Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов вузов
Диссертация
Актуальность исследования. Анализ современного состояния военного образования в России, тенденций его развития в рамках реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации показывает очевидные достоинства отечественной системы подготовки военных кадров. Однако, она требует дальнейшего совершенствования, главной задачей которого является создание условий для формирования полноценного кадрового… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
- 1. Анализ теории и практики военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в военных вузах России
- 2. Сущность, содержание и структура военно-профессиональной подготовки
- 3. Анализ развития военно-профессиональной подготовки офицерских кадров сухопутных войск зарубежных государств
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
- 1. Содержание, организация и методика опытно-экспериментального исследования
- 2. Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
- ГЛАВДIII. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
- 1. Формирование мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке
- 2. Совершенствование учебно-методической работы, способствующей профессиональному самосовершенствованию курсантов в вузе
- 3. Усиление педагогического воздействия профессорско-преподавательского состава на личность курсантов
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Список литературы
- Аверченко JI.K., Андрюшина Т. В., Булыгина A.A., Журевич JI.A. Психология и педагогика. М., Новосибирск, 2000. — С. 136.
- Аксенов К.В. Военно-профессиональная подготовка офицерских кадров в военном вузе как предмет педагогического исследования: Автореферат дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2002.
- Александров Г. Н. Педагогические основы военно-технической подготовки офицеров запаса в высших учебных заведениях на примере ВУС-160: Дис.канд. пед. наук. -М., 1966.
- Алехин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII начала XX века. Автореферат дис.. д-ра пед. наук. — М., 2005 -48 с.
- Алехин И.А. Подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений России: исторический опыт и современность // Военная мысль. 2004. — № 9. — С.67−71.I
- Алехин И. А. Деникин A.B. Иванов Е. С. Марченков В.И. Тенити-лов C.B. Диссертация по педагогическим наукам: организационно-методические основы подготовки и защиты: Учебное пособие М: ВУ, 2003.
- Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1946.
- Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М.: 1958.
- Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М.: Воениздат, 1992.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. — М.: Педагогика. — 1985. — С. 169.
- Аронов A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. д-ра. пед. наук. М.: ВПА, 1990.
- Артемьева O.A. Активизация познавательной деятельности курсантов ВУЗА на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр: Дис.канд. пед. наук. -М., 1991.
- Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. Состояние и некоторые исходные положения теории обучения высшей школы.-М., 1971.
- Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.
- Афанасьев A.A. Профессиональная подготовка унтер-офицерскогосостава вооруженных сил ФРГ: Дис.канд. пед. наук. М., 1994. -188с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Дис. д-ра пед. наук, 1974.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М., 1982.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований //Избранные педагогические труды. М., 1989.
- Барабанщиков A.B. Основные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе / Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. Чув. ГУ, 1983.- 187 с.
- Барабанщиков A.B. Педагогические основы обучения советских воинов. -Дис.д-ра пед. наук. -М., 1968. С. 36.
- Барабанщиков A.B. Сущность педагогического мастерства советских офицеров. // Педагогическое мастерство советских офицеров. М.: ВПА, Д976. — С.29. •
- Барабанщиков A.B., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М., 1987. '
- Барабанщиков A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. -М.: ВПА, 1967.
- Барабанщиков A.B., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы / Учебное пособие. ВПА. М., 1985. С.13−21.
- Баридж Б.К. Адаптация системы военной подготовки и образования к новым стратегическим и оперативным требованиям // Межд. конференция, 28 февраля-2 марта 2001 г.: Тез. докл. М., 2001. — С. 80.
- Беспалько В.П. Дидактические основы программного управленияпроцессом обучения. Дис,. .д-ра псих. наук. М., 1968.1
- Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1993.
- Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII начала XX века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. — М., 2001.
- Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР. /Психологическое исследование/. Дис.канд. психол. наук. М.: ВПА, 1988. — С. 146−147.
- Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований.-М., 1981.
- Бордунов C.B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX -началаXX века: Дис.. канд.пед. наук. -М.: ГАВС, 1992. 214 с.
- Булавин В.А. Дидактические особенности подготовки специалистов в высшей школе США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1982.
- Булкин А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII XX вв. — М., 2003.
- Булков A.A. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушныхсил России: Дис. .канд. пед. наук. М., 2007. t
- Булыгин В.Я. К вопросу о высшем профессиональном образовании // Военная мысль. 2004. — № 6. — С. 50−52.
- Быков А.К. Воспитательная работа в вооруженных силах ФРГ. -М.: ВУ. 1997.-56 с.
- Ваулин В.И. Педагогические основы подготовки лётно-инструкторского состава и обучению курсантов ВУЗов (на опыте АА СВ): Дис. и,.канд. пед. наук. -М., 2000.
- Вдовюк В.И. Военная педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советского офицера: Дис. д-ра пед. наук.-М., 1983.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 44 с.
- Вдовюк В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. Учебное пособие. М.: ВУ, 1996. — 68 с.
- Верходубов В.Д. Создание русской регулярной армии: Дис. .канд. ист. наук. М., 1948. 293 с.
