Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности функционирования семантики слова при личностных различиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе лексического наполнения АП исходных полисемантичных слов было выявлено, что формальные признаки, занимают незначительную часть от общего объема реакций. Основная масса экспериментального материала свидетельствует об идентификации слова с осознанием его значения. Доступ к информации, хранящейся в памяти, осуществляется по когнитивному, вербальному, сенсорному,.эмоциональному каналам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения значения слова
    • 1. 1. Психологическая структура значения слова
    • 1. 2. Процессы идентификации слова в индивидуальном сознании
    • 1. 2. Г. Фонетическое реагирование в процессе идентификации слова в индивидуальном сознании
      • 1. 2. 2. Эмоционально-оценочный компонент значения слова
    • 1. 3. Семантическое развитие слова в индивидуальном сознании
    • 1. 4. Личность как объект изучения
  • Выводы по главе 1
  • Глава. 2. Вопросы организации и проведения экспериментального исследования
    • 2. 1. Выбор метода исследования
      • 2. 1. 1. Первый этап эксперимента — подбор профиля предпочтений' испытуемых
      • 2. 1. 2. Второй этап эксперимента — свободный ассоциативный, эксперимент как основной метод исследования
    • 2. 2. Составление исходного списка слов
    • 2. 3. Отбор испытуемых и организация САЭ
    • 2. 4. Процедура анализа экспериментального материала
      • 2. 4. 1. Алгоритм внутриязыкового анализа полисемантичных слов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Количественный анализ и качественная интерпретация экспериментальных данных
    • 3. 1. Исследование первой группы слов-стимулов — полисемантичных 84 существительных
      • 3. 1. 1. Количественный анализ экспериментальных данных
        • 3. 1. 1. 1. Уровень стереотипности ассоциативных реакций интро- и экстравертов
        • 3. 1. 1. 2. Синтагматические и парадигматические ассоциации
    • 3. 2. Качественный анализ экспериментальных данных
      • 3. 2. 1. Идентификация значения слова по формальным признакам
      • 3. 2. 2. Идентификация значения слова по семантическим признакам
      • 3. 2. 3. Стратегии идентификации знакомого слова интро- и экстравертами
      • 3. 2. 4. Внутриязыковое сопоставление экспериментального материала
    • 3. 3. Исследование второй группы слов-стимулов — технических терминов
      • 3. 3. 1. Количественный анализ экспериментальных данных
        • 3. 3. 1. 1. Уровень стереотипности ассоциативных реакций 115 3.3.1.2. Синтагматические и парадигматические ассоциации интро- и экстравертов на материале технических терминов
    • 3. 4. Качественный анализ экспериментальных данных
      • 3. 4. 1. Идентификация значения слова по формальным признакам
      • 3. 4. 2. Идентификация значения слова по семантическим признакам
      • 3. 4. 3. Стратегии идентификации значения слова-термина
    • 3. 5. Исследование третьей группы слов-стимулов — псевдослов
      • 3. 5. 1. Количественный анализ экспериментальных данных
        • 3. 5. 1. 1. Уровень стереотипности ассоциативных реакций интро-и экстравертов 136 3.5.1.2. Синтагматические и парадигматические ассоциации интро- и экстравертов на материале псевдослов
    • 3. 6. Качественный анализ экспериментальных данных
      • 3. 6. 1. Идентификация значения слова по формальным признакам
      • 3. 6. 2. Опоры и стратегии идентификация псевдослова
    • 3. 7. Модель семантического развития в условиях интро- и экстравертизма
  • Выводы по главе 3

Особенности функционирования семантики слова при личностных различиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня установленным является факт развития значения слова в индивидуальном сознании. Этот процесс является непрерывным и не прекращается на протяжении всей жизни человека. В рамках психолингвистического подхода динамические аспекты семантики рассматриваются в совокупности с процессами и продуктами, связанными со становлением значения слова у индивида.

Данная диссертационная работа посвящена изучению особенностей функционирования значения слова в условиях интрои экстравертизма. Предлагаемые в работе модели, учитывающие специфику семантики при личностных различиях, интегрируют основные гипотезы семантического развития, объяснительный потенциал которых позволяет интерпретировать полученные результаты на качественно новом уровне.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена обращением к одной из ключевых проблем современного языкознания — проблеме формирования и функционирования языкового сознания человека.* Изучение семантической составляющей данной проблемы позволяет выявлять универсальные и специфические особенности процесса семантического развития, что делает возможным моделирование5) семантических процессов при личностных различиях.

Объектом исследования являются процессы функционирования семантики слова при личностных различияхпредметом — вербальные реакции, полученные в ходе психолингвистического эксперимента от испытуемых разных психологических типов.

Целью работы является изучение особенностей функционирования значения слова у интрои экстравертов, позволяющих судить о процессах семантической динамики в индивидуальном сознании и моделировать эти процессы на основе анализа экспериментальных данных. Для достижения цели было необходимо решить ряд задач:

1) обобщить имеющийся теоретический и экспериментальный материал по данной проблематикесформулировать рабочую гипотезу исследования;

2) составить список исходных слов для проведения свободного ассоциативного эксперимента с интрои экстравертами;

3) провести количественный и качественный анализ материаловэкспериментов и выявить особенности функционирования семантики слова при личностных различиях;

4) описать и сопоставить основные подгруппы реакций, полученных от испытуемых разных психотипов;

5) выявить стратегии: и опоры идентификации слова•-интрои экстравертами;

6) осуществить> экспериментальную проверку рабочей гипотезы* и построить модель семантического развития в индивидуальном сознании: интрои экстравертовобозначить перспективы, дальнейшего исследования:

Теоретическим? основаниемг диссертационного исследования послужили трудыЛ.С.Выготскрго, А. Н. Леонтьева, G .Л .Рубинштейна, И. Н. Горелова, Ю.С.СтепановаМ^А.Холодной, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина, А. И. Новикова, Ю: Н. Караулова, А. А. Залевской, Н. В. Уфимцевой, И. А. Стернина, Т. М. Рогожниковой, Н. О. Золотовой, А. ПБабушкина, А. Вежбицкой,. Е. Ю:Мягковой, А. П'.Журавлева, С. Г. Воркачева, Р. Л. Солсо, E. Clark, G. Fauconnier and M. Turner, Ch. Osgood, HlRuthrof. Значительное влияние на формирование авторской позиции оказали работы Л. М. Васильева, Т. М. Гарипова, Р. М. Гайсиной, Л. А. Азнабаевой, С. В:Ивановой- 3−3-Чанышевой:

В основу исследования положена концепция слова в лексиконе человека и теория* индивидуального знаниясозданные А. А. Залевской, концепция функционирования многозначного слова в идиолексиконе и интегративная модель семантического развития, разработанные Т. М. Рогожниковой. В i рамках названных теорий словотрактуется как средство доступа к единой перцептивно-когнитивно-аффективной информационной базе человека, формирующейся по законам психической деятельности, но под контролем выработанных систем норм и оценок.

