Информационно-управляющий комплекс для подготовки специалистов пожарно-технического профиля
Диссертация
В разработанном варианте технической реализации комплекса кроме системы пожарной безопасности, включающей устройства обнаружения и тушения пожара, дополнительно предложено использовать систему видеонаблюдения. Система реализует одно из перспективных направлений применения видеотехнологий для обучения и повышения квалификации специалистов различного профиля в сфере обеспечения пожарной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И НАПРАВЛЕНИЙ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ современного состояния системы подготовки специалистов государственной противопожарной службы в России
- 1. 2. Направления совершенствования профессиональной подготовки специалистов пожарно-технического профиля
- 1. 3. Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе
- 1. 4. Система управления подготовкой специалистов пожарно-технического профиля на основе информационно-управляющих комплексов
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА Й АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ОПИСАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
- 2. 1. Анализ методов математического моделирования образовательного процесса
- 2. 2. Количественная оценка параметров моделей подготовки специалистов пожарно-технического профиля
- 2. 3. Разработка и исследование математических моделей образовательного процесса
- 2. 3. 1. Детерминированная модель
- 2. 3. 2. Статистическая динамическая модель
- 2. 4. Оценка эффективности управления образовательным процессом
- Выводы по главе
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
- 3. 1. Общие технические требования к компьютеризованному информационно-управляющего комплексу
- 3. 2. Разработка компьютеризованного информационно-управляющего комплекса для изучения специальной дисциплины «Производственная и пожарная автоматика»
- 3. 3. Расширение возможностей компьютеризованного комплекса
- 3. 3. 1. Применение видеотехнологий в учебном процессе
- 3. 2. 2. Моделирование сигналов пожарной и аварийной сигнализации
- 4. 1. Методика применения компьютеризированного информационно-управляющего комплекса в образовательном процессе
- 4. 2. Разработка компьютерных контрольно-обучающих программ
- 4. 1. 1. Индивидуальный контроль обученности
- 4. 1. 2. Групповой контроль обученности
Список литературы
- «Производственная и пожарная автоматика, ч. I. Производственная автоматика». — М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2005 г,
- Используемое оборудование: Программно-технический комплекс «ТОРНАДО-МШ.а§ е-.Ч».
- Задание для самостоятельной работы: Повторить материалы лекционного занятия по теме: «Приборы контроля технологических параметров».1. Преподаватель
- План обсужден на заседании методической комиссии
- Рис. 4.2. Методический план проведения лабораторной работы по теме «Приборы контроля технологических параметров»
- Рис. 4.3. Блок-схема алгоритма выполнения лабораторной работы по исследованию датчиков контроля температуры
- Рис. 4.4. Блок-схема алгоритма выполнения лабораторной работы по исследованию газоанализатора
- При проведении занятий предусмотрен этап контроля и быстрого восстановления знаний, который должен проводиться на персональных компьютерах с помощью специально разработанных контрольно-обучающих программ.
- Разработка компьютерных контрольно-обучающих программ42.1. Индивидуальный контроль обученности
- Специализированные компьютерные программы для тестирования знаний курсантов и слушателей широко используются в практике изучения специальных дисциплин, в том числе в Академии ГПС МЧС России 5.10.
- Дополнительными условиями обеспечения высокой эффективности применения компьютерных программ контроля знаний являются:
- На основе анализа содержания дисциплины «Производственная и пожарная автоматика», изучаемой курсантами и слушателями в Академии ГПС МЧС России, определена структура тестового контроля, представленная на рис. 4.5.
- Рис. 4.5. Структурная схема охвата тестированием разделов дисциплины «Производственная и пожарная автоматика»: 1,2 — лабораторные работы- 3, 4, 5 разделы дисциплины- 6 — вся дисциплина.
- Блок-схема алгоритма контроля знаний в соответствии с данной методикой представлена на рис. 4.6.
