Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты диссертационного исследования получили апробацию в выступлениях и тезисах докладов на международных, всероссийских научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Обеспечение эффективности исполнительного производства» (г. Ижевск, 2010), Международная научно-практическая конференция «Диалектика современных инновационных механизмов по разрешению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие безнадзорного несовершеннолетнего и криминологическое изучение личности безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, совершившего общественно опасное деяние
    • 1. 1. Понятие «безнадзорного несовершеннолетнего» в российском законодательстве
    • 1. 2. Криминологическое изучение личности безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, совершившего общественно опасное деяние
  • Глава 2. Гарантии прав безнадзорных подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе
    • 2. 1. Участие законных представителей безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых
    • 2. 2. Роль социального педагога в установлении обстоятельств, способствующих совершению общественно опасного деяния безнадзорным несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым
    • 2. 3. Участие педагогического работника по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых
    • 2. 4. Участие адвоката-защитника по делам о преступлениях безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых
  • Глава 3. Отдельные вопросы производства предварительного расследования в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых
    • 3. 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

    3.2. Основания для назначения и проведения комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

    3.3. Отдельные вопросы применения мер пресечения, избираемых в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

    3.4. Отдельные вопросы окончания предварительного расследования по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

    3.5. Дискуссионные вопросы возможности применения положений глав 40, 40.1 УПК РФ в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные преобразования, произошедшие в мире в конце XX века, коснулись экономики, политики, социальной инфраструктуры в России, в том числе затронули семейные отношения. В период перехода к рыночной экономике, сопровождающегося расслоением российского общества на два социально-противоположных класса: богатых и бедных, не может не обращать на себя внимания падение социально-нравственных устоев современной семьи, когда даже родители благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за ними, в результате чего дети довольно часто совершают преступления различной степени тяжести.

Кардинальные преобразования в мировом сообществе, политические, социально-экономические и экологические кризисы, являясь мощными факторами происходящих изменений в современном российском обществе, влияют на процесс социализации и становление личности несовершеннолетних, по-новому определяют статус и положение института семьи и вызывают значительные изменения в общественном сознании. Наиболее остро переживают ситуацию социальных изменений современные дети и подростки. Вследствие еще несформировавшейся психики и незначительного жизненного опыта они изначально попадают в определенную «группу риска». На этом фоне происходит рост детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, являющихся в свою очередь одной из причин девиантного и незаконопослушного поведения несовершеннолетних.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях является продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности. В то же время в действующем законодательстве отсутствует легальное определение безнадзорности, что требует его разработки. На практике происходит выделение группы безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, что требует законодательного закрепления особенностей их. участия в уголовно-процессуальных отношениях.

В Минимальных стандартных правилах ООН от 15 сентября 1985 г. и Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы, отмечается, что объектом особого внимания государства должно стать создание гарантий, обеспечивающих необходимую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. Уровень таких гарантий должен быть явно выше, чем у взрослых.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» подчеркивает, что производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних должно проводиться качественно с соблюдением прав на защиту несовершеннолетних.

Однако, предусмотрев комплекс мер по усилению защиты прав и интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, законодатель оставил без внимания регулирование применения данных мер к безнадзорным несовершеннолетним.

В работе сделана попытка комплексного разрешения некоторых проблем производства по уголовным делам с участием безнадзорных несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении общественно опасных деяний.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства с участием безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Предмет исследования составляют нормы российского и международного права, нормы уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие указанные правоотношения, пути совершенствования правового регулирования производства с участием безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Исследованию подлежали законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую сферу отношенийосновные научные разработки по вопросам участия в уголовном судопроизводстве безнадзорного несовершеннолетнего, который совершил общественно опасное деяние, подпадающее под признаки конкретного состава преступленияспецифические особенности расследования уголовных дел с участием безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемыхпроблемные вопросы, требующие теоретического и практического изучения и внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные акты.

Тематика данного диссертационного исследования требовала использования потенциала таких наук, как уголовный процесс, уголовное право, семейное право, криминалистика, криминология, судебная экспертиза, социальная и судебная психология, психиатрия. Это позволило выработать комплексный подход к решению исследуемых проблем.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем изучении проблем производства по уголовным делам с участием безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогоразработке научно-теоретических рекомендаций по совершенствованию законодательства, направленных на обеспечение прав и законных интересов наименее защищенной категории детей в уголовном процессе.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: разработать дефиницию «безнадзорность», «безнадзорный несовершеннолетний» на основе изучения международных актов, законодательства РФ по вопросам безнадзорности несовершеннолетнихустановить причины безнадзорности и выделить криминологическую характеристику преступности безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемыхобосновать необходимость выделения отдельной категории «безнадзорные несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые» в целях определения для них дополнительных процессуальных гарантий обеспечения прав и законных интересоввыделить особенности участия в деле законного представителя безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогообосновать необходимость обязательного привлечения в качестве свидетеля социального педагога для получения объективной характеристики безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемоговыделить особенности участия защитника по уголовным делам в отношении безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогообосновать необходимость введения понятия «педагогический работник», разработать дефиницию, определить его место в уголовном процессеопределить содержание предмета доказывания по уголовным делам в отношении безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогообосновать необходимость назначения комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемыхсформулировать предложения по применению процедуры медиации в отношении безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогообосновать необходимость применения меры пресечения к безнадзорному несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому «отдача под присмотр», а в качестве исключительной меры пресечения к безнадзорному несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления — «помещение безнадзорного несовершеннолетнего в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» как альтернативы мере пресечения «заключение под стражу" — сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленного на разрешение вопросов, возникающих на практике в связи с привлечением в уголовный процесс безнадзорного несовершеннолетнего, совершившего деяние, подпадающее под признаки конкретных составов преступлений.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу исследования составили материалистический метод познания явлений и сущности объективной действительности, общенаучные методы — дедукция и индукция, анализ и синтезтакже широко использовались исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический и конкретно-социологический методы исследования. Научно-практическую базу исследования составили фундаментальные положения общей теории права, конституционного, уголовно-процессуального, уголовного и других отраслей права. Изучена основная специальная и научная литература по теме исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды ученых-процессуалистов: О. В. Бобышева, К. Г. Бычковой, А. Н. Бычкова, Г. Н. Ветровой, И. В. Гецмановой, Н. И. Гуковской, А. П. Гуськовой, A.C. Дежнева, А. И. Долговой, З. Д. Еникеева, Р. З. Еникеева, JI. JL Каневского, JIM. Карнеевой, И. П. Кокурина, В. Н. Кудрявцева, И. А. Макаренко, Е. В. Марковичевой, Г. М. Миньковского, JI.A. Мифтаховой, Н. Г. Муратовой, В. В. Николюка, М. В. Ожигановой, В. Т. Очередина, Д. П. Письменного, Д. А. Рогозина, В. Я. Рыбальской, Н. Ш. Сафина, Л. Г. Татьяниной, C.B. Тетюева, В. Т. Томина, P.C. Хисматуллина, E.H. Холоповой и др.

Вопросам, связанным с производством по уголовным делам категории несовершеннолетних, были посвящены диссертационные исследования А. Н. Бычкова, О. Х. Галимова, A.C. Дежнева, И. А. Макаренко, C.B. Матвеева, М. В. Ожигановой, В. В. Николюка, Л. Г. Татьяниной, C.B. Тетюева, Н. В. Ткачевой, P.C. Хисматуллина, О. И. Цоколовой и др.

Однако их работы были связаны с рассмотрением общих вопросов, касающихся производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Указанные научные исследования повлияли на становление и развитие организационно-правовых основ, а также теории расследования преступлений несовершеннолетних. Многие предложения исследователей не были восприняты законодателем, поэтому ряд положений требует дополнительного теоретического осмысления. В I отношении проблем уголовного судопроизводства с участием безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого исследования не проводились.

Нормативную основу диссертационного исследования составили Конвенция ООН о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Эмпирическую базу диссертации составляют статистические данные, отражающие состояние подростковой преступности в Российской Федерации, в частности Удмуртской Республики, Республике Татарстан, Кировской области, Республике Коми, Республики Башкортостан, Пермского края за 2009;2011 гг. С целью обеспечения комплексного подхода при решении поставленных в диссертационном исследовании задач проведено анкетирование 140 следователей, 94 помощников прокуроров и прокуроров, 79 судей, 100 специалистов органов опеки и попечительства, 100 педагогов, 119 трудных подростков, относящихся к категории «безнадзорные», изучено 229 уголовных дел о преступлениях несовершеннолетнихсобраны статистические данные за 2006;2011 гг., данные интервьюирования руководителей, заместителей руководителей и социальных педагогов образовательных организаций Удмуртской Республики.

Научная новизна исследования, его отличие от ранее выполненных работ на схожие темы заключаются в постановке и обосновании ряда научных проблем, связанных с совершенствованием производства по уголовным делам в отношении безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Автором сделаны научно обоснованные предложения, касающиеся производства по уголовным делам в отношении данной категории несовершеннолетних, применения процедуры медиации для прекращения уголовного дела в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, сделаны предложения по совершенствованию законодательства по применению к безнадзорному несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому мер пресеченияобосновано проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизывыделены особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. С учетом особенного социального положения безнадзорных несовершеннолетних необходимо рассматривать преступления, совершаемые ими, как отдельную составную часть преступности несовершеннолетних, проводить криминологическое исследование общественно опасного поведения безнадзорных несовершеннолетних с целью установления причин совершаемых ими преступлений.

2. Предложено ввести понятия «безнадзорность» и «безнадзорный несовершеннолетний» в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»:

Безнадзорность — социальное, правовое, педагогическое явление, характеризующееся отсутствием контроля и надзора за поведением несовершеннолетних вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, проявляющееся в различных социально опасных формах антиобщественного (отклоняющегося) поведения, способствующее совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними".

Безнадзорные несовершеннолетние:

1) безнадзорные дети, у которых есть родители, но надлежащий контроль со стороны родителей за деятельностью несовершеннолетних отсутствует;

2) безнадзорные дети, у которых есть родители, но они лишены родительских прав, и ребенок считается оставшимся без попечения родителей. Такого ребенка органы опеки и попечительства обязаны устроить в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в последующем могут устроить под опеку или выбрать иную форму устройства ребенка в семью;

3) дети-сироты — это дети, у которых умерли один или оба родителя".

При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних необходимо устанавливать возможное отношение подозреваемого, обвиняемого к группе безнадзорных несовершеннолетних.

3. В целях профилактики безнадзорности и совершения преступлений несовершеннолетними обоснована необходимость совершенствования правового регулирования участия законного представителя в уголовном процессе по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних. Органам предварительного следствия и суду при принятии решения о привлечении к участию в деле законного представителя безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого необходимо руководствоваться следующим: 1) установить и исследовать обстоятельства дела- 2) установить статус ребенка, является ли он безнадзорным (как правило, устанавливаются обстоятельства полного прекращения всякой связи с семьей, родителями, родственникамипроживание в местах, не предназначенных для человеческого жильядобывание средств к существованию способами, не признаваемыми в обществе, — попрошайничеством, воровством и др.) — 3) установить основание вступления законного представителя в уголовный процесс с участием безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), его роль в жизни безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. После исследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего следователи и дознаватели обязаны составить постановление о признании несовершеннолетнего безнадзорным.

При установлении статуса ребенка и признании его безнадзорным следователь, дознаватель обязаны издать постановление о привлечении органов опеки и попечительства в качестве законных представителей с момента первого допроса безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с наделением их соответствующими правами законного представителя по УПК РФ. В этих целях предложено за органами опеки и попечительства, являющимися законными представителями по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, закрепить обязанности по обеспечению защиты прав и интересов безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого ведется уголовно-процессуальное преследование, как на стадии предварительного расследования, так и в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Предложено внести в УПК РФ изменения в части обязательного участия органов опеки и попечительства в качестве законных представителей.

