Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен состязательности в античных полисах Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, в современной науке существуют значительно менее изученные стороны агонистики. Первым концепцию агональности как специфически эллинской черты стал разрабатывать в 80-х годах XIX в. Якоб Буркхардт. Его большой труд первоначально получил известность в форме лекций и лишь после смерти ученого был полностью опубликован под названием «История греческой культуры». Актуальность настоящего… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Феномен состязательности в историческом развитии агональной культуры
    • 1. Семантика и метафизический смысл понятий «агон» и «агония»
    • 2. Историческая, содержательная и культурная характеристика понятий «агон» и «агония»
    • 3. Исчезновение принципа состязательности в столкновении христианской и агональной культур в культуре античности в целом и полисов Северного Причерноморья в частности
  • Глава II. Проявления феномена состязательности в агональной культуре полисов Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов
    • 1. Феномен Боспорского государства по данным эпиграфики и нумизматики эллинистического и римского периодов
    • 2. Особенности проявления феномена состязательности в агональной культуре полисов Северного Причерноморья по данным погребальной эпиграфики эллинистического и римского периодов
  • Заключение
  • Список литературы и источников

Феномен состязательности в античных полисах Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования основана на том, что на протяжении почти всей истории изучения античности ученые, хотя и признавали за состязательностью важную роль в системе культурных ценностей античной эпохи, но не уделяли этому явлению должного внимания.

Между тем в феномене состязательности, как ни в какой другой сфере деятельности наиболее наглядно реализовывалось стремление человека прославиться, добиться первенства, тот, как писал А.-И. Марру, «агонистический идеал существования», в котором, после блестящих исследований Якоба Буркхардта, принято видеть одну из самых существенных сторон греческой души". Также необходимо отметить, что феномен состязательности, называемый так же агональной культурой, с учетом исторических процессов, вследствие которых данная культура была вытеснена и снова возродилась только с возвращением Олимпийских Игр, как одного из продуктов агональной культуры, имеет четкие исторические связи и влияние на социальные процессы современного общества, т.к. в настоящее время снова переживающего расцвет агональной культуры. Через состязание древних атлетов агональность в античную эпоху обрела универсальный социальный статус. Парадигма античного агона составляет основу современного олимпизма и спорта в целом.

Изучение феномена состязательности путем анализа публикаций об эпиграфических памятниках культуры позволит попытаться связать определенные археологические свидетельства с тенденциями развития феномена состязательности. Не случайно спортивные реалии и их терминология находили такой большой отклик у греческих и римских авторов, начиная с Гомера и кончая христианскими писателями, сочинения которых содержат многочисленные непосредственные описания спортивных соревнований.

Степень изученности проблемы. Исследование феномена состязательности в античных полисах проходило в первую очередь на основе анализа античного атлетизма. Первым новоевропейским исследованием, затрагивающим атлетическую тематику, стала вышедшая в Венеции в 1575 г. книга Иеронима Меркуриала De arte gymnastica («О гимнастическом искусстве»). Той же традиции следует и сочинение Сабатье Les exercices du corps chez les anciens («Телесные упражнения древних»), которое вышло в Шалоне в 1772 г. Однако, в целом, для XVII — начала XIX столетий характерен слабый интерес к агониальной тематике. К середине XIX в. ситуация изменяется. Причиной тому — подъем олимпийского движения, главным результатом которого стало возобновление в 1896 г. Олимпийских игр. В XIX—XX вв. появляется целая серия уже признанных классическими работ о древнегреческом спорте. Одним из общих недостатков всей новоевропейской литературы о состязаниях в древности является не вполне осознанная тенденция модернизировать историю, в основе которой лежит убеждение, что в античности все обстояло более или менее так, как сейчас. Такой подход вполне уместен (правда, не без оговорок), когда речь идет, к примеру, о «физической» составляющей греческих единоборств, о применяемых атлетами ударах, бросках и т. п. Другое дело — духовная атмосфера той отдаленной от нас эпохи, которую в значительной степени отображает эпиграфика.

Вместе с тем, в современной науке существуют значительно менее изученные стороны агонистики. Первым концепцию агональности как специфически эллинской черты стал разрабатывать в 80-х годах XIX в. Якоб Буркхардт. Его большой труд первоначально получил известность в форме лекций и лишь после смерти ученого был полностью опубликован под названием «История греческой культуры» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой