Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус индивидуального предпринимателя

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С введением этого Закона создан, по сути, новый порядок государст-венной регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности. Это обеспечивается единой системой законодательства, определяющего порядок и процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также единой системой регистрирующих органов. Впервые создана общая система государственной регистрации для всех… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие, сущность, приобретение и прекращение статуса индивидуального предпринимателя
    • 1. 1. Понятие и сущность юридической категории «индивидуальный предприниматель»
    • 1. 2. Приобретение статуса индивидуального предпринимателя
    • 1. 3. Банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя
  • Глава 2. Основные проблемы и перспективы правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя
    • 2. 1. Проблемы правосубъектности индивидуального предпринимателя
    • 2. 2. Проблемы, возникающие при банкротстве индивидуального предпринимателя
    • 2. 3. Специфика и проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта права общей собственности
    • 2. 4. Проблемы, вызванные статусом учредителей некоторых коммерческих юридических лиц
  • Заключение
  • Список литературы и источников
  • Глоссарий

Правовой статус индивидуального предпринимателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего дипломного исследования. Предпринима-тельство — сложный и важный элемент современного общества, а предприниматель — одна из его ключевых фигур. В современных условиях, когда глобализация становится одной из важнейших тенденций современной цивилизации, психологический анализ предпринимательства представляется очень важным как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Конъюнктурный всплеск интереса к предпринимательству, наблюдав-шийся в середине 2000;х годах и порожденный эйфорией предвкушения экономического чуда, угас вместе с радужными надеждами, не сформировав целостного взгляда на предпринимательство как в целом, так и в частности — без образования юридического лица.

За последние годы в Российской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес.

Наиболее простой и чаще встречающейся формой осуществления предпринимательской деятельности является использование статуса индивидуального предпринимателя. Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности вытекает из общей правоспособности гражданина: ст. 18 ГК РФ включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью. «На сегодняшний день в России зарегистрировано почти 5 миллионов индивидуальных предпринимателей, что составляет около 3,3% всего населения страны. Ежегодно в стране регистрируется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей» .

Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет ряд пре-имуществ перед другими организационно — правовыми формами предпринимательства, но она имеет также и некоторые недостатки (полная имущественная ответственность индивидуального предпринимателя). Кроме того, при занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью порой возникают некоторые трудности и проблемы.

При вступлении в силу первой редакции этого Закона, первоначально определявшего только вопросы государственной регистрации юридических лиц, были внесены существенные изменения во многие законодательные акты Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Впервые, как отмечено в книге Ю. В. Алексеева, были изменены нормы ГК РФ под вновь изданный Закон. Статья 51 ГК РФ была изложена в новой редакции, внесены изменения в пункт 2 статьи 61 ГК РФ, изложены в новой редакции пункт 2 статьи 54 ГК РФ, пункты 1 и 2 статьи 62 ГК РФ, пункты 2 и 5 статьи 63 ГК РФ. Такого большого количества изменений в Гражданский кодекс не вносилось с момента введения его в действие. Все последующие изменения, вносимые в настоящий Закон, как правило, также изменяли многие законодательные акты и вносили изменения в ГК РФ. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» распространил действие настоящего Закона и на регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменил при этом и первоначальное название Закона. Теперь это уже Закон «О государст-венной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей». И в соответствии с новыми требованиями о государственной регистрации во многие законодательные акты опять были внесены дополнения и изменения Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР». Так, в частности, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ окончательно были отменены все ранее действовавшие нормативные документы, связанные с вопросами государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Долгое время регистрация юридических лиц и граждан Российской Федерации, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), осуществлялась на основании различных законодательных актов, часто противоречащих друг другу. Особенно большие разночтения были в определении сроков регистрации как юридических лиц, так и граждан Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей. До принятия этого Закона государственная регистрация осуществлялась на основании ряда разрозненных нормативных документов. Для юридических лиц это отдельные статьи Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ряд других нормативных документов, регулирующих отдельные виды деятельности. Для физических лиц основными документами, определяющими порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, были Положение о порядке государственной регистрации субъектов пред-принимательской деятельности и Закон РСФСР от 07.12.1991 № 2001;1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся пред-принимательской деятельностью, и порядке их регистрации». Теперь все эти разрозненные законодательные акты заменены одним Законом, определяющим порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок, одинаковый для всех субъектов предпринимательской деятельности и регионов нашей страны.