4. Для установления обстоятельств, характеризующих личность безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодательно необходимо закрепить обязательное привлечение социального педагога в качестве свидетеля.

Автором предложено внести изменения в ст. 421 УПК РФ, дополнив ее ч. 5 следующего содержания:

5. Для установления обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, причин его безнадзорности, обстоятельств, определяющих условия, способствующие совершению общественно опасного деяния, следователь, дознаватель, суд привлекает к участию в деле в качестве свидетеля социального педагога".

5. Обосновано положение о том, что у следователей и судей не должно быть выбора между педагогом или психологом, который в настоящее время предусмотрен ст. 425 УПК РФ, по следующим причинам:

1) в российских высших учебных заведениях готовят специалистов по квалификации «психолог, преподаватель психологии»;

2) действующим законодательством РФ не предусмотрены отдельно понятия «педагог» или «психолог»;

3) в квалификационных требованиях, предъявляемых к должностям работников образования, говорится либо об учителе-предметнике (например, учитель русского языка и литературы) либо о педагоге-психологе.

В целях устранения споров по поводу участия педагогов или психологов предложено предусмотреть обязательное участие педагогического работника по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Поэтому автором предложено внести изменения в ст. 425 УПК РФ в части замены педагога или психолога при производстве допроса несовершеннолетних педагогическим работником, а также предложно в ст. 5 УПК РФ включить дефиницию «педагогический работник».

6. Обоснована необходимость предъявления определенных требований к профессиональным защитникам, участвующим в производстве по уголовным делам о преступлениях безнадзорных несовершеннолетних. Предлагается в качестве защитника по указанной категории дел допускать только адвоката при наличии высшего профессионального образования в области юриспруденции, с опытом работы не менее двух лет в качестве адвоката по уголовным делам в отношении несовершеннолетних или не менее четырех лет работы по специальности.

7. В целях реализации прав безнадзорного несовершеннолетнего на защиту в уголовном процессе предлагаем дополнить ч. 1 ст. 421 УПК РФ пунктом 4 следующего содержания: «4) статус несовершеннолетнего, является ли он безнадзорным».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» предлагаем наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, рассматривать в отношении безнадзорных несовершеннолетних следующие обстоятельства: 1) условия жизни и воспитания подозреваемого, обвиняемого безнадзорного несовершеннолетнего, способствовавшие формированию у него противоправного поведения- 2) физическое, психологическое, психическое состояния подозреваемого, обвиняемого безнадзорного несовершеннолетнего, уровень его интеллектуального и нравственного развития в момент совершения преступления- 3) влияние семьи и окружения на жизнь ребенка до и после совершения преступления, влияние этих отношений на ребенка- 4) обстоятельства воспитательной работы в учебном коллективе, факты реагирования и методы воздействия на безнадзорного несовершеннолетнего специализированными государственными органами- 5) наличие у подростка, совершившего преступление, психических аномалий- 6) способность безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения преступления (вменяемость обвиняемого) — 7) влияние расстройства психики безнадзорного подозреваемого, обвиняемого на принятие решения о преступном деянии, на выбор варианта поведения и его реализацию (влияние психической неполноценности на сам факт и процесс совершения преступления).

8. В диссертации отстаивается позиция о назначении комплексной судебной медико-психолого-психиатрической экспертизы для получения более достоверных доказательств по уголовному делу в отношении безнадзорных детей о влиянии или невлиянии расстройств психики безнадзорного подозреваемого, обвиняемого на принятие решения о преступном деянии, на выбор варианта поведения и его реализацию (влияние психической неполноценности на сам факт и процесс совершения преступления). На основании этого предложено внести изменения в УПК РФ, исключив норму, посвященную медицинскому освидетельствованию в отношении несовершеннолетнего.

9. Обоснована необходимость избрания меры пресечения для безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в виде отдачи под присмотр родителей (законных представителей), администраций учреждений. Это вызвано тем, что данная мера уголовно-процессуального принуждения связана с воспитательной функцией. Предлагается к лицам, которым безнадзорный несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства применять меры взыскания, наступающие в тех случаях, когда присматривающие лица имели возможность предупредить неправомерные действия обвиняемого или своевременно сообщить о них органу, избравшему меру пресечения, но из-за халатности не сделали этого. Также предложено помещать безнадзорных несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в качестве альтернативы заключению под стражу.

10. Для реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в диссертации предложена новая форма окончания предварительного расследования — медиация, применяемая в отношении безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Процедура медиации должна быть доступна всем несовершеннолетним обвиняемым в уголовном процессе. Обоснована необходимость участия в процедуре медиации профессионального посредника-медиатораспециалиста органов исполнительной власти, в чьи полномочия входит осуществление координации деятельности органов опеки и попечительства. Для этого предложено ввести в УПК РФ дефиницию «медиация»: это способ урегулирования конфликта при помощи посредника, влекущий заключение мирового соглашения или прекращение производства по уголовному делу", а также предусмотреть в ст. 427.1 УПК РФ правила проведения медиации в отношении несовершеннолетних:

1. Для освобождения от уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести как альтернатива применению принудительных мер воспитательного воздействия может применяться процедура медиации.

2. Для разрешения конфликта, сложившегося между потерпевшим и несовершеннолетним обвиняемым, приглашается посредник — орган исполнительной власти, в чьи полномочия входит осуществление координации и контроля за деятельностью органов опеки и попечительства".

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования сформулированных выводов и рекомендаций: 1) при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства- 2) при подготовке ведомственных нормативных актов- 3) в практической деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу и непосредственно работающих с несовершеннолетними лицами, совершающими общественно опасные деяния- 4) в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре уголовного процесса и правоохранительной деятельности Института права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Основные результаты диссертационного исследования получили апробацию в выступлениях и тезисах докладов на международных, всероссийских научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Обеспечение эффективности исполнительного производства» (г. Ижевск, 2010), Международная научно-практическая конференция «Диалектика современных инновационных механизмов по разрешению правовых конфликтов» (г. Оренбург, 2010), Международная практическая конференция «Судебная власть и правосудие в сфере уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 2011), XIII Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы «Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2011» (г. Челябинск, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений» (г. Москва, 2011). Ряд теоретических положений, выводов, рекомендаций нашел отражение в опубликованных восьми научных статьях, из которых две — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и одиннадцати приложений.