В ходе анализа теоретического материала была сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой у интровертов и экстравертов, имеются существенные различия в протекании основных процессов семантического развития — генерализации и дифференциации, обусловленные личностными установками и требующие детального анализа и интерпретаций. Проводившиеся ранее исследования динамических аспектов семантики не учитывали указанные параметры, и все имеющиеся модели развития значения слова основываются на экспериментальных данных, полученных от испытуемых разных психотипов без их дифференциации.

Материалом для исследования послужили данные свободных ассоциативных экспериментов, проведенных со студентами 1−3 курсов разных специальностей Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). В эксперименте приняли участие 200 испытуемых — 100 экстравертов и 100 интровертов (по 50 мужчин и 50 женщин). В ходе эксперимента было получено 4400 ассоциативных реакций, полученных на 22 слова-стимула. Экспериментальный список состоял из трех групп слов-стимулов. Первую группу составили полисемантичные существительные, принадлежащие к ядру лексикона носителя русского языка: ЖИЗНЬ, ВОДА, ДЕНЬГИ, ЧЕЛОВЕК, СЧАСТЬЕ, КИНОвторуюнекоторые технические термины специальности ДВС (Двигатели внутреннего сгорания): ПАРОНИТ, ТРАВЕРСА, ДЕФЛЕКТОР, ПИТТИНГ, ЮЗ, БАББИТ, ЗОЛЬНОСТЬ, РОЯЛТИ, ТЕМПЛЕТ, ЭМУЛЯЦИЯ,' МЕСДОЗАв третью группу вошли псевдослова, заимствованные из сказок Л. С. Петрушевской: КАЙОДЛА, ЛЯПУПА, КАЛУША, БУТЯВКА,-ПЕРЕБИРЮШКА.

В качестве методов исследования были выбраны психолингвистический эксперимент (свободный ассоциативный^ эксперимент) — наблюдениепостэкспериментальный опроспилотажный экспериментописательно-сопоставительный методколичественный анализ. Для определения профиля предпочтений в качестве инструмента исследования, был использован опросник Майерс-Бриггс (MBTI — Myers Briggs Type Indicator).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Функционирование семантики слова у интрои экстравертов имеет ряд универсальных и специфических особенностей. Установлено, что процесс ассоциирования при личностных различиях может быть представлен как совокупность разнонаправленных стратегий реагирования, векторы которых приводят к выделению двух основных направлений: семантического и формального.

2. Обнаружены существенные различия в протекании основных процессов семантического развития — генерализации и дифференциации, обусловленные разными личностными установками.

3. Доминирование той или иной стратегии реагирования зависит от природы предъявляемых стимулов, запускающих процесс ассоциирования:

А) поиск слов в памяти у интрои экстравертов на материале полисемантичных слов происходит в большинстве случаев по линии смысловых признаков. Обращение к единицам поверхностного яруса форм слов является сопутствующим. Выделены следующие основные стратегии идентификации: стратегия слова как уяснение его значения для самого себястратегия категоризациистратегия с опорой на конкретную понятийную системустратегия с опорой на абстрактную понятийную системустратегия с опорой на эмоционально-оценочные переживанияопределительно-характеризующая стратегиядефиниционная стратегиятематическая стратегия. Смысловые ответы интрои экстравертов составили следующие подгруппы реакций: синонимичные/антонимичныеконкретныеабстрактныеоценочно-признаковыереакции-развертыванияреакции-прототипыреакции-пояснения. Среди формальных ассоциаций выделены следующие подгруппы: словообразовательные реакцииавтоматические реакцииэхолалические реакции.

Б) при анализе слов-терминов было выявлено, что поиск слов в памяти идет по линии смысловых и формальных признаков одновременно, но с доминированием последних. Анализ терминов позволил выделить следующие стратегии идентификации стимулов: функциональная стратегиястратегия по сходству звукобуквенного комплексастратегия с опорой на «промежуточное звено" — стратегия с опорой на эмоционально-оценочные переживаниядефиниционная стратегия. Стратегия идентификации слова по сходству звукобуквенного комплекса оказалась основной для всех групп респондентов. Смысловые ответы интрои экстравертов на материале слов-терминов составили следующие подгруппы реакций: функциональныеситуационныереакции-пояснения. Среди формальных реакций были выявлены следующие: словообразовательныевопросительныефонетическиеэхолалическиенулевые.

В) анализ псевдослов выявил процесс идентификации полинии формальных признаков. Установлены следующие стратегии идентификации: стратегия с опорой на звукобуквенный комплексстратегия с опорой на фонетический образ стимула как промежуточный элемент ассоциативного процессастратегия с опорой на морфологические компоненты словастратегия с опорой на морфологический компонент слова как промежуточный элемент ассоциативного процессастратегия с опорой на лексико-грамматический класс и грамматическую форму псевдословадефиниционная стратегиястратегия с опорой на, эмоционально-оценочные переживания. К числу основных подгрупп формальных реакций относятся: словообразовательныефонетическиеперсеверации от раздражителя. 4. Специфика моделей функционирования^ семантики^ слова в условиях интрои экстравертизма определяется разницей в протекании двух основных процессов, развития значенияслова: а) для интровертов характерна углубленная дифференциация* предметов и явлений действительностиб) экстравертов характеризует доминирование процесса генерализации.

Графическое представление вариантов моделей в основных направлениях развития совпадает с предложенной Т. М. Рогожниковой [1986, 2000] спиралевидной модельюразвития значения полисемантичного слова у испытуемых разных возрастов, выявляя объективную пригодность модели и дляг характеристики языкового поведения взрослых респондентов, имеющих разные личностные установки. Отличие модели функционирования семантики слова у индивидов, экстравертированного типа связано с выделением и обобщением наиболее существенного, отказом от деталей, высоким уровнем стереотипности, что позволяет «вытянуть» спираль вертикально (вертикальный вектор) — и увеличить количество витков, уменьшив диаметры каждого витка. Явно выраженная тенденцияк дифференциации предметов и явлений, большое количество единичных и разных реакций у интровертов увеличивает диаметр витков* спирали (горизонтальный вектор) и уменьшает количество витков спирали по сравнению с экстравертами.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором 1) впервые предпринята попытка комплексного изучения особенностей функционирования значения слова в индивидуальном сознании интрои экстравертов- 2) выявлены основные закономерности и особенности идентификации интрои экстраиспытуемыми полисемантичных стимулов, исходных терминов и псевдослов- 3) впервые на материале личностных различий апробирована методика создания, «идеальной» экспериментальной ситуации для расширения и сужения ассоциативного процесса до уровней, позволяющих эксплицировать стратегии реагирования- 4) предложена модифицированная модель функционирования семантики слова у интрои экстравертированных типов индивидов — вариант спиралевидного изображения, ставший логическим продолжением, уже существующей модели семантического развития.

Теоретическая значимость диссертации основываетсяна рассмотрении специфики и закономерностей путей развития значения слова в рамках интегративного подходана описании универсальных и специфических особенностей семантического развития интрои экстравертовна признании факта влияния предшествующего опыта индивида на установление связи между словоформой и хранящейся-в памяти информации при идентификации исходного слова. Данное исследование вносит определенный вклад в развитие психолингвистической теории слова. Результаты работы расширяют существующее в теории ассоциативно-вербальной сети представление о многообразии и многоуровневости задействованных в этой сети ассоциативных процессов.