Но и сам Закон в процессе его существования постоянно дорабатывался и претерпел изменения, ряд принципиальных дополнений были внесены в Закон на основании его практического применения. Так, например, существенные изменения были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Эти изменения внесли в Закон поправки, которые окончательно утвердили принцип «одного окна» — государственная регистрация, одновременная постановка на налоговый учет и регистрация во внебюджетных фондах. Концепция «одного окна», заложенная в этот Закон, представляет собой установление процедуры регистрации, предусматривающей одновременно с государственной регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя и постановку на учет в налоговых органах, регистрацию в качестве страхова-теля в территориальных органах Фонда социального страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации и присвоение кодов органами статистики. Все эти операции совершаются на основании однократного представления в регистрирующие органы документов, определенных статьями настоящего Закона. Конечная цель реализации концепции «одного окна» — сокращение административных барьеров на пути предпринимательства в России, дебюрократизация процедуры создания юридических лиц, государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. А также упрощение процедуры создания юридического лица, приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя. Уменьшение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса в стране, сокращение срока государственной регистрации с 1,5 — 2 месяцев до 10 — 15 дней — все это должно способствовать развитию предпринимательской деятельности в на-шей стране, скорейшему созданию так называемого «среднего класса».

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены дальнейшие достаточно принципиальные изменения в процедуры государственной регистрации: введение в Закон статьи 21.1, определяющей порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, а также соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, на основании которых регистрирующий орган имеет право принимать решение о прекращении деятельности юридических лиц, не представляющих отчетность о налогах и сборах. Эти нововведения предоставили регистрирующему органу право прекращать деятельность юридических лиц. Тем самым данная статья Закона уже определила еще одно условие, на основании которого юридическое лицо может прекратить свою деятельность. В очередной раз были внесены изменения в ГК РФ. Был еще и ряд изменений, вносимых в данный Закон, уточняющих отдельные моменты регистрации, в частности порядок оплаты государственной пошлины, состав представляемых документов или отдельные формулировки статей Закона.

Вступление в силу этого Закона принципиально поменяло порядок регистрации юридических лиц, существовавший в нашей стране ранее, значительно упростило решение многих вопросов, связанных с регистрацией, постановкой на налоговый учет, открытием расчетного счета в банке. Уведомительный порядок регистрации введен для большинства юридических лиц, но при этом сохраняются особенности регистрации для некоторых отдельных категорий юридических лиц. Так, политические партии, общественные и религиозные объединения по-прежнему предоставляют документы в органы юстиции, а кредитные организации — в Центральный банк РФ. Государственная регистрация кредитных учреждений, торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе профсоюзов) и религиозных организаций производится с сохранением прежнего порядка, с последующим предоставлением регистрирующими их органами информации органу, осуществляющему ведение государственных реестров для занесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. С введением уведомительного принципа регистрации сделан огромный шаг вперед для дальнейшей демократизации нашего общества. В настоящем Законе определено всего несколько возможных причин для отказа в государственной регистрации — это непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган для юридических лиц. Для ин-дивидуальных предпринимателей не допускается повторная государственная регистрация до истечения одного года со дня принятия судом решения о признании его банкротом или если в отношении его было принято решение о прекращении его деятельности в принудительном порядке.

С введением этого Закона создан, по сути, новый порядок государст-венной регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности. Это обеспечивается единой системой законодательства, определяющего порядок и процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также единой системой регистрирующих органов. Впервые создана общая система государственной регистрации для всех субъектов предпринимательской деятельности. Унифицированная информация о каждом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в виде записи в государственном реестре с государственным регистрационным номером позволяет быстро и оперативно получать полную необходимую информацию о том или ином юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Одновременно с введением в действие Закона используется и специальное программное обеспечение — ав-томатизированная электронная система «Регистрация», разработанная в Главном научно-исследовательском вычислительном центре Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ГНИВЦ МНС России). Эта программа позволяет вместе с бумажными формами создавать еще и электронные формы всех документов, применяемых при государственной регистрации юридических лиц, что является, несомненно, огромным достижением, отвечающим требованиям времени, а также одним из этапов перехода на электронный документооборот в масштабах всей страны.

Но внесение изменений во многие законодательные акты одновременно с внесением дополнений и изменений в Закон создает определенные трудности при его восприятии.

Цель данной работы — исследовать особенности правового статуса индивидуального предпринимателя.

Задачи работы:

— изучить действующую нормативно — правовую базу, регулирующую статус индивидуального предпринимателя,

— рассмотреть особенности порядка регистрации, функционирования и прекращения индивидуального предпринимательства,

— определить проблемы и перспективы правового регулирования индивидуального предпринимательства.

Объектом дипломного исследования являются правовые основы, закрепляющие понятие и содержание правового статуса предпринимателей без образования юридического лица.

Предметом исследования являются работы ученых по теме исследова-ния, материалы периодической печати, а также фактический материал из практики.

Методы исследования. Методологической основой работы является общий диалектический метод научного познания.

Практическая значимость. Положения и выводы исследования могут быть применены в учебных курсах и дальнейших научных исследования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части (первой главе освещены основы правового статуса индивидуальных предпринимателей, а вторая глава посвящена проблемам гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей), заключения и списка литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-лей"//Собрание законодательства. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.
  3. Методические разъяснении по порядку заполнения форм доку-ментов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденные Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3−09/16@//Бюллетень нормативных актов феде-ральных органов исполнительной власти. 2005. № 1.
  4. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 2000−1 «О регистрационном сбо-ре с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 360.
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 «Об ут-верждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 50. Ст. 5300
  6. Указ Президента РФ от 21.12.1996 № 1752 «Об основных доку-ментах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» //Собрание законодательства. 1996. № 52. Ст. 5914
  7. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля № 1482// Собрание законодательства. 1994. № 11. Ст. 1194.
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 № 8 «Об ут-верждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».
  9. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в преде-лах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713// Собрание законодательства. 1995. № 30. Ст. 2939.
  10. Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государ-ственной регистрации юридических лиц». М.: Юрайт-М, 2002
  11. Л., Лебедева Н. КФХ: проблемы и перспективы развития // Юрист. 2003. № 5.
  12. В.С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В. С. Якушева. М., 2001
  13. С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 1999. № 7.
  14. С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность (По-свящается памяти Ивана Федоровича Токмакова) // Сочинение в 2-х т. Т. 2. М., 1993.
  15. В. Новое в правовом регулировании несостоятельно-сти (банкротства) // Хозяйство и право. 2003. № 1.
  16. Т.А. Комментарий к Федеральному закону «О государст-венной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный). М., 2005.
  17. М.С. Налогообложение индивидуальных предпринимате-лей // Налоговый вестник. 2001. № 12
  18. С., Лапач В., Газарьян Б. Новый Гражданский кодекс и предпринимательство: проблемы регулирования // Хозяйство и право. 1995. № 10.
  19. Т. 703 несовершеннолетних предпринимателя. Плюсы и минусы подросткового бизнеса в нашей стране // Российская газета. № 133. 2004. 25 июня.
  20. И.А. Путь духовного обновления. — М., 1993
  21. История государства и права России. Учебник / Под ред. Титова Ю. П. М.: «ПРОСПЕКТ», 2008. С
  22. И. Установление субъектов ответственности за крими-нальные банкротства // Российская юстиция. 2002. № 3.
  23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Садикова О. Н. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997
  24. Ю.К. История государства и права в России: Учебное по-собие. М.: Российское педагогическое агентство, 2007.
  25. А.С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Исто-рия России. М.: «ПРОСПЕКТ», 2008.
  26. В.П., Уткин А. И. История России. XX век. М.: Дрофа, 2007.
  27. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоя-тельности (банкротстве)» / Под ред. Витрянского В. В. М.: Издательство «Ста-тут», 1998.
  28. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. Олейник О. М. М.: Юристъ, 2000.
  29. Предпринимательское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Олейник О. М. М.: Юристъ, 2000
  30. А.Н. Российское предпринимательское право. — М.: Смарт, 2006
  31. В.А., Тюкавкин А. А., Пахаруков А. А. Правовые про-блемы предпринимательской (экономической) деятельности. Иркутск, 2001.
  32. А.П. О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве // Юрист. № 8. 2003.
  33. Н.Б. Россия и Германия: новое законодательство о банкротстве. Сравнительно-правовой анализ // Законодательство. 1999. Вып. 1.
  34. Яковлев П. А. Правовой статус индивидуального предпринимате-ля/Экспертиза, 2009, № 11
Заполнить форму текущей работой