Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации
Диссертация
В 10-х и 20-х годах прошлого века произошло изменение структурных соотношений в искусстве: наряду с реализмом возникают авангардные направления, течения, стили — кубизм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм. Эти отличные от классического искусства направления объединяла доминирующая роль субъективного начала и преобладание формы над… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ художественного мышления и «культурной памяти» изобразительного искусства конца XIX — XX века
- 1. 1. Сущность и философия эволюционной культуры
- Социокультурная динамика и искусство историзма
- 1. 2. Искусство как форма мышления, предмет эстетической ценности и его формообразующая сущность
- 1. 3. Природа художественных стилей их вариация и эволюция
- 1. 4. Эстетическая конструкция, форма и художественный образа. Категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, дизайне
- 1. 5. Развитие нового мышления XX века. Искусство авангарда -источник формы
- Выводы
- Глава 2. Анализ сущности и эволюции дизайн-деятельносгн
- 2. 1. Сущность и отличительные особенности дизайна как рода деятельности
- 2. 2. Дизайн-деятельность по созданию новых предметов и форм организации предметной среды. Функционализм и проблемы гармонизации формы
- 2. 3. Влияние художников авангардистов на формообразование в дизайне
- 2. 4. Эволюция стилистических особенностей процесса дизайнерского формообразования
- 2. 5. Теоретические модели процесса формообразования в дизайне
- Выводы
- Глава 3. Психология зрительного восприятия и пространство формообразующих процессов в дизайн-творчестве
- 3. 1. Психофизиология восприятия, мышления и понимания среды обитания и деятельности человека. Когнитивные модели
- 3. 2. Особенности исследований психофизиологии восприятия предметов дизайна
- 3. 3. Специфика дизайнерской деятельности и содержание творческого процесса
- 3. 4. Виртуальная реальность и психология дизайн творчества
- Выводы
- Глава 4. Технология формообразования в дизайне
- 4. 1. Пространство творчества формообразования и структура креативного процесса дизайна
- 4. 2. Образование форм в пространстве творчества
- 4. 3. Гармония форм и цвета в композиции предметов дизайна
- 4. 4. Комбинаторика композиции в формообразовании
- 4. 5. Научные основы гармонии формообразования в дизайне
- Выводы
- Глава 5. Моделирование форм среды обитания и деятельности человека в начале XXI века
- 5. 1. Проблемы формообразующих факторов «информационного» стиля дизайна начала XXI века
- 5. 2. Актуальные тенденции развития стилей и формообразования в дизайне современного интерьера
- 5. 3. Эволюция функционального образа вещи
- 5. 4. Коммуникативная культура. Дизайн среды деятельности среды Интернет
- 5. 5. Дизайн формирования знаний на информационных носителях
- 5. 6. Средства массовой коммуникации — проблемы методов и средств формирования структуры формата
- Выводы
Список литературы
- дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.
- Аверинцев С.С. Символ. Т. 6.-М.: КПЗ, 1971.
- Адамар Ж. Исследование психологии процессов построения вобласти математики. М.: Советское радио, 1970.
- Азрикан Д. Американские записки. / Союз дизайнеров. 1998. -№ 3.
- Аксёнова М. Энциклопедия искусства. М.: Аванта, 1999.
- Антонов P.O. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов. // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна.
- Сборник. М.: ВНИИТЭ, 1983.
- Арватов Б. Искусство и производство. / Сб. статей. М., 1926.
- Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей ф художественной промышленности. -М., 1932.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
- Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.
- Асланов В.Г. История западного искусства XX века. М.:к
- Академический проект, 2003.
- Асеева Е.Н., Асеев П. В. Рекламная кампания. М.: Экспертное бюро, Приор, 1997.
- Асс Е. О разрушительной роли дизайна. // Design illustrated, декабрь 2001 январь 2002 (№ 9−10).
- Бажанов Л., Турчин В. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. / Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1991.-Вып. 27.
- Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. -М., 1995.
- Барокко в авангарде авангард в барокко. // Тезисы и материалы конференции в Москве. — М., 1993.
- Барташевич A.A. Основы художественного конструирования. -Мн.: Вышэйшая школа, 1984.
- Барташевич A.A., Богуш В. Д. Конструирование мебели: Учеб. -Мн.: Вышэйшая школа, 1998.
