Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и методика последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объект диссертационного исследования — образовательные учреждения и органы последующего государственного финансового контроля в Пермской области. В настоящем диссертационном исследовании под образовательными учреждениями понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления функций начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы последующего государственного финансового контроля
    • 1. 1. Сущность, функции и задачи последующего государственного финансового контроля в Российской Федерации
    • 1. 2. Организационные основы последующего государственного финансового контроля
    • 1. 3. Методологические основы государственного финансового контроля
  • Глава II. Особенности организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений
    • 11. 1. Организационные и методологические особенности последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений
    • 11. 2. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
  • И.З. Классификация финансовых нарушений образовательных учреждений
  • Глава III. Совершенствование организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений
    • III. 1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенствования последующего государственного финансового контроля
  • Ш. 2.Методика последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений
    • III. 3. Обеспечение организации результативного последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений

Организация и методика последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе формирования интеллектуальной элиты российского общества значительную роль играют образовательные учреждения. Решение этой задачи зависит от того, насколько эффективно организуют образовательные учреждения свою деятельность, в том числе и финансовую. Финансовая деятельность образовательных учреждений определяется, в основном, объемом финансирования из федерального бюджета. Объемы финансирования государственных образовательных учреждений растут из года в год. Например, за 2001 г. общий объем финансирования образовательных учреждений Пермской области по сравнению с 2000 г. вырос в 1,26 раза, за 2002 г. по сравнению с 2001 г. — в 1,34 раза. А за три года, с 2000 по 2003гг, этот объем вырос в 1,69 раза.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение образовательных учреждений по принципу эффективности с указанием конкретных целей, на которые они могут быть использованы. Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные в бюджете РФ, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Проверку эффективности и целенаправленности использования бюджетных средств осуществляют органы государственного финансового контроля при проведении предварительного, текущего и последующего контроля.

Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательные учреждения, несмотря на регулярные проверки, допускают финансовые нарушения. В результате анализа материалов последующего государственного финансового контроля за 1999 — 2002 гг, проведенного КРУ МФ РФ в Пермской области по итогам каждого финансового года, установлено, что финансовые нарушения выявлены более чем в 85% государственных образовательных учреждений.

В принятом решении межведомственной комиссии Совета Безопасности при Президенте РФ отмечено, что сегодня финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для национальной безопасности страны.

Одной из причин наличия финансовых нарушений является отсутствие в бюджетном законодательстве норм и четких формулировок, позволяющих однозначную трактовку понятия «финансовое нарушение». Поэтому актуальность диссертационного исследования обусловлена также недоработкой и противоречивостью нормативно-правовой базы.

Среди всех проблем, связанных с осуществлением последующего государственного финансового контроля, центральное место занимает проблема отсутствия универсальной методической базы, что вызывает определенные трудности при проведении ревизий.

Необходимость изучения организации последующего государственного финансового контроля обусловлена, с одной стороны, недоработкой нормативно-правовой базы и отсутствием методической базы, с другойпроблемой результативности самого последующего государственного финансового контроля.

Таким образом, оценка результативности государственного финансового контроля является актуальной задачей, требующей решения.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.12. — Бухгалтерский учет, статистика: п. 1.3. Методология учета, контроля и анализа финансовых результатовп.2.4. — Методология разработки программ аудита и плана проверок.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время вопросы государственного финансового контроля недостаточно разработаны. В общем случае экономисты и юристы исследуют контроль как сферу деятельности органов государственного управления и определяют его как одну из форм управленческой деятельности.

Широко известны исследования в этой области таких ученых, как И. А. Белобжецкого, Н. Т. Белухи, В. И. Видяпина, Э. А. Вознесенского, Е.Ю.

Грачевой, Ю. М. Иткина, Е. А. Кочерина, JI.M. Крамаровского, Т. М. Мезенцевой, Г. А. Соловьева, В. И. Стражева, и др. Анализ работ отечественных авторов показал, что, в основном, рассматривается круг вопросов, связанных с теорией и практикой государственного финансового контроля в основном доперестроечного периода.

