Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-управляющий комплекс для подготовки специалистов пожарно-технического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разработанном варианте технической реализации комплекса кроме системы пожарной безопасности, включающей устройства обнаружения и тушения пожара, дополнительно предложено использовать систему видеонаблюдения. Система реализует одно из перспективных направлений применения видеотехнологий для обучения и повышения квалификации специалистов различного профиля в сфере обеспечения пожарной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И НАПРАВЛЕНИЙ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ современного состояния системы подготовки специалистов государственной противопожарной службы в России
    • 1. 2. Направления совершенствования профессиональной подготовки специалистов пожарно-технического профиля
    • 1. 3. Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе
    • 1. 4. Система управления подготовкой специалистов пожарно-технического профиля на основе информационно-управляющих комплексов
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА Й АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ОПИСАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Анализ методов математического моделирования образовательного процесса
    • 2. 2. Количественная оценка параметров моделей подготовки специалистов пожарно-технического профиля
    • 2. 3. Разработка и исследование математических моделей образовательного процесса
      • 2. 3. 1. Детерминированная модель
      • 2. 3. 2. Статистическая динамическая модель
    • 2. 4. Оценка эффективности управления образовательным процессом
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 3. 1. Общие технические требования к компьютеризованному информационно-управляющего комплексу
    • 3. 2. Разработка компьютеризованного информационно-управляющего комплекса для изучения специальной дисциплины «Производственная и пожарная автоматика»
    • 3. 3. Расширение возможностей компьютеризованного комплекса
      • 3. 3. 1. Применение видеотехнологий в учебном процессе
      • 3. 2. 2. Моделирование сигналов пожарной и аварийной сигнализации
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕГО КОМПЛЕКСА
    • 4. 1. Методика применения компьютеризированного информационно-управляющего комплекса в образовательном процессе
    • 4. 2. Разработка компьютерных контрольно-обучающих программ
      • 4. 1. 1. Индивидуальный контроль обученности
      • 4. 1. 2. Групповой контроль обученности
  • Выводы по главе 4

Информационно-управляющий комплекс для подготовки специалистов пожарно-технического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реализация кадровой функции МЧС России направлена на сбалансированное насыщение подразделений пожарной охраны подготовленными и компетентными специалистами, способными качественно выполнять задачи по обеспечению пожарной безопасности, применяя арсенал соответствующих методов и современных технических средств. Одним из основных элементов * данной, функции выступает профессиональная подготовка специалистов пожарно-техничёского профиля и, в первую очередь, курсантов (слушателей) в образовательных учреждениях МЧС России.

Протекающие в нашей странё процессы социально-политических и экономических преобразований, выражающиеся, в частности, вреформах органов управления1 в государстве, законодательной базы и системы образования, привели к существенному усложнению ситуации с подготовкой кадров в. области пожарной безопасности:.

Важность. й актуальность — совершенствования системы подготовки кадров подтверждена приказом МЧС России от 04.12.2006 года № 705, в котором утверждена аналитическая ведомственная— целевая программа. «Развитие систёмьъ подготовкикадров^ МЧС России на 2007 — 2009 г. г.». Это обуславливает необходимость изучения состояния образовательной системы подготовки социалистов пожарно-технического профиля, разработку и внедрение методов — ее совершёнствования:

Исследования процесса подготовки, кадров в* образовательных учреждениях МЧС России, проводимые Н. Г. Топольским, Н. Ы. Брушлинским, BtJL Сёмиковвым^ВЖ Кафйдововым, С. ВСоколовым, С. ЮБутузовым и другими учеными, касаются отдельных аспектов образовательного процесса и не полностью учитывают специфику подготовки современных специалистов для работы в сфере обеспечения пожарной бёзопасности. Научные работы, посвященныё совершенствованию управления подготовкой специалистов пожарно-технического профиля на основе информационноуправляющих комплексов, отсутствуют.

Целью диссертационной работы является совершенствование образовательной системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля на основе применения информационно-управляющих комплексов.

Достижение этой цели позволит на основе научно обоснованной технической разработки обеспечить решение важной социально-экономической задачи — в результате повышения качества подготовки кадров пожарной охраны повысить уровень пожарной безопасности в России.

Для достижения цели в диссертации поставлены и решены следующие научные задачи:

1. Анализ современного состояния и направлений совершенствования подготовки специалистов государственной противопожарной службы МЧС России.

2. Разработка и анализ математических моделей1 образовательного процесса подготовки специалистов пожарно-технического профиля.

3. Разработка структурной? схемы информационно-управляющего комплекса и алгоритмов его применения для изучения специальной дисциплины.

4. Разработка программно-методического обеспечения применения информационно-управляющего комплекса.

Работа выполнена в соответствии с Федеральной целевойпрограммой «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», аналитической ведомственной целевой программой «Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007 — 2009 г. г.», планом основных мероприятий Академии ГПС МЧС России на 2008;2010 гг. и научным направлениём Академии ГПС МЧС России, связанным с совершенствованием процесса подготовки специалистов пожарно-технического профиля высшей квалификации.

Объемом исследования является образовательная система подготовки специалистов технического профиля высшей квалификации, а предметом исследования — процесс совершенствования подготовки специалистов государственной противопожарной: службы МЧС России на основе информационно-управляющих комплексов.

Основные методы исследования;

Для решения поставленных задач были использованы методы теории вероятностей и математической статистики, методы теории управления, математического моделирования и анализа.

Научная новизна: результатов, полученных в диссертации, заключается в следующём:

1. На основе анализа динамики содержания и объема учебной нагрузки^ а также рёзультатош анкетирования? обоснована необходимость применения компьютеризованных информационно-управляющих комплексов для совершёнствования подготовки специалистов пожарно-техническогопрофиля в образовательных учреждениях МЧС России.

2. В? результате математического моделирования получены аналитические выражения для оценки параметровуправления в образовательной: системе с использованием информационно-управляющих комплексов. При этом:.'.