- Рис. 4.6. Блок-схема алгоритма контроля знаний в режиме тестирования
- Внешний вид экрана компьютера в режиме редактирования темы представлен на рис. 4.7.0 Выбор темы ?1)1. Сервис Помощь1. Фильтр по категориям.—д!? Включить фильтр
- Й Все темы ¡-Ш Ранее начатые темы 1
- Тест № 2 по курсу «Пожарная автоматика», Раздел 2 «Пожарная сигнализация» 10 0:20:00 =
- Тест № 1 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел 3 «Установки пожаротушения» 10 0:20:00
- Тест № 3 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Регулирование расхода с коррекцией по уровню» 10 0:20:00 1 1 '
- Тест № 4 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Проектирование систем автоматической аварийной защиты» 10 0:20:00
- Тест № 5 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Производственная автоматика для предотвращения пожара и взрыва» 10~~ 0:20:00 !1. Тем всего: 5 50 1 1. Начать тест >
- Рис. 4.7. Окно выбора темы тестирования
- Всего для контроля знаний перед выполнением лабораторной работы установлен вывод пяти вопросов, для контроля знаний по соответствующим разделам десяти вопросов.
- После ответа на последний вопрос на экран выводится результат тестирования с оценкой. При правильном ответе на 5 из 5 или 10 из 10 вопросов высвечивается оценка «Отлично»
- В случае получения оценки «Неудовлетворительно» и фиксирования её преподавателем, обучаемый имеет возможность повторно пройти тестирование. В этом случае вопросы из базы данных выбираются случайно и вероятность их повторения минимальна.
- Тестирование заканчивается при получении курсантом (слушателем) положительного результата с оценкой, не ниже установленной или по указанию преподавателя.
- Общее время тестирования определяется по формуле:4.1)где N количество повторений тестирования-количество вопросов теста-д соответственно, длительность ответа на вопрос и изучения дополнительной информации.
- Для временных параметров, указанных выше при однократном тестировании с 10-ю вопросами время тестирования составит не более 6 мин, что вполне допустимо.
- Таким образом, применение разработанной методики проведения обучения и тестирования на ЭВМ с использованием компьютерной программы, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов пожарной безопасности.
- При компьютеризации обучения для такой оценки может использоваться математический аппарат теории вероятностей, в частности, теория Бейеса для определения условной вероятности случайных событий, совместных с событиями из полной системы 3.31.
- Рассмотрим наиболее простой вариант, когда требуется разделить курсантов на две подгруппы подготовленные и не подготовленные. Задача решается итерационным методом.
- Рассмотрим методику определения распределения курсантов на подгруппы относительно исходного. Расчет проводится в следующей последовательности:
- Для каждого курсанта определяют совокупность случайных событий А^. Случайными событиями, Аявляются результаты ответов курсантана вопросы теста, где / — номер курсанта в контрольной группе.
- В свою очередь появление случайного события А^состоит из совместного появления независимых событий А^, где к номер вопроса к = О, 1,., К полученные ответы на вопросы теста. Alk е А1.
- Определяют полную систему гипотез. Для разделения группы на две подгруппы такими гипотезами будут: Н курсант подготовлен- Н2 — курсант не подготовлен.
- Р{ А1 = PlM' (p?)К~М'- (4.3)
- Р (А>1Щ= Cf' рги'(-Рг)К-М', (4.4)где М1 — количество правильных ответов 1-го курсанта на вопросытеста-
- С^ число сочетаний из К по М1-
- С^' = К!/(М'-К)/' А**/, 2.29.
- Определяют для /-го курсанта вероятность отнесения его по результатам ответа на вопросы теста к группе подготовленных или не подготовленных как условные вероятности гипотез Н, Н2 при реализации события А1.
- Данные вероятности определяются по формуле Бейеса 2.28.:1. Р (Я,/ л')=ущжл'/но. (45)
- Р (Щ)Р (Л' /Н) + Р (Н2)Р (А1 /Н2)
- Р (Щ л')-Р (Нг)Р (А1/н2) (4 6)
- Р (Н1)Р (А1 /Н) + Р (Н2)Р (А /Н2)
- Полученные значения вероятностей сравниваются, и курсант причисляется к группе, имеющей большее значение условной вероятности.