- Бархатова Е. Реклам-конструкторы. // Мир дизайна. 1998. — № 11. Ю).
- Басин М.А., Шилович И. И. Синергетика и Интернет. (Путь к Sinergonet). СПб.: Наука, 1999.
- Батраков С.П. Реальность ирреального. Что есть реальность? Что есть смысл? // Западное искусство XX века: образы времени и язык искусства. М.: УРСС, 2003.
- Батраков С.П. Художник XX века и язык живописи. -М., 1996.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.
- Безмоздин JI.H. В мире дизайна. Ташкент: Фан, 1990.
- Белов A.A., Гвоздев Е. М. История дизайна. Лекции. СПб., 1993.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Об иллюзии выступающих вперёд цветов. // Журнал психологии, неврологии психиатрии. 1925. — T. IV (дополнительный).
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2002.
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я, Стор И. Н. и др. Живопись: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2003.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
- Бердяев Н. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990.
- Бобровский С. Жизнь замечательных технологий. PC Week/RE № (227)5 от 22.02.00. // Коммерсантъ. 2003. — № 235.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995.
- Байкова Е.В., Волошинов A.B. Антропоморфные паттерны какметаязык искусства. // Языки науки языки искусства. Труды международной конференции. Суздаль 7−12 июня 1999. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Бойцов С.Ф. Комбинаторные системы в художественном конструировании: Автореферат дис.-М.: МГХПУ, 1982.
- Боне K.JI., Арене У. Ф. Современная реклама. / Пер. с англ. -Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1995.
- Борев Ю. Эстетика. В 2-х томах. Смоленск: Русич, 1997.
- Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. М., 1998.
- Борисова Е.А., Стерни Г. Ю. Русский модерн. -М.: Галард, 1994.
- Борисова Е.А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка. (У истоков «неорусского стиля»). // Художественные процессы и русской культуре второй половины XIX века. / ВНИИ искусствознания Минкульт. СССР. М., 1984.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ, 1998.
- Бурмистрова Т.П. Приключения американского дизайна. // Техническая эстетика. 1990. — № 1.
- Бытачевская Т.Н. К вопросу о развитии творческого о воображения младших школьников. В кн.: Проблемы дидактики и методики преподавания учебных предметов в школе: научно-реферативный сборник. -М.: ОДНИ «Школа и педагогика» АПНССР, 1985. — Вып. 6.
- Бытачевская Т.Н. Изобразительное искусство как средство художественной подготовки студентов к воспитательной работе в школе. В сб.: Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе. — Ставрополь: СГГГИ, 1990.
- Бытачевская Т.Н. Художественное воспитание учителя начальных классов в процессе подготовки к преподаванию изобразительного искусства (автореферат канд. диссертации). -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990.
- Бытачевская Т.Н. Иллюстрирование книги как метод развития художественного восприятия действительности. // Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: НИИ школ, 1991.
- Бытачевская Т.Н. Культурологический и деятельностный подход к профессиональной подготовке учителя начальных классов. В сб.: Гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. — М.: Прометей, 1992.
- Бытачевская Т. Н Изобразительное искусство, восприятие, творчество. Спецкурс. Ставрополь: СГПИ, 1992.
- Бытачевская Т. Н Художественное воспитание студентов факультета начальных классов. // Педагогическое образование. М. — 1993. -№ 8.
- Бытачевская Т.Н., Сапроненко В. В. Место религии в решении социальных проблем общества. В сб.: Пути социально-политического развития России. — Ставрополь: СГПУ, 1994.
- Бытачевская Т. Н Региональный художественный компонент в воспитании культуры восприятия изобразительного искусства. В сб.: Базисный учебный план: проблемы внедрения в учреждениях образования края. — Ставрополь: СКИПРО, 1995.
- Бытачевская Т. Н Развитие умений восприятия изобразительного искусства у дошкольников методами художественного воздействия. В сб.: Базисный учебный план: проблемы внедрения в учреждениях образования края. — Ставрополь: СКИПКРО, 1995.
- Бытачевская Т.Н. Православно-христианские великие символы в средневековой архитектуре. Ставрополь: Управление образованием АСК, 1995.
- Бытачевская Т.Н. Дизайнер профессия будущего. — В кн.: Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.
- Бытачевская Т.Н. Дизайнерское образование в контексте эволюции современного образования. // Материалы краевой научно-методической конференции. Ставрополь: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, 1997.