— разработана методика определения значений обученности за установленное в учебных часах время* на основе статистических оценок количества используёмШконфбльньк вопросов;

— разработана методика построения детерминированной математической модели’процесса обучения с использованиемматематического аппарата теорий-автоматического рёгулйрования и метода аналогий;

— на основе статистической модели получены математические выражения, определяющие условия достижений с учетом забывания й влияния внёшних факторовполучено выражение для соотношения в количестве часов планируемой учебной нагрузки для изучения специальной дисциплины курсантами и слушателями, получено выражение зависимости выигрыша во времени обучения от объема начальных знаний.

3. На основе полученных зависимостей проведена оценка эффективности управления в образовательной системе подготовки специалистов пожарно-технического профиля, определяющая возможности повышения обученности в результате применения информационно-управляющих комплексов. При этом в качестве параметров управления предложено использовать начальную обученность и интенсивность усвоения знаний.

4. Разработана структурная схема информационно-управляющего комплекса, решающего задачи индивидуального и коллективного обучения с учетом перспектив развития техники, рассмотрены алгоритмы его функционирования на примере специальной дисциплины «Производственная и пожарная автоматика» .

Практическая ценность и значимость работы заключается в следующем:

— разработаны и защищены тремя патентами Российской Федерации-на полезную модель технические решения по созданию нового информационно-управляющего комплекса и его перспективных приложений [4.1 — 4.3];

— разработаны предложения по применению математических моделей для управления процессом обучения и оценки его эффективности [3.28, 3.29,3.30, 3:33, 3.38- 3.54];

— разработаны компьютерные контрольно-обучающие программы, для использования на лабораторных-, практических занятиях и итоговой оценки знаний обучаемыми [3.23, 3.25];

— разработано учебно-методическое пособие по применению информационно-управляющего комплекса для проведения лабораторных работ.

3.36].

Основные результаты работы отражены в двух отчетах НИР, опубликованных статьях, докладах на международных научно-практических конференциях.

Реализация результатов работы.

Результаты диссертационной работы использованы:

— в научных исследованиях Академии ГПС МЧС России по совершенствованию системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля;

— в учебном процессе Академии ГПС МЧС России при подготовке специалистов;

— в учебном процессе Воронежского пожарно-технического института МЧС России;

— НОУ «Институт электронных систем безопасности» для подготовки и повышения квалификации технических специалистов в области пожарной безопасности.

— ООО «Пожинжиниринг» для повышения квалификации технических специалистов и внедрения запатентованных технических решений.

На защиту выносятся:

— аналитические выражения для определения основных параметров управления процессом подготовки специалистов пожарно-технического профиля, обеспечивающие количественную оценку результативности обучения в зависимости от значения основных влияющих факторов;

— методика и результаты оценки эффективности управления в образовательной системе подготовки специалистов пожарно-технического профиля, определяющие возможности повышения обученности в результате использования информационно-управляющих комплексов;

— структурная схема информационно-управляющего комплекса и алгоритмы его применения для изучения специальной дисциплины при подготовке специалистов пожарно-технического профиля.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, приведённых в диссертационной работе, достигнута за счёт применения для решения поставленных задач апробированных математических методовзначительного объёма аналитических и экспериментальных исследованийсогласованности полученных результатов с известными данными исследований в смежных областях.

Апробация результатов работы.

Основные результаты работы были доложены и получили одобрение на следующих 4 международных научно-практических конференциях:

Системы безопасности" - Москва, Академия государственной противопожарной службы МЧС России-, 2008, 2009 гг.

Воронеж, Воронежский институт МВД России, 2008, 2009 гг.

Публикации.'.

По тематике диссертации опубликовано 29 работ, в том числе 19 статей, 6 которых из перечня изданий, рекомендованных ВАК, 6 докладов на конференциях, одно учебно-методическое пособиеполучены три патента РФ на полезные модели. Три работы опубликовано безсоавторов." .

В' работах, опубликованных в соавторстве в изданиях из перечня ВАК, лично автором предложено и обосновано: учитывать при оценке качества подготовки специалистов пожарно-технического профиля относительную динамику количества часов учебной нагрузки по" специальным дисциплинам [3.31]- использовать полученные в результате анализа математических моделей зависимости для количественной оценки параметров процесса управления подготовкой специалистов [3.32, 3.33]- применять в разработанном информационно-управляющем комплексе [3.52] специальные авторские компьютерные контрольно-обучающие программы, реализующие контроль и быстрое восстановление знаний [3.53], обеспечить в информационно-управляющем комплексе возможность расширения его функций за счет перспективных направлений развития пожарной техники [3.26]. В остальных опубликованных в соавторстве работах присутствует единое и не делимое единство.

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (124 наименования) и пяти приложений. Основное содержание диссертации изложено на 158 страницах машинописного текста, включает 5 таблиц и 48 рисунков. Приложения занимают 33с.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Проведенный анализ позволил определить общие требования к составу и техническим характеристикам разрабатываемого компьютеризованного информационно-управляющего комплекса.

Он должен обеспечивать решение поставленных образовательных задач с учетом развития техники в области пожарной безопасности. В состав комплекса должно входить оборудование и программное обеспечение, применяемое в промышленной автоматизации на современных объектах, а также специально разработанные модули, контрольные и обучающие программы.

2. Предложена структурная схема компьютеризованного информационно-управляющего комплекса, в котором повышена эффективность за счет обеспечения возможности детального изучения основ функционирования и структуры построения различных автоматических устройств и систем управления технологическим процессом, в том числе систем пожарной автоматики.

Особенностью разработанного комплекса является широкий спектр возможных тем для проведения занятий: от изучения принципов действия и параметров отдельных ее элементов: датчиков, контрольно-измерительных приборов, контроллеров, до изучения способов их интеграции в АСУ — аппаратном, программном, программно-аппаратном, а также решения задач программирования и выполнения расчетно-графических работ.