- Аналогичные расчеты проводятся для каждого курсанта в контрольной группе. Таким образом, определяется статистическое распределение курсантов на две подгруппы по степени подготовленности к занятию. ч
- Затем в соответствии с приведенным выше алгоритмом производится сравнение исходного и полученного распределения и, при необходимости, повторный расчет.
- Общий алгоритм решения представлен на рис. 4.8. При решении ряда задач аналитические значения выходных параметров определяется приближенно с заданной точностью интерактивным методом 3.20.
- Рассмотрим методику поиска решения в общем случае для задачи, условия которой формулируются следующим образом: необходимо найти с точностью Л/ координаты точки, случайно расположенной на отрезке а, Ь.
- Рис. 4.8 Алгоритм определения распределения курсантов на подгруппы по уровню подготовленности к занятию
- Сравнение данных методов будем проводить по количеству итераций, требуемых для достоверного поиска х. Критерий выбора — минимальное количество итераций.
- Рассмотрим, какие требования должны предъявляться к полученному распределению и каким образом может осуществляться его корректировка.
- Для МСВ процесс поиска является случайным, поэтому необходимо рассматривать вероятность обнаружения х{ на к -ом шаге и максимальное количество шагов итерации.
- Максимальное количество шагов для МСВ до достоверного обнаружения т. при количестве отрезков длиной А/ равной п будет: т= п-1. (4.8)
- Количество шагов тг для МИ будет: тг = g2n. (4.9)
- Графики зависимостей (4.8) и (4.9) представлены на рис. 4.9.
- Вероятность правильного определения отрезка для МСВ можно определить по формуле:1. Рк = (п-к+1)"1 (4.10)
- Отметим, что частным случаем МСВ является метод последовательной выбора (МПВ), когда отрезки длиной А/ выбираются последовательно (не случайно). Однако при равномерном законе распределения вероятности количественные оценки Р^ для МСВ и МПВ совпадают.
- Полагая к = т2 в выражении (4.10), определим вероятность правильного определения для МСВ на шаге, последнем для МИ:1. Рт2=(п-оё2п+ I)"1 (4.11)
- Зависимость Рт2(п) графически представлена на рис. 4.10.
- Из рис. 4.10 следует, что даже при п — 4 вероятность правильногоопределения равна 0,33, что не может считаться удовлетворительным. При увеличении п значение Рт2 резко уменьшается, стремясь к нулю.
- Рис. 4.10. Зависимость вероятности Рт2 от п
- Отсюда следует методика выбора нового распределения, в котором устанавливается среднее значение курсантов в группах относительно исходного и полученного.
- Итерация заканчивается, когда новое распределении будет совпадать с откорректированным исходным.1. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4
- Разработанные методики проведения лабораторных работ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика» в полном объеме обеспечивают выполнение учебных планов.
- Основные научные результаты, выводы и предложения, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, сводятся к следующему:
- В процессе исследования определены цель, структура, состав элементов системы управления образовательным процессом на основе применения информационно-управляющих комплексов.
- В качестве основного показателя качества подготовки предложено использование обученности в составе компетентности как основной характеристики количества знаний, умений и навыков, полученных курсантами (слушателями) в результате обучения.
- Максимальное повышение уровня обученности за установленный период времени является критерием оптимизации управления процессом подготовки специалистов, реализуемого на основе широкого внедрения компьютерных средств.
- Данный подход позволяет конкретизировать масштаб зависимостей для оценки динамики обученности и детального исследования процесса обучения в специализированных образовательных учреждениях при подготовке инженеров пожарно-технического профиля.
- В результате анализа определены общие требования к составу и техническим характеристикам информационно-управляющего комплекса для использования в процессе подготовки специалистов пожарно-технического профиля в учебных заведениях МЧС России.