- Вершинин Ю.Г. Совершенствование подготовки слушателей военных академий Сухопутных войск: Дис.канд.воен. наук. М., ВАФ 1996. -153 с.
- Виноградова Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения: на примере изучения системы автоматизированного проектирования: Дис.канд.пед.наук. М., 2000. — 135 с.
- Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.206
- Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 21.04.2000 г. № 706.
- Военная педагогика. М.: Воениздат, 1973. -С.69.
- Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.368 с.
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. — 53с.
- Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. — 523 с.
- Выдрин И.Ф. Педагогические основы процессов переучивания летного и инженерно-технического состава на новую авиационную технику: Дис.канд. пед. наук. -М., 1968.
- Гамыла Н.П. Педагогические основы совершенствования подготовки сержантов к воспитательной работе в частях Военно-воздушных сил: Дис. .канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1986. С. 50.
- Герасимов А.Н. Повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов военных инженерных вузов Сухопутных войск: Автореферат дис. .д-ра пед. наук. М., 2009.
- Герасимов В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск):: Дис. д-ра пед. наук. М.: ВУ, 1996.
- Герасимов В. Н. Лямзин М.А. Диссертация и автореферат по педагогическим наукам: специфика подготовки и защиты. М: ВУ, 1999. I
- Глущенко Б.В. Метод расстановки приоритетов. Л: Лениздат, 1982.-С. 159.
- Горлинский И.В. Педагогические основы совершенствования подготовки специалистов и боевых расчетов РТБ ПВО страны в современных условиях: Дис.канд. пед. наук. М., 1972.
- Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ): Дис. канд. пед. наук. М., 1972.
- Городов П.Н. Актуальные проблемы перестройки воспитания в высшей школе. М: ВПА, 1990. — С. 72.
- Гостев А.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки командиров подразделений (по опыту мотострелковых и танковых частей Сухопутных войск): Дис. .канд. пед. наук. М.: ВУ, 1991. — С. 66.
- Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. -М., 2005.-С. 114−115.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. -№ 6.
- Гуляев В.Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту истребительных авиационных частей): Дис. канд. пед. наук. -М., 1988.
- Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятедьностного обучения в высшей военной школе: Дис. д-ра пед. наук, -М., 2003.
- Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1975. — С. 67.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов вузов в процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. М., 1977.
- Давыдов В.П. Методика военно-педагогического исследования. -М., 1976.
- Дарбули Ахмед Активизация познавательной деятельности обучаемых в военно-педагогическом процессе: Дис.канд. пед. наук. -М., 1993.
- Демин В.Г., Ладанов И. Д. Обучение советских воинов в годы ВОВ. М.: ВПА, 1974. — С.26.
- Диссертационный совет: вопросы оформления документов и аттестации: Метод, рекомендации / Отв. ред. Ткаченко Е. В. Екатеринбург.: Изд-во Урал. гос.-пед. ун-та, 2000. — 2-е изд. перераб. и доп.
- Дистервег A.B. Руководство.для немецких учителей. М., 1913.
- Дмитриев А.П. Методология и методы военного исследования. М., 1973.
- Долин А. Сентябрь месяц жаркий// Красная Звезда — 2001 — 4 сентября.
- Ефремов И.И. Военный университет: Очерк истории. М., 2002.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, её функционирование и развитие: Дис. д-ра псих, наук.- М., 1982.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М., 1981.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1999.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике: Научно-методическое пособие М: Изд. дом «Ореол-Лайн» 1998. — 2-е изд., перераб. и доп.
- Загузов Н.И. Процедура подготовки кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам. М: Росфо, 1994
- Закорин Н.Д., Кобзев В.П.,. Махров Н. В. Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования // Военная мысль. 1996. -№ 3. — С.44.
- Зарубежное военное обозрение М., 2006. — № 6. — С. 29.
- Зарубежное военное обозрение М., 2006.- № 11. — С. 20.
- Зарубежное военное обозрение М., 2007. — № 1.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий:1 Учебное. пособие для студентов вузов. -3-е изд., перераб., доп. М: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005.-С. 92−93.
- Зибров Г. Чтобы стать достойным офицером // ВВС сегодня- 2002. -№ 53. 12 декабря.
- Зибров Г. В. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Автореферат. д-ра пед.наук. Воронеж. -2004.
- Зиновьев С. И. Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М., 2005. — С. 115 — 116.
- Иванов С. Военное образование необходимо приблизить к реальной жизни // Красная Звезда. 2001 — 4 сентября.
- Иванова В.В. Профессионально-ориентированная языковая подготовка иностранных слушателей (курсантов) в ВУЗах (по опыту авиационных высших военно-учебных заведений): Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.
- Калаков Н.И. Совершенствование специальной подготовки инженерно-саперных подразделений к выполнению задач инженерного обеспечения общевойскового боя (военно-дидактический аспект): Дис.канд. пед. наук.-М., 1990.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. -Новосибирск, 1991.-261 с.
- Квалификационные требования на специальность (специализацию) на примере Военного университета.
- Карпова Т.А. Педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях США: Дис.канд. пед. наук. М.: ВУ, 2000.