- Бытачевская Т.Н. Психолого-педагогические аспекты художественного воспитания личности. // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Российский ВУЗ: В центре внимания -личность». Тезисы докладов. Т. 3. — Ростов-на-Дону, 1999.
- Бытачевская Т.Н. «Образ мира» в русском средневековом зодчестве. Ставрополь: СтГТУ, 1999.
- Бытачевская Т.Н. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. // Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции (26−27 мая 2000 года) «Экология детства». Ставрополь: СРГПИД, 2000.
- Бытачевская Т.Н. Стиль и стилевые формы дизайна. // Материалы XXX научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 1999 г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.
- Бытачевская Т.Н. О роли художника в процессе формообразования. // Материалы V региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. Технические и прикладные науки.
- Бытачевская Т.Н. Искусство авангарда конца XIX начала XX века: Методические указания для выполнения курсовой работы по специальности 52 400 «Дизайн». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.
- Бытачевская Т.Н. Соотношение красоты и пользы в формообразовании. // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. Технические и прикладные науки. Часть 2.
- Бытачевская Т.Н. Дизайн-технология художественного творчества по созданию форм среды обитания, деятельности и совершенствования человека. // Актуальные проблемы современной науки. М.: «Компания Спутник», 2002.
- Бытачевская Т.Н. Виртуальная реальность и психология дизайн-творчества. // Материалы всероссийской конференции «Дизайн и обучение».- Ульяновск: 2002.
- Бытачевская Т.Н. Теоретические основы художественного воспитания личности. / Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Сборник научных трудов в 2-х частях. / Под ред. E.H. Шиянова. М.: Илекса, 2002.
- Бытачевская Т.Н. Искусство форм. Экспрессивные и субъективные формы. // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Естественные и точные науки. Т. 1. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
- Бытачевская Т.Н. Соотношение красоты и пользы в формообразовании. // Материалы научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов СевКавГТУ за 2002 г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
- Бытачевская Т.Н. История дизайна, науки и техники: Учебное пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
- Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне: Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.
- Бытачевская Т.Н. К вопросу о развитии дизайнерского образования. История и система развития дизайн-образования в России. // Сборник статей.- Ставрополь: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, 2004.
- Бытачевская Т.Н. Современные тенденции формообразования в дизайне. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. Серия «Гуманитарныенауки». -№ 2(12).
- Бюль В.Л. Изменение культуры: к динамической социологии культуры. // Общественные науки за рубежом. 1989. — № 3.
- Вакс И.А. Художник в промышленности. М., 1965.
- Варга Б., Димень 10, Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. М.: Мир, 1981.
- Ван де Вельде А. Одушевление материала как принцип красоты. // Декоративное искусство СССР. 1965. -№ 2.
- Великая утопия. Русский и советский авангард 1915−1932. М.: Галарт, 1993.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.
- Винкельманн И. История искусства древности. М.: ОГИЗ, 1933.
- Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997.
- Виппер Б.Р. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУН-ХУШ вв. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3-х томах. СПб.: ЗАО ЛИТА, 1998.
- Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, Головное изд-во, 1982.
- Волкотруб И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании. Киев: Вища школа, 1986.
- Волошин А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства. // Синергетическая парадигма, линейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.
- Вопросы дизайн-образования и формообразования. Серия «Проблемы современного дизайна. Выпуск 1. М.: ВНИИТЭ, 2004.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.,
- Воронов Н.В. Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна. М.: ГрантЪ, 2002.
- Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 1. — М.: Издательство Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 1997.
- Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 2. -М.: Издательство Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 1999.
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Том 1. М.: „Союз дизайнеров России“, 2001.
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Том 2. М.: „Союз дизайнеров России“, 2001.
- Воронова О. Искусство скульптуры. -М., 1981.
- Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: МИР, 1968.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1989.
- Галеев Б.М. Аудиовизуальные искусства эпохи НТР. / Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М.: ВНИИТЭ, 1982 (Материалы конференций, совещаний).
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. JL: Изд-во ЛГУ, 1974.
- Генисаретский О.И. Совершенный человек: пространственность и событийность перфективного праксиса. / Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: Институт человека РАН РФ, ИПКгосслужбы, 1997.
- Гердер И. Избранные сочинения. M.-J1., 1959.
- Гесс Г. Игра в биссер. М.: Правда, 1992.
