проблем работников и устранение конфликтов в коллективе.
Руководитель малого предприятия должен проявлять интерес к работе персонала, ставя перед ними индивидуальные цели и задачи на неделю, месяц, квартал, тем самым стимулируя работников своим личным к ним отношением .