Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологические исследования (Личко А.Е., 1982; Клейберг Ю. А., 1998; Арсеньев A.C., 1999; Беличев С. А., 1999; Кон И. С., 1999; Захаров А. И., 2000; Исаев Д. Н., 2000; Каган В. Е., 2000; Матейчек 3., 2000; Реан A.A., 2000; Ковалев А. Г., 2002; Конвей Дж., 2004) в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы. Они могут, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Клинико-психологические особенности семьи как среды развития ребенка
    • 1. 1. Актуальные клинико-психологические проблемы современной семьи
    • 1. 2. Развод и проблемы одинокого материнства
    • 1. 3. Особенности развития детей в разведенной семье
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика групп испытуемых
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Описание психологических диагностических методик
      • 2. 2. 2. Описание статистических методов
  • Глава 3. Клинико-психологические особенности подростков и матерей из разведенных семей
    • 3. 1. Основные проблемы одиноких матерей после развода
    • 3. 2. Состояние здоровья одиноких разведенных матерей
    • 3. 3. Личностные и эмоционально-поведенческие особенности подростков из разведенных семей
    • 3. 4. Когнитивные особенности подростков из разведенных семей
    • 3. 5. Изучение взаимосвязи некоторых эмоционально-поведенческих и личностных особенностей подростков из разных типов семей
    • 3. 6. Факторная структура особенностей подростков из разведенных и полных семей
  • Принципы организации клинико-психологической помощи подросткам и одиноким матерям из разведенных семей

Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Психологические исследования (Личко А.Е., 1982; Клейберг Ю. А., 1998; Арсеньев A.C., 1999; Беличев С. А., 1999; Кон И. С., 1999; Захаров А. И., 2000; Исаев Д. Н., 2000; Каган В. Е., 2000; Матейчек 3., 2000; Реан A.A., 2000; Ковалев А. Г., 2002; Конвей Дж., 2004) в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы. Они могут, как способствовать, так и препятствовать оптимальному развитию его личности. По мнению психологов, процесс формирования личности начинается с момента рождения ребенка, причем ведущая роль в нем принадлежит воспитанию. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать позитивный взгляд на мир и на самого себя. При этом эти же факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к нарушениям в развитии ребенка: недоверие к окружающему миру, тревога, низкая самооценка и т. д.

Наиболее актуальным и интересным для исследователей (Гурьева В.А., Гиндикин В .Я., Семке В. Я., 2000; Райе Ф., 2000; Андреева Т. В., 2004; Дебесс М., 2004; Дмитриева Т. Б., 2005; Эйдемиллер Э. Г. 2005 и др.) является развитие детей в подростковом возрасте. Как известно, подростковый возраст наиболее чувствителен к различного рода нарушениям отношений в семье (Захаров А.И., 1988; Кондратьев М. Ю., 1997; Исаев Д. Н., 2000; Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е., 2004; Реан A.A., 2004; Эйдемиллер Э. Г., 2005). Переход к взрослой жизни, осложненный нарушениями в семейной системе, происходит тяжело, способствуя обострению акцентуаций, психопатий, невротических и психосоматических расстройств у подростков.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Большинство авторов (Алешина Ю., 1999; Голод С. И., 1999; Оганян К. И., 1999; Бондарская.

Г. А., 2001; Бойко В. В., 2002; Калабихина И. Е., 2002; Дементьева И. Ф., 2004; Сафарова Г. Л., 2004; Чистякова Н. Е., 2006), изучающих современные преобразования в сфере брака, семьи, рождаемости, склоняются к тому, что происходит кардинальное изменение общественного сознания в отношении представлений о браке, разводе, семейной жизни, рождении и воспитании детей. Семья оказывается средой, где растущий человек часто попадает в трудные жизненные ситуации. Одной из таких наиболее распространенных трудных жизненных ситуаций в жизни семьи и ребенка является развод родителей. По данным Федеральной службы государственной статистики (2007), в современной России практически треть зарегистрированных браков распадается, в 60−80% распавшихся браков проживают дети.

Исследования (Захаров А.И., 2000; Фигдор Г., 2000; Исаев Д. Н., 2004; Целуйко В. М., 2004; Amato P.R., 2000) свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на личность ребенка. Факт развода и особенности жизнедеятельности неполной разведенной семьи, возглавляемой одинокой матерью, могут провоцировать различные отклонения в поведении, эмоциональном состоянии, соматическом здоровье детей. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли развитие в неполной разведенной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

Влияние развода на жизнедеятельность членов семьи чаще всего анализируется специалистами различных направлений (демографы, социологи, практикующие психологи, медики) как социально-психологический феномен, а также как фактор хронической психогенной травматизации ребенка. В настоящее время в научной литературе существует множество противоречий, требующих научного разрешения (влияние развода на психическое развитие ребенка, социальную адаптацию подростка и т. д.). Сегодня все чаще поднимается вопрос о реальной жизненной стойкости ребенка, воспринимающего ситуацию развода как трудность, с которой он может совладать, мобилизируя свои внутренние и внешние ресурсы (Зеленчукова C.B., 2000; Гурко Т. А., 2002; Алмазов Б. Н., 2004 и др.). При этом необходимо уточнить, что большинство отечественных работ, посвященных изучению неполных семей, написаны на основе материалов исследований периода 90-ых годов в России и касаются в основном социальных и психологических аспектов жизнедеятельности данного вида семьи.

В данной работе дается теоретический анализ ведущих психологических, социальных и медицинских исследований, касающихся особенностей реагирования детей на такое кризисное событие в их жизни, как развод родителей. В нашей работе проблема влияния развода на развитие детей подросткового возраста рассматривается с позиции клинической психологии, которая позволяют увидеть в новом аспекте проблемы подростков в разведенной семье.