В процессе диссертационного исследования были изучены и обобщены теоретические и методические разработки рассмотрения вопросов стандартизации и поиска форм финансового контроля в условиях российских реалий настоящего периода, содержащиеся в трудах российских ученых В. В. Бурцева, Ю. А. Данилевского, А. В. Крикунова, Л. Н. Овсянникова, В. И. Подольского, В. А. Привезенцева, А. Н. Пыткина, В. М. Родионовой, В. И. Тимофеева, А. Г. Фирсова, Т. Г. Шешуковой, С. О. Шохина и др.

Вместе с тем явно недостаточно работ, в которых бы разрабатывались обоснованные методологические и практические рекомендации, учитывающие действующую нормативную базу и направленные на повышение результативности государственного финансового контроля.

Среди зарубежных ученых, рассматривающих проблемы государственного финансового контроля, следует отметить Дж. Робертсона, Д. Стрика, А. Шика и др. Однако, анализ работ зарубежных авторов показал, что зарубежный опыт не всегда можно применить к российскому менталитету.

Таким образом, степень разработанности проблемы характеризуется недостаточностью как теоретических исследований данного вопроса, так и практических рекомендаций.

Объект диссертационного исследования — образовательные учреждения и органы последующего государственного финансового контроля в Пермской области. В настоящем диссертационном исследовании под образовательными учреждениями понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления функций начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Предмет исследования — совокупность теоретических, методологических и организационно-методических аспектов последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.

2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

3. Классифицировать финансовые нарушения, выявленные в результате последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

4. Разработать универсальную методику последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

5. Определить факторы, влияющие на повышение результативности последующего государственного финансового контроля.

6. Обосновать метод комплексной оценки уровня результативности последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

Теоретическая и методологическая основа исследования — научные публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, нормативная и законодательная база по вопросам регулирования государственного финансового контроля, внутренние методические материалы, используемые на практике при проведении государственного финансового контроля, материалы методических семинаров по теме исследования.

Методы исследования: методы системного, финансового, статистического и факторного анализа.

Информационная база исследования: материалы ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, компьютерные справочно-правовые системы, web-публикации, материалы научно-исследовательских работ федерального и регионального значения, методические рекомендации, разработанные автором.

Защищаемые положения и их научная новизна. В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

1. Уточнен понятийный аппарат и методологические основы государственного финансового контроля, предусматривающий учет и контроль не только финансовых, но и материальных потоков, образуемых за счет бюджетных средств.

2. Предложена классификация финансовых нарушений, основанная на пооперационном подходе к процессу последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

3. Разработана универсальная методика последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений, позволяющая определить соблюдение как принципов использования бюджетных средств, так и правовых оснований, определенных при выделении этих средств.

4. Определены факторы, влияющие на повышение результативности последующего государственного финансового контроля.

5. Обоснован метод комплексной оценки уровня результативности последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанная в диссертации методика проверки бюджетных организаций нашла применение в практике проведения контролерами-ревизорами КРУ МФ РФ в Пермской области ревизий образовательных учреждений.

Предложенные автором методики позволяют повысить результативность последующего государственного финансового контроля. Эти методики могут также использоваться аудиторскими фирмами при аудите организаций всех форм собственности.

Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе изучения курсов «Аудит», «Контроль и ревизия».

Апробация работы. Методологические положения и практические рекомендации реализованы работниками КРУ МФ РФ в Пермской области в процессе ревизий образовательных учреждений.

Результаты диссертационного исследования использованы при ревизиях образовательных учреждений, проведенных КРУ МФ РФ в Пермской областипри ревизии Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Пермской областипри организации бухгалтерского учета в Пермском государственном техническом университетепри проведении ООО «Аудиторская фирма «АУДИТ-ФИНАНС» аудиторских проверок.

Публикации. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 10 публикациях, общим объемом 12,52 п.л., объем личного вклада автора диссертации — 10,52 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня нормативных актов, списка литературы и приложений. Она изложена на 163 страницах основного текста, содержит 21 рисунок и 17 таблиц, библиографический список из 172 наименований.