- Официальные и нормативно-методические документы
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании». — М.: Издательство «Омега — JI», 2008. — 92 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 656 500 — безопасность жизнедеятельности. Квалификация инженер. -М., 2000 (05 апреля 2000 г. регистр.№ 304 тех/дс).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Тех-носферная безопасность» -М., 2010 (приказ МОиН № 758 от 2.11.2009)
- Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». — М., 2007.
- Приказ МЧС России от 4 декабря 2007 года № 705 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы „Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007 — 2009 г. г.“». М.: МЧС России, 2008. — 33 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 972 «О федеральной целевой программе „Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года“». М.: > МЧС России, 2008. — 211 с.
- Направление подготовки дипломированного специалиста 280 100.65 — Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.: Сборник учебно-методических материалов / Под общ. ред. C.B. Белова и В. А. Дивисилова: М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.- 246 с.
- РД 25.03.001−2002. Системы охраны и безопасности объектов.1. Термины и определения.
- НПБ 104−03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
- НПБ 77−98 Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
- Федеральный закон № 123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Свод правил № 3.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
- Свод правил № 5.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».2. Книги, монографии
- Башмаков А. И, Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003.-616 с.
- Софиев А.Э., Черткова Е. А. Компьютерные обучающие системы. Монография. -М.: Де Ли принт, 2006.- 296 с.
- Свиридов А.П., Шалобина И. А. Сетевые модели динамики знаний / под ред. Ю. Н. Мельникова. -М.: Изд-во МЭИ, 1992. 88 с.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1981. 263 е., ил.
- Дровникова И.Г. Система компьютеризованного обучения специалистов для вневедомственной охраны в образовательных учреждениях МВД России: монография / И. Г. Дровникова. Воронеж: Воронеж, ин-т1. МВД России, 2009. 171 с.
- Горбунов В.А. Эффективность обнаружения целей. М.: Воен-издат, 1979. — 160 с.
- Ястребенецкий М.А., Иванова Г. М. Надежность автоматизированных систем управления технологическими процессами. — М.: Энерго-атомиздат, 1989. — 264 с.
- Годник С.М. Становление профессиональной компетенции Учителя: Учеб. пособие /С.М. Годник, Г. А. Козберг.— Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 2004 126с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э. Унт.-М.: Педагогика, 1990 192с
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 512с.
- Мещерякова Е.И. Новые информационные технологии в обучении юридическим дисциплинам: монография. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 175 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. /И.П. Подласый М.: Гуманитар, изд. центр BJIA-ДОС, 2004.- Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения — 574с.
- Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект /О.С. Гребенюк- Под ред. М. И. Махмутова. (Науч.-исслед. ин-т профтехпедаго-гики Академии пед. наук СССР).- М.: Педагогика, 1985 — 152с.
- Свиридов А.П. Введение в статистическую теорию обучения и контроля знаний. Часть II. Элементы статистической динамики знаний. -М.: МЭИ, 1974.-152 с.
- Новиков В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективностьобучения с применением автоматизированных обучающих систем. — М.: НИИВШ, 1974.-152 с.
- Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути её развития: Монография /И.В. Горлинский. М.: Академия управления МВД России, 1999−290с.
- Марченко Е.К., Лановенко O.E. Дидактические возможности диалоговых систем на базе ЭВМ. М.: МО СССР, 1979.
- Программируемые контроллеры / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
- Операционные системы реального времени. OS-9. Промышленные сети / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
- Инструментальная система программирования логических контроллеров ISaGRAF / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
- Средства организации верхнего уровня систем автоматизации. SCADA -система InTouch / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
- Модульные системы «Торнадо» Руководство по эксплуатации 50 756 329.4222126.098.033 ОЗРЭ. Новосибирск, 2008- 138 е.
- Европейцев А.Г., Фёдоров A.B., Фомин В. И., Членов А. Н. Лабораторный практикум по курсу «Производственная и пожарная автоматика». Ч. I. «Производственная автоматика». Учебное пособие.— М: Академия ГПС МЧС России, 2003. 118 с.