На основании выявленных противоречий формулируется проблема данного диссертационного исследования: каковы клинико-психологические особенности подростков, воспитывающихся в разведенных семьях.

Целью нашего исследования является изучение клинико-психологических особенностей подростков 14−15 лет, воспитывающихся одинокой матерью после развода, состоявшегося 7−10 лет назад и клинико-психологических особенностей одиноких разведенных матерей.

В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:

1. Исследовать некоторые клинико-психологические особенности подростков, воспитывающихся в разведенной семье (личностные, когнитивные, эмоционально-поведенческие).

2. Сравнить и установить различия клинико-психологических особенностей подростков из разведенных и полных семей.

3. Выявить и сравнить тендерные особенности подростков из разведенных и полных семей.

4. Исследовать клинико-психологические особенности одиноких разведенных матерей, расторгнувших брак более 7−10 лет назад.

5. Сравнить клинико-психологические особенности одиноких разведенных матерей и матерей, состоящих в браке.

6. Разработать принципы организации клинико-психологической помощи матерям и подросткам из разведенных семей с учетом выявленных особенностей подростков и одиноких разведенных матерей ерей.

Гипотезы исследования:

1. Подростки, воспитывающиеся в разведенных семьях, имеют особенности в личностном, когнитивном и эмоционально-поведенческом статусе.

2. Существуют различия между подростками из разведенных и полных, условно благополучных семей по выраженности личностных, когнитивных, эмоционально-поведенческих особенностей.

3. Особенности межличностных отношений между одинокой матерью и ребенком определяют особенности подростков в разведенной семье.

4. Клинико-психологическое и психосоматическое состояние одинокой разведенной матери снижает ее адаптивные и воспитательные возможности.

Объектом исследования данной работы выбраны подростки 14−15 лет из разведенных семей, воспитывающиеся одинокой матерью в течение 7−10 лет после развода родителей и их матери, а предметом исследования — клинико-психологические особенности (личностные, когнитивные, эмоционально-поведенческие) подростков и их матерей из разведенных семей, влияние данных семей на развитие подростков.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— Впервые эмпирически выявлены некоторые клинико-психологические особенности (эмоционально-поведенческие, личностные) у подростков 14−15 лет (учащихся 9-х классов общеобразовательных школ) из разведенных семей и у их матерей.

— Проведено сравнение особенностей 14−15-летних подростков из неполных разведенных и полных семей.

— Обнаружена связь между восприятием подростками стиля родительского воспитания (одинокой матери) и особенностями психо-эмоционального состояния подростков 14−15 лет из разведенных семей.

— Предложены принципы организации психологической помощи подросткам и их матерям с учетом наличия выявленных у них клинико-психологических особенностей.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сравнительный аспект изучения клинико-психологических особенностей подростков позволяет выявить общее и специфичное в эмоционально-поведенческом и личностном статусе подростков, проживающих в различных типах семей. Выявленные качественные особенности подростка после развода родителей (сроком 7−10 лет) позволяют расширить, клинико-психологические представления об особенностях подростков разведенных родителей, а также одиноких разведенных матерей.

Практическая значимость данного исследования в следующем:

— Данная работа является вкладом в понимании специфики развития подростков в неполной разведенной семье, возглавляемой одинокой матерью.

— Полученные данные о клинико-психологических особенностях подростков и одиноких матерей, их взаимоотношений позволят более дифференцированно оказывать клинико-психологическую помощь разведенной семье с учетом выявленных особенностей подростков и их матерей.

— В практике индивидуального консультирования целесообразно учитывать тендерные клинико-психологические особенности подростков из разведенных семей как возможного психологического механизма формирования у подростков неблагоприятных особенностей в поведении и сфере взаимоотношений.

— Результаты исследования представляют интерес для клинико-психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы, могут быть широко использованы при создании спецкурсов и специализированных практикумов для студентов клинико-психологических, социально-ориентированных и психолого-педагогических специальностей.

Методологической основой исследования являются: социально-когнитивная теория и идея о самоэффективности личности (Бандура А.), отечественный междисциплинарный подход к теории психологического совладания со стрессом и трудными жизненными ситуациями: личностно-ценностный подход (Анцыферова Л.И.), клинико-психологический подход (Исаев Д.Н., Алешина Ю. Е., Кулаков С.А.), теоретические основы, социальной психологии семьи (Гозман Л.Я., Дружинин В. Н., Захаров А. И., Регуш Л. А., Мясищев В.Н.), системно-семейный подход (Эйдемиллер Э. Г., Варга А.Я.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В исследовании широко использовались: теоретический анализ клинико-психологической и психолого-социальной литературы по проблеме исследованияэмпирические и психодиагностические методыкачественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был сформирован методический комплекс, включающий методики:

— для подростков: Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (юношеский вариант) — Школьный тест умственного развитияОпросник агрессивности Басса-ДаркиТест рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаТест школьной тревожности ФилипсаШкала безнадежности БекаОпросник «Подростки о родителях" — Опросник «Карта интересов». Диагностические методики, применяемые в нашем исследовании, направлены на выявление личностных, когнитивных, эмоционально-поведенческих особенностей подростков из разведенных и полных семей;

— для одиноких разведенных матерей: Шкала стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге- «Шкала Общего Состояния Здоровья»;

Общий тест здоровья Дж. Озавы". Диагностические методики направлены на выявление психо-эмоционального и психосоматического статуса одиноких разведенных матерей.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета SPSS 13,0. Для обработки эмпирических данных использовались современные методы математической статистики: сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности воспитания одинокой матерью ребенка в неполной разведенной семье являются хроническим психотравмирующим фактором, приводящим к нарушениям в эмоционально-поведенческой и личностной сферах развития подростка.