- Кандыбович Л.А. Психологические проблемы формирования профессиональной готовности курсантов вузов войск ПВО к службе в частях: Дис.докт. психол. наук. М., 1982.
- Кендал M. Ранговые корреляции. M., Статистика. 1975. — С.212.
- Клименок A.B., Калита A.A., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. -Киев, 1988.
- Кобылянский C.B. Подготовка курсантов военных вузов к выполнению профессиональных действий в экстремальных условиях: Дис.канд. пед.Iнаук. Тольятти, 2002.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. ,
- Ковалев Г. Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных ВУЗов: Автореферат дис.канд. пед. наук. -М.:ВУ, 2001.-С. 10−11.
- Комплексный анализ системы профессиональной подготовки курсантов в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. Программа военно-социологического исследования. М.: ВУ. — 2008.
- Коноплев М.А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлений научных исследований по педагогике высшей военной школы: Дис.канд. пед. наук. М., 1992.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -2001.-27 декабря.
- Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Дис. .д-ра пед. наук. Воронеж, 2002.
- Коровин В.М., Подлужный В. И., Свиридов В. А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: Монография. Воронеж., ?004.
- Кормар A.B. Развитие теории и практики обучения курсантов военных училищ в годы Великий Отечественной войны /1941−1945/: Дис.канд. пед. наук.-М., ВПА. 1984.-С. 35−40.
- Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дис.докт. психол. наук. М., 1990.
- Котов Н.Ф. Методы научно-педагогического исследования практики обучения и воспитания советских воинов. М., 1961.
- КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы. 1917−1968.-305с.
- Кравчун Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: Дис. д-ра пед. наук. М., 1973.
- Кривцов Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис.'канд. пед. наук. -М., 1997.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1998.
- Кутовой С.С. Повышение качества практической подготовки курсантов ВВУЗов по ремонту техники моделированием объектов и процессов деятельности: Дис.канд. пед. наук.-М.:ВУ, 1991.-С. 175.
- ИЗ. Ладанов И. Д. Современная буржуазная военная педагогика. Критическое исследование: Дис. д-ра пед. наук. М., 1972. — 139с.
- Лалаев М.С. Указ. соч. С. 136 137.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1995. — С.9−31.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — С. 190.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. -М.: Издательство МГУ, 1971.
- Липский И.А. Прогнозирование в военной педагогике. М: ТА ВС, 1993.
- Ломакин А. А. Военно-профессиональная подготовка слушателей вузов вооруженных сил российской федерации в современных условиях. Мононграфия.2004.
- Лукьянец A.A. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: Дис. канд. пед. наук.-М.:ВУ, 1991.-С. 184.
- Лыткин А.Н. Педагогические основы подготовки курсантов военных командных училищ как руководителей групп политических занятий: Дис.канд. пед. наук. -М., 1989.
- Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
- Марченков В.И. Повышение эффективности военно-профессионального образования офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации: Дис. д-ра пед. наук. М., 2006.
- Марченков В.И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогика. М., 2002.-С. 116.
- Масягин В.П. Непрерывная военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ России (история, теория, практика): Монография. Калининград., 2005. — С.42.
- Методика обучения военному делу 1927 г.
- Методика боевой подготовки 1929 г.
- Международная конференция. 28 февраля 2 марта 2001 г.: Материалы. — М.- Межрегион, общественный фонд поддержки военной реформы. — 2001. — С. 122.
- Миловидович A.C. Методологические проблемы военной теории и практики. М.: Воениздат, 1969. — С.252.
- Михайловский В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.
- Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: Учебно-методическое пособие. >— М.: ВУ, 2004.
- Мкартычян Параметры педагогической экспериментальной деятельности // Педагогика. -2001. -№ 5. С. 48.
- Муравлев Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий: Дис.канд. пед. наук. -М., 1999.
- Муцынов С.С. Педагогический юмор дело нешуточное. // Вестник академии. 1992. 3 апреля.
- Наши курсанты олицетворяют армию XXI века // Военное обозрение № 13 от 15.05.2003 г. С. 20−21.у
- Новиков A.M. Докторская диссертация? / Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М: Эгвес, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. -С. 489−490.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд.-М., 1999. С. 534.
- Остриков Н.М. Формирование командно-организаторских навыков у выпускников ввузов: Дис.канд. пед. наук. М., 1977.
- Панков Н. Мы в самом начале пути // Военное образование. № 25−26.-2003.
- Партийно-политическая работа в Красной Армии (апрель 1918tфевраль 1919 гг.). Документы. М.: Воениздат, 1961.
- Педагогика высшей военной школы / Под ред. В. Н. Герасимова. -М: ВУ, 2001., -С 32.
- Педагогика высшей военной школы. -М.: ВУ, 2001. С. 95-
- Педагогика: Большая современная энциклопедия. -Мн., 2005.
- Педагогический словарь / Сост. Г. М. Коджаспирова и А.Ю. Код-жаспиров. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Петровский A.B. Общая психология. М.:¦ Просвещение, 1986.
- Пеньковский Е.А. Военно-патриотическое воспитание и физическая подготовка. M., 1992.