- Членов А.Н., Фомин В. И., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В. Новые методы и технические средства обнаружения пожара: Монография. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. 175 с.
- Беляев Г. Б. Элементы теории автоматического управления / Под ред. В .И. Плютинского.- М.: Изд-во МЭИ, 1992.- 91 с.
- Девисилов В. А. Проекты образовательных стандартов в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Безопасность в техносфере)» Моск. гос. техн. ун-т им. Н.
- Э. Баумана. М., 2006. 344 с.
- Гурский Е.И. Теория вероятностей с элементами математической статистики.- М.гВысш. шк., 1971.- 328 с.
- Справочник по вероятностным расчетам — М.: Воениздат, 1970 -536 с.
- Математический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 847 с.
- Сметанин В.Ф., Буцынская Т. А. и др. «История пожарной охраны»: Курс лекций М.: Академия ГПС МВД России, 2001. — 151 с.
- Лекции по курсу «Производственная и пожарная автоматика Фомин В. И., Членов А. Н., Буцынская Т. А. и др.: М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.-106 с. 3. Статьи
- Тетерин И.М. Академия ГПС — ведущий пожарно-технический ВУЗ России. / Пожарная безопасность. Специализированный каталог 2006. -М.: Гротек, 2006 -326 с.
- Ерунов В.П., Бравичева О. С. Моделирование и оценка эффективности функционирования образовательного процесса в ВУЗе // Вестник ОГУ № 10, 2005, Том 1. Гуманитарные науки С. 191 — 197.
- Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии. — 1996. № 2. — С.22−24.
- Тренажеры электрических станций и сетей www.testenergo.ru.
- Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. — 1996. № 2.- С. 14 -18.
- Красилыцикова Д.И. О соотношении между запоминанием и воспроизведением // Вопросы психологии, № 3, 1955.
- Рублев Ю.В., Востров Г. Н. Математические основы логической структуры курса. // Вестник высшей школы, № 9, 1970.
- Членов А.Н., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Количественная оценка параметров процесса обучения специалистов пожарно-технического профиля // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2008. — Вып. № 1 (февраль). — http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Членов А.Н., Дровникова И. Г. Комплексный показатель качества обучения в образовательных учреждениях МВД России // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2008. Вып. № 1 (февраль). — http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Маркова А.К. Стратегия формирования мотивации учения /А.К. Маркова // Перспективы: Вопросы образования 1991.- № 3.— С. 23−36.
- Профессиональная направленность личности (диагностика индивидуальных стилей деятельности): Диагностический комплекс / Воронежем гос. пед. ин-т- Сост. B.C. Кульневич, В.П. Мусина- Воронеж: ВГПИ, 1992.-9 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика.- 1993.- № 5.- С.16−25.
- Глуховенко Ю. М., Коробко В. Б., Красавин А. В. Совершенствование системы подготовки кадров в области пожарной безопасности // Вестник Академии Государственной противопожарной службы, № 4. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. С. 177−186.
- Топольский Н.Г., Мосягин А. Б., Гордеев С. Г. Дидактические возможности автоматизированной системы подготовки специалистов пожарной безопасности / Материалы международной конференции «История пожарной охраны». М.: МИПБ МВД России, 1999. — С.59−62.
- Членов А.Н., Мосягин А. Б. Совершенствование подготовки специалистов пожарной безопасности на основе учебных автоматизированных систем / Материалы международной конференции «История пожарной охраны» М.: МИПБ МВД России, 1999.-С. 29−33.
- Бондин O.A. Опыт применения контролирующей машины «Экзаменатор МЭИ» в учебном процессе. Сб. докладов МЭИ по вопросу об эффективных методах обучения, ч. П МЭИ, 1966.
- Орлов П. А. Сравнительный анализ методов реализации процесса итерации при решении научных и инженерных задач // Интернет -журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2008. — Вып. № 6— http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Членов А. Н., Буцынская, Т. А. Дровникова И. Г., Орлов П. А. Компьютеризация процесса подготовки специалистов пожарной безопасности. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 2: журнал. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. С.128−133.