2. Клинико-психологическое состояние и трудности в адаптации одинокой разведенной матери могут выступать в качестве предпосылок формирования клинико-психологических особенностей у ее детей подросткового возраста.

3. Содержание и проявления клинико-психологических особенностей (личностных, эмоционально-поведенческих) у подростков из разведенных семей имеют количественную и качественную специфику, которая отличает этих подростков от сверстников из условно благополучных семей.

4. Мальчики-подростки из разведенных семей отличаются низким уровнем стрессоустойчивости, склонностью к самообвинению, проявлениями скрытой внутренней агрессии, высоким уровнем тревожности, чувством безнадежности по отношению к будущему. Они испытывают значительные трудности в межличностных отношениях с социальным окружением. В структуре личностных особенностей мальчиков-подростков из разведенных семей выделяются параметры, связанные с неуверенностью в себе, зависимостью от окружения, потребностью в поддержке и меньшей самостоятельностью.

5. Девочки-подростки из разведенных семей характеризуются преобладанием активных видов агрессии, состоянием постоянного возбуждения, внутреннего напряжения, а также неблагоприятными эмоциональными переживаниями в ситуациях учебной деятельности. Они уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей и не склонны прибегать к помощи окружающих при попытках разрешить сложные ситуации.

ВЫВОДЫ.

Проведенное нами теоретическое и, эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Большинство проблем у одиноких-матерей после распада семьи условно можно разделить на три вида: социальные, психологические и соматические. Среди психологических проблем у матерей после развода обнаружены: преобладание негативного эмоционального фона (страх будущего, чувство одиночества, обиды, вины). В соматической сфере отмечаются проблемы в функционировании нервной и опорно-двигательной систем организма. Социальные проблемы: неблагополучное материальное положение семьи, высокая профессиональная занятость и т. д. Данные проблемы затрудняют адаптацию матерей после распада семьи, и это, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспитательном потенциале одинокой матери.

2. Характер отношений между одинокой матерью и ее детьми-подростками сказывается на формировании неблагоприятных личностных и эмоционально-поведенческих особенностей подростков. Значимыми параметрами отношений в диаде «мать-сын», негативно отражающимися на развитии эмоциональной сферы мальчиков-подростков, является дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям, а у девочек-подростков — амбивалентность воспитания, проявляющаяся в снижении внимания одинокой матери к воспитательному процессу дочерей.

3. Дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и снижении внимания одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость.

4. Особенность жизнедеятельности и развития в разведенной семье оказывается хроническим психотравмирующим фактором, приводящим к нарушениям в эмоционально-поведенческой и личностной сферах развития подростка. Выявленные особенности подростков в данных сферах могут создавать риск для возникновения расстройства адаптации, невротических нарушений поведения, низкой фрустрационной толерантности.

5. Период времени после развода родителей негативно' связан с субъективным восприятием подростками собственного ближайшего и отдаленного будущего. Чем на более ранний-возраст приходился развод, тем негативнее оценивают собственное ближайшее и отдаленное будущее, как мальчики, так и девочки из разведенных семей.

6. Исследование особенностей реагирования подростков на фрустрирующие ситуации продемонстрировало существенные различия в, поведении мальчиков и девочек. У мальчиков-подростков и из разведенных семей на фоне сниженного уровня стрессоустойчивости проявляется стремление к осторожности, предупреждению развития негативных ситуаций, а также повышенный уровень враждебности в поведении, снижающий внешнюю активность при неожиданном столкновении с неприятными ситуациями, склонность к самообвинению, длительному глубокому внутреннему переживанию неприятных ситуаций. У девочек-подростков склонность к самообвинению повышает ориентацию на самостоятельный поиск рациональных решений возникших проблем. Девочки-подростки в ситуациях фрустрации уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, не склонны прибегать к помощи окружающих в попытках разрешить сложные ситуации.

7. Существуют различия в эмоциональной сфере у подростков из разведенных семей. Мальчики демонстрируют склонность к проявлению скрытой внутренней агрессии, высокий уровень тревожности, особенно в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации* собственных возможностей. Девочки характеризуются преобладанием активных видовагрессии, состоянием постоянного возбуждения, эмоциональной неустойчивости, с преобладанием пониженного настроения. Отличительной характеристикой девочек является негативноевнутреннее напряжение, — эмоциональные переживания в ситуациях учебной деятельности: тревога" и, страх при оценке их способностейвозможностей, проверке знаний и т. д.

8. В структуре личностных особенностей мальчиков-подростков из разведенных семей выделяются параметры, связанные с неуверенностью в себе, апатичностью, пессимистичностьюбольшей зависимостью от оценок имнения окружения, потребностью в поддержке и меньшей самостоятельностью. Девочки-подростки испытывают психическую напряженность, в своем поведении ориентируются' на, групповое мнение, нуждаются в, поддержке окружающих, испытывают затруднения-в выборе собственнойлинииповедения.

9. Наблюдаются1 тендерные особенности у подростков из разведенных семей: мальчики-подростки имеют затруднения, как в социальной адаптации, так и в личностном развитии, воспитание подростка одинокой матерью приводит к отклонениям от тендерных стереотипов. Они более тревожны, апатичны, не склонны к проявлению активных видов агрессии, робки и беспокойны. У девочек-подростков из разведенных семей отмечаетсядоминирование в структуре личностных черт, связанных с проблемами негативного внутреннего напряжения: раздражительность, агрессивность, тревожность, фрустрированность.