Заключение

.

Преступность среди несовершеннолетних остается актуальной проблемой российской действительности. Отмечаются высокие темпы криминальной активности несовершеннолетних. Все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что особенности производства по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых имеют место на всех стадиях уголовного процесса.

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и законных интересов безнадзорных детей является первоочередной задачей, что позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Отсутствие понятий «безнадзорность» и «безнадзорный несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый» в международных актах, законодательных актах РФ, в том числе в УПК РФ, объективно вызвало необходимость ввести их в постановление Пленума ВС РФ от 11.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»:

Безнадзорность — социальное, правовое, педагогическое явление, характеризующееся отсутствием контроля и надзора за поведением несовершеннолетних вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, проявляющееся в различных социально-опасных формах антиобщественного (отклоняющегося) поведения, способствующее совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними".

Безнадзорные несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые:

1) безнадзорные дети, у которых есть родители, но надлежащий контроль со стороны родителей за деятельностью несовершеннолетних отсутствует;

2) безнадзорные дети, у которых есть родителино они лишены родительских прав, и ребенок считается оставшимся без попечения родителей. Такого ребенка органы опеки и попечительства обязаны устроить в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последующем могут устроить под опеку или выбрать иную форму устройства ребенка в семью;

3) дети-сироты — это дети, у которых умер один или оба родителя".

2. Выделена криминологическая характеристика преступности безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, причины совершения ими общественно-опасных деяний.

Для обеспечения процессуальных гарантий прав и законных интересов обоснована необходимость выделения отдельной категории «безнадзорный несовершеннолетний».

3. Внесены предложения по усовершенствованию законодательства РФ по участию законного представителя безнадзорного несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, уголовное судопроизводство. Предложено в УПК РФ внести следующие изменения: 1) расширить круг законных представителей в соответствии с Семейный кодексом РФ, предусмотреть возможность участия приемных родителей, патронатных воспитателей- 2) установить обязательное участие органов опеки и попечительства в качестве законных представителей безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, предусмотрев их обязанность защищать права и законные интересы безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

4. Обоснована необходимость участия социального педагога как свидетеля на стадиях предварительного расследования и при производстве по уголовным делам, совершенным безнадзорным несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым.

5. С учетом изученного законодательства РФ, не целесообразно дифференцировать таких специалистов, как педагог и психолог, есть, необходимость приглашать педагогического работника. Для этого предложена дефиниция «педагогический работник», что нашло свое отражение в ст. 5 и ст. 425 УПК РФ.

6. Определены особенности участия профессионального адвоката-защитника по уголовным делам в отношении безнадзорного несовершеннолетнего. Для адвоката, принимающего участие в производстве по уголовному делу в отношении безнадзорного несовершеннолетнего, установлены дополнительные квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования по специальности юриспруденция, а также опыт работы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не менее двух лет или опыт работы по специальности не менее четырех лет. Данные квалификационные требования предложено закрепить в гл. 50 УПК РФ.

7. Внедрение в процесс производства по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых использования специальных психолого-психиатрических познаний, устанавливающих особенности психической деятельности безнадзорных несовершеннолетних, признать обязательным при установлении обстоятельств по ст. 421 УПК РФ. В отношении данной категории обязательно назначение комплексной судебной медикопсихолого-психиатрической экспертизы. Более того, для исключения ошибочной правоприменительной практики в части отправления на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, предложено исключить ч. 4 ст. 421 из УПК РФ.

8. Рассмотрены классические формы применения окончания предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В диссертации выведена четвертая форма окончания предварительного расследования — медиация. Для восстановительного правосудия в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых целесообразно применять процедуру медиации. Также предложено ввести профессионального медиатора посредника — орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства.

9. Нецелесообразно рассматривать уголовное дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, в особом порядке по правилам глав 40, 40.1 УПК РФ. Применение гл. 40, 40.1 УПК РФ должно соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, следовательно, несовершеннолетний в силу своей недееспособности не может подавать заявление о рассмотрении дела в особом порядке.