3. В разработанном варианте технической реализации комплекса кроме системы пожарной безопасности, включающей устройства обнаружения и тушения пожара, дополнительно предложено использовать систему видеонаблюдения. Система реализует одно из перспективных направлений применения видеотехнологий для обучения и повышения квалификации специалистов различного профиля в сфере обеспечения пожарной безопасности. Такое обучение может осуществляться в процессе функционирования системы или на специальных полномасштабных тренажерах.

Особенностью разработанного комплекса является имитация видеоизображения тревожной ситуации, которая может осуществляться путем использования записанных ранее (архивных) материалов, или непосредственно генерироваться и накладываться на реальное изображение.

4. В компьютеризованном информационно-управляющего комплексе блок оповещения должен обеспечивать формирование сигналов оповещения адекватно задаче, решаемой в образовательном процессе. В связи с этим в результате проведенного исследования разработано свето-звуко-речевое устройство оповещения, обладающее универсальностью и обеспечивающее программирование режимов работы, позволяющее учитывать перспективы развития техники в области пожарной безопасности.

ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕГО КОМПЛЕКСА.

4.1. Методика применения компьютеризированного информационно-управляющего комплекса в образовательном процессе.

Рассмотрим методику применения компьютеризированного обучающего комплекса на примере дисциплины «Пожарная автоматика». На рис. 4.1 представлена обобщенная структурная схема, показывающая место компьютерных средств обучения в процессе подготовки специалистов.

Представленная схема отражает совокупность основных факторов, формирующих систему управления образовательным процессом, которыми следует считать цель, решаемые задачи и используемые средства. Цель должна отражать потенциальный результат, которым является повышение качества подготовки специалистов пожарно-технического профиля. Поскольку профессиональная профильная подготовка, имея в своей основе обучение, призвана решать триединую образовательную задачу (обучение + воспитание + развитие), другим важнейшим системообразующим фактором СУОП следует считать её развивающую функцию. Третьим основным системообразующим фактором, безусловно, является применение компьютерных средств, обеспечивающих функционирование СУОП.

Методика применения компьютеризированного ИУК предполагает реализацию конкретных технологических алгоритмов применения программно-технических средств в образовательных учреждениях МЧС России.

В настоящее время существуют различные направления применения современных компьютеризованных технических средств и комплексов на их основе для повышения эффективности образовательного процесса. Они рассматриваются в целом ряде научных работ [2.1, 2.2, 2.15, 2.17, 3.3, 3.13, 3.17 — 3.19, 3.23−3.25, 5.1, 5.7, 5.10].

Рис. 4.1. Методика обучения специальности «Пожарная безопасность» на основе компьютерных средств.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие схемы организации управления образовательным процессом на основе применения компьютерных средств, в которых используется активное взаимодействие обучаемых с ИУК и преподавателем.

Такие методы разработаны при создании информационно-управляющих комплексов по ряду курсов и успешно реализованы в процессе обучения студентов Московского энергетического института (технического университета), Воронежского института МВД России и др.

Особенностью предлагаемых ими алгоритмов управления образовательным процессом является систематическая поддержка действий курсантов (слушателей) с учётом их социальных характеристик и индивидуальных особенностей, проявляющихся в процессе компьютеризованного обучающе-познавательного взаимодействия с преподавателем [5.2, 5.5, 5.8]. Реализация данного метода обеспечивает существенное углубление индивидуализации и дифференциации обучения в образовательных учреждениях МЧС России, развитие задатков и творческого потенциала, познавательной активности, самостоятельности в учении курсантов (слушателей) и достижение каждым из них гарантированного результата в подготовке высококвалифицированного специалиста заданного профиля для ПО.

Пример конкретного разработанного методического плана проведения лабораторного занятия по теме 1 представлен на рис. 4.2 [3.36, 3.47, 3.52, 3.53]. Алгоритм его практической реализации с применением компьютеризованного информационно-управляющего комплекса представлен на рис. 4.3. На рис. 4.4. представлен алгоритм проведения занятия по теме «Газоанализаторы взрывоопасности воздушной среды промышленных предприятий» [2.24].

Разработанное руководство к проведению лабораторной работы по теме 1 представлено в приложении 4.