Ю.Выявленные клинико-психологические особенности провоцируют у подростков осознание собственной социальной неуспешности (страх взаимодействия с социальным окружением), что должно учитываться при организации клинико-психологического сопровождения подростков из разведенных семей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе выполнен анализ отечественных и зарубежных литературных данных, касающихся проблемы последствий развода для жизнедеятельности членов распавшейся, семьи с акцентом на изучение клинико-психологических особенностей реагирования подростков 14−15 лет и их матерей.

Автором синтезированы теоретические и эмпирические данные демографического, социологического, психологического, клинического, педагогического, социального направлений в подходе к этой проблеме.

Автором впервые на российском материале исследованы и проанализированы особенности разведенных матерей и их детей-подростков 14−15 лет, воспитывающихся одинокой матерью в разведенной семье (сроком 710 лет). Для выявления' специфики этих групп проведено их сравнение с группой матерей и подростков 14−15 лет из полных семей.

Выполнена исследовательская работа с целью изучения клинико-психологических особенностей подростков, воспитывающихся в разведенной семье и их матерей.

Разработан и опробован комплекс диагностических методик, подобранных в зависимости от изучаемойсферы развитияподростка и их матерей. Сформированныйкомплекс диагностических методик направлен на использование в клинико-психологической, психолого-педагогической и социальной сферах с целью экспертизы клинико-психологических особенностей подростков из разведенных семей и одиноких разведенных матерей.

Получены и представлены результаты исследования когнитивных, эмоционально-поведенческих, личностных особенностей подростков из разведенных семей. Проведен сравнительный анализ особенностей развития подростков из разведенных и полных семей. Данные результаты позволяют уточнить представление о происходящих качественных и количественных изменениях в психическом, социальном, когнитивном развитии детей. Исследование клинико-психологических особенностей подростков и их матерей из разведенных семей проведено в различных общеобразовательных средних школах Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

Проведенная работа в рамках диссертационного исследования подтверждает выдвинутые ранее гипотезы. Подростки, воспитывающиеся в разведенных семьях, имеют особенности в личностном и эмоционально-поведенческом статусе и они отличаются от подростков из полных семей. Предположение о существующих особенностях в когнитивной сфере у подростков из разведенных семей не подтвердилось, что позволяет отмечать положительные перспективы профилактической и психокоррекционной работы с этими подростками. У мальчиков-подростков, воспитывающихся в разведенной семье одинокой матерью, больше выявлены тендерные особенности и клинико-психологические проблемы, чем у девочек-подростков. Полученные данные проведенного исследования являются высокозначимыми по целому ряду параметров, что позволяет наметить вероятные зоны риска нарушений развития у подростков из разведенной семьи. Зонами риска являются особенности эмоциональной сферы подростков и личностного самоопределения. Особенности межличностных отношений между одинокой матерью и ребенком определяют особенности подростков в разведенной семье. Дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и сниженном внимании одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость у девочек-подростков. Клинико-психологическое и психосоматическое состояние одинокой разведенной матери снижает ее адаптивные и воспитательные возможности. Среди психологических проблем у матерей после развода обнаружены преобладание негативного эмоционального фона, страх будущего, чувство одиночества, обиды, вины. В соматической сфере отмечаются проблемы в функционировании нервной и опорно-двигательной систем организма.

Полученные в диссертационной работе результаты эмпирического исследования относительно особенностей подростков из разведенных семей, а также трудностей у одиноких матерей после развода представляют практический интерес при организации клинико-психологического сопровождения, психотерапии, консультирования членов разведенной семьи с целью повышения уровня адаптивности у подростков и матерей. Наши результаты позволяют повысить уровень эффективности проводимой комплексной клинико-психологической работы с подростками и разведенными матерями с детьми.