Более того, в ч. 4 ст. 317.1 УПК РФ содержаться спорные положения, в которых предусмотрено право обвиняемого, подозреваемого или его защитника обжаловать постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, направленного следователем руководителю следственного органа. Здесь необходимо учитывать постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», где указано, что суд обязан принять и рассмотреть в порядке ст. 125 УПК РФ жалобу на любые действия, бездействия следователя, прокурора, совершенные в ходе досудебного производства во всех случаях нахождения уголовного дела на досудебных стадиях уголовного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1985 г. // СПС «Консультант Плюс».
  2. Конвенция о правах ребенка, принятая осенью 1989 г. 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированная Верховным Советом -СССР 13 июня 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45.
  3. Декларация прав ребенка (принята 20.11.59. Резолюцией 1386 на 841 пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «Гарант».
  4. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствами членам Совета Европы, посвященные посредничеству в уголовных делах // Российская юстиция. 2003. № 9.
  5. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  6. Модельный закон о статусе учителя // СПС «Консультант Плюс».
  7. Модельный закон о статусе работника образования // СПС «Консультант Плюс».
  8. Модельный образовательный кодекс для государств-участников содружества независимых государств (общая часть) // СПС «Консультант Плюс».
  9. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 в ред. от 06.04.2011.
  10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 в ред. от 14.06.2011.
  11. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3 принят ГД ФС РФ 08.12.1995 в ред. от 04.05.2011.
  12. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 принят ГД ФС РФ 24.05.1996 В ред. от 21.07.2011.
  13. Уголовно исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ принят ГДФС РФ 18.12.1996 в ред. от 27.06.2011.
  14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ принят ГДФС РФ 22.11.2001 вред, от 21.07.2011.
  15. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета: 1998. 5 августа, в ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011.
  16. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. 1999. 30 июня, в ред. от 07.02.2011.
  17. Федеральный закон от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. 1999. 6 апреля / в ред. от 18.07.2011.
  18. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 // Российская газета. 2002. 5 июня, в ред. от 11.07.2011.
  19. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в ред. от 01.07.2011.
  20. Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 «Об утверждении Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Российская газета. 1995. 11 мая / в ред. от 10.03.2009.
  21. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 906 Федеральная, целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.08.2010 № 06−364 «О применении законодательства по опеке и попечительству».
  23. Обобщение Верховного суда Удмуртской Республики от 12.05.2009 г.: Справка по результатам изучения судебной практики о заключении под стражу (статья 108 УПК РФ) за 2008 год.
  24. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 257-О-П
  25. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» // Бюл. Верховного суда РФ от 24.02.2010 № 4.
  26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7 «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5, в ред, от 23.12.2008.
  27. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 2.
  28. Постановление Пленума Верховного, суда РФ от 01.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллютень Верховного суда РФ. 2011. № 4.
  29. Приговор Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24.09.2010.
  30. Справка о судебной практике рассмотрения судами Кемеровской области уголовных дел в отношении несовершеннолетних от 30.07.2010 № 01−08/26−521.
  31. , Л.С. Состояние, технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учрежденияхсоциального обслуживания семьи и детей / JI.C. Алексеева М.: РАО, Гос. науч. исслед. институт семьи и воспитания, 2001. С. 198.
  32. , Б.Н., Грищенко, JT.A. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б. Н. Алмазов, JI.А. Грищенко Свердловск, 1987 //zexy-999.ru
  33. , Н.Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Дис. .канд. юрид. наук / Н. Г. Андрюхин -М., 2002.-216с.
  34. , Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю. М. Антонян М.: Академия МВД СССР, 1975- 159 с.
  35. , Ю.М. Изучение личности преступника / Ю. М. Антонян М.: ВНИИ МВД России, 1982.- 80 с.
  36. , H.H. Медиация (посредничество) по уголовным делам / H.H. Апостолова // Российская юстиция. 2010. № 3 // СПС «Консультант Плюс».
  37. , В.Д., Заблоцкий, В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела /
  38. B.Д. Арсентьев, В. Г. Заблоцкий. -Красноярск, 1986. 152 с.
  39. , Н.В. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты / Н. В. Артеменко // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С. 25 27.
  40. , Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / Ф. Багаутдинов // Рос. юстиция. 2002. № 9.1. C.55
  41. , Д.П., Смоленский, М.Б. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России: Учебник. 3-е изд. / Д. П. Баранов, М. Б. Смоленский М., 2008. — 368 с.
  42. , Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя / Б. Т. Безлепкин М.: Велби, Проспект, 2009. — 159 с.
  43. , Ф.А. Проблемы обеспечения прав несовершеннолетнего подозреваемого при производстве предварительного расследования / Ф. А. Богацкий // http://www.superinf.ru / viewhelpstud. php
  44. , A.M. Институт медиации в Республике Казахстан: проблемы теории и практики / A.M. Бурковская // Мировой судья. 2009. № 4 // СПС «Консультант Плюс».
  45. , С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук / С.А. Бурлака- СПб., 2005. 153 с.
  46. , H.A. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции / H.A. Быданцев М., 2008. — 159 с.
  47. , А.К., Любан, Т.Н. Социальные проблемы семьи и детства как отражение состояния современного воспитания / А. К. Быков, Т. Н. Любан // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Семья и дети в современной России». М., 2006. С. 87−92.
  48. , А.Н. Участие педагога по уголовным делам с участием несовершеннолетних: Дис.кандид.юрид.наук / А. Н. Бычков Ижевск. 2007. 227 с.
  49. , О.М. Статист как участник уголовного судопроизводства / О. М. Васильева // Государство и право (актуальные вопросы современности): Материалы межвуз. науч. — практ. конф. — Ижевск, 2006. С. 140−1*44.