Практическая значимость результатов заключается в возможности их применения! при решении целого ряда лингвистических и психолингвистических задач. Полученные результаты будут способствовать обнаружению универсальных механизмов, лежащих в основе использования индивидом языковых единиц и увязываемых с ними структур знанил. Основные выводы и результаты найдут свое применение при чтении курсов общего языкознания и спецкурсов по проблемам психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Апробация результатов: научные и практические результаты были представлены в виде докладов и сообщений на симпозиумах, научных, научно-методических конференциях разного уровня: международных — XVT симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, Москва: РАН, 2009; ГУ «Березинские чтения», Москва: МГЛУ, 2008; Уфа: УГАТУ, 2008; всероссийских и региональных — Москва-Ульяновск, 2008; УГАТУ, 2006, 2007; межвузовских — Уфа: УГАТУ. Новизна и уровень результатов исследования подтверждены дипломами участия во Всероссийской молодежной научной конференции «Мавлютовские чтения» (2007, 2008 гг.).

Результаты исследования были опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК (журнал «Искусство и образование» 2008, Вестник Челябинского государственного университета 2009, Вестник Нижегородского университета 2009). Основные результаты работы отражены в 18-ти публикациях.

Работа обсуждалась на заседании кафедры языковой коммуникации и психолингвистики УГАТУ (май, 2009).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения:

9. Результаты исследования послужили основой для построения моделей функционированиясемантики слова в индивидуальном сознании интрои экстравертовГрафически модели представлены? в виде вариантов спиралевидного изображенияразработанногоТ.М.Рогожниковой [1986, 2000]- в которых, вершинами являются: основные значения слов, а увеличивающиеся? в диаметре и по вертикали: круги представляют периферийные значения («зона семантическогораспыления»), связанные друг с другом и с основными различными' отношениями, которые, проявляются непосредственно или опосредованно в применяемых испытуемыми стратегиях идентификации значения слова.

10. Прогностический потенциал предложенныхмоделей позволит стать основанием для ряда теоретико-экспериментальных исследований на широком возрастном диапазоне с учетом многих параметров.

Заключение

.

Современный психолингвистический подход к изучению динамических аспектов семантики слова предполагает акцентирование внимания на индивиде и на тех семантических процессах, которые происходят в его сознании на протяжении всего его жизненного цикла. При понимании значения слова как достояния индивида слово трактуется как единицаментального (внутреннего) лексикона человека и средство доступа к единой информационной базе человека как сложный продукт перцептивно-когнитивно-аффективной переработки индивидом его многогранного опыта познания и общения.

Выделяется ряд гипотез, по-разному трактующих процессы развития значения слова: гипотеза генерализации, дифференциации, параллельно идущих процессов, характеризующе-определительного сдвига и типизация. Эти гипотезы позволяют моделировать семантическую динамику, в том числе с учетом личностных различий. Предложенная Т. М. Рогожниковой интегративная спиралевидная модель семантического развития позволяет объединить существующие гипотезы и доказывает их односторонность в отрыве друг от друга.

Настоящее сопоставительное исследование состояло из двух этапов. Первый этап эксперимента предполагал выявление принадлежности л испытуемого к тому или иному психологическому типуинтровертированному/экстравертированному. В качестве инструмента отбора в исследовании был выбран психологический тест — опросник Майерс-Бриггс. В качестве основного метода исследования в работе использован свободный ассоциативный эксперимент, результаты которого отражают индивидуальные особенности испытуемых.

В результате количественного анализа экспериментального материала установлено, что реакции экстравертов характеризуются более высоким уровнем стереотипности, чем у интровертов. Интроверты склонны давать больше единичных и разных ответов, чем экстраверты. Уровень стереотипности ассоциативных реакций у мужчин обеих экспериментальных групп на исходные слова выше, чем у женщин. Женские реакции менее стереотипны, более разнообразны, чем мужские. Разделение групп испытуемых ПО-'половой, принадлежности не ставило отдельной задачей изучение тендерного аспекта исследуемой. проблемы, цель научной работы предполагала на основе личностных различий изучаемых групп испытуемых выявить и описать особенности функционирования семантики слова.

Анализ парадигматических и синтагматических реакций показал, что экстраверты и интроверты склонны, давать больше парадигматических реакций. Выявленные показатели позволяют, нам говорить о том, чтовосприятие слова — это, в первую очередь,, восприятие некоторого образа, который чаще всего1 обозначает предмет. Наблюдается несущественная разница в количественных показателях. Женщины обеих групп дали больше многословных ответов в виде словосочетаний и предложений, чем мужчины.

Распознавание слов по линии формальных признаков привело к выявлению следующих подгрупп реакций: словообразовательные реакции, автоматические реакции, персеверации от раздражителя, эхолалические peaKifuu, нулевые реакции (отсутствие реакции), фонетические реакции, вопросительные реакции. '. —. В ходе качественной. интерпретации первой группы слов-стимулов — полисемантичных слов — было установлено, что поиск слов в памяти у интро-и экстравертов происходит в большинстве случаев по линии: смысловых признаков. Обращение к единицам поверхностного яруса лексикона является сопутствующим.

Анализ связей по смысловому признаку позволил выявить 7 основных подгрупп реакций: синонимичные/антонимичные реакции, реакции-развертывания, конкретные реакции, абстрактнъге реакции, оценочно-признаковые реакции, реакции-прототипы, реащии-пояснения.

При анализе лексического наполнения АП исходных полисемантичных слов было выявлено, что формальные признаки, занимают незначительную часть от общего объема реакций. Основная масса экспериментального материала свидетельствует об идентификации слова с осознанием его значения. Доступ к информации, хранящейся в памяти, осуществляется по когнитивному, вербальному, сенсорному,.эмоциональному каналам. Данное положение позволило выделить следующие опорные мотивирующие элементыобнаруживаемых в стратегиях идентификации слова — как уяснение его значения. для самого себястратегия категоризациистратегия с опорой на конкретную понятийную системустратегия с опорой на абстрактную понятийную системустратегия с опорой на эмогионалъно-оценочные переживанияопределителъно-характеризующоя стратегиядефиниционная стратегиятематическая стратегия.

Процесс идентификации знакомого слова обнаруживает значимость выхода за пределы непосредственно воспринимаемой информации, проявляющуюся в специфике опознания с привлечением продуктов многогранного когнитивно-аффективно-перцептивного опыта индивида при постоянном взаимодействии внешнего и внутреннего контекстов.

В ходе анализа реакций, полученных на исходные стимулы-термины, были выявлены следующие подгруппы смысловых реакций: функциональные реакции, ситуационные реакции, реакции-пояснения. Особенности идентификации слов терминологической лексики объясняются тем, что многие из предложенных исходных слов были незнакомыми для испытуемых. Доминирующей стратегией оказалась стратегия идентификации с опорой на звукобуквенный комплекс. Параллельно идентификация слова велась по семантическим признакам с опорой на функциональную стратегиюстратегию с опорой на промежуточное звеностратегию с опорой на эмоционально-оценочные переживаниядефиниционную стратегию.

