Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление инновационно-инвестиционными процессами в муниципальных образованиях на основе их представления как квазикорпораций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России все в большей степени осознается руководителями административно-территориальных образований. Общий спад в прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований страны относится к началу 90-х годов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы формирования стратегии инновационного развития муниципального образования
    • 1. 1. Анализ и оценка современного опыта стратегического территориального планирования
    • 1. 2. Методологические основы формирования стратегий инновационного развития административно-территориальных образований
    • 1. 3. Методическое обеспечение стратегического планирования инновационного развития муниципальных образований
  • Выводы по главе 1
  • 2. Анализ проблем и направления совершенствования управления инновационно -инвестиционными процессами в муниципальных образование России
    • 2. 1. Тенденции, закономерности и проблемы развития малых и средних городов России
    • 2. 2. Состояние, проблемы и тенденции инновационной деятельности в регионе
    • 2. 3. Анализ и оценка системы управления инновационным развитием в г. Орле
  • Выводы по главе 2
  • 3. Разработка основных направлений и механизмов реализации стратегии инновационной деятельности муниципального образования
    • 3. 1. Разработка основных положений стратегии инновационной деятельности муниципального образования
    • 3. 2. Механизмы реализации стратегии инновационной деятельности города
    • 3. 3. Создание бизнес-инкубатора на территории муниципального образования
  • Выводы по главе 3

Управление инновационно-инвестиционными процессами в муниципальных образованиях на основе их представления как квазикорпораций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России все в большей степени осознается руководителями административно-территориальных образований. Общий спад в прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований страны относится к началу 90-х годов, когда руководители экономического блока реформ выдвинули тезис о несовместимости рынка и плана. Между тем анализ мирового опыта подтверждает, что сочетание государственного планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо. Основная черта современного качества планирования состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур, в том числе органов муниципального и государственного управления с различными субъектами хозяйствования, населением. А этого можно достигнуть, в частности, путем использования методов стратегического территориального планирования. Результаты мониторинговых исследований показывают, что во многих регионах страны имеются концепции и программы перспективного комплексного социально-экономического развития (так, по данным института ЕВРОГРАД, около 70% муниципальных образований полагают, что имеют документы стратегического характера). Однако более детальный анализ этих документов свидетельствует, что они обладают целым рядом недостатков принципиального характера, носят преимущественно декларативный характер, в результате чего создается почва для принятия стратегически неэффективных управленческих решений, приносящих лишь сиюминутную выгоду, но, в конечном счете, негативно сказывающихся на качестве жизни населения, особенно на его социально уязвимых слоях. Свидетельством тому является углубляющийся разрыв в уровне социально-экономического развития административно-территориальных образований страны.

В связи с вышеизложенным выбранное направление диссертационной работы является чрезвычайно актуальным.

Объектом исследования является муниципальные образования, являю щиеся субъектами инновационно-инвестиционного рынка.

Предметом исследования является система управления инновационно-инвестиционными процессами в развитии муниципальных образований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка концептуальных положений, методов стратегического территориального управления инновационно-инвестиционными процессами в муниципальных образованиях России.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решение следующих задач:

1) уточнения методологических положений по стратегическому территориальному планированию на основе обобщения подходов, описанных в литературе, и опыта стратегического территориального планирования в современных политико-экономических условиях;

2) анализа используемых территориями методических материалов по обеспечению планирования стратегического инновационного развития одного из наиболее распространенных классов регионов — муниципальных образований городского типа;

3) разработки первоочередных задач развития стратегического территориального планирования инновационно-инвестиционной деятельности;

4) разработки методики построения стратегии инновационного развития на примере г. Орла и механизмы её реализации;

5) обоснования необходимости создания единого центра управления инновационным развитием города.

Теоретическая и методологическая основа исследования — концептуальные положения, содержащиеся в научных трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области стратегического территориального планирования, законодательные акты, материалы экономических научно-практических конференций.

В качестве информационной основы были использованы статистические сборники, материалы Орловского областного комитета государственной статистики, материалы исполнительных органов власти.