Заключение

.

В любом обществе, любом государстве необходим контроль за расходованием государственных средств. Этот контроль должен вестись на уровне государства. Система контроля является подсистемой социального управления и во многом обеспечивает сохранение системой ее качественных характеристик, функционирования и развития. Организация и функционирование эффективной системы государственного финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики.

Как отмечает д.э.н., проф. Подольский В. И., основными функциями государственного финансового контроля являются:

Проверка сохранности и целевого использования бюджетных средствконтроль правильности и качества использования кредитных ресурсов"89.

В результате анализа теоретико-методологических основ государственного финансового контроля установлено следующее: государственный финансовый контроль есть одна из функций государственного управления. При проведении государственного финансового контроля важно учитывать не только финансовые потоки, но и материальные.

Основным источником правового обеспечения государственного финансового контроля является нормативно-правовая база. Действующая нормативно-правовая база имеет ряд существенных недостатков:

Государственный финансовый контроль не стандартизирован, нет общих правил контроля;

Нормативно-правовые акты содержат много отсылочных норм. Порой для того, чтобы определить норму, регламентирующую конкретный вопрос, приходится по кругу просматривать десятки, а то и сотни нормативноправовых актов;

Некоторые подзаконные нормативно-правовые акты противоречат законодательной базе;

Излишняя динамичность нормативно-правовой базы. Не успеваешь осмыслить один нормативно-правовой акт, как выходит уже другой, отменяющий первый и т. д.

В работе рассмотрены все три формы государственного финансового контроля: предварительныйтекущийпоследующий.

Установлено, что предварительный и текущий государственный финансовый контроль осуществляют органы федерального казначейства, а последующий — территориальные органы КРУ МФ РФ в субъектах федерации и Счетная палата РФ. Поскольку Счетная палата РФ проводит последующий государственный контроль на уровне законодательной ветви власти, ее деятельность не является предметом рассмотрения данной работы.

Государственные органы, осуществляющие последующий государственный финансовый контроль образовательных учреждений по действующей нормативной базе функционируют с 1998 г. после опубликования постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 888 «О территориальных контрольно — ревизионных органах Министерства Финансов Российской Федерации».

В результате диссертационного исследования уточнен понятийный аппарат последующего государственного финансового контроля. Даны авторские определения следующих понятий: «государственный финансовый контроль», «финансовое нарушение», «методика последующего государственного финансового контроля».

Особенности организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений состоят в следующем.

В связи с неуклонным ростом объема финансирования и большим документооборотом ВУЗы проверяются ежегодно. При ревизиях подлежит про.

89 Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин и др.- Под ред. проф. В. И. Подольского. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 11. верке и внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Разделение деятельности образовательных учреждений в зависимости от источника поступления денежных средств, порождает и раздельный бухгалтерский учет, и разные отделы бухгалтерской службы образовательных учреждений. Поэтому структура бухгалтерии образовательных учреждений имеет две ветви: бюджетную и внебюджетную.

В результате теоретического и эмпирического анализа финансовых нарушений, представлена их классификация. Установлено шесть основных групп финансовых нарушений: по организации бухгалтерского учетапо формированию расходовпо операциям с имуществом и материальными запасамипо расчетным операциям с организациямипо расчетным операциям с работникамипо кассовым операциям.

Классификация типичных финансовых нарушений служит для целей повышения результативности последующего государственного финансового контроля.

Организационно-экономическими предпосылками совершенствования последующего государственного финансового контроля являются следующие причины. Одной из главных причин распространения трудностей и негативных процессов в социально-экономическом развитии России, которые проявились в последние годы, явилась недооценка роли контроля, несовершенство некоторых звеньев в системе контрольной работы. В настоящее время в России система государственного финансового контроля функционирует недостаточно эффективно. Совершенно очевидно, такое положение нельзя считать нормальным, это значительно ослабляет российскую государственность и является одной из основных причин ее низкой результативности. В принятом на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности решении отмечено, что сегодня финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для национальной безопасности страны. Следует отметить, что ревизиями и проверками охвачено лишь около 30% всего объема средств, профинансированных из федерального бюджета.