- Перевалов В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Дис.докт. психол. наук. -М., 1995.
- Письма и бумаги императора Петра Великого. Сиб., 1900. — Т. IV.-Bon. 1−2.-С.360.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 940 от 12 авг. 1994 года «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. М., 1994. — № 18. — Ст.2085.
- Приказ министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 года «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил РФ».
- Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности: Дис. .д-ра пед. наук. М, 1979.
- Постановление Совета министров СССР от 18.11.1971 г. 846 «Об утверждении положения о прохождении воинской службы офицерским составом вооруженных сил СССР».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе реформирование системы военного образования в российской федерации на период до 2010 года».
- Президент ответил на главные вопросы. // Красная Звезда 2003 г. -21 июня.
- Д 56. Приказ МО РФ «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» № 80 от 8.04.2003 г.
- Приказ МО РФ «О подборе и подготовке офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. № 191г.
- Приказ МО РФ «О реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ» от 16.09.1998 г. № 417.
- Д 59. Приказ МО РФ «О. введении в действие Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации- от 4 января 2000 года № 10.
- Приказ МО РФ «О введении в действие инструкции о проверке вузов МО РФ» от 30 мая 2000 года № 277.
- Приказы Министра образования РФ «О проЗграмме развития непрерывного педагогического образования в России (2001 2010 гг.)» от 24.04. 2001 г. № 1818.
- Приказы Министра образования РФ «Об утверждении Типового положения об образоватёльном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» от 26.04. 2001 г. № 1870.
- Протоколы VIII съезда РКП (б). М., 1933. — С.372.
- Психология и педагогика высшей военной школы. М.: ВПА, 1979.-С. 156−157.
- Психология и педагогика. М., 2001. — С. 73.
- Пырский A.M. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1951 -р от24 декабря 2008 г. Москва // Красная звезда от 14.01.09 г.216
- Рассказов ФД- Педагогические. ' основы военно-профессионального воспитания курсантов военно-политических училищ: Дис.канд. пед. наук. -М., 1991.
- Руденко Ю.С. Развитие теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Дис. д-ра. пед. наук. М., 2002. I
- Рыков C.JI. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика: Монография. М.: ВУ, 2002. — 270 с.
- Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы. /Под редакцией П. Н. Городова. М.: ВПА, 1990.-С.35.
- СкалковаЯ.И. Методология и методы педагогических исследований. -М., 1989.
- Скаткин М.И. Методология и методы педагогических исследований.-м., 1986. -
- Сливин Т.С. Правовая подготовка курсантов ввузов (педагогическое исследование на материалах военных университетов): Автореферат. .канд. пед. наук. М.: ВУ, 2002. — С. 13.
- Словарь иностранных слов. -15-е изд. -М: Рус. яз., 1989. С. 162.
- Словарь русского языка в четырех томах. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей Москва, 1959. — Т. № 3. -С. 252.
- Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. М., 1991 г.
- Советские Вооруженные Силы: История строительства. М.: «1. Воениздат, 1978.- С. 11.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. -С. 489−490.
- Солоницын В.А. Становление молодого преподавателя военногоучилища: Дис.канд. пед. наук. М., ВУ. — 1982.217
- Солоницын В.А. Становление молодого преподавателя ВУЗа. // Лекция.-М.: ВПА, 1991. С. 18.
- Скрыпников Н. П. Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально- экономических дисциплин вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998.
- Сластенин В. А. Формировнаие личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., МГПИ, 1977. 28 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. — 676 с.
- Слепов В. Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Л., 1973. — 39 с.
- Соловьева Н. В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис. .докт. пед. наук. Казань, 1997
- Старов М. И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: Монография. Москва Тамбов: МПГУ -ТГУ, 1996.-206 с.
- Сташкевич И. Р. Педагогические учловия совершенствования самостоятельной работы курсантов ВВУЗов средствами ЭВМ: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998
- Струтинский В. Ф., Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX начале XX вв.: историографическое исследование: Автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., ГАВС, 1994. — 24 с.•190. Суворов А. В. Письма. М.: Наука, 1986. — 808 с.
- Сухопутные войска России: История создания, становления и развития / Под ред. А. В. Квашнина и др. М.: Воениздат^ 2001. — 544 с.218
- Спирин П.Ф., Фрумкин М. П. Обучение студентов решению педагогических задач. // Советская педагогика. 1984, № 7. — С.74−78.I
- Строев В.М. Петр Великий в его изречениях. Сиб., 1910. — С.59.
- Студентов В.Ф. Педагогические основы подготовки вахтенных офицеров подводных лодок: Дис. .канд. пед. наук. М., 1970.
- Съедин С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. М.: ВПА, 1974. -С.26.
- Теплов Б.М. О культуре научного исследования: Избр. труды: В 2 Т. М., 1985. — Т 2. — С.313.
- Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. И. Пискунова и Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Тропицин С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном ВУЗе: Дис.канд. пед. наук. СПб., 2000.
- Тузов Э. Е. Совершенствование опертивно тактической подготовки слушателей военных академий Сухопутных войск: Дис.канд. воен. наук. — М., ОВА, 1999. — 296 с.