  50. , Н.Б. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений- несовершеннолетних: Автореф. дис.кандид. юрид. наук / Н. Б. Вахмянина Челябинск, 2009. www.susu.ac.ru.
  51. , А. Специалист в процессе предварительного расследования / А. Винберг // Социалистическая законность. 1961. № 9. С. 31.
  52. , A.B. Использование специальных познаний на предварительном следствии в свете нового уголовно-процессуального закона / A.B. Виноградова // Законодательство. 2002. № 8 // СПС «Консультант Плюс».
  53. , E.JI. Примирительные процедуры. Методическое пособие / E.JI. Воронова // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 6 // СПС «Консультант Плюс».
  54. , JI.A. Модельный закон субъекта РФ «О службе примирения» / JI.A. Воскобитова // Вестник восстановительного правосудия. Вып.6. 2006. С. 65−73.
  55. , Р.З. Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения / Р. З. Габделова Казань, 2007 // revolution.aIlbest.ru.
  56. , О.Х. Охрана прав и законных интересов малолетних на предварительном расследовании / О. Х. Галимов. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2000. — 74 с.
  57. О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. — СПб., 2001 // bibliofond.ru.
  58. О.Х., Булатов Б. Б., Гирько С. И. Производство дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних / О. Х. Галимов, Б. Б. Булатов, С. И. Гирько. М., 2003 — 560 с.
  59. H.A. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь / H.A. Галлямов // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3 // СПС «Консультант Плюс».
  60. , И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дисс.кандид. юрид. наук / И. В. Гецманова М., 2001 — 180 с.
  61. , С.И. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних: Дис.кандид. юрид. наук / С. И. Глизнуц Тюмень, 2011−23 с.
  62. , Е.В. Проблемы регулирования судопроизводства по делам несовершеннолетних / Е. В. Горбачева // Материалы Международ, науч.-практ. конф., посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. — М., 2002. С. 306−309.
  63. , Н.И. Деятельность следователя и суда по предупреждению преступлений несовершеннолетних: Метод, пособие / Н. И. Гуковская М.: Юрид. лит., 1967 — 112 с.
  64. , Н.И., Миньковский, Г.М., Долгова, А. И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Н. И. Гуковская, Г. М. Миньковский, А. И. Долгова — М., 1974−208 с.
  65. , А.П. Основания использования специальных познаний в области психологии и психиатрии при рассмотрении и разрешении уголовных дел судами / А. П. Гуськова Оренбург, 2009. С. 5
  66. , И.М. Меры пресечения в советском уголовном процессе. Лекция: Изд-во ВШ МООП РСФСР / И. М. Гуткин М., 1963. — 43 с. // lavvli brary.ru
  67. , O.E. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации: Автореферат дис.канд.медицин. Наук / O.E. Девятова М., 2005 // olrok.ru > special/devyolga/devyol&a.htm
  68. , A.C. Защита интересов семьи и несовершеннолетних в уголовном процессе в России / A.C. Дежнев Омск, 2009 — 194 с.
  69. , А.И. Преступность и дети / А. И. Долгова // Юридическая газета. 1999. № 15 // СПС «Консультант Плюс" —
  70. Д-р Энди Билсон. Система защиты детей и реформа: международная перспектива. Гейткипинг. Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. Том 1 / Энди Билсон Санкт Петербург, 2010.
  71. , В.Ю. Процессуально-тактические особенности деятельности профессионального представителя несовершеннолетнего потерпевшего в российском уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. кандид. юрид. наук / В. Ю. Дорофеева Воронеж, 2009. — 23 с.
  72. , Е.А. Организация работы следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних / Е. А. Егорышева // Состояние и перспективы развития юридической науки: Международ, науч.-практ. конф. Ижевск, 2006. Ч. 2. — С. 84−89.
  73. , Р.З. Проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. кандид. юрид. наук / Р. З. Еникеев — Ижевск, 2004. — 26 с.
  74. , Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний / Д. Д. Еникеева М., 1998 — 297 с.
  75. , З.Д. Проблемы эффективности мер уголовно-процессуального пресечения / З. Д. Епикеев Казань, 1982 // dissercat.com.
  76. , В.Д., Крюкова, Н.И. Несовершеннолетние преступники в России / В. Д. Ермаков, Н. И. Крюкова М.: Институт международного права и экономики им. A.C. Грибоедова, 1999. — 256 с.
  77. , П.С., Ефимичев, С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П.С. Ефимичев, С.П. Ефимичев // Юстицинформ. 2009 — 315 с.
  78. , O.A. К вопросу о процессуальных гарантиях участников уголовного судопроизводства / O.A. Зеленина // Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2005: Материалы 7 Международ, науч. практ. конф. Челябинск, 2005. Ч. 2. С. 272−274.
  79. Зинатуллин, 3.3. Уголовно-процессуальное пресечение и его эффективность / 3.3. Зинатуллин Казань, 1981 // www.pravo.vuzlib.net/book
  80. Зинатуллин, 3.3. Меры уголовно-процессуального принуждения / 3.3. Зинатуллин // Правоведение. 1985. № 1. С. 86−88.
  81. Зинатуллин, 3.3., Татьянин, Д.В., Татьянина, Л.Г., Тенсина, Е. Ф. Уголовный процесс. Производство в суде первой инстанции / 3.3. Зинатуллин, Д. В. Татьянин, Л. Г. Татьянина, Е. Ф. Тенсина — Ижевск, 2011 — 171 с.
  82. , В.П. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / В. П. Иванов Ростов н/Д., 2003 — 204 с.
  83. , Л.И. Личные интересы участников российского уголовного процесса: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Л. И. Ильницкая Ижевск, 2002. — 21 с.
  84. , Н.П. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане / Н. П. Калашникова // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1 // СПС «Консультант Плюс».
  85. , А.Г. Вопросы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними / А. Г. Калугин М., 2009 — 128 с.
  86. , H.H. Меры пресечения в российском уголовном процессе / H.H. Капинус М. 1998. С.21−40.
  87. , Д.В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: Дис.. канд. юрид. наук / Д. В. Карелин. — Томск, 2001 269 с.
  88. , И. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству: Дис.. .канд. юрид. наук / И. А. Кобзарь. М., 1998 — 161 с.
  89. , В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1985. -288с.
  90. , З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение / З. Ф. Коврига Воронеж, 1975 — 172 с.
  91. , И.П. Актуальные проблемы расследования дел о преступлениях несовершеннолетних: Дис. канд. юрид. наук / И. П. Кокурин. М., 1997 — 168 с.
  92. , H.A. Оперативный судебный контроль в уголовном процессе / H.A. Колоколов М.: Юрист, 2008 — 253 с.
  93. , B.K. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. К. Комаров. Свердловск, 1972. — 25 с.