Использование в качестве исследовательского материала псевдослов дало возможность замедлить процесс идентификации слова-стимула и тем самым обнаружить стратегии идентификации незнакомого испытуемым слова, слова, лишенного предметной отнесенности. В ряде случаев процесс идентификации происходит путем реагирования фонетически схожим со стимулом звукобуквенным комплексом. В таких случаях не привлекался личный опыт индивида, не происходило выхода на индивидуальную картину мира. Реагирование подобным образом требовало минимальных усилий от испытуемых. Были получены ассоциации с опорой на единицы поверхностного яруса ментального лексикона, но с последующим привлечением личного опыта индивида. В результате анализа данных были выявлены следующие стратегии идентификации: стратегия с опорой на звукобуквенный комплексстратегия с опорой на фонетический образ стимула как промежуточный элемент ассоциативного процессастратегия с опорой на морфологические компоненты словастратегия с опорой на морфологический компонент слова как промеэкуточный элемент ассоциативного процессастратегия с опорой на лексико-грамлштический класс и грамматическую форму псевдословадефиниционная стратегия.

Отличие модели функционирования семантики слова у индивидов экстравертированного типа связано с выделением и обобщением наиболее существенного, отказом от деталей, высоким уровнем стереотипности, что позволяет «вытянуть» спираль вертикально (вертикальный вектор) и увеличить количество витков, уменьшив диаметры каждого витка. Явно выраженная тенденция к дифференциации предметов и явлений, большое количество единичных и разных реакций у интровертов побудило нас увеличить диаметры витков спирали (горизонтальный вектор), за счет чего уменьшается их количество в спирали по сравнению с экстравертами.

Таким образом, на основе проведенного анализа экспериментального материала представляется возможным рассматривать особенности функционирования семантики слова в условиях интрои экстравертизма как совокупность протекания процессов генерализации, дифференциации, характеризующе-определительного сдвига и типизации.

Выбор материала исследования позволил замедлить процессы идентификации слова, в результате чего стало возможным выявление доминантных, а также обнаружение частных стратегий. Искусственно созданная экспериментальная ситуация позволяет ставить вопрос о ранжировании выявленных стратегий, о выявлении доминантных/субдоминантных стратегий реагирования.

Предпринятое исследование позволяет наметить основные пути дальнейшего изучения проблемы семантического развития в условиях интро-и экстравертизма. Важными представляются вопросы углубленного изучения актуализации функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция) в разных психологических установках с учетом возрастного параметра, исследования тендерного аспекта обозначенного, привлечения материалов межъязыкового сопоставления.