В процессе работы над диссертацией использовались общенаучные методы исследования: экономико-статистические методы, диалектический метод, метод системного анализа.

Научная новизна диссертации состоит в теоретическом обосновании и методической проработке концептуальных подходов и методов стратегического планирования инновационно-инвестиционной деятельности муниципальных образований, позволяющих обеспечить целенаправленное, устойчивое и динамичное развитие.

Научная новизна подтверждается следующими научными результатами:

1. Сформулирована концепция стратегического территориального планирования в современных условиях функционирования экономикипри этом муниципальное образование рассматривается как корпоративная система, где население является собственником важнейших территориальных ресурсов (п. 4.16 Паспорта специальности 08.00.05);

2. Предложена укрупненная принципиальная схема, характеризующая технологическую последовательность проведения прогнозно-аналитических работ по формированию концепции стратегического развития (п. 4.7 Паспорта специальности 08.00.05).

3. Разработаны методические положения стратегического планирования инновационной деятельности в малых и средних городах России (п. 4.7 Паспорта специальности 08.00.05);

4. По итогам анализа инновационной активности Орловской области и г. Орла, разработана стратегия инновационной деятельности муниципального образования, основными направлениями которой явились следующие мероприятия: совершенствование системы муниципального управления инновационной деятельностью, стимулирование существующих предприятий к использованию инноваций, стимулирование создания малых и средних инновационных предприятий, привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологичную сферу), создание эффективной инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры (п. 4.16 Паспорта специальности 08.00.05) — Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические положения по созданию системы стратегического инновационно-инвестиционного планирования доведены до конкретных методик, которые могут успешно использоваться в различных муниципальных образованиях, а также в учебном процессе.

Апробация работы. Основные результаты диссертации были доложены и одобрены на конференциях «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2001), «Инновационное развитие регионов: механизмы формирования технологической политики» (Пенза, 2003), на ежегодных научных конференцияхпрофессорско-преподавательского состава Орел! ТУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общим объемом 1,1 п.л., отражающих основное содержание диссертации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 116 литературных источников, содержит 146 страниц основного текста.

Выводы по главе 3:

1. главная цель стратегии инновационной деятельности города Орла — его устойчивое развитие на основе использования научно-технологического потенциала: Стратегия инновационной деятельности направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений, повышения конкурентоспособности местных предприятий, расширения возможностей для развития бизнеса в городе.

2. для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих совершенствование системы муниципального управления. Работа муниципальных органов власти и их подразделений должна быть ориентирована на осуществление интерфейсного взаимодействия между заинтересованными органами.

3. для разработки и реализации стратегии инновационной деятельности г. Орла необходимо формирование системы стратегического планирования и управления инновационной деятельностью, включающей планирование, организацию, мотивацию и контроль.

4. бюджетные средства следует сконцентрировать на деятельности по привлечению и оптимальному вложению внебюджетных средств, а именно, — на формировании инфраструктуры инновационной деятельности, создании условий для привлечения инвестиций.

5. решению поставленных задач может содействовать создание специализированного фонда инновационного развития с участием органов государственного и муниципального управления.

6. для стимулирования бизнес-процессов в муниципальных образованиях, нужно исходить из проверенных мировым опытом принципов успешного влияния государства на позитивные структурные экономические преобразования, ради которых, собственно, и проводятся реформы.

Заключение

.

В процессе российских экономических реформ вопросы государственной инновационной политики явились одной из наиболее популярных тем экономических публикаций. На правительственном уровне рассматривались концепции инновационной политики и некоторые программы развития. Однако, несмотря на имеющийся рост промышленного производства, не произошло существенных: изменений в интенсификации инновационной деятельности. Доля инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий составляет лишь 5,2%.

Обострилась и вышла на первый план проблема качества и конкурентоспособности производственных технологий. Незначительные масштабы инновационной деятельности характерны для всех отраслей промышленности и предприятий, независимо от численности и формы собственности. Основным источником финансирования затрат на инновации по-прежнему являются: собственные средства предприятий. Роль местных бюджетов, внебюджетных фондов и иностранных инвестиций крайне мала. Инновационная пассивность большинства промышленных предприятий тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и не позволяет укрепить финансовую базу реального сектора экономики.