- Глазычев В. J1. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970.
- Гласс J1., Меки М. От часов к хаосу. Ритмы жизни. М.: Мир, 1991.
- НО. Глинтерник Э. Из истории русского рекламного плаката. // Мир дизайна. 1995. -№ 1.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М: Современник, 1999.
- Гнедичъ П.П. История искусств. М.: Современник, 2001.
- Голицын Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1977.
- Голицын Г. А. Образ как концентратор информации. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Головин В.П. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: МГУ, 1999
- Гомбрих Э. История искусства. -М.: ACT, 1998.
- Горбатюк Д.А. Русский стиль и возрождение национальных традиций в культуре России в конце XIX начале XX веков. Автореферат дис. канд. культурологических наук.-СПб., 1997.
- Грабарь И. Моя жизнь. M.-JL: Искусство, 1937
- Гулыга A.A. Кант. 3-е изд. — М.: Соратник, 1994.
- Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер J1. Восприятие монументального искусства типы, механизмы, эффективность. / Вопросы социологии искусства. — М.: Наука, 1979.
- Делакруа Э. Дневник. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1961. — Т. 2.
- Деметрс О. Цифровое текстурирование и живопись. Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2002.
- Демосфенова Г. Л. Общеэстетические проблемы формообразования в дизайне. // Труды ВНИИТЭ сер. Техническая эстетика. -М., 1975. -№ 11.
- Джадж Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. Пер. с англ. // Под ред. Л. Ф. Артюшина. -М.: Мир, 1978.
- Джеймс В. Научные основы психологии. -М., 1993.
- Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Пер. с англ. М.: Мир, 1976.
- Дижур A.JI. Фирменный стиль. // Серия „Художественное конструирование за рубежом“. М.: ВИИИТЭ, 1970.
- Дизайн в системе культуры. // Тезисы конференций, совещаний. -М.: ВНИИТЭ, 1982.
- Дизайн США. Проспект к межгосударственной выставке в СССР. -М., 1989.
- Дикки Д. Определяя искусство. / Американская философия искусства. Екатеринбург: Бишкек, 1997.
- Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Кн. 1, 2. М.: Искусство, 1995.
- Древние цивилизации. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1998.
- Дубнов А. „Падение Запада“ и глобальные проблемы человечества». В кн.: Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, 1993.-Т. 1.
- Дульнев Г. Н. Синергетика. СПб., 1998.
- Жданов В.Ф., Носов H.A. Виртуальная психология творчества. // Виртуальные реальности. М.: Институт человека РАН, 1998.
- Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004.
- Евин И.А. Принципы функционирования мозга и синергетика искусства. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Евстафьев В.А., Пасютина Е. Э. История Российской рекламы. 1991−2000 гг. М.: ИМА-ПРЕСС, 2002.
- Егерский А.Б., Рубинович М. И. Динамическая теория формообразования. -М.: ЯНУС, 1998.
- Ермакова Т. Первая очередь Московского метрополитена. // Техническая эстетика. 1967. — № 1.
- Ефимов A.B. Суперграфика в городской среде. // Техническая эстетика. 1983. — № 2.
- Зеленов JI.A., Фролов О. П. Принципы дизайна. Горький, 1978.
- Зефельд В.В. Художественное конструирование операторских пунктов. -М.: Машиностроение, 1969.
- Зинченко В.П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа. В сб.: Искусство и научно-технический прогресс. — М.: Искусство, 1973.
- Иванченко Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог: ТГРТУ, 1999.
- Иконников А.И. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. -М., 1990.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М.: Высшая школа, 1983.
- Ильина Т.В. Введение в искусствознание: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Астрель, 2003.
- Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 18 201 890-е годы". Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. СПб.: АО Славия. 1996.
- История искусств зарубежных стран. Т. 1−3. -М.: Изобразительное искусство, 1982.
- Иттен И. Искусство формы. -М.: Изд. Д. Аронов, 2001.
- Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1972.
- Калашникова Т. Энциклопедия русской живописи. М.: Олма-Пресс, 2000.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. -М.: Архимед, 1992.
- Кандинский В. Композиция формы, символически выражающая тонкие материи, духовность. М., 1930.
- Кант Э. Критика способности суждения. Пер. с нем. М.: Искусство, 1994.
- Кантор A.M. О стиле и стилистическом анализе. // Советское искусствознание. 1978. — № 77.