Последующие исследования будут способствовать углублению научных представлений о семантическом развитии и его функционировании в индивидуальном сознании интрои экстравертов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Развитие значения слова в индивидуальном сознании в условиях разных типов одаренности: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Уфа, 2007.-21с.
  2. JI.A. Принцип вежливости в английском диалоге: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 198с.
  3. Г. Ю. Психология паранормального. — М.: Эксмо, 2005. — 640с.
  4. Ю.В. Образ мужчины в языковом сознании современной российской женщины // Языковое сознание и образ мира: Вестник ИГЛУ. Сер. Психолингвистика / Отв. ред. Т. Л. Каменская. — Иркутск: ИГЛУ, 2004. -№ 8.-С. 13−20.
  5. Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416с.
  6. Н.П. Современные французские семантические теории (историко-эпистемологический анализ): Монография. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 196с.
  7. Л.В. Лингвокультурологический анализ модальности возможности (на материале современного английского языка): Дисс.. канд. филол. наук. Уфа: 2007. — 161с.
  8. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
  9. А. Соционика: Введение. / Сост. Л.Филиппов. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 1998. — 448с.
  10. Р.Г. Общая лексика материальной культуры народов Среднего Поволжья. — М.: Наука, 1989. — 199с.
  11. А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. С. 52−57.
  12. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Пер. с франц. -М*.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416с.
  13. Ш. Французская стилистика / Пер: с франц. Ml: Изд-во иностр. лит., 1961.-394с.
  14. JI.B. Тестирование лексики иностранного языка. — М.: Высшая школа- 1981.— 112с.
  15. Барсук JI. B: Психолингвистическое исследование особенностей идентификации- значений широкозначных слов (на- материале существительных): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1991. -16с.
  16. JI.B. Стабильность категории как функция идентификации признака, положенного в основу наименования // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1996. С. 5−8.
  17. JI.B. Категоризация как психолингвистическая модель установления- референции // Психолингвистические проблемы функционирования слова“ в лексиконе- человека: Коллект. монография. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999:1-С. 21−55.
  18. Белянин В: П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: МПСИ, 2009. -416с.
  19. Н.И., Дубровская JI.A., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное поле в онтогенезе). Пермь: Перм. гос. ун-т, 1995. — 255с.
  20. В.М., Круг И. В. Клиническая патопсихология. М.: НПО „МОДЭК“, 2002.-255с.
  21. Н.Н. Типология индивидуальности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 384с.
  22. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидности текстов. Автореф. дис.. д-ра филол. наук, JI., 1984. — 56с.
  23. И.В. Идентификация как компонент сложности понимания // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы межвузовской научно-методической конференции. Уфа: УГАТУ, 2001. — С. 22−27.
  24. И.В. Процесс ассоциирования и многоуровневый принцип строения лексикона // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы межвузовской научно-методической конференции. Уфа: УГАТУ, 2006. — С. 366−370.
  25. И.В. Коллективное бессознательное и ядро языкового сознания // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы межвузовской научно-методической конференции. — Уфа: УГАТУ, 2007. С. 61−64.
  26. Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. — С. 25−37.
  27. А.П. Национально-культурная специфика языкового сознания хакасов, русских и англичан (на материале ядра языкового сознания): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — М., 2002. -20с.
  28. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 142с.
  29. Э.А. Психологические особенности формирования экстра- и интровертированных черт личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Москва, 1997.-23с.
  30. JI.O. Проблемы экспертного лингвистического анализа речи // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV Международных Березинских чтений. Вып. 14. М.: ИНИОН РАН, МГЛУ, 2008. — С. 84−91.
  31. Ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. — Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. — С. 153−211.
  32. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. —1993. № 5. -С. 5−19.
  33. В.Н., Рамазанова А. П., Богомаз С. А. Познай других найди себя. (Лекции о психологических типах и их отношениях). — Томск, 1996. -185с.
  34. Л.М. „Стилистическое значение“, экспрессивность и эмоциональность как семантические категории // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. — Пермь: Пермск. ун-т, 1985. С. 3−9.
  35. JI.M. Современная лингвистическая семантика / Л. М. Васильев. М.: Высшая школа, 1990. — 176с.
  36. Л.М. Теоретические проблемы лингвистики (внутреннее устройство языка как знаковой системы) / Л. М. Васильев. — Уфа: Башк. гос. ун-т, 1994. 126с.
  37. Л.М. Коннотативный компонент языкового значения // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. Памяти Э. В. Кузнецовой. -Екатеринбург: Арго, 1997. С 35−40.
  38. А. Семантические универсалии и описание языка. М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 3−10.
  39. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Наука, 2001.-288с.
  40. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685с.
  41. Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развитая лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. — М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1999. 84с.
  42. В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М.: МГУ, 1989. — С. 46−60.
  43. В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. — 559с.
  44. М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации) Текст. М.: МГУ, 2000. — 128с.
  45. Е.М. Состояние и признаки. Оценки состояния // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982. — С. 320−339.
  46. Е.М. Функциональная семантика. Описание эмоциональных состояний. Главы из книги // Функциональная семантика: Оценка, экспрессивность, модальность. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. -С. 137−167.
  47. С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа: Монография. — Краснодар: Кубан. гос. тех. ун-т, 2002. 142с.
  48. , С.Г. Культурный, концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер: Гуманитарные науки. Т. 17. Вып. 2. Краснодар, 2003: — С. 268−276.
  49. С.Г. Постулаты лингвоконцептологии // Антология концептов. М.: Гнозис, 2007 — 512с.
  50. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Рос. Ун-т дружбы народов. — 1997. — 332с.
  51. Выготский Л1С. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной^психологии в начале XX в. // Вопросы психологии. — 1968. — № 2.1. СЛ 57−159.
  52. Выготский-Л.С. Мышление и речь. Изд.5. М^: Лабиринт, 1999: — 352с.
  53. Газизова-Л.В. Вопросы исследования процессов идентификации слова // Слово и текст: психолингвистический подход. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. Вып. 5.-С. 28−36.
  54. Л.В. Стратегии идентификации полисемантичного слова (на материале разносистемных языков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Уфа, 2006.- 25с.
  55. P.M. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. Саратов: Саратовск. ун-т, 1981. — 196с.
  56. Галерея ассоциативных портретов: монография / Т. М. Рогожникова и др.- под общей редакцией Т. М. Рогожниковой: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т.- Уфа: УГАТУ, 2009. 448с.
  57. Т.М. Учение о сингармонических параллелизмах в свете теории фонологических оппозиций: Вестник ВЭГУ. -' Сер: Филология. -№ 29/30. Уфа: „Восточный университет“, 2007. — С. 53−57.
  58. Гарипова: Р. Н. Ассоциативный эксперимент как метод психолингвистического исследования семантики // Лингво-методические проблемы обучения иностранным языкам в вузе: Материалы межвузовской конференции.—Уфа: БашГУ, 2006.-С. 66−69-
  59. Р.Н. Специфика развития значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы и патологии: Автореф. дис.. .. канд. филол. наук. -Уфа, 2007.-22с. • .'
  60. Н.А., К проблеме классификации ассоциаций // Тезисы Всесоюзного симпозиума по психолингвистике: и теории коммуникации. -М., 1988.-С. 38−39.
  61. Н.А. Ассоциативна структура значения слова в онтогенезе: Автореф. дис.. канд. фил. наук. — М., 1992. 21с.
  62. Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и ВШ. Романова: М.: ЧеРО, 2000. — 776с.68- Глухов В. П. Основы» психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: ACT- Астрель, 2005. 351с.
  63. В.Е., Сдобнова А. П. Осознание слова младшими школьниками (нулевая и. фонетическая ассоциативные зоны) // Развитие речи младших школьников. Изучение детской речи и методика развития речи. Саратов, 1992.-С. 27−44.
  64. И.Н. Избранные труды по психолингвистике- — М.: Лабиринт, 2003.-320с.
  65. Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьковом.: РА — Каравелла, 2001а. — 320с.
  66. Е.И. Тендерная проблематика в языкознании. Введение в тендерные- исследования. Ч. I. Учебное пособие, Харьков, ХЦГИ. Санкт-Петербург: Алетейя, 20 016. С. 508−511.
  67. Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма // Методология современной психолингвистики. — М., Барнаул: Алт. ун-т, 2003. С. 22−33.
  68. Т.Н. Психологические типы: семантика понятия «развитие»: учеб. пособие. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. — 188с.
  69. Т.Л. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры): Автореф. дис.. д-ра. филол. наук. М.: 1996: 52с. .'/76- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558с.