В дальнейшем, является перспективным продолжить исследование клинико-психологических особенностей подростков из разведенных семей и прояснить влияние психо-эмоционального и психосоматического состояния одинокой разведенной матери на особенности подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -208с.
  2. В.Н. Взаимоотношения в современной российской семье /В.Н. Архангельский //Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал. М.: Изд-во ИСЭПН, 2002. — № 2. — С.50−52.
  3. C.B., Лисецкий К. С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб.: Речь, 2005. — 240с.
  4. C.B., Лисецкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001.-50с.
  5. Бестужева-Лада С. И. Анатомия развода /С.И. Бестужева-Лада //Смена. Лит.-худож. и науч.-попул. журнал. М.: ООО «Издательский дом журнала „Смена“», 2002. -№ 7. — С. 18−20.
  6. В.В. Социально-защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России /В.В. Бойко, K.M. Оганян, О. И. Копытенкова. -СПб.: Сударыня, 1999. 157с.
  7. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. — С.45.
  8. И. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. — СПб.: ФАРМиндекс, 2000. С. 64, G.85.
  9. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — С.89.
  10. Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора /Д. Видра //Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 1998. — № 12. — С.84−89.
  11. Видра Д. О: Помощь разведенным родителям и их детям. М.: Академия, 2000. — 224с.
  12. А.Н., Гарскова Г. Г., Кучукова Н. Ю. Здоровая семья /в кн.: Диагностика здоровья. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. — 950с.
  13. Е.В. Внутрисемейное насилие и детские суициды /Е.В. Вроно //Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал. М.: ООО «Исследовательская группа „Социальные науки“», 1998. — № 4. — С.23−25.
  14. Е.В. Несчастливые дети трудные родители. — М.: Семья и школа, 1997.-97с.
  15. O.A. Чувство вины у работающей женщины /O.A. Гаврилицына //Вопросы психологии. Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1998. — № 4. — С. 5659.
  16. P.A. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002. -С.221.
  17. Геращенко JI. J1. Семья в круговороте развода, или как избежать конфликтов. М.: Мир. Книги, 2004. — 132с.
  18. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998'. — 264с.
  19. Горбатков А1.А. Шкала надежды и безнадежности для"1 подростков: некоторые аспекты валидности /A.A. Горбатков //Психологическая наука и образование. Ежеквартальный научно-практический журнал. — М.: Изд-во МГППУ, 2002. № 3. — С.89−103.
  20. Гурко) Т. А. Программа социальной" работы с неполными семьями. М.: Класс, 1992. — С.И.
  21. C.B. Семья и Государство: Монография. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 327с.
  22. И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. /И.Ф. Дементьева, //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. М.: Наука, 2001.- № 11 — С. 108−112.
  23. И.Ф. Развод и дети. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — С.48.
  24. Демографический ежегодник России 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. 551с.
  25. Диагностика здоровья. Психологический практикум /Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. — 950с.
  26. Д. Несчастливый брак. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — 119с.
  27. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» /Под ред. Н. М. Римашевской. М.: ИСЭПН, 2001. — 320с.
  28. Д.В. Социологический анализ современной семьи России /Д.В: Зайцев //Дефектология. Научно-методический журнал. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2001. — № 6. — С.13−16.
  29. В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного не благополучия /В.М1 Закирова //Социологические исследования. Ежемесячный, научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. -М.: Наука, 2002. № 12. -С.131−133.
  30. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 20 001 -С.65.
  31. , А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Эксмо-пресс, 2000.' - 445 с.
  32. Исаев Д. Н1 Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384с.
  33. Исаев Д: Н. Психосоматические расстройства у детей: Рук-во для врачей.- СПб.: Питер, 2000. С. 67, С. 87.
  34. Д.Р. Как пережить расставание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 223с.
  35. М. Стратегия развода: О чем вам не расскажет ваш адвокат /М. Кент- пер. с англ. А. Н. Степановой. — СПб.: Лениздат, 1993. С. 89.
  36. Клиническая психология: Учебник /Под ред. Б. Д. Карвасарского СПб.: Питер, 2004. — 960с.
  37. В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). -М.: Медицина, 1979. 608с.
  38. Дж. Взрослые дети разводов. Красноярск: Поликом, 2002. — 264 с.
  39. E.H. Если в семье конфликт. Ярославль: Академия Холдинг, 2001. — 193с.
  40. Т.Л., Сапоровская Е. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности wсовладение с ними. СПб.: Речь, 2005. — 239с.
  41. А.И., Левина Л. В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Курск- М.: Cores, 2001. -186с.
  42. Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб.: Питер, 1997. — 127с.
  43. Т.В. Как пережить развод. СПб.: Питер, 2002. — 192с.
  44. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 147с:
  45. Т. Вундеркинды: реализовнные и- нереализованные способности /Пер. с нем. Г. Рыбаковой. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. -368с.
  46. А.Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права проблемы. Теоретические материалы к курсу «Социология семьи». /А.Р. Михеева- М-во образования РФ, 1 Новосиб. гос. ун-т. Экон. фак. Каф. общ. социологии. Новосибирск: НГУ, 2002. — 27с.
  47. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006. — 144с.
  48. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова M. TL, Малярова Н. В. Чей я мамин или папин.- - М.: МЦНМО, 1995. — 165с.
  49. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М. И., Малярова^ Н.В., Мухортова Е. А. Ребенок в карусели развода. М.: ТОО «ТП», 1998. — С.77.
  50. Население России сегодня /Под ред. И. Е. Калабихиной. М.: ТЕИС, 1999.-291с.
  51. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416с.
  52. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 20 041 392с.