Академия ГПС МЧС.РОССИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Производственная и пожарная автоматика, ч. I. Производственная автоматика». — М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2005 г,
  2. Используемое оборудование: Программно-технический комплекс «ТОРНАДО-МШ.а§ е-.Ч».
  3. Задание для самостоятельной работы: Повторить материалы лекционного занятия по теме: «Приборы контроля технологических параметров».1. Преподаватель
  4. План обсужден на заседании методической комиссии
  5. Рис. 4.2. Методический план проведения лабораторной работы по теме «Приборы контроля технологических параметров»
  6. Рис. 4.3. Блок-схема алгоритма выполнения лабораторной работы по исследованию датчиков контроля температуры
  7. Рис. 4.4. Блок-схема алгоритма выполнения лабораторной работы по исследованию газоанализатора
  8. При проведении занятий предусмотрен этап контроля и быстрого восстановления знаний, который должен проводиться на персональных компьютерах с помощью специально разработанных контрольно-обучающих программ.
  9. Разработка компьютерных контрольно-обучающих программ42.1. Индивидуальный контроль обученности
  10. Специализированные компьютерные программы для тестирования знаний курсантов и слушателей широко используются в практике изучения специальных дисциплин, в том числе в Академии ГПС МЧС России 5.10.
  11. Дополнительными условиями обеспечения высокой эффективности применения компьютерных программ контроля знаний являются:
  12. На основе анализа содержания дисциплины «Производственная и пожарная автоматика», изучаемой курсантами и слушателями в Академии ГПС МЧС России, определена структура тестового контроля, представленная на рис. 4.5.
  13. Рис. 4.5. Структурная схема охвата тестированием разделов дисциплины «Производственная и пожарная автоматика»: 1,2 — лабораторные работы- 3, 4, 5 разделы дисциплины- 6 — вся дисциплина.
  14. Блок-схема алгоритма контроля знаний в соответствии с данной методикой представлена на рис. 4.6.
  15. Рис. 4.6. Блок-схема алгоритма контроля знаний в режиме тестирования
  16. Внешний вид экрана компьютера в режиме редактирования темы представлен на рис. 4.7.0 Выбор темы ?1)1. Сервис Помощь1. Фильтр по категориям.—д!? Включить фильтр
  17. Й Все темы ¡-Ш Ранее начатые темы 1
  18. Тест № 2 по курсу «Пожарная автоматика», Раздел 2 «Пожарная сигнализация» 10 0:20:00 =
  19. Тест № 1 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел 3 «Установки пожаротушения» 10 0:20:00
  20. Тест № 3 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Регулирование расхода с коррекцией по уровню» 10 0:20:00 1 1 '
  21. Тест № 4 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Проектирование систем автоматической аварийной защиты» 10 0:20:00
  22. Тест № 5 по курсу «Пожарная автоматика». Раздел «Производственная автоматика для предотвращения пожара и взрыва» 10~~ 0:20:00 !1. Тем всего: 5 50 1 1. Начать тест >
  23. Рис. 4.7. Окно выбора темы тестирования
  24. Всего для контроля знаний перед выполнением лабораторной работы установлен вывод пяти вопросов, для контроля знаний по соответствующим разделам десяти вопросов.
  25. После ответа на последний вопрос на экран выводится результат тестирования с оценкой. При правильном ответе на 5 из 5 или 10 из 10 вопросов высвечивается оценка «Отлично»
  26. В случае получения оценки «Неудовлетворительно» и фиксирования её преподавателем, обучаемый имеет возможность повторно пройти тестирование. В этом случае вопросы из базы данных выбираются случайно и вероятность их повторения минимальна.
  27. Тестирование заканчивается при получении курсантом (слушателем) положительного результата с оценкой, не ниже установленной или по указанию преподавателя.
  28. Общее время тестирования определяется по формуле:4.1)где N количество повторений тестирования-количество вопросов теста-д соответственно, длительность ответа на вопрос и изучения дополнительной информации.
  29. Для временных параметров, указанных выше при однократном тестировании с 10-ю вопросами время тестирования составит не более 6 мин, что вполне допустимо.
  30. Таким образом, применение разработанной методики проведения обучения и тестирования на ЭВМ с использованием компьютерной программы, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов пожарной безопасности.
  31. При компьютеризации обучения для такой оценки может использоваться математический аппарат теории вероятностей, в частности, теория Бейеса для определения условной вероятности случайных событий, совместных с событиями из полной системы 3.31.
  32. Рассмотрим наиболее простой вариант, когда требуется разделить курсантов на две подгруппы подготовленные и не подготовленные. Задача решается итерационным методом.
  33. Рассмотрим методику определения распределения курсантов на подгруппы относительно исходного. Расчет проводится в следующей последовательности:
  34. Для каждого курсанта определяют совокупность случайных событий А^. Случайными событиями, Аявляются результаты ответов курсантана вопросы теста, где / — номер курсанта в контрольной группе.
  35. В свою очередь появление случайного события А^состоит из совместного появления независимых событий А^, где к номер вопроса к = О, 1,., К полученные ответы на вопросы теста. Alk е А1.
  36. Определяют полную систему гипотез. Для разделения группы на две подгруппы такими гипотезами будут: Н курсант подготовлен- Н2 — курсант не подготовлен.
  37. Р{ А1 = PlM' (p?)К~М'- (4.3)
  38. Р (А>1Щ= Cf' рги'(-Рг)К-М', (4.4)где М1 — количество правильных ответов 1-го курсанта на вопросытеста-
  39. С^ число сочетаний из К по М1-
  40. С^' = К!/(М'-К)/' А**/, 2.29.
  41. Определяют для /-го курсанта вероятность отнесения его по результатам ответа на вопросы теста к группе подготовленных или не подготовленных как условные вероятности гипотез Н, Н2 при реализации события А1.
  42. Данные вероятности определяются по формуле Бейеса 2.28.:1. Р (Я,/ л')=ущжл'/но. (45)
  43. Р (Щ)Р (Л' /Н) + Р (Н2)Р (А1 /Н2)
  44. Р (Щ л')-Р (Нг)Р (А1/н2) (4 6)
  45. Р (Н1)Р (А1 /Н) + Р (Н2)Р (А /Н2)
  46. Полученные значения вероятностей сравниваются, и курсант причисляется к группе, имеющей большее значение условной вероятности.
  47. Аналогичные расчеты проводятся для каждого курсанта в контрольной группе. Таким образом, определяется статистическое распределение курсантов на две подгруппы по степени подготовленности к занятию. ч