  70. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка: Монография. Омск: Вариант-Омск, 2005.- 260с.
  71. А.Р. К проблеме существования, характеристики- определения языковой картины/модели мира // Язык и межкультурная коммуникация: Сб. ст. I Международн. конф. Астрахань: Астраханский университет, 2007а. — С. 171−173.
  72. В.П. Русская терминология: опыт лингвистического описания. М., 1977. 246с.
  73. .В. Концепт образа мира в языковом- сознании русских, бурят и англичан-(национально-культурный аспект): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1999. — 24с.
  74. Дейк-Т.А', ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста// Новое в зарубежной лингвистике /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. — С. 153−211.
  75. Н.В. Национально-культурная специфика вербальных ассоциаций на некоторые казахские и русские слова // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1984. С. 40−49.
  76. Н.В. Казахско-русский ассоциативный словарь. Шымкен^- М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. — 242с.
  77. Н.В. Ассоциативные портреты — характеристики представителей русского и казахского этносов // Языковое сознание и образ мира. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. — С. 248−260.
  78. В.Н., Ушаков Д. В. Когнитивная* психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480с.
  79. А., Лытов Д. Эволюция взглядов Юнга на типологию Электронный ресурс. Режим доступа: http://socionics.spb.ru/issledovaniya/teoriyasotsioniki/elyashevitcha.lytovd.evolyutsiyavzglyadovyunganatipologiyu. Социон — 2009, свободный.
  80. Р.Д., Рудой Б. П. Двигатели внутреннего сгорания. Основные термины и русско-английские соответствия: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 2004. — 384с.
  81. Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты (опыт интерпретации): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Москва, 1998. — 16с.
  82. Н.И. Грамматика и смысл II Язык и человек. — М.: Моск. ун-т, 1970.-С. 63−85.
  83. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. -М.: МГУ, 1972. С. 9−31.
  84. Н.И. Речь как проводник информации: Монография. — М.: Наука, 1982.-160с.
  85. А.П. Фонетическое значение. Л.: ЛГУ, 1974. — 160с.
  86. П.Е. и др. История медицины, Москва, «Медицина», 1981. Электронный ресурс. — Режим доступа: http // www.referat.na5.ru, свободный.
  87. . Е.А. Слово в индивидуальном сознании: особенности восприятия некоторых глаголов // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. Вып. 6.-С. 44−51.
  88. Залевская А. А- Проблемы организации. внутреннего лексикона человека: Учеб. пособие. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1977а. 83с.
  89. А.А. Из опыта сопоставления ассоциативных реакций в условиях различных культур // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М.: Русский язык, 19 776. — С. 158−171.
  90. А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1978.-88с. ,. ,
  91. Залевская- А. А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике: Учеб: пособие.-Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1979. — 84с.
  92. А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // .Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. -Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1981.-С. 28−44.
  93. Залевская? А: А. Психолингвистические: проблемы семантики, слова: Учеб. пособие. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1982. — 80с.
  94. А.А. Проблемы психолингвистики: Учеб. пособие. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1988а. 135с.
  95. А.А. Специфика единиц и механизмов" индивидуального лексикона // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 19 886. — С. 5−15.
  96. А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование.— Воронеж: Воронеж: гос. ун-т, 1990. — 206с.
  97. А.А. Функциональная основа разграничения парадигматических и синтагматических связей при анализе материаловассоциативного эксперимента // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. — С.43−50.
  98. А.А. Различные подходы к трактовке значения как достояния индивида // Психолингвистические исследования слова и текста: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997. — С. 11−23.
  99. А.А. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Языковое сознание: теоретические подходы. М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. — С. 23−38.
  100. А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 382с.
  101. А.А. Об истоках, проблемах и перспективах современного подхода к проблемам языка и значения // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — С. 3−10.
  102. А.А. Концепт как достояние индивида // Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-С. 5−18.
  103. А.А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — 194с.
  104. А.А. Языковое сознание и описательная модель языка // Методология современной психолингвистики: проблемы, поиски, перспективы. Сб. статей. М.- Барнаул: Алт. ун-т, 20 036. — С. 35−49.
  105. А.А. Концептуальная интеграция как базовая ментальная операция // Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. Вып. 2. С. 56−71.
  106. А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005а. — 543с.
  107. А.А. «Чувствующий мозг» в трактовке А.Дамазио // Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь: ТГУ, 20 056. — С. 41−55.
  108. А.А. Некоторые новые подходы к значению слова // Исследования по семантике: Межвузовский сборник / Отв. ред. С. Е. Родионова. Уфа: РИЦБашГУ, 2008. — С. 38−50.
  109. С. Человеческие типы. Строение тела и психология. Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. — 352с.
  110. Зеленская В В. Коммунициругощая личность в аспекте языковых реализаций. — Краснодар: Кубанск. гос. ун-т, 2000. 69с.
  111. В.В. Психологические типы / Пер. с нем.- под общ. ред.
  112. B.В.Зеленского- Худ. обл. М. В. Драко. Мн. ООО «Попурри», 1998. — 656с.
  113. Зимняя- И. А. Вербальное мышление (психологический аспект) // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — Mi: Наука, 1985.1. C. 72−85.
  114. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Mocjc. психолого-социальный ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с.
  115. В.П. Психологическая^ педагогика. Материалы к курсу лекций. Самара: Самарский Дом печати, 1998. — Ч. 1. Живое знание- - 2-е изд. — 296с.
  116. Н.О. Специфика ядра лексикона носителя английского языка (на материале «Ассоциативного тезауруса английского языка»): Автореф: дис. канд. филол. наук. Одесса,.1989. — 16с.
  117. Золотова: Н. О: Единицы^ ядра ментального лексикона как функциональные ориентиры // Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002'. — С. 46−52-
  118. Н.О. Проблема ядра и периферии в исследованиях лексикона человека И Слово и текст: психолингвистический подход. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. Вып. 2. — С. 71−83.
  119. Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык: Монография. Тверь: Лилия Принт. 2005. — 204с.
  120. В.М. Ассоциативный потенциал слова как основа толкования сновидений: Дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 279с.
  121. О.В. Ассоциативная структура термина и общеупотребительного слова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Минск, 1987.-22с.
  122. О.В. Опыт построения ассоциативного словаря терминологической лексики // Вопросы терминологии: Межвузовск. сборник / Под общ. ред. В. Н. Немченко. Н. Новгород: ННГУ, 1993. — С. 65−74.
  123. С.В. Культурологический аспект языковых единиц. — Уфа: РИО БашГУ, 2002. 114с.
  124. С.В. Лингвокультурология и лингвокогнитология: сопряжение • парадигм: Учебное пособие. — Уфа: РИО БашГУ, 2004. 152с.
  125. С.В. Культурный знак и культурный смысл в лингвокультурологических исследованиях // Единицы языка в когнитивно-семиотическом и лингво-культурологическом аспектах: Сб. науч. ст. Ч. 1 / отв. ред. Р. З. Мурясов.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 108−121.
  126. Н.В., Калимуллина Л. А., Салихова Э. А. Социо- и психолингвистический портрет носителя' языка в условиях полиязычного Башкортостана. Уфа: Восточный университет, 2007. — С. 34−136.
  127. Е.Ю. Психолингвистические механизмы выражения эмоций в картине мира личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Чита, 2004. 21с.
  128. Л. А. Семантическое «поле эмотивности в русском языке: диахронический аспект (с привлечением материала славянских языков): Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 344с.
  129. Э.Е. Слово и текст в динамике смыслового взаимодействия: Психолингвистическое исследование / НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Новгород, 1998. 134с.
  130. Дж. Психология личности. — СПб.: Питер, 2003. — 640с.
  131. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 256с.
  132. В.И.Карасик, Г. Г. Слышкин. Базовые характеристики лингвокультурных концептов // Антология концептов. М.: Гнозис, 2007. -С. 12−13.
  133. Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. -М.: ИРЯ РАН, 1999. 180с.
  134. Т.Ю. Значение как психологический феномен // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. — Уфа: УГАТУ, 2005. С. 154−157.
  135. Т.Ю. Идентификация значения слова пожилыми людьми в ходе ассоциативного эксперимента // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вестник МГЛУ. М.: МГЛУ, 2007а.-Вып. 541.-С. 125−131.
  136. Т.Ю. Специфика развития значения слова в индивидуальном сознании в геронтогенезе: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ижевск, 20 076.-23с.
  137. А.В. Эмоциональность текста как основа единства его связанности и цельности // Текст: структура и функционирование. Барнаул: Алт. ун-т, 1997. -Вып.2. — С.81−87.