В современных условиях только переход на инновационный • путь развития, использование достижений науки в производстве, переход на новые технологии могут обеспечить устойчивый экономический рост, необходимые уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе и степень обеспечения его экономической безопасности, равноправную интеграцию в мировую экономику.

Возможности широкого распространения инноваций в российской экономики в настоящее время связаны главным образом не с внутренними условиями производства и потребления, а в первую очередь с созданием новых механизмов, основанных на новых методах снижения степени риска, его оценке и понимания всех его особенностейснижения цены, которую необходимо платить за надежную и точную информацию:

Быстрое развитие и распространение новых технологий будет происходить на основе инициативностиизобретательности со стороны производителей и потребителей.

Для широкого распространения в экономике России наукоемкого производства и высоких технологий необходимы создание и всемерная поддержка механизманаучно-технического развития, как системы взаимоотношениймежду государствомнаучно-технической! сферой: и рыночными силами,. призванной обеспечивать. постоянное: совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.

Базой для его конструирования на муниципальном уровне может служить разработанная в диссертационном! исследовании модель системы управления инновационным развитием на основе стратегического партнерства субъектов инновационной деятельности территории.

Положения теории управления инновационным развитием: на местномуровне, рассмотренные в диссертационной работе, леглив основу проекта стратегии инновационной деятельности муниципального образования, разработаннойс учетом анализа состояния экономики г. Орла. В’стратегии сформулированы основные системообразующие принципы и приоритетные направления формирования инновационной системы города.

Проведенный анализ показал, что промышленный и научно-технический' комплекс г. Орла обладают значительным инновационным — потенциалом роста. Однако успех в его реализации возможен лишь при наличии организационных механизмов координации общих интересов всех субъектов инновационной деятельности, постоянного стремления к их реализации.

Одним из таких механизмов является предложенное в третьей главе ди-сертационной работы учреждение некоммерческого партнерства «Агентство инновационного развития» с целью организации эффективного взаимодействия субъектов инновационного развития города и вовлечения ресурсов в процессы инновационного развития.

Ресурсное обеспечение инновационного развития является одним из ключевых вопросов. В настоящее время актуальными являются два принципиальных требования к инновационной деятельности. Первое требование — повышение эффективности вложения бюджетных средств, концентрация их на ключевых позициях, приоритетных направлениях развитиявторое требование — активизация привлечения и использования внебюджетных источников, выявление имеющихся, создание и развитие новых ресурсов.

С учетом данных требований в качестве механизма ресурсного обеспечения инновационной деятельности разработана модель специализированного фонда инновационного развития с участием органов государственного и муниципального управления. В соответствии с проектом управление фондом осуществляет Агентство инновационного развития с учетом приоритетов инновационной политики и результатов анализа состояния инновационного бизнеса в городе.