  53. H.H., Зинкевич-Куземкина Т.А., Вилента Т. Ф. Психология семейных кризисов СПб.: Речь, 2006. — 260с.
  54. Ю.М. Выживание при разводе М.: Слайдинг, 2002. — С.32, С. 68.64- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых —1. СПб.: Питер, 1998. С. 96.
  55. И. Л. Диагностика и. лечение детской и подростковой депрессии /И.Л. Первова //Вопросы психологии. Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1999. — № 3. — С.107−109.
  56. Подросток на перекрестке эпох (проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков) /Под ред. C.B. Кривцовой. — М.: Генезис, 1997.- 135с.
  57. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. — С.332, С. 577.
  58. JI.M. Отцы и их дети после развода /JI.M. Прокофьева, М.-Ф. Валетас //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. — М.: Наука, 2002. № 6. — С. 111−115.
  59. О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие /Под ред. B.C. Торохтий. М: Сфера, 2005. — 224с.
  60. Психиатрия детского и подросткового возраста: Рук-во для врачей /Под ред. К. Гиллберга, JI. Хеллгрена- русс. ред. П.И. Сидорова- пер. со швед. Ю. А. Маковеевой М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 544с.
  61. Психическое здоровье детей и подростков. /Под ред. И. В. Дубровина. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 258с.
  62. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие /И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина.- Психол. ин-т РАО. М.: Академия, 1999. — 124с.
  63. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003 — 767с.
  64. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития /Сост.: В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. -379с.
  65. Психотерапия женщин /Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. М.: Питер, 2003. -208с.
  66. Т.И. Развитие: представлений о семейных отношениях у детей /Т.И. Пухова //Вопросы, психологии. Научный журнал Российской- академии образования. М.: Изд-во Акад. пед: наук, 1996. — № 2. — С. 1416. • -¦¦•¦' :
  67. Д.Я. Психология семьи.- Самара: Бахрах-М, 20 021 — 299с.
  68. Е.А. Психокоррекционная работа с детьми /ПЛ. Руденкова //Начальная школа плюс До? и После. Ежемесячный- науч.-метод, и психол--пед.- журнал- — Mi: М-во:.образованиям РФ и, др.1, 1998 № 5. -С.87−89. '
  69. Л.И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие /Под ред. проф. Л! И. Савикова. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0, 2004. —1. G.21. .
  70. Е.Е. Психосексуальная идентификациям дошкольном возрасте /Е.Е. Сапогова //Журнал практического психолога. Научно-практический журнал. -М.: Фолиум, 1996. № 5. — С.3−9.
  71. В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999. — 281с.
  72. Свон-Джексон Э. Меж двух огней: О психол. помощи подросткам при разводе- родителей: по страниц- кн. /Э. Свон-Джексон- подгот.
  73. H.Михайлова //Семья и школа. Ежемес. журнал /Акад. пед. наук РСФСР. М.- Л.: изд-во Акад. педагогических наук РСФСР, 2000. -№ 7/8. — С. 12−14.
  74. Семейный кодекс Российской: Федерации- С постатейным приложением нормативных актов и документов- /сост. Л. М. Пчелинцева, C.B. Пчелинцев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2001. 169с.
  75. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография. /Ред. T.JI. Крюкова, М. В. Сапоровская. — Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. 180с.
  76. Системная семейная психотерапия /Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  77. Р., Клииз Д: Семья и как в ней уцелеть М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 272с.
  78. Е.О., Собкин Е. С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников в неполных семьях //Вопросы психологии Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1999. № 6 — С. 18−24.
  79. Социальная энциклопедия /Ред. кол.: А. П. Горкин, Г. Н. Корелова, Е. Д. Катульский и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. — 331с.
  80. A.C. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 198с.
  81. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб: Питер, 2001 354с.
  82. В.А. Роль матери в формировании личности ребенка /В.А. Сысенко //Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. — № 2. — С.21−24.
  83. Тартаковская И: Социология семьи и пола. Самара: Международный ин-т «Открытое общество», Самарский филиал, 1997. — 254с.
  84. В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. — 352с.
  85. Ю.В. Проблема, понимания кризиса семьи /Ю.В.Федотова //Социологические исследования. Ежемесячный научный- и общественно-политический журнал Российской Академии наук. М.: Наука, 2003.- № 11. — С.129−137.
  86. Г. Дети* разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М.: Наука, 1995. — С.37.
  87. Фигдор" Г. Между иллюзией «развода» и* ответственностью за вину /Г. Фигдор //Психологический журнал. Журнал Российской академии наук.- М.: Наука- 1998. т.19. — № 5. — С.88−91.
  88. Ю1.Цветкова H.A. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: Учебное пособие. Псков: ПГПИ, 2005. — 159с.
  89. Ю2.Целуйко ВМ: Психология неблагополучной семьи М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-272с.
  90. A.B. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2001. — 208с.
  91. O.A. Детская психология: Теоретический и практический курс. Учебное пособие М.: Владос, 200 Г. — 367с.
  92. Л.Б. Психология, семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 301с.
  93. Р.Дж. Интеллект, приносящий успех /Пер. с англ. С. И. Ананина. Мн.: Попурри, 2000. — 368с.
  94. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. -СПб.: Речь, 2005. С. И, С. 15.
  95. Эйдемиллер^ Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2002. С. 20, С. 45.
  96. Amato P.R. The consequences of divorce for adults and’children.//Journal of Marriage and the Family, 2000. Vol. 62. № 4. P. 1269−1287. USA
  97. Amato P.R., Booth A. A Prospective study of divorce and parent-child relationships. //Journal of Marriage and the Family, 1996. Vol. 58. № 2. P.627−638: USA
  98. Amato P.R. Children of divorce in the 1990s: An update1 of the Amato and Keith (1991) Meta-Analysis //Journal of Family Psychology, 2001. Vol. 15. P. l 12−135. USA
  99. Amato P.R., Sobolewski J. M: The effects of divorce on fathers and children: Nonresidential fathers and stepfathers. /In: M.E. Lamb (Ed.). The Role of the Father in Child Development (4th Ed.), 2004. P. 900−921. Hoboken: Wiley