  94. , И.А. Тенденции развития корыстной преступности несовершеннолетних и меры борьбы с ней: Ретроспективный обзор / И. А. Коновалова // Адвокат. 2008. № 4 // СПС «Консультант Плюс»
  95. , A.B. Уголовно-правовые и криминологические вопросы предупреждения наркотизма несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / A.B. Корнилов. — Томск, 2004. — 24 с.
  96. , А.П., Тимофеев, A.B. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных органов по применению УПК РФ: Комментарий / А. П. Короткое, A.B. Тимофеев М, 2004. С. 479−480-
  97. , А.Е. Некоторые особенности допроса малолетнего / А. Е. Корытцев // Обеспечение законности в Российском уголовном судопроизводстве: Материалы Международ, науч.-практ. конф. — Саранск, 2006. С.205−209.
  98. , С.А. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия: Дис.. канд. юрид. наук / С. А. Косова. — Омск, 2002 226 с.
  99. , В.М. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Дис. д-ра юрид. наук / В. М. Костицкий. Львов, 1990 — 387 с.
  100. , B.C. Безнадзорность как социальное явление// Образование и Православие / B.C. Кошкина М., 2006 / Orlenok-KMV.ru.
  101. , И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: Научно-практическое руководство / И. А. Кудрявцев М., 1999 — 224 с.
  102. , H.A. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук / H.A. Курмаева Саранск. 2010−249 с.
  103. , A.C. Представители несовершеннолетних обвиняемых в советском уголовном процессе / A.C. Ландо Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1977. — 133 с.
  104. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288−318.
  105. , И.А. Информационная сущность и значение показаний несовершеннолетнего обвиняемого / И. А. Макаренко // Рос. юрид. журн. 2000. № 3. С. 126−129.
  106. , В., Иванов, Э. Защита несовершеннолетних по групповым преступлениям / В. Малков, Э. Иванов // Сов. юстиция. 1989. № 15. С. 24−25.
  107. , Н.С. Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних: Дис.канд. юрид. наук / Н. С. Манова. — Саратов. 1988.
  108. , Е.В. Социальная насыщенность уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних / Е. В. Марковичева — Орел, 2008 125 с.
  109. , Е.В. Перспективы развития института медиации по уголовным делам / Е. В. Марковичева // Мировой судья. 2009. № 11 // СПС «Консультант Плюс».
  110. , Е.В. Специфика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Методические рекомендации / Е. В. Марковичева Орел, 2010 -33 с.
  111. , С.Б. Представительство несовершеннолетних надосудебных стадиях уголовного процесса: Автореф.дисканд.юрид.наук
  112. С.Б. Мартыненко. СПб., 2000.
  113. , C.B. Актуальные проблемы правового статуса психолога и педагога в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних / C.B. Матвеев // Рос. судья. 2002. № 3 // СПС «Консультант Плюс»
  114. , C.B. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук/ C.B. Матвеев.-М., 2003. 33 с.
  115. , В.Н. Участие специалиста в расследовании преступлений / В. Н. Махов // Социалистическая законность. 1969. № 5. С. 24−27.
  116. , В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений / В. Н. Махов. М., 2000. С. 38−39.
  117. , С. Взрослые игры пацанов / С. Медведева // Милиция. 2003. № 3. С. 12.
  118. , Н.П. Преступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Н. П. Мелешко Ростов н/Д., 1998 — 26 с.
  119. , Э.Б. Участие специалиста в следственных действиях / Э. Б. Мельникова М., 1964. С. 135.
  120. , Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Э. Б. Мельникова М., 2000. С. 248.
  121. , А.Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних / А. Е. Меркушев // Бюл. Верх. Суда РФ. 2000. № 6. С. 18−24.
  122. , А.Е. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних / А. Е. Меркушев // Рос. юстиция. 2000. № 6. С. 8−10.
  123. , Г. М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук/Г.М. Миньковский. М., 1972.
  124. , Г. М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения / Г. М. Миньковский // Гос-во и право. 1996. № 5. С. 86.
  125. , Э.Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность / Э. П. Мировский // Закон и право. 2004. № 7. С. 19.
  126. , JI.A. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / JT.A. Мифтахова. — Уфа, 2001.-27 с.
  127. , P.JI. Подследственность уголовных дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / P.JI. Мифтахов. Волгоград, 2005. — 18 с.
  128. , A.B. Защита несовершеннолетних / A.B. Мищенко // Адвокат // volskadvokat.ru.
  129. , С. Реализация права несовершеннолетних на защиту // Законность. 1996. № 6. С. 47−48.
  130. , A.M. Детская беспризорность опасное социальное явление / A.M. Нечаева // Государство и право. 2001. № 6. С. 57−65.
  131. , В.И. Участие родителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе / В. И. Никандров // Гос. и право. 1993. № 8. С. 99−103.
  132. , В.В. Отсрочка исполнения приговора несовершеннолетнему: Автореф. дис. кандид. юрид. наук / В. В. Николюк -М., 1980−20 с.
  133. , В.В. Производство с участием несовершеннолетних / В. В. Николюк Омск, 1994 — 213 с.
  134. , В.В., Даниленко, И.А. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних: Учеб. пособие / В. В. Николюк, И. А. Даниленко Омск, 2004 — 36 с.
  135. , В.В., Мамедов, А. Правовое регулирование направления судом несовершеннолетнего осужденного в специальноеучебно-воспитательное учреждение закрытого типа / В. В. Николюк, А. Мамедов // Уголовное право. 2007. № 1 // СПС «Консультант Плюс».
  136. , Р.В. Институт применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним нуждается в совершенствовании / Р. В. Новиков // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5 // СПС «Консультант Плюс».
  137. , Л.Б. Обеспечение прав несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Дис.канд. юрид. наук / Л. Б. Обидина. М., 1983 — 220 с.
  138. , Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних: Автореф. дис. кандид. юрид. наук / Ю. Р. Орлова -М., 2004 // dissercat.com.
  139. , В.А. Институт законного представительства в современном уголовном процессе (стадия предварительного расследования): Дис.канд. юрид. наук / В. А. Панкратов. М., 1992 -224с.
  140. , Р.И., Тарло, Е.Г., Ермаков, В. Д. Дети, лишенные свободы / Р. И. Панкратов, Е. Г. Тарло, В. Д. Ермаков. М., 2003. — 256 с.
  141. , И.Л. Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе / И. Л. Петрухин. -М., 1964. 196 с.
  142. , И.Л. Предварительное расследование: каким ему быть? / И. Л. Петрухин М., 2000 // СПС «Консультант Плюс»
  143. , О.В., Саксин, C.B., Яровенко, В. В. Теория и практика применения специальных знаний в современном уголовномсудопроизводстве / O.B. Полещук, C.B. Саксин, B.B. Яровенко M., 2007 -232 с.