- Кантор K.M. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996.
- Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М.: СМЫСЛ, 1995.
- Кесс Д. Стили мебели. М. Издательство В. Шевчук, 2001.
- Кириченко Е.И. К вопросу о пореформенных выставках России как выражении исторического своеобразия архитектуры второй половины XIX в. // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. ВНИИ искусствознания Минкульт. СССР. М., 1984.
- Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии. // Советское искусствознание. М., 1979. — Вып.1.
- Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб.: Символ, 2001.
- Кларк П. Дизайн. Пер. с англ. М.: ACT, 2003.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
- Ковтун Е. Русский авангард 1920 1930 гг. — СПб.: Аврора, 1996.
- Колейчук В.Ф., Лаврентьев А. Н., Рачеева И. В., Потапов C.B. Барышева В. Е. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
- Колейчук В.Ф. О комбинаторном формообразовании. // Кн. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1979.
- Колейчук В.Ф. Структура и изображение. // Техническая эстетика. 1980. -№ 3.
- Колейчук В.Ф. Механизмы взаимодействия средств, приёмов и методов формообразования в дизайне. Техническая эстетика. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. / Труды ВНИИТЭ. — М., 1985. — № 47.
- Колингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
- Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1987.
- Кон-Винер История стилей изобразительных искусств. М.: СВАРОГ и К, 2000.
- Кондратьева К.А. Проектная культура в России. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2001.
- Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. М.: Индекс Дизайн, 2003.
- Краткая методика художественного конструирования. М., 1966.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965.
- Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998.
- Крылов И.В. Антология рекламы. Теория и практика рекламы в России. М.: ЦЕНТР, 1996.
- Круг С. Веб-дизайн. СПб: Символ-Плюс, 2002.
- Кузниченко К. Шедевры русской живописи. Мультимедиа-альбом. От Феофана Грека до Марка Шагала. // Компьютер и мы. 1998. — 01.02. -№(010)02.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа, 1990.
- Курдюмов С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации (идеи, методы, перспективы). — М.: Наука, 1987.
- Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М.: ДМК, 2001.
- Лаврентьев А.Н. Ракрусы Родченко. М.: Искусство, 1992.
- Лаврентьев А.Н. Конструктивизм, конструктивисты иконструкции. I ! Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет. -М.: Альба, 1998.
- Лаврентьев А.Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне. / Визуальная культура визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
- Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: ГрантЪ, 2000.
- Лазарев E.H. Дизайн как технико-эстетическая система: Автореф. докт. дис. M., 1984.
- Лазарев E.H. Дизайн машин. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1988.
- Лазарев E.H. Дизайн: от формы вещи до духа человека. // Дизайн для всех. Альманах. 1992. — № 1.
- Лановенко О. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987.
- Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. М., 1977.
- Левшин И., Самсонов Д. Художник и его модель. // Publish. 1997.-№ 2.
- Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992.
- Ле Корбюзье. Архитектура XX в. М.: Стройиздат, 1970.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Леонтьев Д. А, Белоногова Е. В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиции, 2002.
- Лосев Л.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
- Лоскутов А.Ю., Михайлов A.C. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990.
- Лотман Ю., Николаенко Н. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгового диалога. // Декоративное искусство СССР. 1983. — №.9.
- Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве. В кн.: Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. — Тарту, 1986.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. // Труды по знаковым системам: Вып. 284. Учёные записки Тартуского университета. — Тарту, 1971. — Вып. 5.
- Масалин Н. Кандинский и русская романтическая традиция. // Вопросы искусствознания. 1993. — № 1
- Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и её следствия. // Семиотика и информатика. М.: ВНИИТЭ, 1983. — Вып. 20.
- Махлина С.Т., Ляховицкий Я. Б. Социалистический реализм в контексте искусства XX века. / Культура на пороге XXI тысячелетия. СПб., 1996.
- Маца И. Очерки по теоретическому искусствознанию. М., 1930.
- Методика художественного конструирования. 2-е изд. перераб. — М.: ВНИИТЭ, 1983.
- Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. -М.: ВНИИТЭ, 1987.
- Мещанинов A.A. Образ компании. М.: Новости, 2001.
- Минервин Г. Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий (принципы формообразования, основные типы и характеристики). М.: Архитектура-С, 2004.
- Минервин Г. Б., Ефимов A.B., Шимко В. Т. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004.
- Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна. Учебник. -Казань: Новое знание, 1999.
- Михайловская А.И. Из истории промышленных выставок в России первой половины XIX в.: Первые всероссийские промышленные выставки. // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Семантическая и эстетическая информация. М.: Мир, 1966.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983.
- Мунипов В.М., Лысенко А. И. Популярная эргономика. Орел: Вешние воды, 1992.
- Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982.
- Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987−2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М.: Союз дизайнеров России, 2002.
- Нариньяни A.C. Искусственный интеллект: стагнация или новая перспектива. / Сборник научных трудов шестой национальной конференции по искусственному интеллекту. Том. 1. Пущино: РАИИ, Научный совет попроблеме «Искусственный интеллект», РАН, 1998.
- Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.
- Немов P.C. Психология. Т. 1. -М., 1994.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.
- Николай Рерих для нас. // Компьютер и мы. 1997. — 01.10. -№(006)06.
- Никольский А.Е. Виртуальная реальность и творческие процессы. -М.: РАН, ИТАР-ТАСС, 1995.
- Никольский А.Е. Когнитивное явление Интернет. / Интернет образование. М.: МГГИ, 2002.
- Никольский В.А. Древнерусское декоративное искусство. СПб., 1923.
- Нильсен Я. Веб-дизайн. СПб: Символ-Плюс, 2002.
- Носов H.A. Виртуальная психология. М.: АГРАФ, 2000.
- Носов H.A. Фома Аквинский и категория виртуальности. / Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: Институт человека РАН, 1997.
- Носов H.A. Словарь виртуальных терминов. // Труды лаборатории виртуалистики. Институт человека РАН. М.: Путь, 2000. — Вып. 7.
- Нюберг Н. Курс цветоведения. М.: УПИ, 1932.
- Ожёгов С.И. Словарь русского языка. М.: Энциклопедия, 1990.
- Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. -М.: 1991.
- Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М.: ВНИИТЭ, 1989.
- Основы методики художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1970.
- Основы технической эстетики. -М.: ВНИИТЭ, 1970.
- Пайтген Х.Щ., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993.
- Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М.: Терра, 1999.
- Петров В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. — Вып. 1.
- Петров В.М., Голицын Г. А. Полувековые циклы в социокультурной динамике. В кн.: Формирование новой парадигмы обществоведения.-М.: Прогресс-Традиция, 1996.
- Петров В.М., Бяджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996.
- Петухов C.B. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. М., 1988.
- Пигулевский В.О. Искусство: классика, модерн, постмодерн. -Ростов-на Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. -М.: Пассим, 1994.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
- Полевой В.М. Искусство Греции. М. Белый город, 1997.
- Популярная художественная энциклопедия. М.: Большая Советская энциклопедия, 1986. -Ч. 1.
- Поспелов Д.А. Прикладная семиотика и искусственный интеллект. // Программные продукты и системы. 1996. — № 3.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985.
- Пригожии И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
- Природа глазами художника. М.: Искусство, 1999.
- Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. // Труды ВНИИТЭ: сер. Техническая эстетика. М., 1975. -№ 11.
- Пушкарёв А. Конструктивные образы чисел. / Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет. -М.: Альба, 1998.
- Радугина A.A. Психология и педагогика. М., 1997.
- Раскин Д. Лекции об искусстве. СПб., 1907.
- Рассохин Д. Лебедев A. World Wide Web всемирная информационная паутина в сети Internet. — М.: МГУ, 1997.
- Ревзин Г. Неуверенная мебель. // Коммерсантъ. 2002. — 27.05.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. (Очерк основных методов). М.: Наука, 1980.
- Ривкинд А., Победин К. Дизайн. Изощрённое зверинство. / Табурет. (О роли фауны в истории искусства и мебельного дела: история, классика, авангард, шедевры). М., 2001.
- Рихтер Л. Основы учения о цветах. -М.-Л.: АО Промиздат, 1931.
- Рождественский К. Ансамбль и экспозиция. М., 1970
- Рождественский С. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени. СПб., 1903.
- Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже.-М., 1974.
- Романов Г. М., Туркина Н. В. Колпащиков Л.С. Человек и дисплей. -Л.: Машиностроение, 1986.
- Ротенберг Е. Западноевропейское искусство XVII в. М.: Искусство, 1971.
- Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество. М.:1987.