- Членов А.Н., Орлов П. А. Современные компьютерные средства в системе обучения. Материалы семнадцатой научно-технической конференции «системы безопасности» СБ 2008. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2008.- С. 88−90
- Членов А.Н., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Новые возможности управления пожарной безопасностью объектов II Пожарная безопасность № 4, 2008 — С.96 — 101.
- Членов А.Н., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Математическая модель процесса коллективного обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 4: М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.-С.121 — 125.
- Орлов П.А., Дровникова И. Г. Методы математического моделирования процесса обучения Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2009. — Вып. № 1 (февраль), — http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Членов А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А. Автоматизация контроля обученности в процессе подготовки специалистов для систем безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2009 — № 1- с. 107−116.
- Членов А.Н.,. Дровникова И. Г, Буцынская Т. А, Орлов П. А. Моделирование процесса обучения специалистов для систем безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций 2009 № 4. — С. 116 126.
- Орлов П.А. Анализ математической модели процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 2: -М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. С. 115−118.
- Членов А.Н., Шакирова А:Ф, Орлов П. А. Совершенствование средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 3: — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.
- Членов А.Н., Орлов П. А. Статистическая динамическая модель процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 1: М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — С. 136−141.
- Федоров A.B., Членов А. Н., Лукьянченко A.A., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В., Системы и технические средства раннего обнаружения пожара: монография.- М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 155 с.
- Matsusita Electric Indaustrial Co., Ltd.: http:// Panasonic.net/.
- Михайлов А. Критерии отбора телевизионного оборудования всоответствии с требованиями криминалистических исследований. // Алгоритм безопасности № 2, 2009 С. 6 — 10.
- Звуковой указатель ExitPoint (PF Directional Sounder). Техническое описание и инструкция по эксплуатации, www.systemsensor.com.
- Пожарная автоматика 2008. Каталог. М.: РИА «Индустрия безопасности», 2008 — 160 с.
- Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ / А. О. Кривошеев // Информационные технологии. — 1996.-№ 2.-С. 14−18.
- Тетерин И.М., Топольский Н.Г.Современные эффективные образовательные технологии в Академии ГПС МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 3: — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.
- Орлов П.А. Анализ состояния системы подготовки специалистов государственной противопожарной службы в России / Членов А. Н.,
- Орлов П.А. // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». -2010. Вып. № 1 (февраль), — http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Орлов П.А. Методика применения программно-технического комплекса в учебном процессе / Членов А. Н., Орлов П. А. // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2010. — Вып. № 2 (апрель). http:// ipb.mos.ru/ttb.
- Членов А.Н., Орлов П. А. Детерминированная модель процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. №:1 -М.: АкадемияГПС МЧС России, 2010.-С. 111−115.
- Патенты на изобретения и полезные модели
- Членов А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А., Ша-кирова А.Ф. Указатель выхода и направления движения. Патент РФ на полезную модель № 86 025 Приоритет от 6.05.2009 г.
- Членов А.Н., Фомин В. И., Федоров A.B., Буцынская Т. А., Орлов П. А. Автоматизированная система обучения. Патент РФ на полезную модель № 95 885 от 13.11 2009 г.
- Членов А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А., Ша-кирова А.Ф. Автоматизированная интегрированная система безопасности. Патент РФ на полезную модель № 86 337 Приоритет от 6.05.2009.
- Устройство обучения операторов. Патент RU 2 263 350 Cl, G09B 9/00 от 04.08.2004.
- Интерактивная система обучения. Патент RU 2 271 040 Cl, G09B 9/00 от 09.06.2004.
- Интеллектуальная интегрированная система безопасности. Свидетельство на полезную модель RU 21 107 G08B 13/00- 14.08.2001.
- Специализированный низкочастотный оповещатель. Патент RU 2 312 397 С2 G08B 1/00- 21.06.2005.