  48. Затем в соответствии с приведенным выше алгоритмом производится сравнение исходного и полученного распределения и, при необходимости, повторный расчет.
  49. Общий алгоритм решения представлен на рис. 4.8. При решении ряда задач аналитические значения выходных параметров определяется приближенно с заданной точностью интерактивным методом 3.20.
  50. Рассмотрим методику поиска решения в общем случае для задачи, условия которой формулируются следующим образом: необходимо найти с точностью Л/ координаты точки, случайно расположенной на отрезке а, Ь.
  51. Рис. 4.8 Алгоритм определения распределения курсантов на подгруппы по уровню подготовленности к занятию
  52. Сравнение данных методов будем проводить по количеству итераций, требуемых для достоверного поиска х. Критерий выбора — минимальное количество итераций.
  53. Рассмотрим, какие требования должны предъявляться к полученному распределению и каким образом может осуществляться его корректировка.
  54. Для МСВ процесс поиска является случайным, поэтому необходимо рассматривать вероятность обнаружения х{ на к -ом шаге и максимальное количество шагов итерации.
  55. Максимальное количество шагов для МСВ до достоверного обнаружения т. при количестве отрезков длиной А/ равной п будет: т= п-1. (4.8)
  56. Количество шагов тг для МИ будет: тг = g2n. (4.9)
  57. Графики зависимостей (4.8) и (4.9) представлены на рис. 4.9.
  58. Вероятность правильного определения отрезка для МСВ можно определить по формуле:1. Рк = (п-к+1)"1 (4.10)
  59. Отметим, что частным случаем МСВ является метод последовательной выбора (МПВ), когда отрезки длиной А/ выбираются последовательно (не случайно). Однако при равномерном законе распределения вероятности количественные оценки Р^ для МСВ и МПВ совпадают.
  60. Полагая к = т2 в выражении (4.10), определим вероятность правильного определения для МСВ на шаге, последнем для МИ:1. Рт2=(п-оё2п+ I)"1 (4.11)
  61. Зависимость Рт2(п) графически представлена на рис. 4.10.
  62. Из рис. 4.10 следует, что даже при п — 4 вероятность правильногоопределения равна 0,33, что не может считаться удовлетворительным. При увеличении п значение Рт2 резко уменьшается, стремясь к нулю.
  63. Рис. 4.10. Зависимость вероятности Рт2 от п
  64. Отсюда следует методика выбора нового распределения, в котором устанавливается среднее значение курсантов в группах относительно исходного и полученного.
  65. Итерация заканчивается, когда новое распределении будет совпадать с откорректированным исходным.1. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4
  66. Разработанные методики проведения лабораторных работ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика» в полном объеме обеспечивают выполнение учебных планов.
  67. Основные научные результаты, выводы и предложения, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, сводятся к следующему:
  68. В процессе исследования определены цель, структура, состав элементов системы управления образовательным процессом на основе применения информационно-управляющих комплексов.
  69. В качестве основного показателя качества подготовки предложено использование обученности в составе компетентности как основной характеристики количества знаний, умений и навыков, полученных курсантами (слушателями) в результате обучения.
  70. Максимальное повышение уровня обученности за установленный период времени является критерием оптимизации управления процессом подготовки специалистов, реализуемого на основе широкого внедрения компьютерных средств.
  71. Данный подход позволяет конкретизировать масштаб зависимостей для оценки динамики обученности и детального исследования процесса обучения в специализированных образовательных учреждениях при подготовке инженеров пожарно-технического профиля.
  72. В результате анализа определены общие требования к составу и техническим характеристикам информационно-управляющего комплекса для использования в процессе подготовки специалистов пожарно-технического профиля в учебных заведениях МЧС России.
  73. Официальные и нормативно-методические документы
  74. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании». — М.: Издательство «Омега — JI», 2008. — 92 с.
  75. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 656 500 — безопасность жизнедеятельности. Квалификация инженер. -М., 2000 (05 апреля 2000 г. регистр.№ 304 тех/дс).
  76. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Тех-носферная безопасность» -М., 2010 (приказ МОиН № 758 от 2.11.2009)
  77. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». — М., 2007.
  78. Приказ МЧС России от 4 декабря 2007 года № 705 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы „Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007 — 2009 г. г.“». М.: МЧС России, 2008. — 33 с.
  79. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 972 «О федеральной целевой программе „Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года“». М.: > МЧС России, 2008. — 211 с.
  80. Направление подготовки дипломированного специалиста 280 100.65 — Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.: Сборник учебно-методических материалов / Под общ. ред. C.B. Белова и В. А. Дивисилова: М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.- 246 с.
  81. РД 25.03.001−2002. Системы охраны и безопасности объектов.1. Термины и определения.
  82. НПБ 104−03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
  83. НПБ 77−98 Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
  84. Федеральный закон № 123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  85. Свод правил № 3.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
  86. Свод правил № 5.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».2. Книги, монографии
  87. Башмаков А. И, Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003.-616 с.
  88. А.Э., Черткова Е. А. Компьютерные обучающие системы. Монография. -М.: Де Ли принт, 2006.- 296 с.
  89. А.П., Шалобина И. А. Сетевые модели динамики знаний / под ред. Ю. Н. Мельникова. -М.: Изд-во МЭИ, 1992. 88 с.
  90. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1981. 263 е., ил.
  91. И.Г. Система компьютеризованного обучения специалистов для вневедомственной охраны в образовательных учреждениях МВД России: монография / И. Г. Дровникова. Воронеж: Воронеж, ин-т1. МВД России, 2009. 171 с.