Внедрение предлагаемых мероприятий позволит реализовать инновационный потенциал г. Орла и обеспечит формирование условий для выхода экономики на новый качественный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Р., Плотников А. Н. Инвестирование инновационной деятельности территориальной производственно-хозяйственной системы // Internet resource: http//domino.innov.ru
  2. К.А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. № 2. — С. 6576.
  3. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000. -208 с.
  4. И.М. Малый инновационный бизнес // Инновационная политика и инновационный бизнес в России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к V Петербургскому экономическому форуму, № 15(146) 2001. — С. 89−91
  5. Бухвостов А. И: Маркетинг инновационного процесса как фактор укрепления финансовых основ местного самоуправления // Финансовые основы местного самоуправления: материалы круглого стола. Орел, 1 июля 1999 г. Орел: Издательство ОРАГС, 2000. — С. 122−127.
  6. Вартаньян К, А., Петров А. И., Шаповалова И. Б., Юкин Ю. А, Ян-. чевский А. Э. Инвестиции в инновационный процесс // Internet resource: httpWwww.informatika.ru
  7. Веснин В-Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994.
  8. О.О., Ефремов И. В., Милов И. В. Муниципальные заимствования на инвестиционные цели // Internet resource: httpWwww.auditorium.ru
  9. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. —М.: Финансы и статистика, 20 021 — 176 с.
  10. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — СПб.: Институт управления и экономики, 1996. — 112 с.
  11. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). М.: МИР, 1981.-733 с.
  12. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х томах. —М- — МНИИПУ, 1996.
  13. Город Орел: 1995−2001 гг. Статистический ежегодник. — Орел: Госкомстат России, Орловский областной комитет государственной статистики, 2002.-93 с.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ТК. Велби», 2002.-448 с.
  15. Дж. /мл./, О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  16. М. Организация и финансирование исследований и разработок // Internet resource: httpWwww. nw-innovations.ru
  17. П.Г. Введение в венчурный бизнес в России // Internet resource: httpWwww.sbn.finance.ru
  18. А. Рычаги. инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. — 2000. № 5. — С. 57−65.
  19. В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38—58- 1998. — № 7. — С. 43—71.
  20. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М: Дело,.1996-
  21. А. Из практики французского индикативного планирования//Российский экономический журнал.— 1998. — № 2. — С. 84—87.
  22. В.А. Научные основы управления промыпшенным предприятием. Донецк, 1971.
  23. Л. Понятие состояния в теории систем / Общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1966 — с. 49−65.
  24. Закон Орловской области от 18 декабря: 1996 г. № 17−03 О местном самоуправлении в Орловской области // Орловская правда. — 1996. — 20 декабря.
  25. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. .Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 237 с.
  26. И. Большие заботы маленького района // Поколение. 2001.-10 февраля. — С. 1.38.' Карась Л. Ю. Дифференциально нормативный подход к управлению социально — экономическими системами ГКНТ. — ВНИИСИ, Таллин, 1983.
  27. Л.Ю., Тимохов М. С., Черников В. В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. М-: АЭФП, 1995.
  28. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. -М.: Сов. Радио, 1974.41Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в. России и за рубежом. — 2002.-№ 1-С. 95−104.
  29. Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 31 — С. 24−42.
  30. Конституция Российской Федерации. М-: ИНФРА-М, 2000 — 80с.
  31. О.П., Трофимова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.— 2001.-№ 4-С. 25−36.
  32. Корчагин А.Д.', Смирнов Ю. Г. Значение и роль малого бизнеса в- инновационном процессе // Internet resource: http//domino.innov.ru
  33. Ф. Основы маркетинга- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993-
  34. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М: Финансы и статистика, 1993.
  35. В.И. и др. Инновационность хозяйственных систем. — М.': Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.
  36. В.Г., Ильдеменов G.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства7 Под ред. В. Н. Ирикова. М-: ЮНИТИ- 1999. — 414 с.
  37. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М.: Инфра-М, 1997. — 240 с.
  38. М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем.-М.: Мир, 1973.
  39. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  40. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 1983.
  41. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука. 1981.
  42. Р., Абдираимов И., Маленова С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2000.-№ 4. — С. 85−89.
  43. С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Радио, 1990:
  44. Основы научного управления" социально экономическими процессами. Учебник. — М.: мысль, 1989.