- Patent BS ЕМ 50 132−2-1: 1997 Alarm sistems CCTV surveillance sistems for use in security applications. Part 2−1. Black and white cameras.
- Patent EP 690 426 (A2), 03.01.1996, кл. G09B 19/00 Systeme d’entrainement a l’emploi de l’ordinateur.
- Patent ЕР 1 111 966 A, 27.06.2001, Signaling Device, G08B 5/00.
- Paulson R. Control Data PLATO System overview / R. Paulson. -N.Y.: CDC, 1976.
- Science, Technology and Innovation Policies: Federation of Russia, Paris: OECD, 1994.
- United States Patent № 4 538 994 F, 03.09.1985. Training simulator for training an operator in the operation of an electric power system. G09B 9/00.
- Диссертации, авторефераты, отчеты НИР
- Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 2003 г. — 20с.
- Дровникова И.Г. Построение системы индивидуализированного и дифференцированного обучения на основе ПЭВМ в учебных заведениях МВД России: дис. канд. пед. наук /Академия МВД России.- М., 1995 — 279с.
- Трофимова O.K. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов: Автореф. дис. канд. тех. наук. Москва, 1999.
- Сыготина М.В. Моделирование процесса обучения в высшем учебном заведении: дис. канд. тех. наук Москва, 2005
- Бояринов Д.А. Проектирование личностно ориентированной обучающей системы: дис. канд. пед. наук — Смоленск, 2004. — 204 с.
- Холостов A.JI. Совершенствование организации подготовки специалистов пожарной безопасности при дистанционном обучении на основе моделей распределения времени: дис. канд. техн. наук М., 2004. -177с.
- Царёва И.Н. Компьютеризованная педагогическая поддержка действий учащихся при работе по разветвлённой программе: дис. канд. пед. наук — Краснодар, 2002. — 232 с.
- Гончарова Е.Г. Педагогические условия компьютеризации обучения юристов-ювеналистов в образовательных учреждениях МВД России: дис. канд. пед. наук / Воронежск. гос. ун-т — Воронеж, 2006 — 227с.
- Хлоповских A.B. Процесс формирования педагогического компонента вузовского образования юристов: дис. канд. пед. наук / Воронежск. гос. ун-т.—Воронеж, 2004 — 180 с.
- By Ван Бинь Методы оценки эффективности организации учебного процесса в пожарно-технических образовательных учреждениях МОБ Вьетнама: Автореф. дис. канд. тех. наук. Москва, 2006 -23 с.
- Отчет НИР «Разработка контрольно-обучающих программ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика». Рук. Членов А. Н. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2005 81 с.
- Отчетная справка по методической работе «Подготовка и обобщение материалов для лабораторных работ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика». Рук. Членов А. Н., отв. исп. Орлов П. А. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 — 13 с.
- Отчетная справка по НИОКР «Система индивидуального компьютерного обучения специалистов пожарно-технического профиля» Рук. Членов А. Н., отв. исп. Орлов П. А. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 -54 с.
- Учебный стенд на базе комплекса технических средств1. Агрострой»
- Рис. П1−1. Размещение оборудования комплекса технических средств фирмы «Агрострой"1. Первичные датчики
- Кошроллер и модуль локальной системы автоматизиции1. Адаптер
- Ис по лншел ьный механизм (модуль расширения) контроллеров1. Первичные датчики
- Кошроллер локальных систем автоматизации1. Компьютер
- Контроллер является «ведущим» в сети модулей1. Компьютеросуществляетсбор, хранение, обработкуинформации отконтроллеров идиспетчерскоеуправлениеинженернымисистемами
- Рис. П1−2. Структурная схема АСУТП на основе комплекса техническихсредств фирмы «Агрострой»
- Стенд позволяет изучать структуры построения современных АСУ на основе программируемых микроконтроллеров, отрабатывать алгоритмы программирования на ЭВМ, исследовать процессы сбора и обработки информации.
- Функциональная схема лабораторной установки приведена на рис. П1−2. Установленные приборы и оборудование выполняют следующие функции:
- Контроллер ИУК-11: измерение тока от П31.