  92. В.А. Эффективность обнаружения целей. М.: Воен-издат, 1979. — 160 с.
  93. М.А., Иванова Г. М. Надежность автоматизированных систем управления технологическими процессами. — М.: Энерго-атомиздат, 1989. — 264 с.
  94. С.М. Становление профессиональной компетенции Учителя: Учеб. пособие /С.М. Годник, Г. А. Козберг.— Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 2004 126с.
  95. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э. Унт.-М.: Педагогика, 1990 192с
  96. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 512с.
  97. Е.И. Новые информационные технологии в обучении юридическим дисциплинам: монография. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 175 с.
  98. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. /И.П. Подласый М.: Гуманитар, изд. центр BJIA-ДОС, 2004.- Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения — 574с.
  99. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект /О.С. Гребенюк- Под ред. М. И. Махмутова. (Науч.-исслед. ин-т профтехпедаго-гики Академии пед. наук СССР).- М.: Педагогика, 1985 — 152с.
  100. А.П. Введение в статистическую теорию обучения и контроля знаний. Часть II. Элементы статистической динамики знаний. -М.: МЭИ, 1974.-152 с.
  101. В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективностьобучения с применением автоматизированных обучающих систем. — М.: НИИВШ, 1974.-152 с.
  102. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути её развития: Монография /И.В. Горлинский. М.: Академия управления МВД России, 1999−290с.
  103. Е.К., Лановенко O.E. Дидактические возможности диалоговых систем на базе ЭВМ. М.: МО СССР, 1979.
  104. Программируемые контроллеры / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
  105. Операционные системы реального времени. OS-9. Промышленные сети / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
  106. Инструментальная система программирования логических контроллеров ISaGRAF / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
  107. Средства организации верхнего уровня систем автоматизации. SCADA -система InTouch / МСТ, Новосибирск, 2002 г.
  108. Модульные системы «Торнадо» Руководство по эксплуатации 50 756 329.4222126.098.033 ОЗРЭ. Новосибирск, 2008- 138 е.
  109. А.Г., Фёдоров A.B., Фомин В. И., Членов А. Н. Лабораторный практикум по курсу «Производственная и пожарная автоматика». Ч. I. «Производственная автоматика». Учебное пособие.— М: Академия ГПС МЧС России, 2003. 118 с.
  110. А.Н., Фомин В. И., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В. Новые методы и технические средства обнаружения пожара: Монография. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. 175 с.
  111. Г. Б. Элементы теории автоматического управления / Под ред. В .И. Плютинского.- М.: Изд-во МЭИ, 1992.- 91 с.
  112. В. А. Проекты образовательных стандартов в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Безопасность в техносфере)» Моск. гос. техн. ун-т им. Н.
  113. Э. Баумана. М., 2006. 344 с.
  114. Е.И. Теория вероятностей с элементами математической статистики.- М.гВысш. шк., 1971.- 328 с.
  115. Справочник по вероятностным расчетам — М.: Воениздат, 1970 -536 с.
  116. Математический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 847 с.
  117. В.Ф., Буцынская Т. А. и др. «История пожарной охраны»: Курс лекций М.: Академия ГПС МВД России, 2001. — 151 с.
  118. Лекции по курсу «Производственная и пожарная автоматика Фомин В. И., Членов А. Н., Буцынская Т. А. и др.: М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.-106 с. 3. Статьи
  119. И.М. Академия ГПС — ведущий пожарно-технический ВУЗ России. / Пожарная безопасность. Специализированный каталог 2006. -М.: Гротек, 2006 -326 с.
  120. В.П., Бравичева О. С. Моделирование и оценка эффективности функционирования образовательного процесса в ВУЗе // Вестник ОГУ № 10, 2005, Том 1. Гуманитарные науки С. 191 — 197.
  121. И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии. — 1996. № 2. — С.22−24.
  122. Тренажеры электрических станций и сетей www.testenergo.ru.
  123. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. — 1996. № 2.- С. 14 -18.
  124. Д.И. О соотношении между запоминанием и воспроизведением // Вопросы психологии, № 3, 1955.
  125. Ю.В., Востров Г. Н. Математические основы логической структуры курса. // Вестник высшей школы, № 9, 1970.
  126. А.Н., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Количественная оценка параметров процесса обучения специалистов пожарно-технического профиля // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2008. — Вып. № 1 (февраль). — http:// ipb.mos.ru/ttb.
  127. А.Н., Дровникова И. Г. Комплексный показатель качества обучения в образовательных учреждениях МВД России // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2008. Вып. № 1 (февраль). — http:// ipb.mos.ru/ttb.
  128. А.К. Стратегия формирования мотивации учения /А.К. Маркова // Перспективы: Вопросы образования 1991.- № 3.— С. 23−36.
  129. Профессиональная направленность личности (диагностика индивидуальных стилей деятельности): Диагностический комплекс / Воронежем гос. пед. ин-т- Сост. B.C. Кульневич, В.П. Мусина- Воронеж: ВГПИ, 1992.-9 с.
  130. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика.- 1993.- № 5.- С.16−25.
  131. Ю. М., Коробко В. Б., Красавин А. В. Совершенствование системы подготовки кадров в области пожарной безопасности // Вестник Академии Государственной противопожарной службы, № 4. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. С. 177−186.
  132. Н.Г., Мосягин А. Б., Гордеев С. Г. Дидактические возможности автоматизированной системы подготовки специалистов пожарной безопасности / Материалы международной конференции «История пожарной охраны». М.: МИПБ МВД России, 1999. — С.59−62.
  133. А.Н., Мосягин А. Б. Совершенствование подготовки специалистов пожарной безопасности на основе учебных автоматизированных систем / Материалы международной конференции «История пожарной охраны» М.: МИПБ МВД России, 1999.-С. 29−33.
  134. O.A. Опыт применения контролирующей машины «Экзаменатор МЭИ» в учебном процессе. Сб. докладов МЭИ по вопросу об эффективных методах обучения, ч. П МЭИ, 1966.
  135. Орлов П. А. Сравнительный анализ методов реализации процесса итерации при решении научных и инженерных задач // Интернет -журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2008. — Вып. № 6— http:// ipb.mos.ru/ttb.