- Рубин A.A. Формирование проектного замысла средствами художественного моделирования. Автореферат дис. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения. М., 1979.
- Рунге В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Дизайн-95». М., 1998.
- Рунге В.Ф. О парадигмах отечественного дизайна. // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. — № 4.
- Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. Учебное пособие. М.: МЭИ (ТУ), 1999.
- Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.: МЗ-Пресс, 2001.
- Русский авангард 1910−1920-х годов в европейском контексте. -М.: Наука, 2000.
- Русский модерн. Архитектура. М.: Галарт, 1994.
- Русское искусство первой половины XIX начала XX вв. / Сб. науч. тр. Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. — М., 1992.
- Рынок телерекламы. // Эксперт. 2002. — 01.04. -№ 13.
- Рыбак С. Рынок рекламы готовится к буму. // Ведомости. 2000.16.10.
- Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Сантакьяра Д. О себе, дизайне и времени. // Мир дизайна. 2001. -№ 1(22).
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. -М., 1989.
- Семиотика. Под ре. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983.
- Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сборник переводов зарубежных авторов. М.: Мир, 1972.
- Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60−80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991.
- Сидоренко В.Ф. Взаимосвязь проектной идеологии, методологии и стратегии. / Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 58. М., 1989.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат канд. дис. М., 1990.
- Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность. // Техническая эстетика. 1977. — № 8.
- Сидоренко В.Ф., Устинов А. Г. Программа дизайнерского образования для специальных средних школ. В сб.: Дизайн в общеобразовательной системе. -М., 2001.
- Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М.: Русский мир, 1994.
- Силонов А. Подарок к столетию музея. // Компьютер и мы. 1998. — 01.06. -№(014)06.
- Сильвестрова С.А. Проектируем то, что хотим продать. // Техническая эстетика. 1986. — № 6.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг.-М.: Наука, 1981.
- Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы. М.: Когито-Центр, 2004.
- Система средств массовой информации России. / Под ред. Я. Н. Загурского. М.: Аспект-Пресс, 2001.
- Современная архитектура. Пер. с франц. «L'architecture d’aujourdhui». 1971.-№ 155.
- Соколов А. Теория стиля. -М.: Искусство, 1968.
- Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Просвещение, 1971.
- Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Просвещение,
- Соловьев Н.К. Пространственно-тектонические аспекты формирования интерьеров (Древний мир, Средние века). Диссертация. докт. искусствоведения. -М.: МГХПУ им. С. Г. Строгонова, 1998.
- Соловьев Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. -М.: МГХПУ им. С. Г. Строгонова, 1999.
- Солсо. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
- Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1987.
- Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий.-М., 1967.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.
- Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Соснова Т.Л., Фрид Ю. В., Соколова Е. Г., Лосева Е. И. Цветовое оформление на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1984.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. -М.: Мир, 1983.
- Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987.
- Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев: Вища школа, 1985.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков.-М., 1970.
- Стивенсон Н. Архитектура. М.: Слово/81оуо, 1999.
- Строкина А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при проектировании рабочих мест. // Техническая эстетика. 1985. — № 1.
- Студенческие проекты чаеварок (ФРГ). // Техническая эстетика. -1987.-№ 2.
- Сюрреализм. Альбом. М.: Искусство, 1999.
- Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство механическоговека. М., 1967.
- Таеалов В.И. Ганс Зельдмайр и дилемма «хаоса» и «порядка» в постмодернизме 50−70-х годов. // Искусствознание Запада об искусстве XX века. М., 1988.
- Таеалов В.И. Светоэнергетика искусства. СПб.: Дмитрий Буланини, 2004.
- Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1981. Вып. 28.
- Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.: Школа культурной политики, 2004.
- Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т. С. Гармония хаоса, или фрактальная реальность. СПБ.: ИД «Весь», 2003.
- Ткач Д.И., Русскевич H.JL, Ниринберг П. Р. и др. Архитектурное черчение. Под ред. Д. И. Ткача. Киев: Вудивэльнык, 1991.
- Торшилова Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. / Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978.
- Традиции и истоки отечественного дизайна. // Труды ВНИИТЭ. Сер.: Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1979. Вып. 21.
- Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
- Тьялво Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1984.
- Устинов А.Г. Цвет в производственной среде. М.: ВНИИТЭ, 1967.
- Устюгова Е.И. Стиль как явление культуры. СПб., 1994.