  45. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория.Маркетинг. Финансовый менеджмент.) Под ред. Власовой В. М. М.: Финансы и статистика, 1994.
  46. А.В. Теория и организация американского менеджмента. -М: Изд-во МГУ, 1991.
  47. Пособия. Эрнст Энд Янг. Составление бизнес плана./Пер. с англ. — М.: «ДжонУайли энд Сайз», 1994.
  48. Постановление Орловского городского Совета Народных депутатов от 6 февраля 2003 г. № 28/350-ГС «О бюджет г. Орла на 2003 год // Орловская правда. — 2003. — 15 февраля.
  49. Постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 14 апреля 2000 г. № 22/412-ОС О Концепции промышленной политики Орловской области на 2000−2005 годы // Орловская правда. — 2000. — 28 апреля: -С.5
  50. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 651 О формировании федеральных центров науки и высоких технологий // Российская газета. — 1999. — 5 июля. — С. 13-
  51. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 29. — Ст. 3570.
  52. Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу // Российская газета. — 1998. 8 апреля. — С.4.
  53. Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА — М, 1996.
  54. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1996.
  55. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, оценка, контроль и повышение. Пер. с англ. Общ. ред. Данилова -Данильяна В.И. М.: Прогресс, 1989.
  56. А.Н. Возможные формы финансирования инвестиционных проектов в России // Рынок ценных бумаг. — 2000. № 4. — С. 80−86.
  57. Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В. И. Нижний Новгород, НКУП, 1992.
  58. Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М.:АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994.
  59. Стратегическое планирование. Учебник под ред. Уткин Э. А. -М.:Экмос, 1998.
  60. Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М: 1992.
  61. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: Контролинг, 1991.
  62. А.А., и др. Стратегический менеджмент. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1998.
  63. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996.
  64. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Т. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996: — 208 с.
  65. А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. Научи- ред. и предисл. Кочерина Е. А. М.: Контролинг, 1992.
  66. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М^: Республика, 1992.
  67. Л.В., Карась Л. Ю. Руководитель в системе менеджмента. М.: РЭА, 1999:
  68. Фатхутдинов Р-А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес — школа «Интел-Синтез», 1998.
  69. Федеральный закон от 25 сентября' 1997 г. № 126-ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета.— 1997. —30 сентября.
  70. Федеральный закон от 28 августва 1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская: газета. 1995. — 1 сентября.
  71. Федеральный закон от 28 декабря 2000 г. № 168-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике. -М.: Ось-89, 2001. 32 с.
  72. Финансовые технологии в малом предпринимательстве // Internet resource: http//docs.rcsme.ru/rus/RC/Fin-simple/default.htm
  73. Ю.И. Системный анализ. М.: Наука, 1982.
  74. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчётов. -М.: Дело, 1992.
  75. М. Механизм реализации индикативных планов // Экономист. — 2000. — № 7. — С. 19—27.
  76. М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ- Под ред. Елисеевой И. И. М.: Банки и биржи, 1994.
  77. Экономика и бизнес. Под ред. Камаева В. Д. М.: Изд-во МГТУ, 1993.
  78. Экономические показатели работы промышленности области за январь-декабрь 2002 г. — Орел: Администрация Орловской области. Орловский областной комитет государственной статистики, 2003. 43 с.
  79. Энциклопедия кибернетики. Киев: 1975. Т.1- 607 с- Т.2 — 619.
  80. Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959. — 439 с.
  81. Янковский К. П, Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
  82. Belman R.E., Zadeh L.A., Decision-Making in Fuzzy Environment, Management Science, 17, N 4, 141−164 (1970).
  83. Best practice in Business Incubation. U.N.: New Yonc and Geneva, 2000, 120 p.
  84. Boyd D., A Methodology for Analyzing Group, Stanford Res. Inst., Menlo Park, Calif., May 1970.
  85. Clarskon G. P:E., Decision Making in Small Groups: A Simulation Study, Behav. Sci., 13,288−305 (1968).
  86. Drucker. Peter F. The Age of Discontinuity, Harpver. & Row- Kow York, 1968.
  87. Dyer J.S., Interactive Goal Programming, Management Science, 19, N 1 (1972).
  88. Fazar W., The Origin of PERT // The Controller, Vol. 30, p.p. 598 ff., December 1962.
  89. Luce R.D., Raiffa H., Games and Decision, Wiley, 1957- русский перевод: Льюис С. и Райффа Г. Игры и решения. Ил, 1961.
  90. Malcolm D.G. Bibliography on the Use of Simulation in Management Analysis. Operations Research, 8 (1960).
  91. Schlaifer R.O., Analysis of Decisions Under Uncertainly, McGraw -Hill, New York, 1967.
Заполнить форму текущей работой