  138. Т.С. Проблемы формирования научной терминологии (на материале названий медицины и экологии): Автореф. дис.. д-ра. филол. наук. Краснодар, 1999. — 40с.
  139. И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352с.
  140. Е.Н. Проблемы психолингвистического исследования термина // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. С. 67−73.
  141. Ю.В. Синергетическая природа идентификации нового слова: опыт экспериментального исследования // Вестник ТГУ. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. — № 24 (52). — С. 37−45.
  142. Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов // Новые слова и словари новых слов. — Л.: Наука ЛО, 1983. — С. 71−81.
  143. А.В. К проблеме формирования эмоционально-чувственных образов, стоящих за иноязычными словами // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. Вып. 7. — С. 87−93.
  144. Т.Б. Некоторые экспериментальные исследования особенностей использования русского языка мужчинами и женщинами // Проблемы психолингвистики. М., 1975. — С. 186−200.
  145. Е.С. О современном понимании термина „концепт“ в лингвистике и культурологи // Реальность, язык, сознание. — Тамбов: ТГУ, 2002.-С. 5−15.
  146. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480с.
  147. О.В. Тендерные особенности языковой навигации // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. — Вып. 6. — С. 94−101.
  148. Е.М. К проблеме описания прагматических механизмовязыковой системы // Филологические науки. — 1994. — № 5. — С. 4−9.t
  149. И.С. Особенности идентификации прилагательных: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Тверь, 1993. 16с.
  150. К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.Лещинской. — М.: Эксмо, 2002. 448с.
  151. А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1965. — 248с.
  152. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969. -307с.
  153. А.А. Психологическая структура слова // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. — С. 7−19.
  154. А.А. Основы психолингвистики: Учебник. -М.: Смысл, 1997. -287с.
  155. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 462с.
  156. А.А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность): Монография. М.: Смысл, 2001. — 392с.
  157. А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003.-287с.
  158. А.Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО „МО-ДЭК“, 1999. — 416с.
  159. А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Ред.: Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. -М.: Смысл, 2000. 509с.
  160. Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории к структуре текста. Антология. — М.: Academia, 1997. С. 280−287.
  161. А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: МГУ, 1998.-336с.
  162. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -320с.
  163. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2005. — 480с.
  164. С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. -СПб.: Речь, 2002.-539с.
  165. Г. Г. Экспериментальное исследование особенностей внимания студентов с различной личностной типологией (интроверсия — экстраверсия): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Москва, 1988. 15с.
  166. О.Н. Описание языковой личности: Дисс.. канд. филол. наук. Краснодар: Кубанск. гос. ун-т, 2000. — 143с.
  167. Г. А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 143 — 147.
  168. И.Л. Опыт психолингвистического исследования антонимии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1981. С. 68−81.
  169. И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования слова: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — 112с.
  170. О.В., Петренко В. Ф. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/1 068.htm. 1999, свободный.
  171. Мруэ З. П1. Реконструкция ливанского соматологического портрета (итоги экспериментального исследования) // Язык, сознание, коммуникация.- М.: Филология, 1998. Вып. 4. — С. 70−81.
  172. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования: Монография. — Воронеж: Воронеж, ун-т, 1990.-110с.
  173. Е.Ю. Эмоциональность слова в индивидуальном лексиконе // Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека: Коллективн. монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — С.55−74.
  174. Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова.- Курск: Курск, гос. пед. ун-т, 2000. 1 Юс.
  175. С.В. О методике проведения внутриязыкового анализа экспериментального материала // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология: Материалы конференции. Уфа: УГАТУ, 2004. — С. 228−232.
  176. В.А. Зона фонетического реагирования в ассоциативном словаре школьника (на материале русского и английского языков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Саратов, 2003. — 22с.
  177. Нгуен Тхи Хыонг. Мир в образах сознания вьетнамцев // Языковое сознание и образ мира. — М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. С. 220−236.
  178. А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. -216с.
  179. А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // Теория и практика речевых исследований. М.: МГУ, 1999. — С. 132−144.
  180. А.И. Смысл как особый способ членения мира в сознании // Языковое сознание и образ мира. М.: МГУ, 2000. — С. 33−38.
  181. И.Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2002. — 52с.
  182. Д.С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л. П. Липситта, Ч. К. Спайкера / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1966. — С. 241−286.
  183. Л.А. Разграничение терминов языка и терминов речи // Термины в языке и речи. Горький, 1984. — С. 10−21.
  184. В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.-480с.
  185. Л.С. Пуськи Бятые // Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые. -М.: Эксмо, 2004. С. 405−443.
  186. В.В. Типология индивидуальности Электронный ресурс. -Режим доступа: htpp:// www.psvchology.ru 2000, свободный.
  187. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М.: Просвещение 1969. — 659с.
  188. В.А. Значение и концепт // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / Вестник МГЛУ. — Выпуск 541. Сер. Лингвистка. М., 2007а. — С.210−223.
  189. В. А. Основные направления современной отечественной этнопсихолингвистики // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы межвузовской научно-методической конференции. Уфа: УГАТУ, 20 076. — С. 3−16.
  190. А.В. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления. М.- Пенза: Ин-т языкознания РАН, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1995.-378с.
  191. Т.М. О спиралевидной модели развития значения слова у ребенка // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. -Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1986. С. 100−105.
  192. Т.М. Индивидуальный информационный тезаурус: ассоциативные миры слова и текста: миры мысли и чувства // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. — С. 11−15.
  193. Т.М. О разных парадигмах и основаниях исследовательского поиска // Психолингвистические исследования слова и текста. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997. — С. 66−75.
  194. Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. Уфа: УГАТУ, 2000. -242с.
  195. Т.М. Языковое сознание и моделирование процессов ассоциирования // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: Тезисы XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29−31 мая 2003 г. М., 2003.
  196. Т.М. Стратегии ассоциирования и соматические корни семантики // Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004 -Вып.З. — С. 102−111.
  197. Т.М. Психолингвистическое моделирование семантики // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005а. — Вып. 4. — С. 106−128.
  198. Т.М. Мозговые волны и ядро ментального лексикона // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 20 056. — Вып. 5. — С. 96−103.
  199. Т.Г. Модели идентификации неологизмов-глаголов // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. — Тверь: Твер.гос. ун-т, 1994.-С. 71−79.
  200. Р. Слова, значения и сообщения // Психолингвистика за рубежом. М., 1972. — С. 53−88.
  201. C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1993.-С. 160−170.
  202. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Психология, 1998.-705с.
  203. Т.Ю. Психолингвистическое исследование стратегий идентификации прилагательных-неологизмов // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. С. 32−42.
  204. Т.Ю. Стратегии идентификации новых слов носителями языка (на материале прилагательных): Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Тверь, 1993.- 17с.
  205. Т.Ю. Опора на формальные элементы при идентификаций нового слова // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1994. — С. 65−70.
  206. Т.Ю. Морфология в лексиконе человека // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998.- 134с.
  207. Т.Ю. Стратегии и опоры при идентификации слова // Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека. Тверь, 1999. — С. 102 — 130.
  208. Т.Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — 134с.
  209. Т.Ю. Идентификация слова: процесс и результат // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: Тезисы XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29−31 мая 2003 г. — М., 2003.-С. 81−84.
  210. Э.А. Изучение структуры ассоциативных полей: опыт теоретико-экспериментального исследования. — Уфа: Восточный университет, 2002. — 168с.
  211. Э.А. Некоторые из подходов к трактовке концептов // Лингвистика текста: методы исследования: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М.: МГПИ, 2006. — С. 83−85.
  212. Э.А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Уфа, 2007. — 49с.
  213. С.В. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 1999. — 16с.