  100. Amato P. R, Rivera F. Paternal involvement and children’s behavior problems. //Journal of Marriage and the Family, 1999. Vol. 61. P. 375−384. USA
  101. Amato P.R., Keith B. Parental' divorce and the well-being of children: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 1991. Vol. 110(1). P. 26−46. USA
  102. Amato P. R, Sobolewski J.M. The effects of divorce and marital discord on adult children’s psychological well-being. //American Sociological Review, 2001. Vol. 66(6). P.1 800−821. USA
  103. Amato P.R. Children’s adjustment to divorce: Theories, hypotheses and empirical’support. //Journal of Marriage and the Family, 1997. Vol! 55. № 1. P. 111−116. USA
  104. Arditti J.A. Differences between fathers with joint custody and noncustodial fathers. //American Journal of Orthopsychiatry, 1992*. Vol. 62(2). P. 186−195. USA
  105. Arditti J.A. Rethinking relationships between^ divorced mothers and their children: Capitalizing on family strengths //Family Relations, 1999- Vol. 48. № 2: P.109−120. USA
  106. Arendellh T. After divorce: Investigations into father absence. Gender and society, 1992. Vol. 6(4). Pi 562−586. USA
  107. Aseltine Jr., Robert H. Pathways linking parental divorce with adolescent depression.* //Journal of Health and Social Behavior, 1996. Vol. 37. № 2. P.89−96. USA
  108. Baydar N. Effects on parental separation and re-entry into union on the emotional well-being of children:. //Journal-of Marriage and the Family, 1988. Vol. 50. P. 967−981. USA
  109. Bolgar R., Zweig-Frank H., Paris J. Childhood antecedents of interpersonal problems in young adult children of divorce. //Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1995. Vol-. 34(2). P. 143−150. USA
  110. Booth A. Causes and consequences of divorce. Reflections on recent research. /In R.A. Thompson, P.R. Amato (Eds.). The Postdivorce Family. Children, Parenting, and Society, 1999. 237 p.
  111. Booth C., Clarke-Stewart K.A., McCartney K., Owen M.T., Vandell D.L. Effects of parental separation' and divorce on very young children. //Journal of Family Psychology, 2000. Vol. 14. P. 304−326. USA
  112. Carothers Si, Borkowski, J., Whitman, T. Children of adolescent1: mothers: — Exposure to negative life events and! the role of social supports on their socioemotional adjustment //Journal of Youth and Adolescence, 2006. Vol. 35. № 5. P. 822−832. USA
  113. Doherty W. J, Needle R-I1. Psychological adjustment and substance use among adolescent and after a parental divorce. //Child Development, 1991. Vol. 62. P. 328−337. USA
  114. Ehrenberg M., Pringle J., Bush J., Stewart L., Roche D. Adolescents in divorcing families perceptions of what helps and hinders //Journal of Divorce and Remarriage, 2006. Vol. 45(3−4). P. 69−91. USA
  115. Emery R.E., Coiro M.J. Some costs of coping: Stress and distress: among children from divorced families. /In D. Cicchetti, S. Toth (Eds.), Developmental perspectives on trauma: Theory, research, and intervention 1997. P. 435−462. USA
  116. Emery R.E. Postdivorce family life for children: an ovei*view of research and some implications for policy. /In: The Postdivorce Family. Edited by Ross A. 1999. 203 p.
  117. Emery R.E., Coiro M.J. Divorce: consequences for children. //Pediatrics in Review, 1995. Vol. 16. P. 306−310. USA
  118. Forehand R., Armistead L., David C. Is adolescent adjustment following parental divorce a function, of pre-divorce adjustment //Journal of Abnormal Child Psychology, 1997. Vol. 25. P. 157−164. USA
  119. Furstenberg F.F., Kiernan K.E. Delayed parental divorce: How much do children- benefit? //Journal of Marriage and Family, 2001. Vol: 63. P. 181 204. USA
  120. Gardner R. A. Denial of the parental alienation syndrome //American Journal ofFamily Therapy, 2002. Vol. 30(3). P. 328−337. USA
  121. Gardner R.A. Differentiating between PAS and bona fide abuse/neglect. //American Journal of Family Therapy, 1999: Vol. 27(3). P. 233−256. USA
  122. Gindes M. The psychological effects of relocation for children of divorce. //Journal of the American Academy of Matrimonial Lawyers, 1998. Vol. 15. P. 183−209. USA
  123. Gottman J.M., Levenson R.W. A two-factor model for predicting when a couple will divorce: exploratory analyses using 14-year longitudinal data. //Family Process, 2002. Vol. 41(1). P. 178−201. USA
  124. Herring M. Depression* and attachment in families: a child-focused perspective. //Family Process, 2002. Vol. 41(3). P. 195−212. USA
  125. Hetherington E. M: An overview of the Virginia longitudinal study of divorce and remarriage with a focus on early adolescence: //Journal of Family Psychology, 1993. Vol. 7(1). P. 39−56. USA
  126. Hetherington E.M. Coping with’divorce, single parenting, and remarriage. A risk and resiliency perspective. 1999i 212 p. London: Lawrence Erlbaum.
  127. Hetherington E. Mi, Stanley-Hagan M. The effects of divorce on fathers and their children /In" M.E. Lamb The role of the father in child development. 1997.-211 p. New York
  128. Hines A.M. Divorce-related*transitions, adolescent development, and the role of the parent-child relationship: A review of the literature. //Journal of Marriage and the Family, 1997. Vol. 59(2). P. 375−388. USA
  129. Houseknecht S., Sastry J. Family «decline» and child well-being: A comparative Assessment. //Journal of Marriage and the Family, 1996. Vol. 58. P. 726−739. USA
  130. HutchinsonR.L., Spangler-Hirsch S.L. Children of divorce and single-parent lifestyles: Facilitating well-being. /In C.A. Everett, Children of divorce: Developmental and clinical issues, 1989. P. 5−24. New York
  131. Kelly J.B. Children’s adjustment in conflicted marriage and divorce: A decade review of research. //Journal' of the American academy of Child and adolescent Psychiatry, 2000. Vol. 39(8). P. 378−397. USA
  132. Kelly J.B., Emery R.E. Children’s adjustment following divorce: Risk and resiliency perspectives. //Family Relations, 2003. Vol.52. P. 352−362. USA
  133. Kurtz L. The relation between parental coping" strategies and children’s adaptive processes in divorced and intact families. //Journal of Divorce and* Remarriage, 1995. Vol: 24(¾). P. 89−110i USA