- Уваров Л.Н. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1981.
- Управление качеством образования. Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
- Уралов У.Ш. Педагогические основы подготовки курсантов высших военныхкомандных училищ к воспитательной работе в войсках: Дис.. .канд. пед. наук. — М., 1985
- Университетское образование: Приглашение к размышлению. -М., 1995.
- Феденко Н.Ф. Современная буржуазная военная психология: Дис.докт. психол. наук. М., 1969.
- Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. -М.:ВПА, 1966. -С.58. .
- Федеральный закон РФ № 12 от 13 янв. 1996 года «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. М., 1996. — № 3. — С.696.
- Федеральный закон РФ № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» // Сборник нормативных актов. М., 2000.-С.28−79.
- Федеральный закон РФ № 16 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» // Сборник нормативных актов. М., 2000. — С. 115−116.
- Федеральная Программа реформирования системы военного образования в РФ на период до 2010 года. М.: 2002.
- Фильков С.М. Психолого-педагогическая теория и практика подготовки личного состава вооруженных сил Великобритании: Дис.канд. пед. наук. -1- М., 1990. 194с.
- Фисенко П.И. Система подготовки офицерских кадров Бундесвера в военно-учебных заведениях Федеративной Республики Германии: Критический анализ: Дис. .канд. пед. наук. М., 1977. — 224с.
- Формирование военно-профессиональной направленности личности курсанта / Под ред. С. С. Бондарева. Воронеж: ВИРЭ, 1999. — 44 с.
- Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977 г. -С.212.
- Хрестоматия по русской военной истории / Под ред. Л. Г. Бескровного. -М., 1947. С. 154−156.
- Хоменко В.И. Педагогические основы совершенствования исследовательских умений у слушателей военных академий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., ГА ВС, 1993.- 24 с.
- Хохлов Н.Г. Теория и практика подготовки инженера на основе интеграции обучения, науки и производства: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1994.
- ЦАМО, ф. 12, оп. 241 002, д. 145, л. 11.
- ЦАМО, ф. 8, оп. I, д. 163, л. 29.
- ЦАМО, ф. 8, оп. I, д. 163, л. 31.
- Цеппн М.О. Развитие военно-педагогической теории и практики в советских вооруженных силах: Дис.канд. пед. наук. -М.: ВУ, 2005.
- Чернышевский Н.Г. О поэзии // Пол.собр.соч. М., 1949. — Т.4. -С.265−266.I
- Чиненный С.А. Офицерский корпус России во второй половине XIX столетия: Историко-социальный аспект: Автореф. дис.. канд. истор. наук. М., 1996, — 26 с.
- Чумичев Н.Г. Критический анализ системы подготовки офицерского состава вооруженных сил Соединенных Штатов Америки: Дис.канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1980. -202с.
- Чумичев Н.Г. Система подготовки офицерского состава вооруженных сил Соединенных Штатов Америки. Монография. ГВИ ФПС РФ, 2002 г.
- Шакалов Е. В. Методологические основы тактической подготовкиIслушателей в военных академиях: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1961.
- Шалин В.В. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997., '
- Шлык Ю.Ф. Проблемы боевой подготовки общевойсковых соединений Сухопутных войск. Монография. -М.: ВАФ, 1996. 194 с.
- Шняк В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов вузов. Дис.. канд. пед. наук. М., 2002.
- ТТТпак Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушIно-десантных войск: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 1998.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т.2. -М., 1999. С. 272.
- Alava S., Eteve Ch. Mediation documentaire et education // Revue francaise de pedagogie. 1999. — № 127. P. 119−164.
- Booker T.W. Selective Admission to Elementary Education. Peabody Journal of Education, 1954, 32, № 2. P. 93−98.. ¦
- Bruner J.S. Toward a Theory of Instruction. Cambridge (Mass.),
- Carl E. Vuono. Professionalism and the Army of the 1990 // Military Review.- 1990.-April.-P. 2−9. .
- Duru-Bellat M., Kieeffer A. Evaluer la democratisation de l’enseignement: la situation francaise a epreuve des comparaisons internationals// Revue’francaise de pedagogie 1999. — № 127. — P. 49−61.
- Goldman N. The Changing Role of Women in the Armed Forces // In: Huber J. (Ed.) Changing Women in Changing Society: •-Chicago: The Univ. Of Chicago Press, 1973.-
- Hauser Wiliam L. Careerism as Professionalism in the military // Armed Forces and Society Spring. 1984. -V. 10. -N. 3. -P. 449−469-
- Целевая педагогическая программа повышения эффективности военно-профессиональной подготовки курсантоввоенных вузов
- Целевая педагогическая программа составлена на основе примерной программы военно-профессиональной подготовки курсантов в военном вузе с учетом педагогически целесообразной работы руководящего и профессорско-преподавательского составов.
- Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Вооружение курсантов военно-профессйональными, психолого-педагогическими и методическими знаниями, необходимыми для успешной военно-профессиональной работы с воинским коллективом и отдельными подчиненными-
- Выработка и совершенствование деятельностно-поведенческих навыков. и умений, необходимых будущему офицеру в военно-профессиональной работе-
- Формирование у курсантов высоких морально-деловых качеств личности офицера, и офицера как военного педагога-
- Деятельность по решению поставленных задач выполняется на трех организационных уровнях: — общевузовские мероприятия-- кафедральные мероприятия-- факультетские мероприятия.
- Применяемые методы: опрос, анкетирование, изучение опыта, анализ требований деятельности, апробация отдельных элементов, соотношение эмпирических данных с существующей теорией.
- Целевая программа повышения эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов осуществляется последовательно и включает комплекс модулей мероприятий:
- Введение цикла лекций и бесед для руководящего, профессорско-преподавательского составов, командиров подразделений курсантов:
- Введение в психологию и педагогику высшей военной школы лекция
- Процесс обучения в высшей военной школе лекция
- Процесс воспитания в высшей военной школе лекция
- Педагогическая подготовка офицера. Ее роль и место в обучении и воспитании курсантов лекция
- Педагогический стиль деятельности офицера как практического психолога и педагога лекция
- Педагогически направленное общение и поведение как средства обучения и воспитания подчиненных лекция
- Совершенствование качеств личности долг каждого офицера и педагога беседа
- Научно-теоретические и методические основы самосовершенствования офицера лекция1.I. Кадровой ориентации.
- При аттестации офицеров, написании характеристик полнее и объективно отражать способности к военно-профессиональной работе, уровень общей и педагогической подготовленности-
- Поставить в прямую зависимость моральное и материальное стимулирование от уровня подготовленности категорий руководителей и преподавателей, командиров курсантских подразделений, курсантов.
- Содержание комплексной целевой педагогической программы повышения эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов.
- Целевая педагогическая программа по повышению эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов на различных курсах обучения включает:
- Определение, уяснение и постановку целей и задач по военно-профессиональной подготовке курсантов на различных курсах обучения.
- Всестороннее изучение и определение уровней, показателей и критериев военно-профессиональной подготовленности курсантов, а также выявление и учет объективных тенденций развития.
- Обеспечение связи перспективного и текущего планирования по военно-профессиональной подготовке курсантов.
- Охват всех курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки, включение их в активную учебно-воспитательную, общественную и повседневную деятельность (включая и внеслужебную), в целях выполнения поставленных задач.
- Вовлечение всех категорий руководящего (командного) и профессорско-преподавательского составов в военно-профессиональную подготовку курсантов.
- Творческое использование общепедагогических принципов, методов, форм, приемов и средств, в ходе военно-профессиональной подготовки курсантов.
- Постоянная проверка, анализ и объективная оценка результатов работы по военно-профессиональной подготовке курсантов, оперативная корректировка ее содержания.
- Вооружение курсантов научно-теоретическими знаниями, навыками и умениями по самосовершенствованию в интересах военно-профессиональной подготовки.
- Содержание мероприятий по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузовн/ н Наименование мероприятий 11ерно/(ич11ис (ь проведении
- Мероприятия проводимые в масштабах военного вуза
- Анализ действующих государственных образо- Ежегодновательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований к выпускникам, учебных планов и программ, тематических планов изучения учебных дисциплин,
- Теоретическая разработка программы совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов. Ежегодно
- Анализ и оценка состояния системы военно-профессиональной подготовки курсантов в вузе: оценка работы учебного отдела, факультетов, кафедр и подразделений обеспечения по итогам государственной аттестации и отзывам на выпускников. Ежегодно
- Заседание Ученого совета военного вуза с повесткой дня: «О состоянии и мерах по улучшению работы военно-профессионального коллектива ввуза по совершенствова-нию военно-профессиональной подготовки курсантов». Перед каждым учебным периодом
- Методические сборы руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза по вопросу «Приемы и средства совершенствования у курсантов практических навыков военно-профессиональной деятельности». Перед каждым учебным периодом
- Анализ состояния и совершенствование учебно-материальной, учебно-лабораторной базы и библиотечного фонда военного вуза. Перед каждым учебным периодом
- Сбор и обобщение заявок от кафедр и факультетов военного вуза на приобретение TCO, ВВТ и др. в целях совершенствования военно-профессиональной подготовки. Перед каждым учебным периодом
- Анализ и распространение передового опыта военно-профессиональной подготовки других вузах ВС и профессорско-преподавательского состава. Перед каждым учебным периодом
- Анализ освоения содержания учебных дисциплин по программ военно-профессиональной подготовки курсантами через результаты промежуточного контроля, сдачи экзаменационных сессий. Ежегодно
- Организация войсковых стажировок курсантов на различных должностях. Ежегодно
- Совещание руководителей войсковой стажировки, командиров и офицеров-воспитателей по вопросу: «Пути оптимизации воен непрофессиональной подготовки курсантов-выпускников к профессиональной деятельности в период войсковой стажировки». Ежегодно
- Распространение передового опыта военно-профессиональной подготовки курсантов военного вуза через межвузовские научно-практические конференции Перед каждым учебным периодом