- Модуль МРА: измерение от датчиков РУ31, 7Т34, РУ31, РИУ31, Р?>Г32, Ш31.
- Система меню обеспечивает доступ к тем функциям контроллера, которые необходимы для удобной эксплуатации системы.
- Программно-технический обучающий комплекс «Торнадо»
- Состав программно-технического комплекса «Торнадо»
- Учебный стенд «Торнадо-М Учебный стенд «Торнадо-МП*^ Учебный стенд «Торнадо-ТМ Учебный стенд «Торнадо-М111а§ -И
- Размещение оборудования программно-технического комплекса «Торнадо» представлено на рис. П2−1.
- Рис. П2−1. Программно-технический комплекс «Торнадо» на четыре учебных места и стенды с программируемыми контроллерами1. Учебный стенд «Торнадо-М
- Внешний вид стенда приведен на рис. П2−2.
- Рис. П2−2. Внешний вид стенда «Торнадо-М
- Внешний вид стенда приведен на рис. П2−3.
- Рис. П2−3. Внешний вид стенда «Торнадо-MIRag
- Внешний вид стенда приведен на рис. П2−4.
- Рис. П2−4. Внешний вид стенда «Торнадо-ТМ
- Учебный стенд «Торнадо-MIRag -N»
- Стенд «ТОРНАДО-MIRage-N» предназначен для демонстрационных целей и обучения работе с техническими и программными средствами комплекса «ТОРНАДО».
- Оборудование стенда включает в себя: шкаф с оборудованием в комплекте-персональный компьютер.
- В шкафу располагается контроллер, выполненный на базе промышленного компьютера Advantech ARK-3382 с операционной системой Windows-XP embedded, система электропитания, блоки полевых интерфейсов.
- Внешний вид стенда приведен на рис. П2−5.
- Блоки полевых интерфейсов предназначены для ввода/вывода сигналов. В их состав входят:
- Требуемое электропитание блоков полевого интерфейса +24 В обеспечивается источником питания FPOWER-24−1A.1. Кроме того, используются: — кабель UTP4x2 для подключения к сети Ethernet-- провода питания.
- Touch (демоверсия) — SCADA-система разработки приложений визуализации-
- TeraTerm — коммуникационная программа эмулятора терминала-
- ОРС DA Server — ОРС-сервер для организации связи с контроллером-
- OPCLink — ОРС-интерфейс для организации связи между приложением InTouch и ОРС-сервером.
- Метрологические характеристики измерительных модулей учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N» приведены в табл. 4.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
- Исследование характеристик термопары и термометра сопротивлений в комплекте с программно-техническимкомплексом «ТОРНАДО»
- Цель работы ознакомиться с устройством и принципом действия термопары и термометра сопротивлений, изучить устройство и работу учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N».2. Общие сведения
- Стенд «ТОРНАДО-MIRage-N» предназначен для демонстрационных целей и обучения работе с техническими и программными средствами комплекса «ТОРНАДО».
- Учебный стенд «ТОРНАДО-MIRage-N»
- Оборудование стенда включает в себя: — шкаф с оборудованием в комплекте-- персональный компьютер.
- В шкафу располагается контроллер, выполненный на базе промышленного компьютера Advantech ARK-3382 с операционной системой Windows-XP embedded, система электропитания, блоки полевых интерфейсов.
- Требуемое электропитание блоков полевого интерфейса +24 В обеспечивается источником питания FPOWER-24−1A.1. Кроме того, используются: кабель UTP4x2 для подключения к сети Ethernet-провода питания.
- Touch (демоверсия) — SCADA-система разработки приложений визуализации-
- TeraTerm — коммуникационная программа эмулятора терминала-
- ОРС DA Server — ОРС-сервер для организации связи с контроллером-
- OPCLink ОРС-интерфейс для организации связи между приложением InTouch и ОРС-сервером.
- Метрологические характеристики измерительных модулей учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N» приведены в табл. 4.