Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договор нормативного содержания как источник права

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предметы ведения федерального центра включаются наиболее важные вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, введение особых правовых режимов и т. д. К исключительному ведению субъектов федерации отнесены: вопросы организации деятельности территориальных органов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Нормативный договор как источник внутригосударственного права
  • 2. Нормативный договор как источник международного права
  • 3. Схема
  • Список использованных источников

Договор нормативного содержания как источник права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Нормативный договор как источник внутригосударственного права

Нормативный правовой договор как источник права признается во всех правовых системах. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время. Нормативный договор очень развит в области международных отношений. Международный договор — это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве. В конституционном праве — договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов в составе Российской Федерации. В трудовом праве значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Коллективный договор — это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия, учреждения, организации. В гражданском праве — это договоры купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, подряда, перевозки и т. д., которые устанавливают взаимные юридические права и обязанности между субъектами гражданских правоотношений.

Значимость нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признавающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности .

Нормативно-правовой договор характеризуют следующие основные признаки:

— предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

— заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

— содержание норм общего характера;

— добровольность заключения, т. е. свободное волеизъявление сторон;

— равенство сторон как партнеров;

— согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

— эквивалентный, чаще всего возмездный, характер;

— взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

— охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

— распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

— рассчитаны на неоднократное применение;

— как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

— продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

— содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

— законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

Нормативный договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

С распадом СССР и обретением государственного суверенитета в Российской Федерации начался процесс формирования законодательства, определяющего правовые основы создаваемого института федерального вмешательства как необходимого условия функционирования государства с федеративной формой территориального устройства. Первым шагом на пути решения этой проблемы было разграничение на конституционном уровне предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации (ст. 71 — 72 Конституции РФ). Затем стали приниматься нормативные правовые акты, детализирующие это положение Конституции Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами является наиболее сложной проблемой на теоретическом и практическом уровнях. Этот процесс в значительной степени является предметом конституционно-правового (определение полномочий) и административно-правового (механизм реализации) регулирования.

В предметы ведения федерального центра включаются наиболее важные вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, введение особых правовых режимов и т. д. К исключительному ведению субъектов федерации отнесены: вопросы организации деятельности территориальных органов власти; обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка; охрана окружающей среды и т. д. К предметам совместного ведения отнесены вопросы, решение которых необходимо, соблюдая баланс интересов, решать на различных управленческих уровнях в силу их специфического характера.

31 марта 1992 г. в городе Москве были ратифицированы три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий. Они закрепляли допустимость взаимного делегирования прав на основе специальных соглашений между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

В период заключения договорных отношений они, несомненно, сыграли положительную роль в вопросах формирования фактически нового государства, приостановив «центробежные» настроения отдельных регионов. По прошествии определенного времени содержание подписанных договоров практически свелось на нет.

В одном из проектов Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривалось, что подобные договоры могут заключаться только в исключительных случаях, исходя из экономических, географических и иных особенностей регионов. Такое возможно лишь в той мере, «в которой указанные особенности обусловливают иное, чем установленное в федеральных законах, разграничение полномочий». Договоры должны содержать конкретные права и обязанности сторон и утверждаться федеральным законом.

При существующей тенденции повышения роли договора, характерной для всего современного права, проблема нормативного договора и договорного правотворчества приобретает особое значение. Прежде всего концепция рассмотрения договора как источника правовых норм представляется более корректной и адекватной существующим общественно-экономическим, политическим и правовым условиям, а также является достаточно удобной как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Относительное единство в вопросе выделения нормативного договора из общей массы договоров не означает единого понимания данного правового явления. Как уже говорилось ранее, в учебной и научной литературе зачастую можно встретить самые разнообразные категории, характеризующие, по сути дела, один и тот же источник права — нормативный договор. В одном случае его называют «нормативный договор», «правовой договор», в другом — просто договор, иногда вообще типовой договор, а нередко «договор нормативного содержания» или «договор с нормативным содержанием»; можно встретить и другие сочетания.

Для дальнейшего исследования необходимо прежде всего определиться с терминологией. Особое внимание стоит обратить на результат, получаемый при заключении такого договора. Поскольку любой источник права устанавливает определенное правило поведения, то суть договора как источника права состоит в установлении правовой нормы.

Авторы так называемых «содержательных» определений нормативного договора явно не проводят четкого разделения между волеизъявлениями (действиями) и их формой (документальными актами). Как волеизъявление договор устанавливает правовые нормы. А документ, безусловно, нормы содержит. В данном случае вопрос сводится к соотношению формы и содержания. Как известно, форма без содержания бесполезна и бессмысленна, так же как содержание без формы не имеет внешнего оформления и неосязаемо. Но первично, разумеется, действие, поэтому основной акцент в понимании нормативного договора надо делать именно на нормоустановление. Все то положительное, что отражают «содержательные» определения, состоит в указании на нормативное начало как специфическую особенность по сравнению с другими договорами.

Таким образом, независимо от того, как воспринимать договор (как соглашение или правовой акт), сущность нормативного договора сводится к нормоустановлению. Договор нормативного содержания, по сути, представляет собой индивидуальный договор, который урегулирован нормой права и основан на воле конкретных индивидов, потому лишен нормативности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 21.01.2009 г.
  2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLII, 1988.
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
  4. Большая советская энциклопедия в 30 томах. Издание 1969 — 1978 гг. // Russ Portal Company Ltd (электронная версия), 2001 // www.rubricon.com.
  5. А.А. Природа нормативного договора // История государства и права. № 2, 2008.
  6. Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  7. А.Б. Теория государства и права. Издание 5. — М.: Омега, 2009.
  8. А.О. Объект и цель международного договора // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 53, 2006.
  9. Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды): Дис. … к.ю.н. СПб., 2001.
  10. Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.
  11. И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  12. М.Н. Проблемы теории государства и права. — М.: Проспект, 2009.
Заполнить форму текущей работой