  136. А. Н., Буцынская, Т. А. Дровникова И. Г., Орлов П. А. Компьютеризация процесса подготовки специалистов пожарной безопасности. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 2: журнал. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. С.128−133.
  137. А.Н., Орлов П. А. Современные компьютерные средства в системе обучения. Материалы семнадцатой научно-технической конференции «системы безопасности» СБ 2008. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2008.- С. 88−90
  138. А.Н., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Новые возможности управления пожарной безопасностью объектов II Пожарная безопасность № 4, 2008 — С.96 — 101.
  139. А.Н., Дровникова И. Г., Орлов П. А. Математическая модель процесса коллективного обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 4: М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.-С.121 — 125.
  140. П.А., Дровникова И. Г. Методы математического моделирования процесса обучения Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2009. — Вып. № 1 (февраль), — http:// ipb.mos.ru/ttb.
  141. А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А. Автоматизация контроля обученности в процессе подготовки специалистов для систем безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2009 — № 1- с. 107−116.
  142. Членов А.Н.,. Дровникова И. Г, Буцынская Т. А, Орлов П. А. Моделирование процесса обучения специалистов для систем безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций 2009 № 4. — С. 116 126.
  143. П.А. Анализ математической модели процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 2: -М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. С. 115−118.
  144. А.Н., Шакирова А:Ф, Орлов П. А. Совершенствование средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 3: — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.
  145. А.Н., Орлов П. А. Статистическая динамическая модель процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 1: М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — С. 136−141.
  146. A.B., Членов А. Н., Лукьянченко A.A., Буцынская Т. А., Демехин Ф. В., Системы и технические средства раннего обнаружения пожара: монография.- М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 155 с.
  147. Matsusita Electric Indaustrial Co., Ltd.: http:// Panasonic.net/.
  148. А. Критерии отбора телевизионного оборудования всоответствии с требованиями криминалистических исследований. // Алгоритм безопасности № 2, 2009 С. 6 — 10.
  149. Звуковой указатель ExitPoint (PF Directional Sounder). Техническое описание и инструкция по эксплуатации, www.systemsensor.com.
  150. Пожарная автоматика 2008. Каталог. М.: РИА «Индустрия безопасности», 2008 — 160 с.
  151. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ / А. О. Кривошеев // Информационные технологии. — 1996.-№ 2.-С. 14−18.
  152. И.М., Топольский Н.Г.Современные эффективные образовательные технологии в Академии ГПС МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. № 3: — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.
  153. П.А. Анализ состояния системы подготовки специалистов государственной противопожарной службы в России / Членов А. Н.,
  154. П.А. // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». -2010. Вып. № 1 (февраль), — http:// ipb.mos.ru/ttb.
  155. П.А. Методика применения программно-технического комплекса в учебном процессе / Членов А. Н., Орлов П. А. // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2010. — Вып. № 2 (апрель). http:// ipb.mos.ru/ttb.
  156. А.Н., Орлов П. А. Детерминированная модель процесса обучения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. №:1 -М.: АкадемияГПС МЧС России, 2010.-С. 111−115.
  157. Патенты на изобретения и полезные модели
  158. А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А., Ша-кирова А.Ф. Указатель выхода и направления движения. Патент РФ на полезную модель № 86 025 Приоритет от 6.05.2009 г.
  159. А.Н., Фомин В. И., Федоров A.B., Буцынская Т. А., Орлов П. А. Автоматизированная система обучения. Патент РФ на полезную модель № 95 885 от 13.11 2009 г.
  160. А.Н., Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А., Ша-кирова А.Ф. Автоматизированная интегрированная система безопасности. Патент РФ на полезную модель № 86 337 Приоритет от 6.05.2009.
  161. Устройство обучения операторов. Патент RU 2 263 350 Cl, G09B 9/00 от 04.08.2004.
  162. Интерактивная система обучения. Патент RU 2 271 040 Cl, G09B 9/00 от 09.06.2004.
  163. Интеллектуальная интегрированная система безопасности. Свидетельство на полезную модель RU 21 107 G08B 13/00- 14.08.2001.
  164. Специализированный низкочастотный оповещатель. Патент RU 2 312 397 С2 G08B 1/00- 21.06.2005.
  165. Patent BS ЕМ 50 132−2-1: 1997 Alarm sistems CCTV surveillance sistems for use in security applications. Part 2−1. Black and white cameras.
  166. Patent EP 690 426 (A2), 03.01.1996, кл. G09B 19/00 Systeme d’entrainement a l’emploi de l’ordinateur.
  167. Patent ЕР 1 111 966 A, 27.06.2001, Signaling Device, G08B 5/00.
  168. Paulson R. Control Data PLATO System overview / R. Paulson. -N.Y.: CDC, 1976.
  169. Science, Technology and Innovation Policies: Federation of Russia, Paris: OECD, 1994.
  170. United States Patent № 4 538 994 F, 03.09.1985. Training simulator for training an operator in the operation of an electric power system. G09B 9/00.
  171. Диссертации, авторефераты, отчеты НИР
  172. О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 2003 г. — 20с.
  173. И.Г. Построение системы индивидуализированного и дифференцированного обучения на основе ПЭВМ в учебных заведениях МВД России: дис. канд. пед. наук /Академия МВД России.- М., 1995 — 279с.
  174. O.K. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов: Автореф. дис. канд. тех. наук. Москва, 1999.
  175. М.В. Моделирование процесса обучения в высшем учебном заведении: дис. канд. тех. наук Москва, 2005
  176. Д.А. Проектирование личностно ориентированной обучающей системы: дис. канд. пед. наук — Смоленск, 2004. — 204 с.
  177. A.JI. Совершенствование организации подготовки специалистов пожарной безопасности при дистанционном обучении на основе моделей распределения времени: дис. канд. техн. наук М., 2004. -177с.