- Подготовка предложений по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов в вышестоящие органы управления. Ежегодно
- Подготовка научно-педагогических кадров Ежегодно
- Мероприятия проводимые в масштабах кафедр
- Совершенствование рабочих учебных планов с учетом имеющегося опыта военно-профессионалы-юй подготовки. Ежегодно
- Диагностика военно-профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава к работе с курсантами по анализу контроля проведения учебных занятий. Перед каждым учебным периодом
- Заседание по вопросам совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов: «Основные направления активизации военно-профессиональной подготовки курсантов в процессе учебных занятий». Ежегодно
- Оценка методической работы профессорско-преподавательского состава по реализации задач военно-профессиональной подготовки курсантов. Ежегодно
- Совершенствование учебно-материальной базы в интересах военно-профессиональной подготовки Перед каждым учебным периодом
- Анализ дидактического обеспечения преподаваемых дисциплин по результатам контроля учебных занятий. Перед каждым учебным периодом
- Ежегодная корректировка тематических планов и учебных программ по результатам анализа отзывов на выпускников вуза. Ежегодно
- Разработка материалов учебных занятий и их совершенствование. Перед каждым учебным периодом
- Написание учебников и учебно-методических пособий. Ежегодно
- Планирование работы учебно-методического кабинета. Перед каждым учебным периодом
- Обсуждение на заседаниях ПМК и кафедры дидактических материалов для проведения учебных занятий. Перед каждым учебным периодом
- Планирование в оенно-научной работы курсантов и организация ВНК. Перед каждым учебным периодом
- Проведение войсковых стажировок профессорско-преподавательского состава в целях изучения войсковой жизнедеятельности и дальнейшего совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов. Ежегодно
- Обобщение и распространение передового опыта профессорско-преподавательского состава. Перед каждым учебным периодом
- Подготовка предложений по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов. Ежегодно
- Мероприятия проводимые в масштабах факультета1, Анализ состояния военно-профессиональной подготовленности курсантов. Перед каждым учебным периодом
- Подготовка материалов для написания учебно-методических пособий по совершенствованию военно-профессиональной подготовки. Постоянноо Проведение конкурсов «Лучший военный специалист» 1 раз в семестр
- Анализ состояния учебно-материальной и учебно-лабораторной базы. Перед каждым учебным периодом
- Обсуждение ученым советом факультета вопросов совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов. Перед каждым учебным периодом
- Участие руководящего состава в разработке планов практических занятий и тактико-специальных учений. Постоянно
- Планирование дополнительных занятий с курсантами. Постоянно
- Подготовка видео материалов для улучшения качества проведения занятий. Постоянно
- Систематический контроль курсантов на занятиях. Постоянно
- Изучение передового опыта военно-профессиональной подготовки курсантов в других вузах. Перед каждым учебным периодом
- Организация встреч курсантов с участниками боевых действий. Постоянно
- Обобщение и распространение опыта подготовки курсантов достигших наилучших результатов в военно-профессиональной подготовке. Постоянно
- Подготовка методических материалов для выпускников военного вуза «Становление в должности». Ежегодно
- Участие руководящего состава в войсковых стажировках курсантов. Ежегодно
- Подготовка предложений по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов. Ежегодно
- Меромринпш по годам обучении 1 курс
- Целевая направленность: общее ознакомление курсантов с основами и содержанием военно-профессиональной подготовки, формирование навыков работы командира отделения в ходе учебно-воспитательной деятельности
- Создание в военном вузе условий, обеспечивающих курсантам успешную учебу, изучение основ и содержания военно-профессиональной подготовки. Постоянно
- Изучение личности каждого курсанта, мотивов поступления в военный вуз, отношения к профессии офицера, выявление склонности курсантов к профессиональной деятельности. В период прохождения кмь
- Чтение лекций факультативного курса: «Введение в профессию офицера (военно-профессиональный и педагогический аспект). Ежегодно август
- Ознакомление первокурсников с порядком обучения и службы в военном вузе, особенностями подготовки курсантов военных вузов к военно-профессиональной деятельности. Ежегодно август
- Оказание курсантам помощи в усвоении мето- В течение годадов обучения в военном вузе, порядка прохождения военной службы.
- Привитие курсантам уставных взаимоотношений, оказание помощи в становлении в воинском коллективе. В течение года
- В ходе изучения военно-профессиональных дисциплин воспитывать у курсантов высокие морально-боевые и психологические качества, любовь к военному делу и профессиональной деятельности. Постоянно
- Прививать курсантам привычки самовоспитания и самостоятельной работы в целях постоянного повышения военно-профессионального мастерства. Постоянно
- Тематический вечер: «Офицер-профессия героическая». 1 раз в год
- Научно-практическая конференция: «Образ офицера в современных условиях». 1 раз в год
- Ознакомление первокурсников с содержанием, основными формами и методами работы по обучению и воспитанию подчиненных. В течение года
- Научить курсантов: — выполнять обязанности командира отделения- выполнять обязанности заместителя командира взвода. В течение года
- Решение курсантами военно-профессиональных задач. Постоянно
- Использовать все виды занятий для формирования у будущих офицеров высоких морально-боевых, нравственных качеств, умения творчески применять полученные военно-профессиональные знания на практике. В течение года
- Ознакомление курсантов с особенностями воспитания подчиненных командиром взвода. Постоянно
- Научно-практическая конференция: «Пути по- 1 раз в семестрвышения эффективности работы будущих офицеров по совершенствованию военно-профессиональных качеств».
- Проведение войсковой стажировки курсантов в должности командира отделения, заместителя командира взвода. 1 раз в год
- Встречи курсантов с выпускниками военного вуза передовыми офицерами воинских подразделений. 1 раз в год
- Привитие курсантам навыков устного выступления перед воинами. Постоянно
- Внедрение системы наставничества над взводами, отделениями курсантов по вопросу подготовки будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности. Постоянно
- Решение курсантами военно-профессиональных задач. Постояннот Аъ V 11С
- Целевая направленность: целенаправленное приобретение военно-профессиональных знаний, закрепление навыков и умений работы командира взвода в ходе учебно-воспитательной деятельности
- Реализация возможностей по подготовке курсантов к военно-педагогической деятельности в войсках в ходе преподавания общественных и военно-специальных дисциплин. Постоянно
- Лекция по теме: «Офицер патриот своего государства, руководитель воинского коллектива, учитель и воспитатель подчиненных». 1 раз в год
- Тематический вечер: «Формирование у курсантов педагогического мировоззрения на окружающий мир». 1 раз в год
- Научно-практическая конференция: «Особенности военно-профессиональной подготовки в боевых условиях». раз в год
- Диспут: «Командир подразделения. Его место и роль в обеспечении высокой боевой готовности подразделения, в обучении и воспитании подчиненных». 1 раз в семестр
- Проведение войсковой стажировки курсантов в должности командира взвода. 1 раз в год
- Встречи курсантов с офицерами-выпускниками, участниками боевых действий. 1 раз в год
- Ознакомление курсантов с планированием воспитательной работы в подразделении и методикой ее проведения, системой отбора, обучения и воспитания сержантов, анализа состояния воинской дисциплины и ведения дисциплинарной практики в подразделении». Постоянно
- Решение курсантами военно-профессиональных задач. Постоянно4 курс
- Целевая направленность: закрепление приобретенных военно-профессиональных знаний, навыков и умений работы командира роты (батальона) в ходе учебно-воспитательной деятельности
- Образцовая организация образовательного процесса, обеспечение примерности всего профессорско-преподавательского состава военного вуза, командиров курсантских подразделений. Постоянно
- Углубление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений проведение воспитательной работы с личным составом. В течение года
- Лекция: «Требования к офицеру как носителю лучших традиций Вооруженных сил РФ, организатору обучения и воспитания подчиненных». ! раз в год
- Научно-практическая конференция- «Актуальные вопросы военно-профессиональной подготовки офицеров». 1 раз в год
- Встречи курсантов с офицерами-выпускниками, участниками боевых действий. I раз в год
- Проведение войсковой стажировки курсантов в должности командира роты. 1 раз в год
- Решение курсантами военно-профессиональных задач. Постоянно5 куре
- Целевая направленность: закрепление приобретенных военно-профессиональных знаний, навыков и умений по должностному
- Выступление старшекурсников перед курсантами первого курса по вопросу передачи опыта формирования у себя качеств будущих офицеров. Периодически
- Встречи курсантов с офицерами-выпускниками, участниками боевых действий. 1 раз в год
- Поведение занятий по боевой подготовке с курсантами первого курса. 1 раз в семестр
- Научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы совершенствования военно-профессиональной подготовки офицеров». 1 раз в год
- Решение курсантами военно-профессиональных задач. Постоянно
- ПРОГРАММА ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ1 (количество часов в неделю на обоих курсах)
- Предмет Старшие классы кадетских корпусов (1862г.) Военные училища к 1880 г. Военные училища с 18 921. Закон Божий 2 1 2
- Военное законодательство 1 2 2 31. Военная гигиена 1 1. Всего: 40 47 44
- ПРОГРАММЫ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ1
- Предмет Количество часов в неделю на обоих курсахдо 1882 г. с 1882 г. 1. Закон Божий • 2 1
- Методика обучения нижних чинов 2 2. .
- Военное законодательство 3 21. Всего: 1 54 60
- ПРОГРАММЫ ВОЕННЫХ ГИМНАЗИЙ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ1 (часов в неделю на всех курсах)
- Предмет Общие классы бывших кадетских корпусов (5 лет) Военные гимназии (7 лет) Кадетские корпуса (7 лет)1880-е гг. 1890-е гг.1. Закон Божий 7 18 18 14
- Французский язык 21 28 28 ¦ 281. Немецкий язык 21 26 26 261. Математика 22 42 42 39
- Естественная история 10 10 81. Физика 3 10 8 91. Космография 3 10 2 2
- География (топография) 10 11 11 101. История 10 13 13 141. Законоведение 2 ¦ - 21. Чистописание 3 7 7 5
- Рисование (черчение) 7 12 12 131. Всего: 100 210 210 200