  144. , Е.А. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения и ее применение: Дисс. .кандид. юрид. наук / Е. А. Потехина СПб., 2006 — 221 с.
  145. , X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Перевод с немецкого Лойдиной Г. И. / Под ред. Гудковой Т. А., 1994. otherreferats.allbest.ru.
  146. , Д.А. Правовые, социальные и психологические основы производства по уголовным делам несовершеннолетних: Дис.канд. юрид. наук/ Д. А. Рогозин -Екатеринбург, 2001 176 с.
  147. , Е.Р., Галяшина, Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации / Е. Р. Российская, Е. И. Галяшина М. 2011 — 458с.
  148. A.B., Решетников В. Я. Роль судебно-психологической экспертизы в выявлении структуры преступной группы // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 1999. № 4(19) — 267с.
  149. , М.В. Особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVII по начало XX в. / М. В. Саркисян // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 7 8.
  150. , Г. П. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого в суде. / Г. П. Саркисянц. Ташкент: Фан, 1985. — 150 с.
  151. , Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы). / Н. Ш. Сафин. Казань, 1990. -160 с.
  152. , А.Б. Правонарушение подростка и закон. Преступность несовершеннолетних и борьба с ней / А. Б. Сахаров М., 1967. — С.20.
  153. , Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам: учебное пособие / Т. В. Сахнова М., 1997 — 136 с:
  154. Селиванова- О. А, Щепин, Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков / O.A. Селиванова, Ю. А. Щепин // Педагогика. -№ 10, 2005-с. 49−52.
  155. , В.Я. Истерические состояния /АМН СССР / В. Я. Семке -М.: Медицина. 1988 г. 224с.
  156. , И.С. Проблемы расследования преступленийнесовершеннолетних (организационно-правовой аспект): Дис.. канд.iюрид. наук / И. С. Семьянова Омск, 2003. — 174 с.
  157. , С.К. Ответственность несовершеннолетних по законодательству стран Латинской Америки: Дис.канд. юрид. наук / С. К. Сеферино М., 1999 — 157 с.
  158. , И.А. Процессуальные и криминалистические особенности судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук / И. А. Синигибский — М, 2002−176 с.
  159. , Н.Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (по материалам Архангельской области): Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Н. Ю. Скрипченко М., 2002 — 25 с.
  160. , Н.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса на стадиипредварительного расследования: Дис.. канд. юрид. наук / Н. И. Снегирева Воронеж, 2001. — 248 с.
  161. , Р.В. Дети-аутсайдеры: кто, где и как им поможет / Р. В. Соколов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Семья и дети в современной России». М., 2006. С. 114.
  162. , М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Соколова М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006 // mgpu.ru.
  163. , C.B. Участие психолога в стадии предварительного' расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / C.B. Сурменева -Челябинск, 2009 24 с.
  164. , Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: Дис. канд. юрид. наук / Л. Г. Татьянина Ижевск, 1998 — 214 с.
  165. , Л.Г. Предварительное расследование уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних: Монография / Л. Г. Татьянина Ижевск, 1999 — 160 с.
  166. , Л.Г. Рассмотрение уголовного дела в суде в отношении лиц, имеющих психические недостатки / Л. Г. Татьянина. -Ижевск, 2003. 171 с.
  167. , C.B. Педагог-это специалист или самостоятельный участник уголовного судопроизводства? /C.B. Тетюев // Научные труды. Вып. 5. М., 2005. Т. 3. — С. 301−305
  168. , C.B. Формы использования специальных знаний / C.B. Тетюев // Законность, 2009, № 11// СПС «Консультант Плюс».
  169. , C.B. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних / C.B. Тетюев М.: Юрлитинформ, 2009. С. 163−164.
  170. , C.B. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования / C.B. Тетюев М., 2010. 228-с.
  171. , Н.В. Теория и практика мер пресечения, не связанных с заключением под стражу: Дисс.кандид.юрид.наук / Н. В. Ткачева -Челябинск. 2003−248 с.
  172. , O.A. Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних: Дис. канд. юрид. наук / O.A. Третьякова Рязань, 2005 — 228 с.
  173. , P.C. Современные проблемы судебной деятельности по делам несовершеннолетних: Дис. д-ра юрид. наук / P.C. Хисматуллин — Екатеринбург, 2002 457 с.
  174. , P.C., Третьяков, Ю.С. Вопросы соблюдения прав несовершеннолетних подсудимых при рассмотрении дел мировым судьей /
  175. P.C. Хисматуллин, Ю. С. Третьяков // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Материалы Международ, науч.-практ. конф. — Казань, 2006. Вып. 2.- С. 554−558.
  176. , E.H. Судебно-психологическая экспертиза / E.H. Холопова. М., 2010 — 252 с.
  177. , B.JI. Антиобщественное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение: Дис. .канд. юрид. наук / B.JI. Цветков — М, 2000 — 218 с.
  178. , Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Метод, рекомендации. 4.1 / Е. И. Цымбал // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 4. С. 44−51.
  179. , Ф. Презумпция невиновности обвиняемого и другие презумпции, используемые в уголовном судопроизводстве: соотношение и проблемы / Ф. Шахкелдов // Мировой судья. 2007. № 10 // СПС «Консультант Плюс».
  180. , Е.Ф. Отдельные вопросы, касающиеся защиты прав личности несовершеннолетних в уголовном процессе / Е. Ф. Ширшов // Учены записки: Сб. науч. трудов. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. Вып. 3. — С. 507−513.
  181. , Р. Психоанализ раннего детского возраста / Р. Шпиц М., 2001 — 160 с.
  182. , Ю.В. Педагогические условия профилактики безнадзорности и беспризорности подростков в специальных общеобразовательных учреждениях: Дис.канд. пед. наук / Ю. В. Челышев -М., 2009 // dissercat.com.
  183. , JI.B. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: Дис.. канд. юрид. наук / JI.B. Ченцова М., 2002.-205 с.
  184. , Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Дис. канд. юрид. наук / Э. А. Черных М., 1969 — 176 с.
  185. , А. О судебно-психологической экспертизе / А. Экмекчи // Сов. юстиция. 1968. № 6. — С. 10−12.
  186. , Ж.В. Дознание по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук /Ж.В. Эстерлейн. -М., 2005 -203 с.
  187. , Ю.В. Особенности системы отношений несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию / Ю. В. Юров // Применение психологических знаний в юридической практике. Уфа, 1991. С. 112.
  188. , H.A. Окончание предварительного следствия / H.A. Якубович М., 1962 — 147 с.
  189. , Р.Х. Возобновление предварительного следствия: Учебное пособие: Изд. ВСШ МВД СССР / Р. Х. Якупов Волгоград, 1956 — 56 с.
Заполнить форму текущей работой