  178. И.Н. Компьютеризованная педагогическая поддержка действий учащихся при работе по разветвлённой программе: дис. канд. пед. наук — Краснодар, 2002. — 232 с.
  179. Е.Г. Педагогические условия компьютеризации обучения юристов-ювеналистов в образовательных учреждениях МВД России: дис. канд. пед. наук / Воронежск. гос. ун-т — Воронеж, 2006 — 227с.
  180. A.B. Процесс формирования педагогического компонента вузовского образования юристов: дис. канд. пед. наук / Воронежск. гос. ун-т.—Воронеж, 2004 — 180 с.
  181. By Ван Бинь Методы оценки эффективности организации учебного процесса в пожарно-технических образовательных учреждениях МОБ Вьетнама: Автореф. дис. канд. тех. наук. Москва, 2006 -23 с.
  182. Отчет НИР «Разработка контрольно-обучающих программ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика». Рук. Членов А. Н. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2005 81 с.
  183. Отчетная справка по методической работе «Подготовка и обобщение материалов для лабораторных работ по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика». Рук. Членов А. Н., отв. исп. Орлов П. А. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 — 13 с.
  184. Отчетная справка по НИОКР «Система индивидуального компьютерного обучения специалистов пожарно-технического профиля» Рук. Членов А. Н., отв. исп. Орлов П. А. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009 -54 с.
  185. Учебный стенд на базе комплекса технических средств1. Агрострой»
  186. Рис. П1−1. Размещение оборудования комплекса технических средств фирмы «Агрострой"1. Первичные датчики
  187. Кошроллер и модуль локальной системы автоматизиции1. Адаптер
  188. Ис по лншел ьный механизм (модуль расширения) контроллеров1. Первичные датчики
  189. Кошроллер локальных систем автоматизации1. Компьютер
  190. Контроллер является «ведущим» в сети модулей1. Компьютеросуществляетсбор, хранение, обработкуинформации отконтроллеров идиспетчерскоеуправлениеинженернымисистемами
  191. Рис. П1−2. Структурная схема АСУТП на основе комплекса техническихсредств фирмы «Агрострой»
  192. Стенд позволяет изучать структуры построения современных АСУ на основе программируемых микроконтроллеров, отрабатывать алгоритмы программирования на ЭВМ, исследовать процессы сбора и обработки информации.
  193. Функциональная схема лабораторной установки приведена на рис. П1−2. Установленные приборы и оборудование выполняют следующие функции:
  194. Контроллер ИУК-11: измерение тока от П31.
  195. Модуль МРА: измерение от датчиков РУ31, 7Т34, РУ31, РИУ31, Р?>Г32, Ш31.
  196. Система меню обеспечивает доступ к тем функциям контроллера, которые необходимы для удобной эксплуатации системы.
  197. Программно-технический обучающий комплекс «Торнадо»
  198. Состав программно-технического комплекса «Торнадо»
  199. Учебный стенд «Торнадо-М Учебный стенд «Торнадо-МП*^ Учебный стенд «Торнадо-ТМ Учебный стенд «Торнадо-М111а§ -И
  200. Размещение оборудования программно-технического комплекса «Торнадо» представлено на рис. П2−1.
  201. Рис. П2−1. Программно-технический комплекс «Торнадо» на четыре учебных места и стенды с программируемыми контроллерами1. Учебный стенд «Торнадо-М
  202. Внешний вид стенда приведен на рис. П2−2.
  203. Рис. П2−2. Внешний вид стенда «Торнадо-М
  204. Внешний вид стенда приведен на рис. П2−3.
  205. Рис. П2−3. Внешний вид стенда «Торнадо-MIRag
  206. Внешний вид стенда приведен на рис. П2−4.
  207. Рис. П2−4. Внешний вид стенда «Торнадо-ТМ
  208. Учебный стенд «Торнадо-MIRag -N»
  209. Стенд «ТОРНАДО-MIRage-N» предназначен для демонстрационных целей и обучения работе с техническими и программными средствами комплекса «ТОРНАДО».
  210. Оборудование стенда включает в себя: шкаф с оборудованием в комплекте-персональный компьютер.
  211. В шкафу располагается контроллер, выполненный на базе промышленного компьютера Advantech ARK-3382 с операционной системой Windows-XP embedded, система электропитания, блоки полевых интерфейсов.
  212. Внешний вид стенда приведен на рис. П2−5.
  213. Блоки полевых интерфейсов предназначены для ввода/вывода сигналов. В их состав входят:
  214. Требуемое электропитание блоков полевого интерфейса +24 В обеспечивается источником питания FPOWER-24−1A.1. Кроме того, используются: — кабель UTP4x2 для подключения к сети Ethernet-- провода питания.
  215. Touch (демоверсия) — SCADA-система разработки приложений визуализации-
  216. TeraTerm — коммуникационная программа эмулятора терминала-
  217. ОРС DA Server — ОРС-сервер для организации связи с контроллером-
  218. OPCLink — ОРС-интерфейс для организации связи между приложением InTouch и ОРС-сервером.
  219. Метрологические характеристики измерительных модулей учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N» приведены в табл. 4.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
  220. Исследование характеристик термопары и термометра сопротивлений в комплекте с программно-техническимкомплексом «ТОРНАДО»
  221. Цель работы ознакомиться с устройством и принципом действия термопары и термометра сопротивлений, изучить устройство и работу учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N».2. Общие сведения
  222. Стенд «ТОРНАДО-MIRage-N» предназначен для демонстрационных целей и обучения работе с техническими и программными средствами комплекса «ТОРНАДО».
  223. Учебный стенд «ТОРНАДО-MIRage-N»
  224. Оборудование стенда включает в себя: — шкаф с оборудованием в комплекте-- персональный компьютер.
  225. В шкафу располагается контроллер, выполненный на базе промышленного компьютера Advantech ARK-3382 с операционной системой Windows-XP embedded, система электропитания, блоки полевых интерфейсов.
  226. Требуемое электропитание блоков полевого интерфейса +24 В обеспечивается источником питания FPOWER-24−1A.1. Кроме того, используются: кабель UTP4x2 для подключения к сети Ethernet-провода питания.
  227. Touch (демоверсия) — SCADA-система разработки приложений визуализации-
  228. TeraTerm — коммуникационная программа эмулятора терминала-
  229. ОРС DA Server — ОРС-сервер для организации связи с контроллером-
  230. OPCLink ОРС-интерфейс для организации связи между приложением InTouch и ОРС-сервером.
  231. Метрологические характеристики измерительных модулей учебного стенда «ТОРНАДО-MIRage-N» приведены в табл. 4.
Заполнить форму текущей работой