- Урманцев Ю.А. Общая теория систем и проблемы биологической эволюции. / Диалектика познания сложных систем. М., 1988.
- Учетова В.В., Старых Н. В. История рекламы. Детство и отрочество. М.: СМЫСЛ, 1994.
- Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971.
- Федоров М.В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Диссертация в виде научн. докл. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: ВИИИТЭ, 1998.
- Философский энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1990.
- Фрайберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981.
- Фрайберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.
- Фредер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991.
- Фрейд 3. Энциклопедия глубинной психологии. Жизнь, работа, наследие. М.: Менеджмент, 1998.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек свет — пространство. — М.: Стройиздат, 1973.
- Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1985.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2-х книгах. Книга 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996.
- Хан-Магомедов С. О. Некоторые проблемы истории отечественного дизайна. // Традиции и истоки отечественного дизайна. М., 1979.
- Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.
- Хан-Магомедов С. О. Творческие концепции в структуре предметно-художественного творчества. // Творческие концепции и творческие школы в дизайне. Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. -М., 1981.
- Хан-Магомедов С. О. Художественное творчество и некоторые проблемы зрительного восприятия. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. Вып. 45. М., 1984.
- Харшак Д. Эволюция и революция в истории знака. // Мир дизайна. 1999. -№ 4(17).
- Хиллер Б. Стиль XX века. -М.: Слово/Slovo, 2004.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. Пер. с англ. М.: Мир, 1973.
- Хмара О. Провокация искусством. Ярмарка «Арт-Манеж 2001». // Коммерсантъ. — 2001. — 29.11. — № 219.
- Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. СПб.: Питер, 2001.
- Холмянский JI.M., Щипанов A.C. Дизайн: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.
- Холмянский JT.M. Макетирование и графика в художественном конструировании. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. М., 1992.
- Художественная культура в докапиталистических формациях. -Л., 1984.
- Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов худ.-пром. Вузов. / Под ред. В. Н. Быкова. М.: Высшая школа, 1986.
- Цветков П. Клип процветания. // Коммерсантъ. 2002. — № 60/П.
- Шевелев И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. -М.: Стройиздат, 1990.
- Шершер 3. Как обустроить жизнь и творчество. // Художественный совет. 2001. — № 4 (20)
- Шестимиров A.A., Минаев A.A. Промышленные образцы. М., 1995.
- Шимко В.Т. Дизайн в контексте эволюции художественного сознания. // Художественный совет. 2001. — № 4 (20)
- Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: СПЦ-принт, 2003.
- Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фактов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
- Щелкунов Д.Н. Предистория футуро-дизайна. / Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. 1990. -№ 1.
- Шубников A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. -М.: Наука, 1972.
- Эйзенштейн С. Психология композиции. // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.
- Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.: ВНИИТЭ, 1983.
- Эстетика. Энциклопедический словарь. -М., РЭ, 1999.
- Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. A.B. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990.
- Эстон М. Ренессанс. -М.: Белый город, 1997.
- Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.
- Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.
- Юхина О.Ю. Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. СПб., 2003.
- Якимович А. Магическая вселенная. -М.: Галарт, 1995.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. / Художественное восприятие. JL: Наука, 1971.
- Янсон Х.В., Янсон Э. Р. Основы истории искусств. СПб.: Азбука-Классик, 2003.
- Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БВХ-Петербург, 2001.+CD
- Chagall Marc. Catalogue. Paris, 1959.
- Crane W. Line and Form. L., 1900. (Крейн У. Линия и форма).
- Crane W. The Basis of Design. L., 1898. (Крейн У. Основы дизайна)
- Hall J.B., Ulanov В. Modern culture and the arts. New York, 1967. (Хрестоматия по миру искусства).
- Funch B.S. The Psychology of Art Appreciation. Copenhagen: Museum Tuscu-lanum Press, University of Copenhagen. 1997. 4. ХП. 312 p.
- Haken H. Principles of Brain Functioning. Berlin: Springer, 1995.
- Klee P. The Thinking Eye. London, 1964.
- Marc Chagall. DuMont’s Neue Galerie. N.Y. 1984.
- Meyer Fr. Marc Chagall. Paris, 1964.
- Modern architecture 1851−1919. Tokyo, 1981.
- Popper F. Tecnoscience Art: The next stop. Leonardo, 1987.V.20.
- Wilson S. «Pop». London, 1974.