В результате диссертационного исследования, автором установлено, что процесс осуществления последующего государственного контроля можно условно разбить на четыре этапа: подготовительныйорганизационныйрабочийреализационный.

Рассмотрев проблемы, возникающие при осуществлении последующего государственного финансового контроля, автором установлены основные четыре фактора, влияющих на его результативность:

1. Степень систематизации процесса последующего государственного финансового контроля.

2. Уровень взаимодействия контролирующих органов.

3. Уровень квалификации кадров.

4. Уровень автоматизации процесса последующего государственного финансового контроля.

Используя детерминированный факторный анализ, автором разработана двухуровневая детерминированная факторная система.

Комплексным показателем этой системы является уровень результативности последующего государственного финансового контроля. Формой зависимости между результативным показателем и факторами первого уровня является мультипликативная модель.

При этом каждый фактор выражен в виде коэффициента, имеющего количественное выражение. А результативный показатель определяется как произведение факторов первого уровня.

Учет аспектов теоретико-методологических основ государственного финансового контроля и организационно-экономических предпосылок его совершенствования должен привести к обеспечению результативности организации последующего государственного финансового контроля при проведении ревизий образовательных учреждений.

Организация эффективно действующей системы государственного финансового контроля образовательных учреждений является насущным требованием современной общественно-политической и социально-экономической ситуации в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.99 № 184-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 07.08.01 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  6. Федеральный закон от 22.02.99 № Зб-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 г.»
  7. Федеральный закон от 31.12.99 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.»
  8. Федеральный закон от 27.12.00 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.»
  9. Федеральный закон от 30.12.01 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г.»
  10. Федеральный закон от 24.12.02 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 г.»
  11. Постановление Правительства от 22.03.99 № 327 «О мерах по реализации федерального закона „О федеральном бюджете на 1999 г.“».
  12. Постановление Правительства от 13.03.00 № 222 «О мерах по реализации федерального закона „О федеральном бюджете на 2000 г.“».
  13. Постановление Правительства от 30.03.01 № 255 «О мерах по реализации федерального закона „О федеральном бюджете на 2001 г.“».
  14. Постановление Правительства от 28.02.02 № 132 «О мерах пореализации федерального закона „О федеральном бюджете на 2002 г.“».
  15. Постановление Правительства от 10.02.03 № 85 «О мерах по реализации федерального закона „О федеральном бюджете на 2003 г.“».
  16. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 Г. N 273 «Об утверждении положения о Министерстве Финансов РФ».
  17. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 888 «О территориальных контрольно ревизионных органах Министерства Финансов Российской Федерации».
  18. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.02 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».
  20. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  21. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
  22. Указание ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».
  23. Приказ МФ РФ от 07.02.03 № 15н «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».
  24. Приказ МФ РФ от 31.12.02 N 142н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».
  25. Приказ МФ РФ от 11.12.02 N 127н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
  26. Приказ МФ РФ от 30.12.99 № 107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».
  27. Приказ МФ РФ от 24.07.00 № 74н «О приостановлении финансирования при нарушении сроков представления бухгалтерской отчетности».
  28. Приказ МФ РФ от 14.04.00 № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами МФ РФ».
  29. Приказ МФ РФ от 26.04.01 N 35н «Об утверждении „Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ“».
  30. Приказ МФ РФ от 15.06.00 № 54н «Об утверждении «Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью».
  31. Приказ МФ РФ от 17 февраля 1999 г. N 15н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов».
  32. Приказ МФ РФ от 13.06.95 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
  33. Приказ МФ РФ от 17.02.95 № 111 «О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета».
  34. Решение Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 N 40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».
  35. Письмо Департамента государственного финансового контроля МФ РФ от 05.01.03 № 09−02−18/7.1.
Заполнить форму текущей работой