  134. Laumann-Billings E., Emery R.E. Distress among young adults from divorced families. //Journal of Family Psychology, 2000. Vol. 14. P. 671−687. USA
  135. Lawton L.E., Bures R. Parental divorce and the «Switching» of religious identity. //Journalfor the Scientific Study of Religion, 2001. Vol. 40. P. 99 111. USA
  136. Luecken L.J., Fabricius W.V. Physical health vulnerability in adult children from divorced and intact families //Journal of Psychosomatic Research- 2003. Vol. 55(3). P. 221−228. USA
  137. Martin-Lebrun E., Poussin G., Barumandzadeh T., Bost M. Psychological consequences- of parental separation on children //Archives de Pediatric, 1997. Vol. 4(9). P. 886−892. USA
  138. Morrison D.R., Cherlin A.J. The divorce process and young children’s well-being: A prospective analysis. //Journal of Marriage and the Family 1997. Vol. 57(3). P. 800−812. USA
  139. Morrison D.R., Coiro M. J: Parental conflict and marital disruption: Do children benefit when high conflict marriages are dissolved? //Journal of Marriage and the Family, 1999. Vol. 61(3). P.626−637. USA
  140. Needle R.H., Sue S.S., Doherty W. J1. Divorce, remarriage and adolescent substance abuse: A prospective longitudinal study. //Journal of Marriage and the Family, 1990. Vol. 52. P. 157−169. USA
  141. RiggiO’H:R. Parental marital conflict and divorce, parent-child relationships, social support, and relationship anxiety in young adulthood? //Personal Relationships, 2004. Vol-.T 1(1> P. 99−1,14. USA
  142. Sandler I.N., Tein J.Y., Mehta P.' et al. Coping efficacy and psychological problems of children-of divorce. //Child Development, 2000. Vol: 71(4). P. 1099−1118. USA.
  143. Sever I., Guttmann J., Lazar A. Postive consequences of parental’divorce amongTsraeli young adults: A long-term effect model //Marriage and Family Review, 2007. Vol. 42(2). P. 7−28. USA
  144. Shapiro A., Lambert J.D. Longitudinal effects on the quality of the father-child relationship andf the father’s psychological well-being' //Journal of Marriage and, the Family, 1999: Vol. 61'. P.387−408. USA
  145. Simons R.L., Conger R.D., Lorenz F.O., Gordon L.C., Lin K. Explaining the higher incidence of adjustment problems of children of divorce compared with those in two-parent families. //Journal of Marriage and the Family, 2000. Vol. 6L P.1020−1034. USA
  146. Sun Y. Family environment and adolescents' well-being before and after parents' marital disruption: a longitudinal analysis. //Journal of Marriage and the Family, 2001. Vol. 3(2). P:397−407. USA
  147. Taanila A., Laitinen E., Moilanen I. Effects of family interaction on the child’s behavior in single-parent or reconstructed-families. //Family Process, 2002. Vol. 41(4> P.7−10. USA
  148. Tucker J.S., Friedman H.S., Schwartz J.E. et al. Parental divorce: effects on individual behavior and longevity. //Journal of Personality and Social Psychology, 1997. Vol. 73(2). P. 381−391. USA154 ¦
  149. Umberson D. Relationships between adult children and their parents: Psychological consequences for both generations //Journal of Marriage- and the Family, 1992. Vol.54. P- 664−685. USA
  150. Waite L.J., Lillard LA. Children and marital disruption. //The American Journal of Sociology, 2001. Vol. 96(4). P. 930−953- USA
  151. Wallerstein J.S., Lewis J. The long-term impact of divorce on children: A first report from a 25-year study. //Family and Conciliation Courts Review, 1998. Vol.36. P. 368−383. USA
  152. Winstok Z., Sherer M., Enosh G. The effect, of divorce on personal and familial images: the adolescent’s perspective //Journal of Child Custody, 2004. Vol. 1(3). P. 19−35. USA
  153. Wood J.J., Repetti R.L., Roesch S.C. Divorce and children’s adjustment problems at home and school: The role of depressive /Withdrawn Parenting //Child Psychiatry and Human Development, 2004- Vol.35. P. 276−298. USA
  154. Zill N., Morrison D., Coiro M.J. Long-term effects of parental divorce on parent-child relationships^ adjustment, and achievement in young adulthood. //Journal of Family Psychology, 1993- Vol. 7(1). Pi 356−366. USAдг1. Анкета 1 (для подростков)
  155. Ответьте, пожалуйста, на представленные в Анкете вопросы. Ответов может быть несколько.1. Фамилия2. Имя3. Возраст4. Пол
  156. Семейное положение твоих родителей:1. Женаты2. Живут раздельно3. В разводе1.3 года3.7 лет7.10 летболее 10 лет4. Другое
  157. Состав семьи на данный момент:1. Мама2. Отец3. Бабушка или дедушка
  158. Другие родственники (брат, сестра)
  159. Мама и отчим (папа и мачеха)
  160. Твоя успеваемость в школе (как ты учишься):1. Я учусь скорее на тройки
  161. Я учусь скорее на четверки3. Я учусь скорее на пятерки
  162. Как ты оцениваешь свое здоровье:1. Я здоров2. Я часто болею3. другое
  163. Каковы твои планы после окончания школы:
  164. Учиться в училище, колледже2. Учиться в ВУЗе3. Работать4. Другое
  165. Определился ли ты с выбором профессии:1. Да2. Нет3. Сомневаюсь в выборебЪ
  166. Анкета 2 (для одиноких матерей)1
  167. Ваш возраст на момент развода?
  168. Ваш возраст на данный момент
  169. Ваш супружеский стаж на момент развода?
  170. Количество детей на момент развода (если есть)
  171. Социальный статус Вашей семьи а) нищета б) бедность в) социальный минимумг) выше социального минимума
  172. Какое у Вас образование? а) высшее, незаконченное высшее- б) средне-специальное в) среднее
  173. Кто на Ваш взгляд был инициатором развода? а) я б) муж в) я и муж г) другие
  174. Являлся ли развод для Вас стрессовой ситуацией? а) да б) нет
  175. Какие чувства переживали после развода?
  176. Что Вас больше всего беспокоило после развода?11. Что принес Вам развод?1. Положительное1. Отрицательное
  177. Кто или что помогли Вам пережить развод? а) родственники б) родители в) сослуживцы, друзья г) дети д) хобби, работа е) другое
  178. Как изменилась Ваша трудовая деятельность после развода? а) не работала б) работала как до развода в) вынуждена была сменить место работыг) приходилось работать на нескольких работах д) устроилась на работу
  179. Какие проблемы были у Вас с детьми после развода (если есть дети)?
  180. Помогает ли бывший муж заботиться о детях после развода (если есть дети)? а) да б) нет в) частично
Заполнить форму текущей работой