  214. Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Ленинград, ун-т, 1989. — 181с.
  215. К.В. Психологическая типология: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2002. 592с.
  216. В.П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 207с.
  217. Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как построить интересный урок иностранного языка. — М.: Просвещение, 1963. — С. 185−208.
  218. А.А. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1977. — 183с.
  219. Т.В. Ассоциативный словарь ребенка. Архангельск, 1996.
  220. Т.В. Ассоциации ребенка. 4.1. Модель до-семантического ассоциирования. Архангельск, 1997. — 122с.
  221. Н.В. Вопросы изучения процесса идентификации значения глагола через образ // Психолингвистические исследования: слово и текст: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1995. -С. 80−83.
  222. Р.Л. Когнитивная психология. — СПб.: Питер, 2002, 592с.
  223. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.-168с.
  224. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа Языки русской культуры., 1997. — 824с.
  225. И.А. Значение и концепт: сходства и различия // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Сб. статей / Институт языкознания РАН. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С. 135−43.
  226. П., Барон-Тайгер Б. Читать человека как книгу / Пер. с англ. А. В. Сверчкова. -М.: ООО „Издательство ACT“, 2000. 288с.
  227. Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. — С. 7−22.
  228. Н.М. Роль формальных мотивирующих элементов в процессе идентификации псевдослова // Вестник Удмуртского университета. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007а. — Вып. 5. — Ч. 2. — С. 187−192.
  229. Н.М. Исследование стратегий идентификации значенУхя псевдослова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Ижевск, 20 076. — 20с.
  230. С.И. Психолингвистическое исследование стратегий идентификации значения словесного новообразования: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Саратов, 1989. — 17с.
  231. С.И. Факторы, влияющие на процесс идентификации значения нового слова // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1994. — С. 59−64.
  232. С.И. Психолингвистические проблемы неологии: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000 — 155с.
  233. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 215с.
  234. Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. — С. 132−145.
  235. Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. С. 135−170.
  236. Н.В. Языковое сознание и: образ мира славян // Языковое сознание иобраз мира. — М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. -:С.- 207−219-
  237. Уфимцева Н. В: Языковое сознание: этнопсихолингвистическая парадигма исследований // Методология современной- психолингвистики. — М.- Барнаул: Алт. ун-т, 2003. С. 162−174.
  238. А.Г. Психолингвистическая- концепция моделирования тендерной языковой личности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 236с.
  239. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990.» — С. 227−235.
  240. А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. — Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996: С. 97−103.
  241. Чанышева 3.3. Сознание, языковое сознание и культурное сознание // Вопросы полевого описания языка. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — С. 69−74.
  242. Чанышева 3.3. Этнокультурные основания лексической семантики: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 256с.
  243. Шадриков В-Д. Мир. внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.
  244. Т. Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) в практике профконсультирования, 2004 Электронный ресурс. — Режим доступа: http //ww.pmuc.ru/iournal/number2/shalaeva.htm, свободный.
  245. Д. Психологические типы. Юнговская типологическая1 модель. Перевод с английского В.Зеленского. 2 издание, перераб. и доп. СПб.: Б.С.К., 1996.-216с.
  246. A.M., Лебединский В. В. К проблеме развития речи в онтогенезе//Проблемы психолингвистики. -М., 1975.-С. 112−122.
  247. A.M. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические проблемы семантики. -М., 1983.-С. 190−196.
  248. В.И. Эмоции в языке и сознании: биологический аспект // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: Тезисы XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — Москва, 29−31 мая 2003 г. М., 2003. — С. 97−103.
  249. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. — Изд. 2-е, стереотип. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 244с.
  250. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк- Сост. В. В. Зеленский,
  251. А.М.Руткевич. М.: Мартис, 1997. — 320с.1 270. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем.: под общ. ред.
  252. В.В.Зеленского. Минск: ООО «Попурри», 1998. — 656с.
  253. Юнг К. Г. Психологические типы // Психология мотивации и эмоций. М.: ЧеРо, 2002. — С. 609−62.
  254. Юнг К. Г. Очерки по аналитической психологии. Мн.: ООО Харвест, 2003а.-528с.
  255. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. С.Лорие. Мн.: ООО Харвест, 20 036. — 528с.
  256. Юнг К. Г. Психология бессознательного // Пер. с нем. М.: Канон+, 2003 В. -400с.
  257. Юнг К. Г. Психология. Dementia praecox // Пер. Т. Э. Гусакова. Мн.: ООО Харвест, 2003 г. — 400с.
  258. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов- Пер. А. А. Спектор. Мн.: Харвест, 2004. — 400с.
  259. Anglin J.M. The growth of word meaning. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1970.- 108p.
  260. Carroll D.W. Psychology of language. 2nd ed. — Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1994.-214p.
  261. Clark E. V. What’s in a word? On the child’s acquisition of semantics in his first language // M.E. Moor (Ed.). Cognitive development and the acquisition of language. New York- London: Academic Press, 1973. — Pp.65−110.
  262. Clark E.V. First language acquisition // J. Morton & J.C.Marshall (Eds.). Developmental and pathological. London: Elek Science London, 1977. — Pp. 3−72.
  263. Cramer Ph. Word Association. New York, London: Academic Press, 1968. 178p.
  264. G. & Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic Books, 2002. — 464p.
  265. Jakobson R. Linguistics and Poetics // Style in Language. / Ed. by Th.A.Sebeok. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 1960. -Pp.350−377.
  266. Keil F.C. Characteristic-to-defming shift in the development of word meaning // Journal of Verbal Learning and Verbal Bahavior. -1984. Vol. 23 (2). -Pp. 221−236.
  267. Money J. Linguistic resources and psychodynamic theory // British Journal of Medical Sexology. 1955. — Vol. 20. — Pp. 264−266.
  268. Osgood Ch.E. Method and theory in experimental psychology. New York: Oxford Univ. Press, 1953. — 800p.
  269. Palermo D.S., Jenkins J.J. Word Association Norms: Grade school through college. Minneapolis: Univer. Minnesota Press, 1963. 23Op.
  270. Palermo D.S. Psychology of language. Glenview, III.: Scott, Foresman & Co., 1978.-261p.
  271. Ruthrof H. Semantics and the body: Meaning from Frege to the postmodern. — Toronto: University of Toronto Press, 1997. — 321p.
  272. Ruthrof H. The body in language. London- New York: Cassell, 2000. -193p.
  273. Williams M. and Burden R.L. Psychology for Language Teachers: A Social Constructivist Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 232p.1. Словари
  274. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский (Ред.). М.: Помовский и партнеры, 1996. — 656с.
  275. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2001. 1536с.
  276. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. -416с.
  277. Комплексный словарь русского языка / Тихонов А. Н. и др. Под ред. д-ра филол. наук А. Н. Тихонова. М.: Рус. яз., 2001. — 1229с.
  278. С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И.Ожегов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200с.
  279. Ю.Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. РАС Русский ассоциативный словарь. Т. 1−6. / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. — М.: Помовский и партнеры- ИРЯ РАН. — 1994−1998.
  280. Русский ассоциативный словарь в двух томах / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова. М.: ACT, 2002. 1776с.
  281. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред.
  282. A.АЛеонтьева. М.: Московск. ун-т, 1977. С. 5−16.
  283. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований- Под ред.: А. П. Евгеньевой. 4-е изд. — М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А-Й. — 702с.
  284. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2002. — 960с.
  285. В.Н. Языкознание. Большой энциклопедический словарь /
  286. B.Н.Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685с.
  287. СЛОВА-СТИМУЛЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ
  288. ПАРОНИТ — прокладочный листовой материал из вальцованного асбеста с каучуковым связующим и минеральными наполнителями. ТРАВЕРСА — элемент клапанного механизма, передающий усилие на два или несколько клапанов.
  289. ДЕФЛЕКТОР — устройство для направления охлаждающего воздуха к охлаждаемым деталям двигателя.
  290. ПИТТИНГ любое удаление или перемещение материала, приводящее к образованию на поверхности детали углублений и ямок. ЮЗ — самопроизвольный переход от качения к скольжению в узлах трения качения.
  291. БАББИТ антифрикционный материал для заливки вкладышей и втулок подшипников скольжения.
  292. ТЕМПЛЕТ — самостоятельно используемая упрощенная ортогональная проекция предмета, изображенная в установленном масштабе с необходимыми для проектирования промышленных объектов условными обозначениями и надписями.
  293. МЕСДОЗА гидравлическое измерительное устройство для определения давления.
Заполнить форму текущей работой